Система социальной защиты населения и профессиональная социальная работа тесно связаны и взаимозависимы. Как профессиональный вид деятельности социальная работа предполагает наличие необходимой законодательной и нормативной базы, развитой инфраструктуры, подготовленных кадров, словом, всего, что может представлять социальная защита как социальный институт. Система социальной защиты, прежде всего, на микроуровне является своеобразным «организационно-правовым полем» для социальной работы. В свою очередь, с помощью средств социальной работы реализуются функции социальной защиты. Приход в социальную работу подготовленных специалистов повышает эффективность мер по социальной защите.
Цель исследования – ознакомиться с основными зарубежными концепциями деятельности института социальной защиты населения.
Задачи — расширить представления о социальной работе, контуры которой в России пока еще просматриваются недостаточно отчетливо. Кроме того, знакомство с социальной работой за рубежом позволит узнать не только что-то новое о деятельности своих зарубежных коллег, но и осмыслить собственный опыт и знания, наметить новые перспективы для дальнейшего развития отечественной социальной практики.
Объектом исследования данной работы являются основные зарубежные модели работы по социальной защите населения.
Предмет исследования — зарубежные подходы к решению проблем по социальной защите населения, направления по работе с разными группами нуждающихся.
Система социальной защиты населения является одним из институтов реализации социально-экономической политики, цель которой состоит в обеспечении социальной стабильности и устойчивого экономического развития общества. Для достижения этой цели необходим эффективный механизм защиты трудоспособного населения от социальных рисков.
Под социальной защитой населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.
Международное организация труда (МОТ) относит к социальной защите социальное страхование и социальную помощь. В конвенциях МОТ сформулированы основные принципы социальной защиты населения, регламентируется минимальный уровень различных видов социальной защиты и категории населения, на которые они должны распространяться. Национальные системысоциальной защиты формируются на основе конвенций МОТ с учетом специфики экономического, социального и культурного развития конкретной страны.
Защита населения в чрезвычайных ситуациях
... вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов. В законе Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определяется как ... в работах по ликвидации стихийных бедствий, уметь владеть способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Таким образом, основной целью нашего реферата ...
1. Социальная политика и социальное обслуживание в США
Рыночная экономика не устраняет социального неравенства, угрожает социальной стабильности, и при неблагоприятных условиях снижает экономическую эффективность. Социальная политика может облегчить крайние проявления результатов действия рыночных сил. С этой целью государство проводит политику поддержания незащищенных социальных групп. Социально защищенными стремятся быть практически все социальные слои, в том числе и предприниматели. Последнему государство должно гарантировать неприкосновенность их собственности, право на предпринимательскую деятельность в любой сфере рыночной экономики.
Основные направления социальной политики:
- гарантия минимальной заработной платы и регулирования доходов в целом;
- обеспечение занятости населения и оказание помощи по безработице;
- индексация фиксированных доходов и защиту денежных сбережений населения;
- оказание помощи беднейшим слоям населения;
- создание условий для самореализации человека;
- обеспечение охраны здоровья населения независимо от уровня доходов.
Политика доходов занимает ведущее место в государственном регулировании социальных отношений. В первую очередь она касается уровня заработной платы и ее доли в ВВП, перераспределении доходов в пользу беднейших слоев населения. К сторонникам этих принципов относятся такие известные ученые, как Дж. Гелбрейт, Р. Тибодц, П. Самуэльсон, С.В. Уайнтраут, М. Фридмен, М. Маршалл, Ж. Лекайон, Р. Харрод, Н. Кальдер.
Опыт CUJA и Европейского Союза за последние десятилетия свидетельствует, что интеллектуальный капитал и инвестиции в сферу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ становятся не менее, а более важными им фактором экономического развития, чем капитал и труд. Поэтому государственная политика занятости должна осознавать, что инвестиции в научно-исследовательские и конструкторские работы имеют высокую отдачу и их эффективность возрастает, если в этих расходах участвует и государство, а не только частный капитал.
Необходимо создать новую модель занятости, направленную на формирование развитого и социального рынка труда. Основными направлениями государственной политики занятости являются:
- высокий уровень занятости за счет организации новых рабочих мест;
- сближение оплаты труда и необходимых затрат на воспроизводство рабочей силы на базе деловых стимулирующих механизмов распределения прибавочной стоимости;
- существенное расширение сектора социальной экономики, в который входят некоммерческие предприятия и организации, производящие товары и услуги без ориентации на увеличение прибыли;
- поощрение развития гибких форм занятости;
- создание общественных работ с оплатой труда, которая обеспечивает воспроизводство рабочей силы;
- создание условий для развития малого бизнеса и само занятости (упрощенная регистрация, беспроцентные кредиты, правовое и консультативное обеспечение, сокращения налогового давления и т.п.)
Индивидуалистический подход наложил отпечаток на формирование государственной социальной политики США. Он состоит из различных типов социальных программ, регулируемых федеральным законом, законом штата, федеральными правительственными агентствами и правительствами штатов. Кроме того, некоторые программы также принимаются местными властями. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и своевременностью учитывать потребности в социальной помощи в том или ином регионе.
Социальные программы предприятий и источники их финансирования
... социальных программ с помощью социальных фондов ведет к совершенствованию социально-трудовых отношений и расширению финансовой основы социальной защиты на предприятиях. Функции и задачи социальных фондов предприятий Социальные фонды предприятий ... важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки ...
Система государственного социального обеспечения основана на двух основных формах: социальное страхование и государственная помощь, которые различаются по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, формируемых за счет налога на социальное обеспечение, который взимается с рабочих и предпринимателей. Государственная помощь предоставляется за счет ассигнований из федерального бюджета, государственных бюджетов или органов местного самоуправления.
Закон о социальном обеспечении устанавливает пенсии по старости и пособия по безработице. Он предусматривает меры в пользу определенных категорий бедных, в первую очередь инвалидов и детей-сирот. Кроме того, предусматривалась выплата пенсии в случае потери домовладельца; пособие по инвалидности, не связанное с несчастным случаем на работе; право на медицинское страхование в возрасте 65 лет и старше (программа Medncar) и др. все виды социального страхования обычно объединяются под общим названием федеральной программы.
На уровне штатов в Соединенных Штатах существуют программы страхования от производственных травм или профессиональных заболеваний. Законодательство устанавливает ответственность предпринимателей за несчастные случаи, произошедшие с работником на производстве, определяет размер и продолжительность пособия по временной нетрудоспособности или размер пособия членам семьи умершего в результате несчастного случая на производстве. Большую часть денежной компенсации выплачивают частные страховые компании, так как большинство предпринимателей заранее застрахованы от таких случаев. В некоторых штатах созданы специальные страховые фонды за счет налога работодателя, из которых государство оплачивает страхование от несчастных случаев на производстве.
Другая часть американской сети общественной безопасности помогает бедным. В отличие от социального страхования для получения социальной помощи не требуется специальных авансовых взносов. Критерий его получения — необходимость. Основными задачами сектора ухода являются: обеспечение гарантированного дохода, поддержка нуждающихся семей с детьми, питание, кров и медицинская помощь.
Программа гарантированного дохода распространяется на пожилых людей, инвалидов и слепых. Государствам было предоставлено право увеличивать размер пособий по этой программе за свой счет. Около половины бенефициаров этой программы — в основном пожилые люди и получатели пенсий по старости.
Программа «Семья с ребенком» обеспечивает уход за многодетными семьями с низкими доходами.
В области продовольственной помощи наиболее распространенным явлением было предоставление талонов на питание нуждающимся. Купоны предоставляются бесплатно или по сниженной цене. Есть и другие программы питания: школьные столовые, помощь мамам с ребенком до 1 года и т.д.
Контрольная работа: Философия Канта. Идеи развития и агностицизм
... исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят Канта к агностицизму- к утверждению, будто природа вещей, как они существуют сами по ... теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы. В работах "критического" периода Канта доказывает невозможность построить систему умозрительной философии ("метафизики", согласно принятой тогда ...
Малообеспеченные семьи получают жилищные субсидии.
Программы медицинского страхования и помощи (Medicidio) охватывают около 50 миллионов человек. Нельзя игнорировать частные системы социального обеспечения, которые дополняют государственную и регулируются государством с помощью определенных механизмов.
Частные пенсии важны для большинства работников. Они могут включать отпуск и отпуск по болезни, дополнительные пособия по безработице, субсидии на расходы на непрерывное образование и юридические услуги. Дополнительные платежи сильно различаются по форме, размеру и способу доставки разными компаниями.
2. Социальная работа в США
Отличительной чертой системы социальной защиты в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации различных социальных программ на разных уровнях: федеральном, государственном, местном. Преимущества этой системы в том, что она позволяет полностью и быстро реализовать социальные потребности людей практически в любом регионе страны.
Соединенные Штаты — это страна, которая позже достигла государства всеобщего благосостояния, обеспечив, чтобы каждый «помогал сам себе»
Социальное страхование и государственное вспомоществование являются двумя основными формами государственной системы социального обеспечения. Главное различие между ними состоит в разных источниках финансирования. Страховые фонды образуются за счёт налогов с трудящихся и лиц свободных профессий, врачей, священников и др., а государственное вспомоществование — за счёт ассигнований из средств государственного бюджета, бюджетов штатов и местных органов власти.
В США можно отметить как общие с другими странами, так и особенные приёмы и формы социальной работы с различными категориями населения.
Так, для пожилых людей и инвалидов создаются фонды и услуги на федеральном уровне. Это пенсии по старости, медицинское обслуживание, обеспечение дешёвым жильём, продовольственное обеспечение, организация транспортных услуг, занятости и т. д.
Особое внимание уделяется жилищно-бытовому обслуживанию пожилых и инвалидов. Как показывают исследования американских учёных, около четверти из 30 млн. американцев в возрасте 65 лет и старше немощны. Практикуются доставка на дом обедов, мытьё, стрижка, стирка, ремонт и благоустройство квартир, организация досуга и т. д.
Немало интересного имеется в стране в социальной работе с детьми. Специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют следующие услуги:
- организация социальных групп профессионального обучения для родителей,
- обеспечение помощи по трудоустройству;
- создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей;
- создание и поддержка служб защиты детей, подвергающихся насилию и т. д.
Подобные услуги оказываются и другим семьям, но за некоторую плату. В задачу детских социальных служб входят и вопросы усыновления детей-сирот.
Социальное обслуживание умственно отсталых осуществляется как в психиатрических больницах и домах-интернатах, так и в специализированных стационарах и диспансерах, а также амбулаторно.
В США проводится следующая работа с бежавшими из дома и бездомными детьми: функционируют приюты и общежития; проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями с целью возвращения ребёнка в семью. Существует также служба «телефон доверия», оказывающая бесплатные услуги для юных беглецов.
Социальное обеспечение инвалидов
... социальных рисков. Социальное обеспечение инвалидов. Порядок признания лица инвалидом Социальное обеспечение ... подтверждающих факт профессионального заболевания, ... работ по проблемам инвалидности и инвалидов; разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов; установление квот рабочих мест для инвалидов; содействие в работе всероссийских общественных объединений инвалидов ...
В США в гос. службах социальной работы предусмотрены должности: консультант, который выслушивает, дает советы, обеспечивает ресурсами; адвокат, представляющий интересы клиента; специалист, оказывающий психотерапевтическую помощь.
Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» строится на основе целого ряда программ: базовых программ полиции; базовых программ судов по делам несовершеннолетних; базовых программ школ.
В США существует две категории исправительных учреждений: закрытые места по лишению свободы и закрытые воспитательные учреждения. На период условного обслуживания подросткам определяется наставник. Проводится социальная работа и в местах заключения.
Если иметь в виду социальную работу с неполноценными семьями, то можно отметить широкое развитие в стране групп самопомощи и групп поддержки, объединенных в организацию «Родители без партнера». Главное направление работы указанных групп – обмен преподавательским опытом, в помощь в проведении выходных дней и отпуска, организация юридической помощи в решении различных жизненных проблем и т. д.
Одной из важных проблем американского общества остаётся проблема социальной защиты расовых и этнических меньшинств страны. Сюда относятся лица, находящиеся на низших ступенях социальной жизни, в основном чернокожие американцы, американские индейцы, туземцы Аляски.
Бедность и безработица, наиболее распространены в расовых, этнических и религиозных меньшинств, самым неблагоприятных образом влияют на структуру семей, положение детей в группах. Распад семей и стресс, вызванный безработицей — все это дает импульс алкоголизму, психиатрическим расстройствам, самоубийству, бегству, подростковой беременности, проституции и пр.
Практика социальной работы в этнических группах в США строится, во-первых, на ценностях, присущих социальной работе вообще, во-вторых, на понимании этнических реалий, в-третьих, на профессиональном подходе, в-четвертых, на практическом опыте. Первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университете.
Исторически социальная работа, как профессиональный вид деятельности возникла на рубеже XIX и XX веков во многих Европейских государствах как Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция и Франция, а также США и развивается наряду с благотворительными организациями. Возникновение социальной работы, как профессиональной деятельности непосредственно связано с воплощением идеи Мэри Ричманд (США).
Она предложила индивидуальный метод социальной работы, в основу которого была положена медицинская модель.
Социальные мероприятия М. Ричманд подразделяет на взаимодополняющие категории:
- косвенный метод лечения — возможность посредством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении;
- непосредственный метод — воздействие на самого клиента с помощью установленных с ним партнерских отношений и фасилитации.
В это же время и другое движение получило развитие в США. Это организация приютов для беженцев, иммигрантов, людей, работающих по контракту. В содержании деятельности ставился акцент на самопомощь и взаимную помощь. Джейн Адамс, одна из наиболее известных лидеров этого движения, основала сеттльмент в Чикаго. Работа, связанная с организацией приютов, была реакцией на давление индустриальной революции, приведшей в американские города многих эмигрантов.
Правовые основы и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
... Основы права», «Право социального обеспечения», «Социальная работа». Общие теоретические положения могут оказаться полезными для студентов при написании различных исследовательских работ, которые связаны с проблемами правового регулирования социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов ... и ответственность в области социального обслуживания пожилых людей и инвалидов не только в плане ...
В последние десятилетия социальная работа в США в своем развитии имеет три основных теоретических направления, отличающиеся объектом предпринимаемых усилий; в первом случае это конкретный индивид, во втором — группа людей, оказавшихся в сложной ситуации, в третьем, — община.
Под индивидуальной социальной работой понимается направление, система ценностей, вид практики, используемые социальным работником для помощи индивидам и семьям в решение психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом.
Групповая социальная работа — форма или метод работы, который используется с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта для развития его физического и духовного потенциала. Формирования социального поведения.
Общинная социальная работа — метод, позволяющий расширить масштаб социальной помощи среди населения в городских кварталах, общинах. Чаще всего под ней понимается интеграция всех других методов, когда перед социальным работником ставиться задача: добиться того, чтобы клиент понимал тесную зависимость и взаимообусловленность личных и общественных проблем.
Для большинства исследователей социальной работы характерно понимание ее сущности в определении близкое тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США.
В настоящее время существует несколько подходов к деятельности социального работника: воспитательный, адвакативный и фасилитативный.
Под фасилитацией в психологии подразумевают «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека. К. Роджерс считает, что «при разумной фасилитации группа обретает потенциал и создает новые возможности для своих участников». Он вывел правила поведения фасилитатора: принятие группы и человека, эмпатическое понимание, действие с точки зрения своих чувств, возможность конфронтации и обратная связь, выражение собственных проблем, избегание планирования и «упражнений», использование терапевтического потенциала группы, использование физических движений и физического контакта.
На Западе в контексте нового понимания функций социальной работы и ее принципов рассматриваются и проблемы повышения профессиональной подготовки кадров социальных работников. Основной акцент делается на формировании профессиональной компетенции, под которой понимается овладение определенными базовыми квалификациями, необходимыми для ситуативного анализа, нахождение средств для решения сложных проблем индивида и ориентации его поведения в соответствующих условиях.
В настоящее время в социальной работе существует несколько подходов: адвакативный, воспитательный и фасилитативный. Сегодня анализируя деятельность социального работника можно сказать, что специалисты этой категории интегрируют в себе педагогическую, психологическую, экономическую, правовую и медицинскую деятельность, что накладывает отпечаток на личность самого социального работника, как субъекта этой профессиональной деятельности.
«Технология социальной работы с семьями, воспитывающих детей-инвалидов»
... ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ОВЗ прибавляются проблемы неполной семьи. технология социальной работ трех типов семей с пассивной реакцией, связанной с ... помощь более 2 тыс. человек. Основной задачей Центра является реализация государственной политики по социальному обслуживанию детей и подростков с ОВЗ, предоставление, в ...
3. Социальная работа с людьми с ограниченными возможностями
Все права инвалидов установлены в следующих документах: Акт об инвалидах, Акт об устранении архитектурных барьеров, Акт о реабилитации, Акт об образовании и т.д. В США существует Национальный совет по инвалидам, представляющий собой правительственный орган, члены которого назначаются президентом. В обязанности совета входит рассмотрение федеральной политики в плане их влияния на людей с ограниченной возможностью. Затем совет представляет рекомендации президенту, конгрессу, реабилитационным службам по проблемам инвалидов. Это единственный федеральный орган, имеющий полномочия по разработке политики в интересах инвалидов.
Орган тесно взаимодействует с Национальным научно-исследовательским институтом по проблемам инвалидности. Цель совета состоит в том, чтобы сделать американских инвалидов полноценными членами их семей и местных сообществ. В США принят Акт об образовании детей-инвалидов, согласно которому ни одному ребенку-инвалиду не может быть отказано в приеме в государственную школу по причине инвалидности. Он также расширил организацию специальных программ обучения, права родителей по обучению детей-инвалидов.
Кроме того, имеется и Акт о профессиональной подготовке, который обязывает правительства штатов резервировать не менее 10 % федеральных грантов, получаемых на нужды профессионального образования для обучения студентов-инвалидов. В стране существует разветвленная сеть по профессиональной подготовке, консультированию и трудоустройству инвалидов. Она осуществляет деятельность по физической и психологической реабилитации, обеспечению вспомогательными техническими средствами, профессиональной подготовке, трудоустройству как на предприятиях со щадящими условиями труда, так и на крупных заводах и фабриках.
Работодатели, отказывающиеся предоставить работу инвалиду, облагаются значительным штрафом. А компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. Между тем, квотирования рабочих мест для инвалидов нет. Деятельность по профессиональной реабилитации инвалидов контролируется Президентским комитетом по трудоустройству инвалидов. Президент ежегодно отчитывается по вопросам обучения и трудоустройства инвалидов, а также размеров их заработной платы. В стране установлен национальный праздник – День инвалида.
Сейчас, больше чем когда-либо американцы с ограниченными возможностями и инвалиды нуждаются в доступе к работе и обучению. В то время как американская экономика переживает трудные времена и борется за выживание, а уровень безработицы находится на высоком уровне по сравнению с предыдущими периодами, разница в занятости инвалидов и остальной частью населения остается постоянной.
Половина из 54 миллионов американцев с ограниченными способностями находятся в трудоспособном возрасте (от 18 до 64 лет).
В соответствии с недавним исследованием только 32% из них имеют полную или частичную занятость, по сравнению 81% занятых среди остального населения.
В современном обществе накоплен значительный опыт обеспечения занятости и профессиональной ориентации лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья. Считается, что именно профессиональное образование способствует лучшей интеграции инвалида в трудовую жизнь и помогает лучшей адаптации на рабочем месте.
Формы социального обслуживания семьи и детей
... взгляд. Социальное обслуживание семьи с несовершеннолетними детьми в настоящее время становится неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения, одним из ведущих и динамично развивающихся компонентов социальной сферы. 1. Формы социального обслуживания семьи и детей Социальное обслуживание семьи с несовершеннолетними детьми в настоящее ...
Центры подготовки имеют рабочие места для инвалидов. Прогресс умений пациентов регулярно оценивается во время подготовки, и в некоторых случаях они могут перейти на самостоятельную работу под наблюдением. Международный опыт профессиональной ориентации инвалидов показывает, что наиболее эффективными являются реабилитационные программы, реализуемые в Центрах профреабилитации.
Наиболее важным фактором включенности инвалидов в общество является подготовка этого общества к интеграции, которая помимо законодательных актов и правил должна включать еще и формирование положительного отношения к инвалидам у людей, не имеющих ограниченных возможностей здоровья. В связи с этим важным является формирование городских и региональных программ по организации доступности среды жизнедеятельности для лиц с ОВЗ.
В США, в рамках реализации Закона об инвалидах, специально созданные бригады строителей во всех штатах Америки оборудуют съезды и пандусы, обеспечивая доступность перемещения инвалидов в городе. При Государственном департаменте США разработаны специальные программы, созданы центры независимой жизни по всей стране. В этих центрах инвалиды обучаются навыкам самообслуживания, независимой жизни, получают информационные, юридические услуги, помощь в трудоустройстве. Основой политики в отношении инвалидов здесь является «empowerment» — стимулирование их собственной активности. Для людей с ограниченными возможностями это означает самоконтроль, влияние на окружающий мир, участие в решении своих проблем, отстаивание своих прав и интересов.
В США инвалиды в первую очередь обеспечиваются пенсией и страхованием от несчастных случаев. Социальная поддержка осуществляется с помощью специализированных инвалидных организаций и фондов, которые привлекаются муниципалитетами для оказания инвалидам значительной части положенных по закону услуг. Основной среди них является адаптационная подготовка, которая помогает инвалиду приспособиться к состоянию, возникшему в результате увечья или болезни, и учит пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. К адаптационной подготовке привлекаются члены семьи и близкие инвалидов. Цель ее заключается в обеспечении социальной и психологической самостоятельности, укреплении дееспособности инвалида.
Подготовка к труду призвана облегчить дальнейшее трудоустройство инвалида, укрепить его стремление приспособиться к работе и добиться в ней успеха; помощь лицу с ОВЗ в обустройстве жилого помещения призвана создавать условия для независимого быта, самообслуживания. Благодаря переустройству квартиры, приобретению специальных приспособлений удается наладить жизнь инвалида, прежде всего, дома, а не в стационаре. Важно оказание транспортных услуг: социальные службы доставляют человека с тяжелыми формами инвалидности на работу, в учебное заведение, на культурные мероприятия, в бассейн. Также производится выплата специальных пособий и компенсаций, предусмотренных законодательством.
Центры обеспечивают обслуживание людей с физическими недостатками или трудностями в обучении. В них работают профессиональные команды, которые кроме социальных работников включают психологов, терапевтов, штат медсестер, инструкторов и учителей.
Тема работы: Права несовершеннолетних детей
... ребенка; имущественные права ребенка. Иными словами, логика закона позволяет выделить личные и имущественные права детей. Первым из обозначенных в Семейном кодексе прав несовершеннолетнего является право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ) Право ребенка ...
Специалисты, работающие в этой области, нередко называют себя «инструкторами по труду», помогающими посредством труда ускорить восстановление утраченных жизненных функций человека и его выздоровление или способность самостоятельно обслуживать себя. Развитию международных признанных норм обучения трудотерапевтов в различных странах способствует Всемирная организация трудотерапевтов. Виды помощи и поддержки клиента подбираются конкретно под каждый индивидуальный случай. В функции трудотерапевтов входят: оценка состояния инвалида; развитие его специфической физической активности; подбор, установка и применение адаптационного оборудования и инструментов; обеспечение максимума независимости инвалиду и улучшение качества его жизни.
В современном мире за последние годы во многих странах Европейского союза были реализованы достаточно целостные системы, помогающие включению инвалидов в трудовую жизнь, способные достаточно быстро модифицироваться в соответствии с происходящими изменениями социально-экономической ситуации. Все они направлены на создание условий для продления общественно полезной деятельности лиц с ОВЗ.
В практике социальной работы специалисты используют значительное количество разнообразных форм, однако все они имеют специфические признаки: функциональность (приоритетность для определенного направления социальной деятельности), структурность (соответствие специальным требованиям подготовки и проведения конкретных видов форм), интегративность (результаты, полученные при использовании одних форм, способствуют внедрению других).
В социальной работе формы классифицируют по количеству участников: индивидуальные (работа специалиста с отдельным человеком, случаем), групповые (работа с группой, семьей), массовые (направленные на привлечение большого количества людей — акции, конкурсы, фестивали, уличный театр и т.п.).
По доминирующему средству влияния: словесные (лекции, беседы, диспуты); практические (консультации, тренинги, ярмарки услуг), наглядные (газеты, плакаты, социальная реклама, показ видеофильмов и тому подобное).
В соответствии с направлениями социальной работы: социальная профилактика (лекции, беседы, тренинги, буклеты, видеоматериалы, и тому подобное), коррекционно — реабилитационная работа (упражнения по формированию определенных навыков, сопровождение, консультирование и тому подобное), социальная и социальнопедагогическая защита (патронаж, консультирование, переписка, оформление документов и др.).
4. Социальная работа с пожилыми людьми
Пожилые люди в современном обществе — это сложная и глубоко дифференцированная группа по возрасту, полу, месту жительства, уровню доходов, степени трудоспособности, состоянию физического и психического здоровья, всех видов социальной адаптации и активности в целом.
В США и женщины, и мужчины на пенсию выходят в 65 лет. Можно оформить заслуженный отдых на три года раньше, но тогда эти три года они будут получать пенсионные выплаты на 20% меньше, чем должны. Размер пенсии зависит от трудового стажа, его непрерывности и зарплаты. Обычно она колеблется в пределах 50-80% зарплаты — в среднем 700 долларов в месяц. Если человек никогда не работал, то государство выплачивает ему пособие в 280 долларов.
В США работают и государственные, и частные пенсионные системы. Большинство американцев обеспечивают себе несколько пенсий: государственную, частную коллективную — по месту работы и частную индивидуальную.
В настоящее время каждый десятый из группы пожилых людей является лицом с ограниченными возможностями. Постановка проблемы социальной адаптации пожилых людей в теоретическом и практическом аспектах также связана и рядом других объективных обстоятельств. Прежде всего, речь идет о крайне неудовлетворительном материальном положении данной группы населения.
Демографическое постарение населения как объективный процесс предъявляет государству и обществу весьма высокие требования к решению проблемы социальной адаптации пожилых людей. Они, прежде всего, вынуждены активизировать поддержку, защиту и социальное обеспечение пожилых и старых людей, с учетом специфики исторического и социально – экономического развития отдельных регионов и областей разработать и реализовать геронтополитику и геронтообразование, создать комфортные условия жизнедеятельности с социальным признанием пожилых людей как полноправной группы, имеющей свои определенные роли и статус. В противном случае, пожилым людям придется еще долго и самостоятельно разрабатывать методы и способы социальной адаптации к условиям современного общества.
Нужно отметить, что определение лиц пожилого возраста в качестве объекта социальной политики в некоторой степени принижает роль и значение граждан старшего поколения, так как понятие «пожилой возраст» включает в себя не только биологические, социально-психологические и социально-демографические характеристики. Необходимым является определение признаков объединения людей в социально-демографическую группу. Можно сказать, что границы пожилого возраста подвижны: они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры народа, условий жизни людей, их менталитета и традиций. Развитие человечества и увеличение общей продолжительности жизни вносит свои коррективы в возрастные границы понятие «пожилой возраст».
Современные исследователи различают несколько видов стрости: хронологическую, физиологическую, психологическую и социальную. Они считают, что все эти виды взаимообусловлены и оказывают определенное влияние друг на друга. При этом календарный возраст не всегда играет ведущую роль. Хронически больной человек гораздо
Основными причинами постарения населения во всех странах мира являются: постоянное развитие медицины, увеличение средней продолжительности жизни, сокращение рождаемости и в этой связи уменьшение численности и доли лиц моложе трудоспособного возраста, рост смертности населения в трудоспособном возрасте. Эта тенденция в настоящее время имеет глобальный характер.
Специфика демографической ситуации заключается в старении населения, сопровождающимся снижением средней продолжительности жизни. Системный анализ как методологический принцип изучения данного социального явления позволяет рассмотреть старость как состоянии, как свойство и как отношение в рамках социальной целостности.
В США выделяются задачи, выполнение которых обеспечивает социальную защиту пожилых: адекватный доход, хорошее психическое и физическое здоровье, пригодное жилье, увеличение государственной поддержки нуждающимся, прием на работу, жизнь на пенсии в здоровье, чести и достоинстве, занятие значимой деятельностью, предоставление эффективных служб, проведение исследований для поддержки и улучшения здоровья, независимость и индивидуальные инициативы в планировании и управлении своей личной жизнью.
На федеральном уровне реализуются десятки, а на уровне штатов – сотни социальных программ, решающих социально-геронтологические проблемы. Принят закон «О семейном и медицинском отпуске», согласно которому рабочие члены семьи имеют определенные льготы в труде, если им необходимо ухаживать за пожилыми членами семьи. Отличительной особенностью социальной работы с пожилыми в Америке является интенсивное развитие «третьего сектора». Это общественные организации и объединения, которые работают с пожилыми, или организуют деятельность, направленную на совершенствование этой работы. Вовлечение в активную работу самих пожилых, объединение общественности и социальных работников в решении социально-геронтологических проблем является стратегической задачей демократизации социальной работы, развития волонтерского движения. Общественные организации служат своеобразной экспериментальной площадкой, где прорабатываются модели различных программ с пожилыми, которые затем, доказав свою эффективность, могут стать программами и проектами штата или страны в целом.
Изучение волонтерских организаций США, участвующих в социальной работе с пожилыми людьми, позволило выделить среди них следующие группы: общественные организации, объединяющие различные категории пожилых людей; общественные организации, занимающиеся общими проблемами пожилых; общественные организации, занимающиеся специальными проблемами пожилых; общественная организация, объединяющая специалистов, работающих с пожилыми; общественные организации, занимающиеся подготовкой кадров для социальной работы с пожилыми людьми.
В США создана развитая законодательная база социальной работы с пожилыми как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, причем каждый штат, в силу децентрализации социальной политики и финансирования, имеет возможность проявлять значительную самостоятельность в законотворчестве и развитии разнообразных программ. Большая роль в их реализации отводится третьему сектору, общественным организациям. Многие из этих программ имеют ярко выраженную педагогическую направленность и решаются чисто педагогическими методами. Формы и модели реализации этих программ разнообразны, но большинство из них основаны на межпоколенном подходе.
5. Социальная работа с малообеспеченными, многодетными и неполными семьями
Семья издавна относиться к числу тех социокультурных явлений, интерес к которым носит устойчивый характер в обществе. Она является одной из важнейших ценностей любого общества, так как ее социальное положение формирует человека, систему его взглядов, его нравственную ориентацию, раскрывает перспективы развития человека в обществе. Именно в семье возникают определенные ценности и антиценности, которые непосредственно и постоянно влияют на состояние и уровень культурного комфорта, а, следовательно, и на устойчивость человека в мире.
Во все времена семья всегда считалась важнейшей ценностью человека. Семья «воспитывает» и закладывает основы в развитии каждого ее члена, является важнейшим институтом общества. Зарубежные социологи, такие как Д. Хэбдинг, Л. Клик определяют семью как группу людей, социально санкционированная, относительно постоянная, объединенная по крови, браку, усыновлению детей , живущих вместе и экономически связанных между собой».
Существует множество различных вариантов структуры семьи:
- «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
- «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их детей, плюс родители других поколений, например бабушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
- «смешанная семья» является «перестроенной » семьей, образовавшейся вследствие повторного брака разведенной людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети о предыдущего брака вливаются в новую семью;
- «семья родителей-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен.
Следующая классификация семьи по количеству детей: инфетильные или бездетные семьи, однодетная семья, малодетные семьи, среднедетные семьи, многодетные семьи.
Виды многодетных семей: сознательная многодетность и неблагополучная многодетная семья. По качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная или устойчивая семья, педагогически слабая семья, проблемная семья, социально-неблагополучная или нестабильная семья, конфликтная семья.
Кроме перечисленных типов, существует комплексная типология семьи, которая предусматривает четыре категории семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому. Благополучные семьи характеризуется тем, что успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.
Семьи группы риска выделяются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь. Неблагополучные семьи имеют низкий социальный статус в какой- либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких сразу, не справляются с возложенными на них функциями , их адаптивные способности малы, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями , медленно, чаще мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.
Асоциальные семьи — семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудно и проблемно, и состояние которых нуждается в коренных изменениях и преобразованиях. В таких семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись комплексно: совместно с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства, чаще родителей подобных семей лишают родительских прав.
Повышают темпы роста числа неблагополучных и малообеспеченных семей, в которых родители уклоняются от воспитания, не уделяют достаточного количества времени детям, заняты мало оплачиваемой работой и имеют материальные трудности. Малообеспеченные семьи прежде всего нуждаются в материальной помощи. В рамках этого вопроса им помогает государство.
Малоимущими являются частично или полностью нетрудоспособные граждане, не имеющие трудоспособных близких родственников; пенсионеры; одинокие пожилые люди; многодетные семьи; неблагополучные семьи; семьи безработных.
Право на социальную помощь органически связано с правом на жизнь и правом на социальное обеспечение, но занимает вполне самостоятельное место среди социально-экономических прав человека. Данный вывод основан на содержании между народно- правовых актов. Так, в ст.11 Пакта провозглашается право каждого на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условии жизни.
Социальный работник, исходя из принципа максимизации минимума , должен не только помогать семье пережить трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной помощи , но и научить семью самопомощи взаимопомощи, которые дают большой эффект, чем самые щедрые пособия. Нужно помнить что, морально всегда лучше собственной заработок, чем социальное иждивение.
В США есть ряд программ льготного жилищного кредитования для малоимущих граждан. Причем эти программы действуют на федеральном уровне и реализуются во всех штатах. На практике этим вопросом занимаются два ведомства: Федеральная национальная ипотечная ассоциация (ФНИА) и Федеральная корпорация по жилищному кредитованию. Надзор и контроль за их деятельностью осуществляются федеральным советом по жилищному финансированию, являющимся структурным подразделением администрации США. ФНИА с момента своего образования в 1968 году помогла обзавестись собственным жильем почти 50 миллионам американских семей. В рамках помощи малоимущим она реализует программы льготного кредитования для неполных и многодетных семей.
Во всем цивилизованном мире функцию защиты детей от семейного насилия выполняют специалисты по социальной работе. Именно социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования. В США специалисты по социальной работе наделены широкими полномочиями.
Зарубежный опыт показывает, что наиболее эффективна временная изоляция пострадавшего ребенка. Жертва получает некоторую передышку для обретения чувства безопасности и уверенности в себе. Только в том случае, когда поведение родителей и после применения к ним санкций остается без изменений, необходимы другие, более кардинальные, меры.
Социальная работа с несовершеннолетними жертвами насилия за рубежом опирается на практику оповещения. Любой человек по собственной инициативе может поставить в известность социальную службу, призванную заниматься защитой детей, или полицию о случае или подозрении на факт насилия над ребенком в семье.
В соответствии с законодательством США осуществляется помощь детям и подросткам из асоциальных семей по Программе «Самостоятельная жизнь». Программой руководит Министерство здравоохранения США. В соответствии с ней оказывается помощь подросткам в овладении навыками обыденной жизни, в осознании ответственности социального поведения, обучении навыкам межличностного общения. В частности, предоставляются учителя для подготовки к экзаменам, оказывается помощь в поиске работы. Подростков учат писать резюме, проходить интервью при поступлении на работу, разрешать конфликты на работе, тем самым сохранять рабочее место. В этой Программе осуществляется контроль над подростками, т.е. что они покупают из одежды, как питаются, какое у них поведение в общественных местах.
Согласно «Полицейскому закону» США главе семьи, применившему насилие, на две недели запрещен доступ в дом и любые контакты с детьми.
Давая характеристику видам помощи, отметим, что существует несколько форм. Примером стационарной помощи является такая форма помощи, где ребенок остается в семье, но ему оказывается педагогическая и терапевтическая помощь. О «взятии под присмотр», которое часто связано с расположением на короткое время, указывается Законом о помощи детям и молодежи. Оно осуществляется в тех случаях, когда дети и молодые люди сами обращаются в службу неотложной помощи, прося о «взятии под присмотр», или когда полиция находит детей и подростков в местах, опасных для жизни несовершеннолетних, и доставляет их в службы неотложной помощи. Главной причиной самообращения в такие службы и места защиты молодежи является регулярное нахождение в беде, побег из дома, насилие в семье, боязнь возвратиться домой или получение информации о ночлеге.
Как видно, после того как выявлена семья, специалисты отдела по содействию в воспитании и служба помощи семье, ведомства по делам детей, молодежи и семьи города проводят совещание, приглашая семью. Их спрашивают, готовы ли они действительно принять помощь и доверять, инвестировать свое время и энергию.
6. Социальная работа с трудными подростками
Работа с трудными детьми и подростками является обязательным компонентом общей социальной работы в США. Таких детей относят к «группе риска», то есть, такой, в которой высока вероятность совершения противоправных действий. К этой группе относятся дети, убегающие из дома, школы, брошенные родителями, испытавшие насилие, употребляющие алкоголь и наркотики, занимающиеся проституцией. Работа с ними за рубежом строится, как правило, на основе целого ряда программ. Характерной чертой этих программ работы с трудными детьми и подростками в США является ее превентивный характер. Ориентация на предупредительные меры основывается на понимании того, что чем больше времени проходит до момента оказания помощи ребенку в кризисной ситуации, тем сложнее устранить последствия.
В 70 годы в США были произведены реформы в области судопроизводства для несовершеннолетних. В 1974 году конгресс принял закон о судах для несовершеннолетних и профилактике подростковой преступности, который перенес акцент с судебной ответственности несовершеннолетних, совершивших мелкие уголовные и гражданские правонарушения, на исправление их по месту жительства. Этот закон устанавливал длительность пребывания несовершеннолетних, совершивших гражданские правонарушения, в исправительных учреждениях, поощрял альтернативные меры наказания вместо тюремного заключения для подростков совершивших мелкие уголовные преступления, и призывал к созданию служб для исправления подростков на основе специальных программ. Закон также запрещал совместное пребывание в тюрьме взрослых и подростков и провозгласил профилактику в качестве приоритетной цели.
Этот факт послужил стимулом для развития специальных служб для несовершеннолетних правонарушителей и трудных подростков и созданию различных программ для работы с ними.
Эксперименты, по мнению специалистов, доказали эффективность исправления ребят по месту жительства, хотя вплоть до сегодняшнего дня идут споры по поводу наказания подростков за совершенные проступки.
Термин «по месту жительства» используется для обозначения центров исправления, бюро молодежи, приемных домов, пансионов семейного типа и отделений для подростков в психиатрических клиниках. Все эти учреждения, разумеется, отличаются уровнем и характером услуг, но есть общие черты, которые присущи всем типам программ данных учреждений. Основная цель заключается в создании благоприятного взаимодействия индивида с окружающей социальной средой. Все программы строятся на участии несовершеннолетнего в определенных акциях и мероприятиях с целью включения его в повседневную деятельность.
В литературе выделяют три типа программ.
- Базовые программы полиции.
- Базовые программы школ.
- Базовые программы судов по делам о несовершеннолетних.
Остановимся подробнее на каждой из программ.
Первый контакт молодых людей с правоохранительной системой, как правило, происходит в местном полицейском участке. Именно от полиции во многом зависит количество дел, передаваемых в суды для несовершеннолетних.
Одна из проблем, по авторов, как раз и заключается в том, что на первой стадии работы с несовершеннолетними правонарушителями вся инициатива отдана исключительно на усмотрении полиции. Полицейские должны следить за выполнением закона, но иногда, как отмечается в литературе, они слишком вольно понимают свои обязанности.
В последние годы во многих округах власти нанимают полицейских, являющихся специалистами по работе с несовершеннолетними. Их функции несколько шире, чем просто соблюдение закона. Они ставят перед собой цель помочь молодым людям и их семьям, поэтому сфера деятельности полиции во многих округах включает в себя, кроме простого наблюдения за порядком, широкий комплекс мероприятий, осуществляемых полицией совместно с другими организациями.
Эти мероприятия включают в себя организацию различных клубов для подростков, программ по борьбе с наркоманией среди молодежи, обучения технике личной безопасности в местных школах.
Например, в США распространены специальные полицейские атлетические клубы, которые привлекают несовершеннолетних к полезным делам и тем самым способствуют укреплению отношений в семье.
Школьные программы подразделяются на две группы: программы для обычных школ и программы для специальных школ, рассчитанных на трудных и осужденных подростков. И те, и другие школы берут на себя ответственность за оказание помощи тем подросткам, которых правоохранительные органы или социальные службы направляют в эти школы либо обращаются с просьбой обратить на них особое внимание. Таким образом, эти программы помогают избежать изоляции какой-либо группы подростков, позволяя им в то же время посещать в школе занятия, направленные на профилактику преступности несовершеннолетних и рассчитанные при этом на всех школьников.
Цель системы судов по делам несовершеннолетних, существующей в США в настоящее время, заключается в реабилитации несовершеннолетних преступников. Система судов по делам несовершеннолетних концентрирует свое внимание не на наказании, как это происходит с взрослыми в системе судов по уголовным делам, а на их социализации. В этом смысле, считает Ш. Бечки, об американском суде по делам несовершеннолетних можно говорить, как о суде по оказанию помощи несовершеннолетним, который объединяет в себе свойства благотворительной организации и учреждения по осуществлению социального надзора.
Суды по делам о несовершеннолетних, возникшие под влиянием традиций движения за спасение детей, существуют благодаря тому, что американское общество признает принципиальное отличие между действиями детей и взрослых, видит главную задачу этих судов в воспитании совершивших наказуемое деяние подростков, а также в предупреждении преступности.
Сегодня в США работает около 3500 судов по делам несовершеннолетних, организация и деятельность которых находится в компетенции штатов и их законодательства.
В большинстве штатов возраст лиц, охваченных судебной практикой судов по делам несовершеннолетних, определяется в 18 лет (в большинстве штатов это возраст совершеннолетия).
В компетенцию судов по делам несовершеннолетних входит работа с тремя категориями подростков
- с несовершеннолетними, совершившими наказуемые деяния, которые были бы признаны преступлением в случае совершения их взрослым человеком;
- с несовершеннолетними, совершившими наказуемые деяния, которые не были бы быть признаны преступлением в случае совершения их взрослым человеком, эта категория детей обозначается как «статус оффендерс»;
- с несовершеннолетними, заброшенными родителями или подвергающимися жестокому обращению со стороны родителей.
Законы штатов о судах по делам несовершеннолетних относят к категории «статус оффендерс» детей, проступки которых заключаются в прогулах школьных занятий, в бегстве из дома, детей непослушных, трудновоспитуемых. Во многих штатах этот круг ребят определяется как «дети, нуждающиеся в опекунстве».
Несмотря на то, что относящиеся к американской системе правосудия суды по делам о несовершеннолетних формально не могут выносить приговоры, дети, совершившие наказуемое деяние, несомненно, должны понести наказание в соответствии с общей правовой концепцией. Наказанием, определенным судом, может быть условное осуждение, предупреждение, внушение, общественно полезный труд, возмещение принесенного ущерба, домашний арест. В этом случае несовершеннолетний продолжает жить в доме родителей, но ежедневно и в обязательном порядке участвует в одной из консультационных или воспитательных программ. Системой судов по делам о несовершеннолетних разработан целый ряд социальных мероприятий, проводимых различными социальными службами или же уполномоченными сотрудниками отделов социального обеспечения, управлений по делам молодежи, органов обеспечения общественного порядка и безопасности. В случае условного осуждения несовершеннолетнего, социальный работник осуществляет надзор за ним в течение испытательного срока и сообщает судье, как подросток выполняет возложенные на него обязанности.
В литературе отмечается (Ш. Бечки), что реализация указанных программ часто сталкивается с проблемой, заключающейся в недостаточности знаний некоторых судей по делам несовершеннолетних об организациях и учреждениях, работающих на их территории, о качестве предлагаемых услуг. Все это, естественно, может привести к принятию решений, которые могут негативно повлиять на социальную реабилитацию подростка. Это положение может быть вызвано разными причинами, например, текучестью кадров в судах. Поэтому в США многие эксперты требуют назначения на должность судьи по делам несовершеннолетних на пожизненный срок.
С целью устранения имеющихся недостатков в работе с подростками в США созданы бюро социальных услуг молодежи. Эти учреждения являются координационными центрами, создаваемыми общинами с целью оказания помощи осужденным и не осужденным подросткам, направляемым полицией, судом по делам несовершеннолетних, социальной службой, родителями или школой. Наличие бюро социальных услуг молодежи гарантирует, что подростки, дела которых были переданы в полицию из-за пропусков занятий, плохого поведения или мелких правонарушений, смогут изначально избежать некомпетентного ведения дела и передачи их дел в суд без оказания помощи общиной.
Выделяют две категории учреждений: закрытые места лишения свободы и закрытые воспитательные учреждения. Закрытые места лишения свободы — это учреждения, ограничивающие физическую свободу передвижения подростков, находящихся в предварительном заключении, на время проверки обстоятельств дела. Закрытые воспитательные учреждения — это все государственные или частные организации, призванные разместить и ограничить свободу подростков, направленных по решению суда. Существует четыре типа воспитательных учреждений для таких несовершеннолетних, они различаются по степени ограничения свободы. К ним относятся:
- школы по перевоспитанию;
- молодежные лагеря и ранчо;
- закрытые приюты и детские дома;
- центры круглосуточного надзора.
При отправке в то или иное учреждение учитывается много различных факторов, например, потребление алкоголя или наркотических веществ, семейные обстоятельства. В ряде случаев перед отправкой проводится психиатрическое обследование в специализированном диагностическом центре для несовершеннолетних.
Воспитательные учреждения различаются по степени ограничения свободы. Программы рассчитаны на разный срок пребывания в них детей, например, в молодежном ранчо в Раперте (штат Айдахо), где большинство воспитанников — жертвы физического или сексуального насилия со стороны родителей, программа рассчитана на срок от 9 до 14 месяцев. Почти все подростки включены в школьную систему общины. Государственное воспитательное учреждение в Сент-Энтони, рассчитанное на подростков, совершивших кражи, изнасилования, поджоги, работает по программе более длительного срока Интересно отметить, что указанные исправительные учреждения представляют собой отдельные домики или общежития квартирного типа, имеется бассейн, различные игровые комнаты. В учреждениях работают разные специалисты, занимающиеся с подростками.
Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних бесспорно необходима и должна включать методы работы уместные именно на сегодняшнем этапе развития общества и подрастающего поколения в России. Можно сказать, что сегодняшнее “больное” общество “программирует” патологию на уровне индивидуального поведения. Особенно подвержены возникновению отклоняющегося поведения молодежь, представляющая собой своеобразную группу риска в силу ряда определенных причин, в том числе перестройки локуса контроля, перехода от внешнего контроля со стороны взрослых к самоконтролю; неопределенности социального положения переходного возраста.
В первую очередь это касается проблемы употребления наркотиков, которая восполняет ребенку нехватку общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла, разнообразных впечатлений, а также снимают стрессы, фобии различного вида. Подросткам остро не хватает ярких впечатлений; серость, обыденность бытия, лишенная положительных эмоций и удовольствий, подталкивает некоторых из них к употреблению наркотических и токсических веществ. К сожалению употребление наркотиков на сегодняшний день можно рассматривать как складывающуюся молодежную субкультуру, овеянную ореолом таинственности, выполняющую функцию бегства от реальных проблем, трудностей, неустроенности в мир миражей и иллюзий.
Одна из причин подталкивающих ребенка к наркомании, алкоголизму, это семейные ценности. Родители, употребляя социально приемлемые наркотики — сигареты, алкоголь, сами того не подозревая, формируют установку подростков на прием наркотических веществ как “нормального” общепринятого поведения. Табакокурение и алкоголь являются для молодых людей первым шагом на пути к более сильным наркотическим средствам. Провоцировать наркотическую зависимость может также гиперопека со стороны родителей, лишающая подростка самостоятельности, так и предоставление им полной свободы, бесконтрольность.
Второй по значимости субъект влияния на поведение детей и подростков- образовательное учреждение (школа, среднее профессиональное или высшее учебное заведение), оказывает наиболее противоречивое воздействие на современное поколение. Однако отсутствие пофилактической работы в школе не рассматриваются директорами школ и других образовательных заведений как факторы, влияющие на наркотическую зависимость учащихся.
Вследствие перекладывания ответственности родителей на образовательное учреждение и наоборот в обществе появилась значительная по своим масштабам категория детей, которая до последнего времени пребывают как бы в статусе “ничьих”. Они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьей атрофированы или разрушены. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности, жестокое обращение в родительской семье создают реальную угрозу психофизическому, нравственному развитию безнадзорного ребенка. Школа не в состоянии в полной мере решать проблемы социальной защиты и реабилитации таких детей. Сами дети нередко переходят в ряды беспризорных. Дети ночуют на вокзалах, голодают, имеют аномалии в развитии; многие, сбежав из дома, попадают в руки взрослых, которые используют их в своей преступной деятельности.
В зависимости от возникшей проблемы в обществе должна возникать определенная реакция, которая станет основой профилактики или лечения взрослеющего человека. Форма ответной реакции общества на тот или иной вид поведения должна зависеть от того, какие (по степени общности) социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т. д.
Отклоняющимся поведением можно назвать также поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности. Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный, так и невербальный характер и проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в виде поступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий. Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. крайнее проявление социально- пассивной позиции- самоубийство, суицид.
В профилактической работе важное значение имеет также выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих основу их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей.
Под профилактикой в широком смысле слова понимается “совокупность предупредительных технологий, методов работы, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния человека. Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика: изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания; изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Вторичная профилактика: раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка; исследование генографии семьи; коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ; наличие четких семейных ролей. Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление.
В социальной работе “под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на: предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов ребенка или подростка.
В концептуальном плане среди технологий воздействия можно выделить прежде всего информационный метод. Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе предопределяет направление профилактических действий и выбор средств, форм и методов их осуществления, а именно: информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, литературу и др. современные средства, их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры. К сожалению, в условиях кризиса переходного периода, ложно понимая принципы гласности и свободы личности, некоторые средства массовой информации благородную миссию по профилактике отклоненного поведения не только не выполняют, но порой сами становятся, прямо или косвенно, пропагандистами человеческих пороков, с которыми вынуждено бороться общество.
Второй метод это беседы, семинары, консультации в школах с учениками, производственно-технических училищах и других учебных заведениях, женских консультациях, поликлиниках, участковых врачей, других специалистов, различные специализированных объединений и непосредственно специалистов по социальной работе. Неоценимую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказали бы выпуски рекламных роликов, радиопередач, научно-пропагандистских печатных изданий. Социально-профилактический подход может быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер.
Среди основных направлений профилактики отклоненного поведения, помимо уже рассмотренных, особое место занимает медико-биологический метод. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне. При этом следует иметь в виду, что подобный метод не исключает, а лишь дополняет предыдущие подходы, поскольку в данном случае речь идет о профилактике не биологических отклонений, а социальных, хотя зачастую и связанных с психическим состоянием человека. Зачастую, социальный контроль выражается в стремлении других (обычно большинства) воспрепятствовать отклоненному поведению, наказать девиантов или “вернуть их в общество”. Методы социального контроля включают изоляцию, обособление, реабилитацию.
Все чаще перечисленными службами используются технологии групповой и индивидуальной работы. Например, при проведении диагностики используются:
а) наблюдение
б) беседа
в) тестирование
г) проектирование методики
д) опросники на выявление личностных особенностей
е) блок методик исследования познавательной и эмоциональной сферы
При проведении профилактической и коррекционной работы с детьми используются: а) методика игровой психотерапии (проводится индивидуально и в микрогруппе) б) различные формы познавательной сферы детей (индивидуально).
Для детишек школьного возраста проводятся социально-психологические тренинги (6-8 чел.), обучение приемам релаксации в помещении сенсорной комнаты (индивидуально).
Нужно отметить, что в каждом отдельном случае, причине его возникновения, нужно правильно подобрать профилактические методы или методы лечения, от этого будет зависеть разрешение проблемы отклоненного поведения ребенка или подростка
Будущее, безусловно за молодым поколением, которое в настоящее время заявило о себе в полный голос. Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевая профессиональные и бытовые трудности. Здоровье человека — это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Однако все большую и большую распространенность в нашем обществе получает наркомания и алкоголизм среди детей и подростков.
На сегодняшний день основным поводом попробовать наркотики становятся эмоциональные расстройства, депрессии, потребность выровнять настроение. Способность седативных (успокоительных) и психоделяческих наркотиков снимать тревогу, подавленность, напряжение, раздражительность побуждает их использовать как средство от депрессии. В ее тяжелых формах употребление наркотиков становится выражением стремления к самоуничтожению медленным самоубийством. Ребенок не понимает , что сначала наркотик «работает» средством от депрессии, то спустя очень короткий срок сам становится ее источникам. Частота депрессий резко увеличивается, особенно в подростковом возрасте. Психологи и врачи могут в общих чертах нарисовать психологический портрет наиболее распространенного типа личности наркомана, это люди чувствительные, эмоционально трудно приспосабливаются и чувствуют себя неуютно в обществе, трудно справляются с трудностями в жизни. Они не имеют устойчивых и определенных социальных интересов, планов на будущее и уверенности в завтрашнем дне. Это могут быть «тонкие натуры», остро чувствующие дисгармоничность и враждебность окружающего мира, критически относящиеся к всеобщим. авторитетам, противопоставляющие себя обществу, оцениваемому ими как «толпа», склонные к уединению и уходу в собственный мир. У них может быть выражено чувство застенчивости, сознания своей недостаточности, несостоятельности в обществе. Такие дети ищут в наркотике более полноценное существование. Поиск особых чувственных впечатлений особенно характерен для людей искусства. Они хотят расширения своих чувственных возможностей, открытия новых значений и свойств, привычных вещей, изменения мира, в котором существуют, создания собственного мира, для удовлетворения потребностей созерцания. Подростковый возраст с его неустойчивой самооценкой и эмоциональной уязвимостью — наиболее удобное время приобщения к наркотикам. Подростки также склонны воспринимать общество как враждебную силу. Если психически здоровая личность реагирует на стресс собранностью, активностью, приспосабливаясь к экстремальной ситуации, у людей со слабой и подорванной психикой стресс оборачивается подавленностью и невротическим поведением.
Главным и порой единственным методом лечения наркомании и алкогольной зависимости у детей и подростков являются реабилитационные центры. Основные направленности таких центров это раннее выявление у молодежи с наркозависимостью, алкоголизмом имеющей устойчивое противоправное поведение, трудности в социальной и учебной адаптации и оказание им своевременной помощи.
7. Социальная работа с сиротами
Детская преступность — всегда острый вопрос в любой, даже самой благополучной стране. Где-то она не очень заметна, где-то не представляет особых проблем. Однако два государства, в которых этот вопрос стоит наиболее остро, ввиду его значимости для развития нации.
Американцы довольно странно подходят к воспитанию детей. С одной стороны, они пытаются оградить детей от всех возможных грехов законодательными запретами. Но совершенно забывают о том, что нет такого запрета, который нельзя обойти. Особенно смышлёным тинэйджерам. И лучшим запретом будет слово строгого, но справедливого родителя. Американские родители же так боятся покалечить психику своего чада, что порой забывают, как важно ее правильно сформировать.
По данным ФБР, темы роста детской и юношеской преступности составляют в среднем 8-8,5% в год. По сведеньям федералов, преступниками, не достигшими 18-летнего возраста, совершается около 52% автомобильных краж от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса. 45% краж со взломом, 40% прочих видов краж, более 20% ограблений и 15% изнасилований. Согласитесь, солидная доля для страны, где каждые 26 минут совершается одно изнасилование, каждые 5 минут — ограбление, каждую минуту — автоугон, каждые 20 секунд — кража.
Парадоксальный факт: детская преступность резко возрастает в период относительного экономического благополучия и резко падает в период кризисов и депрессий, увеличивается в период войн и падает во время мира (во взрослой преступности все в точности наоборот).
Такую характерную тенденцию можно объяснить различным влиянием экономических перемен на психологическое и социальное самочувствие детей и взрослых.
Одним из важнейших факторов роста преступности в Штатах является неумеренное потребление алкоголя и наркотиков, культ потребления которых прививают детям с экранов телевизора.
Пригороды небольшого города Сент-Пол в штате Миннесота. По улице едет «мерседес» S-класса, из окна которого пара чернокожих парней выкидывают пачки бумажек, которые подбирают бегущие за ним местные дети. Прохожий подумал бы — рекламный трюк. На самом деле «бумажки» — 10 и 20 долларовые купюры. А парни в машине — наркоторговцы, набирающие новых дилеров из детей не старше 15 лет.
Дети — идеальные продавцы. Они достаточно смышлёные, чтобы справиться с простыми задачами курьера и продавца. Закон не столь суров к тем, кто не достиг совершеннолетия, и поэтому за решеткой они оказаться не могут. Отсутствие страха перед законом и возможность получать такие деньги, какие не в состоянии заработать родители, толкают детей в банды, где им находят место, исходя из возраста и личных характеристик.
Самые маленькие стоят «на стреме». За одно подобное дело они получают иногда по сотне долларов. Начиная с 12-13 лет, малолетних преступников переводят в ранг курьеров, и они обеспечиваю связь уличных торговцев со складом. Порой ребенок может заработать до 300 долларов в день, если он ловок и умен. В семьях с низким доходом эти деньги становятся основой семейного бюджета. Дети быстро привыкают к деньгам. Они уже не хотят мириться с прежней небогатой жизнью. Порой повседневная одежда некоторых маленьких наркодилеров стоит больше 3000 долларов.
Еженедельник «Тайм» опубликовал печальную статистику. В 2008 году в одном Нью-Йорке было арестовано более 2000 подростков с товаром в карманах. Примерно 1500 детей попались в Детройте. Около 700 в Вашингтоне. Основой детской наркоторговли является «крэк». Наркотик более дешёвый и доступный, нежели кокаин и марихуана (которую хозяева детям доверять опасаются) стал основным товаром, который сбывают на улице молодые преступники. Причем, порой сами дети начинают потреблять собственный товар, что превращает их в рабов своих хозяев.
Профессор Уиллок-колледжа в Бостоне Даяна Левин так прокомментировала ситуацию с вооруженной детской преступностью:
«Я считаю, что в примении оружия детьми больше виновата индустрия развлечений, чем родители. Речь идет о производстве для детей и подростков кино-, теле-, видео- и музыкальной продукции, насыщенной жестокостью и насилием, о том, как это все воздействует на детей, и какую роль играет в распространении детской преступности. Сейчас уже ведется несколько судебных процессов против индустрии развлечений, под прямым влиянием которой были совершены преступления, то есть, несовершеннолетние совершили тяжкие преступления, повторяя определенные сюжеты из увиденного на экране. Родители просто не в состоянии полностью оградить своих детей от влияния кино, телевидения, видеоигр, игрушек и песен, пропагандирующих насилие и жестокость».
Индустрия развлечений должна нести ответственность за нанесение ущерба здоровью и жизни людей точно так же, как и табачная индустрия. Родители одни не могут отвечать за своих детей. Родителям очень трудно противостоять масс-культуре, воспевающей насильственные действия, представляющей их в развлекательном свете, делающих частью каждодневной жизни детей. Такую практику надо прекратить как можно быстрее».
Важной задачей, которая стоит перед всеми министерствами, заключается в том, чтобы не помещать детей в учреждения различной ведомственной принадлежности, а искать либо приемную семью, либо создавать учреждения по типу центра семейного воспитания, либо детские дома семейного типа, где условия содержания ребенка приближены к семейным.
Между тем еще двадцать лет назад не было и речи ни о подобных центрах, ни о патронатных семьях и других альтернативных государственному надзору формах воспитания детей-сирот
В США, чтобы поместить сироту в специальное государственное воспитательное учреждение, нужна очень веская причина, связанная либо с его преступной деятельностью, либо с физическим и психическим состоянием. Даже лишенным родительских прав родителям стараются возвращать детей. Если же это невозможно, ребенка все равно пытаются отдать на воспитание в семью — будь то патронатная семья, семейный детский дом или семья новых приемных родителей.
Патронатные семьи на настоящий момент — самая распространенная за рубежом форма социальной адаптации детей-сирот. Ребенок действительно «погружается» в семейную среду, когда есть старший наставник, опекающий его и следящий за его развитием. Но патронатные семьи не гарантируют самого главного — того, что у ребенка по-настоящему появится семья. Некоторые дети сменяют за 7-10 лет по несколько таких семей.
В США существуют интернатные группы. Дети по признаку возраста, развития делятся на группы, проживающие в разных домах на территории одного городка. Воспитатели, педагоги, психологи и социальные работники не живут вместе с детьми, а работают в домах посменно. Такая система близка к нашей «классической» форме детского дома, за исключением уровня проживания и достаточно разнопланового в американском варианте штата работников.
В США же будущим родителям не только не полагается «компенсация» за ответственный шаг, но, напротив, с них требуется огромное количество всяческих подтверждений собственной состоятельности для принятия такого решения.
Потенциальные усыновители должны предъявить практически все, что может описать их жизнь: от финансовых документов, свидетельствующих, что они могут обеспечить ребенку нормальный уровень проживания, образования и т.д., до медицинских анализов. Зато потом, после усыновления, они вправе рассчитывать на поддержку общества: к их услугам психологи, социальные работники, кризисные центры. В некоторых штатах США услуги врача и психолога для усыновленного ребенка предоставляются бесплатно.
В США усыновление — это нормально, потому что всегда престижнее иметь семью и детей, даже не своих, нежели оставаться бездетным. Здесь социальный климат априори благоприятнее для более успешной и безболезненной адаптации ребенка-сироты в обществе.
Важный аспект адаптации ребенка-сироты в обществе — уровень его подготовки к самостоятельной жизни, а именно бытовая и социальная адаптация.
В США дети-сироты, которые воспитываются в семейных детских домах или интернатах, обязаны проходить курсы «независимого проживания» и получать по выходе из воспитательного учреждения сертификат об их окончании. Это является одним из условий самостоятельного проживания. Обычно с детьми занимаются педагоги, обучающие их домоводству, планированию семейного бюджета и другим необходимым вещам, и психологи, которые помогают детям справляться с собственной агрессией, общаться с друзьями, учителями, коллегами, прививают им чувство ответственности.
Заключение
Не существует такого сочетания социальной практики, которая могла бы служить эталоном помощи. Процесс освоения зарубежного опыта необходимо прежде всего для выработки собственных подходов к решению социальных проблем с учетом исторических особенностей и экономических возможностей России.
Система социальной защиты населения и профессиональная социальная работа тесно связаны и взаимозависимы. Как профессиональный вид деятельности социальная работа предполагает наличие необходимой законодательной и нормативной базы, развитой инфраструктуры, подготовленных кадров, словом, всего, что может представлять социальная защита как социальный институт. Система социальной защиты, прежде всего, на микроуровне является своеобразным «организационно-правовым полем» для социальной работы. В свою очередь, с помощью средств социальной работы реализуются функции социальной защиты. Приход в социальную работу подготовленных специалистов повышает эффективность мер по социальной защите.
В настоящее время в странах с рыночной экономикой используются разнообразные организационно-правовые формы социальной защиты населения. Ведущими, как было указано выше, в настоящее время являются социальное страхование и социальная помощь, включающие в себя различные выплаты и услуги. В разных странах эти указанные формы складывалась в зависимости от исторических условий и поэтому, несмотря на однотипность задач, имеют отличия в подходах и методах.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/sotsialnoe-strahovanie-v-ssha/
1. Смелзер Н. Социология. М.,2006.
2. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского. СПбГУ, 2007.
3. Кудринская Л.А.(2007) Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования, №5.
4. Шекова Е.Л.(2006.) Труд добровольцев в сфере культуры США и России// Социологические исследования, №3.
5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006.
6. 2Иващенко Г.М. Профилактическая и реабилитационная работа специализированных учреждений для несовершеннолетних: Научно-методическое пособие. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2008.
7. 3Невская С.С. Анализ проблем социальной адаптации беспризорных детей // Беспризорник. — 2007. — № 3.
8. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы. — Вестник Российского университета дружбы народов, 2008.
9. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2009.
10. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2007.
11. Социальное государство: концепция и сущность. ДИЕ РАН №138 — М.: ИЕ РАН — издательство «ОГНИ», 2008.
12. Алексеева Л. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии // Семья в России. -№ 2. – 1994.
13. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социальной психологической работы. Пер. с швед. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.
14. Бечки Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США. – М.: Институт молодежи, 1991.
15. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997.
16. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление / Пер. с англ. М, 1964.
17.Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы: пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997.
18. Дубинский С.А. Социальная работа в Германии- — М.: Государственная Академия сферы быта и социальных услуг, 1996.
19. Дыскин А., Танюхина С. Социально-трудовая реабилитация инвалидов. – М.: Аспект Пресс, 1998.
20. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры : пер. сангл. / К. Камерон, Р. Куин. СПб. : Питер, 2001.
21.Концепция развития социальной службы в Российской Федерации. — М.,1993.
22.Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. – М.: Флинта, 1998.
23.Корнюшина Р. В.Зарубежный опыт социальной работы ;издательство Дальневосточного университета ,2004 .
24.Левитов Н. Профессиональная консультация в американские школах / / Вопросы труда. — 1925. — № 10.
25.Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. — М., 1995.
26.Моррис. Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики // Энциклопедия социальной работы. Т.3).
27.Перспективы занятости пожилых людей // Российский журнал социальной работы. — № 1. –1996.
28.Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. — 192 с.
29.Скидмор М., Трип М. Американская система государственного управления /Пер. с англ. М., 1993.
30.Службы помощи несовершеннолетним в Германии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — №3. – 1997.
31.Соммарт X. Социальная рыночная экономика: германский путь. М., 1993.
32. Сонина ВА. Государственная политика в сфере бесплатного обслуживания: уроки и перспективы. — М., 1994.
33.Социальная работа: теория и практика / Под дед. А. Сорвина. – М.: Аспект Пресс, 2001.
34. Социальная защита семьи и детей: зарубежный опыт. – М.: Институт социальной работы, 1992.
35. Социальная работа за рубежом: материалы для практических занятий. – Ростов-на-Дону, 1999.
36.Социальное обеспечение в странах Северной Европы. – М.: МГСУ, 1994.
37. Теория и методика социальной работы. В 2-х частях. Ч.2. – М.: Союз, 1994.
38. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования /Сост. В.Б. Корняк и др. — М., 1995.
39.Токвиль А. Демократия в Америке / Пер. с франц. М., 1992.
40.Чорбинский С.А. Социальная работа и социальные программы в США. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.
41. Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. В 3-х т. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.
42.Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1992.