Формирование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа

волевое качество старший дошкольный

Для рассмотрения проблемы, обозначенной в заглавии, необходимо отметить значительность периода дошкольного детства в процессе формирования воли человека.

В словаре С.И. Ожегова понятие воли отмечается как: «Воля: 1) способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели; 2) сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь; 3) пожелание, требование; 4) властность, возможность распоряжаться; 5) свобода в проявлении чего-нибудь; 6) свободное состояние».

Воля развивается на протяжении всей жизни человека. Исследования психологов и педагогов показывают, что формирование воли необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в этом возрасте процессы наиболее подвижны и изменчивы.

Ребенок, выполняя разнообразные виды деятельности, преодолевая внутренние и внешние препятствия, постепенно вырабатывает в себе такие волевые качества, как решительность, целеустремленность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность.

Исследования доказывают, что психические особенности детей развиваются и формируются в зависимости от условий, от методов и содержания воспитательно-образовательной работы.

Дошкольный возраст является первоначальным и важным этапом развития и формирования психических функций ребенка.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, развивается воля и произвольное поведение, воображение, творчество, общая инициативность, и все эти качества формируются в главной деятельности дошкольника — в игре.

В связи с этим исследование посвящено изучению волевых качеств детей старшего дошкольного возраста как значимого фактора его развития, воспитания и подготовки к школе.

Целью данной курсовой является исследование изучения проблемы формирования волевых качеств детей дошкольного возраста.

Объект исследования, Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие воли и характеристику волевых качеств.

2. Изучить особенности развития волевых качеств у дошкольников.

3. Определить методы диагностики формирования волевых качеств.

4. Определить методы и приемы развития волевых качеств у старших дошкольников.

12 стр., 5563 слов

Особенности умственного развития детей дошкольного возраста

... начало формирования знаковой функции сознания, когда ребенок овладевает употреблением предметов и изображений в качестве знаков — заместителей других предметов. 1.1. Характеристика развития мышления В дошкольном детстве ... книги и т. д. Развитие мышления ребёнка-дошкольника неразрывно связано с развитием его речи, с обучением его родному языку. В умственном воспитании дошкольника всё большую роль ...

Глава 1. Теоретические основы изучаемой проблемы

1.1 Понятие воли. Общая характеристика волевых качеств

Приступая к рассмотрению данной проблематики, прежде всего, подробно рассмотрим саму сущность понятия воли. Вначале дадим общее определение.

Воля — это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая препятствия. Волевые действия направлены на изменение неких качеств личности. Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений. [1. с. 270]

Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек (ребенок) без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т. е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения;

7)преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы .

Воля человека характеризуется определенными качествами. Волевые качества — это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения, ее власти над собой.

Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие. Другой характеристикой воли является целеустремленность. Под целеустремленностью принято понимать сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Очень часто, когда говорят о целеустремленности, используют такое понятие, как настойчивость. Это понятие характеризует стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях. [2. с. 366]

Важной характеристикой воли является инициативность. Инициативность заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Только самостоятельный человек, может сделать осознанный шаг к реализации своей новой идеи. Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, которые препятствуют достижению поставленной цели. От самостоятельности следует отличать негативизм. Большинство психологов негативизм рассматривают как слабость воли, когда человек не умеет починять свои действия доводам разума, противостоять своим желаниям, которые ведут его к безделью.

3 стр., 1373 слов

Общая характеристика индивидных свойств человека. Органические ...

... природой, который преобразуется в течение жизни. Социальная среда как условие развития личности. Личность и деятельность. Э. Дюркгейм: основные свойства социального индивида. Общество, его единица изучения не отдельный человек, а взаимодействие между ...

Психологи отмечают, что инициатива, помимо самостоятельности всегда связана еще с решительностью. Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Прежде всего, решительность проявляется в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. От решительности, как позитивного волевого качества, необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков. Исключительно важным волевым качеством человека является последовательность действий человека. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий связана с самоконтролем и самооценкой.

Воля является важной характеристикой еще и потому, что она нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения.

“Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела”.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: трудных ситуаций

“трудного мира” и сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Воля личности — это сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность свойств, характеризующая достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения; это сторона всего сознания человека, она соотносится со всем сознанием, а не с каким- либо частным психическим процессом. Воля — это основная целенаправленность человека, определяемая его жизненным идеалом, в соответствии с которым он организует всю свою деятельность.

Воля — это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Однако травмирующие психику события или действия, направленные против человека, могут «сломить» его волю. Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение.

1.2 Особенности развития волевых качеств старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст — возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Как отмечают исследователи, управление собственным телом нелегко дается ребенку. Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля над самим собой, — ребенок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Только постепенно дети переходят к контролю над положением своего тела на основании мышечных ощущений. [3. c. 456]

6 стр., 2812 слов

Воля, волевые действия

... тем современная психология стремится придать науке о воле интегративный характер. Волевая регуляция поведения человека и волевые качества личности Воля и ее сила проявляются в волевых действиях поступках человека. Волевые действия, как ...

Развитие воли начинается с первыми сознательно направленными, произвольными действиями. А произвольное поведение развивается с формированием инициативности — самостоятельности ребенка в выборе действия, принятии решения, которое дает ему возможность почувствовать себя источником действия, и осознанности — способности понимать смысл своей деятельности и ситуации, в которой происходит эта деятельность. Постепенно развивается способность ставить перед собой более сложные задания, преодолевать трудности, что придает действиям волевой характер. Этот процесс длится от 3 до 7 лет. О степени волевого развития свидетельствует способность к целеустремленному поведению при обстоятельствах, которые препятствуют достижению цели, преодолению разнообразных препятствий.

Особенно ответственным для развития воли является период, во время которого формируется самостоятельность ребенка, которая пытается освободиться из-под опеки взрослых, хотя и не владеет еще достаточными умениями и навыками. Навязывание воли взрослого в это время может повлечь нарушение поведения ребенка — негативизм. При переходе от раннего к собственно дошкольному возрасту самыми характерными являются такие проявления негативного поведения:

1. Стремление делать все наоборот. Ребенок игнорирует просьбы взрослого лишь потому, что его об этом попросили, даже если он и намеревался это делать. В такой ситуации ребенок делает наперекор не только взрослому, но и себе.

2. Упрямство. Часто его путают с настойчивостью. Свидетельством упрямства является требование ребенком своего лишь потому, что он так хочет и не желает изменить свое решение.

3. Непокорность. Проявляется как непослушание, нежелание подчиняться кому-либо. Ребенок все время возмущается тем, что предлагает и делает взрослый; категорически отказывается выполнять то, что до недавнего времени делал охотно.

4. Своеволие. Реализуется в требованиях самостоятельности, стремлении делать все самому, отказываясь от помощи взрослого. Такой настрой нередко порождает конфликты, агрессивное мятежное поведение, ссоры, категорическое неприятие, обида старших, ломание игрушек.

5. Деспотизм. Свидетельством его является крайний произвол, игнорирование интересов других. Чаще всего проявляется во взаимодействии с родными, особенно в семьях, в которых воспитывается один ребенок.

Все эти явления вызваны изломом предыдущих и становлением новых качеств личности ребенка. В связи с недостаточно развитой волевой сферой ребенку не просто адекватно выполнять требование, совет взрослого, преодолевать трудности и достигать цели.

В этот период ответственности воспитания волевого поведения ребенка родители не всегда могут избрать целесообразные способы педагогического влияния, разобраться в сути и причинах негативизмов. Они склонны считать такие проявления наследственными качествами характера или признаками возраста, которые ребенок должен неминуемо преодолеть. Иногда назойливое требование ребенка удовлетворить свои требования рассматривают как показатель сформированной воли и будущей силы характера. Такой взгляд является не только следствием педагогической неграмотности родителей, но и их желания видеть своего ребенка лучше, более совершенным. В действительности упрямство, прихоти свидетельствуют не о сильной, а о слабой воле, нарушении развития волевой сферы ребенка.

9 стр., 4145 слов

Разрешения конфликтов: дети — взрослые

... свою очередь порождает преступность, наркоманию и другие формы девиантного поведения среди подростков.   Разрешения конфликтов: дети — взрослые Во взаимоотношениях взрослых друг с другом общество устанавливает, как мож­но ... партнером; 5) «угрозы и санкции» — предупреждения о возможных негативных по­следствиях действий партнера: угроза жалоб («а я расскажу»), угроза разрушения игры («я с вами ...

Формированию волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия:

  • § постепенное усиление требований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;
  • § поощрение стремления и готовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;
  • § постепенный переход от заданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямыми инструкциями, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;
  • § создание условий для реализации ведущей позиции ребенка в творческой деятельности и на занятиях.

Развитие воли ребенка тесно связано с изменениями мотивов поведения, которые происходят в дошкольном возрасте. Группы мотивов, которые ребенок выдвигает на первый план, становятся для него наиболее важными, это ведет к тому, что он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь другим мотивами.

В своих исследованиях В.С. Мухина выделяет в развитии волевых действий дошкольника три взаимосвязанные стороны:

1) развитие целенаправленности действий;

2) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

3) установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;

— Стремление к цели — феномен развития. Целенаправленность, идущая изнутри ребенка (от его желаний и интересов) начинает складываться в раннем возрасте. И обычно проявляется только в постановке целей, чем в их достижении и доведения дела до конца. Потому что слишком часто внешние обстоятельства отвлекают ребенка.

В дошкольном детстве постепенно формируется умение удерживать цель в центре внимания, которое зависит от трудности задания и длительности его выполнения. Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют успехи и неудачи при выполнении заданий. Если у младших школьников неудача в достижении цели их не огорчает, то детей 5-6 лет эти неудачи выбивают их из колеи, если деятельность успешна, то дети стараются довести дело до конца.

Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. Ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. В этой ситуации происходит борьба мотивов, которая заканчивается победой одной из них.

Основным средством формирования произвольности и сознания является речь. Благодаря речи ребенок способен взглянуть на себя со стороны, рассматривать себя и свои действия как некий объект, который можно изменить, преобразовать.

Ядро психологической концепции Л.С. Выготского составляет тезис: «С помощью речи ребенок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к самому себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает овладеть этим объектом посредством организации и планирования собственных действий и поведения». Выготский, Л.С. Психология развития ребенка // Л.С. Выготский. Москва: Эксмо, 2003. с.512.

8 стр., 3543 слов

По ОБЖ : «Стихийные бедствия. Правила поведения и действия населения ...

... на улице, не следует спешить домой, надо спокойно выслушать указание соответствующих должностных лиц по действиям ... степени расстройства психики, проявляющейся в неправильном поведении. Вслед за острой двигательной реакцией ... – затушить ее; затем нужно одеть детей, стариков и одеться самим, взять необходимые ... но спокойно, уверенно и без паники. При заблаговременном оповещении об угрозе землетрясения, ...

Наиболее интенсивно произвольность развивается именно в дошкольном возрасте, когда поведение ребенка начинает опосредоваться не внешними средствами (предметом или словом взрослого), а внутренними образом взрослого и представлением ребенка о его поведении. Эта способность формируется и наиболее ярко проявляется в ведущей деятельности дошкольника ролевой игре, которая была названа Выготским школой произвольного поведения. В ряде исследований отечественных психологов было показано, что в игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением. В исследовании Л.И. Божович обнаружилось, что дошкольники способны длительно и старательно заниматься скучным для них делом (выписывание одних и тех же букв), когда они изображают в игре учеников, выполняющих свои обязанности. [13. с.57]

В работе З.В. Мануйленко изучалась способность дошкольников длительно сохранять заданную позу, не изменяя ее и удерживая как можно дольше. В одной из серий опытов ребенок должен был удерживать определенную позу по заданию взрослого, в другой — выполняя роль «часового», охраняющего «фабрику». Оказалось, что выполнение этого трудного для дошкольника задания значительно эффективнее происходит в игре.

Итак, ролевая игра дошкольника в органической и естественной форме сочетает в себе два необходимых условия для развития волевого и произвольного действия: с одной стороны, повышение мотивированности, с другой осознанности поведения. Сюжетно — ролевая игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития этих важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования и волевого, и произвольного поведения в дошкольном возрасте.[10. с.352]

Однако, как отмечает Е.О. Смирнова, в ролевой игре отсутствует сознательный контроль своего поведения. В ней действия ребенка мотивируются и опосредуются образом действия другого человека (ролью), но не осознанием своего поведения.

В игре ребенок действует за другого, опосредуя свои действия «чужими» словами и правилами. Следующий уровень развития произвольности связан с осознанием своего поведения. Наиболее успешно этот шаг осуществляется в играх с правилом. Игра с правилом отличается от ролевой тем, что здесь правило открыто, т. е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Когда ребенок начинает действовать по правилу, перед ним впервые возникает вопрос: как надо вести себя? Верно ли я делаю? Факт выделения правила свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднялось на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других, неигровых ситуациях. [7. с.356]

Как отмечает Е.О. Смирнова, простые игры содержат ряд условий, облегчающих детям выполнение игровых правил. Во-первых, игры обычно имеют подвижный характер. Это способствует тому, что необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения или невыполнения становится для ребенка очевидным, наглядным. Наглядность таких правил и их простота (бежать по сигналу, не переступать нарисованной на земле черты и т. п.) делают возможным даже для трехлетнего малыша контроль за их выполнением — сначала в поведении других, а потом и в собственном. Постепенно ребенок сам начинает предъявлять к себе определенные требования, причем добровольно, без нажима. Во-вторых, естественному усвоению правил способствует то, что игровые действия осуществляются совместно. Подражание другим детям или взрослому помогает ребенку относительно быстро освоить требования игры. И наконец, в-третьих, многие игры имеют сюжетно-образный характер, являются ролевыми, что облегчает ребенку управление своим поведением. Активность воображения дошкольников обеспечивает естественное принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований. Итак, игра не теряет своего значения на протяжении всего дошкольного и даже школьного возраста. [8.с.270]

10 стр., 4944 слов

Курс лекций «Эффективное поведение на рынке труда» (2)

... выучит вашего ребенка игре на фортепиано. 4. ... перегибов. Примерная схема составления объявления: Квалификация — ... мой взгляд, пропускать не следует. Маловероятно, что вам предложат оклад намного выше среднестатистической цены (а ее вы, конечно, знаете, так как проводили маркетинг рынка труда). ... проще, чем резюме — вынуждены ... уровня зарплаты(стартовое число), то его, на ... лет стажа по этой специальности. ...

По данным психологов, на протяжении старшего дошкольного возраста важно формирование трех основных аттенционных умений: ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции; уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия; приобрести навыки самоконтроля.

Таким образом, центральная роль в процессе формирования волевых качеств ребенка принадлежит взрослому, который не просто доносит до ребенка правило действия, но и делает его аффективно-значимым. Только в том случае, если правило приобретает побудительную силу, оно становится средством овладения своим поведением, а действие по правилу превращается в собственное, свободное, а не навязанное действие ребенка. Дошкольник уже не просто подчиняется инструкциям и контролю взрослого, но действует сам, контролируя собственные действия.

Для того, чтобы возникла собственная деятельность ребенка, необходим этап поддержки, когда взрослый своим присутствием, оценками, образцами и поддерживает, и стимулирует его активность. И лишь тогда, когда данный предмет становится мотивом собственных действий ребенка, независимо от присутствия взрослого, можно говорить о сформированности новой деятельности и о новой форме волевого и произвольного поведения.

Воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности.

1.3 Методы диагностики формирования волевых качеств

Диагностика — это обоснование всех аспектов дидактического процесса, направленное на определение его результатов. Диагностирование является своевременным выявлением, оценка и анализ течения как учебно- воспитательного процесса, так и индивидуального развития ребенка. На необходимость такого диагностирования указывают, в частности, ученые Л. Божович, Л. Венгер, З. Гильбух, В. Мухина, Н. Карпенко, Н. Серебрякова, А. Стребелева, В. Тарасун, М. Шеремет и др. [6. с.448]

При проведении диагностических методик необходимо выполнять несколько основных правил, без которых результаты исследования не будут достоверными:

1) точно выполнять инструкции, иначе содержание задания, а, следовательно, и полученный результат могут полностью измениться;

2) многие методики требуют специального «стимульного материала», то есть карточек, текстов, картинок для предъявления ребенку;

14 стр., 6968 слов

Развитие памяти детей дошкольного возраста

... особенности развития памяти в дошкольном возрасте. Объект исследования: дошкольный возраст Предмет исследования: процесс развития памяти в дошкольном возрасте. Гипотеза: если целенаправленно и систематически применять методы и приемы развития памяти в работе с детьми дошкольного возраста, то ...

3) внимательно следить за тем, чтобы возраст детей совпадал с тем, на который рассчитана данная методика. Некоторые методы можно использовать в разных возрастных группах, но при этом надо обращать внимание на инструкцию и способ подачи материала для каждого возраста;

4) полученные результаты также не могут быть одинаковы для разного возраста, поэтому нужно быть внимательными при их интерпретации, обязательно сверять их с типичными для детей данного возраста;

5) не работать с детьми через силу, без их добровольного желания, заинтересовать детей, не упоминать, что проверяете ребенка; можно включить обследование в процесс любой совместной деятельности, игровой, но только в том случае, если ребенок может и в процессе игры сосредоточиться, принять задание. [12. с.130]

«Не подглядывай»

Ребенку сообщается, что ему принесли интересную игру, но, прежде чем начать в нее играть, нужно подождать, пока к игре будет приготовлено все необходимое. Главное — не подглядывать, что делает взрослый, «а то будет неинтересно играть». Ребенку предлагается посидеть 3 мин с закрытыми глазами, а в это время создается видимость активной подготовки к игре (перекладывание деталей конструктора, стук).

Через 3 мин ребенок получает обещанную игру. Если дошкольник не выдерживает и открывает глаза раньше, делается вид, что нарушение правил не замечено, и игра отдавалась ребенку. Если дети все эти 3 мин не открывает глаза, испытание продлевается до 4 мин, но не более.

При обработке результатов учитывается время, которое смог выдержать каждый ребенок, не открыв глаза (время ожидания), и количество подглядываний каждого ребенка. Затем подсчитывается, сколько детей выдержали 3 минуты, затем 2 и 1 минуту, также подсчитывается количество подглядываний по группе.

Полученные результаты сравниваются со стандартными оценками уровней:

  • I высокий уровень — время ожидания более трех минут, ни одного подглядывания;
  • II средний уровень — время ожидания от 2 до 3 минут, 1 — 2 подглядывания;
  • III низкий уровень — время ожидания менее 2 минут, более 3 подглядываний.

«Закрась фигуры»

Детям предлагается инструкция: «Закрасьте эти фигурки очень аккуратно, не выходя за контур».

Методика проводится индивидуально с каждым ребенком и заканчивается, как только ребенок начинает проявлять небрежность или отказывать от работы. Одна аккуратно закрашенная фигура оценивалась в 1 балл. Максимальное количество баллов — 20.

Полученные результаты сравниваются со стандартными оценками уровней:

  • I очень высокий — 20 баллов;
  • II высокий уровень — 19-15 баллов;
  • III средний уровень — 14- 9 баллов;
  • IV низкий уровень — 8-4 балла;
  • V очень низкий уровень — 3 и менее баллов.

«Картинки и кружки»

В ходе проведения методики используются парные бланки, на одном из которых сверху и снизу изображено по 2 кружка, а на другом различные картинки (см. приложение 2).

Ребенку одновременно показываются 2 бланка (с кружками и картинками), и предлагается внимательно смотреть поочередно на каждый кружок — сначала на верхние, потом на нижние. На картинки смотреть нельзя. Правильность выполнения фиксируется исследователем по направлению взгляда испытуемого.

13 стр., 6466 слов

Влияние стиля семейного воспитания на уровень агрессивности детей

... исследования: уровень агрессивности детей в 6-7 лет соответствует стилю и форме воспитания, также соответственно стилю воспитания должна проводиться работа по снижению уровня агрессивности детей. Цель: выявить причины возникновения и психолого-педагогические ... в оппозиции к окружающим и желание им зла в активной или пассивной форме. В психологии, психиатрии и социологии принято связывать проявление ...

Анализ выполнения проводится по следующим критериям: 10 баллов высшая оценка — ставится в том случае, если ребенок при выполнении всех заданий не отвлекается на картинки. Невыполнение условий для каждого задания снижает оценку на 1 балл.

Полученные результаты сравниваются со стандартными оценками уровней:

  • I высокий уровень — 9-10 баллов;
  • II средний уровень — 6-8 баллов;
  • III низкий уровень — 3-5 баллов;
  • III очень низкий уровень — 1-3 балла.

Посредником в процессе воспитания воли всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение.

Для воспитания взрослым (воспитателям и родителям) необходимо:

Заключение

Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз подчеркнуть всю значимость дошкольного детства как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данном периоде приобретает формирование таких личностных характеристик как воля.

В курсовой работе мы рассмотрели процесс появления и развития у дошкольника таких волевых процессов, как терпеливость, упрямство, выдержка и т. п. Безусловно, нами не были рассмотрены все точки зрения относительно этой проблемы, но все основные мнения и факты были учтены. Благодаря этому мы получили довольно полное представление о волевых качествах личности старших дошкольников.

Главным же приобретением дошкольника в развитии воли является определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям «надо», а не «хочу», необходимый для обучения. На развитие произвольности поведения оказывают влияние все виды деятельности ребенка, но ведущее место принадлежит игре.

1. Коломинский, Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка. — СПб., 2004. — 270- 280с.

2. Ключникова, Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно — волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста: [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.- метод. журн. — 2004. — № 5. — 57-61с.

3. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е.О. Смирнова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 366с.

4. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина //- 4- е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456с.

5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка // Л.С. Выготский. Москва: Эксмо, 2003. — 12с.

6. Психологический словарь: термины и понятия общей психологии, социальной, возрастной и педагогической психологии и другое / В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский. — Москва: Педагогика, 1993. — 448с.

7. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е.О. Смирнова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.

8. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. — М.: Дрофа, 2006. — 270 с.

9. Суровцева, А.В. Воспитание воли ребенка в семье /А.В. Суровцева // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 3. — С. 8- 13.

10. Мельникова, Л.В. О значении развития воли у ребенка: (по И.А. Сикорскому [1842- 1919 гг.]) / Л.В. Мельникова, В.Д. Столбун, Ю.В. Столбун // Научно — исследовательские материалы по истории российской психологии. — Ярославль; Тверь; Красногорск, 2001. — Т. 3. — 352-357с.

11. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие / Д.Б. Эльконин; — 4-е издание. — Москва: Академия, 2007. — 384 с.

12. Александрова, Н.И., Шульга Т.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «нерешаемая задача» / Н.И. Александрова Т.И. Шульга // Вопросы психологии. — 1987. — № 6. — 130-132с.

13. Ключникова, Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А.Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. — 2004. — № 5. — 57-61с.

14. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПБ., Тыхтылова, Е.А. Влияние уровня волевой активности на формирование индивидуальности старших дошкольников / Е.А. Тыхтылова // Психология обучения. — 2009. — № 9. — С. 34-43. 2009. — 158с.

15. Левина, Н.А. Система работы по эмоционально-волевому развитию : ст. и подгот. группы / Н.А. Левина. — Волгоград: Корифей, 2009. — 96 с.

16. Левина, Н.А. Система работы по эмоционально-волевому развитию : ст. и подгот. группы / Н.А. Левина. — Волгоград: Корифей, 2009. — 96 с.

17. Суровцева, А.В. Воспитание воли ребенка в семье /А.В. Суровцева // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 3. — С. 8-13.

18. Тыхтылова, Е.А. Влияние уровня волевой активности на формирование индивидуальности старших дошкольников / Е.А. Тыхтылова // Психология обучения. — 2009. — № 9. — С. 34-43.

19. Волков, Б.С. Детская психология: Логические схемы / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 236 с.