Функциональное состояние человека – это не что иное, как целый комплекс свойств, указывающих на уровень его жизнеспособности. Оно является основой для характеристики деятельности организма в тех или иных условиях, направлениях, с имеющимся запасом сил и энергии.
Кроме того, функциональное состояние служит основным критерием для характеристики возможностей человека и его поведения.
Составляющие уровня здоровья
Общее функциональное состояние организма человека складывается из тех или иных изменений. Они происходят во всех его физиологических системах, а именно в:
- центральной нервной;
- — двигательной;
- — эндокринной;
- — дыхательной;
- — сердечно-сосудистой и т. д.
Кроме того, на функциональное состояние человека немаловажное влияние оказывают сдвиги, возможные во время протекания психических процессов, таких как ощущение и восприятие, мышление и память, внимание и воображение. Зависит ваше здоровье и от субъективных переживаний.
Структура состояний
Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы. Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния-радости, воодушевления, восторга и т. д., а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку. А. О. Прохоров считает, что вначале многие психологические состояния являются неравновесными, и лишь после получения недостающей информации или получения необходимых ресурсов, они приобретают статический характер. Именно в начальный период формирования состояния возникают наиболее сильные эмоции — как субъективные реакции человека, выражающего своё отношение к процессу реализации актуальной потребности. Важную роль в характере нового установившегося состояния играет «блок целеполагания», который определяет как вероятность удовлетворения потребности, так и характер будущих действий.
Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории ...
... понимание древним человеком своих потребностей и возможных путей их удовлетворения. За всеми потребностями людей первобытной эпохи (как, впрочем, и наших современников) стояли биологические особенности человеческого организма. Эти ... равные части и раздавалась всем присутствующим. Например, получив кусок материи, туземцы всегда делили его на одинаковые кусочки по числу людей, находившихся в ...
В зависимости от информации, хранящейся в памяти, формируется психологический компонент состояния, включающий в себя эмоции, ожидания, установки, чувства и «фильтры восприятия». Последний компонент очень важен для понимания характера состояния, так как именно через него человек воспринимает мир и оценивает его. После установки соответствующих «фильтров», объективные характеристики внешнего мира уже гораздо слабей могут воздействовать на сознание, а главную роль играют установки, убеждения и представления. Например, в состоянии любви объект привязанности кажется идеальным и лишённым недостатков, а в состоянии гнева другой человек воспринимается в исключительно чёрном цвете, и логические доводы очень мало влияют на эти состояния. Если в реализации потребности участвует социальный объект, то эмоции принято называть чувствами. Если в эмоциях главную роль играет субъект восприятия, то в чувстве тесно сплетены и субъект и объект, причём при сильных чувствах второй человек может занимать в сознании даже большее место, чем сам индивид (чувство ревности, мести, любви).
После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами человек приходит к какому-то результату. Этот результат или позволяет реализовать потребность, вызвавшую данное состояние (и тогда оно сходит на нет), либо результат оказывается отрицательным. В этом случае возникает новое состояние — фрустрации, агрессии, раздражения и т. д., в котором человек получает новые ресурсы, а значит — новые шансы эту потребность удовлетворить. Если же и дальше результат остаётся негативным, то включаются механизмы психологической защиты, снижающие напряжённость психических состояний, и уменьшающие вероятность возникновения хронического стресса.
Классификация состояний человека
Существует огромное количество факторов, влияющих на поведение и здоровье человека. Именно поэтому функциональное состояние организма в каждой конкретной ситуации является уникальным. Тем не менее из огромного количества частных случаев ученые выделили самые основные. Они-то и объединены в определенные классы. Это состояние:
- нормальной жизнедеятельности;
- — патологическое;
- — пограничное.
Отнести функциональное состояние к тому или иному классу можно только при использовании определенных критериев оценки, а именно — надежности и цены деятельности. Первый из них характеризует способность человека работать с заданным уровнем точности, безотказности и своевременности. Показатель же цены деятельности служит для характеристики функционального состояния с точки зрения истощения жизненных сил организма, что в конечном итоге оказывает непосредственное влияние на уровень его здоровья.
На основании данных критериев производится разграничение функционального состояния на допустимое и недопустимое. Такая классификация применяется при исследованиях на возможность ведения трудовой деятельности.
Понятие и классификация психических состояний человека
... классификации основаны на тех или иных проявлениях психического состояния человека. Обобщая положения разных классификаций, выделим главное: уровень ... состояний; нормальность-патологичность состояний. Поскольку психическое состояние рассматривается целостным психическим явлением, более того, выделяется как категория психических явлений, необходимо решение вопросов о его структурно-функциональной ...
К какому классу отнести функциональное состояние пациента, решается медиками конкретно в зависимости от того или иного случая. Например, состояние утомления. Оно приводит к снижению показателей эффективности деятельности, но считать его недопустимым неверно. Однако если степень утомления переходит нижние границы определенной нормы, то в таком случае функциональное состояние является запрещенным. Такая оценка дается не случайно.
Чрезмерное напряжение психологических и физических ресурсов человека ухудшает его физическое состояние. В дальнейшем такого рода утомление является потенциальным источником появления различных недугов. На этом основании выделяют нормальное и патологическое функциональное состояние здоровья. Последний из указанных двух классов служит предметом исследований медиков. Например, после длительных переживаний или стрессов нередко возникают болезни сосудов и сердца, пищеварительной системы, а также неврозы.
Существует еще одна классификация функциональных состояний человека. Ее строят с использованием критериев адекватности ответных реакций к требованиям трудовой деятельности. Согласно данной классификации, функциональные состояния относят к адекватной мобилизации и динамическому рассогласованию.
Для первого из этих двух видов характерно соответствие степени напряженности возможностей человека и тех требований, которые предъявляются к нему в конкретных условиях. Такое состояние может быть нарушено при повышенных нагрузках, продолжительности и чрезмерной активности. В данном случае в организме накапливается утомление и возникает состояние, относимое к динамическому рассогласованию. При этом человек для достижения нужного результата вынужден будет прилагать усилия, которые превышают необходимые.
Негативные психологические состояния человека — реферат
Первичное обследование врача
При обращении в медицинские учреждения оценка функционального состояния пациента специалистом производится на основании данных осмотра, опроса, лабораторных и иных исследований. Порой подобные мероприятия проводятся в отношении больных, которым предстоит операция. В таком случае осуществляются комплексные исследования, выявляющие уровень функционального состояния человека.
При этом рассматриваются жалобы больного и его анатомические данные, а также оцениваются результаты клинического осмотра, содержащие сведения об:
- артериальном давлении;
- — частоте сердечных сокращений;
- — снижении или повышении массы тела;
- — наличии отеков и т. д.
Состояние системы сосудов и сердца
С чего начинается исследование функционального состояния организма? С оценки работы его сердца и сосудов. И это не удивительно. Нормальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы позволяет осуществлять доставку кислорода каждой клеточке тела человека. Это дает возможность всему организму работать в обычном режиме. Кроме того, оценка состояния сосудов и сердца находится на первом месте из-за того, что у современного человека они чрезвычайно ранимы.
Возрастные особенности нервной системы человека
... люди общаются друг с другом и познают окружающую среду [4]. Нервная система топографически делится на центральную и периферическую, а функционально - на соматическую и вегетативную. Центральная нервная система ... а также в более поздние возрастные периоды, когда наблюдается увеличение массы ... др.) и функциональных (установление соответствующих величин лабильности, хронаксии и др.) особенностей. Трудно ...
Каковы основные показатели функционального состояния столь важной для нас системы? Это пульс, указывающий на частоту сердечных сокращений, а также анализ его изменения.
Данный показатель у мужчин в состоянии покоя должен составлять от 55 до 70 ударов в минуту, а у женщин – от 60 до 75. При больших значениях пульс считают учащенным, что является признаком тахикардии. Частота сердечных ударов ниже нормы указывает на такой недуг, как брадикардия.
Также ваше здоровье напрямую зависит от показателей давления крови. Его нормальное значение находится в пределах 100-129/60-79 мм. рт. ст. Повышенное давление указывает на гипертонию, а пониженное – на гипотонию.
Оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы невозможно без исследований характеристики изменения ее работы после интенсивных физических нагрузок. При этом учитывается и длительность восстановления организма. Подобные исследования проводятся с использованием разнообразных функциональных проб.
Тренинг Осознанность. Часть 8. Выход из негативного состояния. , СОДЕРЖАНИЕ. ЧИТАТЬ ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ…..
1. Каждый человек пребывает в разных эмоциональных состояниях.
Иногда позитивные эмоции; Иногда негативные.
Нервная система подстраивается под окружающую реальность.
Создаются условные рефлексы.
Негативные эмоции могут стать привычным состоянием человека.
Нервная система привыкает и выйти из этих состояний становится сложнее и сложнее.
Узнай как развить феноменальную память!
Бесплатный мастер-класс от рекордсмена Книги рекордов Украины и России. Только сегодня книга «Ставь цели» в подарок!
Забрать подарок
Экхард Толле называет негативное эмоциональное состояние — болевое тело.
Это фантом — субличность, которая живет в человеке.
«Когда ваши мысли соединяются с энергетическим полем болевого тела, вы отождествляете себя с ним и питаете его своими мыслями.»
«Это значит, что вы сотворили из боли некое «я» (очень несчастливое) и уверовали в то, что этот порожденный умом фантом и есть ваша истинная сущность. »
Психические состояния человека
... стенические и астенические. Возникновение и протекание психических состояний человека зависят от его индивидуальных психических и нейрофизиологических качеств, предшествующих психических состояний, жизненного опыта, (в том числе ... анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным человеку. Любовь рассматривается также как философская категория, в виде ...
2. Болевое тело — это энергетическая и эмоциональная сущность, которая захватывает нервную систему человека.
Она начинает управлять его мышлением. Приходят мысли соответствующие ей.
Анекдот:
Мужчина пишет объявление о пропаже собаки. Он делает грустное лицо и начинает писать: Пропала собака. Сука… (начинает плакать).
Бл..ть… До чего я ненавижу эту страну……
В состоянии эмоциональной боли и негативной энергии — человек начинает мыслить в очень негативном ключе и подпитывает это состояние.
Он подтверждает себе все негативные предположения о своей жизни. О людях.
Его лицо и реакции выражают негатив. Реакция окружающих — СООТВЕТСТВУЕТ его состоянию. Каждый раз переживая негативное эмоциональное состояние -человек тренирует свою нервную систему быстро в него входить.
3. Для выхода из этого состояния Экхарт Толле советует следующий метод:
«Сосредоточьте внимание на внутренних ощущениях. Осознайте, что вы ощущаете болевое тело. Примите то, что оно есть. Не думайте о нем, не позволяйте ощущению превратиться в мысль. Не оценивайте и не анализируйте. Не отождествляйте себя с ним. Присутствуйте и наблюдайте за тем, что происходит внутри вас.
Осознайте не только душевную боль, но и «того, кто наблюдает» – безмолвного очевидца. Это и есть сила Настоящего, мощь вашего осознанного присутствия. И наблюдайте за тем, что будет дальше»
«Когда ваши мысли соединяются с энергетическим полем болевого тела, вы отождествляете себя с ним и питаете его своими мыслями. »
«Непрерывное осознанное внимание разрывает связь между болевым телом и мыслительным процессом, превращая страдание в сознание. »
Упражнения:
1) Напишите, какие действия выводят вас из негативного состояния?
2) Напишите, какие действия вводят вас в позитивное состояние?
3) Сделайте подряд все эти действия и зафиксируйте новое состояние
Я В ПОЗИТИВЕ!
4) ПОДЕЛИТЕСЬ В КОММЕНТАРИЯХ СВОИМИ МЕТОДАМИ выхода из негатива и входа в ПОЗИТИВ!
Состояние системы дыхания
Для обеспечения жизнедеятельности организма необходим постоянный процесс поступления в него кислорода и вывода водяных паров и углекислого газа. За это отвечают органы дыхания.
К оценке показателей функционального состояния данной системы относят три параметра. Это глубина, частота и тип дыхания.
Одним из наиболее важных показателей является ЧД. Это частота дыхания, которая необходима для нормального обеспечения кислородом всех систем организма. Значения данного показателя зависят от ряда причин. Это может быть температура тела или окружающей среды, а также период до или после приема пищи. Частота дыхания меняется от положения тела. Ее меньшие значения наблюдаются в положении лежа, а большие – стоя. У мужчин дыхание реже на 2-4 вдоха в минуту, чем у женщин. В среднем нормальное значение ЧД находится в пределах от 14 до 16.
Как же определить функциональное состояние дыхательной системы? Это возможно при анализе:
1. Соотношение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания. В состоянии покоя и при физических нагрузках эти значения колеблются в пределах от 4:1 до 5:1. Повышение данных показателей за счет ЧСС будет свидетельствовать о снижении термодинамики сердца. Снижение значений за счет роста ЧД укажет на менее экономичную работу легких.
Предстартовые психические состояния спортсмена
... протекания эмоциональных реакций у спортсменов в предстартовом состоянии. Основными причинами, влияющими на предсоревновательные психические состояний, являются следующие: 1. Значимость соревнований. Она определяется ... влияние на динамику предсоревновательных состояний, что определяется опытом и индивидуальными особенностями спортсменов. 4. Поведение окружающих спортсмена людей. Случайно брошенное ...
2. Задержки дыхания. Для этого выполняется проба Штанге. Если человек смог задержать дыхание более чем на 80 сек., можно говорить об отличном состоянии его легких, на 70-80 – о хорошем, на 65-70 – о среднем, менее чем на 65 – о слабом.
Состояние центральной нервной системы
Оценка работоспособности всех органов производится во время осмотра и по результатам целого комплекса биохимических анализов. Однако что касается нервной системы, то здесь у специалистов возникает ряд трудностей, связанных с ограниченностью инструментального исследования.
Физическое состояние человека напрямую зависит от работоспособности его ЦНС. Причем сила нервных процессов, происходящих в нашем организме, достаточно велика. Об этом может свидетельствовать тот факт, что от работы нервной системы зависит и наша эмоциональная сфера. Это устойчивость настроения и умение сдерживаться, настойчивость и смелость, а также многие другие критерии.
Для того чтобы определить функциональное состояние ЦНС, специалисту важно выяснить характеристики сна пациента. Дело в том, что у ночного отдыха есть две фазы. Это сон медленный и быстрый. На протяжении ночного времени эти фазы меняются местами, повторяясь от 3 до 5 раз. При нарушении такого чередования диагностируют расстройство сна, что свидетельствует о психических и невротических нарушениях в организме.
Немаловажным показателем функционального состояния ЦНС является и координация движений. Для определения данного показателя используют специальные пробы. С их помощью выявляется статическая и динамическая координация движений пациента.
Расстройство данной функции свидетельствует о переутомлении организма или о наличии патологических изменений, возникших на отдельных участках нервной системы.
Также для уточнения функционального состояния ЦНС применяются:
- ЭЭГ, или электроэнцефалограмма, регистрирующая электрическую активность мозговой ткани;
- — РЭГ, или реоэнцефалограмма, исследующая церебральный кровоток сосудов мозга;
- — ЭМГ, или электромиография, регистрирующая электрическую активность скелетных мышц;
- — хронаксиметрия, исследующая возбудимость нервной ткани в зависимости от периода действия раздражителя;
- — проба Ромберга, выявляющая нарушения равновесия при нахождении человека в положении стоя;
- — тест Яроцкого, определяющий порог чувствительности, которым обладает вестибулярный анализатор;
- — пальцево-носовая проба, для которой пациент должен своим указательным пальцем дотянуться до кончика носа (непопадание может свидетельствовать о неврозе, травме головного мозга, переутомлении и других нарушениях функционального состояния).
Исследования нервной системы способны выявить некоторые ее патологии. Это неврозы или неврозоподобные состояния, неврастении и т. д.
Шпаргалка 100 ответов по психологии — 37. Психические состояния человека
Страница 37 из 100
37. Психические состояния человека
Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).
общественное мнение и общественное настроение
Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.
Целостность
психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.
Подвижность
психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).
относительной устойчивостью
, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных).
При этом психические процессы, состояния и свойства, личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности – сосредоточенностью.
Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность – неуверенность, активность – пассивность, фрустрация – толерантность и т.д.).
Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:
личностные и ситуативные
;
2. в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) – интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;
3. в зависимости от степени глубины – состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;
- кратковременные, затяжные, длительные и т. д
-;
положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические
;
состояния более или менее осознанные
;
7. в зависимости от причин, их вызывающих;
в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.
психические состояния
профессиональной пригодности, осознание значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т.д.
состояние профессиональной заинтересованности
Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста.
состоянию творческого вдохновения
, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме; обострении восприятия; повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастания мощи воображения; возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений и т.д.
психическое состояние готовности
к ней в целом и к отдельным ее элементам, в частности.
состояния психической напряженности
операционной
(операторной, «деловой»)
напряженности
, т.е. напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т.д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т.д.).
<< Предыдущая — Следующая >>
Утомление
Функциональное психическое состояние организма, как правило, исследует динамику работоспособности человека. При этом одним из основных показателей является утомление организма, то есть его естественная реакция, возникающая при нарастании напряжения в процессе продолжительной работы.
С точки зрения физиологии, возникающая у человека усталость говорит об истощении его внутренних резервов. При этом все системы организма переводят свою функциональную активность в другие режимы. Например, за счет роста числа сокращений сердца снижается минутный объем кровотока. Данный процесс, как и многие другие, замедляет темп работы, нарушает точность, координацию и ритмичность движений.
С ростом утомления страдает и эмоциональная сфера. Изменения, затрагивающие психические процессы, замедляют функционирование органов чувств, переводя их в инерционный режим. Также при утомлении снижается скорость реагирования, что говорит об увеличении времени сенсомоторной реакции.
Уставшему человеку становится трудно выполнять сложные движения. Кроме того, в таком состоянии происходит сужение объема внимания со снижением функций его распределения и переключения. В результате значительно ухудшается сознательный контроль, который человек должен осуществлять за выполнением своей деятельности. Ухудшение функционального состояния организма при утомлении приводит к затруднению при извлечении информации, содержащейся в долговременной памяти. Нарушается и система кратковременного хранения.
При нарастании усталости у человека трансформируются мотивы деятельности. Так, на ранних этапах рабочего процесса имеет место деловое настроение. Однако вследствие накопления усталости преобладающими становятся мотивы ухода от деятельности.
Стадии работоспособности
В процессе трудовой деятельности организм человека проходит четыре этапа. Они включают в себя стадии:
- врабатывания;
- — оптимальной работоспособности;
- — утомления;
- — конечного порыва.
После завершения последнего этапа происходит рассогласование трудовой деятельности. Как восстановить оптимальный уровень работоспособности? Для этого необходимо прекратить деятельность для того, чтобы активно или пассивно отдохнуть.
Порой у человека происходит кумуляция, или накопление утомления. Это бывает в тех случаях, когда полноценность или продолжительность периодов отдыха для него недостаточна. В таких случаях возникает хроническое утомление, которое выражается в чувстве постоянной усталости, сонливости и т. д. Объективные признаки данного функционального состояния на его начальных стадиях выражены мало. Но на их появление всегда может указать изменение в соотношении таких периодов, как стадия врабатывания, а также оптимальная работоспособность.
Напряженность
Это один из показателей функционального состояния организма работающего человека. Определить степень напряженности деятельности можно исходя из структуры процесса труда. При этом учитывается содержание рабочей нагрузки, а также ее насыщенность и интенсивность.
Выделяют два класса состояний напряженности. Первый из них – специфический. Он определяет интенсивность и динамику психофизических процессов, которые лежат в основе выполнения трудовых навыков. Второй класс напряженности – неспецифический. Он выявляет психофизические ресурсы работника.
Поддержание нормального функционального состояния организма
Предел работоспособности человека зависит от его:
- здоровья;
- — возраста;
- — питания;
- — величины резервных возможностей организма;
- — мотивации;
- — опыта и профессиональной подготовленности;
- — санитарно-гигиенических условий труда;
- — направленности личности.
Для того чтобы сохранять нормальный уровень функционального состояния организма, необходимо соблюдение условий, которые предупреждают утомление. Для этого важно правильно чередовать труд и отдых.
Однако не все проблемы, которые связаны с утомлением, можно решить при помощи перерывов в работе. Важную роль в данном случае будет иметь организация места персонала и его труда. При этом необходимо соблюдение таких условий:
- обеспечение достаточного рабочего пространства;
- — наличие искусственного и естественного освещения;
- — допустимый уровень вибрации, шума и иных факторов производства;
- — наличие предупредительных знаков и необходимых инструкций;
- — экономичность и безотказность технического обслуживания рабочего оборудования и т. д.
Психические состояния, их виды , Раздел III. Психические состояния
Цель: сформировать представления об основных понятиях в области знаний о психических состояниях и стрессе, обосновать их значимость для усвоения дисциплины и для личностного развития студента.
Задачи:
1. Формировать понятийный аппарат дисциплины, расширять знания в области знаний о развитии психических состояний человека;
2. Формировать мировоззренческие позиции при освоении знаний о развитии психических состояний человека;
3. Создавать условия для развития познавательного интереса студентов к познанию закономерностей развития психических состояний человека.
Вопросы:
Определение психического состояния, Виды психических состояний и их характеристика
3. Понятие о стрессе и стадии его развития
4. Виды стресс-факторов и их характеристика
5. Методы психорегуляции
Психические состояния, их виды
гомеостаза
Процесс управления гомеостазом – это активно действующая система поддержания постоянного состояния. Процесс поддержания гомеостаза может быть психологическим, физиологическим и механическим (внешне как потение и дрожь).
Интерес к исследованию психических состояний в мировой и отечественной психологии возник в 40-50х годах XX в. Спрос на экспериментальные исследования в области психологии состояний обусловлен в первую очередь клинической практикой, развитием спорта высших достижений, развитием техники, которое требует учета «человеческого фактора» для обеспечения безопасности и надежности.
Жизнь человека – непрерывная череда разнообразных психических состояний. В них проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.
Психическое состояние, Психическое состояние –
Например, аффект как психическое состояние представляет собой обобщенную характеристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики субъекта в определенный, относительно ограниченный отрезок времени; как психический процесс он характеризуется стадиальностью развития эмоций: он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида (вспыльчивости, несдержанности, гневливости).
Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностно стабильные.
Ситуативные, Общефункциональные
, определяющие общую поведенческую активность индивида;
- Состояния доминирования отдельных психических процессов–мотивационных, эмоциональных или волевых;
в сложных условиях
деятельности и поведения;
Конфликтные
психические состояния.
устойчивым
Оптимальные
и
кризисные
состояния;
Пограничные
состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость);
нарушенного сознания
Поскольку состояние – многомерное явление, то любое состояние может быть описано широким спектром параметров. Анализ различных описаний показывает, что отдельные характеристики состояния используются особенно часто. Такие характеристики могут быть оценены как основные.
К таковы можно отнести следующие:
эмоциональные
активационные
тонические
тонзионные
временные
полярность состояний,
состояние бодрости
состояние оптимальной ясности сознания, способности индивида к сознательной деятельности
Бодрствование – состояние активного психического взаимодействия индивида со средой.
Психическая активность, Утомление
1 стадия: интенсивность работы может поддерживаться волевыми усилиями;
2 стадия: волевые усилия не позволяют поддерживать интенсивность работы, которая снижается, и нарушение координации процессов;
3 стадия: неспособность продолжать работу.
Переутомление
- продолжительное снижение работоспособности в результате повышенного объема работы и недовосстановления психофизиологических ресурсов организма.
Стадии развития переутомления:
нервозность
- повышенная раздражительность, плохой аппетит, нарушения сна, сниженный тонус и т.д.;
порочная стеничность
- нарушения психических и физиологических процессов, «провалы» в памяти, нарушение мышления, галлюцинации и т.п.
астеничность
- прекращение реагирования и утрата контроля окружающего мира.
Монотония
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Какие психологические состояния и проявления, носят выраженный криминогенный оттенок, и какие признаки невербальных проявления служат их маркером
гнев агрессивный настрой мимический отвращение Выраженный криминогенный характер носит агрессия. Очень важно уметь по невербальным сигналам вычислить агрессивно настроенного человека. Под агрессией мы будем понимать не только непосредственно силовое воздействие, но и негативное отношение, нацеленность на противостояние. Главный жест агрессии — сжатая в кулак рука. Данный жест может иметь разную степень агрессии. Если руки вашего собеседника вытянуты по швам, при этом обе сжаты в кулаки, то это признак нарастания негатива у человека, он настраивается на поединок. Если кулаки постепенно поднимаются, достигнув уровня груди, то это тревожный фактор. Человек принял бойцовскую стойку, подготовился к удару, и остаются считанные секунды до открытого проявления агрессии. Если у вашего собеседника начинают «чесаться» кулаки — он потирает пальцами одной руки другую руку, сжатую в кулак, то он также настроен негативно по отношению к вам. Если ваш собеседник обхватывает себя руками за плечи — это признак сдерживаемой агрессии. Это значит, что человек готов ринуться в бой, но пытается себя сдержать. Если вы не намерены вступать с ним в поединок, то, увидев такой жест, должны изменить тактику ведения переговоров: сменить тему, изменить тон. Характерный для настроенного агрессивно по отношению к вам человека жест — заложенные за спину руки с захватом запястья. Этот жест опасен, так как он невидим для собеседника, если человек убирает свои руки за спину, то создается впечатление, что он что-то от вас прячет, возможно, это оружие для предстоящей схватки. Но даже без оружия этот жест, сам по себе, очень опасен и означает, что человек явно имеет недобрые намерения. Для того чтобы сгладить агрессивный настрой вашего собеседника, вы можете использовать следующие невербальные средства. Во-первых, попы-тайтесь сократить дистанцию между вами, используйте тактильное воздействие — дотроньтесь до человека. Помните, все ваши действия, движения должны быть крайне медленными, чтобы ваш собеседник не принял их за наступление с вашей стороны. Помните еще и о том, что если он настроен «безусловно» агрессивно, то есть заранее планирует драку вне зависимости от вашего поведения, тогда никакие средства вам не помогут. Вам следует подумать о том, как прервать ваш разговор и уйти в безопасное место, предоставив ему возможность выплеснуть агрессию на кого-нибудь другого. Для человека, настроенного агрессивно, характерны особая поза, осанка и походка. Эти невербальные знаки смогут выдать своего воинственно настроенного обладателя. Ваша задача — уметь их расшифровать. Об агрессивном настрое человека может свидетельствовать поза воина: человек широко расставляет ноги для того, чтобы чувствовать себя уверенно, чтобы под ногами была опора. Его корпус несколько наклонен вперед. Как правило, он старается прикрыть отдельные участки своего тела на случай, если вы первым начнете атаковать. Эти участки — наиболее уязвимые места человека. Для мужчин — это паховая область, нос, челюсть. У женщин (хотя такое яркое проявление агрессии среди женщин не столь популярно, но все же возможно) — это область груди и лицо. Агрессивная походка очень яркая — человек шагает очень широко, иногда даже скачет, чтобы быстрее добраться до своей цели, при этом активно размахивает руками, иногда он может переходить на бег — это признак высокой степени напряжения. Если вы подозреваете вашего собеседника в недобрых намерениях, вам следует обратить внимание на его осанку. Если ваши подозрения верны, то ваш собеседник не стоит прямо, вытянувшись во весь рост. Он немного приосанился, вжал голову в плечи — сам врос в землю, стал компактным, теперь ему удобно наносить удары. Если вы сидите, тогда ваш собеседник может вытянуть шею вперед, а плечи откинуть назад. Причем голова его будет не-много наклонена так, что в вашу сторону будет устремлен лоб, самая твердая часть головы, готовая принять ваш удар. Если человек не старается скрывать негативные эмоции, то их очень легко вычислить по мимике. Она достаточно красноречиво отражает эмоциональный настрой! Как определить, что ваш собеседник настроен агрессивно? Агрессия — это своего рода защитная реакция организма. Человек начинает проявлять агрессию, как только понимает, что сильно уступает вам в каких-то вещах. Это может быть порождение гнева, ненависти, зависти. Возможно, ваш собеседник слабее вас в ораторском искусстве, не владеет талантом убеждения, понимает свою интеллектуальную ущербность, поэтому, за неимением других аргументов, у него и появляется желание победить вас доступным ему способом — с помощью силы. Мимика агрессии очень активна — это сдвинутые к переносице брови, раздувающиеся ноздри, пошатывающиеся скулы, иногда с поскрипыванием зубов, очень плотно сжатые губы. Это мимические признаки того, что ваш собеседник очень агрессивно настроен. Не всегда эти мимические сигналы отражаются на лице все вместе, чаще всего имеется один или два признака. Если на лице вашего собеседника вы заметите хотя бы один из вышеназванных сигналов, насторожитесь — он не очень рад вам. Обратите особое внимание на взгляд. У агрессивного человека взгляд красноречиво повествует о том, что его обладатель готов растерзать своего оппонента. Это очень тяжелый, пронизывающий взгляд, так смотрит хищник на свою жертву, готовясь к нападению. Агрессивный настрой человека можно вычислить по тому, как он с вами говорит. Его слова подобны ударам: резкие, четкие звуки, между которыми достаточно длинные паузы. Нежелание вступать с вами в диалог также может быть проявлением скрытой агрессии. Если человек настроен агрессивно, то он, как правило, повышает громкость голоса. И делает это неосознанно либо для того, чтобы спровоцировать вас на выгодные для него действия, либо чтобы запугать. Возможно, ваш оппонент не обладает грамотной вербальной аргументацией, поэтому пытается объяснить свою точку зрения иными способами, то есть прибегает не к силе слова, а к громкости своего голоса. Он пытается «доходчиво», в медленном темпе объяснить свою точку зрения. Как правило, это ему не удается. На самом деле он вас провоцирует, пытается, что называется, «наехать»: «Я непонятно объясняю?» Все это делается для того, чтобы вызвать у своего собеседника испуг, получить преимущество перед поединком. Он попытается провоцировать, пуская в ход пренебрежительные и язвительные интонации, смешки, ухмылки. Для агрессивно настроенного человека характерно понижение тембра голоса, использование более низких тональностей, интонаций, иногда с хрипотой. Такие голосовые изменения тоже имеют цель напугать собеседника. Иногда агрессия не успевает перерасти в драку, и человек срывается на крик. Человек, сдерживающий агрессию, находится в состоянии сильного напряжения. Если вы так и не дали ему повода для применения силы, то от этого его напряжение не уменьшится. И ему по-прежнему требуется разрядка. Очень часто такая разрядка происходит в форме крика. Это тоже своего рода невербальная форма выхода агрессии. Если он сорвался на крик, то уже вряд ли применит силу к вам. У него просто не осталось сил на драку. В такой ситуации вам лучше подождать, пока его гнев утихнет и он успокоится. Вы сможете попробовать снять напряжение вашего собеседника с помощью невербальных сигналов. Используйте силу своего голоса, чтобы его успокоить, разрядить. Вы должны говорить медленно, нежно, ласково, как бы убаюкивать, усыплять его бдительность. Говорить можете все что угодно, например, настаивать на своем мнении, которое и вывело его из равновесия, но по невербальным сигналам он должен прочесть следующее: «Не бойся меня. Я твой друг. Успокойся. Не переживай. Лучше дружи со мной — это выгоднее». Если вы сумеете правильно использовать свои голосовые возможности, тогда ваш агрессивно настроенный собеседник покорится вам, умерит свой пыл, его агрессия уйдет либо будет обращена в другое русло. Гнев — эмоциональное состояние, которое развивается у человека в состоянии, которое, обобщая, можно назвать состоянием фрустрации — когда человека ограничивают в свободе, создаются препятствия на его пути к получению удовольствия, любых других приятных эмоций, либо создаются препятствия на его пути к достижению цели. Гнев — эмоция сильная, о чем свидетельствуют сопровождающие ее физиологические изменения (подъем артериального давления, сердцебиение, напряжение мышц, увеличение концентрации гормона стресса кортизона и др.). Усиленная физиологическая атрибутика гнева служит главной цели — разрушению объекта или причины, вызвавшей гнев. Проявление гнева может быть разной степени выраженности и разного качества, о чем можно судить по характеру различных эмоциональных определений — гневный, яростный, недовольный, злобный, раздраженный. Недовольный — эмоциональное определение, характеризующее слабую степень проявления гнева, которое развивается у человека в ответ на фрустрацию. Мимическое выражение недовольства сосредотачивается в области рта — губы сжимаются и слегка выпячиваются вперед, углы рта заостряются и опускаются. Именно про такое лицо говорят, что «скорчил мину». Демонстрация недовольства всегда носит «адресный» характер, но в отличие от выраженного гнева представляет только пока демонстрацию возможности развития гнева. Хронически недовольное выражение лица можно наблюдать у хронических невротиков, сосредоточенных на своей личностной позиции «жертвы». Чаще всего недовольное выражение лица можно наблюдать у пациентов с ипохондрическими переживаниями. Раздражение — также слабая степень проявления гнева, которая чаще всего развивается у субъекта на аверсивную стимуляцию. В качестве примера можно привести все проявления гиперестезии — светобоязнь, непереносимость громких звуков, запахов и т.п. Мимическое выражение раздражения носит более рефлекторный характер — чаще всего наблюдается непроизвольное сокращение лобных мышц в области переносицы, сощуривание глаз, при этом человек выглядит так, будто он съел что-то кислое или у него внезапно заболела голова. Раздраженный субъект, в отличие от недовольного, не демонстрирует вам своего раздражения (хотя он может реагировать раздражением на задаваемые ему вопросы точно так же, как на резкий звук или яркий свет), а рефлекторно проявляет свою возбудимость. Поэтому если мы фиксируем у больного раздраженность, мы должны думать о синдроме гиперестезии. Ярость — наиболее яркие проявления эмоционального состояния гнева. Всем знакомо специфическая мимическая экспрессия гнева, которая к тому же дополняется вегетативной «окраской». Весьма характерное сокращение лобных мышц и движение бровей. Брови опушены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. Хотя надо помнить, что морщины на переносице (вертикальные складки) не обязательно означают, что человек сердится, такие же складки наблюдаются при концентрации внимания. Взгляд — заостренный, прищуренный, фиксирован на источнике раздражения и гнева. Губы сжимаются, превращаясь в две тонкие параллельные линии, при этом они могут слегка выпячиваться. Углы рта теряют свойственную им округлость, становятся резко очерченными. Стиснутые зубы и плотно сжатые губы являются универсальным способом выражения гнева в цивилизованном мире, хотя изначально архаический человек, так же как и животные, выражал свой гнев оскаленными зубами. Современный человек может проявлять ярко выраженный архаический гнев, т.е. оскаливать рот, если находится в состоянии активной борьбы, битвы. К вегетативным проявлениям гнева относятся покраснение лица, инъекция склер, блеск глаз (сверкающий взгляд), учащенное дыхание (раздувающиеся ноздри).
Злоба — эмоциональное состояние, которое, также как и гнев, часто сопровождается агрессивным поведением, но, можно сказать, на сознательном уровне. Агрессивное поведение человека, испытывающего гнев, носит скорее рефлекторный характер. Почему? Потому что не только эмоционально, но и физиологически человек готов к «бурному» проявлению двигательной активности, однако его агрессивное поведение хотя и носит разрушительный характер, но при этом не всегда бывает «адресным», т.е. направленным на какого-либо конкретного человека. Гневный субъект может, к примеру, рушить неживые объекты, попавшиеся ему под руку, наносить удары или повреждения самому себе. Злоба проявляется во взгляде («злобный», «звериный», «недобрый» взгляд) и по сравнению с гневом имеет более бедные мимические, а также незначительные соматоневрологические проявления. Отвращение — эмоциональное состояние, которое в целом можно охарактеризовать как состояние неприятия субъектов или объектов внешнего мира. Человек может не принимать, т.е. выказывать отвращение по отношению к неживым объектам (пища, запахи, даже цвет) и к живым объектам, включая животных и людей. Мимические проявления отвращения примерно такие же, как при недовольстве или раздражении, часто субъект еще сморщивает нос (как бы задерживает дыхание). Обращает на себя внимание тенденция отталкивания или объекта от себя или себя от объекта. В последнем случае человек слегка отводит голову назад, либо отворачивает голову. Можно представить себе образ ребенка, которого «воротит» от навязываемой ему манной каши. Презрение — эмоциональное состояние, мимические проявления которого довольно трудно описать, но при этом каждый человек способен распознать выказываемое ему презрение по тем негативным чувствам, которые у него самого при этом возникают, когда он в ответ на презрение со стороны другого испытывает обиду, стыд, гнев, вину, печаль. Считается, что презрение — холодная эмоция, но ее демонстрация другому человеку вызывает у этого человека самые «горячие», живые чувства. В этом моменте кроется уже нечто противоречивое. |