Воспитательный потенциал семьи

Курсовая работа

Глава I. Воспитательный потенциал семьи и ее педагогическая культура

1.1 Современная российская семья и семейное воспитание

причин неудовлетворительного воспитания в семье

Основной фактор становления и формирования личности —

Глава II. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании подростка

2.1 Работа педагога с семьей

Цели взаимодействия образовательного учреждения с семьей:, Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей -, Родительское собрание

В МОУ средняя школа №112 г. Новосибирска активно ведется работа по организации мероприятий, направленных на укрепление связи между семьей и школой. Предлагаю проанализировать опыт взаимодействия классного руководителя 7 «А» с родителями.Известно, что «проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные дети», так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.Кроме того, существует очень важная закономерность, обнаруженная практическими психологами. Оказывается, что большинство родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» в психике ребенка.

Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения — большинство родителей воспитывает детей так, как воспитывали их.»Со мной никто не возился, и ничего, вырос», — говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые, дружеские отношения.Исходя из этого классным руководителем были поставлены следующие цели работы с родителями:Укрепление связи между семьей и школой (привлечение родителей в школу для соотнесения приоритетов воспитания детей, поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей).Создание ситуации успешности для ребенка в школе при непосредственном внимании родителя.Профилактика правонарушений среди детей и подростков.В рамках этого направления в классе проводятся:тематические активные родительские собрания (с рекомендациями психолога и социального педагога, сообщениями о психологических особенностях возраста и др.);анкетирование родителей на предмет выяснения мнения родителей о качестве работы школы, уровне образования и удовлетворенности программами; а также для выяснения их пожеланий администрации, пед.

22 стр., 10761 слов

Формы работы социального педагога с детьми, оставшимися без попечения ...

... по работе социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей, в ОГОБУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №2» г. Биробиджана. Методологическая основа исследования: теоретические положения о проблемах детей, воспитывающихся в детском доме ...

коллективу и организации учебного процесса в целом;проведение спортивной игры «Папа, мама и я — спортивная семья», целями которой стали не только укрепление связей между семьей и школой, но и активная пропаганда здорового стиля жизни;проведение родительских конференций.В своём общении с родителями классный руководитель использует такие виды работы:анкетированиепосещение семьииндивидуальные беседыродительские собранияПервым этапом и залогом дальнейшего продуктивного общения с семьёй ребёнка педагог считает установление тёплых отношений, личного контакта с родителями. На родительских собраниях обычно 80-90% -ая посещаемость, и вот как классный руководитель этого добивается. В начале учебного года на каждого ребёнка заводится отдельная ученическая тетрадь, где фиксируется всё достойное внимания родителей (как положительные, так и не очень) факты из школьной жизни ученика. Записи ведутся в свободной форме, с юмором, что позволяет неформально подойти к проблеме и вызывает у родителей живой отклик. В этот же дневник педагогических наблюдений при желании можно внести записи других педагогов и психолога, что делает картину жизни ребёнка более полной и объективной. За месяц-два в этой тетради накапливается определённый объём информации и к родительскому собранию педагог обладает фактическим материалом, с которым можно работать дальше.

Он очень внимательно следит, чтобы записи носили преимущественно положительный характер, а отрицательных замечаний в школе и так хватает. О них классный руководитель упоминает с юмором и в максимально корректной форме. На собраниях родители знакомятся с записями в конфиденциальной форме, как правило, остаются этим чрезвычайно довольны и с желанием идут на контакт с педагогами, откликаясь на просьбы и пожелания. Вслух же классный руководитель преподносит им ту информацию, которая имеет ценность для всех, отвечает на вопросы родителей и делится впечатлениями от общения с их детьми.Работа с родителями — большое искусство, как и вообще общение с людьми. Когда удаётся наладить контакт с семьёй, тогда родители сами идут к учителю, не боятся быть непонятыми, обиженными и униженными. На этом фундаменте гораздо легче и проще строить отношения с детьми. Это делает работу педагога, как сейчас принято говорить, «прозрачной», не возникает двусмысленностей, обид и недомолвок.Плюсы этой формы работы очевидны, но считаю необходимым упомянуть и о минусах. Это очень трудоёмкое занятие, а «писанины» у учителей и так достаточно. Дневники наблюдений требуют от педагога вдумчивости, ответственности и большой затраты времени, но они же являются опорой в работе, доказательством компетентности, документом, свидетельствующим о качестве работы.

4 стр., 1961 слов

Конфликты подростков и родителей

... самооценку у подростков. Изучение проблемы конфликтов подростков и родителей имеет не только первостепенное теоретическое, но и острое практическое значение. Данное исследование может быть полезным как для родителей, так и для подростков. Родители смогут понять, ...

По моему мнению, все душевные и физические затраты на ведение подобных дневников окупаются установлением тёплых отношений с семьёй ребёнка, благодарностью родителей и в итоге повышают авторитет и конкурентоспособность педагога.Девизом родительских конференций стали строки:» Не осуждай, а огорчайся! Не огорчайся, а объясняй!Не объясняй, а покажи!Не покажи, а сделай вместе!»Конференции проводятся не в отдельно взятом классе, а для всей параллели. На них приглашаются школьный психолог, социальный педагог и педагоги-предметники.Цели конференций:Просветительская работа среди родителей по воспитанию школьников;Осознание необходимости постоянной работы родителей над собой в процессе воспитания и развития личности ребенка;Укрепление связей «родитель-ребенок-школа».Опыт проведения такой формы работы с родителями начался в 2004 году. Тогда конференция была посвящена теме «Семья как фактор образовательной среды».Подготовка к конференции предусматривала собрание родительских активов двух параллелей и обсуждение в микрогруппах предложенных ситуаций с выделением конкретных вопросов, на которые родителям предлагалось ответить (бланки представлены в приложении 5).

Затем аналогичную работу проводили на поклассных собраниях, но в роли ведущих обсуждения выступали уже члены родительского актива.Таким образом, каждый класс на параллели всё обсудив, принял определенное решение, с которым и вышел на конференцию. Ситуации, предложенные родителям, выступали как иллюстрация связи «родитель-ребенок-учитель». Родители разрешали ее со своей позиции (в чем ошибка родителя и как нужно поступить ему в ней).После родительской конференции был проведен педагогический совет, где учителя в микрогруппах решали эти же ситуации с позиции учителя (в чем его возможная ошибка и как лучше поступить).

Данная форма работы очень понравилась и родителям, и педагогам, было высказано много положительных откликов.Продолжая интересный опыт, 15 апреля 2005 года была проведена следующая конференция «Поощрение и наказание как методы воспитательного воздействия». (6 класс)Задачи: Ознакомление с правами и обязанностями родителей по воспитанию и образованию детей (на основе Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Закона «Об образовании»).Ознакомление с возрастными особенностями подростков и их восприятием поощрений и наказаний.Овладение новыми приемами развития самоуправления у детей и младших подростков.Предупредить возможные ошибки родителей в процессе воспитания в преддверии наступления подросткового возраста.К конференции был подготовлен выпуск школьной газеты «Вместе», в котором представлено много полезной и интересной информации по теме. В ходе подготовки к конференции была проведена работа с родительскими активами классов, где родителям были предложены различные жизненные ситуации, с которыми им, возможно, придется или уже приходилось сталкиваться в воспитании детей, чтобы принять в наибольшей мереприемлемое решение, иметь возможность выслушать как можно больше точек зрения, посоветоваться друг с другом, обсудить.Работа велась в микроколлективах на представленных бланках по определенной схеме.

В приложении 5 представлены бланки для ответов, ситуации и обобщенные выводы, которые сделали родители, работая в микрогруппах. Затем аналогичную работу проводили на поклассных собраниях. Но в роли ведущих обсуждение выступали уже не психолог и социальный педагог, а члены родительского актива.В ходе подготовки к конференции велась работа и с учащимися 6-х классов. На классных часах обсуждалась тема «Моя семья», где изучались такие вопросы, как история семьи, создание генеалогического дерева и герба своей семьи, вклад каждого члена семьи в ее духовное и материальное благополучие. Для учащихся 6-х классов предлагалось закончить следующее предложение, высказывая свое мнение (подпись была необязательна): «Какими бы ты хотел видеть своих родителей Примечательно и приятно, что в большинстве ответов после перечисления каких-либо положительных моментов, звучит мысль о том, что уже сейчас родители именно такие и своими отношениями с ними они довольны. Все детские работы были оформлены и представлены на конференции на больших плакатах.На конференции выступали родители — члены активов, выражая общее мнение родителей по обсуждаемым ситуациям.

32 стр., 15997 слов

Авто «Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения»

... с I по XI классы. 2. Подготовить учителей к работе с одаренными школьниками по новой технологии развития общей одаренности детей в школьном обучении. ... На становление исследовательской и противоположной ей репродуктивной позиции, существенное влияние оказывают как условия школьного обучения, включая личность учителя, так и особенности семейного воспитания, связанные с представлениями родителей ...

Для выступления с докладом «Поощрения и наказания» была приглашена школьный психолог, она рассказала о возрастных особенностях подростков и их возможных реакциях в поведении. Слово было представлено и социальному педагогу, которая пропагандировала учебные оздоравливающие игры, помогающие ребенку, у которого есть проблемы в обучении, общении с окружающим миром. Выступление называлось «Как помочь ребенку». В заключение учащиеся 6-х классов выступили перед родителями с номерами художественной самодеятельности.При подведении итогов конференции родители высказывали свое мнение и отметили, что подобная работа с ними важна и необходима, т.к многие «варятся в своем соку» и не имеют возможности столь подробно обсуждать возникающие проблемы. Так же родителями была предложена тема следующей конференции: «Воспитание волевых качеств у детей и подростков», — которая была проведена 15 сентября 2005 года.Задачи: Овладение родителями некоторыми практическими приемами общения с ребенком.Ознакомление с основными этапами формирования волевых качеств у школьников.Предупредить возможные ошибки родителей в процессе воспитания.Чтобы воспитать волевые качества и сформировать самостоятельность у ребенка, необходимо создать определенные условия в непосредственном общении с ним.При подготовке к конференции психолог и социальный педагог провели активные родительские собрания на параллели 7-х классов.

На этот раз в обсуждении приняли участие не только родительские комитеты, как было ранее, а все родители.Выступление на собрании было составлено по книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». — М.: «ЧеРо».Для лучшего восприятия информации в каждой микрогруппе родителей на столе был представлен Краткий конспект выступления. После каждого условия, которые мы выделили в нашем выступлении, родителям предлагалось выполнить небольшое практическое задание. Так, после обсуждения значения проявлений безусловного принятия ребенка каждому родителю было предложено вспомнить вчерашний или любой другой день и подсчитать, сколько за целый день они обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями и сколько — с отрицательными. После выполнения сообщалось, что если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с проявлением безусловного принятия в общении у них не все так благополучно.После обсуждения вопроса о формировании навыков самостоятельности у детей каждому родителю предлагалось сделать следующее: «Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите: «Сам», над правой — «Вместе».

Перечислите в них те дела, которые ваш ребенок решает и делает сам, и те, в которых вы обычно участвуете. Затем посмотрите, что из колонки «Вместе» можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку «Сам». Помните: каждое такое перемещение — важный шаг к взрослению вашего ребенка. Обязательно отметьте этот его успех.Овладение навыками активного слушания происходило в форме группового обсуждения. После знакомства с примером каждая группа заполняла свои бланки с приведенными ситуациями, формулируя ответ родителей по правилам активного слушания. В каждом классе было по 3 группы, в приложении 5 представлен 1 из 3 бланков (они составлены на основе книги).После обсуждения темы «Я-сообщений» следовало задание на том же бланке: «Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает «Я-сообщению» (см. приложение 5).После завершения работы родители высказали свои впечатления, и, в большинстве своем такие техники в общении их заинтересовали. Было принято общее решение попробовать их применять.В конце сентября так же проводилась анкета среди родителей с целью выявить мнение родителей об успехах в применении предложенных форм общения.

Результаты были проанализированы психологом, их обсуждение состоялось на следующем этапе работы по подготовке к конференции — встрече с родительскими активами классов. После обмена мнениями о личных впечатлениях каждого и знакомства с результатами анкетирования были намечены выступления от каждого родительского актива.В обсуждении темы воспитания волевых качеств педагогам показалось интересным узнать мнение самих детей о том, что они понимают под этим выражением. Учащимся были заданы 4 вопроса, на которые они ответили исходя из своего собственного мнения:Что такое сила воли?Кто для тебя является образцом волевого человека (пример из жизни или литературы)?Как ты считаешь, тебя уже можно назвать человеком, у которого есть сила воли?Кто тебе может помочь в развитии воли?Ответы ребят были самые разные, но все интересные, а порой и забавные. Часть из них были опубликованы в выпуске школьной газеты «Вместе», который был посвящен родительской конференции, а другая часть составила оформление большого плаката, который был представлен всем участникам конференции.Программа конференции включала следующие выступления:Краткое повторение основных условий для успешного общения, которые обсуждались на собрании 7-х классов (школьный психолог).Выступление родителей по результатам применения новых методов общения с детьми.Выступление социального педагога «Что нам мешает слушать ребенка», об основных ошибках родителей в активном слушании ребенка.Выступление педагога-психолога школы «Как воспитывать волю у подростков» об основных правилах формирования волевых привычек и целеустремленности.При подведении итогов конференции родители высказали свои мнения и подтвердили еще раз значимость подобной работы для них, а также предложили выпуск периодических печатных изданий — брошюр для большей эффективности и возможности ежедневного самосовершенствования как родителя.Таким образом, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Свой анализ взаимодействия семьи и школы в воспитании подростков я хочу завершить словами философа А. Шопенгауэра: «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое». Заключение

Итак, одним из важных условий воспитания и самовоспитания личности является педагогизация микросреды, основанная на повышении педагогической культуры личности, являющаяся предпосылкой для уменьшения влияния взаимоисключающих воздействий микросреды на личность ребенка и усиливающая фактор целенаправленного воспитания.Одно из условий педагогизации микросреды — развитие, укрепление сотрудничества школы и семьи в воспитании ребенка.Основные аспекты сотрудничества:изучение ребенка, особенностей его развития, возможностей и способностей;определение цели и задач воспитания;определение основных направлений содержания воспитательного процесса, организация деятельности воспитуемого;своевременный обмен информацией о продуктивности воспитательного процесса;выработка единого подхода к пониманию сущности воспитания, роли и значения социальной среды, взаимодействия и сотрудничества в воспитании;коррекция воспитательных усилий на основе анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровня развития и воспитанности ребенка.Содержание взаимодействия школы и семьи имеет целью создание атмосферы взаимной заинтересованности в организации процесса воспитания, координацию воспитательных усилий, выработку общего педагогического подхода к проблемам изучения и воспитания ребенка.Сложность проблемы определяется тем, что степень влияния школы, семьи, других микросоциумов на детей неодинаковы, разные типы микросреды по-разному влияют на одного и того же ребенка. Кроме того, микросреда улицы может опережать или отставать по социальному влиянию от тех отношений, которые складываются в школьных, классных, других коллективах.Социальная основа сотрудничества школы и семьи в воспитании детей заключается в совпадении целей школы и родителей.Базовым фактором для развития сотрудничества и, следовательно, создания благоприятной микросреды является педагогическая культура личности воспитателя (родителей, педагогов).

1. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? — М.: Просвещение, 1993. — 114 с.

2. Букина И.И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса // Материалы научно-практической конференции. — Ориенбург, 2003. — 321 с.

3. Воликова Т.В. Учитель и семья школьника. — М.: Педагогика, 1979. — 220 с.

4. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Семья — субъект и объект воспитания // Кн. Общая педагогика. — М.: Проспект, 2000. — 426 с.

5. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. — М.: Просвещение, 1982. — 110 с.

6. Гребенников И.В. Школа и семья. — М.: Просвещение, 1985. — 150 с.

7. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. — 40 с.

8. Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. — М.: ТЦ Сфера, 1996. — 188 с.

9. Искусство быть родителем // Материалы научно-практической конференции / Под ред. Шишмаковой Е.В. — Благовещенск, 2000. — 184 с.

10. Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып.1,2. — М.: Гардарика, 2001. — 226 с.

11. Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. — М.: Педагогика, 1980. — 214 с.

12. Капустин Н.П. Работа школы с родителями. — М.: Просвещение-АСТ, 1999. — 156 с.

13. Культура семейных отношений. Сборник статей. — М.: Знание, 1985. — 176 с.

14. Лебедев О.Е., Золотухина В.И., Кошкина В.С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования. — М.: «Интеллект-центр», 2003. — 236 с.

15. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. — М.: Проспект, 2000. — 59 с.

16. Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. — М.: Просвещение-АСТ, 1999. — 302 с.

17. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред.В.Я. Попиловского. — М.: Высшая школа, 1992. — 342 с.

18. Прутченков А.С. Психолого-педагогические и организационно-методические аспекты развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. — М.: АПК и ПРО МО РФ, 2003. — 23с.

19. Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. — М.: Гардарика, 1990. — 266 с.

20. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. — М.: Просвещение-АСТ, 2001. — 422 с.

21. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. — М.: Мысль, 1993. — 274 с.

22. Щуркова Н.Е. Родители // Кн. Классное руководство. — М.: Проспект, 1999. — 208 с.

Приложения

Приложение 1

Рекомендации по проведению родительских собраний:

  • родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
  • тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
  • собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
  • собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.

Приложение 2

Анкета

1. Когда он родился, то___________________________________________

2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было_______________

3. О здоровье можно сказать следующее____________________________

4. Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы___________________

5. Его отношение к школе было____________________________________

6. В первые годы он учился в основном_____________________________

7. Ему нравились такие предметы, как______________________________

8. Отношения с первой учительницей были__________________________

9. Общаясь с одноклассниками,____________________________________

10. Трудности в воспитании связаны с ______________________________

11. Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на_______________

Приложение 3

Примерная тематика консультаций для родителей

Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

Плохая память ребенка. Как ее развить?

Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

Наказания детей. Какими им быть?

Тревожность детей. К чему она может привести?

Застенчивый ребенок. Проблема и пути ее преодоления.

Грубость и непонимание в семье.

Талантливый ребенок в семье.

Друзья детей — друзья дома или враги?

Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Приложение 4

Примерные темы родительских вечеров

Год рождения ребенка — каким он был, этот первый год?

Первые книжки моего ребенка.

Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

Друзья моего ребенка.

Праздники нашей семьи.

«Можно» и «нельзя» в нашей семье.

День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

Песни, которые пели и поют наши дети.

Приложение 5

Бланки для коллективного обсуждения в микрогруппах

Причины возникновения конфликта:

Как надо было решать педагогическую задачу — необходимые действия родителей (выбор решения)

Как быть? Как разрешить возникший конфликт?

1. Какова была цель родителей?

2. Достигнута ли она?

3. Типичные ошибки (родителей)

Ситуация, предложенная в качестве общего проблемного вопроса:

Является ли материальное вознаграждение методом воспитательного воздействия

положительное мнение

отрицательное мнение

Бланк для обсуждения ситуаций по классам:

возможные причины возникновения проблемы

возможные пути преодоления наказания (формы и методы) поощрения

Ситуация 1.: У вас в доме пропала определенная сумма денег. Проанализировав ситуацию и поговорив со всеми взрослыми членами семьи, вы приходите к выводу, что это мог сделать только ребенок. Ваши действия по в наибольшей мереэффективному разрешению данной ситуации…

Ситуация 2.:, Задание № 1.

Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графы «Чувства ребенка» и «Ваш ответ». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае, и ваш возможный ответ.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

1. (Образец): «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось. »

Огорчение, обида

Ты очень расстроилась, и было очень обидно

2. (Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!»

3. (Старший сын маме): «Ты всегда ее защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь. »

Задание № 2.

Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает «Я-сообщению».

Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас», — и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:

Да сколько же раз тебе надо говорить!

Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же!

Меня сердит, когда ты не слушаешься.