Социологическая теория Макса Вебера

вебер социология понимание рациональность

2. Термин « понимание« и категория « социального действия« .

Термин «понимание» представляет собой классический перевод с немецкого verstehen. Идея Вебера заключается в следующем: в области феноменов природы объяснить наблюдаемые закономерности мы можем только посредством математических по форме и характеру посылок. Другими словами, нам нужно объяснить явления суждениями, подтвержденными опытом, чтобы иметь ощущение, что мы их понимаем. Понимание, таким образом, носит опосредованный характер, оно достигается через понятия и связи. Что же касается человеческого поведения, то понимание в некотором роде оказывается непосредственным: профессор понимает поведение студентов, которые слушают его лекции, пассажир понимает, почему шофер такси не едет на красный свет. У него нет необходимости фиксировать, сколько водителей останавливаются у светофора, чтобы понять, почему они это делают. Человеческое поведение представляет собой внешне проявленную осмысленность, связанную с тем фактом, что люди наделены разумом. Чаще всего определенные осмысленные связи между действием и целями, между поступками одного и поступками другого индивида воспринимаются непосредственно. Эта осмысленность ни в коей мере не означает, что социолог или историк постигли поведение интуитивно. Наоборот, они реконструируют их постепенно, используют тексты и документы. Для социолога субъективно подразумеваемый смысл воспринимается одновременно и как непосредственно понятный, и как вызывающий сомнение.

С принципом понимания связана одна из центральных методологических категорий веберовской социологии — категория социального действия. Социальное действие содержит осмысленное построение, которое наука о человеческой действительности способна понять. Социальное действие, по Веберу, предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого без которого действие не может рассматриваться как социальное. Вебер определяет действие (независимо от того, проявляется ли оно вовне, например, в форме агрессии, или сокрыто внутри субъективного мира личности, подобно претерпеванию) как такое поведение, с которым действующий индивид или индивиды связывают субъективно полагаемый смысл. «Социальным» действие становится только в том случае, если по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

7 стр., 3166 слов

Социологические теории М. Вебера

... сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. ... М. Вебер утверждают: Социологические теории и понятия не являются результа том интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная дея тельность подчиняется вполне определенным социальным ...

Непосредственно более понятным по смысловой структуре является «действие, ориентированное субъективно строго рационально в соответствии со средствами, которые считаются однозначно адекватными для достижения однозначных и ясно сознаваемых целей «. Этот тип действия Вебер называет целерациональным.

3. Целерациональное действие и проблема понимания

Проанализируем приведённое определение. Целерациональное действие это действие:

1. направленное к достижению ясно сознаваемых действующим индивидом целей,

2. использующее для достижения этих целей средства, признаваемые за адекватные самим действующим индивидом.

Сознание индивида оказывается необходимым, для того чтобы действие выступало в качестве социальной реальности. Этот тип действия Вебер называет целерациональным (zweckrationale).

Целерациональное действие приблизительно соответствует «логическому» поступку Парето. Это действие инженера, который строит мост; спекулянта, который стремиться заработать деньги; генерала, который хочет одержать победу. Во всех этих случаях целерациональное поведение определяется тем, что субъект ставит перед собой ясную цель и применяет соответствующие средства для ее достижения. Однако Вебер не утверждает, как Парето, что поступок, совершаемый с применением неадекватных способов из-за ошибочности в знаниях, нерационален. Целерациональность поступка определяется опытом субъекта, а не наблюдателя. Но таким должно быть скорее определение Парето. Целерациональное действие — это идеальный тип, а не эмпирически общее. Как идеальный тип в чистом виде встречается редко в реальности. Именно целерациональное действие есть наиболее важный тип социального действия, оно служит образцом социального действия, с которым соотносятся все остальные виды действий. Вебер перечисляет их в следующем порядке: «Для социологии существуют следующие типы действия:

1. более или менее приближенно достигнутый правильный тип (Richtigkeitstypus);

2. (субъективно) целерационально ориентированный тип;

3. действие, более или менее сознательно и более или менее однозначно целерационально ориентировано;

4. действие ориентированное не целерационально, но понятно по своему смыслу;

5. действие по своему смыслу более или менее понятно мотивированное, однако нарушаемое — более или менее сильно — вторжением непонятных элементов

6. действие, в котором совершенно непонятные психические или физические факты связанные «с» человеком или «в» человеке незаметными переходами «.

Как видно, эта шкала построена по принципу сравнения всякого действия с целерациональным действием. Социолог должен исходить из целерационального действия, как действия идеального типа, а остальные действия человеческого поведения рассматривать как отклонение от него.

Но поставим вопрос по-другому: что именно мы понимаем в случае целерационального действия: смысл действия или самого действующего? Допустим, мы видим, что человек рубит дрова. Мы можем сделать вывод, что он делает это либо для заработка, либо для того чтобы заготовить себе на зиму топлива и т. д. и т. п. Рассуждая таким образом, мы пытаемся понять смысл действия, а не самого действующего. Вебер потому выбрал в качестве идеальной модели целерациональное действие, что в нем оба эти момента совпадают: понять смысл действия — это значит, в данном случае понять действующего, а понять действующего — значит понять смысл его поступков. Такое совпадение Вебер считает тем идеальным случаем, от которого должна отправляться социология.

4 стр., 1645 слов

Философия Вебера

... м реферате я рассмотрю лишь небольшую часть его творчества: теорию социального действия, понимающую социологию, концепцию идеальных типов, социологию власти и религии. II. Понимающая социология Макса Вебера. 1. Теория социального действия. Макс Вебер ... считал, что социальная философия, которую он характеризовал как ...

4. Принцип «ориентации на другого»

Вторым обязательным моментом социального действия Вебер считает ориентацию действующего лица на другого индивида. Вебер пишет: «Социальное действие … может быть ориентировано на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других индивидов (месть за нападение в прошлом, оборона при нападении в настоящем и меры защиты против будущего нападения).

В качестве «других» могут выступать известный индивид или неопределенно многие и совсем неизвестные (например, деньги означают средство обмена, которое действующий индивид принимает при обмене, так как ориентирует своё действие на ожидание того, в будущем при их обмене в свою очередь примут неизвестные ему и неопределенно многие другие)».

Введение в социологию принципа «ориентации на другого» представляет собой попытку принять во внимание ту субстанцию социального, без которой целерациональное действие остается классической моделью робинзонады. В основе действия индивида в робинзонадах лежал индивидуальный «интерес», и не случайно именно робинзонады послужили моделью так называемого экономического человека (homo economicus).

Согласно Веберу, социология начинается там, где обнаруживается, что экономический человек — слишком упрошенная модель человека. Социология не должна рассматривать «социальность» вне и помимо индивидов.

Итак, наличие субъективного смысла в ориентации на других — два необходимых признака социального действия. В соответствии с этим определением не всякое действие, как подчеркивает Вебер, может быть названо социальным. Так, если действие индивида ориентировано на ожидание определенного «поведения» не со стороны других индивидов, а со стороны вещественных предметов (машин, явлений природы и т. д.) то оно не может быть названо социальным действием в принятом Вебером смысле слова. Тоже не является социальным действием религиозная акция индивида, придающегося созерцанию, одинокой молитвы и т. д.

Вебер понимает, что массовое действие — один из важных предметов исследования социолога. Действительно, у любого массового движения, какова бы не была социальная принадлежность составляющих её индивидов, каков бы ни был их интеллектуальный уровень можно обнаружить определенную общность поведения: общим в толпе со всякой другой толпой будет то, что в её поведении определяется чисто реактивно, стихийно.

Характер массового движения в значительной мере определяемый смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие массу индивиды, сказывается — с большими или меньшими отклонениями — на характере тех религиозных, политических, экономических и других институтов кот складываются в ходе и в результате этих движений. В социологии религии, права и политики Вебер как раз и пытается осуществить свой метод анализа массовых движений.

10 стр., 4562 слов

Теория социальной стратификации

... идеи теории социальной стратификации оформились в конце XVIII в. благодаря появлению метода социологического анализа. 1.1 Теории социальной стратификации Социальная стратификация - это выявления социальных групп, ... интеллигенция). Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены Максом Вебером , рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему, в ...

5. Виды социального действия

При рассмотрении веберовского разделения видов действия мы сможем понять, как применяется «идеальная модель» целерационального действия. Вебер указывает четыре вида действия: целерациональное (zweckrationale), ценностно-рациональное (wertrationale), эффективное и традиционное». Социальное действие, подобно всякому действию может быть определено:

1. целерационально, т. е. через ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как «условия» или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех);

2. ценностно-рационально, т. е. через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или как-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и не зависимо от успеха;

3. аффективно, особенно эмоционально — через актуальные эффекты и чувства;

4. традиционно, т. е. через привычку».

Только целерациональное и ценностно-рациональное действия суть социальные действия в веберовском значении этого слова.

«Целерационально, — пишет Вебер, — действует тот, кто ориентирует свое действие в соответствии с целью, средством и побочными последствиями и при этом рационально взвешивает, как средства по отношению к цели, как цели по отношению к побочным следствиям, так и различные возможные цели по отношению друг к другу».

Поведение ученого — целерационально. Ученый ставит перед собой цель найти подтверждение суждения фактами, определить причинные связи и всеобъемлющие толкования, которые были бы общезначимыми.

Научное исследование, таким образом, — прекрасный пример целерационального поведения, конечная цель которого — истина. Но сама эта цель определяется ценностным суждением, т.е. суждением о ценности истины, доказанной фактами или аргументами общезначимого характера.

Наука как действие является, следовательно, целерациональной и ценностно-рациональной по отношению к истине. Рациональность здесь — следствие соблюдения законов логики и науки, необходимого для того, чтобы полученные результаты имели значимость.

«Чисто ценностно-рационально, — говорит Вебер,- действует тот, кто, не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требуют от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание, питает или важность какого-либо… «дела»…».

Рациональный по отношению к ценности, ценностно-рациональный поступок совершил, например, немецкий социалист Лассаль, убитый на дуэли, или капитан, который утонул, отказавшись покинуть свое судно. Поступок оказывается ценностно-рациональным в таком случае не потому, что направлен на достижение определенной, внешне фиксируемой цели, а потому, что не принять вызова или покинуть тонущий корабль было бы бесчестием. Субъект поступает рационально, идя на риск не ради достижения внешне фиксируемого результата, а из верности собственному представлению о чести.

28 стр., 13562 слов

Имидж организации как способ воздействия на социальное поведение

... факторов эффективной работы компании. Чтобы контролировать социальное поведение, контролирующие субъекты используют все средства для воздействия на сознание и подсознание человека. Но сознание может поддаться влиянию любого действия, если ...

Нельзя сразу же не обратить внимания на то, что два последних вида действия — аффективное и традиционное — не являются социальными действиями в собственном смысле слова, поскольку здесь мы не имеем дела с осознанным смыслом. Сам Вебер отмечает, что «строго традиционное поведение, также как и часто реактивное подражание, целиком и полностью стоит на границе, а часто и по ту сторону того, что можно назвать вообще действием, ориентированным «по смыслу». Ибо это очень часто лишь притупленная реакция на привычные раздражения, протекающая по однажды принятой привычной установке»

Поступок, который Вебер называет аффективным, обусловлен исключительно душевным состоянием или настроением индивида. Мать может ударить своего ребенка, потому что его поведение невыносимо, футболист наносит удар в ходе матча другому игроку, потеряв контроль над собой. В этих случаях поступок определяется не целью или системой ценностей, а эмоциональной реакцией субъекта в определенных обстоятельствах.

И наконец, традиционное поведение диктуется привычками, обычаями, верованиями, ставшими второй натурой. Субъект поступает по традиции, ему нет нужды ни ставить перед собой цель, ни определять ценности, ни испытывать эмоциональное возбуждение — он просто подчиняется укоренившимся в нем за долгую практику рефлексам.

Как видим, четыре указанных типа действия располагаются Вебером в порядке возрастающей рациональности: если традиционное и аффективное действие можно назвать субъективно-иррациональным (объективно оба могут оказаться рациональными), то ценностно-рациональное действие уже содержит в себе субъективно-рациональный момент, поскольку в ней действующий сознательно соотносит свои поступки с определенной ценностью как целью; однако этот тип действия относительно рационален, поскольку сама ценность принимается без дальнейшего опосредования и обоснования и в результате не принимается во внимание побочные следствия поступка. Абсолютно рациональным в установленном Вебером смысле слова является только целерациональное действие, если оно протекает в чистом виде.

В разных типах обществ те или иные виды действия могут быть преобладающими: в традиционных преобладает традиционный и аффективный типы ориентации действия, в индустриальном — целее- и целостно-рациональный с тенденцией вытеснения второго первым

Эта классификация типов социального поведения обсуждалась и уточнялась на протяжении полувека. Хочется подчеркнуть, что она некоторым образом освещает все умозаключения Вебера. Действительно, он не раз обращается к ней в своих трудах.

Классификация типов социального поведения обсуждалась и уточнялась на протяжении полувека. Хочется подчеркнуть, что она некоторым образом освещает все умозаключения Вебера.

6. Принцип рациональности в веберовской философии

Классификация типов социального поведения оказывает в определенной степени воздействие на веберовское толкование современной эпохи. Характерная черта мира, в котором мы живем, — рациональность. При первой оценке она соответствует расширению сферы целерациональных поступков. Хозяйственное предприятие — рационально, управление государством при помощи бюрократического аппарата — тоже. Все современное общество также стремится к целерациональной организации, а философская проблема нашего времени, проблема в высшей степени экзистенциалистская, заключается в том, чтобы определить, границы той части общества, где продолжает существовать и должно существовать поведение другого типа.

14 стр., 6550 слов

Функции социологии. Социальная мысль в эпоху Античности. Томас Гоббс

... название социальных исследований (социально-экономических, социально-политических, социально-демографических и др.). *Социология и философия; Социология и психология; Социология и история; Социология и экономика; *Социология и ... или иные пути развития общества, его социальных институтов. Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ...

Вебер был убежден рационализация социального действия — это тенденция самого исторического процесса. Хотя этот процесс протекает не без «помех» и «отклонений». Европейская история последних столетий и «вовлечение» других, неевропейских цивилизаций на путь индустриализации, проложенный Западом, свидетельствуют, по Веберу, что рационализация есть всемирно-исторический процесс. «Одной из существенных компонент «рационализации» действия является замена внутренней приверженности привычным нравам и обычаям планомерным приспособлением к соображениям интереса».

Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление — как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры — во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей, так же как их способ чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает, прежде всего, в производство, а затем и в управление, наконец, также и в быт — в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной рационализации современного общества.

Рационализация представляет собой, по Веберу, результат соединения целого ряда исторических фактов, предопределивших направление развития Европы за последние 300-400 лет. Констелляция этох факторов не рассматривается Вебером как нечто заранее предопределённое — скорее, это своего рода историческая случайность, а поэтому рационализация с его точки зрения есть не столько необходимость исторического развития, сколько его судьба.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/sotsiologicheskaya-teoriya-vebera/

1. Арон Р. «Этапы развития социологической мысли» — М., 1993 г.

2. Кравченко Е.И. «Теория социального действия: от М. Вебера к Феноменологам», Социологический журнал, №3, 2001 г.

3. «История социологии в Западной Европе и в США» 1999 г.

4. Вебер М. «Избранные произведения» — М., 1990 г.

5. Российская социологическая энциклопедия. — М., 1998 г.

Подобные документы

  • Исходные принципы социологической теории Макса Вебера. Механизмы образования исторических понятий как логических конструкций. Проблема понимания и интерпретация идеального типа. Теоретические устремления и программные установки веберовского ренессанса.

    реферат [32,5 K], добавлен 28.03.2015

    3 стр., 1369 слов

    Социология религии дюркгейма и вебера

    ... в своих интересах. 3.Соотношение социологии религии в работах Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма В социологии религии Э. Дюркгейм и М. Вебер создали принципиально различные концепции. Для М. Вебера религия носит внутренний характер ... Под ритуалом понимается любое действие, которое носит символический характер и не носит характера практической целесообразности. Дюркгейм внес выдающийся вклад в ...

  • Методология социологического познания Макса Вебера. Сущность теории «социального действия». Бюрократия как чистый тип легального господства. Направленность работ М. Вебера, его концепции. Место творчества социолога в развитии управленческой мысли.

    курсовая работа [46,2 K], добавлен 17.06.2014

  • Предпосылки возникновения социологии в XIX веке, главные идеи ее основоположников (Огюста Конта, Карла Маркса, Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера).

    Социальные исследования в США и Казахстане. Основные этапы развития социологии в России.

    презентация [680,5 K], добавлен 11.04.2013

  • Характеристика теории бюрократии и рационализации Вебера, их сравнительное описание и значение. Классификация и типы легитимного господства. Понятие и главные функции рациональной бюрократии М. Вебера как элемента механизма легального господства.

    контрольная работа [33,5 K], добавлен 10.11.2014

  • Анализ классического периода в развитии социологии, систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования и классификации. Особенности социологических теорий Макса Вебера, Георга Зиммеля, Э.Дюркгейма.

    курсовая работа [27,3 K], добавлен 14.09.2010

  • Основные принципы методологии социологической науки одного из самых влиятельных теоретиков М. Вебера. Социальное действие как предмет социологии, изучение поведения личности. Теория рационализации Вебера в социологических трактовках политики и религии.

    контрольная работа [31,6 K], добавлен 30.10.2009

  • Общая характеристика основных методологических принципов социологии Макса Вебера, их значение для профессиональной подготовки социолога. Понятие и сущность социального действия как предмета социологии. Классификация социальных действий по М. Веберу.

    курсовая работа [29,6 K], добавлен 03.10.2010