Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Курсовая работа

Спорт — составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.

Понятия теории и методики физического воспитания, их содержание, возникшее в разные исторические эпохи развития общества, постоянно совершенствуются, углубляются, уточняются по мере развития науки.

Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

  1. формирование правильной осанки;
  2. своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
  3. формирование изгибов позвоночника;
  4. развитие сводов стопы;
  5. укрепление связочно-суставного аппарата;
  6. развитие гармоничного телосложения;
  7. регулирование роста и массы костей;
  8. развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов — сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.; особое внимание уделяется развитию мышц-разгибателей.

Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Для этого необходимо в процессе физического воспитания ребенка развивать у него подвижность грудной клетки, увеличивать жизненную емкость легких, способствовать тренировке механизмов терморегуляции, обеспечить тренированность нервных процессов, совершенствовать деятельность двигательного анализатора, органов чувств.

Для развития двигательной деятельности ребенка очень важен творческий подход. Он способствует раскрытию потенциальных возможностей организма ребенка, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, окружающей природой и социальной средой.

Под воздействием окружающего мира перестраивается работа организма, он начинает функционировать в режиме, требующем наименьших затрат энергии.

Благодаря активизации механизмов саморегуляции головной мозг анализирует поступающую разнородную, многоплановую информацию, совершенствует и повышает оздоровительную деятельность организма.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, ...

Кроме оздоровительных задач физическое воспитание включает в себя и образовательные задачи.

Они предполагают формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

В процессе физического воспитания ребенок: — приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;

  1. осознает свои двигательные действия;
  2. усваивает физкультурную и пространственную терминологию (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед—назад, вверх—вниз и др.), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;
  3. узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;
  4. ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.

Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающей природе — деревьях, цветах, траве, животных и птицах. Он познает свойства воды, песка, снега; особенности смены времен года.

У него значительно обогащается словарный запас, развиваются память, мышление, воображение.

Физическое образование способствует приобщению ребенка и к большому спорту. Он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор.

Таким образом, реализуя в дошкольном физическом воспитании образовательную задачу, педагог одновременно приобщает ребенка к основам кинестетического образования, готовит его к поступлению в школу.

Особо следует подчеркнуть значение физического воспитания как средства, способствующего воспитанию творческой, разносторонне и гармонично развитой личности ребенка.

В процессе физического воспитания осуществляются следующие воспитательные задачи:

  1. потребность в ежедневных физических упражнениях;
  2. умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;
  3. приобретение грации, пластичности, выразительности движений;
  4. самостоятельность, творчество, инициативность;
  5. самоорганизация, взаимопомощь.

Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.

Благодаря физическому воспитанию:

  1. создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);
  2. закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься

    в коллективе);

  3. осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);
  4. прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Таким образом, физическая культура подготавливает ребенка к

жизни. Все вышеперечисленные задачи физического воспитания решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.

4 стр., 1853 слов

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в повседневной ...

... Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание ...

По данным С.С. Бычковой, причинами резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста являются:

  • резкое снижение жизненного уровня в стране в сочетании с социальной нестабильностью;
  • неблагоприятная экологическая обстановка в России;
  • стрессовая тактика педагогического воздействия;
  • ухудшение состояния здоровья матери;
  • дефицит двигательной активности;
  • несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической подготовленности;
  • массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • неполноценное питание;
  • отсутствие системы в работе по формированию здорового образа жизни.

Поэтому укрепление и сохранение здоровья на этапе дошкольного детства – это одна из главных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования на современном этапе.

Министерство образования России обращает внимание на то, что умственная и физическая нагрузка в ДОУ непрерывно увеличивается (инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организационных формах обучения»).

В практике ДОУ нередки случаи, когда применяется классно-урочная система занятий с детьми старшего дошкольного возраста по типу школьного урока, образовательный процесс перегружен дополнительными занятиями, и не остается достаточного времени на игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольника. Все это вызывает у детей переутомления, невротизацию, отражается на состоянии их здоровья и эмоционального благополучия, становясь в дальнейшем причиной школьной дезадаптации.

Важным условием сохранения и укрепления здоровья детей является комплексное к нему внимание со стороны педагогов и родителей, инструкторов по физическому воспитанию, медицинского персонала дошкольного учреждения.

Здоровьесберегающая деятельность ДОУ должна быть направлена на выполнение гигиенических рекомендаций по оптимизации условий обучения и образа жизни детей дошкольников. Это в первую очередь, использование управляемых форм, не требующих дополнительных финансовых затрат:

  • использование эффективных методов обучения;
  • реальная разгрузка содержания образования;
  • повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;
  • улучшение организации питания детей;
  • рационализация досуговой деятельности, летнего отдыха детей.

Приоритетными направлениями организации здоровьесберегающей среды в ДОУ являются: учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая и коррекционная работа, научно-методическая и информационно-просветительская работа.

Остановимся на учебно-воспитательной работе, которая предполагает:

  • соблюдение режима учебных занятий детей разновозрастных групп;
  • организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки;
  • составление расписания в соответствии с гигиеническими требованиями;
  • создание условий для развития индивидуальных способностей;
  • организация динамических пауз с обязательным пребыванием на открытом воздухе;
  • создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму разных возрастных групп.

Рассматривая обучение как систему постоянно повторяющихся воздействий на ребенка, образующий у него определенный динамический стереотип, необходимо соблюдать не только организационные требования (регулярность занятий, системность, правильность чередования с играми, нормирование времени занятий, наполняемость группы, обстановка занятия, дидактические материалы и т.п.), но и требования дидактики развивающего обучения.

36 стр., 17748 слов

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного ...

... детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием.3. Разработать и апробировать пути и методы развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования - творческое воображение детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием. ...

В связи с этим максимально допустимое количество занятий в первую половину дня в младших и средних группах – не более двух продолжительностью 10-15 минут, в старших и подготовительных группах – не более трех. Продолжительность занятия в старшей группе 20-25 минут, а в подготовительной группе не более 25-30 минут .

Необходимо не перегружать детей занятиями, регламентировать учебную нагрузку с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей ребенка, проводить физкультминутки, которые являются неотъемлемой составной частью практически любого занятия. В структуре каждого занятия по математике необходимо предусмотреть смену видов деятельности, перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Конкретное содержание перерыва педагог в каждом случае определяет самостоятельно, ориентируясь на состояние детей. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением, или пальчиковая гимнастика, упражнение для глаз или упражнения на релаксацию, игры. Приведем несколько примеров таких минуток отдыха, которые наиболее эффективны на занятиях по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Глава 2. формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

У детей дошкольного возраста совершенствуется не только двигательная активность, развиваются их представления о своих физических возможностях, но и формируются знания о здоровом образе жизни.

В различных режимных моментах, на физкультурных занятиях, во время подвижных игр, прогулок, экскурсий, воспитателям не только необходимо проводить работу по укреплению здоровья дошкольника, привитию гигиенических навыков малышам, но и проводить работу по формированию культуры здоровья.

Во время утренних процедур (умывание, чистка зубов, полоскание рта) нужно обращать внимание ребёнка на важность, необходимость и регулярность их проведения. При разучивании потешек («Водичка, водичка, умой моё личико..»), проведении дидактических («Купание куклы Маши»), сюжетно – ролевых игр, утренников, развлечений («Мойдодыр», «Будь здоров!») дети закрепляют полученные знания и навыки.

Воспитательная работа так же заключается в привитии малышам бережного отношения к своему здоровью, потребности в двигательной активности, к систематическому закаливанию организма (хождение босиком, обливание, дыхательные упражнения, применение различных оздоровительных методик), интереса к участию в подвижных играх и занятиям различными видами спорта, каждодневных прогулок на улице.

К школе у ребёнка уже должны быть сформированы знания о культуре здоровья, появиться интерес к спорту и в частности к спортивным играм, к физическому развитию, к активному образу жизни.

17 стр., 8056 слов

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

... пропаганду здорового образа жизни. 1.Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. 1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» Исходным для определения термина «здоровье» является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, ...

2.2 Формы работы с детьми дошкольного возраста, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Формы организации физического воспитания — это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность.

Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.

К формам организации оздоровительной деятельности ребенка относятся:

Физкультурно – оздоровительная деятельность включает в себя:

  • Создание системы двигательной активности в течение дня:
  • утренняя гимнастика (ежедневно);
  • физкультурные занятия (3 раза в неделю);
  • музыкально – ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • оздоровительный бег (ежедневно);
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
  • зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
  • оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
  • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
  • эмоциональные разрядки, релаксация;
  • ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
  • спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)