Правовое воспитание и обучение

Курсовая работа

Так, достаточно частым явлением стал самосуд, который, к сожалению, находит оправдание и даже поддержку в разочаровавшимся в торжестве справедливости и верховенстве закона общественном мнении.

Ярким примером этому стал случай, произошедший недавно в селе Краснополье Свердловской области, когда уральские жители, не дождавшись надлежащего правосудия, самостоятельно выследили, неформально осудили и казнили двух правонарушителей. Алгоритм действий «Ворошиловского стрелка» из известного одноименного фильма Станислава Говорухина становится уже привычной нормой людей, отчаявшихся найти справедливость в официальных правоохранительных структурах.

В этой связи широкое введение в России судов присяжных делает эту проблему ещё более острой. Известно, что вновь созданные из представителей самых широких слоёв населения суды, отобранные случайным образом, нередко выносят в России самые непредсказуемые вердикты. По аналогии с давно опротестованным феноменом «протестного голосования» некоторые эксперты предлагают называть подобные странные вердикты проявлением «протестного правосудия», дискредитирующего саму идею проводимой в стране судебной реформы. В результате уже появились высказывания о необходимости сократить перечень дел, подсудных суду присяжных, а то и совсем отменить эту форму осуществления правосудия.

Однако проблема кроется в совершенно другом. Необходимо не свёртывать пока ещё шаткие демократические формы правосудия, а сконцентрировать внимание на повышении уровня правосознания наших граждан, так как недостаточная правовая информированность населения, пассивность в этом вопросе некоторых должностных лиц, а также невысокий уровень правовой культуры – главная причина грубых нарушений закона, ущемления прав и свобод граждан.

Всё вышеперечисленное может служить угрозой безопасности страны, поскольку препятствует эффективному использованию правовых средств для управления государственными и общественными делами. Особенно недопустимо, когда лица с низким уровнем правосознания и правовой культуры допускаются к осуществления правосудия, например в качестве присяжных заседателей. Нередко такие случайные «судьи из народа» руководствуются даже не корыстными мотивами, а синдромом «халифа на час», жаждой самоутверждения и мести за ранее нанесенные подлинные или мнимые обиды со стороны органов власти.

18 стр., 8634 слов

Социология правосудия: вопросы методологии и предвидения

... решения), набор средств (судейские процедуры) и исполнителей ролей (судья, прокурор, адвокат, суд присяжных и др.). В социальном плане правосудие является фактором, оказывающим воздействие на ... имеют для общества смысловое и символическое значение. Это конкретные механизмы организации и осуществления правосудия, и, прежде всего поведенческие образцы и установки участников судопроизводства, которые ...

Только правовая информированность и правовая культура, способствуют добросовестному выполнению юридических обязанностей, реальному воплощению законов в практические дела и поступки людей. Эффективные двусторонние связи дают возможность компетентно судить обо всех процессах и явлениях правовой жизни, воспитывают уважение к закону и людям, формируют правовую культуру и обеспечивают гражданскую активность личности.

Сегодня судебные и правоохранительные органы стали активно разрабатывать новые принципы своего участия в информационных обменах. Приоритетом является подход, учитывающий интересы общества и гарантии качественного решения ведомственных вопросов. Постепенно понятие «пропаганда правовых знаний» перестаёт быть ругательным и ему возвращается его забытый, позитивный смысл.

Исследования показывают, что сегодня многие общественные объединения и СМИ в России не только провозглашают, но и фактически занимают позицию максимального содействия правоохранительным органам, прокуратуре, суду в укреплении законности. И если контактирующие стороны находят общее понимание целей и методов взаимодействия и сотрудничают в режиме диалога, то эффективность работы значительно возрастает.

В рамках конструктивного диалога с общественными объединениями и СМИ суды и прокуратура и другие правоохранительные органы могут сегодня эффективно решать следующие задачи:

— принятие мер по предупреждению, пресечению и устранению правонарушений Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина;

  • привлечение к ответственности лиц, нарушивших закон, совершивших преступления;
  • принятие мер к возмещению материального и иного ущерба, причинённого правонарушителем;

— выявление потребностей правового регулирования в различных сферах общественных отношений;

— информирование широких слоёв населения о деятельности органов правосудия по обеспечению законности;

— правовое просвещение, пропаганда действующего законодательства, содействие воспитанию законопослушной гражданской позиции;

— формирование положительного образа судов и органов прокуратуры её сотрудников в общественном сознании.

При этом общественные организации и СМИ выступают как равноправные партнёры, сотрудничающие в решении задач, общественно значимых.»10

Глава 3. Роль правового воспитания в формировании законопослушной личности., Анализируя результативность и содержание процесса правового воспитания молодежи

Цели и специфические особенности правового воспитания , прежде всего , связаны с формированием правопослушной позиции в повседневных правоотношениях , с пониманием личностных правовых и морально-нравственных обязанностей , личной ответственности за те или иные действия , то есть воспитанием законопослушной личности .

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... и методологических принципах, ставит адекватную цель. Цель воспитания — формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Социально, духовно и морально ... которого цель развития личности— ее социализация с позиций максимальной общественной полезности. При таком подходецель воспитания— гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с ...

Исходя из вышеизложенных целей и специфики правового воспитания

организация комплексной системы пропаганды с

целью правовой информированности молодежи

формирование уважительного отношения молодых

людей к правовым нормам как к социальным ценностям

целесообразному продукту цивилизации

формирование стойкой убежденности в значимо

сти законов и форм их применения

воспитание осознанности личной ответственности

за свое поведение

воспитание и развитие в мировоззрении молодого человека стереотипов правомерного поведения ;

интернализация основных принципов и особенностей системы правоотношений в обществе ;

формирование стойкой жизненной позиции определяющей стремление активно участвовать в защите законности и правопорядка ;

культивирование в молодежной среде идей уважения закона , противостояния правовому нигилизму , противоправному поведению .

Состояние правопорядка и защищенности граждан

их у граждан

элементов правовой культуры носит осознанный

Так , например , С . В . Кара пишет : « Важное место в правовом воспитании занимает изучение основ права и правового поведения в обществе , на производстве , в гражданских и экономических делах .

У него большой воспитательный потенциал, Основное звено в воспитании

Предание образовательным учреждениям главенствующей роли в процессе воспитательного воздействия на личность вполне может рассматриваться в исторической ретроспективе . Еще в начале прошлого века известный исследователь проблем воспитания В . В . Зеньковский отмечал , что перед лицом фактов , которые накопила психология и особенно психопатология , совершенно ясно , что

задачи воспитания не только сложнее и труднее

числе в стенах школы

известных молодежи исторических периодов

В тоже время