Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями.
Ключевой эмоцией в субъективном переживании страх.
Цель исследования – изучить тревожность как свойство личности и ее проявления.
Глава 1 ПРОБЛЕМА ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.
1.1Тревожность как свойство личности.
Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность).
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Наряду с попытками прийти к согласованному определению для описания состояния тревоги, исследователи пытаются выявить, в чем кроются истинные причины возникновения этого состояния. Среди возможных причин называются и физиологические особенности (особенности нервной системы — повышенная чувствительность или сензитивность), и индивидуальные особенности, и взаимоотношения со сверстниками и с родителями, и проблемы в школе и многое другое. Многие специалисты сходятся во мнении, что среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте — неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью[6].
Психологические особенности личности инвалидов
... инвалидов; проанализировать влияние психологических особенностей личности инвалидов на их адаптацию; провести исследование психологических особенностей личности инвалидов, влияющих на их адаптационные способности. Объектом исследования является психология инвалидов. Предметом исследования – психологические особенности личности инвалидов. Гипотеза: психологические особенности личности инвалидов ...
Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.
Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.[11].
В отечественной психологии изучению тревожности посвящены работы А.М. Прихожан, Н.В. Имедадзе, Ф.Б. Березина, В.М. Астапова, Ю.М. Забродина, Ж.М. Гозман, М.В. Дороховой, Т.Л. Шабановой, М.А.Цискаридзе, Н.Д. Левитова и др. На основании анализа трудов отечественных исследователей тревожности можно сделать вывод об отсутствии единого мнения об определении, структуре и функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах исследованиях психического состояния тревоги и черты личности, называемой тревожностью. Значительным вкладом в разработку проблем тревожности, в зарубежной психологии, являются исследования З. Фрейда, А. Адлера, К. Хорни, Г.С. Салливана, Ч.Д Спилбергера, Р. Мэй, К. Роджерса, В. Франкла. Анализ позиций представителей разных подходов позволил выделить два аспекта в изучении тревоги и тревожности: «тревога», как эмоциональное состояние; «тревожность» как свойство личности, предрасполагающее к проявлению состояния тревоги [7].
Известно, что именно 3. Фрейд ввёл проблему тревожности в обиход психологии.
Согласно его концепции, тревога является функцией Эго и её назначение состоит в том, чтобы предупредить человека о надвигающейся угрозе. Содержанием тревожности является ощущение неопределённости и чувство беспомощности, которые характеризуются тремя основными признаками: специфическим чувством неприятного, соответствующими соматическими реакциями, осознанием данного переживания Реакции тревоги проявляются одновременно на трёх уровнях: биологическом, психологическом и социально-поведенческом. На биологическом уровне тревога проявляется в виде усиления или учащения сердцебиения, затруднения дыхания, чувства удушья, повышения артериального давления, возрастание общей возбудимости, потливости, тремора, сухости во рту, тошноты и так далее.
На психологическом уровне тревога представляет как напряжение, озабоченность, нервозность, раздражительность, невозможность принятия решения, беспокойство и беспомощность. Психологическая сфера тревожного ребёнка проявляется в снижении уровня притязаний личности, её самооценки, решительности и уверенности в себе. Социальный уровень проявления тревоги включает в себя всё богатство поведенческой активности ребёнка и особенности его отношений с окружающими людьми. Специфика этих проявлений будет зависеть от того, в какой области взаимоотношений ребёнок чувствует для себя наибольшую опасность. Тревога ребёнка, связанная с отношениями в семейной системе, выражается в его беспокойстве и неуверенности относительно того, интересен ли он своим родителям, любят ли они его, что проясняется постоянных попытках обратить на себя внимание и в преувеличенном желании добиться их любви и эмоциональной близости.
Исследование тревожности
... уровень тревожности. 2. Главными детерминирующими факторами в возникновении повышенной тревожности у старшеклассников является нарушение социальной ситуации развития, в частности – характера детско-родительских отношений и особенности индивидуальных свойств личности. Методы исследования: ... несомненно, мы можем отнести и беспокойство, тревогу". Тревожное состояние связывается с показателем слабости ...
Таким образом, понятием, «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску[15].
1.2 Виды тревожности.
Выделяют два основных вида тревожности. Первая из них — это ситуативная тревожность, т.е порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания. Другой вид – называется личностной тревожностью. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают, характеризуются состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
У детей младшего школьного возраста доминирует ситуативная тревожность. Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной –это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями[10].
Глава2 ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ
2.1.Проявления тревожности у детей.
Лаврентьева Н.Н. указывает ситуации, которые могут вызвать детскую тревожность:
1 Ситуация непринятия со стороны сверстников.
2 Ситуация соперничества, к конкуренции. Особенно
Тревожность как характеристика личности
... ситуации. § 2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать ... в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем ...
3. Ситуация повышенной ответственности, когда тревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.[8].
В подобных ситуациях
Кроме влияния школы, следует также отметить и вклад семейного воспитания (семейных отношений) в развитие детской тревожности. Прихожан А.М. говорит, что в целом тревожность является проявлением неблагополучия личности[9].
В ряде случаев она буквально взращивается в тревожно – мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству. Ребенок заражается их настроениями и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир
Однако такая неприятная индивидуальная особенность проявляется порой и у детей, чьи родители не подвержены мнительности и настроены в целом оптимистично. Такие родители, как правило, хорошо знают, чего они хотят добиться от своих детей. Особое внимание они уделяют дисциплине и познавательным достижениям ребенка. Поэтому перед ним постоянно ставится разнообразные задачи, которые они должны решать, чтобы оправдать высокие ожидания родителей. Справится со всеми задачами ребенку не всегда по силам, а это и вызывает недовольство старших. В результате ребенок оказывается в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел ли он угодить родителям или допустил, какое- то упущение, за которое последует неодобрение и порицание. Ситуация может усугубляться непоследовательностью родительских требований. Если ребенок не знает наверняка, как будет оценен тот или иной его шаг, но в принципе предвидит возможное недовольство, то все его существование окрашивается напряженной настороженностью и тревогой[5].
Таким образом, Прихожан А.М. подчеркивает, что среди факторов, обуславливающих тревожность детей немаловажную роль играют непоследовательность требований родителей и разница в стилях воспитания мамы и бабушки ( мамы и папы и т.д.)[9].
Эти «возрастные тревожности» являются следствием наиболее значимых социальных потребностей. У детей раннего возраста тревожность порождается разлукой с матерью. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация к школе, в младшем подростковом – общение со взрослыми (родителями и учителями), в ранней юности – отношение к будущему и проблемы, связанные с отношениями полов.
Захаров А.И. указывает, что тревожные дети отличаются
Таким образом, поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами[8].
Структура переживаний у лиц разного пола клинически одинакова и имеет возрастную специфику. Психологически понятные страхи достигают степени, не соответствующей нормативным для данного возраста реакциям. В 12 лет наблюдаются апато-
Комплексная реабилитационная программа для дошкольников с расстройствами ...
... центрами профессионального развития в области расстройств аутистического спектра в мире, в т.ч. ВОЗ. ... работа по реабилитационной программе позволяет: адаптировать ребенка с РАС к социуму и способствует оказанию влиятельного содействия в формировании и становлении личности маленького гражданина. Цель дипломной работы ... предназначена для родителей детей с нарушениями развития в возрасте от 2 до ...
Фобическое расстройство детского возраста, как правило, выражается в виде всевозможных невротических фобий, появляющихся в довольно раннем возрасте и касающихся широкого круга проблем и различных ситуаций. В то же время если они не специфичны для какого-либо возраста, то квалифицируются исключительно как невротические расстройства. Сюда же следует относить фобии, имеющие связь с конкретным этапом развития ребенка. Для диагностики данного состояния необходимо наличие, как минимум, стойкой или повторяющейся тревоги различного содержания, специфичной для определенной фазы развития, выраженной чрезмерно и вызывающей отчетливое снижение социального приспособления[14].
Социальное тревожное расстройство детского возраста преобладает у девочек, но чаще обращает на себя внимание у мальчиков, возможно, в силу социокультурных ожиданий пассивности и робости, предъявляемых к так называемой «женской роли». Данный тип расстройства диагностируется по достижении возраста, когда страх посторонних перестает быть нормальной чертой психологического развития ребенка. Здесь обращается особое внимание на разницу между поведением в домашней обстановке и во внесемейных социальных ситуациях.
Такие дети дома достаточно оживлены и эмоциональны, но могут быть излишне навязчивы и требовательны с опекающими лицами. Характерное поведение в незнакомой обстановке заключается в том, что ребенок краснеет, переходит на шепотную речь или молчит, старается спрятаться, чтобы его не было видно, ищет защиты у опекающих лиц, легко плачет при попытках вовлечь его в какую-либо деятельность. Самооценка в целом снижена, высока коморбидность (сопряженность) с депрессивными синдромами. Дезадаптация в основном проявляется в зоне отдыха и спорта, в отдельных случаях может страдать процесс обучения. Задержка социального развития неизбежно дает о себе знать в подростковый период, когда сформированность навыков общения становится жизненно необходимой.
Генерализованное тревожное расстройство детского возраста (ГТР) чаще встречается в городской среде, в достаточно обеспеченных семьях малого размера. Поводы для появления тревоги разнообразны, наиболее частые — события в будущем, в особенности те, в ходе которых будет как-то оцениваться деятельность человека, его социальная приемлемость, компетентность и соответствие ожиданиям окружающих. Специфические вегетативные проявления не выходят на первый план, наиболее типичны зримые элементы поведения. Такие дети выглядят в обществе нервозными, напряженными, робкими, неуверенными в себе, склонными к самоуничижению и в то же время серьезными и не по годам зрелыми. Они болезненно чувствительны к критике и гордятся своим гипертрофированным послушанием и стремлением к перфекционизму. Среди часто сопутствующих поведенческих признаков — кусание ногтей, вырывание волос, сосание большого пальца и энурез. Мотивация к социальному успеху обычно позволяет больным добиться удовлетворительного приспособления, что сопровождается постоянным и чрезмерным внутренним напряжением. Кроме прочего, данное расстройство у ребенка предполагает высокий риск появления тревожных, аффективных и соматоформных нарушений во взрослом возрасте.
Виды психологических расстройств у детей
... раннем детском возрасте психоорганические расстройства могут исчерпываться симптоматикой невропатии, но с большим акцентом на церебрастенических проявлениях, задержках развития каких-либо психических функций. У детей преддошкольного возраста психоорганический синдром проявляется также атипично. Расстройства интеллектуальных ...
Само по себе ГТР в плане клинической диагностики