Социальная работа с неблагополучными семьями

Курсовая работа

Следующий вид неблагополучных семей, которые выделяет С.А. Беличева, криминально-аморальные семьи, здесь главным фактором, нарушающим выполнение семьей своих обязанностей, являются криминальные факторы риска, и аморально-ассоциальные семьи, в которых преобладают антиобщественные ориентации.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жёсткого обращения, пьяных дебошей, распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей, зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминального влияния преступных образований.

Асоциально-аморальные семьи, хотя и кажутся внешне вполне респектабельными, но оказывают неблагоприятное воздействие на детей благодаря своим моральным представлениям, прививают им антиобщественные взгляды. Внешняя обстановка в семье вполне благоприятная, уровень жизни высокий, но духовные ценности подменены[6, С.105]. Исходя из этого, можно отметить, что С.А. Беличева в своей работе «Основы превентивной психологии» высказывает и обосновывает мысль, что педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Вследствие этого семья как социальный институт, который в первую очередь должен обеспечивать социализацию личности ребенка, уходит на второй план, а на первый выдвигаются другие институты социализации, оказывающие неблагоприятное воздействие на ребенка.

Таким образом, получается, что семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад и рассогласование семейных ролей, пьянство и наркомания, неправильное воспитание и замкнутость родителей на своих проблемах – все это физически и психически калечит детей.

2 Технология социальной работы с неблагополучными семьями

2.1 Формы помощи неблагополучной семьей

В. Игнатьев в своей статье «Реабилитация подростков в семейной воспитательной группе» указывает, что ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство РФ; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям из неблагополучных семей:

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... Это и определило актуальность темы данной работы. Цель работы: рассмотреть семью как фактор развития ребенка Задачи: Изучение психолого – педагогической литературы; Раскрытие основных понятий темы; ... оказывает решающее воздействие на формирование черт характера, взглядов, убеждений, мировоззрения ребенка. Поэтому воспитательная функция семьи – одна из важнейших её функций. В целом можно заключить, ...

  • Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:
  1. срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи;
  1. содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;
  2. принятие от населения, и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату; распределение, благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.);
  3. социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям;
  4. организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной, социальной помощи;
  5. создание при учреждениях, вещевых фондов, фондов детской одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;
  6. содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности);
  7. содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий; содействие в организации благотворительных, обедов, летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей;
  8. содействие в организации питания и быта остронуждающихся;
  9. содействие в выделении:
  10. денежных средств; продуктов питания; средств санитарии и гигиены; средств ухода за детьми; одежды, обуви и других предметов первой необходимости; технических средств реабилитации детей-инвалидов; денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций;
  11. содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства;
  12. социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным семьям;
  13. содействие в организации надомного труда детей-инвалидов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;
  14. организация для подростков, безработных Мастерских и цехов при центре;
  15. содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения отдыха, в оформлений документов (в пределах региона).

  • Социально-правовые услуги:
  1. помощь в написаний и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;
  2. содействие в предоставлении социальных выплат;
  3. участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.);
  4. участие в правовой защите личностных интересов детей.
  • Социально-реабилитационные услуги:
  1. организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование);
  2. социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;
  3. составление индивидуальных коррекционных программ.
  • Психологические услуги:
  1. психопрофилактика и психогигиена;
  2. психодиагностика и обследование личности клиента;
  3. психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная);
  4. семейное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
  5. психологическое консультирование (индивидуальное, групповое); социально-психологический консилиум; работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
  6. психосоциальное консультирование;
  7. психологический патронаж;
  8. психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; коррекция отношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному общению;
  9. развитие навыков эмоциональной саморегуляции; организация посреднических услуг; профориентация на основе тестирования;
  10. организация деятельности групп взаимоподдержки; психологическое просвещение;
  11. ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррекционными и психотерапевтическими методами.
  • Педагогические услуги:
  1. педагогическая помощь детям в защите их интересов;
  2. консультативная помощь родителям и детям;
  3. групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;
  4. коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;
  5. содействие культурно-досуговой деятельности детей;
  6. практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;
  7. обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.
  • Социально-медицинские услуги:
  1. содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;
  2. организация консультирования по проблемам планирования семей, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитание здорового образа жизни;
  3. содействие в обеспечение детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;
  4. патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;
  5. обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;
  6. патронаж беременных женщин и кормящих матерей[7, С.15]. Все это еще раз подтверждает сложность и значимость проблем и задач, которые решает система социального обслуживания семьи и детей. Совершенно очевидны и особенности системы: большая номенклатура и масштабность социальных услуг, оказание которых требует большого профессионализма и такта во взаимоотношениях между социальными работниками и детьми, менее всего защищенными, имеющими к тому же различные заболевания и отличающимися асоциальным поведением.

Таким образом, рассматриваемая конкретная деятельность отдела социальной помощи взаимодействует с различными категориями населения. Изначально определяет круг детей и подростков, нуждающихся в помощи; оказывает также помощь родителям, одиноким матерям, учителям школ – всем, кто окружает ребенка.

23 стр., 11413 слов

Социально-психологическая помощь молодой семье

... психосоциальной работы по оказанию социальной и психологической помощи молодой семье», также включает два параграфа: первый называется «Психологическое консультирование для молодых семей», а также анализирует особенности психологического консультирования молодых семей как характеристики добрачного консультирования женатых молодых людей; второй ...

2.2 Шаги по работе с неблагополучной семьей

Также Т.И. Шульга выделяет определенные шаги по работе с неблагополучными семьями:

Первый шаг специалиста должен быть в сторону осознания существующих проблем. Важно знать, почему семья не хочет никаких перемен в жизни. Обычно родителей в семьях «группы риска» обвиняют в том, что они не могут дать своим детям любовь, уход, воспитание. Специалист должен видеть не только то, что не делают родители, но и то, куда они прикладывают свои усилия. Семья, находящаяся в кризисе, стоит на краю пропасти. Одно неверное движение, и она падает. Одно неправильное действие специалиста, и его помощь отвергают. Работать с такой семьей крайне сложно и продвигаться надо осторожно, постепенно отслеживая и контролируя ситуацию неприятия помощи.

32 стр., 15798 слов

Социальная работа с молодыми семьями группы риска на муниципальном уровне

... следующие задачи: 7 - изучить теоретические основы социальной работы с молодыми семьями группы риска; на примере Ровеньского района определить специфику социальной работы с молодыми семьями группы риска; выявить особенности социальной работы с молодыми семьями группы риска на муниципальном уровне и разработать рекомендации ...

Второй шаг направлен на оказание помощи людям в их окружении. Известно, что семьи «группы риска» имеют очень ограниченный круг общения. Часто это сохранившиеся отношения с несколькими родственниками, друзьями, работниками школы и других служб, оказывающими им помощь и поддержку. Специалист должен рассмотреть все возможные варианты сохранившихся отношений, по возможности восстановить старые, найти референтное лицо в этом окружении и с его помощью воздействовать на ребенка, а через него на членов семьи и родителей. Это позволяет родителям или отдельным членам семьи проявлять заботу о ребенке, поддерживать его, формировать чувство привязанности.

Третий шаг связан с оценкой того, как члены семьи отрицают очевидные чувства и факты, их попыткой неискренне реагировать, изменять смысл того, что с ними случилось. Подавление и отрицание травмы становится основным мотивом для выживания и сохранения семьи. Члены семей оказываются в положении, когда, при отсутствии теплых привязанностей, они вынуждены нести ответственность за семью. Отрицание проблем должно продолжаться, чтобы сохранить семью и ее хрупкие связи. Воспитанные в атмосфере противоречий, незрелых чувств и неуверенности, выходцы из таких семей не способны горевать о своих утратах. Отсутствие теплых привязанностей, которые помогли бы им справиться с травмами, погружает их в состояние ярости, агрессии, недовольства и т. д.

Четвертый шаг направлен на выявление насилия и пренебрежения по отношению к детям и другим членам семьи. Такие семьи озабочены страхами повторения того, что было с ними, и все их усилия направлены на предупреждение этого. Среди членов семьи обязательно существуют роли «работника», «героя», «заброшенного ребенка», «талисмана», «козла отпущения». Однако в семьях «группы риска» роли членов семьи могут меняться мгновенно, оставляя специалиста, работающего с семьей, в полном недоумении. Более того, отдельными членами семьи одна и та же роль может быть исполнена много раз, в зависимости от глубины переживаемого стресса [5, С. 41-42].

Можно сделать вывод о том, что прежде чем приступить к работе, социальный работник должен изучить жизнь объектов и их окружение.

2.3 Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций

Во-первых для начала нужно определить, что такое трудная жизненная ситуация. Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, когда индивид не в силах решить самостоятельно свои проблемы.

Причины, вызывающие такую ситуацию, весьма разнообразны. Например, В.Д. Альперович в учебном пособие «Социальная работа» выделяет следующие причины:

11 стр., 5438 слов

Особенности психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей ...

... помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, сущностью которой является: а) определение проблемного поля семьи; б) прогнозирование развития семейной ситуации; - в) проектирование и реализация персональной психолого-педагогической помощи с учетом специфики семейной ситуации (отношение родителей к ребенку, ...