Проблема возникновения сознания. Этапы развития и структура сознания. Язык, сознание и речь

Курсовая работа

Удивительное явление жизни, самое удивительное сокровище на свете — мыслящий ум. Он принадлежит своему носителю — человеку, что составляет неотъемлемое свойство его мозга. При этом с помощью разума человек «выходит» за пределы себя, за пределы своего внутреннего мира, проникает в прошлое и в будущее — в то, что уже есть или еще нет, вторгаясь в космос и глубины микромира, куда он не может проникнуть физически. Разум мысленно разрезает все на составные части, раскрывая внутреннее содержание вещей перед человеком. Управляя руками людей, разум создает мир культуры, мир очеловеченных вещей и процессов, в котором сила мысли воплощена и объективирована.

С переходом от животного мира к истории человечества произошел огромный скачок в процессе познания от чувствительного к рациональному. Животное в своем поведении не может выходить за пределы чувственного опыта и реагировать на абстрактное, в то время как человек легко усваивает абстрактный материал и реагирует не в соответствии со своим прошлым визуальным опытом, а в соответствии с этим абстрактным. Он не только накапливает собственный визуальный опыт, но и усваивает общий человеческий опыт, сформулированный в системе абстрактных понятий. Это способствует глубокому пониманию сути вещей и их взаимоотношений. Но ни один феномен сознания нельзя объяснить без учета реального контекста жизни человека, который всегда включен в определенную систему социально-исторических отношений.

Фундаментальная характеристика человеческого сознания — это выход за пределы визуального и прямого опыта. Образ реальности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражение представляется субъекту «неизбежным.

Рассмотрим проблему возникновения сознания, начиная с самого начала, с появлением жизни на планете Земля.

Проблема возникновения сознания

По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейших организмов, а также растений сформировалась способность «отвечать» на воздействие внешней среды и даже усваивать (перерабатывать) продукты этой среды (пример — насекомоядные растения).

Эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражительность характеризуется определенной избирательностью: простейшие организмы, растения, животные приспосабливаются к окружающей среде.

Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов — цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным благодаря тому, что у животных есть особый аппарат — нервная система, которая позволяет им активизировать свои отношения с окружающей средой.

7 стр., 3192 слов

Личная жизнь — пределы вмешательства

... человеку, особенно когда его работа затрагивает личную жизнь людей. Ведь вторжение в нее ... касающуюся защиты человеческого тела от постороннего вмешательства, такого как испытания лекарств и ... насколько это возможно, конфиденциальность конфиденциальной личной информации сама по себе долгое время являлась функцией ... о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Кодекс этики журналистов (пункт ...

Высшая форма отражения на уровне животного царства — это восприятие, которое позволяет нам охватить объект во всей его целостности и полноте. Психика, как результат взаимодействия мозга с внешним миром, и умственная деятельность позволяли животным не только адаптироваться к окружающей среде, но и в некоторой степени проявлять внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду. Возникновение психики у животных означает возникновение нематериальных процессов. Исследования показали, что в основе умственной деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепочка безусловных рефлексов — это биологическая предпосылка формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятий, “впечатлений”, “переживаний”, наличие элементарного (конкретного, “предметного”) мышления есть основа возникновения человеческого сознания.

Сознание — высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. «Ядром» сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, та или иная его стороны, связи, законы. Следовательно, сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание — это, прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно — осознание природы.

Человек отличается от животного тем, что с переходом к общественному и историческому существованию, к труду и к связанным с ним формам общественной жизни радикально меняются все основные категории человека.

С другой стороны, выбор реальности, отраженной в сознании человека как объективной, высвечивает внутренний мир человека, его переживания и возможность развития самонаблюдения на этой основе.

Причина очеловечивания звероподобных предков человека — возникновение труда и формирование на его основе человеческого общества. «Труд создал самого человека, — говорит Энгельс, — и его сознание».

Возникновение и развитие труда привело к изменению и гуманизации мозга, органов его внешней деятельности и органов чувств. «Сначала труд, а затем вместе с ним и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит по величине и совершенству», — пишет Энгельс (Маркс К.и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 486).

Человеческая рука также смогла достичь своего совершенства благодаря работе.

7 стр., 3416 слов

Мозг. Сознание. Бессознание

... факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга? Исходя из сказанного выше, мы ... школой идея, что нервная связь образуется на основе согласования ритмов работы нейронных ансамблей, расположенных в ... образом, некоторая универсальная закономерность. Интерес представляет вопрос, как в ходе эволюции могла возникнуть система возврата ...

Под влиянием работы и в связи с развитием мозга улучшились органы чувств человека. Если сравнивать между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобытного человека, то оказывается, что мозг последнего превышает мозг наиболее высокоразвитых современных видов обезьян более чем в два раза (600 см 3 и 1400 см3 ).

Еще резче выступает различие в величине мозга обезьян и человека, если мы сравним его вес; разница здесь почти в 4 раза: вес мозга орангутанга — 350 г, мозг человека весит 1400г.

Человеческий мозг, по сравнению с мозгом высших обезьян, также имеет гораздо более сложную и более развитую структуру.

Уже у неандертальцев, как показывают слепки, полученные с внутренней поверхности черепа, в коре головного мозга четко выделяются новые поля, не полностью дифференцированные у обезьян, которые затем достигают своего полного развития у современного человека. Таковы, например, поля, обозначаемые (по Бродману) цифрами 44, 45, 46, — в лобной доле коры, поля 39 и 40 — в теменной ее доле, 41 и 42— в височной доле.

Ощущение осязания стало более точным, человеческий глаз стал замечать больше, чем глаз более дальновидной птицы. Развился слух, который стал способен воспринимать и различать звуки артикулированной речи человека.

Развитие мозга и органов чувств оказало обратное влияние на работу и язык, дав толчок их дальнейшему развитию.

Все это привело к изменению анатомо-физиологических характеристик человека: появилась прямая походка, формирование мебели и приспособление к захвату верхних конечностей. Это способствовало умению выполнять сложные рабочие операции.

К появлению работы был подготовлен весь предыдущий ход разработки. Постепенный переход к вертикальной походке, зачатки которой отчетливо наблюдаются даже у ныне существующих человекообразных обезьян, и формирование в связи с этим особо подвижных, приспособленных для схватывания предметов передних конечностей, все более освобождающихся от функции ходь-бы, что объясняется тем образом жизни, который вели животные предки человека, — все это создавало физические предпосылки для возможности производить сложные трудовые операции.

Работа — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. для него характерны две взаимосвязанные особенности: использование и изготовление рабочих инструментов, а также совместная трудовая деятельность. Поэтому человек вступает во взаимодействие не только с природой, но и в определенные отношения с другими людьми — членами этого общества. Через отношения к другим людям человек относится и к самой природе.

Зачатки инструментальной деятельности в виде использования внешних средств встречаются и у некоторых животных, например, у обезьян — использование палки. Их отличие от людей нельзя сводить только к их внешнему виду или к тому факту, что животные используют свои «орудия труда» реже, чем примитивы. Эти внешние инструменты работы качественно отличаются от реальных инструментов человеческого труда. Эти различия можно обнаружить только при рассмотрении видов деятельности, в которые они включены.

«Орудийная» деятельность животных не совершается коллективно и не определяет отношение общения осуществляющих ее индивидов. Общение никогда не строится на основе их производственной деятельности, не зависит от нее и не опосредовано ею.

6 стр., 2728 слов

Эволюция поведения обезьян

... эволюцию кисти, увеличению головного мозга, становлению орудийной деятельности, речи, сознания. Нет окончательной ясности в понимании пути социальной эволюции человека. Родословная человека ... для развития особенностей строения, физиологии и поведения человека. ^ Приматов можно кратко охарактеризовать как ... образ жизни ^ Известно сходство человека и обезьяны в строении зубов, органов зрения, системы ...

Человеческий труд изначально представляет собой социальную деятельность, основанную на сотрудничестве людей, что подразумевает разделение трудовых функций. Работа связывает участников трудовой деятельности друг с другом, опосредует их общение. Это имеет большое значение для развития человеческой психики.

Уже на ранних этапах развития человеческого общества происходит разделение процесса деятельности между его отдельными участниками. Например, одни отвечают за поддержание огня и обработку на нем пищи, а другие — за добычу этой пищи.

Участники коллективной охоты делятся на преследователей игры и тех, кто поджидает его в осаде и нападении. Кардинально меняется структура деятельности индивидов, ее участников.

Каждый член команды отвечает за определенную сферу деятельности. Например, активность нападающего, участвующего в коллективной примитивной охоте, продиктована потребностью в пище или одежде, которые используются из шкуры животного. Результатом действий нападающего является напугать стадо и направить его на других охотников, скрывающихся в засаде. На этом деятельность данного охотника прекращается. Остальное довершают другие участники охоты. Само по себе запугивание игры не приводит и не приведет к удовлетворению потребностей нападающего, так как его деятельность направлена ​​на иной результат. Получается, что предмет действия и мотив здесь не совпадают.

Процессы, объект и причина которых не совпадают, называются действиями. Активность нападающего — это охота, а устрашающая игра — его действие.

Разделение деятельности на доли возможно только в условиях совместного коллективного процесса воздействия на природу. Результат этого совместного коллективного воздействия на природу приводит к удовлетворению потребностей как отдельного человека, так и всего первобытного племени. Разделение предмета и мотива деятельности является результатом обособления отдельных операций от сложной многофазной деятельности.

Разделение предмета деятельности и ее мотивов возможно только в условиях совместного коллективного процесса влияющего характера. Это результат постоянной изоляции от сложной и многофазной, но унитарной деятельности отдельных операций. Эти отдельные операции превращаются для индивида в самостоятельное действие, хотя по отношению к коллективному процессу они остаются одним из его частных действий.

Благодаря тому, что охота представляет собой процесс, состоящий из нескольких действий, человек, который вспугивает дичь для того, чтобы ее смогли поймать другие члены этого коллектива, получает свою долю добычи из их рук — часть продукта совместной трудовой деятельности. Следовательно, деятельность других людей составляет основу специфической структуры деятельности человеческой личности. Из этого можно сделать вывод, что в силу своего происхождения связь между мотивом и объектом действия отражает связи не естественные, а объективно социальные. Действия нападающего возможны только в том случае, если отражена связь между ожидаемым результатом совершенного им действия и конечным результатом всего процесса охоты: нападение из засады на убегающее животное, его убийство и его поедание. Эта связь предстает перед человеком в виде реальных действий других участников труда. Их действия и сообщают смысл предмету действия загонщика. Кроме того, действия нападающего оправдывают действия охотников, ожидающих игры в засаде.

5 стр., 2097 слов

Учения Аристотеля о душе

... Аристотеля. 1. Трактат Аристотеля «О душе». Аристотель, как уже было сказано выше, считается, в сущности, основоположником психологии как науки о душе. В трактате «О Душе» ... и действиях души» 2 Свой обзор и критику учений о сущности души Аристотель завершает рассмотрение теории, согласно которой душа состоит ... и его целостности, например, познавать бога, человека, плоть кость и вообще все другие ...

Вместе с рождением действия у человека возникает разумный смысл того, на что направлено его дело.

Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Следовательно, сама природа выделяется для них и проявляется во взаимосвязи с потребностями общества, с их деятельностью. Еда воспринимается как объект определенных занятий: поисков, охоты, готовки. Следовательно, он может выделяться не только для определенных нужд, но и «теоретически», он может удерживаться в сознании и стать идеей.

Этапы развития и структура сознания

Возникновение и развитие человеческого сознания — одна из самых сложных проблем, с которыми сталкиваются исследователи, пытающиеся понять законы природы.

Согласно представлениям, возникшим в древности и дошедшим до наших времен в религиозных верованиях, в теле человека действует особая сверхъестественная сила — душа, которая является причиной его мыслей, чувств, желаний. В первобытном обществе, когда предметы и явления природы, по аналогии с человеком и животными, воспринимались как живые и одушевленные силы, еще не существовало четкого различия между «душой» и телом. С появлением анимизма все начинает восприниматься человеком как имеющее отдельную душу от вещи. Это касалось и частей тела человека. Например, у гомеровского человека психические и эмоциональные свойства локализованы в отдельном органе: в диафрагме — умственная деятельность, в сердце — эмоции, в крови — душа, в печени — жизнь.

Гераклит трактовал душу (психею) как нечто огненное. Огонь — одухотворяющее, мудрое и благородное начало, а вода — низменное. Душу, где больше огня, он называет «сухой». «Сухое сияние — психея мудрейшая и наилучшая» Возвращаясь во влажное состояние психея гибнет, а увлажняясь — слабеет. Дух был подарен Гераклиту в виде пламени, которое горит тем ярче и сильнее, чем интенсивнее духовная и душевная жизнь человека. Гераклит отмечал ведущую роль разума, теоретической мысли для чувственного уровня познания.

Согласно атомистической теории душа состоит из мелких и крупных атомов. Душа есть то, что доставляет живым существам движение. Демокрит объясняет зрение человека при помощи истечений, исходящих от видимых предметов и сохраняющих их образы, которые через глаза проникают в тело человека. В бодрствующем состоянии люди воспринимают наиболее энергичные образы, а во сне, когда поры человека закрыты, когда психическое начало слабее, ими овладевают слабые образы отдаленных вещей.

Типичным для этого времени было безличное понимание души. Душа была лишена неповторимости и индивидуальности человеческой личности. По мере развития социальных отношений и культуры, сопровождаемого осознанием ценности личности, формируется потребность в субъективном самоуглублении. Эта новая тенденция проявилась у Сократа. За Сократом и Платон выделяет понятие души как противоположность материальному. Душа для него — вечная «идея», бессмертная сущность, отделенная от тела. Им осуществляется разделение души на несколько частей: разумной, обращенной к идеям, аффективно-волевой и чувственной, обращенной к вожделению. Психические явления делятся на интеллект и на мир чувств. В свою очередь чувственный мир делится на ощущения и восприятия, а интеллект на «ум» и «рассудок».

6 стр., 2619 слов

Сознание и душа человека

... сознания и души человека. 3.1. Сознание человека и внутренний ... души, духа и разума. Сознание источник разума и неразумности, нрава и несправедливости, деяний и злодеяний. Следовательно, сознание ... психологии - психологическая личность, психологические свойства, переживания и состояния - они реальные, то есть эмпирические. Человек же воспринимает больше, чем непосредственно дано. Жизнь сознания и ...

Для Аристотеля душа и тело неотделимы друг от друга, как форма и материя. Тело — это организм, поскольку оно является совокупностью органов или орудий души; душа — сущность тела. Поэтому учение о душе Аристотеля — это общее учение о жизни и ее функциях, включающее органические ее отправления так же, как и сознательную жизнь. Он различает три вида души — растительную, животную и разумную. Первая специфична для растений, вторая для животных, третья для человека, обладающего познающим и деятельным разумом. Однако все эти три души соединяются в человеке и связаны с различными функциями его души — питательной, чувственной и рассудочной. Трактат Аристотеля «О душе» можно считать итогом того, что дала в области философских проблем психологии античность.

Особенность античной трактовки психики заключается в рассмотрении ее по материалу и по способу организации как отражение жизни космоса. Что бы человек ни думал и не чувствовал, над его умом и сердцем властвуют боги, действия которых в свою очередь подчинены судьбе. У атомистов сознание толковалось, как подчиненное общим законам физического движения. Возможность выбора в волевом действии, предпочтения одного действия другому или одной мысли другой понималась как реализация общих законов космоса.

В средние века разум рассматривается как надмировое начало, которое существует до природы и творит ее из ничего по собственному произволу. Содержание рассуждений о сознании и личности сводилось к «выведению» того и другого из этой высшей реальности. Душа превращалась в носителя самосознания, что вело к противопоставлению психики человека всем другим формам жизнедеятельности, представлению ее в виде самостоятельной сущности.

В период зарождения буржуазного общества в европейской философии происходит переход от понятия души к категории сознания.

Существует две позиции по поводу объяснения перехода сознания от наглядного опыта к отвлеченному, от чувственного к рациональному.

Психологи-идеалисты (Дильтей, Шпрангер и др.) признавали фундаментальный факт перехода от чувственного к рациональному и считали, что уровень отвлеченного сознания — это проявление особых духовных способностей, заложенных в психике человека. Возможность выйти за пределы чувственного опыта и оперировать отвлеченными категориями — это свойство духовного мира и оно тоже налицо только у человека, и этого нет у животных. Это основное положение различных дуалистических концепций, одним из ярких представителей которых был Декарт.

Декарт считал, что животные действуют по закону механики и их поведение можно объяснить строго детерминистически. Человек, в отличие от животного, обладает духовным миром, благодаря которому возникает возможность отвлеченного мышления, сознательного поведения; но не может быть выведен из материальных явлений, корни поведения уходят в свойства духа, которые нельзя объяснить материалистически.

9 стр., 4361 слов

Практическое отношение человека к миру

... техническое знание как феномен культуры -- это объект, а развитие (общественного) технического сознания, рефлектирующего данный объект, -- это предмет философии техники. Главная же задача философии техники -- исследование технического отношения человека к миру, ...

На этих позициях стоял и Кант. По его словам, суть человеческого сознания заключается в том, что оно может выходить за пределы наглядного опыта. Процесс перехода от наглядного к внутренним сущностям заключается в существе человеческого духа.

Немецкий философ Кассирер писал, что человек тем и отличается от животного, что он оказывается в состоянии мыслить и организовывать свое поведение в пределах символических форм (проявляются в знаках, в языке, отвлеченных понятиях), а не только в пределах наглядного опыта.

По мнению философов-идеалистов, эти принципы можно только описывать, но нельзя объяснить. На этой же позиции находятся и психологи-идеалисты.

Вильгельм Вундт, крупнейший психолог XIX века, разделял эту позицию. По его мнению, существуют элементарные процессы ощущения, восприятия, внимания и памяти — они подчиняются элементарным естественным законам и доступны для научного (физиологического) объяснения. В психических же процессах проявляются законы «апперцепции», которые проявляются в активном познании человеком окружающего благодаря активным установкам или воле. Эти процессы активного отвлеченного познания выходят за пределы чувственного опыта, и их можно описать, но нельзя объяснить, так как в них проявляются основные категории человеческого духа. Этим направлением в психологии занималась Вюрцбургская школа. Последователи этого направления посвятили свои интересы анализу законов, лежащих в основе сложных форм мышления и сознания. В результате они пришли к выводу, что сознание и мышление нельзя рассматривать как формы чувственного опыта, мышление протекает без участия наглядных образов или слов и представляет собой специальную категорию психических процессов. Мышление проходит без образа, внечувственно, имеет свои закономерности, которые нельзя связывать с непосредственным опытом.

Психологи-механицисты утверждали, что человеческая психика — это tabula rasa, на который опыт записывает свои заметки. Утверждая, что без опыта в психике ничего не может возникнуть, они считали, что для понимания законов мышления достаточно иметь два элементарных процесса — предчувствие, или чувственный образ и ассоциацию, и мышление — это не что иное, как ассоциация чувственных представлений. Это направление психологии полностью отвергало специфичность и независимость сложнейших форм отвлеченного мышления. Механистический подход психологов-ассоционистов, пытавшихся свести свою задачу к сложнейшим явлениям и составляющим их элементам, был продолжен психологами-бихевиористами.

Для бихевиористов предметом изучения психологии было поведение, которое понималось как нечто состоящее из реакций на стимулы, то есть процесс, строящийся по элементарной схеме условного рефлекса. Они ограничивались анализом внешней феноменологии поведения, трактуемой упрощенно, и пытались подойти к поведению человека как к поведению животного, трактуя его как образование навыков. Бихевиоризм, распространяясь по всему миру, принимает различные формы философско-психологического позитивизма (операционализм — у Ж. Пиаже, теория деятельности — у А.Л. Леонтьева и др.).

Теория деятельности, по сей день занимающая ведущее место в психологической науке, является формой развития бихевиоризма.

Деятельный подход к психике и ее развитию и объективный метод психологического исследования, противопоставленный субъективным методам, прежде всего — критика метода интроспекции, самонаблюдения, вытесняют изучение сознания в психологической науке. Сознание подменяется понятием «умственные действия», которые отождествляются с внешними предметными действиями, характеризующимися отсутствием в них признаков «внешнее», «развернутое», «предметное».

4 стр., 1716 слов

Проблемы и перспективы развития социального обслуживания на дому ...

... Проблемы социального обслуживания на дому в ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска» Социальная работа направлена на людей, но она проводится не просто с людьми, а с людьми особыми, ... ряд федеральных социальных программ. К сожалению, многим социальным программам присущи декларативность, несистематичность, внутренние противоречия. Пожилые люди - не объект деятельности разнообразных социальных служб, ...

Исходя их предпосылки, что сознание невозможно раскрыть научными средствами, К.Г. Юнг полагал, что сознание лучше не определять, а описывать с помощью картин и метафор. Юнг представлял себе сознание приметно так: прожектор внимания освещает сознательный сектор внешнего и внутреннего мира и этим подбирает определенное психическое содержание; актуальные психические переживания таким путем задерживаются, ограничиваются и отрываются от несознательной темноты физиологических и потенциальных психических процессов.

Положительным у психологов этого направления было то, что они пытались не только описать, но и объяснить явления психической жизни. Главный недостаток этого направления заключался в редукционизме, то есть в сведении высших форм психических процессов со всей их сложностью к элементарным процессам, отказе от признания сложности сознательного категориального поведения.

При столкновении этих двух направлений в психологии возник кризис психологической науки. Психология как наука распалась на «описательную психологию» и «объяснительную». «Описательная психология» — признание высших, сложных форм психической жизни и отрицание возможности их объяснения, только описание. Представители этой школы рассматривали сознание и как теоретический предмет психологии и как пространство психологического исследования. Эмпирическим методом исследования сознания являлась интроспекция, самонаблюдение за протеканием своего процесса сознания. Особое внимание при этом обращалось на взаимосвязь явлений сознания. С одной стороны указывалось, что природа этой взаимосвязи неизвестна, с другой стороны, утверждалось, что она имеет духовную основу. «Объяснительная психология» или естественнонаучная — построение научно-обоснованной психологии, которая ограничивалась объяснением элементарных психических процессов, оказываясь от объяснения сложнейших форм психической жизни.

Для выхода из кризиса необходимо было оставить неприкосновенным предмет психологии человека как учения о сложных формах сознательной деятельности, и, не описывая эти сложные формы, попытаться их объяснить.

Решение этого сложного вопроса было дано Л.С. Выготским, который предопределил развитие психологии на последующие десятилетия.

Оно заключается в следующем: для того, чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной деятельности человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности и «категориального» поведения не в глубинах мозга и не в глубинах духа, а во внешних условиях жизни, и в первую очередь во внешних условиях общественной жизни, в социально-исторических формах существования человека.

Л.С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно названный сознанием. Они формируются в ходе социального общения. Выготский писал, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении своей жизни животные, видоизменяясь, приспосабливались к условиям среды. Человек, наоборот, действует на природу и видоизменяет ее посредством создания орудий труда, развитием материального производства.

9 стр., 4163 слов

Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности ...

... музыкально -ритмическихдвижений музыкальныхзанятиях Движения под музыку - один из видов музыкального воспитания детей. Он способствует тому, что дошкольники активно проявляют себя в музыкальной деятельности ... А. И. «Ритмическая мозаика». Это Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и ... деятельности, необходимо направлять их на развитие у детей: способности к чувственному восприятию мира, ...

Овладение природой не прошло бесследно для человека. Он научился овладевать собственной психикой, появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Это возможность заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-нибудь объект, организовать свою умственную деятельность. Появились знаки-символы, при помощи которых человек смог вспоминать то, что ему надо сделать. Эти знаки-символы (зарубки на дереве, узелки) выступают в качестве психологических орудий. Они имеют культурное происхождение, а универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь. Человек научился управлять своим поведением.

По мнению Л.С. Выготского, в онтогенезе наблюдается то же самое. Сначала взрослый действует на ребенка словом, побуждая его что-то делать. Потом, начиная разговаривать, ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. Затем, ребенок начинает словом воздействовать на самого себя.

В настоящее время единой теории сознания нет. Существуют различные подходы к его рассмотрению. Биологически ориентированные ученые пытаются объяснить понятия и законы психологии на языке их биологических понятий. Такая попытка сводится к сведению психологических понятий к биологическим и получила название редукционизм. Однако, психические явления, особенно сознание человека невозможно объяснить лишь биологическими механизмами.

Понятие «сознание» не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это — знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество — это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции — это компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание — важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Самосознание направлено на познание человеком самого себя — самопознание.

Обратной стороной сознания является бессознательное. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе — биологической форме, а сознание — социальной форме движения материи.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.

Существует несколько психологических характеристик сознания. Это ощущение себя познающим субъектом, то есть отделение человеком себя от остального мира и готовность к его изучению и познанию.

Мысленное воображение реальности — характеристика, тесно связанная с волей. Сознательное управление воображением дало миру произведения литературы и живописи, научно-технические изобретения. Осмысленность осознаваемого, наделенность определенным смыслом, вытекающим из особенностей человеческой культуры и цивилизации.

Способность к коммуникации, которая выражается в возможности передавать индивидуальный опыт и достижения цивилизации с помощью языка и других знаковых систем.

Способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность. Это переработка и хранение информации об окружающем мире и самом себе. Это логические операции, понятия, правила используемые людьми для отбора классификации и категоризации имеющейся у них информации.

Можно выделить следующие свойства сознания:

1. Ясность сознания — способность четко выделять объекты внешнего мира их взаимосвязь, способность запечатлевать новое и воспроизводить имеющийся запас знаний, способность осуществлять целенаправленную деятельность.

2. Объем знаний — это количество связей, возникающих в сознании в данной конкретной ситуации, то есть объем переживаемых в данный момент переживаний и окружающей обстановки.

3. Содержание сознания, которое выражается в характере ассоциаций, являющихся результатом отражения объективной реальности и взаимосвязи с прошлым опытом.

4. Непрерывность сознания — способность осознавать связи между прошлым, настоящим и будущим.

Источники абстрактного мышления и «категориального» поведения, вызывающие скачок от чувственного к рациональному, надо искать не внутри человеческого сознания, а в общественных формах исторического существования человека. Только таким путем можно объяснить возникновении сложных специфических форм сознательного поведения.

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Содержание сознания обязательно, так или иначе, практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея — это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея — это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию — специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.

Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.

От рождения до зрелости человек проходит сложный путь психического развития. Существует большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Рассмотрим характеристики психологического содержания стадий, выделенных А.Н. Леонтьевым.

Стадия новорожденности, которая длится до 2-х месяцев ребенка. Образ жизни ребенка мало отличается от внутриутробного периода: сон занимает 4/5 всего времени, внешняя активность сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище, ручные и переместительные движения отсутствуют. Однако уже на этой стадии начинается формирование поведения в виде простейших актов, а также формирование сферы ощущений. Развиваются ощущения со стороны губ, рта, щек; происходит развитие ориентировочных реакций (затихание при шепоте мамы).

В 3-4 недели появляется реакция в виде оживления, которая проявляется в улыбке ребенка на разговор человека. У ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.

В раннем младенческом возрасте (2 — 6 месяцев) ребенок начинает оперировать предметами, начиная с попыток все схватить, ощупать с одновременной зрительной фиксацией — происходит формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия. Ребенок начинает узнавать людей и вещи. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание.

Поздний младенческий возраст (6 — 14 месяцев) характеризуется первым осмысливанием предметов. В ходе установленного «предметного» контакта начинает формироваться речь ребенка. Он все чаще начинает отвечать действием на слово взрослого. Позже появляются жесты, обращенные к взрослому, чаще действия ребенка сопровождаются звуками, обозначающими нечто объективное. Появляется подражание взрослому. У ребенка появляется возможность овладения общественно выработанными способами действий. Большой палец руки при операциях противопоставляется остальным, что характерно только для человека. К концу периода ребенок начинает самостоятельно передвигаться.

Преддошкольный период характеризуется возникновением и первоначальным развитием человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формой сознательного отражения действительности. Малыш овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. В процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению. Продолжается подражание взрослым и начинается формирование основных функций мышления.

Дошкольный возраст (3 — 7 лет) характеризуется появлением сюжетных игр, способствующих овладению социальными взаимоотношениями мира людей. Происходит формирование творческого воображения и способность произвольно управлять своим поведением.

Младший школьный возраст (7 — 12 лет) — это новый этап развития психики ребенка. Система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но со сверстниками. Появились обязанности перед обществом, от которых зависит его будущее, его место в социуме. Особенно интенсивно происходит развитие мышления, речи. В процессе обучения начинается развитие личности. Исключительно важную роль играет коллектив. Происходит разделение деятельности на «мужскую» и «женскую».

Подростковый возраст и начало юности (13-14 до 17-18 лет) — дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. Ребенок все больше включается в жизнь общества, начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

В последующий период жизни у человека происходит целенаправленное развитие определенных психических функций, которые являются более значимыми для основного вида деятельности конкретного человека. Это возможно в связи с тем, что эти функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований.

В процессе этого развития благодаря разнообразным формам деятельности, в том числе манипулированию предметами на ранних этапах развития и детским играм, происходит формирование сознания будущего члена человеческого общества.

Язык, сознание и речь

Вторым решающим фактором, определяющим переход от поведения животного к сознательной деятельности человека, является возникновение языка.

«Язык также древен, как и сознание, язык есть практическое, существующее и для других и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…», (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.3, с. 29).

У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные могут сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимикой и жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Например, вожак стаи журавлей начинает подавать звуковой сигнал, и вся стая тревожно снимается с места и следует за ним; олень-вожак, который чувствует опасность, также издает крики и все стадо следует за ним, воспринимая сигнал опасности. Пчела посредством танца передает другим пчелам, далеко ли она летала, откуда прилетела и куда надо лететь. Все это передается фигурами, которые она делает в воздухе, и которые выражают направление и дальность полета.

Язык животных никогда не достигает в своей функции предполагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Нам пока мало известно о «языке» животных: «языке» пчел и «языке» дельфинов. Однако ясно, что движения или звуки у них отражают лишь аффективное состояние и никогда не являются объективными кодами, обозначающими конкретные вещи или связи. Язык животных, следовательно, не является средством обозначения предметов и поэтому не может рассматриваться как средство, формирующее отвлеченное мышление. Он является лишь путем к созданию очень сложных форм общения. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

В процессе общественно разделенного труда у людей появилась необходимость тесного общения, обозначения той трудовой ситуации, в которой они участвуют, что и привело к возникновению языка. «Люди, — говорит Маркс, — фактически начали с того, что присваивали себе предметы внешнего мира как средства для удовлетворения своих потребностей и т. д. и т. п.; позднее они приходят к тому, что и словесно обозначают их как средства удовлетворения своих потребностей, — каковыми они уже служат для них в практическом опыте, — как предметы, которые их «удовлетворяют»

У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган — соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи — условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания.

Рождение языка привело к тому, что постепенно возникла целая система кодов, которые обозначали предметы и действия; позже эта система кодов стала выделять признаки предметов и действий и их отношения и, наконец, образовались сложные синтаксические коды целых предложений, которые могли формулировать сложные формы высказываний.

Основным элементом языка является слово. Оно объединяет объекты в известные системы, или кодирует человеческий опыт.

Существует множество теорий, которые пытаются объяснить происхождение слова. Оно не является, как в случае с животными, порождением аффективного состояния, иначе наш язык ни чем не отличался от «языка» животных. Возможно, что слово, как знак, обозначающий предмет, появилось в процессе совместного труда. На первых этапах своего появления оно было вплетено в практику. Например, когда человек совершал какой-то элементарный трудовой акт совместно с другими людьми, слово вплеталось в этот акт. Значение этого слова менялось в зависимости от ситуации и становилось понятным только из жеста, из интонации и всей ситуации. Постепенно произошло формирование языка в таком виде, когда он стал заключать в себе все необходимые средства для обозначения предметов и выражения мысли. Произошел отрыв слова от практической операции, стало возможным вызывать образ предмета при его отсутствии, что имело большое значение в организации восприятия, внимания и памяти человека.

Затем слово стало не только замещать явление или признак, но и выделять в них существенный признак, давая возможность его анализировать, классифицировать.

Второй единицей языка является фраза или предложение. Информация, переданная с помощью предложения, расширяет, специализирует и уточняет опыт. Фразы передают в готовом виде сообщения о событиях или отношениях. Передача, переданная с помощью предложений, расширяет, специализирует и уточняет опыт. Фразы передают в готовом виде такие сообщения о событиях, которые человек не смог бы передать при помощи отдельных слов.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное смысловое значение.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык — это непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как отдельно от него лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек более отчетливо уясняет их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык ………..

Страницы: [1] | |