Социальная педагогика как интеграционная наук: её предмет и перспективы развития

Курсовая работа

Бурное развитие повседневной практической социальной работы; расширение видов деятельности по разрешению проблемных ситуаций конкретных людей; утверждение государственными структурами профессий социального работника и социального педагога; формирование стандартов их подготовки по различным специальностям и специализациям; увеличение числа учебных заведений, готовящих специалистов различного профиля для социальной сферы, — все это и многое другое объективно обусловило актуальность теоретического осмысления происходящих в этой сфере изменений. Феномен социальной работы оказался в поле внимания многих гуманитарных наук, которые внесли существенный вклад в формирование ее методологических и теоретических основ.

Однако нельзя не видеть и обратной стороны влияния полученных результатов на социальную работу, которая на теоретическом уровне ее осмысления стала подменяться иными научными направлениями: философией социальной работы, социальной политикой, экономикой, психологией, социологией, педагогикой социальной работы и так далее. В тесной связи с социальной работой развивается и социальная педагогика. Взаимоотношения между ними весьма непросты, что находит свое отражение в различных точках зрения ученых-исследователей: от взаимного поглощения до полной независимости друг от друга.

С одной стороны, представители ряда других наук и научных дисциплин обосновывают право на существование социальной педагогики в единстве ее трех качественных состояний: области практической деятельности, научной дисциплины и образовательного комплекса, с другой — не прекращаются утверждения ряда специалистов о том, что социальная педагогика — это нонсенс, что вся педагогика есть наука социальная; что выделение в педагогике еще и социальной части логически недостоверно, а бесконечное дробление на множество других «педагогик» методологически вредно.

Чтобы обосновать необходимость выделения социальной педагогики в самостоятельную область практической, научной и образовательной деятельности (триединство ее качественных состояний), установить ее структуру, функции, объектно-предметную область, цели и задачи, мы провели теоретическое исследование.

Цель исследования – выявить сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики, определить перспективы ее развития .

4 стр., 1920 слов

Контрольная работа — Педагогика — Целеполагание в педагогике

... их взаимодействия при организации групповой деятельности детей, родителей на каждом этапе работы. Разнообразие целей, множество их типов обуславливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации, педагог должен ...

Объект исследования, Предмет исследования, Задачи исследования:

Анализ литературных источников с целью определения теоретической основы проблемы развития социальной педагогики как интегративной отрасли знания.

Обобщение основных идей различных авторов, касающихся сущности и содержания

Выделение основных категорий, функций и задач социальной педагогики.

О

1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики

Термин

Слово

Социальная педагогика

В развитии социальной педагогики прослеживаются два направления: социальное и личностное.

А. Социальное направление. В широком смысле оно определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающего поколения — это социопедагогика; в узком смысле — влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности человека — педагогика среды.

Социопедагогика

В государстве складываются так называемые

Социопедагогика изучает официальную и неофициальную деятельность государства, общества по формированию стратегии воспитания подрастающего поколения, ее тенденции и закономерности, а также особенности и возможности института ее реализации.

Педагогика среды.

Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно и опосредованно влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных возрастных этапах его жизни (П. Наторп, П. Бергеманн, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель, СТ. Шацкий, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, В.Д. Семенов и другие).

Б. Личностное направление определяет социальную педагогику личности. Оно берет начало от « индивидуальной » педагогики Дж. Локка (1632-1704), Ж.Ж. Руссо (1712-1778).

В ней существует несколько направлений (условно-гуманистическое и консервативное).

Во второй половине XIX в. в « индивидуальной » педагогике возникла крайне правая, националистическая по своей сущности концепция немецкого философа Ф. Ницше (1844-1900) — концепция формирования сверхчеловека. Это направление поставило перед педагогами проблему воспитания человека ради него самого, либо подготовки его к жизни в определенной среде (государстве, обществе).

3 стр., 1411 слов

Профессионально значимые черты личности социального работника

... – необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из их основных функций: диагностической – заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и ...

Это в большой степени способствовало появлению как альтернативы индивидуальной педагогике социального направления. Оно обосновывало приоритет социального предназначения человека, необходимость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включало: педагогику социального становления личности, педагогику социальных отклонений в формировании личности, социальное воспитание.

Педагогика социального становления личности

Социальное саморазвитие человека.

Педагогика социальных отклонений в формировании личности.

Социальное становление не является стихийным следствием взаимодействия человека и среды. Значительное место в нем принадлежит социальному воспитанию. По своей сути это — направленная деятельность воспитателя (родителя, лица, его заменяющего, учителя, руководителя, наставника и другое) по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагогических целей (И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, М.А. Галагузова, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик и другие).

С древнейших времен философы и педагогики считали ранний детский возраст наиболее благоприятным для направленного воспитания человека, стимулирования его социального самосовершенствования. Это период наибольшей динамичности и гибкости в развитии ребенка, чем он и важен в воспитательном отношении. Всякие упущения, недоработки, перегибы, ошибки в социальном воспитании человека на ранних этапах его возраста незамедлительно отражаются на его становлении как личности.

Издревле важнейшим считалось нравственное воспитание. Оно подчиняется тем нормам и правилам, которые сложились в этом обществе и признаны им. Усвоение их человеком с раннего возраста определяет его поведение и самопроявление в среде жизнедеятельности. Именно нравственное начало в человеке выступает наиболее важной социальной основой, которая необходима ему для жизни и самореализации в конкретном обществе. На это обратил внимание П.А. Соколов (российский педагог конца XIX — начала XX вв.), анализируя истоки социально-педагогического направления в педагогике. Он подчеркивал, что известный немецкий философ И. Кант (1724—1804) идеалом социального формирования личности считал развитие истинно человеческой природы, подготовки ее к нравственно волевой деятельности в условиях общества.

В нравственных принципах, нормах и правилах государство, общество определяют социально-педагогические ценности, идеалы, требования к воспитанию человека. Нравственное воспитание включает социально-педагогический аспект, оно воздействует на содержание важнейшего направления социального воспитания — подготовку субъектов к жизни в обществе.

3 стр., 1248 слов

Различие категорий терминов: человек, личность, гражданин, физическое лицо

... человека”: во взаимоотношениях человека и государства главенствует защита прав и свобод гражданина, государство имеет социальную направленность. К таким отношениям стремится любое демократическое общество. “Человек”, ”личность”, ”гражданин ... вопросы далее будут рассмотрены подробно. 1. Различие категорий (терминов): ”человек”, ”личность”, ”гражданин”, ”физическое лицо” “В РФ признаются и ...

Сам по себе человек не может стать нравственной личностью. Он нуждается в помощи тех, кто в раннем возрасте способствовал его социальному становлению (родители, лица, их заменяющие, воспитатели, учителя и прочие).

Нравственная позиция этих людей (воспитателей) во многом определяет содержание социального становления растущего человека. Собственное невежество в сфере воспитания они часто принимают за « мудрость » . Далеко не всегда они готовы и способны прогнозировать социально-педагогические последствия своей воспитательной деятельности.

У человека самолюбие (себялюбие) проявляется с самого раннего возраста, когда все внимание направлено на него, на удовлетворение его потребностей и обеспечение его благополучия. Это, естественно, так как ребенок мал, слаб и беспомощен. Со временем, по мере роста, направленность и уровень себялюбия у него меняется под воздействием воспитания в позитивном или в негативном плане.

Следует выделить в социальной педагогике и

Структура социальной педагогики представлена на схеме 1.

Социальную педагогику следует рассматривать с позиций: а) государства и среды жизнедеятельности человека; б) социального воспитания; в) человека как социальной единицы; г) личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании.

Социопедагогика

Социальное воспитание

Педагогика социального становления личности

Педагогика социальных отклонений

Индивидуальная активность

во взаимодействии со средой

жизнедеятельности и в работе

по самосовершенствованию

Саморазвивающаяся личность

Педагогика среды

Схема 1. Структура социальной педагогики

а)

б)

Социальная педагогика

совокупности учений и концепций и подтвержденных общественной и педагогической практикой» [10, с. 13] . Она позволяет понимать природу социального формирования личности, управления группой, проблемы социальных отклонений в них, возможности их предупреждения и преодоления.

Социальная педагогика

Социальная педагогика

Схема структура социальной педагогики 1

Социальное самосовершенствование

Социальное воспитание

Педагогика социальных отклонений

Педагогика социального становления личности

Социальная педагогика личности

Педагогика среды

Социопедагогика

Средовая педагогика

Социальная педагогика

Схема 2. Структура социальной педагогики как учебной дисциплины

2. Основные категории, функции и задачи социальной

Методологические основы социальной педагогики.

Основные категории

Назначение (цель)

Предмет

Содержание

  • Познавательная — исследование практики педагогической деятельности ее полномочными представителями (социальными педагогами;
  • лицами, выполняющими социально-педагогическую деятельность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами).

Научная — изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка теоретической базы, обосновывающей социально-педагогические явления.

Диагностическая (оценочная) — диагностика социального в личности, социального своеобразия группы, осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума, протекающих в нем процессов.

Прогностическая — определение перспектив (ближайших и длительных во времени) развития социально-педагогических процессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека).

  • Объяснительная — описание социально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования.
  • Адаптационная — деятельность, направленная на стимулирование приспособления человека к среде или среды к человеку с учетом его индивидуальности (своеобразия).
  • Преобразующая — социальная педагогика призвана изменять педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-воспитательный процесс, свое содержание.

Коррекционная — направленная деятельность специалистов по коррекции процесса социального развития и воспитания детей и подростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспитателей.

  • Реабилитационная — направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности.
  • Мобилизационная — направленная деятельность специалистов по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки.
  • Профилактическая (защитно-профилактическая) — направленная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.
  • Образовательная — исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы.
  • Управленческая — направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.

Задачи

Задачи социопедагогики:

осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов;

исследование влияний факторов среды на растущую личность, группу;

использование факторов среды в социальном развитии и воспитании человека, при решении определенных социально-педагогических задач;

  • исследование влияния отдельных факторов (например, семьи, средств массовых коммуникаций) на личность и другие.

Задачи социального воспитания:

исследование проблем содержания и способов обеспечения наиболее оптимального социального воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей;

  • исследование проблем социального воспитания личности в условиях семьи, образовательных и специальных учреждений;

изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;

изучение зарубежного опыта социального воспитания и адаптация его к отечественным условиям и другие.

Задачи изучения человека как социальной единицы:

исследование особенностей социального развития, социализации человека как личности;

исследование особенностей социального развития людей, отличающихся своеобразием;

выявление причин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоления и другие.

Задачи изучения личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании:

выявление роли человека в социальном самосовершенствовании;

исследование возможностей активизации социального самосовершенствования человека на различных возрастных этапах и другие.

В публикациях встречается смешение понятий

1. Институт социальной педагогики не получил широкого развития в Европе и Америке. За рубежом ее рассматривают как часть социальной работы. В России социальная работа развивалась в том же русле.

2. В России институты социальной работы и социальной педагогики формировались одновременно. Ее первые теоретики (В.Г. Бочарова) считали, что отечественная социальная работа отличается от американской тем, что она делает значительный акцент на активизацию самого человека в решении своих социальных проблем. В этом заключается педагогика социальной работы — социальная педагогика.

3. Такой подход к социальной педагогике как педагогике социальной работы поддерживается зарубежными специалистами. Он им понятен.

Однако следует подчеркнуть, что социальная работа и социальная педагогика имеют свои цели, объект и предмет (см. табл. 1).

Таблица 1

Сравнение социальной работы с социальной педагогикой

Социальная работа

Социальная педагогика

Цель

Социальная защита, социальная помощь, социальная поддержка, социальное обслуживание и прочее

Социально-педагогическая оценка (экспертиза), социальное развитие, социальное воспитание, их коррекция и реабилитация, исправление и перевоспитание

Объект

Человек, имеющий социальную проблему, которую он не может решить самостоятельно

Человек, нуждающийся в социально-педагогической помощи.

Социально-педагогические прогнозирование, оценка (экспертиза)

Предмет

Оказание материальной помощи, социальная защита человека, процесс консультирования, процесс социального обслуживания человека с особыми нуждами и прочее

Социально-педагогический процесс развития, воспитания, коррекции или реабилитации и прочее.

Методы и методика проведения социально-педагогических прогнозирования, оценки (экспертизы)

В каких-то проявлениях социальная работа и социальная педагогика могут совпадать, пересекаться, а в каких-то нет. Реализуют они свои цели соответствующими (своими) методами, средствами.

3. Социальная педагогика как интегративная отрасль знания

Существуют различные определения социальной педагогики.

«Социальная педагогика — это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах» (X. Мискес) [13, с. 101] .

«Смысл социальной педагогики — помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противо­стоянии негативным отклонениям от норм поведения» (Е. Молленхауер) [13, с. 101] .

«Социальная педагогика — это наука о воспитательных влия­ниях социальной среды»

Социальная педагогика – «отрасль педагогики, исследующая соци­альное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в орга­низациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и другое)» [13, с. 102] .

Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее предметом исследование воспитательных сил общества и спосо­бов их актуализации, путей интеграции возможностей общест­венных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития, духовно-ценностной ориентации и позитив­ной самореализации человека.

Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд разделов. Полученные в этих разделах знания в синтезе позволяют оха­рактеризовать социальное воспитание как один из видов социальной практики и выработать определенные подходы и реко­мендации по его совершенствованию.

Философия социального воспитания

Социология социального воспитания

Социально-педагогическая виктимология

Теория социального воспитания

Психология социального воспитания

Методика социального воспитания

Экономика и менеджмент социального воспитания

В XX столетии педаго­гика в целом объективно стала отраслью интегративного знания (на что в 60-е гг. обращал внимание кол­лег X.Й. Лийметс).

Это связано с тем, что именно в XX в. получили значительное развитие такие отрасли знаний о человеке и обществе, как психо­логия (в частности, возрастная и социальная), этнология, социо­логия и многие другие, данные которых существенно расширили представления об объективных процессах и закономерностях раз­вития человека в социуме.

Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, мо­жет делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко- и обществознания, а с другой — трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики.

Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания.

Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и исследовательские взаимосвязи социальной педагогики с семейной, конфессиональными и коррекционной педагогиками.

Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профес­сионального образования, педагогика закрытых учреждений раз­личного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клуб­ная педагогика, педагогика среды, военная педагогика, производст­венная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы и другие.

Совершенно очевидно, что в каждом из названных выше случаев разделы социальной педагогики становятся лишь общим основани­ем, требующим конкретизации в связи с теми функциями, которые присущи той или иной воспитательной организации (например, философия школьного воспитания имеет некоторые отличия от философии военного воспитания, а методика социального воспи­тания в средней школе существенно отличается от методики про­фессионального воспитания и так далее).

Социальная педагогика и другие отрасли человеко- и обществознания.

Социальная педагогика, в частности ее раздел «Философия социального воспитания», исследуя свои проблемы, с большей или меньшей мерой осознанности исходит из определенных взглядов на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно обна­ружить те или иные философские основания.

Этика и социальная педагогика.

Социальная педагогика использует и учитывает сформулиро­ванные этикой принципы нравственности, определяя цели и раз­рабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличност­ного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и ме­тодики социального воспитания.

Социология и социальная педагогика.

Социология социального воспитания, изучая проблему социали­зации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологии возраста, социологии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи, социологии морали, социологии образования, социологии пре­ступности, социологии религии, социологии семьи.

Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспи­тания, социальная педагогика принимает во внимание данные со­циологии, характеризующие социальный контекст, в котором осуще­ствляются воспитание, анализ особенностей, свойственных различ­ным регионам и типам поселений, ценностных ориентации отдель­ных возрастных и социально-профессиональных групп населения.

Этнография, этнопсихология и социальная педагогика.

Разрабатывая теорию социального воспитания, принимаются в расчет данные этнографии и этнопсихологии. Этнические особен­ности необходимо учитывать при определении конкретных задач и содержания воспитания, при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспитания. При этом целесообразно аккумулировать сложившиеся в этносе и оп­равдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам воспи­тания способы воспитания и использовать их в системе социаль­ного воспитания в рамках данного этноса. Кроме того, имеет смысл искать способы в возможных и разумных рамках интенси­фицировать или нивелировать и компенсировать некоторые этни­ческие особенности социализации и воспитания.

Социальная и возрастная психология и социальная педагогика.

В реальности связь социальной педагогики с другими науками весьма различна. Данные социальной психологии и в определенной мере социологии находят в ней применение, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные практиче­ски до сих пор остаются невостребованными. Такое положение объ­ясняется как недостаточным развитием социально-педагогических знаний, так и тем, что в названных выше науках далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях.

Использование в социальной педагогике идей и данных других наук имеет определенные трудности и издержки. В качестве предо­стережения назовем наиболее типичные. Во-первых, заимствован­ные идеи и данные не всегда «переварены» для нужд социальной педагогики, не адаптированы к ее предмету, не синтезированы в новое социально-педагогическое знание. Во-вторых, некоторые идеи заимствуются в облегченном варианте, а порой фактически фальсифицируются в процессе их приспособления к социально-педагогическим нуждам. И наконец, в-третьих, нередко бывает, что социальная педагогика оперирует конкретными данными или идеями других наук, которые на самом деле уже устарели.

4. Анализ современного состояния социальной педагогики

Социальная педагогика в своём развитии прошла огромный путь. И её современное состояние на прямую зависит от исторических корней.

Анализ состояния социальной педагогики позволил выделить четыре этапа её развития в современном периоде.

Временные границы

Советское общество в тот период находилось в состоянии, которое позже будет названо «периодом застоя». Это состояние заставляло исследователей и практиков искать пути решения накапливающихся проблем в направлении совершенствования социальной среды, советского макро — и микросоциума. В связи с тем, что науке такая задача не могла быть поставлена по политико-идеологическим причинам, предпринимались попытки поиска путей решения этих проблем на смежных направлениях в частности, в направлении усиления и практической реализации социальной функции педагогики. Это, в свою очередь, привело, с одной стороны, к преобладанию воспитательной проблематики в педагогической науке, а с другой — к появлению в теории воспитания социально-педагогической тематики.

Знакомство с основными выводами некоторых исследований позволило сделать вывод о том, что в них, в целом, верно были определены те теоретические положения, которые впоследствии стали играть роль методологических оснований последующих разработок на втором и третьем этапах развития научно-исследовательской и практической деятельности в социальной педагогике в новейшем периоде ее истории.

Временные границы

В содержательном плане:

— осуществляется поиск наиболее общих, типичных, повторяющихся черт (фактов, условий, тенденций, закономерностей) в социально-педагогической практике с целью их осмысления и изучения, нашедших отражение в виде статей, методических пособий, монографий, диссертаций (в этот период завершается исследовательская работа и защищается первая докторская диссертация, ориентированная на осмысление и разработку социальной педагогики во всех ее качественных состояниях.

— происходит определение теоретических и концептуальных оснований для развития практики социально-педагогической деятельности, обеспечивающих в ней единство педагогического и социального компонентов с учетом внимания и к самому человеку, и к окружающему его социуму;

— начинается поиск взаимосвязей социальной педагогики с другими науками и научными дисциплинами, относящимися к социальной сфере (социальной философии, социальному праву, социальной психологии, социологии, социальной информатики), выявление ее методологических и теоретико-методологических;

— проводятся исследования соотношения между социальной педагогикой и общей педагогикой; а также между социальной работой и социальной педагогикой. Разворачиваются дискуссии о том, что шире – социальная педагогика или социальная работа (в зависимости от ответов на эти вопросы начинается формирования различных научных школ);

— обосновываются функциональные обязанности социальных педагогов в различных институтах социума; развертывается практическая социально-педагогическая деятельность в различных социумах страны (О практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития: Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации. М., 1993).

В плане развития организационных форм:

— в 1990 году формируется и начинает функционировать временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа-микрорайон» под эгидой Государственного комитета СССР по народному образованию и Академии педагогических наук СССР (руководитель В.Г. Бочарова);

— в регионах Советского Союза создается около 100 опытно-экспериментальных площадок, имеющих целью отработку опытных моделей социально-педагогической деятельности специалистов и учреждений разной ведомственной подчиненности в различных условиях социума;

— формируется неправительственная (общественная) организация — Всероссийская Ассоциация социальных педагогов России (ВАСОП); в некоторых регионах СССР создаются ее отделения и первичные организации;

— возникают другие общественные объединения аналогичного или близкого направления работы — Ассоциации работников социальных служб (В.М. Панов);

— открывается специальность «социальная педагогика» в высших учебных заведениях России (Приказ Государственного Комитета СССР по народному образованию от 21 августа 1990 г.);

— начинается подготовка социальных педагогов и социальных работников в вузах России, создаются кафедры и факультеты социальной педагогики в педагогических вузах и университетах (формируется ее образовательный комплекс);

— создается первое Учебно-методическое объединение по специальности «социальная педагогика» на базе Свердловского государственного педагогического института;

— начинается издание журнала «Социальная работа» (а также появляются новые специализированные журналы данной проблематики);

— Правительством Российской Федерации утверждаются новая профессия «социальный педагог» и первая квалификационная характеристика этого специалиста.

Основные итоги развития социальной педагогики представлены в диссертациях, монографиях, материалах международных, российских и региональных конференций по социальной педагогике.

Серьезным событием для развития социальной педагогики и социальной работы стал международный семинар «Исторические корни, современные проблемы и перспективы социальной работы в России» (1993 г.).

В этот период выходит одна из первых книг по социальной педагогике.

Третий период —

Такой характер их развития отразился в проведении большого числа научных исследований, которые в основном обозначали проблемное поле социально-педагогической практики.

Этому периоду присущи следующие особенности.

В содержательном плане:

— расширяется проблематика научных исследований до описания проблемного поля социальной педагогики в целом. Проведены исследования проблем социального воспитания человека в различных условиях; педагогики социальной работы; истории, методологии и теории социальной педагогики; педагогики социальной среды; теории и методики профессионального образования социальных педагогов. Широкое распространение получили исследования конкретных проблем социально-педагогической практики;

— разворачиваются прогностические исследования, и формируется проблематика перспективных научно-исследовательских работ в целях определения предметного и задачно — целевого поля социальной педагогики как научной дисциплины;

— определяются парадигмы развития социальной педагогики: педагогическая, социологическая, педагогико — социологическая, собственно социально-педагогическая;

— появляются учебные пособия и курсы лекций, рекомендованные Министерством образования России в качестве учебных пособий для студентов высших учебных.

В плане развития организационных форм:

— в 1993 году в Российской академии образования создается Центр социальной педагогики; при АСОПиР и РАО формируется Квалификационная комиссия подготовки и профессионального развития специалистов в области социальной педагогики и социальной работы;

— открываются Комплексные программы научных исследований Российской академии образования «Социальная педагогика» (1993-1995 гг.), «Педагогика социальной работы» (1996-1998 гг.), «Педагогика социальной работы: интеграция науки и практики» (1999 г.), «Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики» (2000-2002 гг.);

— разрабатывается Государственный стандарт высшего профессионального образования по социальной педагогике и совершенствуется система подготовки кадров для работы в различных институтах социума, начинается ее научно-методическое сопровождение;

— развиваются и укрепляются научные сообщества с признанными лидерами (научные школы), которые сосредоточили усилия на исследовании относительно самостоятельных направлений и проблем социальной педагогики;

— получают дальнейшее развитие общественные объединения социальных педагогов и социальных работников России – создается Ассоциация преподавателей школ социальной работы (В.А. Фокин).

В этот же период Центр социальной педагогики Российской академии образования был переименован в Институт педагогики социальной работы (1997 г.), что более точно (но не окончательно) определило объектно-предметное поле его научных исследований. Отметим, что такой шаг явился шагом назад по отношению к научной отрасли «социальная педагогика», некоторым сужением функций Института как разработчика теории социальной педагогики, что послужило началом процесса утраты методологических разработок в этой отрасли знания.

Завершая анализ трех предыдущих этапов развития социальной педагогики, необходимо охарактеризовать ее современное состояние.

В настоящее время

В связи с тем, что социальная педагогика во всех трех ее качественных состояниях находится только в начале этого периода, предсказать его основные характеристики можно только в прогностическом плане. Первая такая попытка была предпринята в конце предыдущего этапа развития социальной педагогики.

Значительный прогностический материал дали научно-практические конференции, проведенные в 2005 — 2007 годах во Владивостоке, Казани, Москве, Муроме, Самаре, Тамбове, Ульяновске, Ярославле. Апробация многих из них осуществлялась на II Всероссийском съезде социальных работников (Москва, 2006 г.) и I Международном форуме социальных работников Сибири и Дальнего Востока (Ханты-Мансийск, 2007 г.).

В результате специальной исследовательской работы, проведенной в лабораториях Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования (лаборатории И.А. Липского и Л.Е. Никитиной), были сформулированы следующие прогностические выводы в связи с новым периодом развития социальной педагогики (при этом учитывалось, что «период» является более широким понятием, означающим некоторые временные рамки, внутри которых могут быть разные этапы).

Сегодня мало разрозненных усилий и эпизодических мероприятий, чтобы удовлетворить все обостряющуюся социальную потребность. Ей отвечают идеи социальной педагогики, в частности, компетентность одного из ее конкретных субъектов — социального педагога. Он может успешно действовать при условии, если включен в целостную систему общественного по своей сущности воспитания. Вне такой системы он бессилен, как впрочем, и она резко ослаблена без него.

Социальное воспитание как система включает все то, что формирует человека, образует целостность разного. Очевидно, без школы не научиться жить среди людей, но ущербно и общественное воспитание вне органической связи со школьным.

Социальная педагогика имеет свои цели, содержание, структуру. Ее место действия — не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум. Объектами педагогического влияния становятся не только школьник, его семья, но большие группы людей, часто разновозрастные объединения, то есть клубы, секции, отряды. В таких объединениях все держится на добровольности, свободе, самодеятельности.

В центре общественных интересов стоит личность. Значит и социальная педагогика может выполнить свое назначение при условии, если создает ситуацию, в которой возможны будут в окружающей среде деятельность, отношения и общение этой личности, иначе окажется искаженной педагогическая формула: возможности среды, влияющей на формирование личности тем больше, чем сильнее деятельность этой личности способствует преобразованию данной среды. В противном случае — невежество и практицизм, иждивенчество и потребительство, распространившиеся в условиях робких попыток перейти на рыночную экономику.

Социальный педагог не похож на школьного учителя или другого работника школьного образования. Ему приходится действовать непосредственно в среде, окружающей личность общаться с семьей, «трудиться» в микрорайоне, где нет привычной ситуации с распределенным школьным режимом, наличием авторитетов и так далее, а есть семья, тусовка, разновозрастные объединения, индивидуальный подход к взрослым и тому подобное.

Традиционно сложны взаимоотношения социального педагога со школой, учителями. Их, к сожалению, часто разъединяют борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов. Все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка во внешней среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми, между взрослыми и так далее.

Как ни важны социум и микросоциум, без школы развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество — взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому не доступное.

Мы выдели следующие критерии анализа современного состояния социальной педагогики:

1.практическая деятельность;

2.научно – исследовательская деятельность;

3.научно – образовательная деятельность;

В своем качественном состоянии

Социальная педагогика заняла свое место в системе различных видов деятельности, направленной на решение социально-педагогических проблем (социальных и педагогических) различных групп населения. Разнообразие социально-педагогических потребностей населения привело к распространению социально-педагогической деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, в различные сектора социальной сферы. К настоящему времени социальные педагоги успешно работают в системах образования и социальной защиты населения, культуры и досуга, физической культуры, спорта и туризма, силовых структурах, здравоохранения, молодежных и общественных организациях и др. Этот факт предоставляет довольно однозначный ответ на вопросы соотношения социальной работы и социально-педагогической деятельности: они близки, но не тождественны.

В последнее время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь:

  • дети-инвалиды,

  • дети-сироты,

  • дети-правонарушители,

  • дети группы риска,

  • та категория подростков, которая требует помощи в процессе социализации.

Это несовершеннолетние с психологическими, интеллектуальными, педагогическими и социальными отклонениями от нормы, а также те, что имеют физические, психические и умственные нарушения развития.

Подросток рассматривается как активный участник решения собственных проблем и обязательно выступает в роли субъекта. Социальный педагог и воспитанник в процессе деятельности вступают в объектно-субъектные отношения, которые характеризуются подвижностью.

Специализация социального педагога определяется:

— по месту работы или учреждению (школьный социальный педагог, социальный педагог в детском доме, социальный педагог учреждения дополнительного образовании и так далее);

— по категории клиентов (по работе с инвалидами, сиротами, беженцами, переселенцами и так далее);

— по профилю деятельности (с семьей, детским объединением, валеологический, дефектологический, экологический, этнологический, физкультурно-оздоровительные и так далее).

За последние 10 лет определилась система учреждений и видов социально-педагогической деятельности по оказанию квалифицированной помощи детям, нуждающимся в поддержке. Созданы методологические основы развития системы социальной службы для молодежи. Вместе с тем происходит дальнейшее ее развитие.

Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь детям включает:

1. учреждения и службы образования (дошкольные, внешкольные, общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома, ПТУ, средние профессиональные учебные заведения, вузы и другие);

2. учреждения и службы специализированных учреждений (дома престарелых, семейные детские дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с отклонениями в развитии, биржи труда и другие);

3. социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки);

4. службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, парки, игровые площадки и другие);

5. валеологические и физкультурно-оздоровительные службы, службы здравоохранения (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому);

6. социальные службы предприятий, организаций, учреждений и их общежитий, коммерческих структур, творческих общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций, юстиции, правоохранительных и административно-территориальных органов; а также частная практика;

Социально-педагогическая деятельность не имеет собственной вертикальной структуры, например, своего министерства или ведомства. С высочайшей долей уверенности можно утверждать, что не будет создано какое-либо «министерство социальной педагогики». Следовательно, специфика социально-педагогической деятельности заключается и в том, что эта деятельность строится «по горизонтали», обеспечивая межведомственное, межинституциональное взаимодействие социальных институтов.

При таком взаимодействии социальная педагогика направлена на гармонизацию отношений человека и социума: не только сам человек является ее объектом, а, прежде всего, его отношения с социальной средой; сама социальная среда как среда жизнедеятельности человека. Социальный педагог работает со всеми людьми, в том числе и с людьми, не имеющими никаких отклонений в социальной жизнедеятельности (например, с молодыми семьями).

При этом, естественно, основное внимание направленно на раннюю диагностику социально-педагогической ситуации различных групп населения, на профилактику ее осложнений в целях предупреждения процесса перехода человека в юридический статус клиента социального работника. Именно в связи с этим преимущественным объектом внимания социального педагога становится не только сам человек как индивидуум, но его семья.

В своем качественном состоянии

В результате проведенных научных исследований проблемное поле социальной педагогики определено достаточно полно: выявлены все основные субъекты социально-педагогической деятельности, в качестве которых названы практически все социальные институты государства и общества; при этом явно выражена тенденция значительного расширения номенклатуры этих субъектов. Сформировано понимание структуры и содержания социально-педагогических потребностей различных групп населения. Не прибегая к конкретным показателям, можно с уверенностью констатировать факт условного разделения населения на три значительные, но не равночисленные его группы: социально-проблемная, социально-стабильная и социально-перспективная группы.

Значительно выросло количество исследований, посвященных историческим проблемам социальной педагогики, а также проблемам исследования теоретических идей и практической деятельности персоналий. Расширяется число исследований социально-педагогических проблем в различных странах мира. Появляются исследования, посвященные собственно проблемам социально-педагогической теории; анализируются различные дефиниции социальной педагогики, подходы к трактовке ее содержания, научные школы в области социальной педагогики. Они представлены такими учеными, как В.Г. Бочарова, С.А. Беличева, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, В.Н. Гуров, И.А. Липский, Р.А. Литвак, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Ф.А. Мустаева, В.А. Никитин, В.Д. Семенов, В.С. Торохтий, Г.Н. Филонов, В.А. Фокин и другие. Эти и некоторые другие характеристики социальной педагогики как области научного знания могут представить достаточно полную картину ее современного состояния.

В своем качественном состоянии

В этом своем состоянии социальная педагогика к настоящему времени имеет своим объектом научные (результаты научных исследований) и научно-эмпирические (результаты обобщения опыта социально-педагогической деятельности) знания в области социума, социальных отношений в нем, собственно социально-педагогических отношений. Ее предметом в этом случае является научная социально-педагогическая картина социума, социальной познавательной, преобразовательной и образовательной деятельности ее субъектов.

Целью социальной педагогики как образовательного комплекса является формирование научной социально-педагогической картины мира у всех, кому предстоит в своей профессиональной деятельности работать с людьми в разнообразных сферах и областях социума.

К функциям социальной педагогики, выступающей в роли образовательного комплекса, относятся: формирование системы научных знаний социального педагога и социального работника (в зависимости от их назначения, содержания и сферы деятельности); развитие у них системы знаний, навыков и умений (также в зависимости от их функционального предназначения, содержания и характера деятельности); передача системы опыта (способов) репродуктивной и продуктивной (творческой) профессиональной деятельности в социальной сфере; формирование системы эмоционально-ценностного отношения к миру человеку и социуму, их взаимодействию и взаимоотношениям.

Развитие социальной педагогики продолжается, появляются всё новые научные работы, готовятся специалисты. Следовательно, можно предположить, что у социальной педагогики есть будущие.

Но, не смотря на положительные сдвиги в формировании социальной педагогики как науки, существуют и определённые проблемы. Например, такие как нехватка кадров, низкая заработная плата, широкий фронт работы социального педагога и так далее.

5. Перспективы развития социальной педагогики

Социальная педагогика как практика (область социальной практики) отражает характер и содержание научно- преобразовательной деятельности людей, институтов социума и имеет своим объектом человека в его социальной среде (в их взаимосвязи).

Предметом же социальной педагогики как области практической деятельности выступает взаимодействие (отношения) человека и социума (в различных его видах и типах).

Целью является гармонизация взаимодействия (отношений) личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития социальной активности человека. Логично предположить, что эта гармонизация осуществляется по трем направлениям: социальное развитие самой личности, педагогизация среды, оптимизация взаимодействия человека и этой среды.

Как область практической деятельности социальная педагогика направлена на человека в ситуации его взаимодействия с тем или иным социумом. Участники этого взаимодействия могут быть условно включены в три большие группы населения страны: социально-перспективную, социально-стабильную и социально- проблемную. Критериями отнесения людей к той или иной группе можно считать совокупность их ценностных ориентации и приоритетов жизненных целей, а также их соответствие социальным ценностям, признанным обществом. Такой способ группировки снимает с социально-педагогической деятельности ориентацию лишь на немедленное интервентное реагирование на проблемы лиц, попавших в кризисные ситуации (инвалидов, наркоманов, беженцев и других).

Решением ситуативных проблем конкретного человека, относящегося к данным категориям социально-проблемной части населения, призваны заниматься профессиональные социальные работники, имеющие специализированную подготовку в конкретной области. Отметим при этом, что такой подход совсем не снимает с социальных педагогов необходимость работы с данными группами населения, но уже не в «пожарном» порядке, а в режиме планомерного восстановления жизненных сил и социального статуса того или иного человека, который в этом случае перестает быть клиентом, а становится партнером социально- педагогической деятельности.

Такой подход обеспечивает превентивный, профилактический, предупредительный характер социально-педагогической деятельности, которая направлена на: предупреждение или устранение причин, формирующих социально-проблемную группу населения; возвращение людей из социально-проблемной группы в социально- стабильную; сохранение устойчивости социально-стабильной группы населения; создание условий для расширения социально-перспективной группы населения за счет перевода в нее представителей социально-стабильной группы; стабилизацию социально-перспективной группы.

И наконец, при таком подходе к определению клиента социальной работы и партнера социально-педагогической деятельности им становится каждый человек. Это обусловливает объект и предмет деятельности (напомним, человек во взаимодействии с социумом); обеспечивает реальный приоритет человека в социальной среде, признание и реализацию его ценности и значимости; делает человека субъектом, преодолевающим жизненные затруднения.

По мнению многих исследователей, социальная педагогика как отрасль практической деятельности реализует интегративно-образовательную, адаптивно-корреляционную, экспрессивно-мобилизующую, контрольно-санкционирующую, реабилитационно — разгрузочную, защитно-профилактическую функции. Их совокупность имеет собственно педагогическую направленность с преобразовательными функциями.

В соответствии с этими функциями объектно-предметной областью и целевой ориентацией социальной педагогики определяются и ее задачи: адаптация, реабилитация, мобилизация, компенсация, профилактика, коррекция, стабилизация, контроль, пропаганда, просвещение и другие. При этом специфика социальной педагогики (и ее отличие от социальной работы) заключается в том, что в любом из процессов решения той или иной ее задачи реализуется их социально-педагогическое содержание. Так, например, социальная профилактика может быть и медико-социальной, и социально-правовой, и педагогической, но в данном случае речь идет о социально-педагогической профилактике.

Социальная педагогика реализуется на разных уровнях:

* федеральном — социализация, социальное воспитание, социальное формирование и развитие разных групп населения, социальная политика, социальное право, социальные аспекты экономики;

* региональном — социальная политика, социальное право субъектов федерации, модели социальной работы и социально-педагогической деятельности;

* территориальном — программы социального развития, планы развития социальной сферы конкретной территории, социальная ориентация экономического развития;

* муниципальном — социальные службы, модели организации социально- педагогической деятельности, экономические программы социальной ориентации;

* институциональном — модели социально-педагогической деятельности конкретных институтов инфраструктуры социума;

* межведомственном, межинституциональном и межорганизационном уровнях — межведомственные модели служб социальной работы в социуме.

Социальная педагогика обладает расширенным полем деятельности, которое определяется структурными элементами государства и общества. В государственной системе она оказывает свое влияние на: институты образования, здравоохранения, культуры, науки, производства, силовых органов, органов управления, органов социальной защиты и другие институты социума. В структуре общества она воздействует на семью (приоритетное поле ее деятельности); различные социальные группы населения; общественные объединения, движения и организации, в том числе религиозные; средства массовой информации и другие социальные институты гражданского общества. В сфере бизнеса социальная педагогика оказывает влияние на предприятия малого, среднего и большого бизнеса посредством как развития благотворительности (в различных формах), так и формирования внутри него предприятий социальных программ для населения (работающих и не работающих на этих предприятиях людей), а также путем привлечения инвестиций этого сектора в развитие социальной сферы. Функционально это влияние проявляется в использовании педагогического потенциала различных институтов социума, в педагогизации среды в целом.

В процессе исследовательской работы были выявлены и проанализированы основные общие и специфические технологии социально-педагогической деятельности. Среди общих — технологии социально- педагогического диагностирования, оценивания, прогнозирования, моделирования, проектирования, программирования. К этой же группе относятся технологии, связанные с планированием, реализацией целей и ценностных ориентации, осуществлением обратной связи и информационным обеспечением познавательной и преобразовательной социально-педагогической деятельности. В совокупности они составляют замкнутый цикл технологического процесса социально-педагогической деятельности. К частным (специфическим) относятся технологии решения задач социально-педагогической адаптации и реабилитации, профилактики и компенсации, обеспечения и мобилизации, коррекции и стабилизации, просвещения и пропаганды и другие.

Специфической особенностью развития социальной педагогики является многообразие разработанных, апробированных и реализованных в практической деятельности инновационных социально-педагогических моделей организации работы с различными группами населения.

Обобщение опыта практической работы и литературных источников, в том числе по истории педагогики, позволило обосновать три основные стратегии и, соответственно им, роли социальной педагогики как практической деятельности, обеспечивающих достижение ее целей и решение задач на основе своих принципов.

Первая стратегия — включение человека в социум (его социализация, социальное воспитание, формирование, развитие).

Вторая — педагогизация социума (рациональное использование его педагогического потенциала, повышение эффективности его использования).

Третья — управление взаимодействием человека и социума на принципах оптимизации в соответствии с целью социально-педагогической деятельности.

Признание этих стратегий позволяет обосновать роли социальной педагогики как области практической деятельности. Так, в соответствии с первой стратегией она выступает в роли педагогики социального развития личности. В соответствии со второй — в качестве педагогики социальной среды. И наконец, в соответствии с третьей — в роли педагогики социальной работы. Единство этих трех ролей, обусловливающих сущностные формулировки социальной педагогики, отражает интегрированное ее содержание.

Социальная педагогика как научная дисциплина отражает научно-познавательную деятельность людей и институтов социума, государства и общества. Это часть педагогической науки, выделенная из нее на основе своей объектно-предметной области. Поддерживая мнение ученых о том, что вся педагогика должна быть социальной, укажем, однако, что оно отражает лишь характер, направленность науки, а не ее объектно-предметную область. А ведь именно объект и предмет науки по преимуществу определяют возможность ее самостоятельного существования, выделения в качестве составной части общей науки.

Именно на основе выявления специфики своего объекта и предмета социальная педагогика перестает быть «железкой железной» и представляет собой относительно самостоятельный раздел педагогики. Экспериментально-практическим и научно- эмпирическим ее фундаментом выступает социально-педагогическая практика как часть общей практики. Своим же характером, направленностью она обеспечивает социальное содержание всему педагогическому знанию, делая всю педагогическую науку социальной. При этом она способствует «стыковке» любого педагогического знания с внешним миром во всех его проявлениях, придавая тем или иным институтам социума открытый характер.

Как научная дисциплина социальная педагогика имеет своим объектом взаимодействие человека и социума (в различных его видах и типах), то есть ту совокупность явлений и процессов, которые для практической социально-педагогической деятельности являются областью познания и преобразования. Предметом же научной дисциплины «Социальная педагогика» становятся в этом случае общие и педагогические закономерности взаимодействия личности и социума. Именно это и отличает ее от других отраслей педагогической науки, обеспечивает ей интегративный и открытый характер.

Цель этой дисциплины — дать научно-педагогическое обоснование взаимодействия человека и социума, повысить научную обоснованность, качество и эффективность социально-педагогической деятельности по гармонизации этого взаимодействия на уровне практической работы. Достижение этой цели обеспечивается функциями социальной педагогики как научной дисциплины: аналитической, описательной, объяснительной, прогностической, рекомендательной, образовательной, интегрирующей, которые объединяются в группу познавательных (исследовательских) функций.

Задачи научной дисциплины «Социальная педагогика» объединены в три группы. Первая связана с исследованием практической социально-педагогической деятельности: закономерностей развития социума, отношений в нем, социальной работы и социально-педагогической деятельности субъектов и институтов; поиска противоречий и определения тенденций их разрешения в разных видах и типах, сферах среды и на различных уровнях их анализа; разработки принципов, содержания, способов, методов и форм деятельности специалиста социальной сферы; организационных основ создания и функционирования социальных институтов и служб; с анализом и оценкой опыта социально-педагогической деятельности кадров, организаций и институтов в зарубежных странах и другие.

Вторая группа задач имеет целью формирование собственных методологических, теоретических и научно-методических основ; отбор содержания социально-педагогического науковедения (определение объекта, предмета, целей, задач, функций и так далее); комплектование логической, процессуальной, функциональной, научно- содержательной и научно-дисциплинарной структур социальной педагогики как области научного знания.

Третья группа задач связана с теоретическим обоснованием собственного образовательного комплекса для подготовки кадров социальной сферы — социальных работников, педагогов, юристов и других. Это обусловлено третьим качественным состоянием социальной педагогики (напомним, первое — область практической деятельности, второе — область научного знания).

Социальная педагогика тесно связана с другими науками и научными дисциплинами гуманитарного и социально-экономического профиля. Так, установлено ее взаимодействие с социальной философией, социальной политикой (политологией), социологией, социальной психологией, социальным правом, социальной информатикой и статистикой; теорией управления, социальной медициной, валеологией и другими. Социальная педагогика в более значительной мере, чем другие разделы общей педагогики, является междисциплинарной научной дисциплиной, что обусловлено ее открытым характером в науке и обществе.

Выявление места социальной педагогики в общей системе наук о человеке и обществе и ее связей с ними позволило выявить ее методологические основы, в качестве которых выступают: общеметодологические (диалектический, критический, исторический, политический, культурологический); общенаучные (системный, комплексный, оптимизационный, информационный, кибернетический, математико-статистический, акмеологический и синергетический) и частно-научные (социологические, педагогические, психологические и другие).

При этом категория «подход» использовалась нами в значении направления методологии специально — научного познания и социальной практики.

Использование в социальной педагогике науковедческого подхода позволяет выделить ее логическую структуру в виде следующих компонентов: оснований; теорий; закономерностей, подходов, концепций, принципов, правил и постулатов; терминов и категорий; методов; гипотез и идей; научных фактов. Обозначим в общем виде содержание каждого из названных компонентов.

Основания — наиболее общие, фундаментальные положения, определяющие исходные, базовые знания в социальной педагогике. К настоящему времени в той или иной мере выявлены такие ее теоретические основания, как социально-педагогические факторы и условия; закономерные зависимости и тенденции; противоречия и трудности; основы исследования и преобразования структур социума, технологии, модели, основные направления и пути повышения эффективности социально-педагогической деятельности в различных типах социума и другие.

Теории социальной педагогики, обобщающие знания о сущем и объектах формируются на разных уровнях. На верхнем уровне (теории, наиболее общие для нее) они составляют научно-дисциплинарную структуру социальной педагогики. В обобщенном виде и прогностическом варианте она может (к настоящему времени) быть представлена в совокупности относительно самостоятельных разделов (научных дисциплин, из которых состоит) — история социальной педагогики; методология социальной педагогики; педагогика социального развития личности (ее первая роль); педагогика социальной среды (вторая роль); педагогика социальной работы (третья роль); педагогика подготовки кадров социальной сферы; социальная педагогика за рубежом и, возможно, другие разделы.

Выделение внутри социальной педагогики новых «педагогик» лишь подтверждает возможность дальнейшего членения объекта и предмета познания и преобразования, отражает многоуровневый, иерархический (а не линейный, «плоский») характер научного педагогического знания. В рамках каждой из названных «педагогик», составляющих научно-дисциплинарную структуру социальной педагогики и, возможно, вновь сформировавшихся впоследствии теорий (на среднем уровне), существуют свои собственные теории первого порядка, а внутри них — теории второго порядка и так далее. Исследование же научно-дисциплинарной и научно-содержательной структур социальной педагогики — задача дальнейшего исследования. Отметим и другой подход к формированию структуры социальной педагогики, предложенный В.М. Полонским в рамках рубрикатора информации по народному образованию и педагогике, где она представлена только в одной из своих ролей — как педагогика социальной работы.

По поводу законов, закономерностей, принципов, подходов, концепций, правил и постулатов, обеспечивающих связь сущего и должного в социальной педагогике, заметим: эта часть логической структуры социальной педагогики как научной дисциплины сложна, и ее разработка требует специальных исследований логико-гносеологического характера.

В настоящее время в Институте педагогики социальной работы РАО продолжается научно-теоретическая работа по осмыслению практической социально-педагогической деятельности с целью уточнения формулировок ее принципов, выявления их требований и условий эффективной реализации. Сформулированы следующие принципы: 1) личностно – социально — деятельностного подхода к анализу и преобразованию социума, системы взаимодействия человека с его институтами; 2) социокультурной направленности социально-педагогической деятельности, социальной работы с различными категориями населения; 3) превентивности, профилактического воздействия при реализации социальной политики как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях; 4) приоритета семьи во всех видах и сферах социально-педагогической деятельности в социуме; 5) межведомственной (межинститутской, межорганизационной) координации социально- педагогической деятельности в социуме; 6) открытости социально-педагогических систем; 7) единства практического (преобразовательного), теоретического (познавательного, исследовательского) и образовательного содержания социально- педагогической деятельности и другие.

В логической структуре социальной педагогики определены и апробируются ее научно-теоретические подходы к реализации практических задач организации социального взаимодействия людей, целей и задач социально-педагогической работы с населением в различных типах социума, к преобразованию социума. Обобщение научных исследований позволило выявить и обосновать такие подходы, как практико-ориентированный; федерально-региональный; социокультурный, модельно-проектный; межорганизационный; интеграции практической деятельности, научного исследования и образования кадров и другие.

Продолжается исследовательская работа по обоснованию базовых концепций социальной педагогики, предполагающих внутренне не противоречивую и фиксирование завершенную совокупность теоретических положений, воплощающих взгляды автора концепции на отдельные, наиболее существенные стороны, аспекты, подсистемы. Каждая из них отражает соответствующие качественно-количественные характеристики различных сторон социально-педагогической практики. Углубленная разработка содержания концепций и их детальное описание — задачи предстоящих исследований, однако анализ уже выполненных работ подтверждает закономерную зависимость эффективности социально-педагогической деятельности от степени концептуального оформления взглядов социальных педагогов.

Как и любой другой становящейся, развивающейся науке, социальной педагогике свойственны явления и процессы возникновения значительного числа новых терминов, каждый из которых описывает различные понятия динамичной социально — педагогической практики. В связи с этим правомерно утверждать необходимость целенаправленного научного исследования, целью которого явилось бы обоснование базовых категорий и терминов социальной педагогики как науки.

Характеризуя методы социальной педагогики, выделим две группы. Первая обеспечивает способность добывать качественно новое интегративное знание, а, следовательно, непрерывно обогащаться и совершенствоваться. Как составная часть педагогической науки социальная педагогика использует все ее основные методы познания. Вместе с тем ей присущи и собственные специфические черты, и методы исследования социальной практики. Социальная педагогика нуждается не только в разработке общих и специфических методов научного познания. Ей крайне необходимы собственные специфические методы научного интегративного преобразования социальной практики на всех уровнях и пространственных полях ее воздействия.

В логической структуре социальной педагогики присутствуют гипотезы и идеи, отражающие свойственные ей проблемные ситуации и намечающие пути решения этих проблем. Как научной дисциплине развивающегося характера социальной педагогике присуще множество разнообразных гипотез — от отождествления ее с социальной политикой до определения роли как второстепенной учебной дисциплины при подготовке социальных работников; от теоретической основы социальной работы до междисциплинарной области научного знания. Такая ситуация объективно обусловливает необходимость строгого научного отбора подобных гипотез, проверки их «встраиваемости» в складывающуюся систему научного знания социальной педагогики, объективную проверку практикой социально-педагогической деятельности в разных типах социума и в разнообразных условиях. Естественно, далеко не все гипотезы сегодняшнего времени выдержат строгую проверку.

Наконец, в логическую структуру социальной педагогики входят научные факты, составляющие ее эмпирический базис — научно-практический и научно-эмпирический. При этом весьма важно фиксировать различия между бытовыми и научными фактами, которые только и могут служить основанием для теоретического анализа.

Развитию научно-дисциплинарной, теоретической, содержательной и других структур способствует формирование и развитие научных школ в рамках социальной педагогики. В настоящее время можно говорить о наличии двух таких школ — московской и уральской. При этом мы не включаем сюда школы, связанные с разработкой проблем социальной работы. Это обусловлено тем, что сама она является лишь одной из сфер приложения усилий социальной педагогики (педагогика социальной работы) наряду с социальным воспитанием (педагогика социального развития личности) и его преобразованием (педагогика социальной среды).

Заметим, что к настоящему времени процесс становления этих научных школ отнюдь не завершен, социальная педагогика подходит к рубежу перехода от преимущественно практико-ориентированных исследований к их сочетанию с научно-теоретическими разработками прогностического характера, согласно которым ожидается рост числа научных исследований в области теорий первого и второго уровней. Так, например, в рамках теории первого уровня (скажем, педагогика социальной среды) возможно появление теорий второго уровня, раскрывающих закономерности, противоречия и тенденции развития социально-педагогической деятельности в различных типах социума — на производстве, в правоохранительных органах, в малых городах, в воинской среде, в сельских условиях и так далее.

Научные исследования, выполняемые в рамках разных научных направлений, неизбежно пересекаются, развивая друг друга. Так, например, вне зависимости от содержательных характеристик той или иной теории для социально-педагогических исследований характерны разработка теоретических положений социально — педагогической работы с семьей; обоснование открытого характера различных институтов социума; установление путей и механизмов их межведомственного (межинституционального, межорганизационного) взаимодействия и так далее.

Логично предположить, что каждая из вышеуказанных теорий первого уровня в перспективе может составить основу для формирования относительно самостоятельного раздела социальной педагогики как научной дисциплины, а их интеграция — основу для уточнения ее структуры.

Важным условием развития социальной педагогики является правильное, выверенное, согласованное с задачами практики и мировым опытом определение основных направлений и проблемного поля научных исследований.

Таким образом, социальная педагогика в своем втором качестве выступает как научная дисциплина, часть научного педагогического знания, носящая интегративный характер благодаря своему взаимодействию со всеми сферами социальной жизни, глубокому проникновению в каждую из них.

Социальная педагогика как образовательный комплекс. В этой роли социальная педагогика отражает научно-образовательную деятельность людей и институтов социума, государства и общества и имеет своим объектом научные (результаты научных исследований) и научно-эмпирические (результаты обобщения опыта социально-педагогической деятельности) знания в области социума, социальных отношений в нем, социальной работы и социальной педагогики. Ее предметом в этом случае является научная картина социума, социальной познавательной, преобразовательной и образовательной деятельности ее субъектов.

Целью социальной педагогики как образовательного комплекса является формирование научной социально-педагогической картины мира у практических социальных работников и социальных педагогов (первая роль социальной педагогики); социальных педагогов-исследователей (соискатели, аспиранты и докторанты) и теоретиков этой науки (вторая роль); преподавателей, слушателей и студентов разнообразных структур этого образовательного комплекса (третья роль).

К функциям социальной педагогики, выступающей в качестве образовательного комплекса, относятся: формирование системы научных знаний социального педагога и социального работника (в зависимости от их назначения, содержания и сферы деятельности); развитие у них системы знаний, навыков и умений (также в зависимости от их функционального предназначения, содержания и характера деятельности); передача опыта (способов) репродуктивной и продуктивной (творческой) профессиональной деятельности в социальной сфере; формирование системы эмоционально-ценностного отношения к миру (человеку и социуму, их взаимодействию и взаимоотношениям).

В своей совокупности эти и другие функции объединены в группу научно-образовательных функций.

Для обслуживания социальной сферы нужны специалисты-исследователи (соискательство, аспирантура, докторантура), специалисты социальной сферы — практические работники полифункционального назначения — от социального политика до работника сферы социального обслуживания населения (специализированные колледжи, институты, университеты, структуры переподготовки и повышения квалификации социальных работников и социальных педагогов), а также научно-педагогические кадры для самого образовательного комплекса.

Подведем итоги. Социальная педагогика, будучи частью общей педагогической науки, выступает вместе с тем как междисциплинарная область практической, научной и образовательной деятельности. Она имеет собственное объектно-предметное, задачно — целевое, структурно-функциональное содержание и пространственные поля воздействия на различные типы и виды социума. Вместе с тем, как развивающаяся область познавательной, преобразовательной и образовательной деятельности, она обладает также всеми характеристиками становящейся социальной практики и научного знания о ней. Дальнейшее ее развитие обусловлено тесным взаимодействием представителей различных гуманитарных и социально- экономических наук и научных дисциплин, их вниманием к проблемам человека и социума. К настоящему времени исследователи Института педагогики социальной работы РАО сформировали теоретические и научно-практические основы дальнейшего развития научно-исследовательской деятельности в тесной взаимосвязи с практической работой в различных типах социума и образовательной деятельностью социальных педагогов. Современная концепция развития социальной педагогики, предложенная учеными института, позволяет рассматривать ее всесторонне как сферу практической деятельности, научную дисциплину, образовательный комплекс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное воспитание, являясь отражением социально-экономической ситуации в конце XX — начале XXI в., испытывает с точки зрения своего развития и соответствующей эффективности либо прямое, либо опосредованное влияние различных факторов как социального, так и биосоциального свойства: невысокий уровень жизни населения, алкоголизация молодежи — людей в возрасте от 14 до 35 лет; высокая занятость родителей, с одной стороны, и столь же высокий уровень безработицы в отдельных регионах — с другой, и, следовательно, минимальное время, уделяемое на содержательное, педагогически насыщенное общение с детьми; невысокий культурный и образовательный уровень значительной части взрослых (родителей в первую очередь), асоциальный образ жизни многих семей; плохое развитие инфраструктуры на селе, крайне низкое качество дорог и сообщений, и, как следствие, — недоступность своевременной и систематической медицинской помощи в ситуации прогрессирующих ранних заболеваний (во многих случаях как следствие несбалансированности и недостаточности питания); тяжелые последствия алкогольного зачатия. Всё это требует со стороны общества особого внимания и создания особых субъектов социального воспитания.

Воспитание образно можно определить как искусство предвидеть неизбежное и умень­шать эффект случившегося. Социальная педагогика — отрасль знания, изучив которую можно узнать, во-первых, о том, что неизбежно произойдет или может произойти в жизни человека того или иного возраста в тех или иных обстоятельствах. Во-вторых, как мож­но создать благоприятные условия для развития человека, для предотвращения «сбоев» в процессе его социализации. А в-третьих, как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных об­стоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежела­тельного, что случается в процессе социализации человека.

Социальная педагогика как учебный предмет имеет своей за­дачей охарактеризовать будущим педагогам (да и всем тем, кому предстоит работать в качестве организаторов и руководителей человеческих общностей) картину социально-педагогической дей­ствительности. Решение этой задачи предполагает достижение студентами ряда целей в процессе изучения социальной педагоги­ки: овладение теоретическими знаниями в объеме, необходимом и достаточном для реализации профессиональной деятельности; раз­витие умения видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального воспитания; формирование гуманистических соци­альных установок по отношению к субъектам и процессу соци­ального воспитания.

Социальная педагогика имеет все объективные основания для своего дальнейшего развития:

— социально-политические основания

— социально-психологические основания

— историко-педагогические основания

— научно-теоретические основания

— научно-практические основания

— нормативные правовые основания

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/rebenok-i-sotsium-kak-obyektyi-izucheniya-sotsialnoy-pedagogiki/

  1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. М.: 2000.
  2. Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. М.: Академия, 1995.
  3. Басов Н.Ф., Басова В.М. История социальной работы и педагогики. Кострома, 1999.
  4. Беляев В.И., Мардахаев Л.В., Салтанов Е.Н. История отечественной социальной педагогики: Курс лекций. М.: Союз, 2005.
  5. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М., 1994.
  6. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: Академия, 2001.
  7. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций. М.: Академия, 2000.
  8. Галагузова М.А., Лушников А.М., Дорохова Т.С. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник. М.: ВЛАДОС, 2001.
  9. Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. М., 1996.
  10. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2005.
  11. Мардахаев Л.В., Липский И.А. Социальная педагогика: пути развития // Ученые записки: Науч. — теор. сборник МГСУ. 1996. № 2.
  12. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
  13. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000.
  14. Никитин В.А. Социальная педагогика. М.: Владос, 2000.
  15. Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России. М., 2003.
  16. Титов В.А. Социальная педагогика: Конспект лекций. М.: ПРИОР, 2003.
  17. Шакурова А.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2002. Размещено на