На современном этапе развития российского общества изучение содержания и форм функционирования политической системы с необходимостью требует анализа различных аспектов политико-правового состояния личности, ее взаимоотношений как с отдельными элементами политической системы, так и с российским государством в особенности. Государство и личность, их взаимные отношения и связи, длящиеся в течение всей жизни человека, а нередко и после его смерти (например, имущественные вопросы, честь и достоинство гражданина, ряд аспектов авторского права), — все это волновало выдающихся мыслителей человечества — философов, правоведов, историков — на протяжении многих веков. Проблема эта остается острой и животрепещущей и сегодня, тем более что пока еще в ее исследовании сделаны лишь первые шаги, как отмечает Д.Л. Златопольский1.
Изучение этих проблем с точки зрения развития теории государства и права осуществляется в направлении углубления содержания предмета науки за счет дальнейшего совершенствования разработки положений и выводов, содержащихся в специальных теориях.
В существенной степени это относится к исследованию теоретико-методологических проблем политико-правового состояния личности в государстве, к анализу их взаимоотношений, выступающих как система, которая проявляется и реализуется через совокупность юридических связей, как сложное общее правовое отношение, сопряженное с социально-политическими, экономическими, нравственными отношениями, где правовой аспект имеет особое значение. Воля государства выражается в законах и иных уставах, которые составляют правовую основу государственной и общественной жизни.
В основе нормативно-законодательной политики лежат отношения между человеком и государством, их юридические состояния, которые выражаются в определенном наборе адекватных стимулов и ограничений. Более того, государство и личность здесь рассматриваются как противоположности, влияющие друг на друга и взаимодействующие друг с другом.
Наметившаяся тенденция к расширению содержания правового статуса личности требует привлечения внимания к разрешению этого вопроса в плане общей теории государства и права, как отражения более широкой проблемы взаимоотношений личности, государства, других компонентов политической системы.
Надо сказать, что категория правового статуса относительно новая в нашей науке. Раньше, до 60-х годов, она обычно отождествлялась с правоспособностью (Н.Г. Александров, С.Н. Братусь, А.В. Мицкевич) и не рассматривалась в качестве самостоятельной. В конце концов, оба эти свойства возникают и исчезают в субъекте одновременно, оба равно неотчуждаемы. В этом их сходство, служившее основанием для отождествления.
Государство как ценность философия права
... права. 1. Государство как ценность. Отражение ценностного характера государства в отечественной и зарубежной философско-правовой литературе. 2. Анархическое отрицание ценности государства. 3. Ценность государства и права в теории марксизма. 4. Право как ценность. Отражение ценностного характера права ... должно быть 10 стр. Реферат включает: Титульный лист; Содержание; Введение (1 стр. полностью); ...
Лишь в последующий период, с развитием юридической мысли, в 70-80-х годах, категория правового статуса получила достаточно широкую разработку (Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, В.А. Кучинский, Е.А. Лукашева, Н.И. Матузов, Г.В. Мальцев, В.А. Патюлин и др.), сформировалась как проблема и как одно из
ключевых понятий правоведения, зафиксирована в законодательстве.
Выяснилось, что правоспособность и правовой статус — разные явления и категории. Они соотносятся как часть и целое. Правовой статус, безусловно, основан на правоспособности, но не ограничивается ею. он шире, богаче, структурно сложнее, действует как обобщающее, собирательное понятие.
В настоящее время вопросы правового статуса личности составляют важнейшее самостоятельное научное направление в общей теории государства и права, а также в отраслевых юридических дисциплинах.
Понятие и виды правового статуса.
Понятие правового статуса.
В краткой форме правовой статус определяется в науке как разрешенное законом положение человека в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Закон просто закрепляет это положение, вносит в законодательную базу. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударственном обществе был определенный социальный статус, но не было правового статуса, так как там не было права.
Юридическая регистрация фактического местонахождения физического лица осуществляется различными способами и способами с использованием ряда конкретных средств. Оно начинается уже с признания человека в качестве субъекта права, действующего в обществе и наделения его особым качеством: дееспособностью, после чего он может вступать в соответствующие правоотношения, нести ответственность за свои действия.
Сердцевину, основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности (здесь нет расхождений), закрепленные в Конституции и других важнейших законодательных актах, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина. В основном это определяет правовой статус человека в обществе, его роль, возможности, участие в общественных делах. Разумеется, это положение зависит и от ряда других факторов.
Правовой статус объективно отражает как преимущества, так и недостатки реально функционирующей политической и правовой системы, принципы демократии, государственные основы данного общества. Следовательно, его нельзя правильно понять и раскрыть без ссылки на сущность социального порядка, в котором он развивается и функционирует. Правовой статус — часть, элемент общества.
В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно сравнить рабство, феодализм, буржуазный период, чтобы убедиться в этом. Это также существенно зависит от типа политического режима внутри одной формации. Причинная обусловленность его сложная и богатая.
Юридический статус индивида — это система прав, свобод и обязанностей, которые нашли свое четкое юридическое закрепление в нормах права, характеризующих политический и юридический статус индивида. В ст. 64 Конституции РФ закреплено, что положения главы 2, содержащей права и свободы человека и гражданина составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией России.
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина ...
... конституционно-правовое регулирование пределов ограничения данных основных прав и свобод. Соблюдение Конституции РФ и Законов РФ как один из аспектов конституционных обязанностей человека ... равенства, руководствуясь общепризнанными принципам и нормам международного права, согласно Конституцией РФ. конституционный право свобода обязанность 1. Конституционные права, свободы человека и гражданина в РФ ...
Правовой статус личности в российском государстве характеризуется следующими основными чертами:
- права, свободы и обязанности, составляющие правовой статус, являются равными, каждая личность ( в пределах своего статуса) имеет право на равную защиту со стороны закона, независимо от каких-либо обстоятельств, юридическую возможность воспользоваться предоставленными ей правами и исполнить возложенные на нее обязанности;
- права, свободы и обязанности личности, зафиксированные в правовых нормах, являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — главной обязанностью государства;
- их реализация обеспечивается как государством, так и самими гражданами;
- права, свободы и обязанности гарантированы в интересах общества и государства, каждой личности в отдельности;
- права, свободы и обязанности личности выступают как единая система, постоянно расширяющая и углубляющая свое внутреннее содержание по мере цивилизации общественных отношений;
- права, свободы и обязанности являются необходимым условием и предпосылкой бытия личности, в определенной мере отражают природу государства;
- права, свободы и обязанности, входящие в правовой статус личности, характеризуются единством, которое проявляется в их социально-экономическом назначении.
Правовой статус — это ценное правовое явление, которое выражает то важное значение, которое человек имеет в обществе.
Основой правового статуса человека является его конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый целостный, внутренне согласованный и целенаправленный комплекс с системными характеристиками.
В юридической литературе делается попытка рассмотреть правовой статус личности через «фактор влияния». На правовое положение граждан в государстве, в отдельных областях государственной и общественной жизни оказывают влияние чрезвычайно много факторов, пишет В.И. Новосёлов. Все эти факторы могут быть разделены на две группы: 1) Оказывающие непосредственное воздействие на правовое положение граждан факторы можно именовать в их совокупности правовым статусом в узком, собственном смысле. К ним относятся права, свободы, обязанности, права-обязанности, права и правоспособность. Ими обладает каждый гражданин; 2) Влияющие на правовой статус опосредованно,
главным образом через деятельности государственных органов и государственных служащих и иных субъектов, факторы можно условно назвать правовым статусом в широком смысле. Его основу составляет правовой статус в собственном смысле. Но, помимо него, в правовой статус в широком смысле входят принципы правового статуса, гарантии прав, свобод и обязанностей (реализуемые главным образом не гражданами, а другими компетентными субъектами), ответственность (применяемая соответствующими организациями и лицами к гражданам, уклоняющимся от исполнения юридических обязанностей) и некоторые иные элементы.
Правовой статус личности (3)
... что права человека, являются частью правового статуса человека и гражданина. Целью данной курсовой работы является изучение правового статуса личности, его понятие, структура и виды. Задачи курсовой работы: раскрыть понятие правового статуса личности, его структуру и виды; рассмотреть основные права и свободы личности; проанализировать юридические обязанности личности. Данная работа ...
Сама попытка рассмотреть реализацию правового статуса в строгом смысле слова положительна. Однако, похоже, что граждане несколько пассивны в реализации своих прав и свобод в широком смысле слова. К тому же не совсем ясно, что же тогда понимать под правовым положением, что же остается за пределами факторов? 2
1.2. Структура правового статуса.
Правовой статус — сложная и собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом и окружающими его людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного) типа.3
При этом, как уже отмечалось, права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу (ядро) правового статуса. Данное положение закреплено в статье 64 Конституции России.
Правовой статус человека необходимо анализировать в двух аспектах: статическом и динамическом, что позволит в определенной степени снять теоретические споры: включить или не включить в свое содержание права, свободы и обязанности, вытекающие из конкретных правоотношений.
Существует единый и равный для всех граждан правовой статус. Если включить в его содержание права и обязанности, вытекающие из конкретных правоотношений, правовой статус будет постоянно меняться, поскольку права и обязанности граждан в конкретных правоотношениях не совпадают. В состав юридического статуса входят только те права и обязанности, которыми наделен каждый гражданин, а не те, которыми он обладает в конкретных юридических отношениях. В противном случае было бы столько правовых статусов, сколько граждан.4
Рассмотрение правового статуса личности в статическом состоянии предусматривает включение в его содержание таких прав, свобод и обязанностей, юридически выражающих идею равенства, суть которого состоит в признании одинаковой, равной ценности каждой личности во всех сферах экономической, политической, социальной и культурной жизни. «Это общественное равенство общественного положения, и никоим образом не равенство физических и душевных способностей отдельных личностей»5.
В экономической сфере под равенством понимается устранение классовых различий в системе общественного производства, в политической сфере — равенство женщин и мужчин, всех граждан, принадлежащих к разным национальностям и расам. Каждый человек обладает полным набором прав и свобод, позволяющих ему принимать активное участие во всех сферах общественной и государственной жизни.
Правовой статус личности в статическом состоянии есть система, совокупность прав, свобод и обязанностей, иначе говоря, совокупность правовых возможностей, обусловленных социально-экономическим строем, обеспечивающих как общественные, так и личные интересы, гарантированных государством для всестороннего и рационального, в высшей степени гармоничного развития личности. Г.В. Мальцев считает, что в строгом смысле правовым является такое положение гражданина, каким оно в качестве возможного зафиксировано в законах и подзаконных нормативных актах государства и которые предполагает наличие общих единых и равных для всех граждан прав и обязанностей, существующих вне правоотношений, то есть еще неосуществленных в них.6
Конституционные обязанности личности
... не совсем правильно так как труд не должен быть обязанностью, а он должен быть правом ибо трудясь человек должен удовлетворять свои потребности и создавать блага для общества ... и система правового равенства. Тверь, 1997г. Стр. 18. Данной теме посвящали свои работы Казанчев, М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Но все-таки ...
Г.В. Мальцев признает наличие общих, единообразных и равных прав и обязанностей для всех граждан вне конкретных правовых отношений. Однако правовой статус личности не возникает вне правоотношений. он характеризуется возможностью эффективного, реального осуществления прав, свобод и обязанностей человека, выполнения своих обязанностей как перед тем или иным субъектом права, так и перед государством.
Государство имеет права по отношению к человеку, которые, следовательно, соответствуют обязанностям, которые лежат на человеке, в частности, на гражданине. В то же время человек имеет права перед государством, а государство несет ответственность перед человеком, гражданином. Тем самым между государством и гражданином создаются очень сложные содержательные отношения, юридическим аспектом которых являются правовые отношения между личностью и государством, складывающиеся на началах равенства и справедливости, причем правовое равенство различных субъектов права (в том числе индивида и государства) состоит, следовательно, в том, что отношения между ними протекают в форме взаимности их прав и обязанностей по обязательной для них обоих норме правового закона. В целом правовой тип отношений возможен лишь на базе сочетания правовой организации государственных властей с государственным признанием и защитой всего комплекса прав и свобод личности, закреплением в правовых законах прав и соответствующих им обязанностей всех субъектов общественной, политической и государственной жизни.
Правовой статус — это система правовых норм, устанавливающих права, свободы и обязанности, которые служат важным средством регулирования отношений между человеком и государством, а также отдельными людьми друг с другом. Рассмотрение правового статуса личности в динамическом состоянии возможно не только в конкретном правоотношении, так как реализация норм права, отражающих права, свободы и обязанности, связывается с существованием определенного круга общих прав и общих обязанностей, вытекающих непосредственно из закона. «Каждый субъект права, — пишет А.М. Мицкевич7, — в силу действия самого закона или, как часто говорят, непосредственно закона, то есть независимо от участия в определенных правоотношениях, имеет определенный набор прав и обязанностей… В закрепления законом этих прав и обязанностей, образующих правовой статус граждан и организаций, находят свое юридическое выражение особые общественные отношения индивида или организации с государством, которые служит предпосылкой их участия в общественной жизни».
Соглашаясь с толкованием прав и обязанностей, выходящих за рамки конкретных правоотношений, следует принять дифференцированный подход к проблеме правоотношений как основных средств реализации прав, свобод и обязанностей, воплощенных в поведении людей.
С.С. Алексеев отмечает, что характеристика правоотношений как «универсального» средства в процессе реализации правовых норм требует дифференцированного подхода к правоотношениям, признания их разнообразия. Наряду с конкретными, полностью индивидуализированными правовыми связями, свойственными материальным и процессуальным отраслям, существуют и общие (общерегулятивные) отношения. В сфере государственного права они выступают в виде состояний, выражающих позицию данного лица по отношению к другим людям, обществу и государству8. Реализация правового статуса личности (его динамическая характеристика) происходит в правоотношениях, как в общих, так и в конкретных.
Коллективные права и обязанности в Российской Федерации
... объединений, предприятий, производственных бригад и т. д. в Конституции РФ Классическую группу коллективных прав и обязанностей представляют собственно коллективные права и обязанности, т. е. права, которые адресованы определенной группе (категории) людей и могут быть реализованы только ...
Он должен объединить точку зрения ученых, которые считают, что добавление строго нормативного признака правового статуса к такому компоненту, как законный интерес, вызывает сомнения. Н.В. Витрук, включая законные интересы в правовой статус, отмечая их неразрывную связь с субъективными правами и обязанностями, заявляет, что они «служат «продолжением» либо этапом на пути формирования новых субъективных прав и обязанностей» и «не всегда могут быть опосредованы субъективными правами и юридическими обязанностями»9.
Таким образом, те интересы личности, которые возникают в соответствии с фактическими жизненными обстоятельствами, попадают под категорию законных интересов, подлежат правовой охране, но в содержание статуса не входят до тех пор, пока не будут опосредованы правом и не станут правовыми нормами, выражающими конкретные права, свободы и обязанности.
Анализ правового статуса индивида в динамическом состоянии — это рассмотрение вопроса об осуществлении прав, свобод и обязанностей индивида. Эта реализация в современных условиях приобретает новые возможности и характеристики.
Во-первых, все более снижающаяся степень гарантии прав, свобод и обязанностей личности со стороны государства, с одной стороны, с другой, возрастающая общественно-политическая активность каждого человека в реализации своего правового статуса. Это две стороны одного и того же взаимообусловленного и взаимозависимого процесса. Он ориентирован не столько на меры административного и принудительного воздействия, сколько на проявление правовой активности личности, направленной на повышение материальных и духовных ценностей общества, его творческого потенциала.
Во-вторых, реализация прав, свобод и обязанностей человека — это правовое воплощение преимущественно личных интересов и потребностей, совмещенных с общественными. Реализация правового статуса физического лица характеризуется углублением связи между возможностью полного осуществления предоставленных полномочий и добросовестным выполнением каждой из функций, возложенных на него законом. «Воспитанием граждан и должностных лиц в духе настойчивой борьбы за правопорядок, каждого человека — за свое право, — как правильно отмечает Л.С.Явич, — обеспечивается положение, при котором любое нарушение закона кем бы то ни было и в любой области воспринимается гражданином и как посягательство на интересы государства, общества, и как ущемление его собственных, личных интересов»10.
В-третьих, в реализации правового статуса личности, в бесперебойном и эффективном действии заинтересована как сама личность, так и государство в силу того, что государственные органы, активно воздействуя на процесс формирования и развития личности, сами в то же время совершенствуются под влиянием изменений, происходящих в обществе.
6. Субъективные права и юридические обязанности как основа правового статуса человека.
2.1. Субъективные права.
Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда был очень сложной задачей. Эти модели в решающей степени зависят от характера общества, типа собственности, демократии, экономического развития, культуры и других объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими классами, т.е. субъективными факторами.
Человек, индивид, личность (2)
... человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. ...
Главная трудность заключалась и заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект), а с другой стороны, признавались бы и почитались общегосударственные цели — то, что объединяет всех. Этот баланс отражается именно в правах, свободах и обязанностях человека.
Именно поэтому высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту как универсальный идеал, основу поступательного развития и процветания, фактор устойчивости и стабильности. Весь современный мир движется по этому магистральному пути.
Права человека не являются территориальными и национальными, их признание, уважение и защита — это не только внутреннее дело того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Индивидуальные права не являются собственностью отдельных классов, наций, религий, идеологий, но представляют собой общее историческое и культурное достижение. Это нравственный фундамент любого общества.
По мнению С.С. Алексеева, «именно в категории прав человека гуманитарная мысль и гуманитарное движение приобрели стержневой, глубокий человеческий и философский смысл». Вся рассматриваемая проблема сложна и многогранна, имеет множество аспектов.
Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила указанные ценности как приоритетные и наиболее значимые, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко известных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948);
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966);
- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966);
- Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950) и др.
Подтверждением приверженности российской демократии этим хартиям служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, которая стала органической частью новой Конституции Российской Федерации, основой всего действующего законодательства, касающегося человека.
Оба этих документа фиксируют широкий спектр основополагающих идей, принципов, прав, свобод и обязанностей. В их первоначальных положениях говорится, что права и свободы человека естественны и неотчуждаемы, предоставлены ему от рождения, признаны высшей ценностью и не являются исчерпывающими. Признание, соблюдение и защита прав человека — обязанность государства.
Каждый имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу мысли и слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства; может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, заниматься предпринимательской деятельностью, покидать страну и возвращаться обратно.
Закрепляется право граждан на митинги, уличные шествия, демонстрации; право избирать и избираться в государственные органы, получать и распространять информацию, направлять властям личные и коллективные обращения (петиции), свободно определять свою национальность, объединяться в общественные организации. Предусматриваются соответствующие права в социальной и культурной областях (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, интеллектуальное творчество).
Судебная защита прав и свобод личности Предмет: Правоведение
... стр. Свободные экономические зоны Право и экономика Диплом 80 стр. Способы защиты прав и свобод человека Конституционное право Курсовая работа 43 стр. Экономические преступления Право и экономика Диплом 54 стр. Курсовая работа Все образцы работ, которые созданы сотрудниками "Студенточки" ...
Утверждается равенство всех перед законом и судом. Никто не обязан свидетельствовать против себя или своих близких. Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке (презумпция невиновности).
Многие из вышеперечисленных прав являются новыми в нашем законодательстве, ранее их не было ни в бывшей Советской Конституции, ни в Конституции РСФСР. Также впервые юридически закрепляется прямая обязанность государства защищать права человека (ст. 2 Конституции РФ).
При этом подчеркивается прямая применимость прав и свобод человека и гражданина. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность представительной и исполнительной власти, местную автономию и обеспечиваются правосудием.
Конституция предусматривает порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин вправе обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 45).
Это положение также вводится впервые и не нарушает суверенитет страны. Сегодня — это безусловная норма.
Права и свободы человека по общепринятой классификации делятся на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные. Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в национальных правовых системах, в том числе российской. Между всеми видами и разновидностями прав существует тесная взаимосвязь.
В историческом контексте современные исследователи выделяют три поколения прав: первое — это политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями, закрепленные в известных Декларациях (американской, английской, французской); второе — социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН; третье поколение — коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, достойную жизнь и т.д.).
Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию в развитии данного института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области.
Что касается различий между правами человека и правами гражданина, о чем также полемизируют в науке, то эти различия имеют под собой определенные основания, которые заключаются в следующем.
Во-первых, права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, в частности, естественные неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. Во-вторых. множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (лица без гражданства, апатриды) и, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина. Иными словами, права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные.
Международные акты о праве человека и гражданина на социальное обеспечение
... усмотрению государства. Рекомендации часто представляют собой более высокий уровень развития международных стандартов в сфере социального обеспечения, и ... содержатся положения о защите прав женщин-матерей и об обязанности государства предоставить им гарантии в ... уровня социального обеспечения, который мог бы обеспечить реальные жизненные потребности людей. Она содержит обязательства государств ...
Важнейшие отличительные особенности закрепленных в российской Конституции основных прав и свобод состоят в том, что они даны человеку от природы, носят естественный и неотчуждаемый характер, выступают в качестве высшей социальной ценности, являются непосредственно действующими, находятся под защитой государства, соответствуют международным стандартам.
В целом все современные политические, социальные, экономические и юридические новации вполне укладываются в традиционное общепринятое учение о субъективном праве, ибо главное в этом учении — это возможность притязать на конкретный минимум социальных благ и определенное поведение соответствующих контрагентов (общества, государства, должностных лиц, правобязанных граждан, органов, организации), обращаться в компетентные инстанции за защитой своих интересов, опираясь на прямое действие новых конституционных законов и деклараций. 11
Юридические обязанности.
Необходимым компонентом оптимального взаимодействия государства, права и личности выступают юридические обязанности, без которых невозможны ни сбалансированная правовая система, ни эффективное правовое регулирование, ни четкий правопорядок, ни другие состояния и проявления общественной жизни. Они — условие нормального функционирования конституционных институтов, управления производственными процессами, поддержания устойчивости и стабильности в обществе.
Юридическая обязанность есть установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения, а также вид (линия) поведения. Это властная форма социальной регуляции, опирающаяся на «силовое» начало, т.е. на возможность государственного принуждения. В обязанностях выражаются как личные, так и общезначимые интересы. Через обязанность удовлетворяется интерес управомоченного в любом правоотношении.
Обязанность отвечает также интересам самого правообязанного лица, а о конечном счете — целям и задачам всей политико-правовой системы. Без этих инструментов общество быстро превратилось бы в некий рыхлый и неуправляемый анархо-синдикат. Обязанности придают государству гражданскую устойчивость, равнозначную экологическому равновесию.
Корреляция прав и обязанностей создает уравновешенное общественное состояние, иначе говоря — режим наибольшего благоприятствования для повседневной жизнедеятельности людей. Такое сочетание выражает разумный баланс интересов всех членов и составных частей общества, способствует достижению согласия, взаимопонимания и социального компромисса между ними. Это средство гармонизации интересов государства и личности, а также интересов граждан в их взаимоотношениях друг с другом. Иным путем трудно добиться желаемого социального эффекта.
Юридическая обязанность — вид и мера государственно-целесообразного, разумного, полезного, объективно обусловленного поведения, призванного вносить порядок и «умиротворение» в жизнь.
Обязанность тесно связана с субъективным правом; это парные, взаимозависимые понятия. Известно, что любая правовая норма носит предоставительно-обязывающий характер и уже поэтому предусматривает как возможное, так и должное поведение. Обязанность — способ обеспечения прав, условие их реальности и эффективности. Если субъективное право — это сфера власти и свободы индивида, то юридическая обязанность — область необходимости и подчинения. Носитель обязанности должен понимать и сознавать свою «несвободу» и связанность ради общего блага.
Функциональное назначение юридических обязанностей — корреспондировать субъективным правам, выполнять свою часть работы в общем механизме правового регулирования, направлять деятельность индивидов в нужное русло; а социальное — формировать должное правосознание и правовую культуру граждан, служить дисциплинирующим фактором, упрочивать законность и правопорядок в обществе.
Все эти функции тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, осуществляются одновременно. Любые субъективные права практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и наоборот, обязанности предполагают чье-то право требовать их исполнения. Вне корреляции друг с другом данные категории немыслимы, они могут действовать только в «одной связке», а не порознь. Обязанности — обратная сторона прав.
Принцип сочетания прав и обязанностей получил отражение в принятой ООН Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», что осуществление прав и свобод гражданином требует «должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе».
В Международном пакте о гражданских и политических правах также зафиксировано, что «отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит». Исходя из этих общих положений, соответствующие государства закрепляют в своем законодательстве более развернутый перечень обязанностей применительно к конкретным условиям и национальным интересам. При этом речь, конечно, идет не только об обязанностях граждан, но и об обязанностях органов власти, должностных лиц, других субъектов.
В ныне действующей Конституции обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. 15, 44, 57-59).
Между тем в приведенных выше международных пактах о правах указываются и другие обязанности, почему-то не вошедшие в нашу Конституцию. Это известное отступление от общепринятых стандартов. В конституциях современных зарубежных стран обязанности также представлены шире и значительнее.
В конкретных обстоятельствах современной России в целях усиления организующих начал обязанности граждан можно было бы, на наш взгляд, расширить и привести их в более гармоничное сочетание с правами. Между этими двумя полюсами не должно быть резких расхождений и несогласованностей. Необходимо помнить, что то и другое выступают важнейшими элементами правосознания.
«Люди, не ведующие своих обязанностей, — писал И.А. Ильин, — не в состоянии и блюсти их; люди, не знающие своих полномочий, произвольно превышают их или же трусливо уступают силе; люди, не желающие признавать запретностей, легко забывают всякий удерж и дисциплину, или оказываются обреченными на правовую невменяемость». Звучит весьма современно.
Гарантии прав личности.
Гарантии — это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.
Отсюда и выделение гарантий прав человека и гражданина с позиции системы, включающей в себя гарантии: общие, юридические, организационные. В свою очередь, названные виды гарантий в качестве подсистемы имеют свое содержание и формы выражения. Так, общие гарантии делятся по социальной направленности на материальные, политические, духовные.
Материальные гарантии — это единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.
Политические гарантии — это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. В Российской Федерации признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право народа России на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными свободами, защищать свои интересы.
Духовные гарантии — система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость: это общественная сознательность и образованность человека. К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, запреты на монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.
Юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Прежде всего речь идет об обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, все иные способы, не запрещенные законом, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба.
Среди юридических гарантий прав личности следует различать гарантии реализации и гарантии охраны. К первой группе относятся: пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.
Вторую группу юридических гарантий составляют конституционный контроль и надзор; меры зашиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.
Главный принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина — всеобщность зашиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.
Общие правовые и иные гарантии прав личности тесно соприкасаются с организационными гарантиями. Организационные гарантии — это деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций в сфере правотворчества, правоприменения, осуществления мер процедурного, режимного. контрольного и иного характера. Цель организационных гарантий — повышение эффективности использования внутригосударственных и международных гарантий прав личности. В содержание организационных гарантий включаются определение, принятие и решение государством задач социальной и правовой политики; государственный общественный контроль; обработка информации, организационные процедуры применения средств и связи и т.д.
Соответственно по содержанию организационные гарантии можно классифицировать на контрольные, процедурные, организационно-технические. 12
Заключение.
Правовой статус — комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения.
Известно, что мало провозгласить определенные права и свободы — главное материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача. В условиях возникшего в стране глубокого экономического, политического и духовного кризиса сам этот институт подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество наконец осознало необходимость и безусловную ценность естественных и неотъемлемых прав человека, присущих ему от рождения, с другой, — оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление.
Данное трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает одним из сильнейших социальных раздражителей, источником недовольства и протестов людей. Это значит, что следует различать теорию и практику прав человека. Права и свободы человека легко постулируются на бумаге, но очень трудно реализуются в жизни.
Сегодня словам, написанным на бумаге, мало кто верит, так как высокие идеи и суровая действительность расходятся. Россия в настоящее время находится далеко не на первом месте по уровню жизни, и ряд социально-экономических прав человека, входящих в международный стандарт, государство физически не может обеспечить. В этом особенность сложившейся ситуации.
Именно поэтому принятая Россией Декларация прав и свобод человека и гражданина, несмотря на ее огромное моральное и общественное значение, воспринимается многими как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ. Это не юридический, а скорее политический акт, символ, знак перемен. В нем права в основном лишь декларированы, но не гарантированы. Плохо работает закрепленный в Конституции тезис о том, что права человека являются «непосредственно действующими» (ст. 18).
Поэтому неотложная задача заключается в том, чтобы в ходе демократических преобразований наполнить перечисленные в Декларации и Конституции права необходимым жизненным содержанием.
Список использованных источников.
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/pravo-i-lichnost/
1. Конституция Российской Федерации. М.: ИНФРА*М — НОРМА, 1996
2. Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1″О гражданстве Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ 1992 г. № 6. Ст.243;
3. Закон Российской Федерации от 17 июня 1993 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР». // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ 1993 г. № 29. Ст. 1112.
4.Федеральный закон от 6 февраля 1995 г. № 13-ФЗ «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 7, Ст. 496
5. Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
Витрук Н. В. Общие и специальные права личности//Права личности в социалистическом обществе. М., 1981.
Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. — 3-е изд., переработанное и дополненное. — М: Юрайт, 1997
Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
Новоселов В. И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976.
Орзих М. Ф. Личность и право. М., 1975. Патюлин В. А. Государство и личность в СССР. М., 1974. Топорнин Б. Н. Конституционный статус личности: уроки истории и современные проблему // Современный конституционализм. М., 1990.
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристъ, 1997
1 Златопольский ДЛ. Государство и личность: основы взаимоотношений.//Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. «Право». ?1. С.З. 2 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. — 3-е изд., переработанноне и доплненное. — М: Юрайт, 1997 с. 150 3 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристъ, 1997 с. 236 4 Петров Ю.А. Соотношение понятий гражданства, правоспособности, правового положения граждан // Вестник Ленинградского университета, 1974, № 5. Вып.1. C. 119. 5 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.24. С.364. 6 Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности (теоретические вопросы).
— М., 1968. С.82. 7 Мицкевич А.В. Субъекты советского права.-М., 1962. С.12-13. 8 Алексеев С.С. Теория права. — М., 1994. С.258. 9 Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР.-М., 1985. С.10-11. 10 Явич Л.С. Право развитого социалистического общества (сущность и принципы).-М., 1978. С.107. 11 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристъ, 1997 с. 246 12 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристъ, 1997 с. 258 1
Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.