В настоящее время типичными
В этой связи одним из основных направлений, позволяющих сделать
Формирование региональных целевых программ развития является сегодня наиболее актуальным и перспективным направлением программно-целевого планирования в нашей стране, так как поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка являются важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития.
Целью работы является рассмотрение региональных целевых программ как один из инструментов государственного и муниципального регулирования развития экономики и социальной сферы. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
Управление социальным развитием региона
... мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с ...
- рассмотреть методику разработки региональных целевых программ;
- отразить роль и место целевых программ в регулировании развития регионов;
- определить основные задачи целевых программ на современном этапе;
- осветить особенности и условия применения программно-целевого метода в социально-экономическом развитии регионов;
- проанализировать механизм реализации целевой программы на примере «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы».
Объектом исследования выступает механизм формирования и реализации региональных целевых программ развития. Предмет исследования в курсовой работе-организационно-
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и ставятся задачи данной работы.
В первой главе рассматривается методика разработки, роль и место региональных программ в развитии регионов. Здесь подробно освещается специфика региональных программ; определяются основные задачи целевых программ на современном этапе; рассматриваются особенности и условия применения программно-целевого метода в социально-экономическом развитии
Во второй главе рассматривается реализация региональной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» на примере Пермского края
В заключении на основе анализа использованного материала делается вывод, что региональные целевые программы — один из основных способов вывода региона из кризисного состояния и увеличения темпов экономического роста. Одновременно с этим целевые программы являются действенным механизмом для создания условий системного и комплексного развития регионов, решения насущных проблем региональной экономики.
Приводится список рассмотренной литературы и нормативных актов.
Глава 1.Механизм формирования региональных целевых программ.
Важнейшим прямым регулятором территориально-
Основные задачи региональных программ:
- выравнивание межрайонных различий по показаниям экономического, социального и научно-технического развития;
- формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
- максимально эффективное использование материальных, природных и трудовых ресурсов региона;
- развитие производственных сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
- охрана окружающей среды;
- преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
- формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
- духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.
Разработка региональных программ – целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных уровней. Типовая структура программы включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, механизм реализации, организационный аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы.
Социальные проблемы регионального развития и пути их решения ...
... оценки социального развития местного самоуправления; обосновать целесообразность оптимизации социальных проблем. Объектом исследования выступает социальный комплекс г. Исилькуля. Предметом исследования являются тенденции и особенности социального развития Исилькульского муниципального образования. При написании работы использовался ...
Программы экономического и социального развития субъектов РФ (далее — региональные программы) в отличие от федеральных целевых программ разрабатываются и реализуются субъектами РФ, которые сами определяют цели и задачи таких программ, порядок их разработки и механизм реализации. Утверждение указанных программ осуществляется в соответствии с п. «г» п. 2 ст.5 Федерального закона «Об общих принципах
Программная разработка решения проблем на уровне региональных программ производится в соответствии с прогнозом социально — экономического развития РФ и соответствующей территории, определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами. Приоритет имеют те проекты и производственные объекты, где предоставление бюджетных средств предполагается в основном на возвратной основе и может повлечь наибольший приток внебюджетных средств, в том числе иностранных инвесторов.
При подготовке региональных программ должны решаться важные методические вопросы. Прежде всего это относится к методике определения программной проблемы. Задачи народнохозяйственного и территориального развития меняются, финансовые и другие ресурсы ограничены. Поэтому необходим отбор программ, для чего требуется тщательное изучение каждой программной проблемы, всестороннее, с единых методологических позиций, научное обоснование целесообразности ее решения. Критериями отбора программной проблемы следует считать:
- особо важную ее значимость для национальной экономики и региона, связь с крупными структурными преобразованиями, повышением эффективности хозяйства и уровня жизни населения, обеспечением экологической безопасности и рационального природопользования и т. д. (приоритетность проблемы);
- межотраслевой и многоплановый характер проблемы, наличие многих участников решения и необходимость координации их действий (сложность и комплексность проблемы);
- принципиальная новизна и прогрессивность технических, организационных и других программных мероприятий, ожидаемые высокие народнохозяйственные результаты (эффективность проблемы).
К этим признакам иногда относят еще невозможность или затруднительность решения проблем в приемлемые сроки путем использования рыночного механизма и необходимость федеральной поддержки. Но этот критерий спорный, поскольку все важные и сложные проблемы эффективно решаются только программным методом и при поддержке государства. Один из возможных приемов отбора проблем — их ранжирование по количеству баллов, «собираемых» каждой проблемой в данном регионе или каждым регионом в стране по данной проблеме. Процедура выполняется по всем критериальным признакам с последующим суммированием полученных баллов. При этом каждый признак может быть выражен балльной величиной, равной значению его территориального индекса (за единицу принимается показатель по стране).
Сценарно-режиссерские основы культурно-досуговых программ и технология ...
... в первую очередь проблему активизации его участников, организации не спектакля, а именно массового действа, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула. Драматургия и режиссура ... основу сценария культурно-досуговой программы. Смыслом оптимального художественно-педагогического ... документального материала в образном решении массового праздника. Использование в сценарии ...
Так, основными критериальными признаками для отбора первоочередных проблем антикризисного развития (смягчение безработицы, остановка спада производства и т. д.) в региональном разрезе (или отбора приоритетных регионов для вывода из кризиса) могут быть сравнительная острота кризисной ситуации и дефицита собственных финансовых ресурсов для ее ликвидации. Система критериальных показателей должна устанавливаться и рассчитываться централизованно.
Выход программ регламентируется Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Перечень региональных целевых программ, намеченных к финансированию из средств федерального бюджета на предстоящий год, вносится Правительством РФ в Государственную Думу с одновременным представлением проекта федерального бюджета, разработанного с учетом основных социально-экономических
- краткую характеристику каждой из принятых к реализации региональных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков выполнения;
- результаты выполнения основных этапов для переходящих региональных целевых программ;
- требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации региональных целевых программ в целом по годам с указанием источников финансирования;
- объемы финансирования региональных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
- государственных заказчиков программ.
К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие
Интеллектуальная собственность и проблемы ее реализации
... промышленным образцам, признанным государством секретными. 4. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Основные проблемы в реализации интеллектуальной собственности заключаются в том, что законодательс ... методы выполнения умственных операций; алгоритмы и программы для вычислительных машин; проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий; решения, касающиеся только внешнего вида ...
Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые
Требования, предъявляемые к целям
- специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
- измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
- привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей)2 .
Раздел должен содержать обоснование
Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы. Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.