«Социально-перцептивные стереотипы и особенности их проявления в учебном процессе»

Курсовая работа

II курса группы УСс28.1/Б-15

Пеньковская Татьяна Карловна

(курс, группа, фамилия, имя, отчество)

Количество слов в работе

9370

Руководитель работы

Лобанова А.В.

(ученая степень, звание, фамилия и инициалы)

К защите __________________________

(дата, подпись руководителя)

Работа защищена с оценкой____________

Москва 2017 г.

В современном мире является значимой проблема особенностей восприятия учителем личности учащегося при общении и взаимодействии в рамках учебного процесса. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что если педагог хочет всесторонне воспитать ребёнка, то он должен сначала всесторонне узнать его. Именно с процессом познания педагогом особенностей личности учащегося связана результативность учебного процесса и эффективность педагогической деятельности в целом.

Некоторые факторы затрудняют восприятие учителем личности учащегося. К таким факторам относятся социально-перцептивные стереотипы, пользуясь которыми педагог даёт оценку личности учащихся. Обычно стереотипы формируются незаметно для самого педагога, и именно по причине их недостаточной осознанности становятся затрудняющим фактором учебного процесса.

Стереотипы ведут к сужению и упрощению восприятия личности учащегося, ограничению способности всестороннего познания личности учащегося, что отрицательно влияет на взаимодействие с ним и на эффективность учебного процесса.

В то же время существует немного разработок, описывающих особенности проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе и способы их преодоления.

1 стр., 471 слов

V. Структура личности учащегося.

... ни к одной «группировке». Имеет лидерские задатки, однако излишне застенчив. V. Структура личности учащегося. 1. Направленность: мальчик стремится наладить мир между ссорящимися товарищами, выступает начинателем нового ... друзьями. В ссорах чувствует себя неуютно и скоро возвращается к ребятам. IV. Учащийся как член классного коллектива: Гаврила хорошо относится ко всем членам классного коллектива, ...

Таким образом, проблема социально-перцептивных стереотипов и особенностей их проявления в учебном процессе актуальна на сегодняшний день.

Социально-перцептивные стереотипы в общении – проблема, исследованием которой занимается ряд учёных разных стран. В их числе и зарубежные психологи, такие как Уолтер Липпман, Пол Секорд, и отечественные психологи, например, Владимир Николаевич Панфёров, Алексей Александрович Бодалев, Артур Александрович Реан.

Уолтер Липпман, американский социолог, психолог и журналист, в 1922 году опубликовал книгу «Общественное мнение», в которой впервые употреблено понятие «социального стереотипа». Согласно теории Липпмана, стереотип является упрощенным, заранее принятым представлением о предметах и явлениях окружающего мира, не формирующимся на основе личного опыта человека, а возникающим благодаря опосредованному восприятию. Липпман рассматривал также этапы формирования социального стереотипа.

Пол Секорд, американский психолог Хьюстонского университета, проводил ряд исследований для изучения социально-перцептивной стереотипизации. В ходе исследований выявлено наличие у испытуемых оценочных стереотипов, что объясняло приписывание испытуемыми многочисленным людям с определёнными чертами лица одних и тех же психологических характеристик.

Алексей Александрович Бодалев, отечественный психолог, специалист по проблемам общения, в 1960-е гг. положил начало развитию проблеме восприятия и познания людьми друг друга. В его исследованиях накоплена информация о различных эффектах восприятия и механизмах познания человека человеком, в том числе, и о стереотипизации.

Труды Владимира Николаевича Панфёрова, отечественного учёного-психолога, посвящены социальным эталонам и стереотипам и их роли в оценке личности. Панфёров В.Н. одним из первых предложил классификацию социально-перцептивных стереотипов, разделив их на три группы (антропологические, социальные, эмоционально-экспрессивные).

Артур Александрович Реан в своей книге «Психология личности» рассматривает понятие социально-перцептивных стереотипов, их классификацию, особенности проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе и взаимосвязь педагогической социально-перцептивной стереотипизации и продуктивности деятельности педагога.

Цель работы, Объект исследования, Предмет исследования, Задачи работы

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме работы.

7 стр., 3083 слов

Специфика педагогического общения. Социально-психологические аспекты

... явления. I 1. 1. Особенности педагогического общения Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе Часто педагогическое общение определяется в психологии как ...

2. Рассмотреть понятие «социально-перцептивные стереотипы» в отечественной и зарубежной психологии.

3. Охарактеризовать особенности проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе.

4. Выявить факторы, влияющие на возникновение социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе.

5. Разработать программу диагностики особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе.

6. Проанализировать результаты проведения программы диагностики особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе.

7. Разработать комплекс рекомендаций педагогам, прошедшим диагностику особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе.

Методы исследования, Методики исследования, База проведения исследования, Теоретическая значимость, Практическая значимость, Структура работы

1.1. Понятие социально-перцептивных стереотипов

Для процесса общения людей друг с другом характерна перцепция — процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя [1].

В процессе общения люди помимо передачи информации постоянно воспринимают друг друга, для понимания и оценки собеседника используют различные эталоны. Такие эталоны получили название социально-перцептивных стереотипов [2].

Согласно У. Липпману, стереотипы — это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой картинки мира в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищающих его ценности, позиции и права [15].

В своих исследованиях Липпман выделяет четыре признака стереотипов. Первый признак заключается в том, что стереотипы – это упрощённая форма реальности, выраженная в краткой форме (два-три предложения).

Второй признак состоит в том, что люди чаще приобретают стереотипы из каких-либо источников (общение с другими людьми, средства массовой информации), а не формулируют стереотипы самостоятельно. Третий признак, названный Липпманом, — это ложность стереотипов в большей или меньшей степени. Ложность объясняется тем, что под воздействием социально-перцептивного стереотипа происходит приписывание человеку некоторых черт и личностных качеств, которыми он должен обладать только по причине принадлежности к какой-либо группе. Четвёртый признак социально-перцептивных стереотипов – это их устойчивость. Доказательством этого признака может служить то, что при убеждении в том, что стереотип не соответствует действительности, людям свойственно не отказываться от него, а утверждать, что данное несоответствие – лишь исключение из правила [29].

Бодалев А.А. называет стереотипизацией приписывание человеку в процессе восприятия друг друга качеств личности в соответствии с эталоном внешности [5].

13 стр., 6325 слов

Социально-экономическое положение пожилых людей

... положение. Потеря своего социального статуса, активного образа жизни тяжело переносится пожилым человеком. Вот почему большинство пенсионеров хотят как можно дольше ... специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Старение - многозвеньевой процесс, неизбежно и закономерно нарастающий во ... медицинскую помощь более низкого качества. Социально - бытовые проблемы пожилых лю

В исследованиях А.А. Реана социально-перцептивная стереотипизация обозначается как формируемые у человека под влиянием общества, окружающих его людей и взаимодействия с ними конкретные эталоны, используемые человеком для оценки других людей [23].

Суходольская Н.П. раскрывает свойства социально-перцептивных стереотипов. Одно из свойств социально-перцептивных стереотипов – предвзятость. Примером проявления этого свойства может служить устойчивое негативное отношение человека ко всем членам той или иной социальной группы из-за отрицательного опыта взаимодействия с кем-либо из этой группы. Ещё одно свойство социально-перцептивных стереотипов – ригидность — стабильность и неизменяемость в течение длительного времени. Люди, подверженные влиянию социально-перцептивного стереотипа, долгое время сопротивляются любой информации, направленной на разрушение стереотипа. В то же время социально-перцептивным стереотипам свойственна определённая гибкость и пластичность. Это свойство обусловлено тем, что социально-перцептивный стереотип может меняться в зависимости от объективных социальных, экономических или политических перемен [27].

Существует несколько классификаций социально-перцептивных стереотипов. Автор одной из них – Панферов В.Н. – положил в основу классификации объект стереотипизации. Согласно данной классификации, социально-перцептивные стереотипы делятся на три группы:

1) антропологические;

2) социальные;

3) эмоционально-экспрессивные [24].

Реан А.А. – автор более развёрнутой классификации социально-перцептивных стереотипов по объекту стереотипизации – предложил выделить шесть групп социально-перцептивных стереотипов:

1) антропологические;

2) этнонациональные;

3) социально-статусные;

4) социально-ролевые;

5) экспрессивно-эстетические;

6) вербально-поведенческие [7].

Антропологические стереотипы предполагают зависимость оценки личности человека, его психологических качеств и черт от антропологических признаков (особенности внешнего облика).

Этнонациональные стереотипы предполагают зависимость оценки личностных качеств человека от принадлежности человека к той или иной этнической группе, нации.

Социально-статусные стереотипы проявляются в зависимости оценки психологических качеств и черт личности от наличия у человека определённого социального статуса.

4 стр., 1680 слов

Личность учащегося в педагогическом процессе

... идеалами, чертами характера. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода к личности учащегося, как важнейшего принципа в педагогическом процессе. В формировании индивидуальных ... заведения. Социально обусловленные индивидуальные особенности личности динамичны и могут сравнительно легко изменяться. Задача преподавателя заключается в разрушении отрицательных сторон личности, в поддержке ...

Социально-ролевые стереотипы предполагают зависимость оценки психологических качеств и черт личности от выполнения человеком той или иной социальной роли, ролевых функций.

Экспрессивно-эстетические стереотипы проявляются в зависимости оценки личности от внешнего вида человека, степени его привлекательности. Под внешним видом здесь понимается физическая красота, привлекательная одежда, манера выражения эмоций.

Вербально-поведенческие стереотипы предполагают зависимость оценки личностных качеств человека от особенностей речи и поведения человека. Люди, подверженные влиянию вербально-поведенческих стереотипов, оценивают друг друга по особенностям устной речи, мимике, экспрессивным особенностям [22].

Рождественская Н.А. за основу классификации социально-перцептивных стереотипов взяла их содержание и предложила разделить социально-перцептивные стереотипы на две группы: стереотипы, характеризующие людей как членов определенных национальных, социальных и политических групп, и стереотипы, характеризующие личностные особенности людей по их поведению, физическим качествам, внешности и т. д. [24, 34].

Соединив классификации Реана А.А. и Рождественской Н.А., можно получить сводную классификацию социально-перцептивных стереотипов, представленную в таблице 1.

Таблица 1

Сводная классификация социально-перцептивных стереотипов

Стереотипы, характеризующие людей как членов определенных национальных, социальных и политических групп

Стереотипы, характеризующие личностные особенности людей по их поведению, физическим качествам, внешности

Этнонациональные стереотипы

Антропологические стереотипы

Социально-статусные стереотипы

Экспрессивно-эстетические стереотипы

Социально-ролевые стереотипы

Вербально-поведенческие стереотипы

1.2. Особенности проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе

Механизм стереотипизации проявляется в учебном процессе посредством познания учителем личности учащегося. Одной из особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе будет являться то, что стереотипы у педагога чаще формируются под воздействием собственного педагогического опыта, а не под влиянием средств массовой информации [3].

45 стр., 22390 слов

Особенности социально-педагогической деятельности с личностью

... проблемам изучения личности в социальной педагогики и психологии. Проанализировать структуру и особенности социально – педагогической деятельностью с личностью. Эмпирически подтвердить эффективность социально-педагогического моделирования в работе социального – педагога с личностью клиента. методы ...

Следующей особенностью являются определённые специфические педагогические социально-перцептивные стереотипы, например, «отличник», «двоечник», «активист класса», «приёмный ребёнок» и другие. При первой встрече с учащимся, которому дали характеристику «отличника» или «двоечника» педагог уже может предположить набор личностных качеств этого учащегося [8].

Набор стереотипных качеств не универсален, поскольку все педагоги имеют различный опыт взаимодействия с учащимися. Этот факт подчёркивает то, что все социально-перцептивные стереотипы имеют субъективно-индивидуальный характер [11].

Например, на информацию о том, что в классе будет учиться «круглый отличник» педагоги могут отреагировать по-разному: одни, имея положительный опыт обучения таких детей, наделят «круглого отличника» такими качествами, как усидчивость, внимательность, ответственность, дисциплинированность; другие педагоги, столкнувшиеся с негативными ситуациями, конфликтами с «круглыми отличниками», будут ожидать увидеть в этом учащемся такие черты характера, как хитрость, склонность к лицемерию, отчуждённость от коллектива [12].

Несмотря на то, что педагогические социально-перцептивные стереотипы индивидуальны по своему содержанию, они распространены среди большинства педагогов [20].

На сегодняшний день чрезвычайно распространён стереотип о связи успехов в учебной деятельности учащегося и черт его личности. Например, хорошо успевающий ученик наделяется такими положительными качествами, как добросовестность, честность, дисциплинированность, а неуспевающий или успевающий на «удовлетворительно» ученик наделяется отрицательными качествами [16].

Все рассмотренные в классификации Реана А.А. социально-перцептивные стереотипы присущи восприятию педагогами личности учащегося. Антропологические стереотипы могут проявляться при оценке внешнего вида учащегося (одет опрятно, волосы причёсаны – учащийся старательный, добросовестный; рубашка с пятнами, развязанные шнурки, всклокоченные волосы – учащийся невнимательный, ленивый) [17].

Экспрессивно-эстетические и вербально-поведенческие стереотипы часто отрицательно воздействуют на восприятие педагогом личности учащегося: неусидчивые учащиеся, которые вертятся на занятиях, разговаривают, употребляют в речи слова-паразиты, задают много вопросов и вступают в споры с учителем часто попадают под стереотип «неблагополучного ребёнка», «склонного к асоциальным поступкам», которому требуется помощь психолога и социального педагога [21].

Этнонациональные стереотипы часто оказывают влияние на восприятие личности учащегося учителем: учащиеся из стран ближнего зарубежья наделяются таким качествам, как агрессивность по отношению к одноклассникам другой национальности [26].

Социально-статусные стереотипы могут проявляться в разном отношении к учащемуся из семьи директора школы и к учащемуся, родители которого являются представителями рабочих профессий. Социально-ролевые стереотипы оказывают влияние на отношение к детям из полных и неполных семей, многодетных семей, детям из приёмных семей [32].

14 стр., 6606 слов

Эмоциональный тип личности педагога

... тот педагог, у которого сформирована собственная эмоциональная сфера. Практическая роль эмоций в профессиональной педагогической деятельности, к сожалению, оценивается недостаточно, неоднозначно, порой противоречиво. Во всяком случае, учителей и будущих учителей специально ...

Например, родной ребёнок из полной семьи наделяется гораздо лучшими личностными качествами по сравнению с приёмным ребёнком, о котором у педагога складывается впечатление как о ребёнке безответственном, невнимательном, склонном к обманам и воровству.

Социально-перцептивные стереотипы в учебном процессе могут играть и хорошую роль. Способность учителя уже при первой встрече сказать что-то об учащихся подчёркивает его опытность. Определяя «неблагополучных детей» в классном коллективе, педагог может сразу наметить план оказания помощи этим детям в преодолении пробелов в знаниях, во включении учащегося в общение с одноклассниками, создании для него ситуации успеха [33].

Опираясь на социально-перцептивные стереотипы, педагог может давать вероятностную оценку личности учащегося, принимая во внимание её субъективность. В таком случае опора на стереотипы будет являться одним из способов познания личности учащегося в условиях дефицита информации, а в дальнейшей работе уступит место целенаправленному объективному изучению личности [25].

1.3. Факторы, влияющие на возникновение социально-перцептивных стереотипов

Социально-перцептивные стереотипы возникают под воздействием следующих факторов.

1. Наличие у педагога стойких убеждений, установок, которые сформировались задолго до начала процесса восприятия и оценивания ученика.

2. Стремление педагога преждевременно сделать выводы о личности учащегося, до получения о нём достоверной исчерпывающей информации [9] .

3. Стремление отнести учащегося к определённой группе и формирующаяся вследствие этого установка на поиск сходства учащегося с членами той или иной группы [14].

4. Объединение в целостный образ отдельных (чаще негативных) личностных черт учащегося и отбрасывание качеств, не вписывающихся в созданный образ.

5. Наличие эффекта «ореола», предполагающего распространение первоначального отношения к какому-либо качеству личности учащегося на всю личность с последующим переносом общего впечатления на оценку отдельных качеств. При общем благоприятном впечатлении об учащемся усиливается впечатление о его положительных качествах и минимизируется впечатление об отрицательных сторонах личности, всё отрицательное оправдывается или не замечается. И наоборот, при общем отрицательном впечатлении происходит усиление негативных черт личности и истолкование хороших поступков как корыстных [19].

6. При срабатывании эффекта «проецирования» происходит предписание другому человеку по аналогии с собой своих качеств, эмоций, чувств, мотивов. Это объясняется склонностью человека сопоставлять окружающих с собой или противопоставлять их себе. Например, авторитарный учитель часто может видеть в детях стремление противостоять, упрямство, негативизм.

8 стр., 3947 слов

Внешний вид педагога и его имидж в общей системе взаимодействия

... говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа. 3. Внешний вид и имидж педагога в системе взаимодействия В ... как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ»; как «набор определенных качеств, которые ... строгие требования. Само собой понятно, что внешность и культура поведения только в том случае является фактором, определяющим ...

7. Социально-перцептивные стереотипы в учебном процессе возникают из-за эффекта «первичности». Данный эффект проявляется в том, что первая принятая к сведению информация об учащемся является очень важной и редко забывается. Даже если педагог спустя какое-то время получит другую, противоположную информацию, он всё равно будет принимать во внимание то, что увидел или услышал сначала [31].

8. Искажение получаемой информации нередко зависит от настроения самого педагога. Положительное описание ученика, полученное в плохом настроении, может спровоцировать появление негативного стереотипа («отличник не только будет хорошо учиться, но и обязательно окажется ябедой, занудой и подлизой»).

9. Часто к формированию социально-перцептивных стереотипов ведёт нежелание педагога прислушиваться к мнению других людей, привычка надеяться только на своё впечатление об учащемся, стремление отстаивать своё мнение [28].

10. Отсутствие желания изменять мнение об учащихся даже при накоплении новой информации о них.

11. Нередко возникает эффект «последней информации». Если последняя информация негативная, то и всё впечатление об ученике испортится [18].

Выводы по первой главе

Социально-перцептивные стереотипы – это формируемые у человека под влиянием общества, окружающих его людей и взаимодействия с ними конкретные эталоны, используемые человеком для оценки других людей. Социально-перцептивные стереотипы обладают рядом особенностей проявления: упрощённое отражение действительности, устойчивость, предвзятость, ригидность и др.

Существует несколько классификаций социально-перцептивных стереотипов. Согласно классификации Реана А.А. социально-перцептивные стереотипы можно разделить на шесть групп:

1) антропологические;

2) этнонациональные;

3) социально-статусные;

4) социально-ролевые;

5) экспрессивно-эстетические;

6) вербально-поведенческие.

Механизм стереотипизации проявляется в учебном процессе посредством познания учителем личности учащихся. Социально-перцептивные стереотипы имеют ряд особенностей проявления в учебном процессе. Среди этих особенностей можно выделить наличие специфических педагогических социально-перцептивных стереотипов, формирование социально-перцептивных стереотипов под воздействием собственного педагогического опыта, распространённость социально-перцептивных стереотипов среди большинства педагогов.

27 стр., 13291 слов

Деятельность педагога дополнительного образования

... педагога). Взаимодействие – система отношений связи, взаимозависимости между людьми, взаимная поддержка и согласованность действий для достижения единой цели и решения общих задач. Педагогическая деятельность - вид социально значимой деятельности, ... дополнительного образования выражается в развитии элементов исследовательской работы, конструирования, опытничества, в первых пробах в области ...

Социально-перцептивные стереотипы возникают под воздействием многих факторов, обусловленных личностными особенностями педагога:

1. Стойкие убеждения и установки педагога.

2. Стремление педагога преждевременно сделать выводы о личности учащегося.

3. Стремление отнести учащегося к определённой группе.

4. Объединение в целостный образ отдельных личностных черт учащегося и отбрасывание качеств, не вписывающихся в созданный образ.

5. Эффект «ореола».

6. Эффект «проецирования».

7. Эффект «первичности».

8. Искажения информации вследствие настроения педагога.

9. Привычка педагога надеяться только на своё впечатление об учащемся, стремление отстаивать своё мнение.

10. Отсутствие желания изменять мнение об учащихся даже при накоплении новой информации о них.

11. Эффект «последней информации».

Сделанные выводы послужили основанием для эмпирического исследования по теме работы.

2.1. Разработка программы диагностики особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе

На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены особенности проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе, которые легли в основу диагностической программы, при составлении которой использованы методические разработки Бучиловой И.А., Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М., Исмагиловой А.Г, Джавахишвили Е.В. Перечень использованных в программе методик исследования представлен в таблице 1.

Изучение особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе проводилось во втором полугодии 2016-2017 учебного года. Исследование проводилось среди педагогов АНО СОШ «Димитриевская».

Цель программы, Задачи программы

1. Выявить наличие социально-перцептивных стереотипов у педагогов по отношению к педагогической профессии, детям, родителям, методами обучения и воспитания, администрации школы.

2. Выявить стереотипы педагогов по отношению к качествам характера успешного ученика.

3. Изучить установки педагогов по отношению к детям и педагогической профессии.

4. Сравнить и проанализировать результаты, полученные при проведении диагностических методик.

Диагностическая программа исследования представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика диагностического инструментария

Название методики, Авторы методики, Цель методики, Критерии оценки

1.

«Опросник на выявление педагогических стереотипов»

Бучилова И.А.

Исследование стереотипов педагогов по отношению к педагогической профессии, детям, родителям, методами обучения и воспитания

Степень выраженности стереотипного отношения к педагогической профессии, детям, родителям, методами обучения и воспитания

2.

«Исследование стереотипов восприятия успешного ученика»

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М

Исследование стереотипов педагогов по отношению к качествам характера успешного ученика

Оценка набора выбранных качеств и в соответствии с ним выявление восприятия типа успешного ученика

3.

«Анкета на выявление педагогических установок»

Исмагилова А.Г.

Изучение установок педагога по отношению к детям

Степень согласия с утверждениями, отражающими положительные или отрицательные установки педагога по отношению к детям.

4.

«Методика на выявление педагогических установок»

Джавахишвили Е.В

Изучение установок педагога по отношению к педагогической профессии

Выбор суждения, отражающего положительное или отрицательное отношение к педагогической профессии

5.

«Незаконченные предложения»

Бучилова И.А.

Изучение стереотипов относительно педагогической профессии, детей, родителей, администрации

Степень выраженности стереотипов относительно педагогической профессии, детей, родителей, администрации

Для успешной диагностики особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе необходимо провести несколько методик, проанализировать и обобщить полученные результаты.

Методика 1. «Опросник на выявление педагогических стереотипов». Описание методики — кратко (полный вариант в приложении) (Приложение 1). Методика выбрана для исследования стереотипов педагогов по отношению к педагогической профессии, детям, родителям, методами обучения и воспитания. Автор методики – Бучилова И.А. Методика представляет собой 24 стереотипных утверждения, которые можно распределить на 4 блока: «Отношение к педагогической профессии», «Отношение к детям», «Отношение к родителям», «Отношение к методам обучения и воспитания». Педагогам предлагалось оценить стереотипные утверждения и выбрать, в какой степени они согласны с каждым утверждением. При интерпретации результатов ответы переведены в баллы: «полностью согласен» — 4 балла, «в большей степени согласен, чем не согласен» — 3 балла, «в большей степени не согласен, чем согласен» — 2 балла, «полностью не согласен» — 1 балл. Примеры стереотипных утверждений: «Основная задача учителя – вооружить детей знаниями, умениями и навыками», «Воспитание детей – разрушительная работа для нервов», «Дети часто повторяют судьбу своих родителей». Полученные данные по опроснику сводятся в таблицу, затем находится средний балл для каждого утверждения. Анализ степени согласия со стереотипными утверждениями по каждому из 4 блоков позволяет выделить группу педагогов с выраженными стереотипами и группу педагогов с умеренно и слабо выраженными стереотипами. Если испытуемые набирали 16 и более баллов по трём блокам из четырёх, то они отнесены к группе педагогов с выраженными стереотипами. Остальные отнесены к группе педагогов с умеренно и слабо выраженными стереотипами [6, с.186-187] .

Методика 2. «Исследование стереотипов восприятия успешного ученика». Описание методики — кратко (полный вариант в приложении) (Приложение 2).

Методика используется для исследования стереотипов педагогов по отношению к качествам характера успешного ученика. Авторы методики – Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Методика представляет собой набор из 24 качеств личности ученика, из которых педагог должен выбрать 6-7 наиболее значимых качеств, какими должен обладать школьник, чтобы достичь хороших и отличных результатов в учебе. При обработке результатов анализируется набор выбранных качеств; с учетом преобладания соответствующих качеств возможно выявить типы успешного ученика: субъективно-творческий (инициативный, не ждет, когда учитель заставит работать; независимый в суждениях; всегда ищет оригинальное решение; способен отстаивать свои убеждения), общетрудовой (дисциплинированный; трудолюбивый, усидчивый; ответственный; аккуратный), владеющий учебными умениями (умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учебной работе; владеет самоконтролем; умеет планировать работу и выполнить свой план; умеет работать с книгой), обладающий хорошими познавательными способностями (умный, сообразительный; с хорошей памятью; любознательный, любит учиться; обладает хорошим вниманием), мотивационно-волевой (всегда нацелен на успех; уверенный в себе; жизнерадостный; обладает твёрдой волей), приспособительный (умеет использовать чужой труд; работает на отметку; умеет списать или воспользоваться шпаргалкой; не конфликтует с учителем, покладистый), комбинированный, вбирающий в себя разнотипные качества [30] .

Методика 3. «Анкета на выявление педагогических установок». Описание методики — кратко (полный вариант в приложении) (Приложение 3).

Методика предназначена для изучения установок педагога по отношению к детям. Автор методики – Исмагилова А.Г. Методика представляет собой 12 пар противоположных утверждений, отражающих установки педагога по отношению к детям. Педагогам предлагалось оценить каждое утверждения, выбрав степень согласия с ним: «Полностью согласен», «Частично согласен», «Не согласен». Каждый ответ «Полностью согласен» с утверждением, отражающим положительные установки педагогов, оценивался в 2 балла. Ответ «Частично согласен» с утверждением, отражающим положительные установки педагогов, оценивался в 1 балл. Каждый ответ «Не согласен» оценивался в 0 баллов. Ответ «Частично согласен» с утверждением, отражающим отрицательные установки педагогов, оценивался в -1 балл. Ответ «Полностью согласен» с утверждением, отражающим отрицательные установки педагогов, оценивался в -2 балла. Полученные результаты позволяют оценить общий положительный или отрицательных характер установок педагогов по отношению к детям [6, с.188-189] .

Методика 4. «Методика на выявление педагогических установок». Описание методики — кратко (полный вариант в приложении) (Приложение 4).

Методика направлена на изучение установок педагога по отношению к педагогической профессии. Автор методики – Джавахишвили Е.В. Методика представляет собой 9 суждений от выраженного положительного отношения к педагогической профессии до выраженного отрицательного отношения к педагогической профессии. Педагогу предлагается выбрать то суждение, которое в наибольшей степени соответствует его позиции. Примеры суждений: «Быть педагогом — это наивысшее назначение человека на земле», «Чем разнообразнее и интереснее личность педагога, тем больше сможет он заинтересовать детей занятиями», «Нет ничего бессмысленнее труда педагога». При интерпретации результатов можно увидеть общую картину выборов педагогами суждений, оценить в процентном соотношении, сколько педагогов выбрали то или иное суждение, увидеть суждение, наиболее популярное среди педагогов [6, с. 190] .

Методика 5. «Незаконченные предложения». Описание методики — кратко (полный вариант в приложении) (Приложение 5).

Цель методики — изучение стереотипов относительно педагогической профессии, детей, родителей, администрации. Автор методики – Бучилова И.А. Методика состоит из 25 незаконченных предложений, которые педагогам предлагалось закончить. Примеры предложений: «В педагоги идут, как правило, …», «Главная задача учителя — …», «Хорошим называют ребёнка, который …». При обработке результатов методики производился подсчёт однородных ответов-продолжений на каждое незаконченное предложение. В результате анализа ответов выделены наиболее часто встречающиеся утверждения, претендующие на повышенную степень стереотипности [6, с.183] .

2.2. Анализ результатов проведения программы диагностики особенностей проявления социально-перцептивных стереотипов в учебном процессе

Анализ результатов, полученных с помощью методики 1. Методика «Опросник на выявление педагогических стереотипов».

Методика «Опросник на выявление педагогических стереотипов» проведена с 18 педагогами АНО СОШ «Димитриевская». Педагогам предлагалось оценить 24 стереотипных утверждения, определив степень согласия с ними.

Результаты исследования обобщены и отражены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты проведения методики

«Опросник на выявление педагогических стереотипов»

Стереотипное утверждение

Степень согласия с утверждением

Средний балл

Полностью согласен

В большей степени согласен, чем не согласен

В большей степени не согласен, чем согласен

Полностью не согласен

Блок 1 «Отношение к педагогической профессии»

Учитель — главная фигура, от него зависит успех и эффективность учебного процесса

3 (16,7%)

15 (83,3%)

3,2

Основная задача учителя — вооружать детей знаниями, умениями, навыками

4 (22,2%)

10 (55,6%)

4 (22,2%)

3

Быть педагогом — значит быть примером для детей

11 (61,1%)

7 (38,9%)

3,6

Творчество учителя лишь благое пожелание, реально его деятельность полностью регламентирована

4 (22,2%)

5 (27,8%)

7 (38,9%)

2 (11,1%)

2,6

Выполняй точно все указания администрации, и у тебя будет меньше хлопот

4 (22,2%)

8 (44,4%)

4 (22,2%)

2 (11,1%)

2,8

Педагогическая профессия неблагодарна

3 (16,7%)

8 (44,4%)

5 (27,8%)

2 (11,1%)

2,7

Блок 2 «Отношение к детям»

По своей природе дети эгоистичны

8 (44,4%)

7 (38,9%)

3 (16,7%)

2,3

Хорошим можно назвать ребёнка, который выполняет все требования учителя

2 (11,1%)

5 (27,8%)

6 (33,3%)

5 (27,8%)

2,2

Девочки в школе более послушны и аккуратны, чем мальчики

2 (11,1%)

8 (44,4%)

6 (33,3%)

2 (11,1%)

2,6

Мальчики в школе более подвижны и активны, чем девочки

3 (16,7%)

8 (44,4%)

7 (38,9%)

2,8

Плохой ребёнок — это конфликтный, упрямый и неуправляемый ребёнок

3 (16,7%)

6 (33,3%)

5 (27,8%)

4 (22,2%)

2,4

Воспитание детей — разрушительная работа для нервов

2 (11,1%)

10 (55,6%)

4 (22,2%)

2 (11,1%)

2,7

Блок 3 «Отношение к родителям»

Большинство родителей не занимаются воспитанием своих детей

3 (16,7%)

10 (55,6%)

5 (27,8%)

2,9

Родители предъявляют завышенные требования к школе

4 (22,2%)

10 (55,6%)

3 (16,7%)

1 (5,6%)

2,9

Основную ответственность за воспитание детей несёт семья, а не школа

9 (50%)

7 (38,9%)

1 (5,6%)

1 (5,6%)

3,3

Дети часто повторяют судьбу своих родителей

1 (5,6%)

9 (50%)

5 (27,8%)

3 (16,7%)

2,4

Дети с проблемами в развитии, как правило, из неблагополучных семей

6 (33,3%)

7 (38,9%)

5 (27,8%)

2,1

Основное бремя в воспитании детей в семье ложится на мать

2 (11,1%)

14 (77,8%)

2 (11,1%)

2,9

Блок 4 «Отношение к методам обучения и воспитания»

Наказание не лучшая мера, но оно необходимо

4 (22,2%)

11 (61,1%)

2 (11,1%)

1 (5,6%)

3

Деятельность детей нуждается в постоянном контроле

6 (33,3%)

9 (50%)

3 (16,7%)

3,2

Хорошая дисциплина — залог успеха в воспитании и обучении

6 (33,3%)

12 (66,7%)

3,3

Ребёнку нельзя прощать его провинности

3 (16,7%)

9 (50%)

6 (33,3%)

1,8

Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка — миф, в реальных условиях осуществить это невозможно

3 (16,7%)

9 (50%)

1 (5,6%)

5 (27,8%)

2,6

В воспитании детей нужно сочетать методы «кнута» и «пряника»

3 (16,7%)

10 (55,6%)

4 (22,2%)

1 (5,6%)

2,8

Анализ результатов методики позволяет выявить стереотипные утверждения, с которыми согласилось наибольшее количество педагогов. В блоке «Отношение к педагогической профессии» утверждением, набравшем наибольшее количество баллов, стало утверждение «Быть педагогом — значит быть примером для детей» (3,6 балла из 4).

В блоке «Отношение к детям» наиболее популярным оказалось утверждение «Мальчики в школе более подвижны и активны, чем девочки» (2,8 балла из 4).

В блоке «Отношение к родителям» самые высокие баллы оказались у утверждения «Основную ответственность за воспитание детей несёт семья, а не школа» (3,3 балла из 4).

В блоке «Отношение к методам обучения и воспитания» наиболее популярным оказалось утверждение «Хорошая дисциплина — залог успеха в воспитании и обучении» (3,3 балла из 4).

Наиболее выраженными у педагогов АНО СОШ «Димитриевская» оказались стереотипы по отношению к педагогической профессии, на втором месте стереотипы по отношению к родителям и методам обучения и воспитания, на последнем месте стереотипы по отношению к детям.

На основе результатов проведения методики можно выделить группу педагогов с выраженными стереотипами и группу педагогов с умеренно и слабо выраженными стереотипами. Если испытуемые набрали 16 и более баллов по трём блокам из четырёх, то они отнесены к группе педагогов с выраженными стереотипами. Остальные отнесены к группе педагогов с умеренно и слабо выраженными стереотипами. Результаты помещены в таблицу 3. По итогам проведения методики у 11 педагогов АНО СОШ «Димитриевская» наблюдаются выраженные педагогические стереотипы, у 7 педагогов – слабо выраженные педагогические стереотипы.

Таблица 3

Индивидуальные результаты проведения методики

«Опросник на выявление педагогических стереотипов»

Баллы по блоку 1 «Отношение к педагогической профессии»

Баллы по блоку 2 «Отношение к детям»

Баллы по блоку 3 «Отношение к родителям»

Баллы по блоку 4 «Отношение к методам обучения и воспитания»

Выраженность стереотипов

1

16

23

18

19

Выражены

2

16

15

16

12

Слабо выражены

3

21

17

15

19

Выражены

4

17

15

18

16

Выражены

5

23

15

18

21

Выражены

6

18

10

16

16

Выражены

7

14

11

16

17

Слабо выражены

8

18

15

20

18

Выражены

9

19

23

22

22

Выражены

10

18

18

17

19

Выражены

11

21

9

9

14

Слабо выражены

12

21

15

21

16

Выражены

13

16

15

17

17

Выражены

14

15

13

18

17

Слабо выражены

15

16

16

17

18

Выражены

16

19

12

16

11

Слабо выражены

17

17

15

13

14

Слабо выражены

18

17

11

11

15

Слабо выражены

Анализ результатов, полученных с помощью методики 2. Методика «Исследование стереотипов восприятия успешного ученика».

Методика «Исследование стереотипов восприятия успешного ученика» проведена со 137 педагогами АНО СОШ «Димитриевская». Педагогам предлагалось выбрать из 24 качеств 6-7 наиболее значимых качеств, какими должен обладать школьник, чтобы достичь хороших и отличных результатов в учебе .

Результаты исследования можно обобщить и поместить в таблицу 4.

Таблица 4

Результаты проведения методики

«Исследование стереотипов восприятия успешного ученика»

Качество ученика

Количество педагогов, выбравших данное качество

Процент педагогов, выбравших данное качество

1

Любознательный, любит учиться

95

69,3

2

Трудолюбивый, усидчивый

91

66,4

3

Умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учебной работе

73

4

Обладает хорошей памятью

70

51,1

5

Дисциплинированный

65

47,4

6

Умеет планировать работу и выполнять свой план

65

47,4

7