Психологические барьеры общения

Курсовая работа

Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.

И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.

В целом взаимодействие с обществом сегодня должно строиться на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.

Возникновение психологических и коммуникативных барьеров общения существенно мешает как общению отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв. А так как человек – существо социальное – общение ему просто необходимо. Именно поэтому эта проблема актуальна в наши дни.

Проблемой барьеров в общении учёные занимались всегда. Эта тема прежде всего связана с такими именами, как Э.Берн, З.Фрейд , Л.П. Буева, А. С. Золотнякова, Б. Д. Парыгин , М. С. Каган, А. А. Бодалев. Некоторые концепции рассмотрены ниже.

Цели исследования: выявить возможные барьеры общения у респондентов разных возрастов, дать им практические рекомендации.

Задачи исследования: провести ряд методик, выявляющих коммуникативные барьеры общения.

Методы исследования: Оценка уровня общительности (тест Ряховского), методика «Выход из трудных жизненных ситуаций», тест: Ваша коммуникативная установка.

Объект исследования – люди разных полов и возрастов.

Предмет исследования – психологические барьеры общения.

Эмпирическая база исследования: 30 испытуемых двух возрастных групп: студенты 1-2 курса(17-19 лет, 10 девушек и 5 молодых людей) и рабочие в возрасте 45-50 лет (10 женщин и 5 мужчин).

Практическая значимость моей работы состоит в том, что проблема «отцов и детей» актуальна во все времена. Барьеры общения молодёжи и их родителей нередко создают непонимание и напряжённую обстановку в семье. Возможно, итогом моей работы станет разрушение этих барьеров.

I. Теоретический аспект. (некоторые концепции современных психологов, разновидности барьеров, причины их возникновения, методы устранения).

II. Эмпирическая часть. (методики и этапы проведения исследования).

Гипотеза:

1.Трудности в общении происходят в большей мере не от слишком высокого или слишком низкого уровня коммуникабельности, а, скорее, от трудности выхода из сложившейся ситуации и негативной коммуникативной установки индивида.

4 стр., 1551 слов

Исследование психологических барьеров общения школьника

... барьеров общения. Гипотеза исследования: Существует тесная взаимосвязь между уровнем возникновения барьеров в общении у школьников и семейными условиями, в которых протекает их жизнедеятельность. Целью данной дипломной работы является анализ психологических барьеров общения ... школы, захватывает новые интересы, занятия и отношения. Общение – слишком сложный процесс, многообразные функции которого, на ...

2. «Барьер возраста» появляется прежде всего из-за негативной коммуникативной установки и трудности выхода из сложной ситуации у молодых людей.

I . Теоретический аспект

1.1. Основные подходы психологии в изучении общения

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. {12}

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.

По целям общение делится на биологическое и социальное. Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Массовое общение — это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности. Поскольку социальная психология– составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории. Существует множество подходов к обоснованию этого положения.

Концепция Эрика Берна, так называемый «Трансакционный анализ», заключается в том, заключается в том, что в каждом человеке в той или иной ситуации доминирует одно из состояний Я:

1. Состояния я, сходные с образом родителей;

2. Состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности;

3. Состояния я, представляющие наиболее архаичные образцы чувств и поведения, афиксированные в реннем детстве.

Э.Берн утверждает, что в каждый данный момент любой член группы проявляет одно из состояний Я-Родителя, Взрослого или Ребёнка.

дополняющие

пересекающиеся

Другая концепция, разработанная Л.П. Буевой содержит следующие аспекты изучения общения: 1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);

2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);

3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);

4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);

5) «нормативный» (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения);

6 стр., 2901 слов

Роль общения в жизни человека

... своим. Общение в жизни человека отличает его от других биологических существ на этой планете. Зачем нужно общение? Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью и постоянным нахождением в обществе, ... Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь ...

6) «семиотический» (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем — с другой);

7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками).

А. А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми». {13}

Авторы сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» рассматривают общение как «систему межличностного взаимодействия», ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами.

Проблему общения исследовали и философы. Так, Б. Д. Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности». Л. П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. М. С. Каган рассматривает общение, как «коммуникативный вид деятельности», — выражающий «практическую активность субъекта. {1}

Частью социального общения является речевая коммуникация. Ее образуют речевые акты, участвующие в процессе передачи информации и обмена деятельностью.

Коммуникации – понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях:

1. Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между людьми, например, структуры межгруппового общения ее участников.

2. Для характеристики обмена информацией в человеческом общении вообще, где коммуникация выступает как одна из сторон человеческого общения – информационная. Коммуникация включает обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. между людьми в ходе совместной деятельности. {9}

Коммуникация как совокупность речевых актов может быть направлена на решение конкретной проблемы или достижение необходимого результата, исходя из общих интересов и целей коммуникантов.

Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хорошей” речи: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических норм.

Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания. Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и др.)

Логичность, Выразительностью

Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок.

Богатство, Уместность

Наиболее распространенной и чаще всего применяемой формой деловой коммуникации является деловая беседа. Обычно под деловой беседой понимают межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений.

3 стр., 1240 слов

Культура делового общения. Общение, как социально-психологическая ...

... чувства уверенности в правильности высказываний. ОБЩЕНИЕ, КАК СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯОбщение выступает как многоплановый процесс развития контактов между людьми, которые ... общения, 2. Выделить специфику культуры делового общения, 3. Определить общение, как социально- психологическую категорию, 4. Выделить особенности вербального общения, 5. Выделить особенности невербального общения. ...

Одной из функций деловой беседы является поддержание деловых контактов и стимулирование деловой активности. Это предполагает формирование межличностных связей у партнеров.

Структура общения

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).{9}

Выводы: Общение – процесс многогранный сложный и требующий определённых навыков. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

1.2. Коммуникативные барьеры. Психологические барьеры

В даннойработе будем придерживаться следующего определения. «Барьер» общения – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей.

В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. {4}

Человек, как элемент коммуникации — сложный и чувствительный «получатель» информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.

1.2.1 Коммуникативные барьеры общения

информационно-дефицитный барьер.

замещающе-искажающем барьере.

эмоциональные барьеры.

барьера непонимания

семантический барьер непонимания,

стилистический барьер,

логического барьера

1.2.2 Психологические барьеры общения

Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью.

Общение является неизменным составляющим, социальной жизни человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приёмам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определённое содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, прежде всего, имеют в виду технику и средства общения. {8}

Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.

Перечислим психологические барьеры, которые возникают в процессе общения людей.

Первое впечатление, Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки., Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей., Барьер «боязни» контакта с человеком., Барьер «ожидания непонимания».

Барьер «возраста» типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия.{4} Поэтому именно Барьер «возраста» стал темой моего исследования.

Выводы: Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения. Существуют коммуникативные барьеры (когда человек не понимает речи собеседника по тем или иным причинам, например если речь искажена или люди беседуют на разных языках) и психологические барьеры (например, если люди не понимают друг друга из-за разницы в возрасте или «первое впечатление» оказало слишком сильное влияние).

1.3 Техника общения. Методы предотвращения коммуникативных барьеров

Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы — предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.

Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приёмы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнёра благоприятное или неблагоприятное впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определённого выражения лица, позы, выбор начальных слов, тона высказывания, движений и жестов, привлекающих партнёра действий, направленных на его преднастройку, на определённое восприятие сообщаемого (передаваемой информации).

В процессе общения применяются виды техники и приёмы разговора, основанные на использовании обратной связи.

Существует множество приёмов повышения эффективности общения, избегания коммуникативных барьеров. Назовем некоторые из них.

«имя собственное»

«зеркало отношений»

«терпеливый слушатель»

«личная жизнь»

Выводы:Решение проблемы «барьеров» общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия «барьеров» и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно решаются в русле личностного подхода. {8}

1.4.Схема выхода из ситуации «барьера»

Изучение проблемы «барьеров» общения в контексте личностного подхода позволяет говорить о схеме выхода из ситуации «барьера», где главным является принцип взаимоотношений ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию с учетом индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению.

Схема выхода из ситуации «барьера»:

1) оценка создавшейся ситуации «барьера» (определение ее направленности и возможных последствий);

2) выявление ориентировочных причин возникновения;

3) исследование предполагаемого выхода из ситуации в зависимости от ее причин (нейтрализация, либо сведение к воздействию негативных факторов);

4) определение аффективных действий для выхода из создавшейся ситуации. Действия, направленные на минимизацию «барьеров» позволяют наладить процесс общения и приводят к аффективному взаимодействию в условиях совместной деятельности.

Важную роль играет в преодолении психологических барьеров мотивационное состояние. {2}

Выводы:Для преодоления «барьеров» необходимо точно оценить ситуацию, чётко выяснить причины возникновения «барьера» и действовать согласно намеченной схеме. При этом надо учесть главный принцип: принцип сотрудничества и взаимопонимания с учетом индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению.

1.5.Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения

при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил.

1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки.

2. Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: «Разве я никогда не ошибаюсь?» Постарайтесь взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.

3. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: «Что будет, если выход не будет найден?» Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.

4. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, «выпустить пар». Но разрядиться на окружающих — это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.

5. Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тогда вы обязываете и его быть лучше.

6. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите:

«Если бы вы были на моем месте, то что бы вы сделали?» Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.

7. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства.

8. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.

9. Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить отношения. {4}

II .Эмпирическая часть.

Методики и этапы проведения исследования.

В моём исследовании приняли участие 30 испытуемых двух возрастных групп: студенты 1-2 курса(17-19 лет, 10 девушек и 5 молодых людей) и рабочие в возрасте 45-50 лет (10 женщин и 5 мужчин).

В работе использовались методики: Оценка уровня общительности (тест Ряховского), методика «Выход из трудных жизненных ситуаций», тест: Ваша коммуникативная установка. (см.Приложения1-15)С их помощью было выявлено: уровень общительности испытуемых, коммуникативная установка гибкость и быстрота выхода из ситуации барьера.

Сначала испытуемым была предложена методика: «оценка уровня общительности (тест Ряховского)», были выявлены результаты, далее респонденты прошли тест «ваша коммуникативная установка» и в заключении ответили на ряд вопросов теста: «Выход из трудных жизненных ситуаций».

Анализ, выводы

В ходе исследования получились следующие результаты:

В тесте Ряховского обе возрастные группы набрали приблизительно одинаковое количество баллов (9-18)(см таблицу 1).

Среднее значение – 13,5баллов. Это свидетельствует о примерно одинаковом уровне общительности обоих групп. Если обратиться к классификатору теста – такое количество баллов свидетельствует о:

  • Испытуемые любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний;
  • экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение. Также респонденты бывают весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры).

    Иногда даже любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Бывает, вспылят, но быстро отходят. Чего им недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, могут себя заставить не отступать.

При подведении итогов теста можно сказать, что испытуемые находятся на уровне нормальной коммуникабельности, но бывают и чересчур любознательными и вспыльчивыми.

Таблица 1. Результаты теста Ряховского

Количество баллов 3 и менее 4-8 9-13 14-18 19-24 25-29 30-32

Испытуемые

Обе возрастные группы

Исходя из результатов теста «ваша коммуникативная установка» были выявлены следующие интересные результаты(см таблицу 2):

Таблица 2. Результаты теста «ваша коммуникативная установка»

Анализ 1

1шкала: Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них.

2 шкала: Открытая жестокость в отношениях к людям.

3 шкала: Обоснованный негативизм в суждениях о людях.

4 шкала: Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.

5 шкала: Негативный личный опыт общения с окружающими.

Так, из таблицы 2 видно, что «молодое поколение» набрало по 1 и 2 шкале (Открытая жестокость в отношениях к людям и завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них) большее количество баллов. Это свидетельствует о замаскированной, приглушенной или косвенной форме суждения личности содержат недоброжелательность, настороженность в отношениях со многими партнерами, отрицательные выводы о людях, нежелание откликаться на их проблемы. Подобные умонастроения несут в себе негативную энергию. Также видно, что первая возрастная группа придерживается отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия.Они демонстрируют весьма выраженную жесткость — завуалированную или открытую, либо и ту, и другую сразу, как в случае с нашими испытуемыми, но в то же время словно носят розовые очки: то, что вызывает обоснованный негативизм, не замечают. Обычно, такие взгляды демонстрируют весьма сложные особы: внутренне противоречивые, непоследовательные в высказываниях, со сниженной самокритичностью, склонные к рисовке и вызывающему поведению.

В то время у старшего поколения по всем трём шкалам набрано меньшее количество баллов, это говорит о меньшем отрицательном отношении к окружающим, о меньшем эмоциональном напряжении, и о меньшем негативизме в целом.

Обратим внимание на общее количество баллов в итоге теста. У молодого поколения это – 55 баллов, а у старшего – это – 32 балла. Следуя классификатору теста: если вы получили балл выше общего среднего – 33(из 100 возможных), это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая, по всей вероятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров.

Следует учесть, что в тесте Ряховского обе группы набрали примерно одинаковые результаты. Рискнём предположить, что общительность сама по себе ни коем образом не влияет на коммуникативную негативную установку.

В заключении рассмотрим результаты третьего теста, проведённого с испытуемыми (методика «Выход из трудных жизненных ситуаций»).

Полученные результаты наглядно показывают как респондент выходит из трудных жизненных ситуаций: мирится с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем, или проклинают судьбу, эмоционально разряжаются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Опросник позволяет выявить доминирующий у данного человека способ решения жизненных проблем.

На основании общей суммы баллов, набранных испытуемым, судят о типичных для него способах выхода из затруднительных ситуаций.

от 7 до 15

от 16 до 26

от 27 до 36,

Результаты таковы: группа «Молодое поколение» набрала в среднем 20-22 балла, что говорит, что не всегда данный человек с достоинством выдерживает удары судьбы. Может сорваться. (см. Таблицу 3)

«Старшее поколение» получило в среднем 10 баллов, что говорит о более конструктивном доминирующем стиле выхода из трудных жизненных ситуаций. (см. Таблицу 3)

Таблица 3. Результаты теста «Выход из трудных жизненных ситуаций»

Количество баллов от 7 до 15 от 16 до 26 от 27 до 36
Испытуемые «Старшее поколение» «Молодое поколение»

Выводы: Исходя из полученных результатов по всем трём методикам, проведёнными с испытуемыми, можно подвести итог: «молодое поколение» отличается более выраженной негативной коммуникативной установкой и сложнее выходит из сложившейся ситуации, а «старшее поколение» не имеет выраженную негативную коммуникативную установку и с лёгкостью справляется с трудными обстоятельствами.

Возможно, это обуславливается богатым жизненным опытом и большей мудростью «старших». Скорее всего, именно эта особенность лежит в основе проблемы «отцов и детей».

Гипотеза верифицирована.

Заключение

Подводя итог работе, можно сделать следующие выводы:

Общение – очень важное составляющее социальной жизни человека. Часто в этом сложном процессе возникают трудности – так называемые «коммуникативные барьеры общения».

Нас интересовала эффективность деятельности коммуникации за счет умения респондентами преодолевать психологические барьеры, добиваться желаемых результатов благодаря своим умениям и навыкам в сфере общения.

В современной науке об общении столь огромное количество несовпадающих, а иногда противоречащих понятий и определений, что затрудняет изучение и использования на практике форм и механизмов общения.

Если попытаться определить нашу позицию в вопросе об общении, мы, прежде всего, должны подчеркнуть, что общение является одним из видов деятельности. Но не всем оно легко даётся, ведь у партнеров по общению часто разные, в нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие.

Круг лиц, испытывающих потребность в совершенствовании своих коммуникативных навыков, весьма широк. К нему относится и «молодое поколение». В конкретной работе рассматривается достаточно актуальная проблема – проблема «отцов и детей», так называемый барьер возрста.

Для эффективного общения надо обладать некоторой системой навыков, знаний и умений, которую принято обозначать понятием социально-психологическая или коммуникативная компетентность. В состав социально-психологической компетентности включается умение понимать личность и эмоциональные состояния партнеров по общению, знать правила поведения в различных коммуникативных ситуациях, уметь выбрать адекватную форму обращения и многое-многое другое.

В своей работе я попыталась разобраться с проблемами коммуникации и способами их решения для эффективного общения и понимания других.

Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация — это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Коммуникация является средством, с помощью которого осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/psihologicheskie-zaschityi-bareryi-v-obschenii/

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996. – с 343

2. Антонов В.Г., Бобылева Н.В. Организационное поведение в таблицах и схемах / Под научной редакцией д. э. н. Г.Р. Латфуллина, д. э. н. О.Н. – 321с. 3.Атватер И., Я Вас слушаю: (Советы руководителю, как правильно слушать собеседника).

Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1984. – 112 с

4. Батаршев А.В. «Организаторские и коммуникативные качества личности» (Для деловых людей).

— Таллин: Центр информационных и социальных технологий «Регалис», 1998. – 146с.

5. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2008. – 576с.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник М: «Высшая школа», 2000 г. – 243с.

7. Венидиктова В.И. О деловой этике и этикете, Москва, 1997 – с 187.

8. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи, Москва, 1997 — с 235 9.Громова – М.: Айрис-пресс, 2002 – 288с. ил. — /Высшее образование.

10.Донцов А.И. «Психология коллектива». Айрис-пресс, 2002 – 265с.

11. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю.; Под ред. Проф. 5. – 324с.

12. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991. – 243с.

13.В.Н.Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 180 с.

14. Леви В. «Искусство быть другим» С-Петербург. изд. Питер 1993 – 215с.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972. – 132с.

15. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида//

Психологические проблемы социальной регуляции поведения, — М., 1976. – 270с.

16. Леонтьев А.А. Психология общения, Москва, 1999 — 465с.

17.Лукичева Л.И. Управление организацией.- М. — 2004.

18.Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие 2-ое издание. – СПБ: Издательство Михайлова В.А., 2002 – 254с.

19.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1999.

20. Митителло В.Л., Этика и этикет делового человека., Самара, 1992

21. Морозов С.М.»Методы психологического исследования личности» К: 92 г. 218 – с

20. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.

21. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение /Перевод с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского – СПБ: -Издательство «Питер», 2000 – 448с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

22. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.

23. Психологический словарь. – М., 1983 г. –Г. В. Бороздина. Психология делового общения. М., 1999. — 231с .

24″Психология» словарь М: 90 г. «Политиздат». — 145с.

25. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 1999.

26.М.М.Рыбакова «Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе» М: 91 г., «Просвещение». С – 286

27. Слуцкий В.И. » Элементарная педагогика» М: 92 г., «Просвещение».

28. Смирнов С.Д. «Гуманистические традиции образования». 1996 – 280с.

29. Столяренко Основы психологии. Ростов н/Д.: «Феникс», 1997г – 342с.

30. Фокин Ю.Г. «Общие сведения о дидактике высшей школы». 1996 – 245с.