Этика и психология делового общения

Курсовая работа

Одной из основных задач модернизации российского образования является подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, готового к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

Специалист нового типа должен обладать не только высокой квалификацией, но и быть «профессиональным коммуникатором» владеть искусством делового общения, так как ему придется постоянно контактировать с людьми; обсуждать вопросы, связанные с выполнением заданий, принятием решений; выступать на заседаниях, совещаниях, собраниях; участвовать в переговорах, презентациях; проводить собеседования и т.п.

Умение общаться, по мнению исследователей в области менеджмента, становится непременным условием успешной деятельности профессионала.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Англию и Францию называют обыкновенно «классическими странами этикета». Однако родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т. п. в XV столетии господствовали в обеих странах. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение [14, c.93].

В то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, в Италии развивалась новая культура. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

Этикет – явление историческое. Правила поведения людей изменялись с динамикой условий жизни общества, конкретной социальной страны среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царствующих особ, для закрепления определенной иерархии взаимоотношений. От соблюдения правил поведения часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде.

9 стр., 4337 слов

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек ...

... в противовес данной установке, ищет стабильное характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведение личности внутри любой эпохи. Биологи пытаются доказывать неизменность человеческой природы. Историки, ... синтез природного и общественного станет характерной чертой наступающего века. Основная часть Общество и окружающая природная среда – это совокупность природных условий, среды обитания ...

Сегодня происходит расширение сферы делового общения, укрепляются международные экономические и культурные связи, появляются новые эффективные формы взаимодействия деловых людей, вырабатываются методы и приемы оказания действенного влияния на делового партнера.

Необходимым условием для общения людей является соблюдение этикета делового общения. Этикет выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом, правила поведения людей в различных кругах.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» — политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. В зарубежных учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное влияние.

Целью курсовой работы является изучение этики и психологии делового общения на Фроловском ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Волгоград».

Актуальность темы

Задачи данной курсовой работы:

— описать понятия «общение», «деловое общение», «этикет делового общения», « психология делового общения»;

  • охарактеризовать общение как социально-психологическую проблему;
  • представить особенности деятельности Фроловского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Волгоград»;

— исследовать психологию и этику делового общения на Фроловском ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Волгоград»;

— составить программу социально – психологического исследования, провести исследование по выявлению удовлетворенности деловым общением сотрудников Фроловского ЛПУМГ;

  • сформулировать выводы и предложения по результатам проведенного исследования.

Объектом данной курсовой работы является этика и психология делового общения.

Предметом данной курсовой работы является деловое общение сотрудников Фроловского ЛПУМГ.

Гипотеза : можно предположить, что основными аспектами неудовлетворенности деловым общением между сотрудниками Фроловского ЛПУМГ является недоброжелательность со стороны коллег; недостаточная образованность; личная неприязнь; навязывание чужой точки зрения.

Особой формой взаимодействия людей в различных сферах трудовой деятельности является деловое общение. Важное значение оно приобретает для людей, занятых в управлении. Как показывают исследования в области менеджмента, на общение расходуется 80-90% рабочего времени руководителей всех уровней.

5 стр., 2274 слов

Деловая этика и этикет

... у человека благодаря совместной жизни с другими людьми. Деловой этикет -- важнейшая сторона морали профессионального поведения предпринимателя. Знание делового этикета -- основа предпринимательского успеха. Вывод: Деловая этика и этикет, культура деловых ... составить полезный для дела круг общения, умение организовать деловую трапезу и вести себя на ней и т.д., и т.п. - и все с тем прицелом, чтобы ...

Деловое общение, Цель делового общения

В процессе делового общения его участники могут преследовать и свои собственные цели: обеспечение личной безопасности в ходе выполнения профессиональных обязанностей путем снятия с себя ответственности; желание улучшить свое материальное положение; стремление сделать карьеру, поддержать свой престиж, завоевать авторитет среди коллег и т.п.

Содержанием делового общения является то дело, которым заняты люди в процессе деятельности, а не проблемы, затрагивающие их внутренний мир.

Следует иметь в виду, что участники делового общения – это, как правило, официальные, должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности.

Деловое общение может быть необходимым (без межличностных контактов осуществление совместной деятельности невозможно); желательным (определенные межличностные контакты способствуют более успешному осуществлению задуманных планов); нейтральным (межличностным контакты не способствуют, но и не мешают решению поставленных задач); нежелательным (общение между определенными лицами затрудняет достижение поставленной цели)

Деловое общение реализуется в различных формах:

  • деловая беседа;
  • деловые переговоры;
  • деловые совещания;
  • публичные выступления.

В зависимости от различных признаков деловое общение можно разделить на следующие виды:

1) контактное – дистанционное ( по положению коммуникантов в пространстве и времени);

2) непосредственное – опосредованное (по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»);

3) устное — письменное (с точки зрения формы существования языка);

4) монологическое – диалогическое (с точки зрения постоянной и переменной позиции я — говорящего и ты – служащего);

5) официальное – неофициальное (с учетом обстановки общения и взаимоотношения общающихся) [9, с.67].

Прежде всего к специфическим особенностям делового общения относится регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям. В деловом общении существуют принятые стандарты повеления, которые определяются должностными правилами и обязанностями служащего, традициями данного коллектива. Регламентированность включает в себя также соблюдение речевого этикета, т.е. устойчивых формул общения, применяемых в типичных ситуациях.

Важная особенность делового общения – строгое соблюдение его участниками формально-ролевых принципов взаимодействия. В жизни мы постоянно исполняем различные роли. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и официальным представителем на каком-либо мероприятии и т.п.

К особенностям делового общения относится и повышенная ответственность участников за его результат. Успешное деловое взаимодействие во многом определяется правильно выбранной стратегией и тактикой общения.

4 стр., 1801 слов

Речевой этикет в деловом общении

... деловом общении. Следование правилам делового этикета и этике делового общения является залогом успеха в бизнесе. Другими словами, соблюдение правил делового этикета и деловой этики ... Воинский Деловой Важнейшим элементом профессиональной деятельности делового человека является соблюдение делового этикета. По мнению ... минимум несколько раз подумайте перед тем, как звонить в неурочное время ...

Деловое общение требует и более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств. Речь деловых людей должна быть прежде всего правильной, т. е. соответствовать нормам современного литературного языка, которые воспринимаются в качестве «идеала», или образца.

Важно понимать, что на деловое взаимодействие значительно влияет иерархичность построения организации, характер вертикальных и горизонтальных связей, которые устанавливаются между сотрудниками и подразделениями.

1.2 Психология делового общения, Деловое общение