Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками

Курсовая работа

1 Художественная культура в работе библиотек

1.1 Понятие и структура художественной культуры

Художественная культура занимает особое место как в системе культуры в целом, так и в духовной культуре. Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство — центральный и системообразующий элемент художественной культуры. Оно обладает огромной культурогенной способностью, создавая целый ряд связанных с ним форм деятельности — художественное творчество, художественное восприятие, художественная критика и т. д., образуя вокруг себя «культурное поле» [8, с.70].

В научной литературе нет единого мнения в определении составляющих художественную культуру элементов.

Дорогова Л.Н. под художественной культурой понимает «совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью» [4, с.28].

А.Я. Флиер раскрывает понятие «художественная культура» как одну из «специализированных сфер культуры, функционально решающей задачи интеллектуально — чувственного отображения бытия в художественных образах», а также различных аспектов обеспечения этой деятельности [30, с.339].

М.С. Каган в своем издании «Философия культуры» рассматривает данную проблему через призму четырех видов человеческой деятельности — преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной. Все они тесно взаимодействуют, но не растворяются друг в друге. Их органическое слияние образует пятый вид — художественную деятельность, в основе которой лежит способность полноценно воспринимать отображенную в искусстве жизнь или создавать произведения искусства. Таким образом, оказывается, что способность к художественной деятельности соединяет в себе способности к созиданию, познанию, оценке и общению. Именно эта интегративная способность является основой художественной культуры и показывает уровень развития отдельной личности [9, с.115].

Но при всем различии воззрений все авторы включают в художественную культуру три элемента, обеспечивающих ее функционирование: производство, распределение и потребление (восприятие, освоение) художественных ценностей — произведений искусства. От соотношения и взаимодействия составных элементов художественной культуры зависит возможность формирования творческой личности, востребованность (или невостребованность) произведения, созданного творцом, соответствие системы художественного производства, распределения, потребления художественных ценностей назначенного искусства.

5 стр., 2139 слов

Искусство в философии

... К результатам их художественного творчества приобщались все соплеменники во время коллективных обрядов, совместного труда. Самые ранние дошедшие до нас проблески искусства - это гравированный орнамент на орудиях труда ... - в ремесле, домашнем хозяйстве, политике, искусстве и любом другом роде деятельности обозначалось одним и тем же словом: греч. techne - искусство, мастерство; отсюда - техника в ...

Необходимо отметить, что художественная культура своими корнями уходит к истокам развития человеческой цивилизации. С прогрессом духовной жизни человечества, с развитием и дифференциацией знаний, умений, навыков, с обогащением социального опыта человечества усложняются, совершенствуются формы деятельности. Выделяются формы художественно-культурной деятельности. Появляются различные виды искусства, обогащаются приемы художественного творчества, меняются формы и методы художественного образования, возникают разнообразные области научного знания, исследующие разные стороны процессов художественной культуры [16].

Структура художественной культуры сложна и включает в себя много разнородных элементов. Но все они существуют в тесной взаимосвязи друг с другом и вместе образуют определенную целостность. Художественная культура включает в себя производство художественных ценностей, сами художественные ценности — произведения искусства, их распространение, воспроизведение, репродуцирование, потребление, искусствознание и науки о конкретных видах искусства, художественное образование, институты и организации, обеспечивающие существование и хранение художественных ценностей.

Некоторое время назад считалось, что изучением художественных процессов, составляющих содержание художественной культуры, традиционно занимаются эстетика и искусствознание. В философском и научном обиходе само понятие «художественная культура» стало появляться все чаще только с начала 1970-х годов. В это же время проблемы художественно-культурной деятельности стали привлекать к себе внимание исследователей. В работах Арнольдова А.И., Лукина Ю.А., Кагана М.С. и других художественно-культурные процессы получили свое первое обоснование. Однако в этих работах художественная культура еще не выводилась за рамки искусства и эстетики [6].

Как эстетический, так и искусствоведческий аспекты имеют свою специфику. Эти области научного знания, развиваясь практически из одного корня, к настоящему времени выросли в самостоятельные области науки, каждая из которых имеет свой понятийный аппарат и специфический способ мышления. Как в той, так и в другой науке сложились исследовательские традиции.

Эстетика как философская наука исследует с помощью специфического понятийно-категориального аппарата искусство и действительность. Главным и исходным принципом традиционного эстетического анализа является категория прекрасного. Эстетический анализ, как правило, анализ гносеологический, умозрительный. Отдельные явления действительности рассматриваются сквозь призму соотношения понятий и категорий: прекрасного — безобразного, низменного — возвышенного, трагического — комического и т.п.

Искусствознание, включающее в себя три сферы — теорию искусства, историю искусства и художественную критику, соответственно изучает, как возникали те или иные виды искусства, каковы характерные для того или иного периода изобразительные и выразительные средства, изучает индивидуальное творчество отдельных мастеров, школ и направлений и другое.

5 стр., 2439 слов

Художественная культура

... перекодировать, т.е. перевести на другой материальный язык, нельзя пересказать ни словом, ни языком, другого вида искусства. Функции художественной культуры, как и функции культуры в целом, определяются тем, что она живёт ...

В жизни эти формы познания художественной практики общества тесно связаны между собой. Эстетика служит методологической основой искусствознания, а последняя дает конкретный фактический материал для методологических обобщений, для философского осмысления художественной деятельности [2].

Вместе с тем художественная жизнь общества представляет собой сегодня крайне пестрое явление по разнообразию форм проявления в искусстве или с помощью искусства. Многие из процессов, происходящие сегодня в художественной жизни общества, выпадают из компетенции эстетики или искусствознания. Сегодня художественная культура уже не может быть сведена к искусству, ее границы значительно расширились.

Этот неизбежный процесс усложнения духовно-художественной жизни общества, особенно на современных этапах развития, требует не только разных подходов к изучению одних и тех же явлений, к изучению разных сторон одного явления. Он требует также обобщения всего того, что сделано в разных областях художественной практики, в науках, изучающих художественные процессы. Генерализация многих форм художественной деятельности и деятельности, связанной с ней необходима и по другим причинам. В частности, обществу важно выяснить, сколь многообразна художественная сфера, насколько распространены отдельные ее формы и в каком они находятся состоянии; степень их изученности; каков социальный эффект тех или иных форм; каковы тенденции их развития [16].

Современный уровень знания позволяет рассматривать художественную культуру с позиций структурного анализа. Однако полнота и разносторонность исследования в этом случае возможны только при условии комплексности подхода. Комплексность в данном случае предполагает не только изучение разных сторон и граней художественной культуры, ее закономерностей, функций в обществе, но, что особенно важно, привлечение к исследованию различных областей знания: искусствоведения, эстетики, этнографии, психологии, педагогики и др. Исследование всей совокупности фактов поможет составить представление о подходе к изучению художественной жизни общества с позиций культурологии. Этот подход предполагает полноту и всесторонность исследования сложных взаимосвязей различных художественно-социальных явлений [22].

Художественная культура — явление широкое. Она может быть рассмотрена как процесс освоения того бесконечного богатства, которое создано в обществе, оставлено в наследство прошлыми поколениями (традиции, преемственность, культурные и художественные памятники, их описание и изучение, влияние традиций на современность, уровни и способы освоения и др.).

Художественная культура может быть представлена и как социальный институт, создающий художественные ценности (деятельность профессиональных и самодеятельных художников, особенности народного творчества, функционирование художественных центров и т.п.), как специфическая область распространения (система художественного образования, средства массовой информации, театры, кино, музеи и т.п., количественные и качественные изменения их деятельности за определенные периоды времени, широта и глубина проникновения в социальную среду, ответная реакция среды, то есть, социодинамика культурных процессов и т.д.) [23].

Таким образом, художественная культура может быть рассмотрена не только как процесс или явление в рамках общества, но и как свойство личности. Определив понятие и структуру художественной культуры, в следующей главе остановимся на вопросах развития личности ребенка средствами искусства в контексте библиотеки.

18 стр., 8888 слов

По хореографии : «Художественный образ в хореографическом ...

... деятельности основой эстетического отношения человека к миру. Теория отражения является научной основой реалистического искусства и критики антиреалистических направлений и теорий в искусстве. Художественный ... наполненности и содержательной характерности, а иногда и изобразительных элементах. В балете хореографический образ нередко тождественен действующему лицу, персонажу спектакля. Основа ...

1.2 Развитие личности ребенка средствами искусства в работе библиотеки

Интегративным компонентом духовной культуры является искусство. Оно включает в себя многие виды (литературу, живопись, музыку, театр и т.д.), которые необходимо максимально синтезировать на основе художественного труда для создания у детей целостной картины мира в его материальном и духовном единстве. Однако полной гармонии, если ребенок с ранних лет не включается в творческую деятельность, быть не может.

Большое значение искусства не только в художественном, но и в общем развитии личности признается учеными разных стран. Накопленные факты, наблюдения отдельных педагогов, данные, полученные отечественными и зарубежными исследователями, позволяют предположить, что художественная деятельность ребенка благотворно сказывается на развитии определенных интеллектуальных и творческих способностей [12].

Понятие «художественная деятельность» включает в себя художественное творчество и его результаты (художественные ценности), художественное восприятие явлений действительности и произведений искусства. Художественная деятельность вообще и искусство как ее специализированное выражение возможны потому, что существуют эстетические отношения и эстетические ценности. Эстетическое отношение всегда присутствует и в художественном замысле, и в художественном творчестве, и в художественном восприятии.

Важное место по формированию у детей художественного вкуса и способностей эстетическому восприятию окружающего мира отводит библиотека, создавая целостную картину (образ) мира через восприятие искусства, отражающего постоянно меняющийся мир и человека в нем. В детской библиотеке создается эстетическая, нравственная, информационная среда, которая формирует интересы детей, ценностные ориентации, развивает творческие способности детей.

Младший школьный возраст — время, когда ребенок непосредственно, эмоционально воспринимает окружающий мир, благодаря живописи и эмоциональности восприятия. С детства человек включается в уникальную интегративную структуру — духовную культуру, которая определяет личность каждого без учета степени активности влияния на нее. Духовная культура — достояние каждого человека, и освоение ее — обязательный компонент формирования личности [11].

Именно в это время закладываются основы духовности личности. В этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. В связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, является одним из ведущих средств развития личности в библиотеке.

В.А. Сухомлинский, создавая «Школу радости», говорил, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. «Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Рисование — одно из средств, развивающих творческое мышление, воображение». Он был твердо убежден, что детский рисунок является необходимой ступенькой на пути к логическому познанию, не говоря уже о том, что рисование помогает развивать эстетическое видение мира [20, с.42].

Художник, создавая произведения искусства, художественные ценности, воспроизводит эстетические ценности и творит новые, тем самым порождая красоту в форме выражения художественной мысли, органично воплощающей художественное содержание. Поэтому занятия, проводимые в библиотеке по искусству, являются одним из мощнейших средств воспитания культуры вообще и эстетической культуры в частности, поскольку в искусстве духовное становится зримым, слышимым, осязаемым и вместе с тем чувственно привлекательным и желаемым, конкретным проявлением человеческого в человеке, волнующим его, способным захватить все его существо [16].

5 стр., 2396 слов

Философия символического мира человека, человек в мире культуры

... мира человека и реально существует в различных символических формах, прежде всего в форме языка. 4. Философия культуры: культура и цивилизация Культура в своей основе представляет созидание человеком самого себя в ... ситуаций в жизни человека и общества и образно моделируемых в искусстве. 6. Философия практики В структуре деятельности выделяется практическое и теоретическое отношение человека к миру. ...

Искусство по своей природе вызывает эстетическое чувство — удивления и восхищения его, искусства, способностью глубинного постижения жизни, дающей возможность понять и увидеть окружающее по-новому, а также тем, как это сделано в художественном произведении. Искусство дает возможность испытать разные по характеру и направленности душевные состояния [9].

Эстетическое наслаждение — это сложный духовный процесс, проявляющийся в различного рода эстетических состояниях: радости от общения с прекрасным, восхищении совершенством, созданным художником, потрясении открывшимся невиданным ранее миром [15].

Приобщение к искусству в контексте библиотеки формирует уважительное отношение к нему, понимание его непреходящей ценности, осознания его особенностей, своеобразия каждого его вида.

Детская библиотека имеет большие возможности для раскрытия творческого потенциала ребенка. Для этого в библиотеке проводятся различные мероприятия, организуются творческие встречи, оформляются выставки. При составлении сценария библиотекари стараются максимально использовать книгу, иллюстрацию, портрет, мультфильмы, диафильмы, музыкальные фонограммы, грим, элементы костюмов, маски литературных героев.

Используя в комплексе и интегрируя один вид искусства в другой, библиотекарь формирует литературный, музыкальный, эстетический вкус, развивает многогранно личность ребенка, воспитывая с детства настоящего ценителя литературы, музыки, театра. Этому способствуют выставки: «Ура! Карнавал!!! (карнавальные маски), «Парад алле» (арена цирка в работах детей), «Русская изба» (избы сделаны из разных материалов), «Я — художник-иллюстратор» (рисунки детей по литературным произведениям), «Искусство в нашем городе. Фонари. Ажурные ограды» (макеты ажурных оград и фонарей города), «Вселенная в четырех стенах» (выставка-панно), «Маска, маска…» (театральные маски).

Информация о театре, музыке, живописи способствует формированию художественного вкуса детей.

Каждый из видов искусства обладает своим художественно-образным языком, спецификой воссоздания действительности, которая в свою очередь определяется особенностями тех или иных жизненных явлений и обстоятельств. Не все стороны жизни подвластны изображению в каком-то одном виде искусства. То, что подвластно музыке, не может выразить скульптура, то, что изображает литература, не может быть выражено средствами живописи. Иными словами, для воспроизведения той или грани действительности в искусстве достаточно средств художественной выразительности того или иного вида искусства, но для создания в нашем восприятии целостного образа мира или обобщенного образа эпохи недостаточно какой-либо одной формы их отражения. Для этого необходим синтез различных видов искусства. Синтез в данном случае надо понимать как неделимый сплав, как многообразие в единстве представлений, как само искусство, которое является единой формой отражения действительности, но делится внутри себя на виды [12].

13 стр., 6495 слов

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста культуры общения

... особенности воспитания культуры общения у детей. 3. Проверить эффективность использования методов воспитания культуры общения у детей посредством игровой деятельности. Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические концепции ведущих отечественных педагогов-психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития ...

Следовательно, искусство является источником постижения духовной культуры как прошлого, так и настоящего. Его широкое вовлечение в школьную практику дает учащимся возможность составить более целостное представление о мире, об особенностях мировой, русской и родной культур, специфике их взаимодействия и взаимовлияния, создать благоприятные условия для эстетического развития учащихся.

Одним из важных условий развития художественного вкуса является своевременное формирование изобразительных способностей и графических знаний, умений, навыков художественно-графической культуры у детей младшего школьного возраста, т.к. именно художественно- графическая культура является одним из важнейших компонентов общей визуальной культуры человека [4].

Работа библиотеки по изодеятельности должна соответствовать следующим принципам:

  • формирование у детей представлений о том, что любое изображение — это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;
  • тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности — предметной, игровой, учебной, трудовой и общения;
  • эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений;
  • воспитание у детей эстетической культуры;
  • развитие речи как составной части процесса формирования изобразительной деятельности.

Вся система занятий строится на сочетании наглядного образа, слова и практических действий. Посредством различных форм и методов работы в библиотеке можно понять особенности эстетического освоения мира писателем, художником, композитором. Кроме того, через искусство можно определить уровень и характер эстетических запросов современного человека, который пропускает произведение искусства через призму своего восприятия.

Процесс художественного воспитания, представляет собой сочетание трех основных видов деятельности: знакомство с художественными произведениями (потребление искусства), приобретение искусствоведческих знаний и собственно художественное творчество. Успешность развития креативности в процессе художественного воспитания будет зависеть кроме прочего и от сбалансированного сочетания этих трех видов художественно-творческой деятельности [13].

Художественно-творческая деятельность, как смысл любой деятельности, дает ребенку возможность не только отстраненного восприятия духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, возможность освоения мира не только через его постижение, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становятся не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, а с другой — средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств самого творящего ребенка. При этом художественно-творческая деятельность ребенка предполагает все этапы познания мира, присущие взрослым: созерцание, размышление и практическую реализацию замысла [8].

Детская библиотека открывает ребенку культуру, одновременно является пространством «между» ребенком и культурой, обеспечивающим их взаимодействие — пространством, аккумулирующем последствия деятельности ребенка в культуре, и пространством, открывающим для ребенка его ценность как деятеля культуры, так как он генерирует идеи о себе, продуцирует новые смыслы [19].

4 стр., 1782 слов

Важнейшие исторические этапы становления и развития социально-культурной ...

... вопросы, связанные с историей развития социально-культурной деятельности в России. 1. Зарождение социально- культурной деятельности на Руси в ... уклад России в XV-XVII веках XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развиваются феодальные отношения. В то же время на развитие ... времяпрепровождения. Они были связаны с развитием народной зрелищной культуры. В городах, больших и малых ...

Сопровождая ребенка в культуре от постижения уникальности своего «Я» до осмысления «Я» в масштабах мира, детская библиотека открывает вместе со своим читателем феномен бытия в культуре как личностную ценность. Мир библиотеки гармонично сочетает в себе все сферы согласия, предлагает формы и средства свободного общения трансляции культуры от человека к человеку [19].

Специфика библиотеки такова, что при желании можно увидеть, услышать и понять другого человека. В условиях библиотеки есть возможность выбора тех форм деятельности, которые более всего будут соответствовать интересам и индивидуальности читателя. Библиотеки стремятся определить пути и способы организации обслуживания читателей нетрадиционными средствами, сочетая при этом эстетические и содержательные аспекты, а также создание комфортной библиотечной среды.

Рассмотрев вопросы развития личности ребенка средствами искусства в работе библиотеки, в следующей главе обратим внимание на психолого-педагогические особенности младших школьников в отношении художественной культуры.

2 Психолого-педагогические особенности младших школьников

2.1 Особенности интереса и потребностей младших школьников в отношении художественной культуры

В развитии ребенка одно из важных мест наряду с развивающими играми, общением с природой, музыкальным образованием занимает чтение. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение. Книги в чтении детей выполняют следующие функции:

1. Детская книга как коммуникативный ресурс.

2. Книга для детей — важный ресурс самопознания и психокоррекции.

3. Эстетическая и креативная функции чтения.

Обозначим психолого-педагогические основы литературно-творческих способностей младших школьников. Художественно-творческая деятельность проявляется как одаренность в музыкальных способностях ребенка, и в способности к актерскому мастерству, к изобразительной деятельности, и литературному творчеству и т.д. Художественно-творческая одаренность проявляется, прежде всего, как подчеркивают психологи, в нестандартном видении мира, нешаблонном мышлении.

Психологической основой литературно-творческих способностей, как и всех остальных способностей к художественному творчеству, является особое отношение человека к миру. Под литературно-творческими способностями детей большинство ученых понимают формирование способности мыслить словесно-художественными фразами. Если читатель не представляет себе то, о чем читает, если у него не возникает никаких ассоциаций с собственным жизненным или читательским опытом, у него не возникает чувства эмоционального отношения к читаемому, то тогда такое чтение не является полноценным, и при таком чтении не может быть никакого литературного и общего развития [20].

Психолог Л. Выготский выделяет следующие характерные черты детского творчества. Ими являются: комбинированная фантазия; эмоциональный подход, искренность чувств; отражение переживаний, вызванных жизненными ситуациями, переработка впечатлений; несовершенство, вызванное отставанием письменной речи от устной [20, с.46].

33 стр., 16180 слов

Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста

... развития креативного мышления у дошкольников. Предмет дипломной работы - принципы развития креативного мышления у детей данного возраста средствами мировой художественной культуры. Целью представленного исследования является обоснование и разработка модели развития креативного мышления у детей дошкольного ...

Литературное творчество детей традиционно воспринимается и оценивается взрослыми, главным образом, с точки зрения того объективного значения, которое оно имеет для развития и воспитания ребенка. Оно неразрывно связано с духовным развитием личности. Поэтому процесс развития литературно-творческих способностей следует рассматривать как средство формирования духовно богатой личности, ориентированной на широкое общение с искусством и возможность индивидуального самоутверждения и самореализации [12].

Побуждение ребенка к литературному творчеству ведет к развитию читательских способностей ребенка. «От маленького писателя к большому читателю» — так многие представляют себе этот путь.

Многие специалисты утверждают, что литературное творчество — яркое непосредственное вначале, иссякает, исчезает по мере взросления у большинства детей, если не создавать особые психолого-педагогические условия для его развития [16].

Опыт экспериментально-педагогической работы показывает, что все дети обладают достаточными предпосылками для развития литературно-творческих способностей, но уровень этих способностей и умений неодинаков. Дети, у которых обнаруживаются склонности к литературному творчеству, нуждаются в психологической поддержке и одобрении со стороны родителей, руководителей детским чтением, друзей и сверстников. Эта мысль, многократно акцентируемая в литературе, требует к себе внимания библиотекарей.

Внимательным родителям и талантливым библиотекарям следует сосредоточить внимание на приемах и направлениях, активизирующих литературное творчество: развитие жизненных впечатлений, познание окружающего мира, познание людей, себя, развитие дара слова, в том числе развитие речи путем систематических упражнений, основанных на принципах последовательности, сознательности, самостоятельности, наглядности; помочь ребенку самореализоваться в литературном творчестве, и обеспечить успех в его творческих начинаниях [13].

Специфика работы с детьми в библиотеке предопределяет необходимость заниматься развитием разнообразных литературно-творческих, читательских и сочинительских способностей, при этом отметим, что роль книги и чтения в формировании духовных ценностей детей младшего школьного возраста трудно переоценить. Чтение — сложный творческий процесс, требующий участия интеллекта, эмоций, воображения, памяти юного читателя, опирающийся на весь его духовный опыт. Результатом этого процесса является обогащение личности человека.

Чтение побуждает личность к творчеству, независимо от того, в чем это творчество будет в дальнейшем проявляться. Проходя школу сотворчества вместе с авторами книг, у человека появляется потребность в самовыражении. Не случайно, что желание писать, рисовать, импровизировать, познавать, созидать рождается у человека в процессе детского чтения [1].

20 стр., 9698 слов

Формирование читательской деятельности учащихся первого класса ...

... внеклассного чтения. Внеклассное чтение в начальной школе является обязательной частью подготовки детей к самостоятельному чтению. Цель внеклассного чтения - познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы ...

Все достоинства детского чтения исходят из первоосновы литературы — языка. Читая, человек погружается в речевую стихию. Именно из слова, из его образности, он черпает духовную жизнь. Слово с его смысловыми и чувственными оттенками, богатством интонаций и значений раскрывает читателю богатство мира и его собственной души, учит речевому самовыражению в письменной и в устной форме.

Влияние лучших произведений художественной литературы на эстетическое воспитание читателей, в особенности юных, огромно. Воздействуя на эмоции и чувства людей, эти книги формируют у них суждения о жизни, представления об идеале, нравственном и моральном поведении. Художественная литература учит читателей, прежде всего, восхищаться красотой и изяществом слога писателя, чудесной природой, воспроизведенной в художественных образах, словах, звуках, красках.

Художественная литература развивает эмоционально-чувственную сферу детей и их познавательную активность, мотивирует осмысление жизни, содействует рефлексии, формирует ценностные ориентации младших школьников, их речевую культуру [1].

Считая чтение основным способом вхождения в культуру, необходимо выстраивать работу по повышению качества чтения. Исследовательская деятельность учащихся, участие в творческих и интеллектуальных конкурсах, играх, создание комфортной для чтения среды в библиотеке — все способствует погружению детей в мир научных, художественных, публицистических текстов. Текст играет системообразующую роль в формировании гуманистических установок растущей личности.

Детское чтение как ценность культуры — явление неоднозначное и переменчивое. Оно зависит от качества читаемой литературы и от уровня восприятия читателя. Чем выше уровень читаемого произведения, с одной стороны, и активность восприятия, — с другой, тем более глубокий след оставляет чтение в сознании читателя. Читая, человек получает из книги новые знания и новые впечатления, но, получая, он не просто складирует их в свою память, а отвечает на них — отдает книге свои мысли, свои чувства, свои образы. Субъективный элемент получения-отдачи, называемый иногда читательской рефлексией, и определяет ценность чтения. Чем значительнее он, тем и сильнее влияние книги на читателя. В нем, очевидно, и скрыта та духовная сила чтения, которая является зерном национальной культуры [1].

Отметим, что детям очень не хватает внимания со стороны взрослых к их читательским интересам. Авторитет родителей и педагогов, библиотекарей в этом возрасте еще достаточно высок, чтобы повлиять на увлечения ребят, помочь им в выборе книг. Вот почему значение библиотекаря в приобщении ребенка к книге в этот период является определяющим. Расположив к себе ребенка улыбкой, добрым отношением, библиотекарь создает атмосферу доверительного отношения с ним и, следовательно, получает возможность влиять на него, развивать.

Несмотря на то, что читатели семи — десяти лет отличаются по технике чтения, уровню начитанности, кругу чтения, интересам, их объединяет особый «детский» этап читательского развития [11].

Ребенок в этом возрасте еще не осознает в полной мере книгу как источник информации, источник знаний. И научно-познавательная, и художественная книга воспринимаются без выделения специфических функций. Нет заметной дифференциации в чтении девочек и мальчиков. И те, и другие одинаково любят книги о животных, растениях, об окружающих предметах. Как и в дошкольном детстве, большое место в чтении занимает сказка — литературная и народная, приключения, рассказы русских писателей, стихи. В круг чтения младшего школьника включаются первые энциклопедические книги. Находить в них ответы на вопросы ребенок приучается сначала с помощью взрослых, а потом самостоятельно [12].

Задача библиотекаря — развивать диалектичность мышления ребенка, избегать прямолинейных оценок персонажей, побуждать детей к объемному видению прочитанного. Не следует бояться того, что сердце юного читателя отдано озорному персонажу, а не умному. По отношению к отрицательному персонажу у ребенка тоже срабатывает неосознанная диалектика. Отрицательные образы рождают в душе читателя положительный эффект. Библиотекарю надо лишь помочь правильно почувствовать отношение писателя к персонажу. Оценку же ему дает сам читатель.

И еще одна особенность восприятия младшими школьниками обращает на себя внимание — способность узнавать себя и других в прочитанной книге. Это очень важное умение — думать о других, как о самом себе, сравнивать себя с другими. Психологи считают, что таким умением обладают читатели с богатым жизненным и читательским опытом. У младших школьников оно, как правило, находится в зоне ближайшего развития.

Специфика восприятия 8-9-летних читателей такова, что все многообразие переживаний ребенок выражает одним словом «нравится».

Так в совместных поисках детей и взрослых совершаются нравственные и эстетические открытия.

Для успешного привлечения детей к чтению необходимо знать их читательские интересы: какие книги пользуются среди них наибольшим успехом, что именно привлекает детей в книгах, как воспринимается ими литературный герой, и какое воспитательное воздействие он оказывает.

Анализ чтения помогает обнаружить, что требует изменения, что надо поддержать и развить, что мешает росту читателей. Библиотекарю важно знать, как сами младшие школьники начинают сознавать мотивы чтения — для чего они читают книги, что от них ждут, какие духовные потребности оно удовлетворяет. Мотив — это важное связующее звено между потребностью в чтении, удовлетворяющими эту потребность книгами. Если формированию мотивов не уделяется должного внимания, то не происходит развития и усложнения потребностей. Не происходит формирования читательского интереса [15].

Возрастает роль детской библиотеки и библиотекаря. Поэтому в библиотеке разрабатываются программы по развитию у детей интереса к чтению, максимально соответствующей потребностям и запросам детей, которые нуждаются не только в получении конкретного документа, но и в организации их читательской деятельности, продуманного досуга, общения, формирования культурного кругозора.

Взаимодействие библиотеки и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Формирование устойчивого интереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие творческого мышления осуществляется с помощью инновационных и традиционных методов личностного и читательского развития.

В последнее время изменилась среда взаимодействия ребенка с культурой и чтением, условия ее восприятия и воспроизводства. Для ребенка необходима особая сфера, специальный институт, где возможно моделирование, свободное и безопасное, собственного бытия в культуре как в органичной среде природосообразной деятельности. Детская библиотека может стать той средой, которая поддержит ребенка как субъекта диалога в отношении художественной культуры.

Тем самым, определив особенности интереса и потребностей младших школьников в восприятии художественной культуры, в следующей главе мы остановимся на библиотечном обслуживании читателей — детей в области художественной культуры и проанализируем формы работы с детьми младшего школьного возраста на примере библиотеки № 4 МУК ЦБС г. Кунгура.

2.2 Библиотечные формы обслуживания читателей — детей в области художественной культуры

Формированию у детей художественного вкуса и способностей к эстетическому восприятию окружающего мира способствуют разные формы и методы работы с детьми в детской библиотеке. На мероприятиях, отвечающих духовным потребностям читателей (сферы изобразительного искусства, музыки, поэзии и др.), проявляется стимул приобщения к высокому искусству, получение эстетического удовольствия, наслаждение от встреч с прекрасным.

Моральный стимул способствует активизации и реализации потребности читателей делать добро, оказывать помощь другим людям, совершению поступков, ориентированных на высокие нравственные цели и ценности.

Задача эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в библиотеке должна сводиться к постоянному развитию в ребенке интеллектуального и эмоционального начал и чем раньше будет начата эта работа, тем скорее ребенок приобщится к художественным ценностям мировой культуры, тем заметнее это скажется на расширении сферы проявления его эстетических потребностей [19].

Участие школьников в художественно-творческой деятельности предполагает развитие активности, самостоятельности мышления, воображения, воспитание эмоциональной и волевой сфер в процессе общения с искусством. Приобретение знаний, развитие умений и навыков в области художественной деятельности осуществляется с учетом формирования у детей потребности проявления способности самостоятельно решать творческие задачи, что активизирует развитие креативности [23].

Массовые формы работы вовлекают читателей-детей в процесс взаимодействия, общения, и творчества. Литературные салоны, вечера-размышления, литературно-музыкальные композиции создают атмосферу праздника, раскрывая творческие способности и таланты участников мероприятий. Так, при работе с литературной классикой используется метод комментированного чтения с элементами поиска. Цели метода — развить навыки самостоятельного исследования; помочь ощутить вкус научного поиска; ввести в круг чтения детей новые, выходящие за рамки школьной программы пласты литературного наследия; научить видеть в литературном тексте мысль, требующую от читателя ответных интеллектуальных усилий; дать возможность почувствовать за строками личность автора, его судьбу, радости и страдания [5].

Самое широкое применение в практике работы детских библиотек нашли игровые формы и методы. Игра — основная форма активности ребенка. По мнению отечественных психологов и педагогов, в игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии. Именно в ней происходят значительные изменения в психике ребенка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития (Д.Б. Эльконин).

Игра является источником развития и создает зону ближайшего развития (Л.С. Выготский).

С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что «ребенок, играя ту или иную роль, не только фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя и входя в нее, он раскрывает, обогащает, углубляет свою собственную личность. В игре собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны личности». В процессе игры детьми осваивается, прежде всего, сюжет, что и обеспечивает трансляцию определенного элемента культуры как сюжета. Позднее, в процессе развития индивида, уже имеющаяся форма социальных отношений наполнятся содержанием [8].

Рассмотрим, как игра взаимодействует с книгой и чтением. Сначала выделим то, что оказывает положительное влияние на приобщение ребенка к книге, на формирование устойчивой потребности в общении с традиционной книгой, на воспитание талантливого читателя, способного вбирать интеллектуальный, нравственный, социальный, эстетический опыт народа, отраженный в литературных произведениях.

Во-первых, это огромные возможности игры в эстетическом воспитании, поскольку игра как самоценность и игра как средство связаны генетически с эстетической деятельностью. Творческое чтение предполагает наслаждение чтением, способность эстетического восприятия и высокий литературный вкус, основанный на художественном образовании; интерес к литературному процессу, к жизни книги и литературы.

Во-вторых, очень важен эмоциональный компонент в полноценном восприятии литературного произведения. Именно игра является эмоционально насыщенной. В игре все события как бы пропускаются через переживания. Игра развивает эстетические чувства ребенка, его способность радоваться упорядоченности, организованности, гармоничности движения, пластики, слова, звука, цвета — в собственных действиях и действиях других. К осознанию идеи произведения ребенок идет через искусство, а сопереживание неотделимо от мысленного содействия. Оно возникает у детей младшего школьного возраста чаще и легче всего тогда, когда в произведении есть внешнее действие, которое ребенок может воспроизвести мысленно или в игре.

Импровизированный детский театр, детская самодеятельность в большинстве случаев возникают под влиянием прочитанной книги и наиболее ярко проявляются в играх-беседах с персонажами книг и в играх-драматизациях. Дети, разыгрывая сценки из любимых сказок, рассказов, глубже познают мотивы поведения героев, у них развиваются творческие способности, умение общаться друг с другом, обогащается словарный запас, совершенствуется речь [4].

В библиотечной практике нашли широкое применение ролевые и познавательно-развлекательные игры, моделирующие определенные ситуации, игры-соревнования и комплексные массовые мероприятия (например, конкурсы знатоков различных жанров литературы, читательские конференции в форме деловой игры, литературные турниры, театрализованные представления).

Также часто используются в библиотеке, дидактические литературные игры, — разновидность игр с правилами, созданных в целях обучения и воспитания детей средствами литературы, углубления восприятия прочитанного, приобщения к самостоятельному чтению, формированию культуры чтения. Дидактические игры тренируют память, мышление, воображение; повышают интерес к тексту произведения, дают возможность лучше запомнить их названия, авторов, имена героев.

Популярными формами и методами игровой досуговой деятельности, направленных на формирование читательского интереса и культуры чтения стали следующие:

  • ь литературный театр (синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений);
  • ь литературная композиция по произведениям детских поэтов и писателей;
  • ь литературные — эстафета;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/shkolnaya-biblioteka-i-tvorcheskoe-razvitie-lichnosti-rebenka/

  • гостиная;
  • маскарад;
  • вернисаж;
  • подиум;
  • карнавал;
  • ь музей литературных героев;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/shkolnaya-biblioteka-i-tvorcheskoe-razvitie-lichnosti-rebenka/

  • ь сказочные турниры;
  • ь праздники книги и др.

Большинство библиотек стремится определить пути и способы организации обслуживания читателей нетрадиционными средствами, сочетая при этом эстетические и содержательные аспекты. Открываются литературные гостиные, литературно-музыкальные салоны, проходят бенефисы местных авторов, слайд-вечера, пресс-конференции, презентации книг.

Приобщение школьников к искусству в самых разных формах, а особенно в форме художественно-творческой деятельности, является актуальной задачей современной системы воспитания главным образом потому, что в процессе художественной деятельности:

  • Ш развивается креативность как общая универсальная способность к творчеству, необходимая для успешной реализации любой продуктивной деятельности;
  • Ш постигается сущность процесса создания художественного произведения и происходит познание его глубинных идей, адекватное восприятие;
  • Ш углубляется изучение программного материала предметов эстетического цикла;
  • углубляется изучение программного материала предметов эстетического цикла;
  • Ш повышается уровень духовной культуры младших школьников;
  • Ш совершенствуются нравственно-эстетические качества личности, обогащенной общением с шедеврами мирового искусства;

— Ш эффективнее и плодотворнее осуществляется процесс саморазвития, самовоспитания и самоактуализации личности детей. Эта задача реализовывается путем проведения различных циклов мероприятий, направленных на развитие у детей художественного вкуса и духовной культуры [12].

Таким образом, союз литературы и живописи, книги и музыки, слова и театрального действия в большей степени содействует возвышенному восприятию художественной культуры. Чем глубже сила эмоциональных переживаний, вызванных произведением искусства, тем эффективнее процесс превращения нравственно-эстетических понятий в личную убежденность [23].

Формы библиотечного обслуживания детей младшего школьного возраста рассмотрим на примере библиотеки №4 МУК ЦБС г. Кунгура. Вот уже несколько лет библиотека работает по программе эстетического воспитания «Войди в мир искусства». Цель программы: формировать у детей основы культуры чувствования и восприятия произведений изобразительного искусства и архитектуры; формировать творческую личность, ориентирующуюся на дальнейший более самостоятельный контакт с явлениями изобразительного искусства. Основные задачи:

1. Гармонически развивать каждого ребенка на основе знакомства с произведениями изобразительного искусства (с упором на коллекцию Государственной Третьяковской галереи), при помощи аудиовизуальных средств. Развивать творческую активность, эмоциональную восприимчивость, воображение и фантазию.

2. Формировать художественный вкус.

3. Воспитывать нравственные начала через восприятие изобразительного искусства, через произведения изобразительного искусства, имеющие эстетические общечеловеческие ценности.

4. Воспитывать начала музейной культуры как части общей культуры человека, бережное и благоговейное отношение к произведениям искусства, к музейным памятникам, осознание взаимосвязи культуры внешней и внутренней.

Для того, чтобы дети усвоили содержание программы, необходимо комплексное воздействие при приоритетном использовании средств изобразительного искусства и подключение к самостоятельной детской изобразительной деятельности таких смежных видов искусств, как художественное слово, музыка, пластическое движение, драматизация (при возможности и театрализация).

Методика работы нацелена на активизацию детей, на получение от них эмоциональной отдачи. Поэтому ведущий метод — игровой. В начале занятий, в гости к ребятам проходят два кукольных персонажа: Петрушка и Кот Ученый. Кот Ученый воплощает собой мир культуры, это всезнающий энциклопедист, а Петрушка — этакий непоседливый недоросль, своеобразный носитель антикультуры. В начале курса дети просто общаются с обоими персонажами, при этом библиотекарь корректирует культуру этого общения: уважительное и даже светское обращение к Коту и строго аргументированное к Петрушке. В конце цикла дети могут уже сами взять их роли и провести своеобразный диспут. Занятия с куклами позволяют не просто закреплять материал, но и способствуют повышению культуры общения.

В процессе каждого занятия библиотекарь применяет не только вопросно-ответный метод, но и путем выстроенных вопросов подталкивает ребят к самостоятельным открытиям и ответам.

Все занятия годового курса разделены на блоки.

Блок 1. Общее знакомство с главными видами изобразительного искусства и различными типами музея как «обители муз».

1. Театрализованная встреча «Волшебная сила искусства» — общее знакомство с основными видами изобразительного искусства через «подарки фей», которые они прислали детям: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство.

2. Детский спектакль «Музей — дом, в котором живут музы». Архитектурные прообразы музея — «храм», «дворец», «замок». Типология музеев — общая и «неожиданная»: «музей-монастырь», «музей-парк», «музей-остров».

Блок 2. Знакомство с искусством скульптуры.

3. Беседа «Пластический язык скульптуры». Как смотреть скульптуру, как научиться «слушать» ее и разговаривать с ней.

4. Слайд-шоу «О наших братьях меньших» (занятие проводится на слайдах, репродукциях, открытках).

Блок 3. Знакомство с искусством графики.

5. Игра-путешествие «Муза Дибира». О материалах по технике графики и ее изобразительных возможностях (занятие проводится в форме сказочного повествования).

6. Час искусства «Что умеет графика». Выразительные средства графики (линия, штрих, силуэт, пятно).

Блок 4. Знакомство с русским фольклором посредством сказочной живописи В.М. Васнецова.

7. Театрализованная программа «Богатырское» сердце и «богатырская» музыка. Занятие-театрализация, построенное на слайдах (репродукциях) с картин В. Васнецова М. Врубеля, сказочных и былинных сюжетах, на музыке А. Бородина, использовании элементов былинной речи и драматизации (обряда посвящения в богатыри, встречи богатырей народом).

8. Игровое занятие. «Тайна славянских узоров», или «Как красну девицу Марьюшку замуж выдавали». Тема занятия — символика славянского орнамента: заключенный в нем образ мироздания.

9. Путешествие в галерею «Как художники смеются и плачут». Занятие проводится на экспозиции Третьяковской галереи и посвящено бытовой картине.

10. Час изобразительного творчества «Художник: путешественник и странник». Тема занятия — пейзажная живопись И. Шишкина, А. Куинджи.

11. Интеллектуальная итоговая игра «В мире искусства».

Также в библиотеке был проведен курс занятий художественной грамотности «Искусство и художественный труд», целью которого является саморазвитие и развитие личности ребенка младшего школьного возраста в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Выделим основные задачи: