Развитие способностей самовыражения на х лепкой

Курсовая работа

Современный этап развития общества характеризуется становлением образования нового типа, смыслообразующим фактором которого выступает идея воспитания человека культуры, «человека-созидателя», «человека-творца», способного позитивно и конструктивно подойти к решению актуальных жизненных проблем. Это повлекло за собой переориентацию целей и содержания образования на позиции гуманизации и гуманитаризации, в контексте которых человек предстает эпицентром культуры и главной ценностью образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, Э.В. Ильенков, И.А. Ильин, М.С. Каган, Н.Д. Никандров, А.А. Мелик-Пашаев и др.).

Ориентация общества и всей системы образования на развитие личности ребенка неизбежно требует создания оптимальных условий для становления её целостности и раскрытия её способностей, творческого потенциала, воспитания нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру (О.С. Газман, С.В. Кульневич, В.В. Сериков и др.).

В данном контексте актуальными предстают психолого-педагогические исследования младшего школьного возрастного периода развития личности ребенка, когда формируется ядро его личности, развиваются способности к самовыражению, зарождаются индивидуальные склонности к конкретным видам деятельности.

Данный период является наиболее сенситивным, отзывчивым на эстетические и этические влияния, поскольку в нем наиболее интенсивно развивается эмоционально-чувственная сфера. При этом наиболее действенным фактором творческого самовыражения детей выступает искусство как способ формирования чувства прекрасного, как художественный способ освоения действительности.

Одной из главных задач развития личности является перевод ее из режима развития в режим саморазвития. Процесс приобретения своей «самости», обретение индивидуумом личного статуса подобен рождению порядка из беспорядка, и с этой точки зрения о человеке можно говорить как о самоорганизующейся, саморазвивающейся системе.

Развитие как процесс раскрытия и проявления генетически заложенных в человеке свойств и социального опыта, накапливаемого в ходе его активной деятельности, рассматривали психологи Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Е.И. Исаев, З.И. Калмыкова, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Б.Д. Эльконин, Д.Б. Эльконин и другие. С педагогической точки зрения вклад в рассмотрение этой проблемы внесли Е.В. Бондаревская, Л.Г. Вяткин, Д. Дьюи, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, Ж. Пиаже и другие.

6 стр., 2937 слов

Развитие воли у человека

... которую одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только в подростком возрасте. Волевое действие, необходимость в ... воображения, памяти, мышления и речи. Развития указанных познавательных процессов от низких к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними. Волевое действие всегда связано ...

Анализ теоретических психолого-педагогических, философских, социологических исследований показывает, что в настоящее время выдвинут ряд интересных и продуктивных идей по проблеме развития индивидуальности детей, сделаны серьезные шаги в освоении этой темы.

Много таланта, ума и энергии в разработку проблем, связанных с творческим развитием личности ребенка, вложили А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский. Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, В.В. Давыдов, Д.Б. Богоявленская, С.Л. Рубинштейн и др.

Однако, вопросы творческого самовыражения детей средствами искусств комплексно не рассматриваются, а входят небольшой частью в те исследования, где авторы говорят о творческих способностях, творческом воображении ребенка (Г.В. Лабунская, Н.А. Сакулина, В.С. Щербаков, Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина).

До сих пор проблема развития самовыражения в процессе лепки остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике.

В этой связи становится актуальной проблема творческого самовыражения детей, поиск механизмов, технологий, способствующих и побуждающих человека к творчеству посредством занятия лепкой.

Объект данного исследования — творческое самовыражение младших школьников.

Предмет исследования — процесс развития самовыражение младших школьников в лепке.

Цель данного исследования — изучение особенностей развития способностей самовыражения на уроках лепкой.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. На основе теоретических исследований изучить понятие и специфику развития способностей самовыражения;

2. Определить значение развития способностей самовыражения на уроках лепки;

3. Практически исследовать особенности развития способностей самовыражения младших школьников;

4. Определить методы и приемы развития способностей самовыражения дошкольников в лепке.

Гипотеза исследования предполагает, что формирование способностей к самовыражению младших школьников в лепке будет эффективным, если:

  • педагог знает и понимает сущность способностей к самовыражению;
  • владеет методикой развития творческой деятельности младших школьников в изобразительной деятельности;
  • стимулирует развитие творческих способностей школьников на уроках лепки.

База исследования: МОУ Качалинская средняя школа.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческого самовыражения учащихся

1.1 Понятие и специфика развития творческого самовыражения

Проблема максимальной реализации потенций и устремлений личности в образовательном процессе рассматривается в трудах как отечественных, так и зарубежных педагогов. Е.А. Александрова, Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, В.В. Веселова, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Н.Л. Селиванова, Т.И. Шамова ставят в центр образовательной системы обращение к внутреннему миру ребенка, к его персональным возможностям и способностям, которые необходимо разбудить, вызвать к жизни и использовать для более полного и свободного развития детей.

14 стр., 6719 слов

Развитие двигательных способностей у детей младшего школьного возраста

... выбор курсовой работы «Развитие двигательных способностей детей младшего школьного возраста». Объект исследования: физическое воспитание детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: развитие двигательных способностей у детей младшего школьного возраста. Цель исследования: изучение развития двигательных способностей у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: 1) Изучить ...

В педагогическом контексте велика ценность идеи становления личности, разработанная отечественными и зарубежными психологами. ЛИ. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, У. Джеймс, Р. Кеттел, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, З. Фрейд справедливо отмечали, что степень удовлетворенности человека жизнью и своей ролью в ней напрямую зависят от полноты раскрытия и выражения своего «Я» [15, 146].

Философский уровень осмысления процесса развертывания, раскрытия и выражения себя, своей индивидуальности дает возможность трактовать этот феномен как постоянное расширение человеческих возможностей в процессе развития. Н.А. Бердяев, Э. Бутру, Д.И. Введенский, И.А. Ильин, Ф. Ницше, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, поздний Л.Н. Толстой, Р.Штейнер полагали, что развитие и воспитание личности должно быть нацелено на открытие в себе высшего «Я».

В современной педагогике актуальное звучание приобретает идея индивидуального самовыражения личности в процессе образования, поскольку жизнь любого индивида можно представить как непрерывную цепь актов проявления им своей активности. Однако понятие «индивидуальное самовыражение» еще не получило прочного терминологического статуса, хотя косвенные упоминания о нем в исследованиях многих философов, педагогов и психологов не так уж и редки. Личность человека как целостная системная категория имеет, по нашему мнению, два базовых комплекса: самость, объединяющую все единичное и неповторимое в человеке, и идентичность, совокупно представленную типовыми социально детерминированными человеческими качествами. Педагогика, ориентируясь на личность учащегося как на центральное звено своих научных интересов, обязана обратиться к самости и идентичности и использовать их для раскрытия термина индивидуальное самовыражение как педагогической категории.

С позиций психологического подхода понимание самости формировалось:

  • аналитической психологией К. Юнга, его теорией архетипов и типологией личности (экстровертность — интровертность);
  • практикой психоанализа, в поле зрения которого находилось изучение механизма самоутверждения (3. Фрейд);
  • культурно-исторической теорией Л.С.

Выготского, а также другими школами русской психологии (А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина);

  • гештальтпсихологией, в частности Г. Гессерлем, с помощью характеристики интенции;
  • теорией самоактуализации А. Маслоу;
  • Я-концепцией;
  • теорией черт Г.

Оллпорта и Р. Кеттела [15,147].

Термин «самость» введен К. Г. Юнгом и обозначает основное содержание и ядро архетипа (прообраза, идеи) коллективного бессознательного, которое выступает как важный этап развития личности. Следуя К. Юнгу, основоположнику аналитической психологии, архетипические образы появляются и сменяются вследствие произведенной человеком работы по осмыслению событий, жизненного опыта. «То, что раньше было непонятно или вообще не существовало для человека, проявляется, выступая из темноты». Достижение самости, по Юнгу, возможно через индивидуализацию. По мнению Г. Оллпорта и Р. Кеттела, индивидуальность определяется внутренними свойствами, чертами и качествами, привычками и установками личности и ее внешними проявлениями, например, поведением, поступками. Получившая название как «теория черт», идея Г. Оллпорта и Р. Кеттела основывает свое представление о развитии самости на том, что все черты личности, определяющие ее индивидуальность, формируются прижизненно. Ограниченность теории черт заключается в игнорировании биологической природы человека, которая также оказывает определенное влияние на «самость» человека в виде особенностей функционирования психики [2,46].

7 стр., 3124 слов

Гуманистические теории личности

... влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются А. Маслоу и К. Роджерс. Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало ... История гуманистической психологии. Гуманистическая теория личности А. Маслоу Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью ...

Один из признанных авторитетов мировой психологии А. Маслоу считает главным предназначением человека «открытие своего подлинного «я» (или самости по К. Юнгу).

Задача образования, по А. Маслоу, состоит в том, чтобы наиболее полно открыть то, что уже заложено природой в ребенке, и актуализировать его потенциальные возможности: «Полное, здоровое, нормальное и желательное развитие состоит в актуализации человеческой природы, в реализации ее потенциальных возможностей и в развитии ее до уровня зрелости по тем путям, которые диктует эта скрытая, слаборазличимая основная природа». Становление личности А. Маслоу понимает как становление ценностное, как движение к идеалу, в качестве которого исследователь усматривает полноценную, всесторонне реализовавшую себя личность. Ценность такого концептуального подхода А. Маслоу в педагогическом контексте достаточно высока, поскольку более отчетливо проясняется вопрос об объективных предпосылках создания образовательной среды, способствующей максимальному самовыражению личности [2,47].

К. Роджерс исходил из того, что каждому человеку присущи стремление и способность к самосовершенствованию. Как существо, наделенное сознанием, человек сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности и реализуется в их достижении. Центральной дефиницией для К. Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек ощущает самого себя и намечает перспективы собственного развития. Запуск процесса собственного переопределения осуществляется с помощью «основного вопроса К. Роджерса», который, по мнению ученого, каждый человек регулярно ставит перед собой и решает: «Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?». Степень удовлетворенности человека жизнью и своей ролью в ней напрямую зависят от полноты раскрытия и выражения своего «Я».

К. Роджерс формулирует очень важное положение: представление о себе, о своей самости лежит в основе образования личности.

Значительное место в учении о самости занимает описание представлений индивидуума о себе и их ядро — Я-концепция. Самые ранние попытки их описания встречаются у У. Джеймса, который одним из первых дал поуровневый анализ самости. Он выделял четыре формы «Я»: материальное, духовное, социальное и чистое «Я». У. Джеймс высказал также интересную мысль о том, что самость прибывает и убывает «в диаметре» вместе с полем социальной активности.

Таким образом, в работах психологов, исследовавших феномен самости, отражены следующие положения: самость — это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает единство, равновесие и стабильность личности. Самость мотивирует человеческое поведение на пути поиска своей целостности. Только когда человек встает на путь поиска собственной личности, своей Самости, усилий понять себя и свое предназначение, возможно достижение следующих ступеней в саморазвитии. Обнаружение новых возможностей для внутреннего роста формирует поле нового поиска.

31 стр., 15026 слов

Диагностика способностей и прогнозирование успешности деятельности личности

... личности влияет на проявление и развитие способностей, в то же время способности и их осознание влияют на формирование психологического облика и его проявления в поведении и деятельности личности. Глава I Способности личности. ... закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его ...

Философский уровень осмысления «самости» дает возможность трактовать этот феномен как бытие неповторимого «Я», которое, по Хайдеггеру, может принять форму личной и безличной самости. Становление самости рассматривается в философии как процесс развертывания, раскрытия себя, своей индивидуальности, уникального «Я».

Осознание «Я» — важная составная часть внутренней жизни личности, которая постоянно совершает работу по присвоению мира и собственной автономизации. Человек с ярко выраженной самостью имеет лучшие возможности для индивидуального самовыражения, чем тот, у которого ощущение «Я» развито слабо [15, 326].

Нет ничего важнее для правильного развития ребенка, чем его самовыражение и самоопределение. Ребенок должен уметь выражать то, что хочет и, самое главное, ребенок должен иметь право на свои интересы и их развитие.

Самовыражение — отреагирование вовне своих внутренних чувств, убеждений, установок и т.д.

Самовыражение личности — процесс по своей сути творческий и в качестве такового является проявлением индивидуальности.

Понятие «самовыражение» в большинстве случаев связывается с творческой реализацией индивида. Именно самовыражаясь человек раскрывает свой потенциал и проявляет свои возможности, а также получает удовлетворение от своей деятельности. Самовыражение напрямую связано с созидательной деятельностью индивида, при этом под творческой деятельностью подразумевается не только выражение себя средствами искусства, но социальное, техническое и другое творчество.

В работах А.С. Косоговой и А.А. Солдатовой творческое самовыражение определяется как фактор самосозидания, как реализация потребности быть личностью, имеющей социальную значимость, оно направлено на преобразующую деятельность по отношению к самому себе, через представление себя другим, проявлении себя в сотворчестве с ними.

Ю.А. Грибов под творческим самовыражением понимает «способность человека к построению своего образа мира, своего мироощущения (в слове, изображении, музыке, действии и т.д.) и самого себя в этом мире» [20, 18].

Творческое самовыражение направлено на преобразующую деятельность по отношению к самому себе через признание себя другими и в сотворчестве с ними.

Творческое самовыражение есть стремление человека к возможно более полному проявлению вовне своих творческих возможностей, реализуемых посредством освоения знаний и творческих ценностей, актуализации чувств, взаимодействия с другими, самосознания. Следовательно, творческое самовыражение — это феномен, отражающий субъективную сущность человека [20, 19].

Творческое самовыражение личности средствами искусства рассматривается как стремление человека осуществиться, реализовать свое «Высшее Я», стремление к «образованию», совершенствованию себя на основе стремления к Идеалу, путем духовного развития посредством проявления и развития своих личностных возможностей и способностей в процессе творческой деятельности.

В качестве движущей силы творческого самовыражения личности определяется процесс сотворения человеком самого себя.

12 стр., 5639 слов

«Развитие графической деятельности у детей младшего школьного ...

... человека. Владение письменной речью, а, следовательно, и графической деятельностью – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Однако, практика показывает, что дети ... 1.1. Понятие графической деятельности Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный ... По данным зарубежных и отечественных психологических работ, около 80% трудностей в обучении связано с нарушением графической деятельности, ...

Творческая деятельность важна для последующего обучения детей и развития их способности к самовыражению.

Творческая деятельность — форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний [4, 18].

В.И. Андреев, определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:

  • наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
  • социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);
  • наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
  • наличие субъективных (личностных качеств — знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
  • новизна и оригинальность процесса или результата [21, 23].

По определению С.Л. Рубинштейна, «творчество требует от человека определенного напряжения усилий, настойчивость в достижении цели» [14, 57].

Л.С. Выготский, обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, «все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства» [2, 67].

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница — в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости [15, 68].

Способность и потребность в художественном творчестве появляются раньше, чем к научному, техническому и другим видам творческой деятельности. Следовательно, именно художественное творчество, точнее, его отдельные виды, дает ребенку возможность наиболее легко выразить то, что им владеет. В этом отношении онтогенез обнаруживает определенное сходство с филогенезом. Раньше всего ребенок обычно проявляет склонность к рисованию, лепке, песенно-музыкальному, танцевальному, а также к поэтическому искусству.

Дети младшего школьного возраста чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны, непосредственны. Яркие впечатления оставляют у них глубокий след надолго. Детям этого возраста свойственно конкретно-образное мышление. Эта особенность младших школьников создает особо благоприятные условия для воздействия на них доступными средствами искусства.

Способность к творчеству, творческая самостоятельность и активность формируются у детей постепенно.

Если соотнести самостоятельную изобразительную деятельность и изобразительную деятельность детей на занятии, то смысл последней в конечном счете заключается в формировании у ребят способности к самостоятельному отражению своих впечатлений. Именно в условиях самостоятельной деятельности идет процесс саморазвития, становления личности.

Относительно высокий уровень самостоятельной деятельности проявляется в постановке ребенком все более разнообразных целей (определение тем изображения) согласно впечатлениям, которые его волнуют. Ребенок, восхищенный вечерним закатом солнца, стремится рассказать об этом в рисунке (другой ребенок — в стихах, музыке и т.п.).

Под влиянием яркого циркового представления он может отразить впечатления в лепке или других видах деятельности. Для личностного развития важно, что у ребенка появляются самостоятельные устремления такого рода [15, 68].

Важно создать для ребенка условия такие, чтобы операционно-техническая сторона деятельности выполнялась не на чисто репродуктивном, а на творческом уровне. Например, ребенок был поражен машиной, увиденной на дороге, и решил нарисовать друзьям такой автомобиль. Нарисовал «наизусть» то, что хорошо умел рисовать, но удовлетворения не получил, так как не смог передать то, что видел. Это и есть репродуктивный способ реализации замысла. Для творческого воплощения замысла необходимо:

  • Яркое впечатление;
  • Осмысленное, анализирующее восприятие;
  • Способность к переносу, варьированию, поиску способов изображения;
  • Сравнение получаемого результата с представлением и корректировка образа.

Такой ребенок, если чувствует недостаток информации (нечеткость представления), при всей эмоциональной захваченности темой, может по своей инициативе вернуться к восприятию предмета и т.д. То есть способность под влиянием действенных мотивов искать и находить средства для достижения цели (ото брать материал, ярко представить образ, находить способы изображения, комбинируя известные, видоизменяя, дополняя их и изобретая новые) — очень важное, помимо мотива и целеполагания, проявление высокого уровня развития самостоятельной деятельности [5, 43].

Получение нужного, удовлетворяющего ребенка результата и отношение к нему: стремление применить его в соответствии с первоначальным смыслом деятельности (подарить, привлечь зрителей к восприятию и сопереживанию содержания; бескорыстное удовлетворение от удачного поиска и исполнения задуманного) — также свидетельствует о высоком уровне самостоятельности детей. Одним из ярких проявлений такого отношения ребенка к результату деятельности является возвращение к теме или, что более ценно, к одной и той же работе, стремление улучшить ее; длительное, иногда в течение нескольких дней занятия одним делом, темой (Толик П. лепил зверей, затем клоуна, затем других персонажей цирка).

Обучение, ориентированное на развитие самостоятельности и творчества, — непременное условие самовыражения, становления самостоятельной художественной деятельности. Иначе ребенок остается в лучшем случае на уровне эмоционального побуждения к деятельности, но ограниченный в средствах, перестает ставить соответствующие цели [16, 45].

Другое необходимое условие — обогащение детей впечатлениями и, как результат наличие эмоционального интеллектуального опыта. Чем богаче опыт, тем разнообразнее по тематике и содержанию детские рисунки, поделки.

Итак, самовыражение — это процесс реализации своего творческого потенциала, преимущественно носящий индивидуально-личностный характер.

1.2 Особенности развития творческого самовыражения в процессе лепки

В системе эстетического воспитания младших школьников лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свои специфику.

Лепка — создание скульптуры из мягких пластических материалов (глина, воск, пластилин) путём наращивания или срезания массы. Лепка — один из первичных, основных процессов работы скульптора; методом лепки выполняются эскизы и модели. Лепка является одной из начальных форм художественного воспитания (в том числе в начальной школе).

Под лепкой (или моделированию) понимается также выявление объёма, пластической формы, как в скульптуре, так и в живописи и графике [15, 63].

Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности.

Лепка обогащает младшего школьника не только в художественном и творческом плане. Занятия лепкой влияют на его общее развитие:

  • повышают сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
  • развивают общую умелость, мелкую моторику (к тому же синхронизируют работу обеих рук), а также пространственное мышление и воображение;
  • формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделить главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки, мышц пальцев, ловкость рук, воспитывает аккуратность и терпение.

Занятие лепкой развивает чувство материала и пластической формы, совершенствует глазомер и тренирует способность к тонкой ручной работе.

На занятиях лепкой перед педагогом ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи [11, 45].

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. В результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного, хотя при лепке этих предметов они придают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной [11, 43].

В связи с этим перед педагогом встает задача обучить детей умению изображать в лепке основанную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки — Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.

Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями.

Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.

Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию. Младшим школьникам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других изделий [12, 67].

Наблюдая мелкую декоративную пластику народных мастеров, учащиеся могут сами создавать интересные изделия. Хорошо и охотно младшие школьники лепят бусы и подвески для кукол, создают декоративные сосуды: солонки, подставки для яиц и вазы для мелких весенних цветов, стаканы и подносы для карандашей. Эти изделия могут иметь форму листьев, цветов, зверей, их можно интересно расписать ангобами и гуашью. К этому виду лепки следует отнести и создание декоративных птиц с расписными крыльями и хвостами.

Декоративная лепка позволяет учить школьников предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются растительным или геометрическим орнаментом. Орнамент включает в себя различные декоративные элементы. Это различные геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т.д.), растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.).

Полезно предлагать учащимся украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения.

Работа над декоративной пластинкой учит младших школьников обращению с инструментом, учит различным приемам лепки, а главное — красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой — печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и др. В качестве таких печаток используют гвозди, винты со шляпками разной формы. Заостренными стеками рисуют узор на глиняной пластинке, а затем раскрашивают его гуашью или выкладывают по нему рельеф, который является наиболее сложным видом декоративной лепки. При создании рельефа на пластинку наносится рисунок и по рисунку выкладывается лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью пластинки. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки ребенка, учит его работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме [11, 46].

Содержанием декоративной лепки могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки.

Лепка будет развивающей, если она имеет творческий характер. Творческий характер определяется сознательным отражением в лепке тех впечатлений, которые дети получают от восприятия окружающего мира.

Художественный характер процесса лепки приучает детей мыслить и трудиться творчески.

Вывод по главе 1

Итак, в процессе теоретического исследования были изучены понятия самовыражения, творческого самовыражения, творчества и творческой деятельности; определено значение развития способностей самовыражения младших школьников на уроках лепки.

Важность развития способностей к самовыражению обуславливает необходимость целенаправленного создания благоприятной атмосферы для свободного самовыражения индивидуальности детей.

Особая роль в развитии способностей к самовыражению отводится изобразительному искусству, средствами которого возможно воспитать эмоциональную и эстетическую привязанность человека к миру, любовь к жизни, созидательное отношение к ней. В изобразительной деятельности творческая природа человека реализуется через психические процессы восприятия, мышления, памяти, воображения, эмоций, воли при условии их активизации и направленности на эту деятельность.

Занятия лепки способствуют развитию творческого самовыражения учащихся, формированию эстетического вкуса, реализации их творческого потенциала.

Лепка требует терпения и внимания. Она воспитывает упорство в труде, наблюдательность, воображение, художественный вкус.

Занятия лепкой являются одним из универсальных способов познания, так как развивают не только художественные, но и общие потенциальные и творческие способности, совершенствуя зрительную память, формируя пространственные представления, образное мышление, дают возможность удовлетворить эстетические потребности.

художественный творческий самовыражение лепка школьник

Глава 2. Исследование особенностей развития способностей самовыражения в процессе лепки

2.1 Диагностика развития способностей самовыражения учащихся

Исследование особенностей развития способностей самовыражения учащихся было проведено на базе Качалинской средней школы.

Обучение любому прикладному виду творчества желательно разбить на этапы: тестирование и выявление уровня творческих способностей; организация и проведение творческих занятий; подведение итогов.

Исходя из этого, можно выделить три этапа организации художественно — творческой деятельности детей.

1) подготовительный — диагностика и выравнивание. Осуществляется в процессе изучения вида художественно — творческой деятельности.

Задачи:

  • определение реального уровня подготовки детей;
  • разработка групповых и индивидуальных заданий, рассчитанных на определение уровня творческих способностей;
  • построение учебно-воспитательного процесса с учетом роста информационного пространства;
  • стимулирование познавательного интереса детей как условия дальнейшего развития художественно — творческой личности;
  • ориентация на формирование собственного стиля художественно-творческой деятельности.

2) основной — ориентация и обучение. Начинается и протекает параллельно с предыдущим этапом.

Задачи:

  • воспитание личности, умеющей самостоятельно мыслить, принимать творческие решения;
  • привлечь детей к сотворчеству;
  • знакомство с основными элементами художественного творчества.

3) творческий — закрепление и контроль. Осуществляется с детьми в процессе дальнейшего изучения художественного творчества, выполнения учебных и творческих работ. Включение детей в активную творческую деятельность.

Задачи:

анализ полученных знаний, умений и навыков

самостоятельные разработки эскизов для творческих работ

выполнение творческих работ

На первом этапе была проведена диагностика исходного уровня развития

способностей самовыражения младших школьников.

Для изучения уровня сформированности способностей самовыражения младших школьников были использованы следующие задания.

Задание 1. «Лепка с натуры. Орнамент»

Цель: изучение творческого характера деятельности, умения организовать и спланировать самостоятельную деятельность.

Материал: пластилин.

Задание 2. «Лепка по представлению»

Цель: изучение самостоятельной творческой деятельности детей, воображения.

Материал: пластилин.

Инструкция: учащимся предлагается слепить несуществующее животное.

Каждая методика оценивалась по трем критериям:

1) самостоятельность воплощения замысла;

2) наличие творческого характера;

3) владение техникой лепки.

Анализ результатов исследования сформированности способностей к самовыражению представим в виде таблицы.

Таблица 1

Диагностика сформированности способностей к самовыражению

Имя ребенка

Задание 1

Задание 2

Уровень

1

2

3

1

2

3

Ира

+

+

+

+

Средний уровень

Лена

+

+

+

+

+

Высокий уровень

Оля

+

+

Средний уровень

Света

+

+

+

Средний уровень

Саша

+

+

Средний уровень

Петя

+

+

Низкий уровень

Игорь

+

+

Низкий уровень

Олег

+

+

Низкий уровень

Денис

+

Низкий уровень

Даниил

+

+

+

Средний уровень

Таким образом, в результате исследования были выделены следующие группы учащихся:

  • учащиеся с высоким уровнем развития способностей к самовыражению (1 ребенок — 10%).

    Ученица все задания выполняла самостоятельно, планировала свою деятельность, творчески воплощала замысел, показала высокую степень овладения техникой лепки, ее фигурки были оригинальны;

  • учащиеся со средним уровнем развития способностей к самовыражению (5 человек — 50%).

    В целом учащиеся копировали образец, не привнося ничего нового, их продукты не отличались особым разнообразием;

  • учащиеся с низким уровнем развития способностей к самовыражению (4 ребенка — 40%).

    Эти дети с трудом работали с пластилином, выполняли лепку без особого желания и интереса, их продукты не отличались оригинальностью.

Таким образом, большое количество детей с низким и средним уровнем развития способностей к самовыражению обусловили проведение дальнейшей работы.

2.2 Методы и приемы развития способностей самовыражения в лепке

На втором этапе происходило непосредственное развитие способностей самовыражения в лепке.

Прежде всего, лепка как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

При обучении лепке мы применяли многие методы и приемы, которые определялись конкретной темой и общими задачами. С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как ребенку приходятся все время сравнивать с ней свое изделие. Лепка с натуры требует предварительного знакомства с предметами. На занятии натуру следует рассмотреть еще раз. Совместно с учащимися определяем пропорции, характер формы предмета, затем задаем детям вопросы, направляющие их внимание на выявление характерных особенностей формы и на ее решение.

В основном для изобразительной деятельности нужно развивать в детях зрительное восприятие окружающего на основе приобретенных знаний и опыта. Зрительный анализ здесь воспитатель проводит так же, как и в других группах. В начале занятия ребята рассматривают предмет со всех сторон, зная, что это необходимо для того, чтобы во время лепки все стороны выполнялись одинаково хорошо.

Во время наблюдения и рассматривания разных предметов мы предлагали учащимся внимательнее присмотреться к форме, пропорции, положению частей и действию, фактуре, некоторым деталям и дополнительным предметам, усиливающим характеристику образа. Очень важно, чтобы учащиеся учились видеть характерные черты предметов, умели их отбирать, а для этого необходимо знакомить их с выразительными, легко запоминающимися образами: слоном, бегемотом, некоторыми породами собак (боксер, овчарка, такса).

Отличительные черты быстрее запомнятся учащимся, их легче изображать в лепке. Например, вылепив длинную шею жирафа, ребенок сразу делает образ похожим и выразительным. Но это не все: нужно изобразить и специфические пропорции ног, а поэтому воспитатель выделяет несколько отличительных признаков. Так, при рассматривании жирафа он обращает внимание детей на пропорции, форму частей, детали на голове — уши, рожки.

Кроме того, важно, чтобы школьники параллельно овладевали изображением предмета в определенном положении, в действии. Движение в лепке дается им легче, чем в рисунке, так как они реально действуют с частями предмета и им не нужно прибегать к условным способам изображения, как в рисунке.

Важно, чтобы ребенок хорошо представлял, как сгибаются руки, ноги человека во время ходьбы, бега, прыжка, как вытягивает шею гусь в момент обороны, как бежит собака и т.д.

Для выразительного изображения движения нужно иметь запас зрительных образов, которые накапливаются в процессе познания окружающего мира.

Творческое решение замыслов в лепке предполагает большой объем зрительных образов которые ложатся в основу из изображений. Для этого учащиеся наблюдают и рассматривают предметы, свойственному данному предмету черты. Для выразительного изображения животных учащимся нужно знать их повадки, изменения, которые происходят в положении и форме частей туловища в зависимости от движения. Внимание детей направляют на то, как вытянул петушок шею и поднял голову во время пения, как запрокинута голова у курицы, которая пьет воду, как вытянуты туловище и хвост в одну ровную линию у убегающей лисы или как прижимает к спинке уши испуганный заяц. Все эти знания должны помочь школьникам во время лепки сделать образ выразительным. Педагог использует любую возможность, чтобы показать животных в разных положениях. Иногда проводят целенаправленные наблюдения. Учащиеся рассматривают форму туловища, сравнивают по размеру его части. Можно рассматривать иллюстрации в книгах, где персонажи представлены в разных положениях.

Основная задача лепки по представлению — развитие самостоятельности в решении образа, воспринятого ранее, и творческой активности в использовании способов лепки. Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у учащихся накапливался опыт.

Мы стремились наводящими вопросами подвести учащихся к самостоятельному решению хода работы. Затем, стремясь сохранить индивидуальность в работе каждого ребенка, мы показывали детям некоторые средства лепки, которые помогут сделать образ более точным и выразительным.

Отдельные приемы, как, например, изображение фактуры стекой, можно показать всем ребятам сразу, но в основном приходится подсказывать или показывать отдельно каждому.

Если ребята лепят не по воображению, а с модели, то тем, кто затрудняется, мы предлагали еще раз осмотреть предмет с целью уточнения формы. Лепка с модели (натуры) предлагается учащимся с большой осторожностью, только для более глубокого анализа формы и пропорций предмета. Важно, чтобы дети из множества возможных способов научились выбирать наиболее эффективный, который позволит создать выразительный образ.

Задача педагога — понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении. Постановка задачи создания образа требует от ребенка вживания в образ, который он собирается изображать. Ребенок должен почувствовать его и на основании образа реального, восприняв его творчески, создать свой образ.

Лепка из отдельных частей более длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный образ, а из целого куска дает возможность сразу наметить основные детали, установить их в нужном положении. Этот способ сложный, но в старшей группе дети с ним знакомы и могут самостоятельно его применять. Трудность вытягивания формы из целого куска для ребенка заключается в том, что нужно на глаз определить количество глины для той или иной части.

С целью развития творческой деятельности дошкольников мы поощряли проявления ума и фантазии. Например, работая с пластилином, мы предлагали вылепить несуществующее животное и затем рассказать о нем, доброе ли оно, или злое, грустное или веселое, где живет и т.д. Мы отмечали каждую оригинальную поделку.

Дети с удовольствием создавали объёмные фигурки животных, человечков, сказочных героев, а ещё — машинки с самолётами, фрукты с бутербродами и даже мебель. Детей увлекает идея создания целых композиций из отдельных фигурок: зоосад, лесная полянка, лужок, ферма, скатерть-самобранка.

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Белка, ёжик, мишка, сова, Баба Яга… Каждая фигурка как будто дышит и говорит. Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли.

Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

В ходе лепки мы старались учить детей лепить из куска пластилина предметы более сложной формы с натуры и по представлению, обрабатывать поверхность формы пальцами и стекой, украшать ее рельефом, учили передавать характерные движения человека и животного, достигать выразительности поз.

В процессе обучения мы старались развивать у детей чувство композиции, учить лепить скульптурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции и динамику действия, соотношение предметов по величине.

В процессе обучения лепке мы учили использовать при изготовлении поделки разные способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный).

Для организации занятий по декоративной лепке мы использовали глину и пластилин.

Для лепки мы применяли различные пластичные материалы: глина, пластилин, воск.

Глина является основным материалом для лепки. Глина, применяемая для лепных работ, так называемая скульптурная глина, должна содержать наименьшее количество песка, чтобы иметь хорошую пластичность.

Пластилин в основном применяют для лепки маленьких моделей. Он представляет собой искусственную пластическую массу, которая в отличие от глины очень долго не сохнет и, следовательно, всегда готова для лепки.

Пластилины бывают по своему составу простые и сложные, в зависимости от рецепта, по которому они приготовлены.

Пластилин тверже глины, и лепить из него следует только тогда, когда он хорошо размят в руках, сделается мягким. Кроме глины и пластилина, для лепки применяется воск.

Воск не сохнет, не требует смачивания водой, не дает трещин и сохраняется очень долго. Воск бывает естественный, изготовленный из вощины, и искусственный, изготовленный из нефти.

Для работы с глиной мы знакомили учащихся с общими правилами лепки.

Лепить начинали мы с самых простых вещей, постепенно переходя к более сложным: геометрический орнамент, овощи, фрукты, листья, затем домашних животных и т д.

Прежде чем начинать лепить, мы предлагали осмотреть предмет со всех сторон, пощупать его пальцами.

Прежде чем лепить необходимо хорошо помять глину, затем необходимо придать глине общую форму предмета.

Для начала лучше лепить какой-либо предмет в его натуральную величину. Поэтому размеры лепных вещей на первых порах должны быть не очень маленькие, но и не большие.

Самым верным и основным инструментом при работе с глиной являются пальцы рук. Поэтому в первую очередь надо научиться хорошо работать руками. Работают пальцами различно. В одном случае работают одним пальцем, в другом случае двумя, уплотняя, выравнивая, намазывая глину. Иногда лепят одной рукой, а второй поддерживают работу. Вылепив форму предмета в основном, приступают затем к окончательной проработке. Здесь мы учили использовать стеки. Проработка изделий производится преимущественно деревянными стеками. Стек с металлическим наконечником применяется в основном для того, чтобы снять лишнюю глину.

Прежде чем приступить к лепке каких-либо вещей, вылепить различные геометрические фигуры выгнутой и вогнутой формы. Ведь каждая вылепленная вещь будет состоять из тех или иных геометрических фигур.

Рассмотрим методику лепки на примере отдельных предметов.

Пирамида. Так как пирамида имеет остроконечную вершину, поднятую из середины основания, то лепить ее следует так: прежде всего накладываем на подставку глины и придаем ей руками форму пирамиды. Затем приступаем к ее проработке стеком. Мы учили следить учащихся за тем, чтобы вершина пирамиды приходилась точно на середине основания, а грани пирамиды были ровные и острые.

Тренировка по лепке геометрического орнамента очень полезна для младших школьников. Научившись лепить геометрический орнамент, можно перейти к более сложному виду лепки — листьев, плодов, овощей и т.д.

Плод. До начала лепки плода его необходимо хорошо и тщательно осмотреть, подметить все особенности его строения. Затем на доску или мольберт накладывают фон, выравнивают его, рисуют контуры плода и образуют его основную форму. Проработку плода начинают с резко выступающих контуров.

Разберем, как лепить половину яблока. Накладываем фон, рисуем контуры яблока и накладываем глину. Глине придаем форму, соответствующую яблоку. Затем выбираем стеком углубления и ведем детальную проработку яблока, придавая всем ранее нанесенным контурам резкость и четкость.

В таком же порядке лепят и листья, с той лишь разницей, что их лепят с одной лицевой стороны.

Разберем лепку листа. Делаем фон, хорошо его выравниваем и рисуем контур листа. По контуру накладываем глину, придавая ей форму листа. Затем стеком обрабатываем лист по контуру, проводим жилки, делая их более выпуклыми, срезая вокруг них глину стеком, то есть делая тело листа вогнутым.

Плоды, овощи, листья лучше всего лепить с натуры. Научившись лепить отдельные плоды и листья, учащиеся могут приступить к лепке целого комплекса листьев: листьев с цветком, листьев с плодами, например дубовых листьев с желудями и т.д.

Вылепленные младшими школьниками различные овощи, плоды, листья, цветы могут быть потом использованы как наглядные учебные пособия на уроках.

Когда учащиеся научатся лепить плоды, листья, цветы, можно предложить им вылепить орнамент, состоящий из листьев, цветов и плодов.

Сложный орнамент лепится так. Разобрав последовательно, как лепить отдельные детали, потренировавшись в их лепке, приступают к лепке комбинированного орнамента в целом. Накладывают фон, наносят рисунок, придают глине определенную форму и приступают к проработке отдельных листьев, цветов, завитков.

Звезда. На подставку накладывают фон, вычерчивают контуры звезды, затем стеками прорабатывают концы звезды. После этого в центре ее рисуют серп и молот; накладывают по контуру глину и обрабатывают ее, придавая нужную форму серпа и молота.

Звезду можно вылепить и другим способом. На доску кладут нужной толщины слой глины, выравнивают его поверхность и вычерчивают контуры звезды и серпа и молота на ней, после чего глину обрезают по контурам звезды. Затем с помощью тонкой иглы глубоко процарапывают по контурам серпа и молота. Прорезав контуры, глину вокруг них срезают стеками, ножом или другими инструментами и исправляют стеками.

Розетки бывают круглые, квадратные, ромбовидные, эллиптические и другой формы.

Служат они для разных целей, и в первую очередь для украшения зданий внутри и снаружи. Нам они пригодятся для украшения углов рамок. Лепят розетки следующим образом. Накладывают фон, на нем вычерчивают контуры, на контуры накладывают глину, придают ей нужную форму и приступают к проработке имеющихся листьев или другого орнамента.

Рамки бывают квадратные, круглые и овальные — эллиптические. Для украшения рамок на их лицевой стороне лепят различный орнамент. Форма орнамента и сложность его бывают различны. Порядок лепки рамки следующий. Прежде всего изготовляют основание рамки, затем наносят на ней контуры лепимого рисунка. После этого приступают к проработке.

Обучение объемной лепке осуществляется на последующих этапах.

Рельефная лепка много проще объемной. Во-первых, при рельефной лепке лепить приходится только одну сторону. Во-вторых, для рельефной лепки не требуется устройства каркаса, а для объемных лепных изделий каркас почти всегда бывает обязателен.