Психодиагностика межличностных отношений

Литература…………………………………………………… ……………………36-37 …………………..38-41

Введение

Психология наших дней – теоретическая дисциплина, изучающая человека, а так же система прикладного знания, позволяющая психологу совершенствовать свою работу с людьми. Тема данной работы посвящена психодиагностике – разделу психологического знания, формирующемуся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими отраслями жизни.

Современная психодиагностика широко используется в различных областях социальной практики: прогнозирование социального поведения, оптимизация обучения и воспитания, консультативная и психотерапевтическая помощь и многое другое.

Помимо этого, психодиагностические методики — это один из инструментов научных исследований в психологии личности и межличностных отношений. Таким образом, психодиагностика служит интересам общества в целом и интересам конкретных его членов (учащимся, пациентам, клиентам психологических консультаций).

Межличностные отношения людей встречаются повсюду: дома, на работе, в кругу друзей и т.д. Они составляют неотъемлемую часть нашей деятельности, в процессе которой происходит формирование личности. Одним из вариантов межличностных отношений являются конфликты.

Тема нашей курсовой – диагностика межличностных отношений в конфликтной ситуации.

На наш взгляд, тема является очень актуальной в данное время так как

конфликты существуют всюду — в семье, на работе, в школе.

Чтобы выработать верную линию поведения в конфликтных различных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Цель курсовой работы – выявить психологические особенности реагирования в конфликтной ситуации на примере продавцов – консультантов.

Изучение конфликтов означает в первую очередь ознакомление с весьма богатой и многообразной литературой по этой проблематике, усвоение теоретических и практических знаний, накопленных в рамках данного направления социологической мысли. Но в первую очередь надо обратить внимание на социологию конфликта, в рамках которой разрабатываются, с одной стороны, общетеоретические проблемы конфликта, а с другой — практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода.

Глава 1. Теоретические подходы к изучению межличностных отношений

2 стр., 889 слов

Межличностный конфликт: сущность и причины возникновения

... следующие причины возникновения межличностных конфликтов: противоречия, возникающие по различным основаниям – ценности, интересы, цели, мотивы, роли отдельных индивидов; борьба между личностями, которая вызвана различием их социальных ... может изменить своё отношение к нему и снизить работоспособность в ответ на принимаемые меры. По степени открытости межличностные конфликты делятся на несколько ...

1.1 Влияние межличностных отношений на развитие личности

А.В.Батаршев писал: «Личность человека формируется в процессе общения с людьми. Если в начальный период жизни человек не волен выбирать для себя людей, которые составляют его непосредственное окружение, то в зрелом возрасте он уже сам в значительной степени может регулировать число и состав лиц, которые его окружают и с которыми он общается. Человек, таким образом, обеспечивает себе со стороны этого окружения определенный поток психологических воздействий». (А.В. Батаршев, 2004, С.26)

Как известно, окружение человека составляют люди, с которыми он вместе живет, играет, учится, отдыхает, работает. Всех их человек психически отражает, на каждого дает эмоциональный отклик, по отношению к каждому практикует определенный способ поведения. От личностных особенностей этих людей в большей мере зависят характер психического отражения, эмоционального отношения и поведения общающегося с ними человека.

Одновременно, это психическое отражение, эмоциональное отношение и поведение всегда несут на себе печать особенностей мотивационно-потребностной сферы человека, который общается с окружающими его людьми. С этими особенностями связан и выбор им людей, с которыми он предпочитает общаться.

Многочисленные факты показывают, что в зависимости от того, как люди своим внешним и внутренним обликом, знаниями, умениями и действиями удовлетворяют потребности общающегося с ними человека, находятся частота и характер его общения с ними. При этом люди становятся субъективно значимыми для человека и вызывают стремление с ними общаться не только тогда, когда соответствуют усвоенным человеком эталонам, традиционным для людей его окружения. На выбор людей для более частого общения влияют такие специфические индивидуальные потребности личности, как потребность в сочувствии, опеке, доминировании, в защите «я» или в самоутверждении.

Расширение границ круга общения у большинства людей характеризуется перерывами постепенности. Значительное обновление состава людей, с которыми каждый человек общается, наступает в таких точках жизненного пути, как приход в детский сад, в школу, переход в ее средние, затем старшие классы, уход в армию, поступление в институт, начало самостоятельной работы, замужество или женитьба. С возрастом происходит значительное изменение характера причин, заставляющих человека вступать в непосредственное общение с другими людьми. Так, если во временном промежутке жизни 15-23 года наблюдается значительный рост контактов, в основе которых лежала необходимость удовлетворения познавательной потребности, то затем имеет место их заметное уменьшение. Наиболее интенсивный период непосредственного общения приходится на возраст 23-30 лет. После этого возраста круг общения человека уменьшается, т.е. уменьшается количество субъективно значимых и входивших в круг непосредственного общения людей.

Изменения в субъективной значимости других людей для личности, как правило, обуславливаются, с одной стороны, ее позицией по отношению к себе в системе потребностей, с другой — отношением к ней со стороны лиц, составляющих ее круг общения. Эти значимые в разной степени для человека отношения других людей к нему влияют не столько на его ведущие потребности, сколько на подчиненные им тенденции защиты своего «я», проявляющиеся в поисках и в осуществлении способов поведения, утверждающих это «я».

4 стр., 1919 слов

Социально-психологические особенности отношения к другим людям ...

... общения и взаимодействия [15]. В связи с этим целью нашего исследования является изучить особенности взаимосвязей выраженности социально-психологических потребностей, отношения к другим людям и отношения к городу жителей мегаполиса, ... параметров, типов отношения к другим людям, компонентов отношения к городу жителей городов разного типа различаются. Жители мегаполиса демонстрируют средний ...

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение — совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Е.И. Рогов отмечал: « Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности». (Е.И. Рогов, 2003, С.279.)

Межличностные отношения чаще всего рассматриваются в системе человек – человек. Для межличностного отношения типична такая ситуация, когда участники общения, вступая в контакты, преследуют по отношению друг к другу более или менее значимые для них цели, которые могут совпадать по своему содержанию, а могут и отличаться друг от друга. Это означает, что межличностное отношение по основным своим характеристикам всегда является видом деятельности, суть которого составляет взаимодействие человека с человеком.

Без общения людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения, искусства, игры, функционирования средств массовой информации. При этом вид деятельности, которую общение обслуживает, неизменно налагает свою печать на содержание, форму, течение всего процесса общения, между исполнителями этой деятельности.

Межличностное отношение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

При сравнении характера межличностного отношения в разных объединениях людей бросается в глаза наличие сходства и различия. Сходство выступает в том, что общение оказывается необходимым условием их бытия, фактором, от которого зависит успешное решение стоящих перед ним задач, их движение вперед. Вместе с тем каждая общность характеризуется преобладающим в ней видом деятельности.

Вместе с тем понятно, что на то, как общаются люди в общности, оказывает влияние не только главная для этой общности деятельность, но и обязательно то, что представляет из себя сама эта общность.

Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом познания для всех, с кем он общается. Он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять, более или менее сильно воздействовать. При этом следует специально подчеркнуть, что это пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей.

Пребывая в положении объекта (субъекта) общения, люди сильно отличаются друг от друга характером выполнения ими роли.

4 стр., 1599 слов

Общение как психологическая деятельность людей

... их подходов к истолкованию феноменов общения, единодушно подчеркивают неразрывную связь общения и деятельности. Категория деятельности занимает в системе понятий советской психологии важнейшее место. Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них ...

Во-первых, «выполнение» может быть более или менее осознаваемым. В качестве объекта человек может показывать другим людям свою физическую наружность, выразительное поведение, оформление внешности, совершенно не задумываясь над тем, какой отклик он вызывают у тех, с кем он общается. Но он может пытаться определять, какое впечатление вызывает в окружающих на всем протяжении общения с ними или в какой-то отдельный момент, целеустремленно делать все от него зависящее, чтобы сформировать у других о себе именно то впечатление, которое он хотел бы, чтобы у них было.

Во-вторых, различая по степени сложности личностную структуру и индивидуальное своеобразие, люди представляют неодинаковые возможности для успешного взаимодействия с ними.

В то же время, будучи субъектами общения, люди отличаются друг от друга присущей каждому из них способностью проникать в упомянутое своеобразие другой личности, определять свое отношение к ней, выбирать наиболее отвечающие, по их мнению, способы воздействия на эту личность.

Ведь понятно, что, вступая в общение друг с другом, люди тоже, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от неправильного поступка, понравиться. Чтобы осуществить ее, они более или менее сознательно используют свою речь, всю свою экспрессию, а побуждают их поступать в подобных случаях именно так, а не иначе имеющиеся у них потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации.

Вместе с тем, характеризуя общение как особый вид деятельности, необходимо видеть, что без него не может происходить полноценное развитие человека как личности.

Воспитательное значение в межличностном отношении заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Оно заключается еще в том, что является обязательным условием формирования общего интеллекта человека, и, прежде всего многих его мыслительных характеристик.

Не меньшее значение межличностное отношение имеет и для развития эмоциональной сферы человека, формирования его чувств. Какие переживания по преимуществу провоцируют общающиеся с человеком люди, оценивая его дела и облик, откликаясь так или иначе на его обращение к ним, какие чувства появляются у него, когда он видит их дела и поступки, — все это оказывает сильнейшее влияние на выработку в его личности устойчивых эмоциональных ответов на воздействие определенных сторон действительности — явлений природы, социальных событий и групп людей.

Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие человека. Привыкает ли он быть собранным, настойчивым, решительным, смелым, целеустремленным, или у него будут преобладать противоположные качества — все это в большой мере определяется тем, насколько благоприятствуют выработке указанных качеств те конкретные ситуации общения, в которых человек изо дня в день оказывается.

Полнота и правильность оценки человеком других людей, проявляющиеся у него психологические установки при восприятии окружающих и манера отвечать на их поведение несут на себе печать конкретного опыта общения. Собственный опыт — только один из путей формирования у человека качеств, необходимых ему для успешного взаимоотношения с другими людьми. Другой путь — постоянное обогащение его теоретическими сведениями, относящимися к различным областям человекознания, проникновение в новые пласты психики человека, постижение законов, управляющих его поведением, через чтение научной и подлинно художественной литературы, просмотр реалистических фильмов и спектаклей, помогающих проникновению во внутренний мир человека, пониманию механизмов, обеспечивающих его существование. (Н.В. Панина, Е.И. Головаха, 1989).

4 стр., 1525 слов

Роль семьи в формировании личности ребенка

... Структура курсовой работы: Глава 1. Семья как социальный и духовный институты формирование личности. 1.1 Понятия семьи в историко-педагогической ретроспективе Чтобы определить роль семьи в становлении личности ребенка, первым ... супругами, родителями и детьми как малая группа, которая обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью ...