Школьная неуспеваемость, причины и пути преодоления

Контрольная работа

Проблема школьной неуспеваемости является одной из самых острых в национальной системе образования на протяжении многих десятилетий. Ее решение в условиях общеобразовательной школы предполагает широкое использование передового опыта и внедрение результатов исследований в школьную практику. Сегодня, когда школьное образование меняется более чем когда-либо, вопрос успеваемости остается одним из важнейших вопросов школьной практики.

Для успешного решения этой проблемы, помимо решения практических и организационных задач, необходимы новые теоретические знания о сути самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе. Исключительное значение, по мнению Бабанского Ю.К., имеют комплексные исследования данной проблемы. Необходимо, также учитывать данные, полученные и другими смежными науками — дефектологией, психологией и др.

Одна из целей этой работы — раскрыть концепцию школьной неуспеваемости и рассмотреть пути и средства, необходимые для предотвращения и исправления школьной неуспеваемости.

Задачи исследования: Проанализировать обучение и развитие в школьном возрасте, выявить пути преодоления неуспеваемости школьников, определить причины неуспеваемости учеников[1].

1. ПОНЯТИНЕ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Под неудачей понимается ситуация, когда поведение и результаты обучения не соответствуют образовательным и педагогическим потребностям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательно и опасно с моральной, социальной и экономической точек зрения. Педагогически запущенные дети часто бросают школу и попадают в группы риска. Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов в ее изучении.

Неудача трактуется как несоответствие подготовки ученика обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии навыков и умений, формировании опыта творческой деятельности и воспитании познавательных отношений. Профилактика отказов предполагает своевременное выявление и устранение всех ее элементов.

Неудача школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и условиями, в которых происходит их развитие. Самым важным из этих условий педагогика признает обучение и воспитание детей в школе.

15 стр., 7472 слов

Проблемы школьной неуспеваемости

... школьной неуспеваемости В психолого-педагогической литературе понятие академической неуспеваемости трактуется по-разному. Блонский П.П. под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. неуспеваемость обучающихся неуспеваемость Неудача ...

Изучение проблемы все чаще ассоциируется с широким кругом социальных вопросов, оно предполагает использование данных всех наук о человеке, личности, личности.

Именно дидактика призвана дать определение неуспеваемости, что эта задача не может быть решена другими науками, так как понятие неуспеваемости есть прежде всего дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики — содержанием и процессом обучения.

Хотя проблема раскрытия сущности академической неудачи в литературе не ставилась, подходы к ее решению можно найти во многих работах. Один из таких подходов — анализ условий, которые приводят к академической неуспеваемости. Так, М. А. Данилов связывает академические неудачи с движущими силами процесса обучения: его противоречиями. Согласно этой позиции, в случаях нарушения противоречивого единства способностей учащихся и того, что от них требуется, наступает академическая неуспеваемость. Сходные мысли высказывает В. Окно, которое определяет школьную неудачу как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и окружающей средой.

Однако исследования, проведенные в рамках этого подхода, нельзя признать достаточными, они направлены на выяснение внешних связей явления и оставление его внутренней структуры в тени.

Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса.

Непоследовательность этого понимания и терминологии заложена в самой сути рассматриваемого явления: запаздывающий процесс состоит из запаздывающих действий.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Индивидуальные задержки суммируются как результат академической неуспеваемости; это результат процесса задержки. Множественные задержки, если их не преодолеть, растут, переплетаются и в конечном итоге приводят к академической неудаче.

Чтобы ответить на вопрос, почему возможны задержки, мы должны сначала изучить факторы академической успеваемости.

Изучение соответствующих научных данных позволило выделить три основных фактора успеваемости: требования к учащимся, вытекающие из целей школы; психофизические возможности учащихся; социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.

Требования студентов формируют основу для разработки критериев доказательств и оценки. Требования к содержанию образования могут быть выполнены только в том случае, если они не превышают физических и умственных способностей школьников и соответствуют условиям обучения и воспитания детей.

В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны — физические возможности (состояние организма его развитие) и психические (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания).

При разработке требований к учащимся специалисты по каждому учебному предмету руководствуются определенным стандартом способностей детей определенного школьного возраста.

10 стр., 4828 слов

Методологические проблемы применения информационных технологий ...

... обучения детей с нарушением развития интеллекта При организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья принято обращать внимание на вид и степень нарушений. Для этого проводится психолого-медико-педагогическая комиссия, которая определяет уровень развития интеллектуальных ...

Психофизические способности детей изменяются, улучшаются под влиянием социальных условий, в том числе под влиянием школьной воспитательной работы. Содержание и методы обучения повышают (а иногда задерживают, понижают) возможности учащихся.

Социальные условия (в широком смысле слова) как фактор — успеваемости также взаимодействуют с возможностями детей. Это условия, в которых дети живут, учатся, получают образование, условия жизни, культурный уровень родителей и окружающая среда, размер классов, школьное оборудование, квалификация учителей, доступность и качество образования литература и многое другое. И этот фактор так или иначе учитывается при определении содержания обучения.

Одни и те же условия обучения и воспитания по-разному влияют на детей, выросших в разных условиях, с разным телосложением, на общее развитие. Не только обучение, но и вся жизнь ребенка влияет на формирование его личности, и развитие личности не совершается под влиянием одних внешних условий [2].

2. ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Неудача в школе всегда происходит по нескольким причинам, и они часто работают вместе.

Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и т. д.

Классификации причин:

Так, например, А. М. Helmont поставил перед собой задачу сопоставить причины академической неудачи с ее категориями.

Им выделены причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория), частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория), эпизодической неуспеваемости (III категория).

В качестве причин I категории отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.

Для II категории указаны: недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.

Для III категории выявлены: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий[3].

3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика — это поиск оптимальных педагогических систем, включающих использование активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программного обучения, компьютеризацию педагогической деятельности. Ю.Бабанский предложил концепцию оптимизации образовательного процесса для такой профилактики. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации и психологизации образования.

2. Педагогическая диагностика: систематический мониторинг и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого учитель использует беседы с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по типам допущенных ошибок. Ю.Бабанский предложил создать педагогический совет — совет учителей для анализа и решения дидактических задач старшеклассников.

8 стр., 3990 слов

Особенности обучения одаренных детей (2)

... и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок ...

3. Педагогическая терапия — меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе — группы выравнивания. Плюсы последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных учебных пособий. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе чаще связаны с плохим образованием, с неуспевающими студентами следует проводить индивидуальную плановую образовательную работу, которая также включает работу с семьей студента.

Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ различных практических мер выявил некоторые ключевые положения.

В работе с неуспевающими школьниками на первый план выходят воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Признается, что цель работы с неудачниками заключается не только в восполнении пробелов в их образовательной подготовке, но в то же время в развитии их когнитивной независимости. Это важно, потому что, присоединившись к своим сверстникам, ученик не должен отставать в будущем. допускается временное снижение требований к поступающим студентам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.

Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).

школьный ученик неуспеваемость дидактика

При разработке способов совершенствования учебного процесса, как правило, предполагается создание особо благоприятных условий для неуспешных школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда входят предложения по совершенствованию учета и контроля, рекомендации по улучшению познавательной деятельности учащихся и их независимости, совершенствованию содержащихся в ней творческих элементов и стимулированию развития интересов. Способы перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических трудах, кажутся плодотворными: предлагать ученику доступные ему задачи, чтобы он мог добиться успеха. От успеха, даже самого маленького, можно построить мост к позитивному отношению к учебе. С этой целью они используют игровые и практические занятия, знакомят неуспешных учеников из старших классов с классами с опоздавшими учениками из младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся осознать ценности знаний, критически отнестись к учебе в школе.

Также обращаем внимание на особые условия анкетирования для не поступающих студентов. Дайте им больше времени подумать над ответом на доске, чтобы помочь представить содержание урока с помощью плана, диаграмм и плакатов. Рекомендуется совмещать опрос бедных учеников с самостоятельной работой других учеников, чтобы вы могли провести индивидуальную беседу с учеником, который ответит, обнаружит его трудности и поможет с важными вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.

5 стр., 2464 слов

Проблема охраны и воспитания певческого голоса у учащихся младшего ...

... младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. факультетов педвузов. – М.: Академия, 2001. – 368 с. 65. О традиционных и нетрадиционных подходах к проведению занятий музыкально-эстетического цикла в ВУЗе и школе: ...

Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя — не только довести до необходимого уровня слабых, но и дать посильную нагрузку средним и сильным ученикам. На некоторых этапах урока самостоятельная работа организована в группах, студенты выполняют задания разной степени сложности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе студенты представляют отчет о выполненной самостоятельной работе. Заявленный принцип построения урока используется в практике многих школ. важно отметить, что группы носят временный характер, переход от одной к другой разрешается учениками по их желанию и осуществляется преподавателем с учетом успешности преподавания каждого ученика.

Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно недостаточно проработан, но есть интересные соображения, на которые я хотел бы обратить внимание: о полезности вспомогательных средств для выполнения домашних заданий по расписанию для опоздавших, об эффективности создания проблемной ситуации и о персонализации задач.

На практике в школах широко используются всевозможные дополнительные занятия с опозданием. Преобладание этой меры, справедливо критикуемой за иррациональность, объясняется, на наш взгляд, тем, что она увеличивает время, затрачиваемое на изучение материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания[4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов в ее изучении. В своей работе мы стараемся учесть неудачи школьников, определить причины неудач школьников, а также выявить способы устранения причин неудач у школьников.

Чтобы ребенок хорошо учился, необходимо:

1) отсутствие существенных недостатков умственного развития;

2) достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;

3) материальные возможности удовлетворения важнейших духовный потребностей человека;

4) мастерство учителей, работающих с ребенком в школе[5].

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/prichinyi-i-formyi-shkolnoy-neuspevaemosti/

1. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635a2bd78a4c53a88421316c37_0.html

2.

3. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b3ad68b5d43a88521316d27_0.html

4. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635b2bc68a4d53a88521206d27_1.html

5.