Проблема одиночества в подростковом возрасте

Курсовая работа

Опыту переживания одиночества посвящено немало работ и исследований. В современной жизни мы сталкиваемся с переживанием изоляции в весьма разнообразных видах, начиная от психологической изоляции, которую может переживать член группы, воспринимаемый как «белая ворона», завершая изоляцией физической. При такой форме человек может быть заперт принужденно и добровольно, в одиночной камере или вдали от цивилизации, ведя отшельнический образ жизни.

В настоящее время интерес к проблеме отчуждения и одиночества представляется вполне естественным. Это связано с характером сегодняшней социальной ситуации, которой свойственны неопределенность и нестабильность. Интенсивные изменения в политической, экономической, культурной сферах жизнедеятельности общества активно влияют на структуру межличностных отношений и самосознание человека. Переходный период (от традиционно российской коллективистической культуры — к индивидуалистической идеологии) приводит к трансформации психосоциокультурных структур, определяющих деловое и межличностное взаимодействие, ценности и социальную активность человека, его эмоциональное самочувствие.

Сегодняшняя социальная ситуация требует от человека привлечения дополнительных ресурсов для формирования адекватных адаптивных возможностей к изменяющемуся миру. Однако, не всякий человек готов принять новые условия существования. Многие люди переживают разрыв старых значимых связей, невозможность приобрести новые, одновременно испытывая в них потребность. Недостаток и/или «поверхностность» значимых отношений вызывает острые негативные переживания одиночества. Одинокий человек — это субъект, переживающий трудности в социальном взаимодействии. Одиночество является глубоким эмоциональным переживанием, которое способно исказить восприятие, понятие времени и характер социальных действий.

Понимание природы одиночества позволит выработать оптимальные стратегии его преодоления, адекватные для современной нестабильной и неопределенной ситуации.

В данной курсовой работе исследуется феномен одиночества. Выбор темы обусловлен желанием понять природу конфликта личности и среды, потребностью узнать, какое место занимает одиночество в современном обществе.

Актуальность настоящей работы обусловлена практической потребностью изучения социальной позиции юных людей и людей репродуктивного возраста, их ценностно-смысловых ориентации, эмоциональных состояний и отношений в сегодняшней социокультурной ситуации. Исследование видов состояния одиночества, имеющего как негативную так и позитивную направленность позволяет сделать шаг к преодолению существующего противоречия в понимании роли и места одиночества в психической жизни человека. Теоретическая значимость исследования заключается в выведении одиночества человека на реально психологический уровень исследования, в уточнении и конкретизации его определения, исходящего из методологических концепций отечественной и зарубежной психологии, а также в изучении его механизмов и роли в процессе социализации личности, в онтогенезе ее психической жизни и поведения.

2 стр., 598 слов

Одиночество человека рассуждение

... Именно такое положение вещей — залог благополучия. Сочинение на тему Одиночество человека Одиночество — грустная картина. Что представляется вам, когда вы задумываетесь об этом понятии? Человек, ... Таких людей называют социофобами, их отношение к окружающим, по мнению большинства, ненормально. В отдельных случаях таким людям требуется помощь специалистов. Одинокие люди по-разному воспринимают такое ...

Цель:

  • исследование психологической феноменологии, видов и механизмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;
  • выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.

Курсовая работа представляет анализ феномена одиночества средствами решения теоретических и эмпирических задач:

1. Теоретический анализ сложившихся научных подходов к пониманию и изучению одиночества.

2. Выделение проблемы одиночества как социально-психологической проблемы, обусловленной осознанием негативных результатов социального взаимодействия.

3. Выявление психологической природы состояния одиночества (отличительные особенности поведения, социальных отношений и ценностно-смысловые ориентации одинокого человека).

4. Выделение и исследование основных видов состояния одиночества.

5. Изучение феноменологии переживаний одиночества у современных подростков на материале анализа литературных данных и эмпирического исследования.

6. Анализ данных, полученных в результате исследования.

Предметом исследования являются особенности структуры ценностных ориентации и межличностных отношений, свойства личности и способы эмоционального реагирования, определяющие тип переживания одиночества и стратегию его преодоления, психологическая сущность и поведенческие проявления состояния одиночества юного человека.

Объектом исследования являются дети подросткового возраста от 12 до 16 лет (школьники).

Гипотеза исследования: Возникновение чувства одиночества связано с недостаточным развитием регуляторного опыта. Переживание одиночества связано с текущими социальными ситуациями и проявляется в межличностных отношениях и поведении человека.

В подростковом периоде актуализируется переживание одиночества. Переживание одиночества и тенденция к изоляции ребенка-подростка возникает в связи с проблемами социальной идентификации и возрастными свойствами.

Субъективное ощущение одиночества провоцируют такие факторы как: качество социальных контактов, степень удовлетворенности потребности в общении, нереализации потребности в интимно-личностном общении.

Состояние одиночества сопровождается конструктивным или деструктивным переживаниями. Выбор стратегии совладания обеспечивает трансформацию негативного переживания в позитивное и его преодоление.

5 стр., 2433 слов

Институциональный подход к исследованию социально-трудовых отношений

... анализа включают институты социально-трудовых отношений [8; 9], что обусловлено стремлением найти в институциональной теории источник новых методологических подходов к объяснению результатов реформирования российской экономики в целом и социально трудовых отношений ...

Методы исследования:

В качестве психодиагностических методик использованы:

1. Шкала одиночества. (Д.Рассела, Л.Пепло, М.Фергюсона).

2. Метод социометрических измерений (социометрия).

3. Методика Ценностные ориентации (М. Рокич)

4. Методика исследования сомоотношения (С.Р. Патилеев)

5. Метод изучения продуктов деятельности учащихся (сочинение «Причины моего одиночества»)

Глава 1. Одиночество как психологическая проблема

1.1 История изучения проблемы

«Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни человека»

Т.Вульф

Одиночество как психическое состояние, имеющее ярко выраженную негативную окраску, известно человечеству, по крайней мере, с античных времен. В истории философско-психологической мысли осмысление и объяснение проблемы одиночества достаточно многообразно: от преклонения перед ним на Древнем Востоке до неприятия в Древней Греции, от осознания необходимости одиночества для самопознания человека, его творческого развития до понимания его как проклятья человечества.

По Платону условием достижения истины, добра и красоты является путь дружбы. Аристотель также в «Этике» посвятил немало страниц описанию достоинств дружбы, отметив при этом и значение индивидуального развития. Древние греки больше думали над тем, как избежать одиночества, считая самым приемлемым и оптимальным путь дружбы.

Для Платона и Аристотеля человек был немыслим без процветающего полиса. Счастье индивида имело место только в контексте разумно устроенного общества. И только в александрийский период мы обнаруживаем человека, отделенного от своих собратьев. Самодостаточность человека уже не основывалась на принадлежности к полису. «Отныне путь к его спасению должен был раскрываться как личный и, таким образом, как одинокий путь» [5, 59].

Если эпикурейцы еще утверждали зависимость человека от нескольких особенно близких людей, то скептики отвергали саму возможность длительности и постоянства чего-либо, включая и постоянство собствен ного «Я».

С развитием христианства возрастала и потребность в компенсации чувства разобщенности и покинутости. Средневековому человеку удалось найти средство избавления от одиночества — это была абсолютная сущность, с которой всегда можно вступить в контакт, можно ей молиться. Но затем тяжкие страдания привели человека к пониманию своей отстраненности и отделенности даже от Бога. Все же особо следует отметить, что именно в то время уже были вскрыты позитивные стороны одиночества в личностном становлении человека, в прояснении его взаимоотношений с миром.

С завершением средневекового этапа развития человек начинает обращаться все больше не к абсолютному и вечному Богу, а к самому человеку, его универсальной сущности (Г.В.Гегель), понятию родовой сущности (Л.Фейербах), понятию классового сознания (К.Маркс).

И «как только человек понимает свое истинное сущностное положение и в той мере, насколько он его понимает, он становится безнадежно одиноким. Теперь он по своему усмотрению создает любое отношение и допускает любое значение, которое только позволит ему избежать своего одиночества» [5, 65].

21 стр., 10412 слов

Одиночество как социальная проблема и пути ее решения при обслуживании ...

... изучить одиночество как социальную проблему и предложить пути ее решения при обслуживании пожилых инвалидов на дому. Исходя из названной цели, были сформулированы следующие задачи: Описать пожилых людей как социальную группу. Рассмотреть проблему одиночества пожилых ...

На закате Ренессанса мы отмечаем, начиная с М.Монтеня, сосредоточение внимания на личности человека — проблеме его личностной идентичности.

Затем у Р.Декарта проявляется более отчетливое осознание собственной субъективности и метафизического одиночества. Философия сосредоточивает свое внимание на проблематике отношений между воспринимающим, самосознающим «Я» и его знанием о внешнем мире и другом сознании, что нашло свое выражение во взглядах Лейбница, в его

учении о монадах.

Крупный шаг к пониманию одиночества как психического феномена был осуществлен Гегелем. Им предложена теория о «двух мирах отчужденного от себя духа». Одиночество представляется как потеря двух отношений: связи с собой и связи с социальным миром. Последний является необходимым условием для объединения человека с самим собой. Человек должен иметь «дом», как в объективном, так и субъективном смыслах. Природа одиночества состоит в себялюбии субъективного духа, его стремлении утвердить собственную самость без соотношения ее с деятельностью объективного мирового духа — абсолютной идеи. В результате субъективный дух запутывается в собственных противоречиях, которые порождают у человека несчастное сознание.

Датский теолог и философ Серен Кьеркегор рассматривал одиночество как замкнутый мир внутреннего самосознания, принципиально не размыкаемый никем, кроме бога. Единственным собеседником затерянного в мире человека может стать образ бога в нем самом.

Феноменология Гуссерля дает представление о сознании как о нескончаемом потоке переживаний, начисто изолированных от всего внешнего и материального. Это признание принципиального одиночества человека, вечного и неизбывного. [5]

В нашей работе мы рассматриваем одиночество, прежде всего, в европейской, западной традиции.

Присущий человеку протест против одиночества стал генеральной темой многих гуманистических учений, возникших на Западе в XX веке. Можно выделить несколько этапов в исследовании проблемы переживания одиночества. В зарубежных научных исследованиях интерес к проблеме одиночества проявился в 50-60 годах двадцатого столетия. Считалось, что переживание одиночества является признаком «коммерческих», «потребительских» отношений, которые складываются в обществе. Первые концепции выстраивались на основе наблюдений и теоретических исследований. В 60-80-е годы двадцатого столетия было предложено несколько схем, которые до сих пор являются значимыми для зарубежных и отечественных исследователей этой проблемы (Вейсс, 1973; Пепло и Перлман, 1980; Сандлер и Джонсон, 1980; Джонс, 1981).

В 70-80-х годах проблема одиночества предстала в качестве предмета в социльно-психологических теоретических и прикладных зарубежных исследованиях. Феномен одиночества изучали как состояние, идентифицированное с негативными эмоциями, депрессией (Рубинстейн, Шейвер, 1979; Янг, 1978), связанное с социальной изоляцией, но не обусловленное ею (Таунсенд, 1968; Джонсон, Сандлер, 1969).

Обнаружено, что одиночество имеет ряд признаков: остроту, предел и тип переживания (Вейсс, 1978; Перлман, Пепло, 1980; и др.).[10]