Организация патриотического воспитания в средней школе

Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны.

Актуальность

Мы решили исследовать состояние патриотического воспитания в своем городе, выдвинув при этом гипотезу о том, что:

обязательной и дополнительной

б/ при наличии единого координационного центра, осуществляющего руководство и взаимодействие школ с государственными структурами, на основе единой, целевой, долгосрочной программы.

Цели работы: Исследовать экспериментальную модель патриотического воспитания кадетской школы как основу для формирования патриотических чувств молодежи и определить степень ее эффективности.

Объекты исследования: кадетская школа; профессиональный лицей; общеобразовательная школа; учащиеся.

Предметы исследования: формы и содержание работы патриотических объединений, отношение учащихся к патриотизму и к службе Отечеству.

Задачи:

1. Провести краткий анализ системы патриотического воспитания в г. Сосногорске на основании документов, опроса местных жителей и учащихся школ города.

2. Определить степень эффективности патриотического воспитания различных учебных заведений на основе анкетирования и тестирования выпускников школ и учащихся.

Методы исследования: работа с документацией, анализ и синтез, тестирование, анкетирование, экспертный опрос, составление графиков, обработка документации с помощью электронных таблиц.

1. Теоретический обзор

1.1 Понятие патриотического воспитания

Патриотизм, интегрируя в своем понятии социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие компоненты, проявляясь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, выступает важнейшей духовной составляющей личности. Патриотическая идея является мощным мотивом сплочения самых различных (социальных, национальных, региональных, половозрастных, религиозных и др.) групп. Это особенно проявляется в условиях необходимости преодоления трудностей. Социальная направленность деятельностного патриотизма проявляется в активной сопричастности к проблемам, волнующим данное общество.

6 стр., 2677 слов

Структура, функции и сущностные характеристики патриотического ...

... школы. ГЛАВА 1 СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С труктуру качественно- количественных изменений явления описать практически невозможно без анализа структуры самого изменяющегося явления, т.е., выявить структуру процесса патриотического воспитания нельзя, не рассмотрев патриотическое воспитание как целостное и ...

Гражданское и патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание ( далее ПВ) в любом обществе строилось на базовых ценностях народа и служило интересам государства. В течение многих веков патриотизм нес определенную идею и идеологии, направленные на укрепление государства. На Руси патриотический дух народа подпитывался лозунгом «За святую Русь», воплощавшим в себе веру и любовь к Родине. Защитники Российской империи шли в бой «за Веру, Царя и Отечество», соединяя православие, самодержавие и любовь к Родине. Понятие «советский патриотизм» помимо идеологической нагрузки несло ответственность всех граждан за судьбу страны. «Прежде думай о Родине, а потом о себе».

Любой регион в социальном отношении – это прежде всего люди. Их отношение к своей республике, городу, школе, степень удовлетворенности своей жизнью накладывают отпечаток на уровень гражданско-патриотического самосознания. Патриотизм начинается с привязанности человека к родному дому, школьному коллективу, ближайшему окружению. Положительное отношение к «малой родине» важно для дальнейшего формирования у человека патриотических чувств. В процессе социализации личности эти чувства дифференцируются и усложняются, взрослеющий человек приходит к активному осмыслению пережитого опыта и осознанию своего места в обществе.

Общеизвестно, что первые патриотические чувства начинают формироваться в семье, однако, учитывая занятость современных родителей на производстве, вопросы патриотического воспитания подростков уходят в семье на второй план.

совместную деятельность

органов государственной власти и общественных организаций

как направление государственной деятельности

деятельности

1.2 Анализ состояния работы по патриотическому воспитанию в Сосногорском районе

Проанализируем деятельность детских объединений патриотической направленности в г Сосногорске. В городе на базе школ созданы патриотические клубы: «Открытие» (СОШ№1), «Поиск» (СОШ №2), «Регион» (СОШ №3), «Друзья» (с.Усть-Ухта) , музей «Молодой гвардии» (СОШ №4) и др.

В городе проводятся мероприятия патриотической направленности для всех школ в рамках реализации подпрограммы «Воспитание» Управления образования, все образовательные учреждения принимают участие в мероприятиях патриотической направленности: акциях «Я — гражданин России», конкурсах «Овеянные славой флаг наш и герб», спартакиадах «Призывник», «Защита» и т.п.

Получили развитие клубы и музеи патриотической направленности. Однако, следует отметить, что доля школ, осуществляющих систематическую работу по патриотическому воспитанию составляет 33% от числа всех общеобразовательных учреждений района.

Система дополнительного образования

В результате выяснилось, что наиболее популярными мероприятиями являются День Победы, встречи с ветеранами, ежегодные акции «Я гражданин России», концерты, посвященные праздникам России. Более 50% опрошенных считают, что не семья, а школа должна воспитывать в молодых людях следование гражданскому долгу, правовое сознание, бережное отношение к природе, гуманное отношение к людям. Школа, призванная заниматься военно-патриотическим воспитанием граждан официально открыта в городе в 2004 году.

3 стр., 1451 слов

Дипломная 2016 год. Направление: педагогика и методика начального ...

... образования в России [Текст]: 2-е изд., доп. / И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозова. – М.: Академия, 2006. – 394 с. 24. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников [Текст]: / Н.А. Ивашкина // Начальная школа. ... Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников [Текст]: / Т.М. Маслова // Начальная школа. – 2007. - № 4. – С. 11-13. 38. Методика воспитательной работы: Учеб. ...

Являясь инновационным учебным заведением, Кадетская школа осуществляет полное вовлечение обучающихся в непрерывную систему ПВ через общеобразовательные учебные программы и программы обязательного дополнительного образования школы. Ведется научно-исследовательская работа по данному направлению. Эффективность патриотического воспитания определяется способностью молодых людей к сознательной, социально значимой, инициативной деятельности, позволяющей им самостоятельно ставить и решать задачи во благо общества, а следовательно и собственных интересов.

Рассмотрим эту систему более подробно.

1.3 Специфика кадетской школы

Кадетская школа

Особенность патриотического воспитания детей в школе обусловлена его присутствием в учебном процессе, например, в начальной школе являются обязательными интегрированные предметы: «ИЗО с элементами истории Российской армии в живописи», «Патриотическая песня». В средней и старшей ступенях т.е. с 5 по 11 классы школьники наряду с ОБЖ изучают «Основы военной службы», предмет, который предусматривает изучение программ обязательного дополнительного образования – строевой и огневой подготовки.

В 9-х классах ведутся элективные курсы военно-патриотического содержания «Физика в военном деле», «Здоровье – залог успеха в жизни», созданные в соответствии с востребованностью учащихся. Помня о том, что основой любой деятельности является здоровье, в учебном плане школы предусмотрено три урока физкультуры в основной школе и четыре урока – в старшей. Указанные курсы, кроме овладения знаниями и расширения интеллекта, имеют воспитательные цели, вызывая у ребят чувство гордости за достижения страны. Частью системы патриотического воспитания в учебном процессе является кадетский компонент, выделенный по всем общеобразовательным предметам.

Сплочению коллектива помогают многообразные формы работы военно-патриотической, оборонно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности, патриотическая содержательность которых осуществляется в том числе через программы обязательного дополнительного образования, включающие строевую и огневую подготовку, военно-полевые сборы (два раза в год), военизированные игры ( «Школа выживания», «Школа-антитеррор» , «Юный атаманец» и др.).

Патриотическое воспитание в школе поддерживается ежегодными традиционными мероприятиями: смотр строя и песни, День рождения Кадетской школы, Посвящение в кадеты, творческий отчет выпускников кадетских классов.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание — это главные направления воспитания кадетской школы, которая принимает самое активное участие в мероприятиях города и района. Например, только по подготовке к юбилею города Сосногорска школа приняла участие в 16 мероприятиях, проводимых Управлением культуры, администрацией города и Управлением образования. Действенную и постоянную практическую помощь в организации работы с детьми оказывает «Союз казаков г. Сосногорска», а также ГОиЧС и военкомат при подготовке мероприятий. Результативность работы по патриотическому воспитанию иллюстрируется выступлениями кадетов в республиканских оборонно-спортивных играх «Зарница»; общероссийских Слетах кадетских корпусов России в г. Москве. Достигнутые успехи — это результат не только специфики кадетской школы, дружбы и сотрудничества классов и педколлектива, но взаимодействие с другими учреждениями и общественными организациями.

13 стр., 6029 слов

Морально-волевая подготовка детей к школе

... морально-волевой подготовки детей к обучению в школе 1.1 Понятие морально-волевой подготовки детей к обучению в школе Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к ... представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со ...

2. Экспериментальная часть

тест «Твое отношение к кадетству».

Результаты диагностики отношения к военно-патриотическому профилю школы в динамике за 2004 и 2006 г. Всего опрошено 166 человек, из них 106 кадетов в 2004 году и 132 человека в 2006году.В результате тестирования выяснилось, что в 2004 году положительное отношение у учащихся кадетских классов к «кадетству» в целом по школе доминирует — 74,4 % от количества протестированных кадетов, 24,8% испытывают нейтралитет; отрицательно относятся -2%.

Мнения учащихся базовых классов разделились: положительное и нейтральное отношения находятся почти на одинаковом уровне, а в некоторых классах нейтральное отношение преобладает (8б — 53%; 9б — 63%; 11б — 56%).

Это связано с недостаточным участием базовых классов в мероприятиях гражданско-патриотического направления. У части учащихся отрицательное отношение связано с необходимостью соблюдения Устава школы: ношения кадетской формы. В 2006 году опрошено 96 кадетов и 36 учащихся базовых классов. В графе «положительное» — улучшились результаты у на 17% в целом по школе. — в графе «отрицательное» — 0% , в графе « нейтральное» — 8,6 %

Это свидетельствует о том, что в школе создана система работы по патриотическому воспитанию.

  • Патриот — это человек, готовый в любую минуту вступить в сражение и отдать свою жизнь за честь и свободу страны.
  • Патриот-человек, который гордится своей родиной, ее культурой, православной верой и готов умереть за свой народ и за свою родину.
  • Патриот – человек любящий свой город и свою малую родину, человек готовый сделать для своей родины все от него зависящее. .

«Отношение к патриотизму»

Главенствующую роль в формировании патриотических позиций кадеты отводят школе (69%), семье (53%), общественным организациям (30%), СМИ и молодежным группировкам (15%), а учащиеся ПЛ считают, что в формировании патриотизма должны участвовать семья (28%), общественные организации(21%), и молодежные группировки (21%).

84% кадетов ни при каких условиях не хотели бы уехать из страны, 13% — изъявили желание уехать временно, а 3% — хотели бы учиться за границей. В ПЛ мнения разделились: в России хотели бы остаться только 49% опрошенных, 14% хотят уехать навсегда, а 37% — на временное проживание.

На вопрос о чувстве гордости за Россию, город и школу, 100% опрошенных кадетов выразили гордость за страну, 69% — за город, 69% — за школу.

В ПЛ за Россию испытывают гордость только 78%, 64% — за город, 49% — за свою школу. Причем из числа опрошенных оказались 30% -выпускники кадетской школы. Все они написали, что испытывают чувство гордости за Россию и за свою школу.

55 стр., 27041 слов

Профориентация в старшей школе

... ориентированные карьерные устремления старшеклассников, не отвечающие запросам и способностям общества. Профориентационная работа в современных ... учащиеся старших (9-11) классов средних школ. Предмет исследования - профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение старшеклассников. Цель ... свою дальнейшую направленность на трудовые отношения. В этом контексте представляется возможным ...

49,9 % учащихся ПЛ считают, что у города средние возможности для развития, 14% что нет перспектив. Также 69% кадетов хотели бы остаться жить и работать в родном городе, 31% — не видят перспективы работы в городе, из которых 15% не хотят жить в своем городе, т.к. изъявили желание служить в военно-морском флоте страны. В ПЛ – 78% хотят остаться жить и работать в своем городе.

На вопрос об участии в мероприятиях патриотической направленности среди молодежи 92% учащихся кадетской школы ответили положительно и 46% считают, что состояние патриотического сознания молодежи в городе улучшилось.

Из учащихся ПЛ только 30% участвуют в мероприятиях патриотической направленности (ими оказались выпускники кадетской школы), 70% — не участвуют в таких мероприятиях., однако 50% из них считают, что за последние два-три года в городе улучшилось состояние патриотического сознания молодежи.

На основании вышеизложенного можно сделать общий вывод: уровень патриотического сознания молодежи в целом по городу улучшился. В этом большое значение играет появление в системе образования города такого инновационного заведения, как кадетская школа.

Учащихся 10к класса (2005г.) мы попросили написать мини-эссе по теме «Моя школа – это…» и выразить свое отношение к армии. Удивительным результатом всех работ стало то, что каждый участник связал свое мнение о школе с понятием патриотизма, долга, служения Отечеству и мужской дружбы. .(Приложение № 6)

Для оценки уровня подготовленности юношей к служению Отечеству мы предложили анкету об армии (Приложение №7), по результатам которой выяснилось, как подростки осознают свой долг перед Родиной, оценивают состояние патриотического воспитания в своем регионе.

о желании служить в армии

Среди ответов учащихся Кадетской школы на вопрос о том, хочешь ли ты служить в армии положительно ответили 66%, среди которых «да» -63%, «да, это мой путь»-3%, отрицательное мнение выразили -21%, равнодушны к этому вопросу — 11%, не подходят по здоровью- 2% .

ем для человека является армия

70% кадетов положительно ответили на этот вопрос, среди которых – 7%- долг; 6%- проверить самого себя; 5%- становление мужчины; 2% — обязанность; 1% — почту за честь служить в Армии; 1% — всем. Отрицательных ответов -19%, среди которых 15% -ответили что это потеря двух лет и 4% — ничемЭто свидетельствует о том 1 .

На вопрос каким должен быть срок службы в армии большинство (61%) кадетов

Решили, что 1 год, и так же думают ученики ПЛ (60%).

Ребята нашей школы согласны с тем, что можно прослужить и 2 года – 27%, полгода – 9%, 1,5 года – 3%. Среди учащихся ПЛ 60% тоже хотят служить 2 года (из низ 30% -выпускники кадетской школы), остальные — за 1 год.

В четвертом вопросе: как далеко от нашего города ты бы хотел служить?

Учащиеся СШ хотели бы служить на территории Республики Коми – 47%.

Кадеты — подальше от дома – 29%, в России – 29%, в РК- 21% , в горячих точках -17%

Пятый вопрос позволил выявить какое количество ребят боятся «дедовщины». Оказалась что в КШ не боятся «дедовщины» (80%), а в обычной (52%) не боятся. В ПЛ не боятся дедовщины 58%. Результаты обработки анкеты представлены в диаграммах (Приложение №___)

Таким образом, из анализа анкеты следует, что выпускники кадетской школы в большей степени (81%) подготовлены к защите Отечества, понимают всю степень ответственности перед ними за страну, не боятся трудностей, умеют постоять за себя и товарищей, считают за честь службу в армии. Позитивные результаты в ПЛ получены благодаря тому, что среди опрошенных оказалось 30% выпускников кадетской школы.

С целью выяснения правильного и осознанного выбора школьниками кадетской школы мы предложили составленный нами тест «Отношение к кадетству». (Приложение № ___) В результате анкетирования выяснилось, что положительное отношение учащихся к «кадетству» в целом по школе доминирует (74,4 % ); нейтральное отношение на 2 месте (24,8%); отрицательного отношения практически не выявлено (2% ).Анализ анкетирования кадет и учащихся базовых классов свидетельствует о том, что профиль школы выбран в соответствие с интересами обучающихся. Кроме того, это подтверждается выбором кадетов приоритетов. Интересы в восьмых классах распределись следующим образом: военные специальности выбрали 53% опрошенных, спорт -63%, техника- 37%, авиация и морское дело- 37%, физика -23%, право и юриспруденция -31%, химия- 46%.

Заключение

На основе анализа модели патриотического воспитания школы мы исследовали схемы взаимодействия ее связей с окружающим социумом и доказали, что Кадетская школа города Сосногорска является центром ПВ в районе.Она имеет свое лицо, свои особенности, организованную систему связей и социальных норм, свою идеологию, кодекс или правила учащихся, образцы поведения, любовь к знаниям;школьную эмблему, гимн, флаг, форму; утилитарные культурные черты, оборудованные классы, медиабиблиотеку, школьную спортивную площадку, тир и другие сооружения для предпрофильной подготовки учащихся по военно-спортивному, нравственно-духовному воспитанию и образованию, свою систему самоуправления. Уже сегодня кадеты школы чувствуют ответственность за судьбу российской армии.

Проведя работу с документацией по патриотическому воспитанию в районе, а также научно-педагогическое исследование через анкетирование, тестирование и опрос, мы получили возможность сравнения результативности и эффективности патриотического воспитания в общеобразовательных (непрофильных) школах и кадетской школе. Следует отметить, что на основании опроса местного населения с появлением в образовательном пространстве района кадетской школы, уровень патриотической сознания молодежи улучшился.

Кадетская школа как специализированное учебное заведение имеет коэффициент эффективности ПВ выше, чем в общеобразовательной школе и ПЛ.

Мы считаем, что для активизации работы по военно-патриотическому направлению необходимо:

а. В кадетских классах разработать систему занятий, направленных на развитие интереса учащихся к кадетскому движению, раскрытие специфики кадетского направления, преимуществ обучения в Кадетской школе с учетом личностных особенностей (способностей, склонностей, интересов) учащихся.

б. Разработать систему занятий, направленных на формирование лидерских и волевых качеств.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/vospitanie-patriotizma-u-kadetov/

1. Вершловский С.Г. Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании. С.Пб – 2005г. — 104с.

2. Государственная Программа « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» Ж. ОБЖ. №11 2000 — стр.3-8

3. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» Ж. ОБЖ. №12 2005 — стр.3-8

4. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике . Москва. ИКЦ. 2005г – 448с.

5. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. Ростов н/Д, « МАрТ»2002г. – 224с.

6. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения . ж.Педагогика и жизнь №5 — 2006г. С. 110-114

7. Палева З.Г. Справочник объединений, занимающихся гражданским и военно-патриотическим воспитание м молодежи . Сыктывкар Министерство образования и высшей школы Республики Коми.- 15с.

8. Справки Управления Образования МР «Сосногорск»

Список литературы 1

Приложение №__

Эссе «Моя школа – это …» (Выпускников 11 класса)

№1

№2

№3

Благодаря этой школе я стал понимать, что русские люди готовы умереть за свою родину. Я почувствовал дух патриотизма. Теперь, благодаря этой школе я стал патриотом, я готов наказать любого, кто «позарится» на мою страну. В этой школе я научился многому, что мне пригодится в армии. В ней я понял, что русская культура и быт должны оставаться в России, а не заменяться культурами других народов. Мне не нравится, что в русских городах стоят мечети, буддийские храмы и другие здания веры других народов. Россия испокон веков была православной, так должна такой и остаться. Я хочу служить в армии России и защищать её от агрессоров. Моё отношение к людям, которые «косят» от армии? Какое отношение? Они не заслуживают жить на территории России, я их не уважаю. И если «пацан» не служил в армии, то он «баба».( П.С.)

№4

№5

Я хочу пойти в армию, я не собираюсь косить, а к тем, кто это делает у меня отрицательные эмоции. Моя жизнь стала интересней. Я горжусь, что здесь учусь. Те, кто учится не в нашей школе, такого не имеют. Их жизнь скучна.

№6

№7

В моей школе кадетов учат дисциплине, начальной военной подготовке, строевым занятиям, рукопашному вою. Помимо этого большой уклон делается на спортивное развитие кадетов. Проводятся разные спортивные мероприятия, соревнования, имеется множество спортивных секций.

Но помимо физического развития, в школе занимаются и духовным развитием кадетов.

Если человек не подходит по состоянию здоровья и его не берут в армию, то в этом нет ничего постыдного – это уже его дело.(К.А)

№8

За годы обучения я многое взял из школы. Она дала мне понятие чести, совести, мужской дружбы. Благодаря руководству опытных педагогов и регулярным воинским дисциплинам я совершенно готов к несению воинской службы в рядах Российской армии. Уклонение от армии – уклонение от защиты государства, которое у нас одно на всех. Уклонение от прохождения службы – значит потерять совесть, унизить своё достоинство как мужчины и, конечно, подвести своего отца. (К.И.)

Приложение №

Тест «Отношение к кадетству»

1) Ф.И.О., класс. __________________________________________

2) Доволен ли ты, тем, что учишься в кадетской школе?

А) мне все равно, где учиться Б) доволен В) мне здесь не нравиться

3) Что тебя побудило идти в кадетскую школу?

А) хочу попробовать свои силы в повышенных умственных и физических нагрузках

Б) уговорили родители В) хочу стать военным Г) просто близко от дома

4) Что полезное ты для себя можешь извлечь, обучаясь в кадетской школе?

А) только то, что родители больше уважают

Б) можно стать более организованным, дисциплинированным

В) не задумывался Г) большая возможность реализовать свое Я.

5) Как ты относишься к военному человеку?

А) отношусь с уважением, хочу быть похожим на него.

Б) военные не вызывают у меня каких-то особых чувств

В) точно, не мой кумир

6) Для тебя «кадетство» — это…

А) возможность спортивных достижений

Б) патриотизм, всестороннее развитие личности

В) возможность делать домашнее задание с другом

Г) бесплатное питание

7) Какие игры на компьютере ты предпочитаешь?

А) развлекательные Б) мне все равно, во что играть В) военизированные

8) Что раздражает тебя в кадетской школе?

А) меня все утраивает Б) военная подготовка, присяга

В) особенно ничто не раздражает, но часто лень подчиняться каким-либо требованиям

9) Что ты чувствуешь, когда видишь парад войск 9-го мая?

А) считаю это показухой, мне это не нравиться

Б) особого интереса подобные зрелище не вызывают, можно посмотреть от нечего делать В) чувство гордости, восхищения за страну.

10) В военной игре ты представляешь себя:

А) поваром Б) командиром В) рядовым

Ключ:

2 3 4 5 6 7 8 9 10
П Б А,В Б,Г А А,Б В А В Б
О В Б А В Г А Б А А
Н А Г В Б В Б В Б В

Интерпретация результатов:

П: положительное отношение к кадетской школе, к обучению к ней.

Осознанное желание учащегося обучаться именно здесь. Понимание приоритетных направлений школы, реализация своих возможностей и способностей в ней. Склонность к получению военной специальности.

О: отрицательное отношение к кадетской школе, к обучению в ней.

Причина обучения — желание родителей, учатся друзья, другие причины. Отрицательное отношение к военным специальностям, возможность перехода в другую школу.

Н : нейтральное отношение к кадетской школе, к обучению в ней.

Нет ни раздражения, ни особого желания учиться именно здесь. Непонимание специфики заведения. Причина обучения — близость к дому.