Особенности воображения

Влияние воображения на состояние организма

У людей с достаточно богатым воображением из-за сильно развитого воображения могут изменяться органические процессы, например, появляются признаки, обычно сопровождающие определенные эмоции (учащение пульса, дыхательная недостаточность, повышение артериального давления, потоотделение и т.д.).

Они возникают, когда человек представляет себе ситуацию, например, представляющую для него угрозу. Неудержимая фантазия у особо чувствительных и эмоционально неуравновешенных людей может даже вызвать определенные типы заболеваний, в том числе серьезные, такие как сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные. Некоторые современные врачи, верящие в психогенную природу таких заболеваний, даже утверждают, что, например, заболевания желудка чаще возникают не от того, что мы едим, а от того, что нас «ест», т.е от всевозможных переживаний, сопровождаемых фантазиями конфликт воображения личности

Психологические реакции на связанные с воображением психологические состояния следует считать вполне нормальными. Они способствуют предварительной адаптации организма к предстоящей деятельности и тем самым облегчают ее. Практически все образы, связанные с фантазией, сопровождаются теми или иными, сознательными или бессознательными органическими изменениями. Широко известно явление, которое называется идеомоторным актом. Суть его заключается в том, что четкое представление о каком-либо движении вызывает у человека это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Если, например, вы попросите человека подержать нить с грузом на вытянутой руке и представить, как этот груз вращается, то через некоторое время вы можете заметить, что он действительно начинает описывать круги, совершать вращательные движения.

Непроизвольное проявление движений, связанных с соответствующими эмоциями (мимика, жесты, пантомима), широко используется людьми в невербальном общении. Подсознательно замечая их, мы судим об эмоциональном состоянии другого человека, лучше понимаем его и выбираем правильные реакции на его действия. Помимо сферы повседневного общения, поп-артисты используют идеомоторный акт, демонстрируя со сцены умение находить скрытые предметы в комнате (фиксируя микродвижения рук или глаз, сделанные человеком рядом с ними, который знает, где спрятан соответствующий объект), так называемые «экстрасенсы», которые угадывают мысли людей о производимых ими непроизвольных движениях.

Творческое воображение и личность

Воображение тесно связано с другими психическими процессами и личностными качествами. Обычно это окрашено переживаниями. Яркие образы, которые рисует воображение, часто возникают из-за повышенной чувствительности. Чувство страха заставляет человека представлять воображаемые опасности, и, наоборот, воображение этих опасностей может многократно усилить чувство страха. То же самое и с эмоциями радости или печали. Воображение усиливает их, и те же самые переживания заставляют воображение усиленно работать. Между умом и воображением человека существует прекрасная связь. Высокий умственный уровень личности часто сочетается с богато развитым воображением. К. Д. Ушинский писал, что «сильное и активное воображение является необходимым атрибутом великого ума; но, конечно, только такое воображение, материалы которого во многом проработаны здравым смыслом, поэтическим чувством, нравственными устремлениями и т.д.» и которые, к тому же, контролируются человеком… Если воображение заполнено массивами глупых, пустых, бесполезных или аморальных ассоциаций, то его яркость и сила, особенно при слабой воле, могут полностью исказить рациональный процесс».

3 стр., 1176 слов

Анализ методов развития творческого воображения

... развитие воображения в двигательной активности, в рисовании, в творческой работе над сказкой, а именно - составление историй от какого-либо стимула и различные методы работы над сказкой. развитие творческий воображение ... теория развития творческой личности) - направлен на формирование в человеке активной творческой ... система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду ...

Воображение может быть тесно связано с волевыми качествами человека, и получаемая польза или вред во многом зависят от того, в какой степени процессы воображения контролируются сознанием человека.

Творческое воображение особенно важно для психологических характеристик человека. Психические состояния, такие как вдохновение, которые значительно увеличивают силу и чувства, необходимые для творчества, обычно тесно связаны с работой воображения.

Особенности воображения позволяют в какой-то мере судить о нравственных качествах личности. Склонность к неточности, преувеличению или недооценке фактов, явлений и т.д.это часто происходит из-за недостатка контроля над воображением. Это качество отличает некоторых детей, которые, говоря неправду, иногда смешивают реальное и воображаемое. Но с годами при правильном образовании этот недостаток у них исчезает.

Значительно хуже, если такое качество развивается у взрослого. При оценке самого себя он может вообразить, что у него есть достоинства, которые на самом деле отсутствуют. Такой человек не замечает своих недостатков и может стать хвастуном, вызывающим антипатию у окружающих. Напротив, воображение, контролируемое сознанием, способствует критической самооценке, так как человек ясно представляет, каким бы он хотел быть. Это делает его более скромным и побуждает работать над собой.

Тот, кто хорошо представляет себе состояние другого человека, оказывается способным к сопереживанию, к сочувствию. Это делает его чутким, отзывчивым, тактичным, добрым. Но тот, кто обладает слабым воображением и потому не способен ставить себя на место других людей, привык думать только о себе и легко может стать при соответствующих условиях самовлюбленным эгоистом.

Стремление некоторых детей обижать слабых товарищей, издеваться над ними, а также мучить животных иногда объясняется не тем, что эти дети жестоки, а тем, что они не могут представить себе психическое и физическое состояние другого существа, поставить себя на его место.

Соответствующие беседы и нравственные упражнения помогут ликвидировать эту склонность детей делать неприятное людям и животным.

3 стр., 1394 слов

Связь памяти с личностью человека

... концентрации внимания. Интерес обуславливается личностью человека и окружающей средой и может меняться вместе с ними. Существенную роль в процессах памяти играют эмоции, которые тоже ... упражняемости воображения, четвертые - на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые - на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения ...

Использование воображения в психотерапевтических целях.

аутотренинга,

Воображение и индивидуальное творчество личности.

Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Однако после того, как некоторые закономерности уже подмечены, угаданы и изучены в экспериментальных условиях, после того, как закон установлен и проверен практикой, а также связан с ранее открытыми положениями, познание целиком переходит на уровень теории, строгого научного мышления. Попытка фантазировать на этом этапе исследования может привести к ошибкам.

Если ученый имеет дело главным образом с понятиями, то важнейшей особенностью воображения художника или писателя является его значительная эмоциональность. Образ, ситуация, неожиданный поворот сюжета, которые возникают в голове писателя, затем оказываются пропущенными сквозь своего рода «обогащающее устройство», которым является эмоциональная сфера творческой личности. Переживая чувства и воплощая их в художественные образы, писатель, художник и музыкант заставляют читателей, зрителей и слушателей сопереживать, страдать и радоваться.

В отличие от научного мышления, ограничивающего фантазию человека требованиями безусловной достоверности, разумности, целесообразности, доказательности и логичности, в искусстве не существует ограничений ни для воображения, ни для ума.

Творчество связано со всеми свойствами личности и проявляется во всех его конкретных видах: научном, изобразительном, литературном и т.д. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности (в том числе в сфере политики, экономики, в быту) творческое воображение определяется не столько по тому, что может измыслить человек, не считаясь с реальными требованиями действительности, сколько по тому, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями.

2. Исследование личности в трудах отечественных психологов

Концепции личности в трудах отечественных психологов

Концепция «Человекознания»

Предметом данной концепции выступает индивидуальность, включающая индивид, личность и субъект. Основные задачи, решаемые данной концепцией:

1) исследование человека как целого, как индивидуальности;

2) исследование структуры личности;

3) исследование онтогенеза индивидуальности.

Определение личности: личность — составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств. Развитие личности направляется развитием индивидуальности. Концепция построена на теоретических и экспериментальных исследованиях индивидуального развития человека в системе синтетического человекознания.

По Б.Г. Ананьеву человеческая эволюция — это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный историческими условиями жизни человека в обществе. Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивидуальное развитие своих человеческих свойств в личности с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек является и закрытой системой вследствие внутренней взаимосвязанности свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности (самосознание и «Я»).

6 стр., 2554 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... человека как личности, но и о признании социальных норм и правил — главнейшими для человека в процессе его взаимодействия с другими индивидами. Вместе с этим, безработные ... содержание своей семьи. Глава 2. Социальный портрет безработного в России За последнее ... полезнонаправленная социальная и трудовая деятельность, которая организуется для целей дополнительной социальной поддержки безработных граждан. ...

Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутренних тенденций и потенций в продукты творческой деятельности личности, изменяющей окружающий мир и его обществ.

Структура личности строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиологическим свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (например, система ценностных ориентации, установок) Петровский А.В. Общая психология. М. 1976. — С. 162 — 164..

Теория деятельности

Предмет данной концепции выступает личность как иерархия деятельностей, за которой стоят соподчиненные мотивы. Основные задачи:

1) Исследовать роль деятельности в функционировании и развитии личности;

2) Исследовать личностные структуры с точки зрения их формирования в деятельности.

Личность в теории деятельности — это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Теория деятельности, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах А.Н. Леонтьева. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно — практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивида. Обе эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом. Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность, мотив, цель, условия и соотносимые с ними деятельность, действия и операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишает для него смысла.

Действие в теории деятельности внутренне связано с личностным смыслом. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структуры место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции — это качество действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое. В теории деятельности введено понятие «мотива и цели», т. е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» и «зоны целей», выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

5 стр., 2388 слов

Психологическая устойчивость личности человека

... Устойчивость личности, являясь высшим этапом развития устойчивости, остается при этом устойчивостью самоорганизации. Психологическую сущность устойчивости личности составляет специфически личностная ориентация на отдаленные факторы. Способность человека ... Принято считать, что устойчивость не есть результат действия отдельных элементов (свойств) личности – она результат деятельности в целом. Весьма ...

Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Понятием «личность» обозначается относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Общественные отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей. Иерархические отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личность. Последняя рождается дважды: первый раз — когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий, второй раз — когда возникает его сознательная личность. Становление личности — это становление личностных смыслов. Психологию личности венчает проблема самосознания, поскольку главное — это осознание себя в системе обществ, отношений. Личность — это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. В теории деятельности предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.

На каждой возрастной ступени развития личности в теории деятельности более представлен какой-либо определенный вид деятельности, приобретающий ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личности. Разработка проблемы ведущей деятельности явилась фундамент, вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию. Этот ученый не только охарактеризовал смену ведущих деятельностей в процессе развития ребенка, но и положил начало изучению механизмов этой смены, превращения одной ведущей деятельности в другую Тугушева Р.Х. Общая психология. М. 2006. — С. 122 — 123. .

В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.

Ощущение устойчивости собственной личности и личности другого — важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была устойчивой, то людям трудно было взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.

Тем не менее во многих исследованиях было обнаружено, что поведение человека довольно вариативно. В этой связи естественно возникает вопрос: насколько и в чем личность и ее поведение действительно устойчивы? В этом теоретическом вопросе содержится целая серия частных вопросов, каждый из которых может рассматриваться отдельно, и, исходя из него, можно давать различные ответы на общий вопрос. Например, о постоянстве чего идет речь — поведения, психических процессов, свойств или черт личности? Что является индикатором и мерой постоянства или изменчивости оцениваемых свойств данном случае? Каков временной диапазон, в пределах которого свойствах личности можно судить как о постоянных или изменчивых? Кроме того, в русле разных теорий личности все эти вопросы могут и должны решаться по-разному.

3 стр., 1320 слов

Культура как мера развития человека

... самым культура выступает как мерило реализации и развития сущности человека в процессе его социальной деятельности, "как мера человека". Создавая продукт материальный или духовный, человек опредмечивает ... культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности. Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует ...

Показано, например, что даже черты личности, которые должны были являть собой образец постоянства (таким постоянством должен обладать фактор, выделяемый в результате факторного анализа), на самом деле постоянными и устойчивыми не являются.

Теоретическое рассмотрение проблемы устойчивости начинается с раскрытия ее интегративного характера. В самом деле, некоторые характеристики устойчивости, такие, как относительная эмансипированность, самостоятельность, стабильность, присущи различным уровням живой материи. Но, несмотря на многообразие их форм, устойчивость тем не менее характеризуют некоторые общие принципы, а качественное преобразование этих принципов не означает их отмену.

Принято считать, что устойчивость не есть результат действия отдельных элементов (свойств) личности — она результат деятельности в целом. Весьма стойкими во времени являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и самооценки. Было также установлено, что личностная устойчивость характерна далеко не для всех людей. Некоторые из них со временем обнаруживают довольно драматичные изменения своей личности, причем настолько глубокие, что окружающие люди их как личностей совсем не узнают. Наиболее существенные изменения подобного рода могут происходить в течение подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста.

Помимо этого имеются значительные индивидуальные различия в том периоде жизни, когда личностные особенности человека более или менее стабилизируются. У одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется, у других устойчивость психологических особенностей личностного характера, напротив, обнаруживается довольно поздно: только в возрасте от 20 до 40 лет. К последним чаще всего относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами. Менее всего личностно изменяются и довольно рано обнаруживают устойчивые черты характера те люди, которые в школьном возрасте не сталкивались с противоречиями, не вступали в конфликты со взрослыми, сверстниками, социальными ценностями и нормами.

Гораздо меньшая устойчивость поведенческих реакций личностных проявлений обнаруживается в том случае, когда мы рассматриваем личность не в течение длительного периода времени, а от ситуации к ситуации. За исключением интеллекта и познавательных способностей (эти качества человек приобретает и развивает в течение длительного периода жизни) многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы. Это относится, например, к таким индивидуальным особенностям человека, как агрессивность поведения, честность, саморегуляция, зависимость. Всего за одну неделю у человека десятки раз может меняться настроение; встречаясь с разными людьми, человек ведет себя по-разному, к одним относится агрессивно, к другим — доброжелательно; на работе служащий зависит от работодателя, но у себя дома он сам становится причиной чьей-то зависимости.

3 стр., 1387 слов

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного ...

... уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности молодого человека. В семье ребёнок ... воспитание, и успешная социализация ребенка. К полным семьям обычно причисляются и сводные семьи с отчимом или мачехой. Эти семьи считаются полными потому, что в каждой из них есть муж, жена и ребенок (дети), ...

Несколько разочаровывающими оказались также многие попытки связать устойчивость поведения в различных ситуациях с обладанием теми или иными личностными чертами. В типичных ситуациях корреляция между оцениваемыми с помощью тестов-опросников чертами личности и соответствующим социальным поведением оказалась меньше 0,30. Этого явно недостаточно, чтобы точно предсказать, как поведет себя данный человек в конкретной ситуации, хотя с определенной степенью уверенности такое предсказание для множества типичных ситуаций можно было бы сделать, особенно если следить за поведением человека в течение достаточно длительного периода времени.

Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и некоторые другие.

Устойчивость личности, являясь высшим этапом развития устойчивости, остается при этом устойчивостью самоорганизации. Психологическую сущность устойчивости личности составляет специфически личностная ориентация на отдаленные факторы. Способность человека отстаивать и реализовывать свои личностные позиции предполагает выраженность этих позиций, их определенное единство. Иными словами, устойчивость личности неразрывно связана с проблемой целостности личности. Как же достигается такое единство? Нет нужды доказывать, что каждый человек — это уникальный неповторимый мир, включающий в себя множество различных, нередко противоречивых, мотивационных тенденций. Единство личности не может возникать вследствие сосуществования этих тенденций, оно лишь может быть следствием направленности личности.

С первых проявлений самостоятельности в раннем детстве и фактически до конца активной жизни человека потребность в самореализации является одной из наиболее важных и существенных движущих сил его развития, формирования его личности. Разумеется, будучи социальным существом, человек не может реализовывать себя в объективном мире иначе, как воздействуя на окружающую среду и собственную личность. Социальная активность, в сущности, не только имеет своим результатом материальные и духовные блага, но и формирует человека как личность.

Неустойчивость личности означает чрезмерную податливость человека обстоятельствам, ситуации, влиянию других людей. В чем сущность такого поведения? Разумеется, в поведении индивида существенную роль играет учет конкретных условий, учет ситуации. Следует различать два способа поведения: преобразование обстоятельств на основе учета конкретной ситуации, приспособление к ней, с другой. Психология личности невозможна без учета того, в какой степени человек является творцом обстоятельств. Проявление единообразия же несет в себе факторы, способствующие возникновению аморальных и даже опасных для общества поступков.

Диапазон явлений, которые можно охарактеризовать как подражание, достаточно велик: от элементарного подражания маленьких детей до подражания определенным нравственным идеалам. Такой подход приводит к идеалистическому объяснению социальных явлений; социальные отношения оказываются производными от психических факторов.

5 стр., 2468 слов

По коррекционной педагогике Роль семьи в воспитании детей с нормальным ...

... были не правы? Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. ... является среда семейных микрогрупп. ^ Особенности воспитания единственного ребенка в семье На этот счет существует две ... Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название - тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, ...

Устойчивость и изменчивость в моделях индивидуального развития

Экспериментальная психология судит о постоянстве или изменчивости личности по определенным тестовым показателям. Однако дименсиональное постоянство может объясняться не только неизменностью измеряемых черт, но и другими причинами, например тем, что человек разгадал замысел психологов или помнит свои прошлые ответы. Не легче зафиксировать и преемственность поведения. Пытаясь предсказывать или объяснять поведение индивида особенностями его прошлого (ретродикция), нужно учитывать, что «одно и то же» по внешним признакам поведение может иметь в разном возрасте совершенно разный психологический смысл. Если, например, ребенок мучает кошку, это еще не значит, что он обязательно вырастет жестоким. Кроме того, существует так называемый «дремлющий» или «отсроченный» эффект, когда какое-то качество долгое время существует в виде скрытого предрасположения и проявляется лишь на определенном этапе развития человека, причем в разных возрастах по-разному. Например, свойства поведения подростка, по которым можно предсказать уровень его психического здоровья в 30 лет, иные, нежели те, по которым прогнозируется психическое здоровье 40-летних.

Любая теория развития личности постулирует наличие в этом процессе определенных последовательных фаз или стадий. Но существует по крайней мере пять разных теоретических моделей индивидуального развития.

Одна модель предполагает, что, хотя темпы развития разных индивидов неодинаковы и поэтому они достигают зрелости в разном возрасте (принцип гетерохронности), конечный результат и критерии зрелости для всех одинаковы.

Другая модель исходит из того, что период развития и роста жестко ограничен хронологическим возрастом: то, что было упущено в детстве, позже наверстать невозможно, и индивидуальные особенности взрослого человека можно предсказать уже в детстве.

Третья модель, отталкиваясь от того, что продолжительность периода роста и развития у разных людей неодинакова, полагает невозможным предсказать свойства взрослого человека по его раннему детству; индивид, отставший на одной стадии развития, может вырваться вперед на другой.

Четвертая модель акцентирует внимание на том, что развитие гетерохронно не только в межиндивидуальном, но и в интраиндивидуальном смысле: разные подсистемы организма и личности достигают пика развития разновременно, поэтому взрослый стоит в одних отношениях выше, а в других — ниже ребенка.

Пятая модель подчеркивает прежде всего специфические для каждой фазы развития индивида внутренние противоречия, способ разрешения которых предопределяет возможности следующего этапа (такова теория Э.Эриксона).

Но ведь кроме теорий есть эмпирические данные. Пока психология развития ограничивалась сравнительно возрастными исследованиями, проблема постоянства личности не могла обсуждаться предметно. Но в последние десятилетия широкое распространение получили лонгитюдные исследования, прослеживающие развитие одних и тех же людей на протяжении длительного времени. Так, ученые из Института Фелза (США) в течение 30 лет (1929-1959) изучали психическое развитие 36 мужчин и 35 женщин, начиная с младенческого возраста, по 27 различным параметрам. Институт развития человека Калифорнийского университета (Д.Блок и другие) с 20-х годов по настоящее время исследует жизненный путь и психические свойства группы людей, начиная с младенческого или подросткового возраста; последнее обследование (в конце 60-х годов) охватывало 70 мужчин и 76 женщин в возрасте от 42 до 49 лет. Лондонские психологи в 1949 г. начали лонгитюдное обследование 220 новорожденных; к сожалению, через 15 лет выборка сократилась до 100 человек. Лонгитюдные исследования Г.Томэ (Бонн) сочетают систематическое изучение 1800 детей с 6 до 16 лет с анализом нескольких сот автобиографий взрослых людей. Ряд лонгитюдных исследований посвящен подростковому и юношескому возрасту. Ученые ГДР под руководством В.Фридриха и Г.Мюллера проследили психическое и социальное развитие 400 лейпцигских школьников с 12 до 22 лет, ученые Мичиганского университета (Д.Бахман и другие) — жизнь 2200 юных американцев на протяжении восьми лет, начиная с 10-го класса средней школы. Проводятся также крупные лонгитюдные исследования взрослых и пожилых людей (Б.Нейгартен, П.Коста, Р.Мак-Крэ и другие).

2 стр., 947 слов

Обязанности родителей по воспитанию детей

... РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей; Они обязаны заботиться о ...

Общий вывод всех лонгитюдов — устойчивость, постоянство и преемственность индивидуально-личностных черт на всех стадиях развития выражены сильнее, чем изменчивость. Однако преемственность личности и ее свойств не исключает их развития и изменения, причем соотношение того и другого зависит от целого ряда условий.

Прежде всего степень постоянства или изменчивости индивидуальных свойств связана с их собственной природой и предполагаемой детерминацией.

Биологически стабильные черты, обусловленные генетически или возникшие в начальных стадиях онтогенеза, устойчиво сохраняются на протяжении всей жизни и теснее связаны с полом, чем с возрастом. Культурно-обусловленные черты значительно более изменчивы, причем сдвиги, которые в сравнительно-возрастных исследованиях кажутся зависящими от возраста, на самом деле часто выражают социально-исторические различия. Биокультурные черты, подчиненные двойной детерминации, варьируют в зависимости как от биологических, так и от социально-культурных условий.

По данным многих исследований, наибольшей стабильностью обладают когнитивные свойства, в частности так называемые первичные умственные способности, и свойства, связанные с типом высшей нервной деятельности (темперамент, экстраверсия или интроверсия, эмоциональная реактивность и невротизм).

Влияние семьи

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.[1]

Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.

Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психологической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психосоматическими заболеваниями, отклонениями в поведении. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения. Уникальным катализатором семейного воспитания являются родственные чувства.[10]

Семейное воспитание — это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.

Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления — поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью; механизма идентификации — ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же.

При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют различные стили воспитания, факторы воспитательного воздействия, воспитательную позицию родителей и др.

Процесс социального научения, в свою очередь, происходит как при непосредственном взаимодействии ребенка с родителями, так и за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.[11]

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.

Значительное влияние на личность ребенка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Стиль и поведение родителей — это относительная устойчивость целей, действий и реакций взрослого, направленных на формирование личности ребенка.

Еще одним важным моментом являются факторы родительского воспитания. Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой — объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.

Во многих исследованиях в качестве основных факторов семейного воспитания выдвигаются именно эти:

  • эмоциональное отношение, любовь, принятие;
  • особенности требований и контроля (Смирнова Е.О., Быкова М.В.)[1].

Выделяют качественное различие между материнским и отцовским отношением к ребенку по признакам условность — безусловность и контролируемость — не контролируемость. Материнская любовь безусловна, дана от рождения, но неподвластна контролю со стороны ребенка, ее невозможно завоевать (либо она есть, либо ее нет).

Отцовская любовь обусловлена тем, оправдывает ли ребенок его ожидания, она управляема (ее можно заслужить, добиться собственной активностью ребенка).

Выделяют факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков.[5]

Ковалев С.В. считает, что уровень протекции — это количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка. При гиперпротекции родители посвящают ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. При гипопротекции ребенок оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание берутся, лишь, когда случается что-то серьезное.

Другой важный фактор — степень удовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, балуют его. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.[10]

В младшем школьном возрасте особое значение приобретает воспитательная позиция родителей — совокупность установок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих, прежде всего самих родителей как субъектов воспитания.[9]

Важнейшей, еще недостаточно изученной характеристикой родителей как субъектов воспитания является мотивация отношения к ребенку и ее субъективное осознание. Воспитательная позиция родителей обусловлена сложным взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Реально действующие мотивы, которые определяют взаимоотношения с детьми, могут вытесняться или быть представлены в сознании родителей замещающими, социально одобряемыми мотивами.[3]

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми педагоги и психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом — далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». [4]

Изучение детей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми детьми по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.[5]

Реан А.А. выделяет два типа деформации семьи: структурная (это нарушение ее структурной целостности, связанное чаще всего с отсутствием одного из родителей) и психологическая (связана с нарушением системы межличностных отношений, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок и т.п.).

Как структурная, так и психологическая деформация семьи оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка.[7]

М. Мид, изучая примитивные сообщества, сделала очень интересные наблюдения. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты личности. В частности, стиль взаимодействия с взрослыми сводится к следующему: мать рано отлучает ребенка от груди, надолго уходит работать, общение с матерью происходит редко. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым: в основном, используются частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.[12]

Эрон, проведя обширное обследование, выявил черты родителей, пользовавшихся репутацией жестоких и озлобленных. Было отмечено, что такие родители, как правило, имеют склонность к агрессивности по отношению к своим детям (дети недолюбленные, заброшенные).[2]

А.А. Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетным для ребенка взрослым. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. Передавая социально полезный опыт, родители передают и негативные его стороны, являющиеся очень эмоционально заряженным «руководством к действию». Не имея своего личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью.[1]

Сами же родители, как заметил Э.Берн, всегда довольны, хотя могут и не показывать вида, когда дети им подражают, пусть даже в самом дурном отношении.[8]

Значимый фактор риска выделяет дисгармоничную семью. Это понятие включает в себя несколько разнородных вариантов психологического неблагополучия:

  • семьи, где один из членов страдает нервно-психическим расстройством или химической зависимостью. К наследственному фактору, делающему более вероятным возникновение расстройств у детей, прибавляются непредсказуемость семейной ситуации;
  • собственно дисгармоничные семьи, где основной проблемой являются отношения между членами семьи;
  • семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания.[11]

Следующий важный фактор воспитания и формирования ребенка уровень родительских отношений:

  • безразличное отношение к детям, их чувствам, переживаниям, отсутствие полной привязанности к детям, чувства долга и ответственности перед детьми. Уровень индифферентного отношения;
  • авторитарные родители: показное уважение к детям, любовь, за которым стоит безразличие и лицемерие.

Это уровень демонстрации своей власти над ребенком, постоянного подавления мыслей и чувств собственных детей;

  • угождение капризам ребенка, потакание эгоистическим потребностям. Недоверие к ребенку, чрезмерный контроль за его поведением. Борьба за лидерство, за влияние на ребенка. Игнорируют мнение ребенка, его право на поступок, манипулируют им как вещью. Агрессивный стиль поведения;
  • доверие между родителями и детьми, общность интересов семейных и общественных.

Совместное обсуждение проблем, участие в их решении, чувство ответственности.[13]

Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье также ведет к формированию отрицательных тенденций в поведении ребенка.

Существует ряд особенностей семейных отношения и воспитания, которые неблагоприятно влияют на личность ребенка (Копченова Е.Е.):

  • недостаток тепла и ласки со стороны родителей;
  • незаинтересованность детьми, безразличие к детям;
  • явное отвержение ребенка, проявляющееся в невнимании, жестокости, избегания контактов родителей с ребенком;
  • отсутствие или недостаточный контроль за ребенком, сочетается со снисходительным отношением к проявляемому к ним агрессивному поведению;
  • непоследовательность в применении наказаний;
  • использование строгих, в том числе физических, наказаний.[9]

Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Можно выделить следующие типы неблагополучных семей:

  • конфликтная — наиболее распространенный тип (до 60% от числа всех неблагополучных семей), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
  • аморальная — характеризующаяся забвением всяких моральных и этических норм;
  • конфликтную и аморальную семью объединяет это обстоятельство;
  • педагогически несостоятельная — с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры;
  • характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять;
  • асоциальная — в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения;
  • деструктивная семья — отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости;
  • распадающаяся семья — характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети, назревает распад семьи;
  • распавшаяся семья — семья, в которой один из родителей не живет с семьей;
  • неполная семья — отсутствие одного из родителей.
  • ригидная псевдосолидарная семья — отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняется все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм.[14]

Неблагополучные семьи, характеризующиеся определенными взаимоотношениями между собой и подходами в проблемах воспитания, могут быть классифицированы, как:

1. Гипопротекция, или гипоопека — отсутствие воспитания, как такового. Ребенок предоставлен себе, не получает любви, ласки, часто не накормлен, бродяжничает. Это чаще дети из неблагополучных семей, но главным здесь все-таки является не материальное благополучие, а неудовлетворенные духовные запросы ребенка. Вариант — скрытая гипопротекция, когда интерес к ребенку ограничен чисто формальными признаками («уроки сделал? ну, молодец»), когда родители бессознательно (в отличие от явной гипопротекции) отвергают ребенка.

2. Доминирующая гиперпротекция — чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, чувствами, действиями, система запретов и наблюдения за каждым шагом. Иногда проявляется в форме постоянной слежки, стимулирующей неспособность самостоятельно принимать ответственные решения и лишению ребенка собственного мнения.

3. Потворствующая гиперпротекция — воспитание ребенка под кумира семьи. Здесь тоже имеет место контроль, но тут важнее освобождение ребенка от всех скучных, рутинных обязанностей, покровительство и восхищение явными и мнимыми талантами, помещение ребенка в центр внимания. Это чаще случается в неполных семьях. За таких детей часто пишут работы, сдают экзамены и затем они предъявляют схожие требования поклонения и обожания к своему значимому окружению в будущем.

4. Эмоциональное отвержение — ребенок ощущает, что им тяготятся. Внешне ребенок может получать знаки внимания (еде, одежда, информация), однако без теплоты, любви, разрешения на естественность поведения. При скрытом эмоциональном отвержении родители не признаются, что тяготятся своим ребенком, подавляя силой разума свою внутреннюю потребность «освободиться» от забот о ребенке, что часто бывает при появлении в семье нового ребенка или разводе и повторном браке родителей.

5. Жестокие взаимоотношения — связаны с вербальным или физическим насилием; суровыми расправами за мелкие проступки; срыванием зла на ребенке за собственные неудачи. Жестокие взаимоотношения обычно бывают между всеми членами семьи и часто тщательно скрываются от посторонних.

6. Условия повышенной моральной ответственности — родители воспитывают ребенка по принципу «преуспей в том, в чем я не смог» и ставят ребенка под прессинг повышенных социальных ожиданий («ты должен быть лучшим во всем», напр. В учебе или в спорте, и т.д.).

Возникает необходимость добиться многого и в кратчайшие сроки. Идеализация ребенка, непосильный груз родительских ожиданий может усугубиться появлением второго ребенка, появлением беспомощных членов семьи, когда ребенка несоизмеримо нагружают уходом за ними.

7. Противоречивое воспитание — проявляется во взаимоисключающих требованиях матери и отца, либо родителей и живущих с ними родственников, что приводит к взаимной аннигиляции воспитательных усилий и стимуляции установки ребенка «сделаю, что хочу». Обычно со временем перетекает в явную или скрытую потворствующую гиперпротекцию.

8. Воспитание вне семьи — в доме малютки, детском доме, интернате, у дальних родственников, и т.п. Они не могут заменить мать, и дети имеют проблемы с базовыми качествами доверия и автономии, однако в еще худшей ситуации оказываются дети, помещенные при живых родителях в ситуацию чрезмерного или жестокого контроля.[10]

Отдельные факторы семейного неблагополучия и отклонений психофизического развития складываются в совокупность признаков достаточно полно характеризующих определенные аспекты семейной запущенности. При этом ключевыми являются проявления «материнской» или «отцовской» депривации, отчужденности и эгоистической направленности интересов родителей с гипоопекой по отношению к ребенку.

Другой вариант семейной запущенности связан с хроническими, конфликтными отношениями в семье, определяющими стойкое психоэмоциональное напряжение у ребенка, ситуацию трудного или даже безвыходного положения, что сопровождается хаотичностью и непредсказуемостью эмоциональных реакций со стороны родителей, включая случаи жестокого обращения и насилия.[6]

Из выше обозначенной характеристики благополучных семей и семей, имеющих определеннее трудности в своем существовании, можно сделать вывод о том, что семья является важнейшим институтом формирования личности. В воспитательном воздействии семьи выделяют стиль семейного воспитания, факторы воспитательного воздействия, воспитательную позицию родителей. Значимым фактором риска для формирования личности ребенка являются неблагополучные семьи. Можно выделить следующие типы неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически несостоятельная, асоциальная.

Можно заключить, что самое сложное в семье — это сложившаяся система детско-родительских отношений.

Благополучная семья — интегративный показатель социального здоровья общества. Многие исследователи отмечают кризис семьи, который проявляется в ее нестабильности, дегуманизации, потере социализирующего влияния на подрастающее поколение. Возрастает взаимное отчуждение родительских отношений, резко снижается удовлетворенность ребенка и взрослых членов семьи принадлежностью к ней, ухудшается их психоэмоциональное состояние.

Современное общество требует от семьи смены ценностей, приоритетов, сложившихся стереотипов. Послушание, наказание, подчинение, авторитаризм, унижение уступают место свободе, поддержке, пониманию, принятию ребенка, его уникальности и достоинства.

Сегодняшнее внимание родителей к педагогике как науке о воспитании Человека неслучайно и свидетельствует об осознанном интересе к своему ребенку как личности. Возникшая проблемная ситуация, активизирующая потребность родителей в поддержке самоценности ребенка в семье и его личностном саморазвитии требует повышения педагогической культуры родителей, актуализирует вопросы гуманного воспитания.

4. Группа и её роль в развитии личности

1.Общее представление о личности и социальных группах

Начнем с того, что любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все люди находят самовыражение в групповой жизни. Младенец становится человеком, как только занимает свое место в семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка.

группа

Во втором же, это применение понятия группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками. Примерами таких общностей могут служить мужчины, выпускники школ и т.д.

Таким образом, анализируя это определение, можно выделить два условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой:

  • Наличие взаимодействия между ее членами;
  • Появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

В соответствии с этим определением, два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие со взаимными ожиданиями.

В социологии существуют различные виды социальных групп, рассмотрим такие как, вторичные и первичные:

Первичные группы