Большинство воинских должностей сопряжено не только с выполнением определённой последовательности рабочих операций, но и с особенностями режима труда и отдыха (сменный труд с ночной занятостью, дежурство за пультом управления и др.), специфичностью среды обитания (работа на открытом воздухе, в специальном помещении, в контакте с токсичными веществами и др.), воздействием экстремальных факторов (нервно-эмоциональные перегрузки, шум, вибрация и др.).
Не все люди в равной мере могут соответствовать требованиям конкретной должности, приспособиться к вынужденным условиям деятельности. Именно поэтому необходим их отбор.
Профессиональный психологический отбор основывается на различиях между людьми по социально-психологическим, психологическим и психофизиологическим качествам. Его теоретической основой является дифференциальная психология, изучающая психологические различия между индивидами, причины и последствия этих различий.
Задачами профессионального психологического отбора являются:
военно-профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военно-учетными специальностями и поступление на военную службу по контракту;
определение профессиональной пригодности граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих к подготовке (обучению) и военной службе на воинских должностях;
отбор кандидатов для обучения в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации;
обеспечение рационального распределения
отбор кандидатов для подготовки прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов-специалистов в учебных частях;
углубленное психологическое изучение военнослужащих с признаками затрудненной адаптации к военной службе и обучению в целях разработки предложений командованию по проведению индивидуальной работы с ними;
Особенности протекания психических процессов у военнослужащих
... проблемы психических познавательных процессов в психологии. Изучить особенности протекания психических процессов у военнослужащих. Новизна исследования: проведение тестирования военнослужащих 433 группы ВФЭИ на разных ... Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и ...
участие в комплектовании экипажей, расчетов, команд, подразделений с учетом психологической совместимости военнослужащих;
выявление лиц с нервно-психической
Профессиональный психологический отбор в
Он направлен на всестороннее изучение индивидуально-психологических
Классы сходных воинских должностей определены используемой в Вооруженных Силах Российской Федерации психологической классификацией воинских должностей, замещаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами, составленной по критерию сходства требований различных видов воинской деятельности к индивидуально-психологическим особенностям человека [14].
Классификация включает семь классов сходных воинских должностей:
Командные (организаторские)
Операторские (сенсорно-гностические)
Связи и наблюдения (сенсорные)
Водительские (сенсомоторные)
Специального назначения (моторно-волевые)
Технологические (специалисты по обслуживанию и ремонту техники)
Прочие
Приведенная классификация применяется в первую очередь для соотнесения конкретных воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, к соответствующим классам и последующего определения обязательности для них мероприятий по профессиональному психологическому отбору. Она позволяет обосновывать критерии прогнозирования профессиональной пригодности, разрабатывать адекватное методическое обеспечение и осуществлять рациональное распределение военнослужащих по профилям подготовки и воинским должностям.
Глава 2. Содержание мероприятий по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Профессиональный психологический отбор в
2.1. Социально – психологическое изучение кандидата.
Социально- психологический отбор
Эмоции и познавательная деятельность личности
... тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. В своем реферате я рассмотрела природу эмоций и их влияние на психику человека. ...
Социально- психологический отбор является ядром личностного подхода к оценке человека.
Личностный аспект изучения психических свойств человека заключается в том, чтобы рассматривать их как форму деятельности, исходя из определенных мотивов и потребностей и направленной на решение значимых для человека задач. Выражением личностного аспекта выступает прежде всего мотивационный план личности. Личностный подход — это понимание личности и отдельных ее психических проявлений в единстве с деятельностью. В соответствии с принципом единства психологической структуры личности с деятельностью ни одно психическое явление, проявляющееся в деятельности, не может быть правильно понято без учета его личностной обусловленности. Личностный подход означает, что самоутверждение личности в профессиональной деятельности представляет собой активный созидательный процесс, предполагающий немеханическое пользование наличными силами человека, немеханическую адаптацию к особенностям деятельности. Профессиональное становление — сознательная, преобразующая, творческая работа личности как в отношении объекта, предмета труда, так и в отношении самой себя в целом и всех своих функций в отдельности [16].
В процессе социально-психологического отбора выявляются и оцениваются социально обусловленные черты личности: ее направленность и мотивация в виде стремлений, интересов, целей, морально-политические качества.
Социально-
Направлениями социально-психологического изучения являются:
условия формирования личностных характеристик;
- военно-профессиональная направленность;
- моральные и волевые качества;
- организаторские способности;
особенности общения и поведения в
- образовательная и профессиональная подготовленность.
Таким образом, в ходе социально-психологического изучения выявляются виды деятельности, выполняемые гражданином до призыва на военную службу, и те качества, которые в этой деятельности главным образом формировались и проявлялись.
При этом тщательному анализу
Социально-
социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, профессиональной среде; место и условия проживания (село, небольшой город, средний и крупный город);
особенности непосредственного социального окружения — в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей;
Психологическая устойчивость личности человека
... людей поступки. В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности ... их отмену. Принято считать, что устойчивость не есть результат действия отдельных элементов (свойств) личности – она результат деятельности в целом. Весьма стойкими ...
содержание наиболее
результаты практической
основные события биографии,
Получаемые при этом данные косвенно характеризуют развитие профессиональных способностей и военно-профессиональной направленности гражданина.
Практика показывает, что основное влияние на формирование личности человека оказывает непосредственное социальное окружение и его анализу должно уделяться особое внимание.
При изучении сведений о семье,