По выбранной работе мы попытаемся изучить труды научных деятелей, посвященных проблеме развития личности ребенка в семьях. Теоретический анализ показал, что большое количество научных деятелей проводили крупные исследования в этой области. Например, Мудрик А. В., Кравченко И. А., Шилов И. Ю в своих работах раскрыли такие понятия как «личность», «семья», «воспитание» и т.д.; В работах Васильковой Ю. В. и Мардахаева Л. В. рассматривается семья, как фактор, влияющий на становление личности; работы Луняковой Л. Г., Дементьевой В. Ф., Савинова Л. И. и Камышовой Е. В. рассматривается вопрос воспитания детей в неполных семьях.
Проблема исследования:
целью исследования
Объектом исследования, Предмет исследования:, Задачи исследования:, Методы исследования:, Структура курсовой работы:
Глава 1. Семья как социальный и духовный институты формирование личности.
1.1 Понятия семьи в историко-
Чтобы определить роль семьи в становлении личности ребенка, первым шагом который нужно сделать, определить, а что же такое семья и в каком контексте мы будем ее рассматривать.
Мудрик А. В. считал, что семья: «…это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» [22, C.50]
Определение семьи по Кравченко И. А. звучит так: «… основанная на браке, кровном родстве или опекунстве малая группа, члены которой связанны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью». [9, C.240]
По мнению Харламова И. Ф. «… Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми как малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».[24, С.62]
В контексте нашей научной работы мы будем использовать определение И. Ю. Шилова: «Семья – это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью». [25, C.48]
Роль семьи в воспитании детей со сложными и тяжелыми нарушениями развития
... освободить ребенка от малейших трудностей и проблем; воспитание с эмоциональной отверженностью ребенка; воспитание в атмосфере культа болезни; противоречивое воспитание15. Невозможно переоценить роль родителей и других членов семьи в процессе становления и развития общения и речи детей. Своевременное ...
/*На основании вышеизложенного в нашем исследовании семью мы будем рассматривать как конкретную систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми как малая группа, которая обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью т.к. нам будет очень важно показать именно отношения между супругами и отношения детей со своими родителями.*/
Семья является важнейшим институтом социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития ребенка. Семья создаёт понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают.
Среди изученных определений личности мы выделим определение Мардахаева. «Личность – это конкретный человек, наделенный сознанием, индивидуальностью, сложившийся в процессе социального развития» [14, C.50]. Именно его я буду использовать в своей работе для определения тех качеств, которые должна привить своему ребенку семья.
Семья — это та микросреда, в которой формируется личность ребенка. В ней все сказывается на развитии ребенка: микроклимат, взаимоотношения, отношения членов семьи к ребенку, материальные условия и др. Семья определяет своеобразие ухода за ребенком, является примером для подражания во всем, помогает в реализации потребности в первичном социальном общении, удовлетворении интереса и любознательности и др.
Формирование личности – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д.
Становление личности в семье происходит в процессе общения и наблюдения за родителями, сестрами, бабушками и дедушками и другими
Значит если учесть все факторы влияния семьи на своего ребенка, то следует отметить, что чем лучше семья влияет на воспитание своего чада, то тем выше будет результат всестороннего воспитания этой будущей успешной личности.
Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников.
Отношения в семье влияют также на то, как ребенок в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье он получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье
Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
... по учебно-методической интерпретации содержания здорового образа жизни; - систематически и целенаправленно проводить пропаганду здорового образа жизни. 1.Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. 1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» Исходным для определения термина ...
1.2 Семья и семейные отношения в отечественной традиции
Семейная педагогика – это наука о воспитании детей в семье. Она изучает специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка.
Семейная педагогика вбирает в себя опыт предшествующих поколений, проверенные веками нравственные истины, подлинные духовные ценности, укорененные в народном сознании и утверждающиеся в религиозной жизни.
В этом значении, семейная педагогика, как средоточие народной, житейской мудрости и практического следования традиционному духовно-
Семейная педагогика, как единственно возможное средство установления духовного единства детей и родителей, возвращения семье ее подлинного смысла и назначения, утверждения детей в нравственных ценностях и удовлетворения их духовных потребностей, должна быть признана национальным достоянием.
Однако нельзя не отметить тот положительный вклад,
Известные педагоги – П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и другие – считали необходимым опереться на положительные традиции семьи, чтобы воспитать энергичного, делового человека, адаптированного к социальным и экономическим условиям новой жизни. По их мнению, в воспитательных целях необходимо использовать теплоту и сердечность семейных взаимоотношений, трудолюбие детей, умение преодолевать трудности, обогатив детей новыми социалистическими ценностями. Они считали, что процесс социализации детей будет более эффективным в том случае, если советская школа и семья взаимодополнят друг друга, чтобы помочь развитию ребенка, сформировать у него гуманистические ценности.
Большое значение педагогическому просвещению родителей придавала Н.К. Крупская. Она обращала внимание на необходимость популярного изложения вопросов педагогики в литературе для родителей, на связь конкретных проблем семейного воспитания с общими социальными проблемами. Н.К. Крупская говорила о роли педагогических консультаций. [3, C.195-197]
Важные вопросы семейной педагогики поднимал А.С. Макаренко: об организации жизни семьи, о единстве требований к детям со стороны взрослых, создании определенного тона и стиля семейной жизни и семейного воспитания как одной из важнейших сторон этой жизни. А.С. Макаренко считал, что «необходимо формировать у родителей критическое отношение к себе, они должны уметь контролировать свое поведение», что «нет готовых рецептов в воспитании, поскольку все случаи сугубо индивидуальны». Родителям, допустившим ряд серьезных ошибок, нужно заново начинать всю воспитательную работу, многое пересмотреть, и прежде всего, «самого себя положить под микроскоп». А.С. Макаренко дает родителям совет – искать причины неудач воспитания в самих себе, советует оглянуться назад, приступить к «ревизии собственного поведения».[3, C.238-239]
Отношения в семье между родителями и подростками
... отношений между родителями и детьми. Одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные проблемы развития своих детей. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и ...
Большой вклад в семейное воспитание внес В.А. Сухомлинский. В семье В.А. Сухомлинского росли собственные дети, и повседневные наблюдения за ними, участие вместе с женой Анной Ивановной в воспитании их дало немало пищи для размышлений «над теми тайниками человеческой души, которые трудно поддаются воспитанию, о которых воспитатели нередко забывают». [3, C. 232]
Роль семьи в жизни ребенка
1.3 Характеристика современной
В настоящее время нет
Репродуктивная функция — это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать.
Репродуктивная функция семьи привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов, юристов, социологов, экономистов, медиков и т.д. Дело заключается в том, что для поступательного развития человечества важно и количественное, и качественное воспроизводство населения. От семьи непосредственно зависит, возрастет ли численность живущих на Земле людей и каков будет ее качественный вклад в население, что принесут ее дети окружающему миру.
В последние годы растет число супружеских пар, которые сознательно отказываются от рождения детей. Чаще всего это так называемые «карьеристы», не желающие усложнять свою жизнь «детскими» проблемами. Некоторые супруги откладывают рождение детей на неопределенный срок, объясняя это жилищными, материальными и иными трудностями. На фоне таких семейных пар особо отчетливо высвечивается трагедия бесплодных супружеских пар. По статистическим данным, в России значительная часть женщин детородного возраста не могут иметь детей по медицинским показателям (чаще всего это последствие аборта).
Резко прогрессирует в последние годы рост мужского бесплодия, на долю которого приходится 40% бездетных браков. [11, C.18-19]