Региональные целевые программы (2)

В настоящее время типичными проблемами большинства регионов России являются кризисное и предкризисное состояние предприятий различных отраслей, низкий уровень жизни, социальная напряженность, недостаток бюджетных средств, поиск финансовых средств для структурной перестройки экономики региона, внедрения новых технологий, интенсификации производства. Эти обстоятельства обуславливают потребность в формировании новых подходов к управлению региональными процессами.

В этой связи одним из основных направлений, позволяющих сделать существенный прорыв в повышении экономической активности регионов, является программно-целевой метод управления, условия применения которого полностью соответствуют специфике переходного периода, что позволяет, рассматривать его в качестве одного из основных методов осуществления качественных изменений социально-экономической ситуации как над государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях. В условиях рыночной экономики программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных инструментов осуществления государственной региональной экономической и социальной политики. Особая роль целевых программ в рыночной экономике определяется тем, что рынок не всегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для развития регионов. Успешно решая задачи стимулирования рационального использования ресурсов, он довольно плохо справляется с задачами их воспроизводства, требующими большей продолжительности инвестиционного цикла. Поэтому все, что связано с приданием экономике поступательной целевой динамики в условиях асимметрии развития регионов, естественным образом «ложится» на программы, в том числе целевые.

Формирование региональных целевых программ развития является сегодня наиболее актуальным и перспективным направлением программно-целевого планирования в нашей стране, так как поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка являются важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития.

43 стр., 21125 слов

Управление социальным развитием региона

... определение сущности, цели и задачи социальным управлением региона; конкретизация параметров, условий и региональных особенностей социально-экономической сферы; изучение особенности социального развития в условиях социально-ориентированной рыночной экономики; анализ форм и методов управления, ...

Целью работы является рассмотрение региональных целевых программ как один из инструментов государственного и муниципального регулирования развития экономики и социальной сферы. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

  • рассмотреть методику разработки региональных целевых программ;
  • отразить роль и место целевых программ в регулировании развития регионов;
  • определить основные задачи целевых программ на современном этапе;
  • осветить особенности и условия применения программно-целевого метода в социально-экономическом развитии регионов;
  • проанализировать механизм реализации целевой программы на примере «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы».

Объектом исследования выступает механизм формирования и реализации региональных целевых программ развития. Предмет исследования в курсовой работе-организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и реализации региональных целевых программ развития.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и ставятся задачи данной работы.

В первой главе рассматривается методика разработки, роль и место региональных программ в развитии регионов. Здесь подробно освещается специфика региональных программ; определяются основные задачи целевых программ на современном этапе; рассматриваются особенности и условия применения программно-целевого метода в социально-экономическом развитии

Во второй главе рассматривается реализация региональной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» на примере Пермского края

В заключении на основе анализа использованного материала делается вывод, что региональные целевые программы — один из основных способов вывода региона из кризисного состояния и увеличения темпов экономического роста. Одновременно с этим целевые программы являются действенным механизмом для создания условий системного и комплексного развития регионов, решения насущных проблем региональной экономики.

Приводится список рассмотренной литературы и нормативных актов.

Глава 1.Механизм формирования региональных целевых программ.

Важнейшим прямым регулятором территориально-экономических процессов являются целевые программы экономического, социального и иного развития регионов. Каждая программа — это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при поддержке государства. Они обеспечивают эффективное решение задач общенационального, межтерриториального или важного регионального значения в области экономического, научно-технического, социально-культурного и экологического развития региона — субъекта Российской Федерации, экономического района, зоны, города и т. д.

76 стр., 37990 слов

Прогнозирование и планирование развития социальной сферы РФ (на ...

... прогнозирования в социальной сфере РФ, а также проанализировать эффективность существующих социальных программ на примере одного из федеральных субъектов. Объектом исследования в данной дипломной работе является общество и его развитие, предметом исследования ...

Основные задачи региональных программ:

  1. выравнивание межрайонных различий по показаниям экономического, социального и научно-технического развития;
  2. формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
  3. максимально эффективное использование материальных, природных и трудовых ресурсов региона;
  4. развитие производственных сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
  5. охрана окружающей среды;
  6. преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
  7. формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
  8. духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

Разработка региональных программ – целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных уровней. Типовая структура программы включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, механизм реализации, организационный аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы.

Программы экономического и социального развития субъектов РФ (далее — региональные программы) в отличие от федеральных целевых программ разрабатываются и реализуются субъектами РФ, которые сами определяют цели и задачи таких программ, порядок их разработки и механизм реализации. Утверждение указанных программ осуществляется в соответствии с п. «г» п. 2 ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.

Программная разработка решения проблем на уровне региональных программ производится в соответствии с прогнозом социально — экономического развития РФ и соответствующей территории, определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами. Приоритет имеют те проекты и производственные объекты, где предоставление бюджетных средств предполагается в основном на возвратной основе и может повлечь наибольший приток внебюджетных средств, в том числе иностранных инвесторов.

При подготовке региональных программ должны решаться важные методические вопросы. Прежде всего это относится к методике определения программной проблемы. Задачи народнохозяйственного и территориального развития меняются, финансовые и другие ресурсы ограничены. Поэтому необходим отбор программ, для чего требуется тщательное изучение каждой программной проблемы, всестороннее, с единых методологических позиций, научное обоснование целесообразности ее решения. Критериями отбора программной проблемы следует считать:

  1. особо важную ее значимость для национальной экономики и региона, связь с крупными структурными преобразованиями, повышением эффективности хозяйства и уровня жизни населения, обеспечением экологической безопасности и рационального природопользования и т. д. (приоритетность проблемы);
  2. межотраслевой и многоплановый характер проблемы, наличие многих участников решения и необходимость координации их действий (сложность и комплексность проблемы);
  3. принципиальная новизна и прогрессивность технических, организационных и других программных мероприятий, ожидаемые высокие народнохозяйственные результаты (эффективность проблемы).

К этим признакам иногда относят еще невозможность или затруднительность решения проблем в приемлемые сроки путем использования рыночного механизма и необходимость федеральной поддержки. Но этот критерий спорный, поскольку все важные и сложные проблемы эффективно решаются только программным методом и при поддержке государства. Один из возможных приемов отбора проблем — их ранжирование по количеству баллов, «собираемых» каждой проблемой в данном регионе или каждым регионом в стране по данной проблеме. Процедура выполняется по всем критериальным признакам с последующим суммированием полученных баллов. При этом каждый признак может быть выражен балльной величиной, равной значению его территориального индекса (за единицу принимается показатель по стране).

3 стр., 1389 слов

Социальные программы бизнеса как форма социальной ответственности

... организациями. Реализация социальных программ осуществляется как самими бизнес-организациями, так и при активном вовлечении заинтересованных сторон, выступающих в роли их социальных партнеров. Выделяют следующие типы социальных программ: собственные программы промышленных предприятий; программы партнерства с местными региональными и ...

Так, основными критериальными признаками для отбора первоочередных проблем антикризисного развития (смягчение безработицы, остановка спада производства и т. д.) в региональном разрезе (или отбора приоритетных регионов для вывода из кризиса) могут быть сравнительная острота кризисной ситуации и дефицита собственных финансовых ресурсов для ее ликвидации. Система критериальных показателей должна устанавливаться и рассчитываться централизованно.

Выход программ регламентируется Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Перечень региональных целевых программ, намеченных к финансированию из средств федерального бюджета на предстоящий год, вносится Правительством РФ в Государственную Думу с одновременным представлением проекта федерального бюджета, разработанного с учетом основных социально-экономических проблем, на решение которых будет направлена политика Правительства РФ в предстоящем году. В соответствии с вышеназванным законом РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»1 перечень региональных программ должен содержать:

  1. краткую характеристику каждой из принятых к реализации региональных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков выполнения;
  2. результаты выполнения основных этапов для переходящих региональных целевых программ;
  3. требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации региональных целевых программ в целом по годам с указанием источников финансирования;
  4. объемы финансирования региональных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
  5. государственных заказчиков программ.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования. Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

10 стр., 4619 слов

Алгоритм разработки, принятия и реализации управленческих решений

... развивается организационная система принятия решений. Блок-схема алгоритма принятия решений (рис. 6) ориентирована на определен­ный класс (вид) решений — концептуальные стратегические решения. Следует отметить, что: ... подтвержденных практикой схем и механизмов принятия и реализации решения. исключительная задача сложный и многогранный процесс Концепция принятия решений в качестве одного из элемен­ ...

Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы:

  • специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
  • достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
  • измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
  • привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей)2 .

Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы. Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.