Значение процессов
В подростковом возрасте развитие воображения особенно важно, т.к. с его помощью дети могут давать
Мотивационная сфера. Любая деятельность выполняется под влиянием какого-либо мотива. Согласно определению А. Н. Леонтьева, мотив – это опредмеченная потребность. Мотивы тесно связаны с эмоциями, придающими деятельности ту или иную окраску – положительную или отрицательную. Для качества выполняемой деятельности совсем не безразлично, как субъект к ней относится. В полной мере это относится и к деятельности по усвоению знаний. Качество усваиваемых знаний и, следовательно, успешность обучения во многом зависят от мотивов, направляющих и регулирующих деятельность учащегося, и от субъективной эмоциональной окраски этой деятельности. Так как у учащихся подросткового возраста эмоции играют значительную роль в жизнедеятельности в целом, необходимо помнить, что создание положительных эмоциональных впечатлений в процессе учебной деятельности благотворно влияет на мотивацию к учению.
Мотивы учения принято делить на познавательные и социальные. Познавательные мотивы связаны с содержанием и процессом выполнения учебной деятельности. К их числу относятся:
- широкие познавательные мотивы (направляющие на овладение новыми знаниями);
- учебно-познавательные мотивы (связанные с овладением конкретным способом получения знаний);
- процессуальные мотивы (направляющие на процесс выполнения учебных заданий, процесс решения задач и т.д.);
- результативные мотивы (связанные с получением хорошей отметки);
- мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
Социальные мотивы отражают общее стремление к приобретению знаний, долг и ответственность, понимание социальной значимости учения (широкие социальные мотивы), стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение (узкие социальные, или позиционные мотивы): похвалы учителя («учительский» мотив), похвалы родителей («родительский» мотив), авторитет у товарищей («товарищеский» мотив), ориентацию на разные способы взаимодействия с другим человеком (мотив социального
Внеурочная деятельность как основа формирования социальной активности ...
... работы: курсовая работа состоит из введения, первой и второй глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности, ... областях знания понятие имеет свою трактовку и приобретает отличительные особенности, поэтому в социологии рассматривается социальная активность, в политологии – политическая активность, ...
Данный мотив является одним из ведущих в младшем подростковом возрасте, т.к. ребёнок зависим от мнения окружающих, нуждается в одобрении взрослых, принятии одноклассниками.
С содержательной точки зрения мотивы учения характеризуются:
- личностным смыслом учения для школьника;
- действенностью мотива;
- местом мотива в иерархической структуре – ведущий или подчиненный;
- характером возникновения (в ходе самостоятельной работы – внутренний, под влиянием взрослого — внешний);
- степенью осознания мотива;
- характером распространения мотива на учебную деятельность (общий интерес к учению, широкие учебные интересы при отсутствии глубины познания, чётко проявившиеся интересы).
И познавательные, и социальные мотивы обеспечивают полноценное формирование учебной деятельности.
Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Так, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные – в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации учебного труда. Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; позиционные мотивы со сверстниками и в получении их оценок; мотивы социального сотрудничества – в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов её осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает учиться, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы проявляются в успешности/неуспешности обучения и хорошей или плохой посещаемости занятий, в степени развёрнутости учебной деятельности и формах ухода от неё, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной или пониженной трудности и др.
Зрелость мотивационной сферы ученика оценивается по направленности мотивов учения, по гармоничности и
Таким образом, неуспеваемость школьника может являться результатом широкого спектра причин, а также взаимосвязей данных причин. Педагогам, родителям и школьным психологам необходимо учитывать все эти причины для того, чтобы начать работу с неуспевающим учеником. Также необходимо знать возрастные особенности младших подростков, чтобы не допустить потери интереса к учебной деятельности и, как результат, снижения школьной успеваемости.
Проблема школьной неуспеваемости – одна из «вечных» проблем педагогики и психологии. Корни этой проблемы лежат в форме организации учебного процесса – классно-урочной системе обучения, предложенной ещё в середине XVI века Я. А. Коменским. Когда в одну группу собираются дети хотя примерно и одного возраста, но различающиеся по своему развитию, способностям, психологическим и психофизиологическим особенностям, а обучение ведётся одинаковым для всех способом, возникает непонимание у одних детей, другим же детям, наоборот, хочется более сложного материала, для одних темп работы учителя высок, для других – низок, одним детям требуется наглядная демонстрация, другим достаточно вербального объяснения и т.д. Но, тем не менее, классно-урочная система рассматривается как наиболее эффективный способ обучения по сравнению с индивидуальным обучением, господствовавших ранее, так как позволяет охватить обучением всех детей, достигших определённого возраста.
Школьная неуспеваемость, причины и пути преодоления
... школьной неуспеваемости и рассмотреть пути и средства, необходимые для предотвращения и исправления школьной неуспеваемости. Задачи исследования: Проанализировать обучение и развитие в школьном возрасте, выявить пути преодоления неуспеваемости школьников, определить причины неуспеваемости учеников[1]. 1. ПОНЯТИНЕ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ... с подбором групповых и индивидуальных учебных пособий. Их ...
Главные достоинства классно-урочной системы – её экономичность, возможность массового обучения. Ребёнок воспитывается в коллективе, появляется возможность обучения не только на собственном опыте, но и на опыте других детей, возможность осуществить и
В сложившихся условиях обучения усилия психологов и педагогов следует направлять не только на преодоление уже свершившегося факта
Бесспорно, в качестве основной причины школьной неуспеваемости выступают недостатки когнитивно-личностного развития ученика. Однако было бы неправильно винить только его самого в собственных школьных неудачах. Определённую, а иногда и весьма существенную роль играют и некоторые факторы учебного процесса, не зависящие от ученика, но могущие негативно повлиять на успешность его школьного обучения. Можно назвать, по крайней мере, два таких фактора:
Потенциал педагогики театральной деятельности в творческом развитии школьников
... исследования является потенциал педагогики театральной деятельности в творческом развитии школьников. Задачи дипломной работы: проанализировать отечественный опыт использования театральной деятельности в образовании; раскрыть ключевые положения, идеи, принципы педагогики театральной деятельности; рассмотреть творчество ...
- организация, формы и методы самого процесса обучения;
- недостатки в деятельности учителей.
В первом случае большое, едва ли не решающее значение имеют частные методики обучения, от которых зависит, обнаружит ли ученик способности в данной области и в какой мере он сможет их раскрыть, насколько успешным будет усвоение знаний. Недостаточную эффективность методики обучения объясняют отсутствием «врождённых» способностей ученика, а значит, невозможностью со стороны учителя повлиять на его успеваемость. И наоборот, чем более совершенна методика обучения, чем более она базируется на современных психологических и
Второй фактор учебного процесса – это недостаточный уровень психологической подготовки учителя, вследствие чего он затрудняется в понимании причин конкретных трудностей учащихся. Не владеет (или слабо владеет) приёмами психодиагностики причин неуспеваемости и их психологической коррекции, недостаточно реализует индивидуальный подход к учащимся, затрудняется в развитии познавательной потребности подростков, осуществлении
Рассматривая эти факторы в контексте проблемы профилактики школьной неуспеваемости, следует прийти к заключению о важности работы по совершенствованию приёмов и методов обучения школьников и о необходимости повышать уровень психологической компетентности учителей [1, с. 243].
Основными направлениями психопрофилактики школьной неуспеваемости можно назвать следующие.
1. Оптимизация процесса обучения. Необходимо строить процесс обучения так, чтобы на основе всестороннего учёта закономерностей и принципов обучения, научной организации учебной деятельности школьников добиться наиболее эффективного усвоения ими знаний. Наилучших результатов обучения позволяет добиться такое обучение, которое способствует активизации и всестороннему развитию мыслительной деятельности учащихся. В подростковом возрасте наблюдается возрастание познавательной активности учащихся, что, при правильной организации учебных занятий, может способствовать поддержанию высокой успеваемости учащихся.
2. Систематическое психолого-педагогическое изучение школьников с целью своевременного обнаружения и устранения отставаний в учении. Знание учеников во всех отношениях необходимо для осуществления в процессе обучения индивидуального подхода к ним, который в школе реализуется в форме индивидуализации и дифференциации обучения. В младшем подростковом возрасте индивидуальный подход особенно важен, т.к. дети зачастую испытывают трудности, связанные с психологическими и физиологическими изменениями и не всегда могут справиться с ними самостоятельно. Индивидуализация обучения тесно связана с ориентацией на психологические особенности школьников (уровень способностей, зону актуального развития), состоит во включении в работу с ними специальных способов и приёмов, соответствующих индивидуально-типологическим особенностям учащихся (тип темперамента и связанные с ним скоростные характеристики работы), выработку у школьников индивидуального стиля деятельности. Дифференцированный подход в обучении, учитывая уровень достижений каждого школьника и его потенциальные способности, состоит в предоставлении для усвоения входящий в школьную программу, но разный по степени трудности учебный материал – кому-то более трудный, а кому-то более лёгкий. Это и составляет основу профилактической работы по предупреждению непонимания школьниками учебного материала, низкого качества его усвоения.
Сравнительное иследование индивидуально-психологических особенностей ...
... -психологических особенностей личности школьников. Провести исследование индивидуально-психологических особенностей личности учащихся профильных классов. Вывести средний оценочный балл каждого ученика, входящего в выборку, для выявления уровня успешности их учебной деятельности по выбранному профилю. Выявить взаимосвязь индивидуально - психологических особенностей личности школьников ...
В плане предупреждения школьной неуспеваемости очень важно стремление учителя понять внутренний мир каждого ученика, не допускать возникновения «смыслового барьера» и причин, вызывающих недисциплинированное поведение школьников, а также обеспечение комфортности при сотрудничестве учителя и ученика.
3. Организация групп развития. Их цель состоит в том, чтобы обеспечить будущим школьникам необходимый уровень школьной зрелости, поскольку психологическая готовность детей к школьному обучению вполне обоснованно рассматривается как психопрофилактика возможных трудностей в последующем школьном обучении. Главная задача групп развития связана не с обучением детей старшего дошкольного возраста школьным умениям чтения, письма и счёта, а с формированием у них психологической основы овладения этими умениями, развитием познавательных потребностей детей, целенаправленным когнитивным и психомоторным развитием. Кроме того, в этих группах детям помогают преодолеть такие свои личностные особенности, как неуверенность в себе, боязнь сделать ошибку и получить порицание со стороны взрослых, трудности общения со сверстниками и взрослыми. Безусловно, группы развития являются важной составляющей психопрофилактики неуспеваемости младших подростков, т.к. психологическая неготовность ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе может в последующем сыграть весьма негативную роль в его школьной успеваемости.