Методы социального планирования

Анализ различных периодов развития нашей страны позволяет сделать вывод, что социальные проблемы существовали всегда и современный этап не исключение. Безработица, неустойчивое моральное поведение, последствия социальных и экономических реформ — это лишь некоторые негативные аспекты социальной среды. Наше государство осуществляет решение актуальных проблем социальной сферы на всех уровнях управления, однако ведущая роль принадлежит предприятиям, так как именно здесь формируются важнейшие условия жизнедеятельности членов общества, их социальное положение и условия труда. Решение данных задач заключается в проведении социального планирования организации. Эффективность данного мероприятия и достижение поставленных целей зависит от правильного выбора того или иного метода социального планирования. В настоящее время, в теории и практике представлено большое количество методов, направленных на достижение определенной цели. Эти методы имеют свой инструментарий. Пользуясь этим, специалист в области социального планирования выбирает соответствующий метод в зависимости от особенностей своей организации и поставленных перед ним задач.

В отечественной социологии большой вклад в разработку проблем социального планирования внесли ленинградские исследователи: В.М. Ельмеев, Д.А. Керимов, Б.Я. Ляшенко, А.С. Пашков, В.Р. Полозов.

Объектом исследования является муниципальное учреждение социального обслуживания населения «Переволоцкий комплексный центр социального обслуживания населения».

Предметом курсовой работы является исследование методов социального планирования учреждения.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методологии определения социального планирования, выявление областей применения наиболее эффективных методов.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание методов социального планирования.

  1. Проанализировать состояние социального планирования в МУСОН «Переволоцкий КЦСОН»
  2. Применить программно-целевое планирование социального развития МУСОН «Переволоцкий КЦСОН»

В процессе написания данной курсовой работы были использованы учебники: Катаева В., Бухалкова М.И., Решетникова А.В., а также журнал «Проблемы прогнозирования», «Российский экономический журнал».

3 стр., 1046 слов

Методика планирования воспитательной работы

... разработанностью проблемы, с различными точками зрения на технологии планирования воспитательной работы в школе. Это и обусловило выбор темы дипломного исследования. Объектом исследования является воспитательная работа в школе. Предмет исследования – технологии планирования воспитательной работы в школе. ...

Глава 1. Теоретические аспекты методов социального планирования

1.1Сущность социального планирования

Социальное планирование представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь. Каждое государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития.

Социальное планирование — форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности[24,с.527].

Объектом социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая:

  • социальную дифференциацию;
  • социальную структуру;
  • качество и уровень жизни населения, качество и уровень потребления;
  • обеспеченность жильем, его комфортность;
  • обеспеченность населения важнейшими видами благ и услуг;
  • развитие образования, здравоохранения, культуры;
  • определение объема данных услуг, предоставляемых населению на платной и бесплатной основе.

Идея планирования по своему происхождению – идея социалистическая. Ее в наиболее полном виде высказали представители утопического социализма – А. Сен-Симон, Ш. Фурье, а Р. Оуэн даже попытался реализовать ее в жизни. Уже к концу XIX века необходимость планирования все чаще становилась достоянием практики решения экономических проблем. Плановость рассматривалась преимущественно в рамках крупных производственных образований – трестов, концернов, фирм. Сам термин социальное планирование впервые был употреблен в «Новом курсе» Ф. Рузвельта, который был выработан как путь выхода США из жесточайшего кризиса начала 30-х годов XX века. В дальнейшем в американской социологии это понятие анализировалось в тесной связи с формами и методами осуществления социальной политики, в частности с обеспечением социальной защиты населения.

Наиболее ярким примером социального планирования в Советской России является программа ликвидации неграмотности, когда комплекс мероприятий позволил в короткий исторический срок мобилизовать все силы на решение этой задачи перспективного значения. В отечественной социологии в 60–70-е годы большой вклад в разработку проблем социального планирования внесли ленинградские исследователи: В. М.Ельмеев, Д.А. Керимов, Б.Я. Ляшенко, А.С. Пашков, В.Р. Полозов. В 80-е годы интерес к данной проблематике снизился, а в 90-е годы практически исчез в значительной мере потому, что отвержение идей социализма привело к отказу от идей планирования вообще и социального планирования в частности [23, с.246].

Выделяют три уровня социального планирования:

  1. Социальное планирование на общегосударственном уровне

Законодательные органы власти, реализуя свои функции, принимают ряд законов, регулирующих социальное планирование: например, Федеральный Закон «О минимальных государственных социальных стандартах» от 11 июня 2003 года, «Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг», ГОСТ Р 52143—2003 [22, с.163].

3 стр., 1269 слов

Социальная ситуация развития ребенка

... помощью или через другого человека. Вторая особенность, характеризующая социальную ситуацию развития в младенческом возрасте, та, что при максимальной зависимости от взрослых, ребенок ... встречаемся в младенческом возрасте с совершенно специфической, глубоко своеобразной социальностью ребенка, которая вытекает из единственной и неповторимой социальной ситуации развития, своеобразие которой ...

На основе действующего законодательства, посредством социального планирования, разрабатываются федеральные программы социального развития. На общегосударственном уровне выбираются формы социального планирования, формулируется ряд задач, исполнение которых делегируется различным государственным и общественным учреждениям.

  1. Социальное планирование на региональном уровне

Планирование социальных программ в регионах предусматривает и определение содержания изменений. К ключевым элементам этого процесса относят: создание инициативного комитета по планированию, избрание местного координатора или организатора; выбор организационной структуры, которая может обеспечить участие населения. А также поиск, отбор и привлечения членов для организационной структуры, которые будут внедрять программы в регионе; определение цели и задач программы, распределение ролей и обязанностей, обеспечение обучения. Социальное планирование на региональном уровне заключается в том, что территориальные органы получают возможность самостоятельно выбрать метод определения социальной проблемы [18, с.112].

3.Социальное планирование на предприятиях

Планирование социального развития трудовых коллективов составляет третий уровень социального планирования. Различные виды производственных коллективов предполагают при планировании их развития различные методики. Опыт социального планирования говорит о том, что на уровне предприятия эффективнее всего применение планов, что основываются на принципах:

1. Способности и возможности каждого работника, влияющие на развитие производства и самосовершенствования должны учитываться в первую очередь.

2. Эффективность социального планирования напрямую зависит от условий, созданных на предприятии или в организации для работников, отдельных преимущественных сторон, которые они могут получить при распределение материальных и нематериальных благ. Следует объединить все ресурсы и усилия, предпринимаемые государством для улучшения уровня жизни работников и ресурсов, которыми обладает отдельный регион. Не менее важным фактором реализации этого принципа является совершенствование материального и морального стимулирования. В последние годы высказано много предложений и проведен ряд экспериментов по усилению заинтересованности людей в конечных результатах труда.

3. Процессы взаимодействия человека с производственной организацией, городом или районом не должны протекать спонтанно, случайно, стихийно, а должны быть выражением сознательной деятельности

Выработке данных принципов и проведению социального планирования на предприятии помогает система трудового права Российской Федерации [2, с 315].

1.2 Методы социального планирования

Социальное планирование является деятельностью, которая требует наличие приемов и способов, используемых для расчета плановых показателей и плана в целом. Это выражается в методах социального планирования.

3 стр., 1144 слов

Проведение социального эксперимента

... сущность социального эксперимента. Социальным экспериментом В связи с тем, что ведущие социологи своего времени (Дж.С.Миль, О.Конт, М.Вебер) отрицали возможность применения экспериментального метода в изучении социальных ... и изменчивы и однозначная интерпретация поведения человека или социальной общности невозможна. Эксперимент как метод эмпирического исследования начал активно применяться лишь с 20 ...

Метод — это систематизированный способ достижения теоретического или практического результата, решения проблемы или получения новой информации на основе определенных регулятивных принципов познания и деятельности, осознания специфики изучаемой предметной области и законов функционирования ее объектов. Он очерчивает путь к достижению цели и включает в себя стандартные и однозначные правила, обеспечивающие надежность и достоверность полученного знания [3, с. 57].

Выделим общеприменимые методы социального планирования, которые позволяют осуществлять планирование на различных уровнях:

  1. социальный эксперимент;
  2. балансовый метод;
  3. программно-целевое планирование;
  4. методы математического моделирования;
  5. нормативный метод;
  6. комплексный метод.

1.Социальный эксперимент

Социальный эксперимент – это метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Социальный эксперимент предполагает: