Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.
1.2.1 Государственная защита прав и свобод человека и гражданина
Эффективное функционирование российских государственных институтов в условиях правового государства может быть успешно осуществлено при строгом соблюдении гарантий прав личности, как это должным образом предписывает Конституция Российской Федерации. Поддержание высокого уровня права в обществе и выполнение всех положений Конституции РФ — залог усиления авторитета России на мировой арене в полном соответствии с ее статусом Великой Державы — постоянного члена Совета Безопасности ООН.
Российская Федерация как правовое государство является частью мирового сообщества. В соответствии с положениями ст. 2 и 18 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются высшей социальной ценностью. Во исполнение Конституции РФ в стране создан четко работающий и юридически упорядоченный механизм государственной власти в центре и на местах.
Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45) 7 . Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита).
Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.
В настоящее время сложилась определенная система государственных органов и
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина ...
... защиты, позволяет повысить эффективность и результативность их реализации на основе принципа равенства, руководствуясь общепризнанными принципам и нормам международного права, согласно Конституцией РФ. конституционный право свобода обязанность 1. Конституционные права, свободы ... ённому государству, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Анализируя понятие определяя «права гражданина ...
При Президенте РФ создана Комиссия по правам человека. Согласно действующему Положению об этой комиссии основной ее целью является усиление гарантий соблюдения прав граждан. Комиссия осуществляет свою деятельность в пределах установленной компетенции независимо от других государственных органов.
Предусматривается также право Комиссии запрашивать и получать от государственных органов и должностных лиц любые
В настоящее время комиссии по правам человека созданы в подавляющем большинстве
Учреждение поста
В соответствии со ст. 114 Конституции РФ меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью осуществляет Правительство РФ. Деятельность высших исполнительных органов по охране прав и свобод граждан имеет чрезвычайно важное значение, обеспечивая эффективное осуществление надлежащих конституционных процедур.
1.2.2 Самозащита прав и свобод
Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.).
Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон об оружии (в редакции от 05.04.2011 № 52-ФЗ) 9 предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.).
Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного
Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина РФ
... [5] ). Актуальность Цель работы – рассмотреть механизм реализации прав и свобод человека и гражданина в РФ. Соответственно задачами работы будут: выявление сущности понятий конституционных гарантий прав и свобод, механизма их защиты в суде и пределы их осуществления, ...
О всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обставлено и право на приобретение оружия.
1.2.3 Судебная защита
Конституция РФ, закрепившая основы конституционного строя, определяет особое место человека, его прав и свобод в системе общественных отношений, выдвигая защиту прав и интересов индивида в качестве важнейшего принципа, действующего в обществе и государстве и определяющего содержание и механизмы реализации соответствующих правовых гарантий.
До недавнего времени в отечественной юриспруденции в качестве главенствующей рассматривалась концепция, в соответствии с которой правосудие выступало в качестве элемента правоохранительной системы. В свою очередь, в качестве основной функции правоохраны определялась защита публичных интересов государства. Соответственно, частные и корпоративные интересы воспринимались в качестве производных (вторичных) от общегосударственных. Таким образом, отнесение правосудия к сфере правоохранительной деятельности, по сути, означало сведение функциональности данного института к защите государственных интересов. То обстоятельство, что в процессе подобного рода отношений нередко подвергался необоснованным ограничениям правовой статус личности, в большинстве случаев воспринималось как «допустимая погрешность» сложившегося режима законности и правопорядка. 10
Изменения, происходящие в политико-правовой системе современной России, обусловили необходимость переосмысления и переоценки целого ряда ранее воспринимаемых в качестве аксиоматичных установок. К числу подобного рода установок с полным на то основанием может быть отнесена проблема функциональности системы правосудия. В отличие от предшествующего периода, в рамках которого правосудие рассматривалось исключительно как средство защиты государственного интереса, в настоящий момент данная система воспринимается двояко. С одной стороны, деятельность по отправлению правосудия рассматривается в качестве обособленного вида государственной деятельности, а с другой — само правосудие представляет собой важнейший гарант юридического обеспечения правового статуса личности.
Значение правосудия в системе юридических гарантий правового статуса личности обусловлено, прежде всего, особым местом суда в системе государственной власти. В соответствии с Конституцией России 1993 г. судьи в своей деятельности руководствуются только Конституцией и федеральными законами 11 . Соответственно, на принятие судебного решения не может оказываться административное давление со стороны других бюрократических структур. Именно независимость суда в процессе постановки и принятия решения, а также обязательность этого решения для всех без исключения субъектов обусловливают рассмотрение правосудия в качестве важнейшего гаранта прав и свобод человека и гражданина. Как уже отмечалось выше, суд не охраняет право. Вместе с тем, осуществляя разрешение конфликтных ситуаций в соответствии с правом, суд способствует поддержанию правопорядка и в подобном качестве выступает на стороне субъекта, позиция которого в наибольшей степени соответствует законодательно закрепленным и общеправовым принципам.
Человек, его права и свободы как высшая ценность
... подход, как разграничение прав и свобод на права и свободы человека и права и свободы гражданина «не является традиционным для нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, ...
Для обеспечения конституционных гарантий защиты прав и свобод граждан в условиях социально-экономических и политических преобразований в Российском государстве возникла объективная необходимость создания новых совершенных и мощных механизмов.
Личные (гражданские), политические, социально-экономические, культурные права и свободы охватывают интересы индивида во всех сферах его жизнедеятельности.
Механизмы защиты всей системы этих прав и свобод в Российской Федерации призваны обеспечить безопасность гражданина в обществе и государстве. Определенный Конституцией РФ объем, а также содержание прав и свобод человека и гражданина соответствуют тому объему прав, который предусмотрен Всеобщей декларацией прав человека, Международными пактами о правах человека, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Юридическими гарантиями, обеспечивающими охрану и защиту реального осуществления прав и свобод человека и гражданина в обществе и в государстве, а также контроль за соблюдением этих прав и свобод, выступают механизмы, нашедшие свое отражение в компетенции органов управления и должностных лиц, на которых законодательством возложена конституционная обязанность по соблюдению и защите прав человека.
Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) 12 . Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан (в редакции от 14 декабря 1995 г.).
В ч. 2 ст. 118 Конституции РФ отмечается, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Все эти формы судопроизводства должны стать эффективными способами защиты прав индивида. 13
С принятием 27 апреля 1993 г. Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» 14 фактически был создан принципиально новый механизм, призванный обеспечить эффективную защиту прав и законных интересов граждан путем судопроизводства по жалобам и всеобъемлющего судебного контроля за деятельностью должностных лиц и органов управления. Этот механизм в дальнейшем был усовершенствован Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ, и Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» от 09.02.2009 № 4-ФЗ.
Предмет, задачи и пределы прокурорского надзора за соблюдением ...
... граждан. Прокурорский надзор служит дополнительной гарантией справедливого распределения социальных возможностей, защиты политических, экономических, культурных и иных прав гражданина и человека. Конституция закрепила важные принципы правового статуса личности: равноправие, неотчуждаемость прав и свобод, непосредственное действие прав ...
Судопроизводство по жалобам граждан на действия, нарушающие их права и свободы, по своей сути является административным судопроизводством, предусмотренным ст. 118 Конституции РФ в качестве одного из направлений осуществления государственной власти, которое в частности, Призвано обеспечить правовые гарантии безопасности гражданина и человека в обществе и в государстве.
Судебный контроль как одно из основных направлений такой деятельности государства находит, в частности, свое отражение в практике судов общей юрисдикции, связанной с осуществлением судопроизводства по жалобам граждан, которое существенно отличается от искового производства как по форме, так и по содержанию, поскольку по сути своей и является административным судопроизводством, упомянутым в ст. 18 Конституции РФ. Это обусловлено, кроме всего прочего, тем, что в ходе рассмотрения жалобы суд фактически разрешает спор административно-правового характера между заявителем, с одной стороны, и должностным лицом (органом управления), принявшим решение или совершившим обжалуемые действия, связанные определенными административными полномочиями, — с другой.
В то же время механизм защиты прав и свобод граждан средствами административного
Процедура судопроизводства по жалобам фактически призвана играть роль объективного государственного контроля, гарантирующего защиту прав и законных интересов гражданина. По смыслу Конституции РФ и Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» 15 при равенстве граждан перед ними объективность такого контроля не должна зависеть от фактического неравенства возможностей заявителя и должностного лица (органа управления) по отысканию и представлению доказательств для подтверждения правильности своих позиций.