Психологические аспекты профессионального становления личности

Курсовая работа

2. «Проблемная анкета» Seifqe-Krenke, для изучения областей переживаний жизненных проблем.

3. Методы статистического анализа (методы описательной статистики и методы статистического вывода).

ь Рост (от рождения до 14 лет).

В детстве начинает развиваться Я-концепция. В своих играх дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится, и что у них хорошо получается. У них проявляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.

Исследование, Упрочение карьеры, Сохранение достигнутого

ь Спад (после 65 лет).

Физические и умственные силы теперь уже пожилых работников начинают убывать. Характер работы меняется, с тем, чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов, трудовая деятельность прекращается.

Хейвигхёрста

1. Идентификация с работником

2. Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия

3. Приобретение конкретной профессиональной идентичности

4. Становление профессионала

5. Работа на благо общества

6. Размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности, Т.В. Кудрявцев

1) возникновение и формирование профессиональных намерений;

2) профессиональное обучение и подготовку к профессиональной деятельности;

3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;

4) полную реализацию личности в профессиональном труде.

Е.А. Климов

Оптант . Это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Точных временных границ этой фазы, как и других, нет, поскольку они задаются условиями жизни, культурой.

Если в роли оптанта оказывается профессионал (частично утративший трудоспособность или оказавшийся без работы и вынужденный переменить профессию), то календарный возраст здесь может быть любым в интервале трудоспособности. Фазе оптации предшествует профессиональная ориентация. Ее возрастные границы определяются социальными факторами (дети из неблагополучных семей, воспитывающиеся в школах-интернатах, относительно рано, уже в подростковом возрасте определяют свое профессиональное будущее, поступая в профессиональные училища; оканчивая кратковременные курсы, приступают к работе на производстве).

42 стр., 20512 слов

Различные методы обучения и их роль в развитии младших

... с актуальностью данного вопроса была определена тема курсовой работы: «Различные методы обучения и их роль в развитии младших школьников». Цель работы: исследовать классификацию методов обучения и определить роль различных методов ... ­теля; система приемов и средств обучения и многие другие существенные признаки (см. рис.). А еще метод — главный инструмент педагогической деятельности. Именно с его по­ ...

Современные подростки в поисках «красивой» жизни начинают заниматься «коммерцией», считая ее фактором материального благополучия.

Адепт (или фаза адепта), так называемая «заспинная» подготовка, объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт — это человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений, а также обучающиеся через систему краткосрочных форм профессиональной подготовки на производстве — слушатели, курсанты, ученики мастеров-наставников).

В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж).

Адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе).

Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, входит во многие тонкости работы, привыкает решать творческие задачи.

Интернал (или фаза интернала).

Это уже опытный, что называется «наторевший» в своем деле работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.

Мастер (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики основных фаз как бы добавляются к ее характеристикам).

Работник может решать и простые и самые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание).

— Она, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране).

В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.).

Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.

Наставник, А.К. Маркова

1) допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией;

2) профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства;

3) суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности;

4) непрофессионализм — выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности;

5) послепрофессионализм — завершение профессиональной деятельности.

Э.Ф. Зеер строит свою периодизацию основываясь на социальной ситуации и уровне реализации ведущей деятельности.

39 стр., 19028 слов

Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы

... месте психологической помощи клиентам в системе социальной работы, 8) развитие представлений о психологии социальной работы как основе повышения эффективности психосоциальной помощи клиентам, осознание значимости психолого-педагогической подготовки специалиста по социальной работе, 9) развитие профессионального ...

1. Аморфная оптация (0-12 лет).

2. Оптация (12-16 лет).

3. Профессиональная подготовка (16-23 года).

4. Профессиональная адаптация (18-25 лет).

5. Первичная профессионализация.

6. Вторичная профессионализация.

7. Профессиональное мастерство.

Таким образом, в целостном процессе профессионального становления личности выделяется семь стадий.

Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Можно утверждать, что смена стадий провоцирует нормативные кризисы профессионального становления личности.

Мы рассмотрели логику профессионального становления в рамках одной профессии, однако около половины работников меняют в течение трудовой жизни профиль своих профессий, т. е. последовательность стадий нарушается. В условиях возрастающей безработицы человек вынужден повторять отдельные стадии вследствие вновь возникающих проблем профессионального самоопределения, профессиональной переподготовки, адаптации к новой профессии и новому профессиональному сообществу.

В связи с этим возникает необходимость создания новых технологий профессионального развития и становления личности, ориентированных на постоянно изменяющийся рынок труда, развивающих профессиональную мобильность и повышающих конкурентоспособность работников.

Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональной подготовки, предполагает два пути его получения — самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Важным психологическим моментом, определяющим успех профессионального образования, является эмоциональная, мотивационная готовность к приобретению той или иной профессии. Выбор профессии является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет двухаспектное явление: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой — то, что выбирают (объект выбора).

Обладая множеством характеристик, и субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Выбор профессии — это не моментальный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Возникновение профессионального самоопределения проходит несколько этапов:

первичный выбор профессии,

этап профессионального самоопределения

профессиональное обучение

профессиональная адаптация

самореализация в труде

В психологической литературе существуют разнообразные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживается точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения, т. е. выбор профессии — социально заданное явление, определяемое, прежде всего, социальными характеристиками профессии.

84 стр., 41615 слов

Влияние профессиональной деятельности на личность медицинского работника

... Он проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Нарастает ... эмоциональные вопросы, не сразу поддающиеся психологическому решению, у демонстративной личности повышена, у педантичной - резко ... забота, чуткость, тактичность, теплота, и т.п. основой педантичной акцентуации, которая также представлена в выборке, ...

выбору профессии как одному из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека.