Досуговая деятельность с детьми — инвалидами

Курсовая работа

Происходящие в современном российском обществе политические, экономические, духовные изменения, вызывающие необходимость переосмысления привычных взглядов и установок, требуют поиска путей оптимизации жизнедеятельности инвалидов в крайне динамичной социальной среде.

Инвалиды – одна из наименее социально защищенных групп населения, которая оказалась в шоковой ситуации из-за постоянных социальных неврозов, неопределенности, утраты ценностных ориентиров, устоявшихся социальных и поведенческих норм. Поэтому сегодня крайне важно, придерживаясь гуманистического пути, преодолевать их инертность, социальную пассивность, стремление к сегрегации, выявлять и развивать их творческие способности, удовлетворять духовные потребности, укреплять уверенность в своей общественной значимости.

Сегодня для всей общественности стала очевидной социальная и духовная дискриминация инвалидов. В сознании российского общества проблема инвалидов и инвалидности не заняла подобающего места, какое она занимает в других цивилизованных странах. Невостребованность обществом многих вопросов труда, быта, досуга, да и самого инвалида, как потенциальной творческой личности по-прежнему беспокоит только лишь самих инвалидов да узкий круг специалистов.

Но методика решения этой задачи ждет ответа на многие вопросы, ждет достоверных исследований. Ориентация на становление нового социально-экономического уклада создает предпосылки для: расширения материальных основ культурно-досуговой и социально-культурной деятельности, изменение структуры свободного времени, углубления и дифференциации индивидуальных потребностей. Особую актуальность приобретает развитие мотивационной сферы, составляющими которой являются ценностные ориентации и установки, интересы личности инвалида.

Социально-культурная политика государственных и негосударственных организаций по отношению к инвалидам имеет целью интегрировать в нормальную социальную среду с помощью образовательных, культуроразвивающих, рекреационных и оздоровительных программ, физического тренинга, организации социального участия в процессе досуговой деятельности.

Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в систему общественных отношений поддержки является мощным фактором, оптимизирующим преодоление ребенком, как личностью сложных жизненных ситуаций. При этом необходимо учитывать, что детская и подростковая инвалидность существенно отличается от инвалидности взрослой, а инвалид с детства – от человека, ставшего инвалидом, будучи уже взрослым. Соответственно детство и юность инвалида, становление его личности, его интеграция в социуме являются ключевыми для его судьбы, взрослого образа жизни, биографии, ценностных ориентаций,досуга. Степень научной разработанности проблемы.

4 стр., 1759 слов

Инвалиды как объект социальной работы

Поэтому инвалиды всячески нуждаются в социальной поддержке государства. В данной работе рассматриваются социальные права, защищающие интересы инвалидов. Инвалиды как объект социальной работы Инвалидность - нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, влекущее за собой ...

Вопросы развития, коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривались в работах таких видных ученых /деятелей/ как А.С.Макаренко, М.Б. Грибанова, Свердлова А.З., Моздоковой Ю.С., В.А. Сластенин и другими. Концепцию реабилитации и адаптации в обществе детей-инвалидов рассматривали: Губарева Т., Столяров В., Холостова Е.И., Малер А.Р., В.С. Кукушинаидр. Изучением досуговой сферы занимались: Вишняк А.И., Тарасенко В.И., Мосалев Б.Г., Лозовая В.И., Жарков А.Д., Демченко А. и др. В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.

Цель исследования состоит в определении содержательных, структурных и технологических характеристик досуговой деятельности как основы организации свободного времени детей-инвалидов.

В соответствии с целью, объектом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1) Определить понятие, содержание и дать характеристику досуга, свободного времени социокультурной деятельности.

2) Выявить виды и структуру инвалидности, рассмотреть проблемы детей-инвалидов.

3) Изучить специфику подхода к данной проблеме, выявить формы, методы и средства досуговой деятельности, используемые в работе с детьми-инвалидами.

4) Определить степень воздействия и целесообразность организованного досуга в процессе адаптации детей-инвалидов.

Предметом исследования является воздействие досуговой деятельности на детей-инвалидов.

Объектом исследования избран процесс организации свободного времени в инвалидной среде.

С учетом вышеперечисленных условий организация свободного времени способна не только явиться эффективным средством алаптации детей-инвалидов, но и удовлетворить их потребности в общении, в культурном и нравственном воспитании, улучшить их межличностные взаимоотношения, найти пути самореализации.

Методы исследования: анализ научной методической литературы.

Курсовая работа состоит из введения, главы, которая включает в себя три параграфа, заключения, списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы; определяются объект, предмет, цель, задачи.

В первом параграфе «Понятие досуг. Его основные характеристики и функции » даётся характеристика понятий «досуг» и «свободное время»; представлен сравнительный анализ отечественных и зарубежных интерпретаций досуга и свободного времени; исследуется досуговая деятельность как социальный процесс и как одна из форм жизнедеятельности личности и общества.

Во втором параграфе «Особенности организации работы с детьми инвалидами» посвящен процессу интеграции детей-инвалидов в общество

В третьем параграфе «Виды и формы досуговой деятельности» мы рассматривали различные виды досуговой деятельности, новейшие методические разработки и рекомендации, разнообразные методы и приемы работы.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

9 стр., 4007 слов

Организация творческой деятельности детей в условиях коррекционной ...

... творческой деятельности детей с ограниченными возможностями рассматривали Василевский А. К., Рубинштейн С. Я. Однако, проблема технологий организации творческой деятельности детей ... интеграции детей инвалидов, в общество. ... детей с нарушениями интеллекта в составе населения; — недостаточной разработанностью общей теории в специальной литературе; необходимостью проведения эффективного досуга с детьми ...

Общий объем курсовой работы составляет 37 страниц машинописного текста. Список литературы включает 25 наименований.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ДОСУГА С ДЕТЬМИ – ИНВАЛИДАМИ.

1.1. ПОНЯТИЕ ДОСУГА. ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ФУНКЦИИ.

Ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкивается с различными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимается различными видами полезной деятельности. «Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы детский досуг проводился разумно, то есть развивал их личностные свойства, запросы и творческие наклонности». Так что же такое детский досуг? В отечественной науке до сих пор нет общепринятого определения. Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Ф. С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов отождествляют досуг со свободным временем, Б. Э. Вульфов, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник — с внешкольной и внеклассной работой, Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина — с внеучебным временем. Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.[27,с43]

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.

Определение досуга по О.В. Кутьеву распадается на четыре основных группы:

  • Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта;
  • это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что- либо;
  • Досуг как деятельность — обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации;
  • Досуг, как свободное время, время выбора.

Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью;

  • Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, преодолевать личные недостатки. Досуг в существенной степени ответственен за формирование характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д.р.

Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации детей с нарушениями интеллекта. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

4 стр., 1513 слов

Технологии организации досуга

... реализации детской досуговой деятельности, используются определенный набор принципов, на основе которых обеспечиваются закономерности развития деятельности, соответствующей уровню того или иного ребенка или группы детей. Основным принципом является принцип рациональной организации детского досуга. Занятия, в ...

Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:

  • досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
  • досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
  • досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
  • досуг формирует и развивает личность;
  • досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
  • досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;
  • досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
  • досуг стимулирует творческую инициативу детей;
  • досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
  • досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
  • досуг детерминирован внутренне и внешне;
  • досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
  • досуг способствует объективной самооценке детей;
  • досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;
  • досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
  • досуг способствует самовоспитанию личности;
  • досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
  • досуг — активность, контрастирующая с полным отдыхом;
  • природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» — досуг (как часть внеучебного времени);
  • детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;
  • детский досуг широк в своем понимании.

Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско- юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

Творческое самоосуществление личности подростка – актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.

Детский досуг это своеобразная «зона невмешательства» так необходимая для самопроверки, оценке собственного «Я». Досуг для подростков – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна функция самореализации.

4 стр., 1698 слов

Досуг как сфера социально-культурной деятельности

... деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход: От простых форм деятельности к более сложным; От пассивного отдыха - к активному; От удовлетворения более глубоких социальных и культурных ... неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением ...

Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс).

Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания подростки максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые, закрепляясь в их сознании и поведении, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Стало быть, детскому досугу свойственна творческая функция.