Данная работа посвящена содержанию воспитания в современной школе. Особое внимание будет уделено духовно-нравственному воспитанию, поскольку актуальность его рассмотрения обусловлена большой ролью духовно-нравственного воспитания в ФГОС. В частности, в ФГОС указывается, что воспитание, в частности, духовно-нравственное выступает в качестве важнейшего средства укрепления и совершенствования общества и государства. То есть, проблема воспитания обладает поистине масштабным, государственным значением. В первую очередь, заметим, что те изменения в социальной и экономической жизни общества, которые происходят в нашей стране, делают необходимой модернизацию образовательной системы. Причем, важность обретает гуманистическая парадигма воспитания и обучения, которая основана на бережном отношении к личности и индивидуальности ребенка, принципе адаптивности образовательной системы к уровню и специфике развития и подготовки детей.
Проблему нравственного воспитания детей изучали многие известные и авторитетные классики зарубежной и русской педагогики, а именно, это И.Ф. Гербарт, Я.А. Коменский, Дж. Локк, А.С. Макаренко, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогов, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Однако сегодня выглядит актуальной задача переосмысления опыта прошлого в области нравственного воспитания детей, учитывая те социально-экономические и духовные изменения, которые произошли в обществе.
Что касается современно педагогики, то здесь в проблеме нравственного воспитания обращались Ю.П. Азаров, Л.М. Архангельский, О.С. Богданова, Е.Н. Бондаревская, Е.В. Васильев, А.В. Зосимовский, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Н.И. Монахов, В.Н. Мясищев, И.П. Павлов, И.П. Прокопьев, Л.И. Рувинский, Л.Ю. Сироткин, И.Ф. Харламов, В.Э. Чудновский, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова и другие ученые.
Методики нравственного воспитания младших школьников достаточно подробно представлены в трудах Т.И. Бабаевой, Р.С. Буре, Н.А. Ветлугиной, Н.Ф. Виноградовой, Н.В. Дуровой, М.М. Кониной, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной, Л.П. Стрелковой, A.M. Счастной, Л.Б. Фесюковой, М.И. Шаровой, М.Н. Никеевой и других авторов. Все эти авторы отмечают, что именно в младшем школьном возраста происходит формирование основ нравственных качеств коллективизма, патриотизма, дисциплинированности, правдивости, доброжелательности, любви к труду, принципиальности, бережливости, интереса к профессии и пр.
Таким образом, поскольку проблема воспитания в педагогической практике имеет большую значимость, нами была выбрана тема «Содержание воспитания в современной школе» с акцентом на духовно-нравственное воспитание учащихся.
Современные технологии трудового воспитания и обучения детей ...
... всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада. Отличительная особенность труда детей является его близость к игре. труд школьник ребенок 1. Современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста В современной педагогике ...
Главная цель работы – рассмотреть особенности содержания воспитания в современной школе.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать характеристику базовой культуры личности как основы содержания воспитания.
2. Рассмотреть типы воспитания в педагогической практике.
3. Проанализировать педагогический опыт духовно-нравственного воспитания в современной школе.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной и методической литературы,
- сравнение,
- аналогия,
- наблюдение.
Фрагмент работы для ознакомления
Пожалуй, одна из высших форм работы самосознания заключается в попытках найти смысл собственной деятельности; нередко эти попытки вырастают в поиск смысла жизни. Главные функции самосознания – познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни, на которых дальше и остановимся. Конечно, они не исчерпывают всех форм работы самосознания, но вполне их представляют [7].
Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания И.С. Кон дает следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я» [2].
Психологическую сущность «Я» другой видный отечественный исследователь А.Г. Спиркин охарактеризовал следующим образом: «Под понятием «Я» имеется в виду личность, освещенная светом своего собственного самосознания, то есть такая личность, какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя. «Я» —- это регулятивный принцип психической жизни, сам о контролирующая сила духа; это все, чем мы являемся и для мира, и для других людей в своей сущности и прежде всего для самих себя в своем самосознании, самооценке и самопознании. «Я» предполагает знание и отношение к объективной реальности и постоянное ощущение в ней самого себя» [2].
И.С. Кон также считает, что «образ Я» — это не просто отражение в форме представления или понятия, асоциальная установка, отношение личности к самой себе, которое включает, как и любая установка, три компонента: 1) познавательный (когнитивный) — знание себя; 2) эмоциональный (оценка своих качеств); 3) поведенческий (практическое отношение к себе).И.И.Чеснокова в структуре самосознания также выделяет 3 взаимосвязанных компонента: самопознание; эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения личности. Как видно, выделенные ею компоненты фактически совпадают со структурой самосознания, намеченной И.С. Коном [10].
Самосознание — это осознание человеком себя самого и своего отношения к внешнему миру и другим людям. Оно имеет много разных форм проявления. Одна из них связана с познавательной стороной психической деятельности и проявляется в самоощущении, самонаблюдении, самооценке, самоанализе. Основные формы проявления самосознания личности тесно связаны со всеми аспектами ее жизни и деятельности [10].
Самосознание личности – это также и наиболее ценное образование юношеского школьного возраста, что также должно обязательно учитывать в ходе воспитательного процесса.В процессе воспитания ребенок овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, переживания. Это значит, что мировоззрение непосредственно формируется благодаря воздействию на волю, интеллект, эмоции в ходе практической учебной деятельности.Интеллектуальный компонент мировоззрения предполагает осуществление движения от непосредственного чувственного отражения действительности к абстрактному понятийному мышлению. Однако понятийное мышление – это далеко не конечный пункт научного и учебного познания — вслед за этим начинается восхождение от абстрактного к конкретному. При восхождении от абстрактного к конкретному происходит совершенствование не просто процесса суммирования, нанизывания абстракций друг на друга, а создание синтеза, который означает дальнейшее углубление в суть явлений материального мира во всех их причинных связях и опосредованиях. Для того, чтобы знания стали убеждениями, частью общей системы взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентаций личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний.
Философия как самосознание культуры. Соотношение философии, религии и науки
... формах философия обретает статус самосознания культуры; какими ... формами. Таким образом, деятельность человека – это ... культуры (а значит и ее составной части – философии) как ... жизни явлениями стереотипизации и застойности. Некоторые авторы кризис современной культуры связывают с замедлением процессов несоциальных преобразований, обращенных не к решению общественных проблем, а к индивиду и личности, ...
Сфера практических действий учащихся может носить достаточно широкий характер. Учебно-трудовая и общественная деятельность способствует вовлечению учащихся в широкий круг социальных отношений, дает разностороннюю информацию, опыт общения. Она не ведет к чисто внешним результатам, а вызывает трансформацию внутреннего мира школьников, способствует развитию потребности активно созидать. Недостаточно, «чтобы эта деятельность была общественно полезна, нужно, чтобы она удовлетворяла самого ученика, соответствовала, пусть не полностью, но в главных чертах, его личному идеалу. Сформировать общественно значимый мотив — значит превратить объективную цель деятельности в «реально действующий мотив» (А. Н.Леонтьев), сделать внешнее, объективное внутренним достоянием субъекта, вызвать у него потребность в этой деятельности» [10].
Научное мировоззрение как часть базовой культуры личности формируется у учащихся за счет реализации принципа преемственности в обучении, взаимопроникающих связей между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представление о нем. Особенно большое значение в мировоззренческом плане имеют такие межпредметные взаимодействия, которые дают учащимся возможность всесторонне охватить все свойства и связи изучаемых объектов. К примеру, на основе межпредметной корреляции у школьников осуществляется формирование таких методологических идей, как единство живой и неживой природы, общность естественнонаучных и общественно-исторических основ взаимодействия человека, общества и природы, единство антропогенеза и социогенеза и др. Социальная и профессиональная позиция педагога – это также важнейший фактор формирования у учащихся научного мировоззрения. Воспитательный процесс может быть успешным, только если ученик испытывает доверие к учителю. Для формирования духовной и нравственной культуры учитель должен обрести статус своего рода духовного наставника, а не только проводника научного мировоззрения.
Нравственное воспитание младших школьников в процессе проведения ...
... Нравственное воспитание младших школьников Гипотеза: Цель: Задачи: Обосновать актуальность темы моей курсовой работы., Раскрыть содержание и задачи нравственного воспитания школьников. Показать пути и средства нравственного воспитания, которые имеют свою специфику при организации внеклассной работы по нравственному просвещению младших школьников. ...
Воспитательное влияние – это влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей. Как уже ранее отмечалось, педагог формирует научное мировоззрение, развивает самосознание личности. Базовая культура личности школьника складывается из: 1. Жизненного самоопределения 2. Семейного отношения. 3. Экономической культуры труда. Под формированием экономической культуры понимается выработка ясного представления об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности. 4. Политической и правовой культуры. Задачи формирования правовой культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении. 5. Нравственной культуры. Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества. 6. Экологической культуры учащихся. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы. 7. Физической культуры школьников [8].
Таким образом, базовая культура личности является необходимым минимумом общих способностей, ценностных представлений и качеств, без которых личность не может пройти процесс социализации, реализовать свой потенциал. Базовая культура личности является компонентом воспитательного влияния.2.Характеристика основных видов воспитанияВ первую очередь, мы рассмотрим умственное воспитание. Данный тип воспитания направлен на решение следующих задач:- усвоить определенный объем научных знаний- сформировать научное мировоззрение- развить умственные силы, дарования и способности- развить познавательные интересы и сформировать познавательную активность- развить потребность к постоянному пополнению своих знаний, повышению уровня подготовки.Физическое воспитание является неотъемлемой составляющей части почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует тому, чтобы у молодежи выработались качества, необходимые для того, чтобы успешно трудиться умственно и физически.Можно выделить следующие задачи физического воспитания:- укрепить здоровье, обеспечить правильное физическое развитие- повысить умственную и физическую работоспособность- развивать и совершенствовать природные двигательные качества- развить основные двигательные качества (сила, ловкость, выносливость)- воспитать нравственные качества (настойчивость, смелость, решительность, дисциплинированность, ответственность, коллективизм)- сформировать потребность в постоянной физической активности- развить стремление вести здоровый образ жизни.Трудовое воспитание связано с аспектами воспитательного процесса, в котором осуществляется формирование трудовых действий, производственных отношений, изучение орудий труда и способов их применения. Труд в воспитательном процессе является ведущим фактором личностного развития.Политехническое воспитание направлено на то, чтобы познакомить учащихся с главными принципами всех производств, усвоить знания о современных производственных отношениях и процессах. Главные задачи политехнического воспитания заключаются в формировании интереса к производственной деятельности, развитии технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование способствует развитию трудолюбия, дисциплинированности, ответственности, готовит к осознанному выбору профессии [8].
По нормативно правовым основам. по нпо. Образование как механизм ...
... образования и культуры, которая и является совокупностью духовных ценностей как всего человечества, так и отдельной страны, образование безусловно можно назвать механизмом формирования духовной культуры человека. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Образование ... процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности. Образование выступает определенного рода катализатором процесса становления личности и ...
Нравственное воспитание способствует формированию нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих общественным нормам. Нравственное воспитание основано на общечеловеческих ценностях, непреходящих моральных нормах, выработанных людьми в процессе исторического общественного развития, новых принципах и нормах, которые возникли на современном этапе развития общества.Эстетическое воспитание является базовым компонентом цели воспитания и воспитательной системы, обобщающим развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.Задачи эстетического воспитания: формирование эстетических знаний и идеала; воспитание эстетической культуры; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде; формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде [8].
Можно сделать вывод о том, что все типы воспитания в современной педагогической практике направлены на всестороннее развитие личности ребенка, эффективность процесса его социализации.3.Анализ педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию в современной школе К сожалению, в современном обществе мы можем наблюдать крайне негативные явления, в частности, речь идет о терроризме, конфликтах, росте преступности, деструктивном поведении, наличии, плохом отношении к слабым и незащищенным слоям населения. Очевидно, что решение данных проблем должно носить комплексный характер, основываться на усилении значимости и качества системы нравственного воспитания детей и молодежи. Уже с раннего возраста следует формировать основы нравственных и этических представлений.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/soderjanie-vospitatelnogo-protsessa-v-shkole/
Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности
... взаимодействие развития, воспитания и обучения личности. Объектом являются понятия «воспитание», «развитие» и «обучение» личности в педагогике и их взаимодействие. ГЛАВА І. Личность как предмет воспитания Существенное ... в себя как обучение, так и формирование у обучаемых определенных духовных и нравственных или, выражаясь современным языком, личностных свойств и качеств. Определенная синонимичность ...
1. ФГОС. http://минобрнауки.рф/по-ключевым-словам?keywords=114
2. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. — М.: Академия, 1997. — 496 с.// http://www.pedlib.ru/Books/1/0366/1_0366-1.shtml
3. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности.//Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989
4. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.
5. Зелинский, К.В. Нравственное воспитание школьников : теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы : учеб.метод. пос. /К.В. Зелинский, Т.В. Черникова ; под ред. В.И. Слободчикова. – М. : Планета, 2010. – 280 с.
6. Перекрестова Т.С. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС: от теории к практике. Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/c61/c61f5386a89e43ae33ad449af5629036.pdf
7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2005.// http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm
8. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/index.php
9. Соловцова, И.А. Духовное воспитание школьников : проблемы, перспективы, технологии : учеб.метод. пос. для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 160 с.
10. Шабанова Т.Л., Фоминова А.Н. Педагогическая психология. – М., 2011./Электронный ресурс//http://fictionbook.ru/author/
11. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/03/25/konspekt-uroka-po-duhovno-nravstvennomu