Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?

Эссе

«Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе:

как это сохранить?»

«Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?»

Почему вообще возникла такая проблема- спросите вы. Чем отличаются современные дети от предыдущих поколений, тех, у которых не было проблемы сохранности дошкольного детства? Один известный педагог в интервью сказал, что все современные дети -это какие-то кибермальчики и кибердевочки: голова у них как компьютер, они неуёмные и гиперактивные. А многие педагоги открыто утверждают, что у наших детей нет детства. Так ли это? Уверена, одна из проблем, ведущая к истокам таких утверждений — в том, что в условиях стремительного развития современного мира детство стало компьютеризированным. Мы все хотим быть современными и считаем, что сможем стать такими с помощью новых технологий – компьютеров, гаджетов, телевидения. Конечно, можно и нужно научиться управлять современными технологиями, но ребенок не в состоянии самостоятельно оценить, какое место в его жизни они должны занимать, и дело взрослых – объяснить ему это. Наша задача в этом направлении-вести просветительскую работу среди родителей, помочь им осознать самоценность дошкольного детства и помочь сохранить здоровье ребёнка в сложный период подготовки его к школе.

Думаю, многим из коллег, присутствующих здесь, также как мне, приходилось общаться с родителями, которые считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить его к школе: научить его читать, писать и считать. Многие родители пытаются начать подготовку к школьной программе, едва их ребенок начинает разговаривать, и хотят активной помощи от воспитателя. А нам необходимо убедить родителей своих воспитанников, что таким образом они лишают своих детей «настоящего» детства. Надо объяснить, что именно в детстве развиваются такие базовые свойства личности, как активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим. А вычисление примеров, письмо и чтение ребенок освоит позже. «Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет», – говорит Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС . . Мы вместе с родителями должны развивать личностные качества ребёнка: научить его быть добрым, внимательным ко всему живому на нашей Земле, научить общаться со своими друзьями-сверстниками и со взрослыми.

17 стр., 8252 слов

Языковая готовность к школе детей с общим недоразвитием речи

... к школе старших дошкольников с ОНР; рассмотреть развитие речи ребенка как компонент в структуре готовности к школьному обучению; Представить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; Изучить уровень сформированности языковой готовности к школе детей с ...

Занимаясь самообразованием, читая профессиональную литературу, я обратила внимание что наши отечественные психологи часто предупреждают родителей: до школы у ребенка не должно быть компьютера. Американская ассоциация педиатров, например, не рекомендует детям до двух лет смотреть телевизор. А у нас родители, чтобы иметь возможность спокойно заниматься своими делами, сажают малышей перед экраном, где они в состоянии гипноза засыпают. Иногда детей перед телевизором кормят, так что формируется условный рефлекс: экран – еда. Отсюда возникает еще одна проблема, связанная с постоянным сидением перед экраном: это детское ожирение.

Возраст от 3-х до 6 лет – наверное, самый человечный возраст в жизни людей, потому что в это время они играют в ролевые игры. Компьютер вытеснил игры, и это огромная потеря для современного детства.

Есть замечательный человек, которого тоже волнует проблема сохранения самоценности дошкольного детства. Это О.И. Маховская- кандидат психологических наук, сотрудник Института психологии РАН, автор многих книг по детской психологии. Так вот она утвержда ет, что значение ролевых игр в детстве так велико, потому что в них формируются очень важные для человека функции: эмпатия и воображение.

Эмпатия рождается из опыта взаимодействия со сверстниками. Она предполагает умение сочувствовать, вживаться в роль другого человека. «В компьютерной игре ребенок может ударить, убить кого-то, и никакого эмоционального эффекта в ответ не получит: компьютер не кричит и не корчится от боли, – говорит О.И.. – Точно так же, взаимодействуя с компьютером, ребенок не получит опыта, как реагировать, когда его желания игнорируются. Способы взаимодействия с другими людьми рождаются в ролевой игре, причем по мере взросления ребенка игра усложняется, в ней появляются сюжеты, количество ролей увеличивается, и в каждой из них ребенок может попробовать свои силы.»

Мы, воспитатели, знаем: в детской игре действительно формируется воображение. Дети придумывают то, чего нет – ни в компьютере, ни в чужой голове. И еще один важный момент: воображение усиливается в условиях дефицита. Дефицит игрушек стимулирует воображение ребенка, как это ни парадоксально. А что мы видим в современной детской комнате у своих друзей, знакомых? Она завалена множеством игрушек, которыми ребенок не дорожит. Изобилие вещей – краски, книжки, велосипеды, горки, машинки – но кукол, без которых невозможны ролевые игры, там найдешь не всегда.

6 стр., 2557 слов

Природа детства и предмет детской психологии

... по одному признаку). Блонский: «Энергетический баланс» (беззубое, молочнозубное и постоянно зубное детство). Полисимптоматическая классификация: типична для описания этапа детской психологии. Выделяют два типа развития ребёнка: ... образуется вакуум. Дети начинают представляться сами себе, возникают «детские сообщества», а следовательно, появление детской игры. В играх воспроизводится существующее ...

Надо иметь в виду и помочь осознать родителям: все, что происходит с ребенком в школьном возрасте, – это эхо его дошкольных проблем…

Важно, намой взгляд, что один из принципов, на котором строится ФГОС дошкольного образования – это сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, -…. понимание детства как периода жизни значимого самого по себе…; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. Полностью разделяю этот мудрый принцип и в нашей воспитательской деятельности одним из основных целевых ориентиров считаю необходимым разглядеть, не пропустить в ребенке то, что подарила ему природа, то лучшее, что в нем есть, то, что он может развивать и совершенствовать с нашей помощью через любую творческую, исследовательскую, познавательную деятельность. Известны слова великого французского мыслителя Ж.-Ж. Руссо: «Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?» Лучше не скажешь. Если мы, взрослые-воспитатели в содружестве с родителями- возьмём девизом эти слова и будем поддерживать этот мир душах наших детей, уверена, они вырастут настоящими Людьми, Личностями, Гражданами своей страны.