Изучение влияния эмоций на проявление самооценки у детей младшего школьного возраста

Курсовая работа
Содержание скрыть

« Эмоции в детском возрасте не подавляются и ослабевают, а кривая развития эмоций идет вверх от аутистических интеллектуальных процессов к реалистическому интеллектуальному процессу, вернее происходит «синтез интеллектуального и эмоционального» процесса»

Выготский Л.С.

Младший школьный возраст — это период становления личности, когда закладываются самооценка и адекватное определение своего места среди сверстников. По мнению психологов, самооценка развивается на протяжении всей жизни человека. Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение.

Многие первоклассники эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Этот интерес побуждает ребенка к учебной активности, творчеству, преодолению встречающихся трудностей. Именно этот интерес делает процесс учения приятным, если при этом ребенок испытывает радость. Положительные эмоции учащихся младшего школьного возраста, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. От того, как учитель организует процесс, зависит развитие и формирование самооценки. Будет оно проходить активно или пассивно, будет ли сформирована положительная, реалистичная самооценка.

Постоянно находясь в школьном коллективе, важно, чтобы ребёнку было комфортно в нём, а значит, задача учителя — приложить все усилия для создания благоприятных условий. Однако педагогу очень важно знать, с каким уровнем личной самооценки малыш попал в школу и как изменились эти параметры за определённый отрезок времени.

Актуальность темы исследования связана с тем, что большинство педагогов не учитывают некоторые аспекты и особенности личности. Корректировка самооценки поможет не только улучшить свои результаты в процессе обучения, но также утвердить свои позиции в обществе.

Актуальна данная тема еще и тем, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться важной задачей и на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить такие факторы, как самооценка, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте.

7 стр., 3396 слов

Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки личности

... чувственную оценку самого себя и качеств своей личности. перейти наверх Самооценка Самооценка функционирует как часть самосознания в двух основных формах – общая и частная. Частные самооценки отражают оценку субъектом своих качеств и проявлений. Такие самооценки ...

Проблема исследования — каким образом эмоции влияют на проявление самооценки в младшем школьном возрасте?

Цель курсовой работы: изучение влияния эмоций на проявление самооценки детей младшего школьного возраста, а также разработка психолого-педагогических рекомендаций для педагогов и родителей по формированию адекватной самооценки младших школьников.

Объект исследования: самооценка детей младшего школьного возраста., Предмет исследования: эмоции как внутренний фактор формирования самооценки детей.

Гипотеза курсовой работы: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, первоначально эмоции влияют на самооценку, а затем самооценка контролирует эмоции.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Рассмотреть процесс формирования самооценки младших школьников.

3. Выявить особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста.

4. Изучить взаимосвязь эмоций и самооценки детей младшего школьного возраста.

5. Разработать психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по формированию самооценки младших школьников.

Методы исследования: анализ психологической литературы, тестирование, методы математической статистики.

База эмпирического исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г. Котельнича Кировской области, (МБОУ СОШ С УИОП №1 г. Котельнича) 1 «А» класс (16 человек).

Глава 1 Теоретические исследования аспектов эмоций и самооценки

1.1

Все, с чем сталкивается человек в жизни, вызывает у него определенное отношение. Некоторые объекты и явления вызывают у человека симпатию, другие – антипатию, отвращение. Например, даже самые простые свойства предметов (вкус, запах, цвет и пр.) могут вызывать у человека как положительные, так и отрицательные эмоции, иногда безразличие. Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты. Отношения к ним выражаются в таких сложных жизненных переживаниях, как радость, горе, гнев, стыд, страх, симпатия и др. Все эти переживания представляют собой чувства и эмоции.

В психологии термин «эмоции» рассматривается как психическое отражение в форме непосредственного переживания значимости действующих на человека явлений и ситуаций. Эмоции проявляются в отношении человека к окружающему миру, в переживаниях по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей [9].

Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одной стороны активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой – тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать.

Эмоции не возникают сами собой, они формируются в ходе деятельности человека, которая направлена на удовлетворение его потребностей.

На протяжении младшего школьного возраста эмоциональное развитие продолжает преобразовываться, совершенствоваться. Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребёнка». Его продолжатель (А. Н. Леонтьев), основываясь на теории, развивал мысль о взаимосвязи всех составляющих человеческой психики, в особенности эмоционального и интеллектуального. Этот факт является одним из важнейших в организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста [11].

46 стр., 22850 слов

«Роль современной досуговой деятельности в процессе социализации ...

... исследования является социализация школьников младшего возраста, предметом — досуговая деятельность школьников младшего возраста. Цель исследования Цель — исследование роли досуговой деятельности в процессе социализации школьников младшего возраста. Задачи исследования Задачами данной выпускной квалификационной работы являются: 1. Изучение процесса социализации личности на ...

Выготский Л. С. был в числе первых отечественных психологов, пытавшихся включить фактор эмоциональности в свою концепцию развития. Вводя в отечественную психологию понятие «социальная ситуация развития», он отмечал особую значимость феномена ключевого переживания, который по своему содержанию относится к области эмоциональных явлений. За ключевым переживанием, по Л. С. Выготскому, стоит та реальность, которая определяет роль среды в развитии ребенка.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями. Во-вторых, младшие школьники еще не всегда умеют сдерживать свои чувства, контролировать внешние проявления удовольствия или неудовольствия. В-третьих, младшие школьники отличаются все еще эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, страха, гнева. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать нежелательные проявления [19].

Исследования Закаблук А. Г. показывают, что эмоциональная сфера младших школьников характеризуется легкой отзывчивостью на происходящие события, непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний, готовностью к аффекту страха, эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к кратковременным и бурным аффектам. Исследования также показывают, что свои и чужие эмоции ими слабо осознаются и понимаются, а мимика других часто воспринимается неверно. Исключения составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у младших школьников имеются четкие представления [12].

Распознавание и передача эмоций – процесс сложный и требует от детей определенных знаний и определенного уровня развития [12].

Как правильно указывали еще Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, что только полная деятельность этих двух систем: эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут гарантировать успешное осуществление работы любых форм деятельности [6].

Положительная реакция педагога на активность ученика, одобрение словесное или жестовое его деятельности вызывает у ребенка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребенка в детском коллективе.

Каждый ребенок, переступивший порог школы, рассчитывает на учебный успех и удачу и, если этого не происходит, то происходит переживание негативных эмоций, которые воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, память, мышление.

14 стр., 6685 слов

Исследование самооценки личности

... развития [1]. Возрастные изменения в самооценке школьника были предметом изучения в ряде других работ. В исследовании Е.И.Савонько [27] обнаружено, что с возрастом (с 3 по 9 класс) происходит ... младших школьников оценочная позиция в большей степени зависит от оценочных воздействий учителя и учеников в классе, чем от собственных объективных возможностей. Большую роль в процессе формирования самооценки ...

Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся к учебной деятельности, а отрицательные эмоции ее уменьшают [4].

Огромное значение имеет в воспитательном процессе развитие и стимулирование у младших школьников эмоции удивления. Возникает ситуация, которая выстраивает эмоциональную цепочку: удивление — радость — интерес, что приводит к влечению в активную работу механизмов саморегуляции и самовоспитания.

Показателями нормального хода эмоционального развития в младшем школьном возрасте являются:

желание идти в школу и быть школьником;

эмоционально положительное отношение к учителю как одно из центральных социальных чувств младшего школьника;

яркая эмоциональная окраска школьных оценок;

  • удовольствие от овладения социальными способами деятельности;
  • дальнейшее развитие эмоциональной децентрации, обеспечивающей проявление сочувствия и соучастия;
  • нарастание устойчивости, избирательности, произвольной регуляции эмоциональных процессов [8].

Таким образом, эмоциональная сфера является одной из важных составляющих в развитии младших школьников. Понимание своих эмоций и чувств, умение «читать» эмоциональное состояние другого человека и управление своими эмоциями – важное условие для гармоничного, эффективного взаимодействия и становления личности человека.

1.2 Формирование самооценки детей младшего школьного возраста

С момента поступления ребенка в школу изменяется его социальная позиция. Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний как одна из центральных задач школы на современном этапе делает особо значимой проблему формирования активной позиции учащегося в учебном процессе, превращения его в субъект учебной деятельности.

Л. С. Выготский предполагал, что «именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка, т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе» [7].

Д. Б. Эльконин выделил ряд закономерностей, свойственных детям этой возрастной группы и связанных со значительными изменениями отношения ребенка к самому себе и к окружающим:

1) ранний «Образ Я» появляется в связи с «кризисом семи лет», поскольку к этому возрасту вызревают когнитивные предпосылки для его формирования (Приложение А).

Именно в этом возрасте ребенок отходит от непосредственного слитного ощущения себя.

2) ранний «Образ Я» в этом возрасте носит скорее предвосхищающий, чем констатирующий, и вероятнее, ценностно-заданный, чем познавательный характер [3;25].

Ребенок младшего школьного возраста большую часть времени проводит в школе, и основной его деятельностью является учебная. В исследованиях отмечаются два основных фактора, определяющих формирование самооценки: взаимоотношения ребенка с окружающими и его собственная практическая деятельность [21].

В этой связи, считается, что мощным фактором воздействия на самооценку младшего школьника выступает оценка учителя. Дети, ориентируясь на оценку учителя, считают себя и своих сверстников «отличниками», «двоечниками», хорошими и плохими учениками.

11 стр., 5186 слов

Формирование навыков рефлексии в учебной деятельности у младших школьников

... значений уровня развития навыков рефлексии у детей на констатирующем и на контрольном этапах исследования по сочинению на свободную тему представлены на рисунке 1.Рис. 1. Уровень развития навыков рефлексии у младших школьников на разных этапах исследования.По результатам ...

Кроме этого, — отмечают А.В. Захарова и Т.Ю. Андрущенко, — существует значимость учебной деятельности для формирования самооценки младшего школьника:

1) поскольку она направлена на изменение самого ученика, в процессе ее формирования перед ребенком с необходимостью встает задача определения меры своего продвижения в предмете усвоения, т. е. задача осознания самого себя как субъекта присвоения общественно — исторического опыта;

2) структура учебной деятельности заключает в себе компоненты, с одной стороны, направленные на предмет усвоения — учебные задачи и учебные действия, с другой — на самого ученика как субъекта деятельности — действия контроля и оценки [9].

Овладение этими действиями также ставит перед школьником задачу анализа собственной деятельности и ее оценки. Научные исследования самооценки младших школьников позволяют свидетельствовать, что младший школьный возраст наиболее сензитивен для формирования самооценки.

Деятельность педагога по формированию самооценки младших школьников в целом сводится к:

оцениванию себя на уроке, в деятельности, по результатам;

  • сопоставлению собственной оценки с оценкой окружающих, учителя, сверстников, одноклассников;

прогнозирование собственной деятельности на основе актуальной самооценки, что задаст определённую тенденцию к последующему её изменению [18].

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях делах они ждут только неудачи. Такие дети очень ранимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки, сосредоточены на себе, неуспехи затрудняют их общение с детьми и взрослыми. Эти дети чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Высокая неадекватная самооценка сопротивляется перестройке, и ребёнок склонен сохранять её, игнорируя и оценку его окружающими, и свой опыт. Он не допускает у себя наличие слабости, неумения, несостоятельности. Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребёнок, несмотря на неуспех, все-таки получает от кого-либо положительную оценку или когда он обладает какими-то способностями, которые обеспечивают ему частичный или временный успех.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своём или тут же переключаются на самую лёгкую задачу, движимые мотивом престижности. Они обязательно расхваливают себя, но зато охотно критикуют все, что делают другие. Высокомерие, бестактность, чрезмерная самоуверенность — эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой [23].

В формирование самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценки школьников раскрывается в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.И. Липкиной [1; 2; 16]. Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития. Отмечается необходимость ясности, определенности педагогической оценки. Даже отрицательная (заслуженная) оценка более полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка» [13].

28 стр., 13578 слов

Формирование самооценки детей дошкольного возраста

... Анкудиновой, О.А. Белобрыкиной, В.А. Горбачевой, посвященные самооценке детей дошкольного возраста, обнаруживают ее зависимость от оценочного отношения взрослых в регламентированных правилами видах деятельности. В большинстве исследований самооценка ребенка-дошкольника рассматривается в структуре его ...

Т. Ю. Андрущенко и А. В. Захарова [9] выделяют два вида ситуации, направленных на актуализацию самооценки и осознание средств ее обоснования на уроках:

Во-первых,, Во-вторых,

Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться, определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки.

В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности [10, с.62].

Наиболее естественно реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку. Дети с низким уровнем самооценки, если им предложить самим найти ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят. Это подтверждает то факт, что в самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды [14].

Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как ребенок оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Дети с завышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно отрицают все, что делают другие. Ученики с заниженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

Таким образом, на формирование самооценки детей младшего школьного возраста оказывают влияние основные факторы: оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. В самооценке младшего школьника проявляется активность, уровень притязаний, отношение к достижениям других детей. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому педагогическая оценка должна быть, прежде всего, ясной, так как даже заслуженная отрицательная оценка более полезна для самооценки младшего школьника, чем «неопределенная оценка».

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими [20].

1.3 Взаимосвязь эмоций и самооценки у детей в младшем школьном возрасте

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения [5].

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника».

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям (Приложение Б). Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствует повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

В эмоциональной поддержке:

1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми.

2) сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.

Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может быть реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т. д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что — то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что – то, а вопреки всему.

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требует от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой к управлению своим поведением [15].

43 стр., 21378 слов

Относительное сравнение самооценки и уровня притязаний подростков

... диагностических методик; 3) Проведение диагностического исследования, направленное на раскрытие самооценки и уровня притязаний; 4) Обработка и интерпретация результатов исследования. 5) Выявить связь самооценки и уровня притязаний подростка. Гипотеза: 1. Теоретические основы изучения особенностей подростка, его самооценки, факторов, влияющих на самооценку и уровня притязаний Переход ...

Младший школьник должен выполнить ряд ответственных школьных обязанностей, что влечет за собой соответствующие оценки учителя, коллектива класса, а также те или иные реакции домашних. И все это влияет на проявление самооценки. Неудачи при выполнении заданий могут порождать у отдельных детей чувство раздражения по отношению к окружающим, недоброжелательство, зависть к товарищам, заслужившим похвалу; могут даже породить побуждение досадить учителю или классу. Но если такие неудачи не носят длительного характера и ребенок не чуждается коллектива, то они проводят обычно к возникновению острого желания занять в классе и дома достойное место, вызывают стремление учиться лучше, чтобы добиться успеха, повысить свою самооценку.

В этом случае выполнение учебных заданий становится основой таких переживаний, как волнение, неуверенность в себе, радость при наметившемся успехе, беспокойство по поводу того, что дальше пойдет хуже, успокоение в связи с тем, что все – таки удалось выполнить задание, и т. д.

Но в ряде существенных моментов его эмоциональное поведение приобретает новые черты: он начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции – недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств тут же вызывает замечание [17].

Способность владеть своими чувствами развивается от года к году. Например, свой гнев и раздражение младший школьник начинает проявлять не столько в моторной форме (он теперь уже не лезет драться, не вырывает что – то из рук), сколько словесно (дразнит, грубит).

Переживания злости и стыда более скрытны, но все же они достаточно явны для окружающих.

Для детей младшего школьного возраста большое значение приобретают отношения с коллективом класса или какой – то его группой, мнение окружающих взрослых. В связи с этим ребенок может испытывать страх особого рода: что он кажется смешным, трусом, лжецом и т. п.

Итак, анализ психологической литературы показал, что

1. Под самооценкой понимают обобщенное т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе.

2. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми.

3. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить сое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

ГЛАВА 2 Экспериментальное изучение влияния эмоций на проявление самооценки у детей младшего школьного возраста

2.1 Организация и методика исследования уровня самооценки

Проанализировав литературу по проблеме исследования, нами была выдвинута гипотеза исследования: в младшем школьном возрасте эмоции оказывают влияние на формирование самооценки детей.

Для подтверждения данной гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование самооценки учеников младшего школьного возраста на базе МБОУ СОШ С УИОП №1 г. Котельнича Кировской области.

14 стр., 6920 слов

Диагностика критериев самооценки детей младшего школьного возраста

... изучить особенности самооценки у младших школьников; 4. изучить факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников; 5. диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста; 6. проанализировать полученный результат. Методы исследования: 1. теоретический: анализ научной литературы по теме исследования, метод математической ...

Исследование проводилось в форме констатирующего эксперимента., Задачи констатирующего эксперимента:

выявить уровень самооценки детей;

  • определить эмоционально — психологический уровень детей;
  • пронаблюдать особенности эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе;
  • подтвердить выдвинутую гипотезу.

Характеристика выборки испытуемых.

В эксперименте участвовало 16 учеников 1 «А» класса, из которых 11 девочек и 5 мальчиков, возраст детей 7–8 лет.

В ходе исследования применялись три методики:

методика исследования эмоционально-ценностного отношения к себе «Нарисуй себя»;

  • методика исследования психодиагностики «Лесенка»;

методика исследования настроений, ситуативной и личностной тревожности и эмоциональной отзывчивости на переживания других «Климатический круг».

Первым этапом исследования стало проведение методики «Нарисуй себя»,

Цель исследования : определить особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у детей младшего школьного возраста.

Материал и оборудование . Для выполнения задания ребенку даются шесть цветных карандашей – синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый. Бланк методики представляет собой сложенный пополам (книжечкой) стандартный лист нелинованной белой бумаги. Первая страница книжечки остается чистой. Здесь после проведения работы записываются необходимые сведения о ребенке. На второй, третьей и четвертой страницах книжечки, располагаемой пред ребенком вертикально, наверху большими буквами написано название каждого рисунка, который предстоит выполнить ребенку, соответственно: «Плохой мальчик/девочка (в зависимости от пола ребенка), «Хороший мальчик/девочка», «Я».

Процедура исследования., Методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально.

Инструкция к выполнению задания дается перед каждым рисунком, поэтому при фронтальном проведении дети переходят к выполнению следующего рисунка только после того, как все закончили предшествующий.

Инструкция:

После того, как все дети закончили рисовать, дается следующая инструкция: «А теперь отложите те карандаши, которыми вы рисовали, и возьмите три оставшихся. Покажите мне их. (Необходимо убедиться, что все дети правильно поняли и выполнили эту инструкцию).

Этими карандашами вы нарисуете хорошего мальчика или хорошую девочку. Найдите страницу, на которой сверху написано «Хороший мальчик (девочка)». Все нашли? (Проверить.) Начинаем рисовать».

Инструкция, даваемая перед третьим рисунком: «На оставшемся листке (на нем сверху написано «Я») каждый из вас нарисует себя.

Себя вы можете рисовать всеми шестью карандашами. Возьмите все карандаши в руку и покажите мне. (Проверить.) (После этого следует кратко повторить инструкцию и ответить на вопросы детей).

Итак, найдите страницу, вверху которой написано «Я» (проверить) и начинайте работать.

Для обработки данных нами было выделено три уровня эмоционального отношения ребенка к самому себе:

1 уровень — свидетельствует о позитивном

2 уровень — свидетельствует о нейтральном

3 уровень — свидетельствует о конфликтности, тревожности ребенка.

При интерпретации данных используются как проективные критерии, так и показатели, базирующиеся на методе прямого шкалирования. При анализе «автопортрета» (рисунок «Я») учитывались: наличие всех основных деталей, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщательность их прорисовки, степень украшенности «автопортрета»; статичность рисунка или представленность фигурки в движении, включение себя в какой-либо сюжет – игру, танец, прогулку и т.п. А также принимались во внимание цвета, использованные в «автопортрете».

Полная процедура исследования, общая схема интерпретации результатов методики представлены в Приложении В.

Для проведения второго этапа была предложена методика психодиагностики «Лесенка» – это способ выявить у ребёнка уровень способности критически оценивать себя. Эта шкала оценки была предложена американским психологом русского происхождения Т. В. Дембо в начале 60-х годов ХХ века. В 70-е годы советский психолог С. Я. Рубинштейн дополнила диагностические карты, которые используются и в наши дни, причём для работы с младшими школьниками.

Инструкция (групповой вариант).

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Описание методики, о

На третьем этапе для исследования настроений, ситуативной и личностной тревожности и эмоциональной отзывчивости на переживания других взята методика «Климатический круг».

Цель исследования: диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка. Методика разработана на основе цветописи А. Н. Лутошкина.

Материал и оборудование: «Климатический круг», разработанный на основе цветописи А. Н. Лутошкина, в который входят: красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный цвета. Магнитики с именами учащихся. Методика исследования: на магнитной доске «Климатический круг» и магнитики с именами детей. Дети получают инструкцию о том, что означает каждый цвет в круге. Учащиеся должны поставить свой магнитик на тот цвет, который соответствует их настроению сегодня.

Шкала цветового диапазона., Красный — зона бодрого, мажорного настроения., Желтый — зона приятного, благодушного настроения., Зеленый – зона спокойного, уравновешенного тона., Фиолетовый – зона неудовлетворенности, тревожности., Черный – зона пессимизма, уныния, упадка.

Педагог / психолог фиксирует определенное испытуемым настроение в таблице с помощью цветных карандашей или фломастеров. Суть методики описана в Приложении Д.

Таким образом, получены результаты, описание которых приведено в следующем параграфе.

2.2 Анализ и интерпретация результатов эксперимента

В ходе эксперимента нами были получены следующие результаты.

При проведении первой методики полученные после интерпретации результаты, отображены на рисунке 1:

Рисунок 1 — Особенности эмоционально-ценностного отношения к себе

Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод, что в группе испытуемых преобладает позитивное отношение детей к себе. 1уровень — 6 детей; 2 уровень -9 детей; 3 уровень – 1 ребенок.

Далее проведен анализ результатов диагностики по методике «Лесенка» отображены на рисунке 2.

Рисунок 2 — Результаты на определение самооценки

Большинство детей имеют средний уровень самооценки – 9 человек, с высоким уровнем количество испытуемых – 6 человек, низкий уровень самооценки наименьшее количество испытуемых – 1 человек. В данной группе наибольшее количество детей имеют адекватную самооценку – 56 %, у 6 испытуемых – 37% — завышенная самооценка, 7 % имеют заниженную самооценку.

На третьем этапе исследования проведено стандартизированное наблюдение за эмоциональным настроением испытуемых.

Данные наблюдения представлены в таблице 1., Таблица 1 – Наблюдение эмоционального состояния детей

п.п.

Имя участ

ника исследования

Количество дней (февраль)

1

2

3

6

7

8

9

10

13

14

15

16

17

20

21

22

27

28

1.

Юлия

з

з

ж

з

з

к

з

з

з

з

к

ж

з

з

з

к

з

2.

Ренат

к

ч

к

ж

з

к

ж

ж

з

к

к

к

з

з

к

к

ж

к

3.

Лера

з

ж

з

з

з

з

к

з

з

ж

з

к

з

з

з

з

ж

з

4.

Данил

ж

з

з

з

к

з

ф

з

з

ж

з

з

5.

Ксюша

з

з

ф

ж

з

з

з

ф

з

з

к

з

з

ж

з

з

к

з

6.

Кирилл

к

к

з

з

ж

к

ч

з

з

к

ж

к

к

к

з

з

з

ж

7.

Соня

з

з

з

з

з

ж

к

з

з

к

з

ж

з

з

з

з

к

к

8.

Даша

ж

ж

з

ж

ж

к

ж

к

к

з

з

ж

ж

з

з

з

ж

ж

9.

Полина

к

з

з

з

ф

з

з

з

к

к

з

к

ж

з

з

з

з

з

10.

Мария

ж

ж

з

з

к

ж

ж

з

ж

ж

11.

Степа

з

ж

з

з

з

к

ж

ж

з

з

з

к

з

з

з

з

к

ж

12.

Уля

з

з

з

з

з

з

з

з

ж

з

з

з

13.

Катя

ж

ж

з

з

з

з

к

з

з

з

ж

ж

з

з

к

з

з

14.

Женя

ф

з

к

к

к

ж

к

к

з

з

к

ж

к

к

ж

к

к

к

15.

Савелий

з

ж

ж

ж

з

з

з

к

з

з

з

к

з

ж

ж

з

з

з

16.

Милана

ж

ж

к

ж

з

з

з

з

з

ж

ж

к

ж

з

з

з

з

з

Анализ данных таблицы настроения, полученный с помощью данной методики отображены в виде гистограммы средних значений на рисунке 3.

Рисунок 3 – Средние показатели настроения по результатам наблюдения

Проанализировав полученные данные, можно сделать ввод, что общая оценка эмоционального состояния исследуемой группы соответствует преобладающему настроению за весь период времени исследования. У большинства детей исследуемой группы наблюдается спокойное и уравновешенное состояние в течение дня – 11 человек (68%), приятное, благодушное настроение – 2 человека (13%), состояние бодрости и радости испытывают 3 человека (19 %).

В нашем исследовании мы определяли влияние эмоций на самооценку у младших школьников. Особенности самооценки определялись по методике «Лесенка», основываясь на полученных данных можно сделать вывод, что у детей исследуемой группы высокий и адекватный уровень самооценки, что характерно для первоклассников.

Исследования по следующей методике, в которой рассматривались особенности эмоционально-ценностного отношения к себе помогают увидеть настроение коллектива, оценить психологическую атмосферу класса, проследить за развитием настроения каждого ребенка.

В результате проведенного исследования уровня самооценки младшего школьника было выявлено, что в данной выборке преобладает средний уровень самооценки (адекватность) . Сравнивая уровень самооценки детей данной выборки и результаты методики эмоционально-ценностного отношения детей к себе, можно сказать, что дети с таким уровнем самооценки осваивают учебный материал на хорошо и отлично.

2.3 Рекомендации для учителей, рекомендации для родителей

Принимая во внимание ту роль, которую самооценка и эмоции играют в процессе развития личности, для родителей и педагогов сформулирован ряд практических рекомендаций, представленных в Приложениях Е , Ж, З, И, К, Л

Таким образом, выполнение этих рекомендаций будет способствовать развитию адекватной самооценки детей младшего школьного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование показали, что проблема соотношения самооценки и эмоций ребенка младшего школьного возраста представляет актуальность в связи с той ролью, которую эти психические явления играют в процессе развития личности.

Младший школьный возраст занимает огромное место в возрастной психологии. Именно в этот период у индивида происходит второй физиологический кризис. В этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

Изучая научную литературу мы выяснили, что самооценка является неотъемлемой частью «Я- концепции». Самооценка — это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Данная особенность — это возрастная норма для данного периода развития личности.

Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи решены, гипотеза подтвердилась.

В заключении необходимо добавить, что проблема становления самооценки младшего школьника актуальна. Ребенок с высокой самооценкой привыкает постоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны. Родители и педагоги должны тесно взаимодействовать для развития адекватной самооценки детей младшего школьного возраста.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/vliyanie-emotsiy-na-proyavleniya-samootsenki-v-yunosheskom-vozraste/

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: Том 2 / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. — М.: Педагогика, 1980. – 286 с.

2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. – 278 с.

3. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и её отношение с Я-концепцией // Вестник Московского Университета СЕР. 14. Психология, — № 1. — 2011. — С. 54–65.

4. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие / Б.С. Волков. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с. – (Психология развития) . – ISBN 5-88415-042-3.

5. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие / , Н.В. Волкова . 2-е изд. испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 240 с. – ISBN 5-931342-03-6.

6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Астрель, 2008, — 671с

7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6 томах. Том 4

8 . Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальных педагогических вузов. – М.: педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

9. Захарова, А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности [Текст] / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. — 1980. — № 4. — С. 90 — 99.

10.

11. Зинченко,В.П, Мещерякова Б.Г. Психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова — М., 1996

12. Закаблук, А.Г. Возростные особенности прогнозирования школьниками своих эмоциональных состояний: автореф. дис. / А.Г. Закаблук. – Л.0 1986. – 110 с.

13. Коваленко, В.А. Генезис самооценки личности и как психологической категории / В.А. Коваленко [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

14.

15. Лисина, М.И. Психология самопознания у дошкольников [Текст] / М.И. Лисина, А.И. Силвестру [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ]

16. Липкина, А. И. Самооценка школьника / А.И. Липкина — М.: Изд-во «Знание», 1976. –64с.

17. Молчанова, О. Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: Учебное пособие / Молчанова О. Н. — М.: Изд-во: «Флинта, Наука», 2010. — 392с.

18. Особенности самооценки младших школьников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: .

19. Рекомендации родителям и учителям по развитию самооценки у младшего школьника [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/02/09/rekomendatsii-roditelyam-i-uchitelyam-po

20. Рубинштейн, С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2002. — 268 с.

21. Савинова, Е.Ю. Исследование уровня самооценки младших школьников [Текст] / Е.Ю. Савинова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.).

— М.: Буки-Веди, 2012. — С. 178-180.

22. Самооценка [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

23. Самооценка младшего школьника и ее особенности [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

24. Чудинова, Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. /

25. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

26. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. — М.: Просвещение, 1986. — 217 с.

Приложение А

Мальчик с врожденным вывихом бедра, увидев в окно, как мальчишки играют в футбол, начинает проситься на улицу. Его мама напоминает, что вчера было то же самое, что он прибежал домой в слезах, что он говорил, что больше никогда не будет играть в эту противную игру с этими противными мальчишками. Однако мальчик уверяет ее, что это было вчера, что сегодня все будет по-другому.

Но не проходит и десяти минут после выхода во двор, как мальчик с громкими рыданиями возвращается домой. (Его либо не приняли в игру, либо приняли, но у него не получилось так быстро бегать и бить по мячу, как у его сверстников, и, в конечном счете, его выгоняют из игры.) «Это плохая игра, я никогда не буду в нее играть и мальчишки тоже злые и нехорошие. Сами меня попросят, но я с ними больше играть не буду», — говорит он сквозь слезы. Однако на следующий день, а иногда даже и в этот же самый, ребенок вновь просится на улицу, искренне веря в то, что на этот раз все будет по- другому.

Такую характеристику психологии дошкольного возраста дает Л. С. Выготский, объясняя, что дошкольники непосредственны, что они не управляют своими эмоциями, что у них еще нет «обобщения переживания».

Однако, продолжает свой пример Л. С. Выготский, спустя некоторое время мать замечает, что ребенок больше не просится на улицу. На ее предложение пойти погулять, ребенок отвечает, что он вообще не любит гулять и что ему гораздо интереснее и приятнее посидеть дома и почитать книгу или сделать что-то другое.

По словам Л. С. Выготского, этот ребенок прошел кризис семи лет. Он научился обобщать свои эмоции. У него возникли предвосхищающие эмоции.

Приложение Б

Формирование самооценки в семье.

Формирование низкой самооценки. Родители заведомо снижают самооценку малыша, когда пытаются поставить его в зависимое, подчиненное положение, требуют от ребенка послушания, им хочется, чтобы он умел подстраиваться, не конфликтовал со сверстниками, был полностью зависим от взрослых в повседневной жизни. Ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, ему не хватает ощущения, что он ценен.

Формирование средней самооценки. У детей со средней самооценкой родители обычно занимают покровительственную, снисходительную позицию. Уровень притязаний таких взрослых не очень высок. Скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у них тревогу. Дети таких родителей очень зависимы от того, что думают по их поводу другие люди.

Формирование высокой самооценки. В семье, где у детей формируется высокая самооценка, матери удовлетворены взаимоотношениями детей с отцом, в таких семьях ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Обычно один из родителей принимает основные решения, с которыми соглашается вся семья, все относятся друг к другу дружелюбно и искренне. Ребенок видит, что родителям обычно сопутствует успех, он тоже приучается настойчиво и успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его все время поддерживают и одобряют.

Ребенок с высокой самооценкой привыкает постоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны.

Приложение В, Методика «Нарисуй себя»

Данная методика разработана А. М. Прихожан и З. Василяускайте и предназначена для диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет.

Цель исследования : определить особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у детей младшего школьного возраста.

Материал и оборудование . Для выполнения задания ребенку даются шесть цветных карандашей – синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый. Желательно использовать карандаши «Полицвет» для того, чтобы в возможной степени смягчить фактор индивидуального предпочтения и влияния цвета. Бланк методики представляет собой сложенный пополам (книжечкой) стандартный лист нелинованной белой бумаги. Первая страница книжечки остается чистой. Здесь после проведения работы записываются необходимые сведения о ребенке. На второй, третьей и четвертой страницах книжечки, располагаемой пред ребенком вертикально, наверху большими буквами написано название каждого рисунка, который предстоит выполнить ребенку, соответственно: «Плохой мальчик/девочка (в зависимости от пола ребенка), «Хороший мальчик/девочка», «Я».

Процедура исследования, Методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально.

Инструкция к выполнению задания дается перед каждым рисунком, поэтому при фронтальном проведении дети переходят к выполнению следующего рисунка только после того, как все закончили предшествующий.

Инструкция:

После того, как все дети закончили рисовать, дается следующая инструкция: «А теперь отложите те карандаши, которыми вы рисовали, и возьмите три оставшихся. Покажите мне их. (Необходимо убедиться, что все дети правильно поняли и выполнили эту инструкцию).

Этими карандашами вы нарисуете хорошего мальчика или хорошую девочку. Найдите страницу, на которой сверху написано «Хороший мальчик (девочка)». Все нашли? (Проверить.) Начинаем рисовать».

Инструкция, даваемая перед третьим рисунком: «На оставшемся листке (на нем сверху написано «Я») каждый из вас нарисует себя.

Себя вы можете рисовать всеми шестью карандашами. Возьмите все карандаши в руку и покажите мне. (Проверить.) А вот сейчас внимание! Пусть ваш рисунок будет с секретом. Если кто-нибудь захочет нарисовать себя похожим на хорошего мальчика или хорошую девочку, то пусть в рисунке будет больше тех цветов, которыми вы рисовали хорошего мальчика или девочку. А если захочется нарисовать себя, похожим на плохого, то тогда в нем будет больше тех цветов, которыми рисовали плохого мальчика или девочку. Но постарайтесь в этом рисунке использовать все карандаши. (После этого следует кратко повторить инструкцию и ответить на вопросы детей).

Итак, найдите страницу, вверху которой написано «Я» (проверить) и начинайте работать.

Необходимо специально следить за тем, как дети выполняют каждую инструкцию, отвечать на все вопросы до того, как они начали рисовать.

Дети работают самостоятельно. Взрослый вмешивается только в том случае, если нарушается инструкция. Ценную дополнительную информацию дают наблюдения за поведением детей во время выполнения заданий, фиксация слишком быстрого или слишком медленного выполнения. При фронтальном проведении на выполнение всей методики уходит около урока.

Обработка и анализ результатов

Диагностическое использование рисуночных проб, особенно когда они включают (как в данном случае) человеческую фигуру, предполагает три основных уровня анализа.

Первый уровень, Второй уровень, Общая схема интерпретации результатов методики.

При интерпретации данных используются как проективные критерии, так и показатели, базирующиеся на методе прямого шкалирования.

1. Анализ «автопортрета» (рисунок «Я»): наличие всех основных деталей, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщательность их прорисовки, степень украшенности «автопортрета»; статичность рисунка или представленность фигурки в движении, включение себя в какой-либо сюжет – игру, танец, прогулку и т.п. Известно, что наличие дополнительных деталей – подробная прорисовка, «разукрашивание» – свидетельствуют о позитивном отношении к рисуемому персонажу. Напротив, неполнота рисунка, отсутствие необходимых деталей указывают на отрицательное или конфликтное отношение, о чем говорилось выше. Изображение в движении, включение в сюжет – на активное, творческое отношение к действительности.

2. Анализ других проективных показателей по «автопортрету», в том числе по размеру рисунка, его расположению на листе (так называемая проективная семантика пространства), по соотношению отдельных частей рисунка и т. п. Известно, например, что размещение рисунка внизу страницы может свидетельствовать о депрессивности ребенка, наличии у него комплекса неполноценности. Наиболее неблагоприятным является «автопортрет», нарисованный в профиль и расположенный в нижнем углу страницы, особенно в левом.

3. Сопоставление «автопортрета» ребенка с рисунками «хорошего» и «плохого» сверстника по следующим параметрам:

а) цвета, использованные в «автопортрете», их соответствие цветам «хорошего» и «плохого» ребенка, каких цветов больше;

б) размер «автопортрета» по сравнению с размерами двух других рисунков;

в) повторение в «автопортрете» деталей из рисунков «хорошего» и «плохого» ребенка: одежда, головной убор, игрушка, цветок, рогатка, пистолет и т.п.;

г) наличие в «автопортрете» новых деталей и их характер;

— д) общее впечатление о похожести «автопортрета» на рисунок «хорошего» или «плохого» сверстника.

Анализ поправок, перечеркивания, перерисовывания (без существенного улучшения качества рисунка); их выраженность свидетельствует о конфликтности, тревожности ребенка.

Окончательный вывод об особенностях эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе целесообразно делать только на основании сопоставления качественных характеристик рисунка и данных беседы. При этом важно иметь в виду, что речь идет не о верификации критериев оценки рисунка по данным беседы, а именно об учете обеих групп данных в окончательном заключении психолога.

Приложение Г, Методика «Лесенка»

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки

Рисунок лесенки для изучения самооценки 1

Инструкция (групповой вариант)

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация, При анализе полученных данных исходите, из следующего:, Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т. д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.

Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

Приложение Д

Методика исследования настроений, ситуативной и личностной тревожности и эмоциональной отзывчивости на переживания других «Климатический круг».

Цель исследования: диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка.

Материал и оборудование: «Климатический круг», разработанный на основе цветописи А. Н. Лутошкина, в который входят: красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный цвета. Магнитики с именами учащихся. У педагога/ психолога тоже есть свой магнитик, и дети могут видеть настроение своего учителя.

Методика исследования: на магнитной доске «Климатический круг» и магнитики с именами детей. Дети получают инструкцию о том, что означает каждый цвет в круге. Учащиеся должны поставить свой магнитик на тот цвет, который соответствует их настроению сегодня.

Шкала цветового диапазона., Красный — зона бодрого, мажорного настроения., Желтый — зона приятного, благодушного настроения., Зеленый – зона спокойного, уравновешенного тона., Фиолетовый – зона неудовлетворенности, тревожности., Черный – зона пессимизма, уныния, упадка.

Педагог/ психолог фиксирует определенное испытуемым настроение в таблице с помощью цветных карандашей или фломастеров.

Анализ данных таблицы настроения можно проводить и ежедневно, и в конце каждой недели, и в конце каждого месяца. Ежедневный анализ данных таблицы соотносится с реальными жизненными событиями испытуемого. Такой анализ помогает исследователю — учителю разобраться в причинах переживания ребенка и по возможности помочь ему, а также является хорошим средством эмоционального самоконтроля ребенка. При этом важно установить степень адекватности эмоционального реагирования ребенка в зависимости от событий его жизни.

Общая оценка эмоционального состояния соответствует преобладающему настроению за весь период времени исследования, каким может оказаться неделя, месяц и т.п. Такая оценка предусматривает возможность отклонений от нормы в переживаниях, эмоциональном состоянии ребенка.

Итак, подведем итог. Оценивая настроение и состояние коллектива, причины колебания настроения каждого учащегося, мы сможем сделать первый шаг к управлению своими чувствами и начнем глубже познавать существующие взаимоотношения в коллективе.

В зависимости от задач исследования, «Климатический круг» отражает эмоциональное состояние 1) в начале дня и 2) в конце дня. Анализ изменения состояния членов коллектива в течение дня может помочь выявлению факторов, воздействующих на настроение детей. Руководителю класса исследования помогают увидеть настроение коллектива, оценить психологическую атмосферу класса, проследить за развитием настроения каждого ребенка.

Замеры настроения детей в начале и в конце учебного дня показали, что методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении. Потребность выговориться, поделиться тем, что на душе.

А для психолога и педагога результаты цветовыбора являются прекрасным инструментом выявления группы риска детей уже с ранними признаками проявления тревожности, агрессивности и др. социально-психологическими проблемами с целью их дальнейшей коррекции.

Приложение Е, Классному руководителю младших школьников

Ребенок с пониженным настроением — несчастный, удрученный, мрачный, печальный, огорченный, пессимистический.

Ребенок, испытывающий страх и тревогу — робкий, тихий, застенчивый, обеспокоенный, покорный, заторможенный, неуверенный, сомневающийся, скованный, замкнутый, одинокий, смущенный, нервозный, испуганный.

Ребенок, переживающий эмоциональный подъем — смешливый, игривый, разговорчивый, импульсивный, хвастливый, оживленный, радостный, восторженный, окрыленный, увлеченный, азартный, нетерпеливый, радостный, переживающий чувство успеха, превосходства, гордости.

Такому ребенку трудно сосредоточиться, у него нарушается поведение.

Ребенок, переживающий эмоциональный спад — угрюмый, злой, раздражительный, враждебный, досадующий, обиженный, недовольный, презирающий, негодующий, испытывающий отвращение, сердитый, резкий, неустойчивый.

Частое чередование положительных и отрицательных эмоций — эмоциональная лабильность — характерна для детей невротического склада.

Приложение Ж, В учебной деятельности учителю следует обратить внимание, Рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:, При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу., Учить слушать других., Воспитывать чувство сопереживания., Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты., Аргументировать оценки., Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:, Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.

Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.

Вовлекать учащихся в коллективную работу., При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности., Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера., Приложение З