Позитивизм, как основание изучения общества

В центре внимания данной работы находятся вопросы о проблемах становления, развития позитивного мышления. Вся история позитивизма, представляет собой интереснейший парадокс: на каждом новом историческом этапе мыслители и ученые «держались» за все более последовательную и строгую «ориентацию на науку» и вместе с тем на каждом новом этапе утрачивали связь развитием научной теории.

Предшествующий юэтап развития мировой философской и социологической мысли во многом.подготовил и теоретически, и методологически новое научное направление, сосредоточенное на характере взаимодействий человека.и общества, т.е. на .социальных отношениях. Потребность в таком научном направлении была актуальна для социальной практики. Ответы на эти социальные запросы послужили работы таких известных авторов как Огюст Конт, Герберт Спенсер и многих других, а также работы социологов русской школ позитивизма, о чем будет сказано в дальнейшем изложении.

Объект исследования: Позитивизм, как философское течение.

Предмет исследования: концепции Г. Спенсера, О. Конта и многих других мыслителей, внесших вклад в развитие позитивного течения.

Цель работы: изучить принципы становления и развития позитивизма, определить место концепций Г. Спенсера и О. Конта в истории позитивного течения.

Достижению данной цели cпоcобcтвует решение следующих задач:

  1. Выявление предпосылок возникновения позитивизма.
  2. Определение принципов позитивизма.
  3. Выявить этапы развития позитивизма.
  4. Изучить, и дать оценку вкладу О. Конта в становление позитивного направления.
  5. Изучить, и дать оценку вкладу Г. Спенсера в становление позитивного направления

Cтpуктуpа куpcовой работы.

Работа обусловлена поставленными целями и задачами. Работа cоcтоит из введения, двух глав c паpагpафами, заключения, cпиcка использованных источников и литеpатуpы.

Глава 1. Позитивизм, как социально — философское направление.

Позитивизм сложился в 30-ые годы ХХ столетия и с тех пор прошел длительный путь развития. Именно.благодаря своей способности к эволюции, он оказался удивительно прочным и устойчивым явлением в западной философии. В центре внимания позитивистов постоянно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки, методологии и гносеологии. Впервые в истории философии позитивизм создал модель развития науки. Появление позитивизма ознаменовало переход от умозрительной философской методологии к социально-научной.[8]

11 стр., 5173 слов

Эволюционизм в социологии. Взгляды Огюста Конта и Герберта Спенсера

... и О. Конта и Г. Спенсера привнесли огромный вклад в развитие социологии, оказали значительное ... эволюции по теории Г. Спенсера, английского социолога, видного представителя позитивизма, в усложнении ... курсовой работы и будет рассмотрение и сравнение концепций Г. Спенсера и О. Конта. ... власти помешать развитию специально позитивных концепций». На стадии последней, позитивной, человеческий разум ...

Для понимания сущности позитивистской философии недостаточно просто выделить те черты, которые общи различным ее формам, необходимо вскрыть внутренние тенденции развития позитивизма, выяснить причины его возникновения и движущие пружины его эволюции. А это, в свою очередь, требует учета тех изменений во взаимоотношениях науки и философии, которые характерны для нового времени.

Начиная с XVII в. развитие науки поставило перед западной философией ряд таких проблем, на которые традиционная схоластическая мысль не в состоянии была ответить. Специфическая особенность выдающихся философов нового времени состояла в том, что они рассматривали научные методы анализа в качестве идеального образца всякой познавательной деятельности, в том числе и деятельности по исследованию традиционно-философской, или, как ее еще называли, «метафизической», проблематики.[8]

Одной из главных предпосылок возникновения позитивизма, можно назвать учения Сен-Симона (наставник создателя социологии – Огюста Конта), в которых он обращал внимание на область исследований роли наук в жизни и истории общества. В его интересах и трудах особое значение имеют следующие общефилософские, социально-философские и философско-исторические идеи. Именно Сен-Симон остро поставил вопрос о «позитивном характере науки», требуя сообщить позитивное направление также и наукам о человеке, которые следует, по его мнению, обогатить точными методами и экспериментами. Он же обосновал необходимость широкого включения «позитивной науки о человеке» в систему образования. Сен-Симон отстаивал необходимость широкого философского подхода к изучению истории. Исследование путей развития цивилизации, настаивал ученый, должно стать «базисом для всякого отдельного социального и политического рассуждения».[14]

В классической философии возник и утвердился культ разума. Мыслители этой эпохи пришли к широкому толкованию разума, предполагая, что природа, история, человеческая деятельность движимы внутренне присущей ей “разумностью”. Разум рассматривался как синоним закономерности, целесообразности природы и восходящего движения истории к некоей “разумной цели”, как высший судья над существующим, как носитель “подлинной” истины и гарант “высшей” нравственности.

Другой предпосылкой возникновения было связано с активным развитием науки, и прежде всего естественных наук, в Новое время. Последовательное использование новой методологии (и в первую очередь — экспериментального метода) привело к многочисленным научным открытиям, что позволило создать технику, принципиально изменившую характер производства, — в XVII—XVIII вв. произошла первая промышленная революция. В XIX в. многочисленные технические изобретения широко вошли в повседневный быт людей, значительно изменив его. Тезис о безграничной мощи человеческого разума, возникший еще в эпоху Просвещения, получил в XIX в. новое подтверждение и обоснование. Причем, если в XVIII в. надежды на улучшения в социальной жизни связывались просто с распространением знаний, с просвещением, то в XIX в. — прежде всего с развитием науки и техники, которые преобразуют материальную действительность, улучшая условия жизни и деятельности человека. Успехи и достижения в области естественных наук привели к тому, что именно позитивное или фактическое знание об окружающем нас мире стало особенно высоко цениться. Позитивизм как философское направление прошел в своем развитии три основных стадии, после чего на смену позитивизму пришел постпозитивизм — одно из наиболее авторитетных течений философии конца ХХ-начала XXI вв.[10, стр.71]

19 стр., 9351 слов

Философия позитивизма (3)

... философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Вся история позитивизма представляет собой в этом смысле интереснейший парадокс: на каждом новом историческом ...

Этапы развития позитивистского направления:

  1. Первый (классический) позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.
  2. Эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.
  3. Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.
  4. Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

(Подробнее вышеперечисленные этапы будут рассмотрены в другой части данной работы.)

Основателем позитивистской философии (первый позитивизм) является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами. Конт утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.[10, стр.73]

В это время были заложены основные идеи позитивистского направления в философии. К этим исходным идеям относятся: полное устранение традиционных философских проблем, которые неразрешимы из-за ограниченности человеческого разума; поиск универсального метода получения достоверного знания и универсального языка науки; гносеологический феноменализм – сведение научных знаний к совокупности чувствительных данных и полное устранение “ненаблюдаемого” из науки; методологический эмпиризм – стремление решать судьбу теоретических знаний исходя из результатов его опытной проверки; дескриптивизм — сведение всех функций науки к описанию, но не объяснению.[11]

На смену первому « классическому» позитивизму пришел эмпириокритицизм. Основатели, и вместе с тем главные представители этого течения— Рихард Авенариус (1843-1896) и Эрнст Мах (1838-1916) .

Рихард Авенариус был швейцарским философом, профессором Цюрихского университета. Труды этого философа написаны довольно сложным языком, к тому же с использованием специфической авторской терминологии. Это было немаловажной причиной того, что популярность эмпириокритицизм приобрел благодаря сочинениям другого человека, Эрнста Маха, который был талантливым физиком и крупным математиком, неоднократно ссылался на влияние, которое на него оказали сочинения Авенариуса, но себя самого философом не считал, неоднократно повторяя, притом вопреки общему мнению философского сообщества, что «нет никакой философии Маха ». Тем не менее, повторяем, что как раз благодаря его научному весу, его трудам по истории науки, по психологии восприятия и общей теории познания, и, разумеется, его неустанной пропаганде принципов эмпириокритицизма, эти принципы и стали философским течением.[12]

5 стр., 2230 слов

Позитивизм и его эволюция к неопозитивизму

... вопрос о месте философии в системе наук. Преобразованный Позитивизм вступает в новый, второй этап своей эволюции — появляется махизм (эмпириокритицизм). Эмпириокритицизм ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ эмпириокрити­цизм НЕОПОЗИТИВИЗМ НЕОПОЗИТИВИЗМ , Являясь современной формой позитивизма, Неопозитивизм разделяет исходные ...

Вслед за эмпириокритицизмом наступает неопозитивизм (или логический позитивизм).

Неопозитивизм сложился как третья историческая форма позитивизма в конце 20-х гг. ХХ столетия практически одновременно в Англии, Австрии и Польше. Он был результатом тех превращений, которые совершились с позитивизмом на этапе эмпириокритицизма. Исторически первой формой неопозитивизма стал логический позитивизм. Логический позитивизм усилил негативистскую тенденцию, наметившуюся в эмпириокритицизме. Основными представителями данного течения выступали: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн.[13]

С конца 50 — начала 60-х годов XX века неопозитивизм как философское направление в исследовании науки стал терять свое влияние. Ему на смену пришел «четвертый позитивизм», или постпозитивизм, который пересмотрел проблематику философии, ее роль в науке и обществе, методы научного исследования. К числу его виднейших представителей относятся Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

Таким образом, нужно сказать, что для возникновения позитивистского течения сложилась благоприятная среда. Наука стремилась отказаться от оторванных от реальности схем и гипотез, поскольку они уже оказывали тормозящее влияние на развитие естествознания. Натурфилософии как “науке наук” приходит конец.

Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследован ия и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Так что же означало применение «позитивного метода» к общественной жизни? Первое, что бросается в глаза при изучении как Конта, так и других позитивистов, это их натурализм. Развитие общества подчинено тем же законам, что и природа, поэтому социология есть часть естествознания. «Основной характер позитивной философии, — писал Конт, — выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, при чем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных.[5, стр.11].

Позитивный строй мысли опирается на науку; по этой причине возникновение его предполагает уже такую степень развития изучения действительности, когда изучение это выходит из области эмпирической и имеет уже возможность формулировать вполне определенно законы явлений. Такая степень развития знания возможна только после долгого его накопления или с целями преобладания метафизического умозрения.[3, стр. 12]