Анализ методов развития творческого воображения

Методики развития творческого воображения

На сегодняшний день существует множество методик развития воображения, в их основании лежат работа с рисунками, игры, сочинение сказочных историй, решение проблемных вопросов, двигательная активность детей и т.д. Рассмотрим подробнее следующие методики:

ТРИЗ Альтшуллера Г.С. — это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ — РТВ — ТРТЛ.

  • ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) — направлен на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи.
  • РТВ (развитие творческого воображения) — направлен на управление воображением с целью создания новых образов.
  • ТРТЛ (теория развития творческой личности) — направлен на формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку достойной цели и успешного продвижения к ней. [25,23]

Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. По мнению авторов, разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению и воображению.

Рассмотрим этапы методики.

На первом этапе детей подводят к проблеме многофункционального использования объекта. На втором этапе происходит выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Называется он — «Тайна двойного».

Третий этап — Разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести — вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед — это не вода. Решение задачи — перенести в решете воду в виде льда.

Четвертый этап — Изобретательство, здесь основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в воображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

5 стр., 2352 слов

Триз технология в развитии ребенка дошкольного возраста

... в направлении речевого развития, используются следующие методы ТРИЗ-технологии: обучение детей творческому рассказыванию по картине; работа с противоречием; обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок; методика ... из актуальных. Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно ... в роль кого-либо или чего-либо. Использование методов и приемов ТРИЗ способствует ...

Следующий этап — Решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности — игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д.

Последний этап — решение проблемных задач. Дети учатся находить выход из любой сложной ситуации, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

В методики ТРИЗ авторы стремятся развивать в дошкольнике активную творческую личность, в основе которой лежит развитие творческого воображения через решение проблемных вопросов — творческих задач,.

Методика развития воображения О.М. Дьяченко и Н.Е. Веракса «Чего на свете не бывает».[8] В этой методики Авторы предлагают игры и упражнения, предполагающее: интерпретацию картинок, которые одновременно могут быть похожи на несколько предметов (капля, морковь, листок; или — бабочка, цветок, бант и др.); дорисовывание схематических изображений, рисунок по кругу (варежка).

В игре «чего на свете не бывает?» [22] детям предлагается придумать и нарисовать то, чего нет на свете и др.

Методика «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет» Е.А. Алябьевой.[1] Авторы методики представляют 69 разнообразных игр и этюдов для развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Игры включают большой познавательный материал, помогающий развить эмоции, коммуникативную сферу деятельности детей, речь. Материал можно использовать как на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические, так и в свободное время.

1. игры — путешествия, 19 игр, которые включают в себя разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением, дети в этих играх читают стихи, поют песни. Игры — путешествия могут проводиться в любом месте, они не требуют больших пространств, не требуют специальной подготовки, т.к. допускают импровизацию с учетом знаний детей, их можно проводить во всех возрастных группах, выбирая соответствующий материал.

2. этюды на развитие воображения, с помощью этих этюдов, взрослый активизирует воображение детей, побуждает их к общению, речевому сопровождению своих действий. Дети украшают елку, выпекают торты, шьют куклам платья или превращаются в шаловливых котят. Представленные этюды можно проводить как и в свободное время детей, так и включать их в занятия. Автор отмечает, что любое вербальное сопровождение должно быть параллельно действиям детей, т.е. нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий.

3. игры — беседы. Они спланированы как вариант игр, в котором вся беседа с ребенком построена на воображении. В этом разделе представлены 16 игр, в которых детям предлагается перевоплотиться в живое или не живое существо в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, спрашивать о чем-нибудь окружающих. Детям предлагается стать, то репейником, то лягушонком или камнем у дороги. Игры развивают эмпатию, внимательность, диалогическую речь, память, воображение, любовь к природе. Игры можно проводить индивидуально, с группой детей, на занятиях и на досуге.

22 стр., 10873 слов

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

... художественно-дидакточеская игра. Задачи исследования. раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями; определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения; разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей ...

4. Игры — импровизации. В этих играх взрослый описывает ситуацию, но ничего не показывает, чтобы избежать детского подражания, необходимо, чтобы дети сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Чтобы изобразить листочек или снежинку, ребенок должен ее хорошо представить. Взрослый поощряет непохожесть, оригинальность, комментируя действия детей. Игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкального слуха, пантомимики, памяти и воображения. Игры — импровизации можно проводить на многих видах занятий, на музыкальном, физкультурном, хореографическом.

Методика, предложенная, Е.А. Алябьевой развивает воображения через двигательную активность и игровую деятельность детей. Параллельно развиваются память, диалоговая речь, расширяется детский кругозор.

Методика «Развития памяти и воображения у детей» Зяблицевой М.А.[12].

Авторы методики предлагают обширный теоретический материал о видах, механизмах, функциях, развитии памяти и воображении, о способах их диагностики.

Методика содержит приемы работы с детьми, создающие благоприятные условия окружающей среды для развития воображения и памяти дошкольников. В разделе «Развитие воображения» представлено;

1. Словотворчество. Автор опирается здесь на труды Д.Родари и утверждает, что слушанье сказок младшими дошкольниками является важной составляющей появлению воображения, поэтому словотворчество начинается со слушания и пересказывания сказок. Здесь предлагается рассказывать сказки, сочинять их вместе с детьми. Например: детям дается задание придумать все случаи употребления слова «кирпич», составление истории через гипотезу (что было бы, если..?).

Также автор предлагает такие методы работы со сказкой как: «сказка в несколько рук», сказка сочиненная от нескольких произвольно подобранных слов, новые герои в сказке.

2. игры на развитие воображения. В этом разделе представлены игры, в основе которых лежит рисование, ассоциации, двигательная активность детей, сочинительство. Например Игра «Следы». Детям предлагается порассуждать и нарисовать какие следы могут оставить Баба-Яга, Леший, Колобок и т.д., а в игре «Зарядка» детям предлагается придумать зарядку для космонавтов или строителей или для тех, кем они хотят стать в будущем.

Методика Зяблицевой М.А. направлена на развитие воображения и памяти детей дошкольного возраста. В разделе «Развитие воображения» представлены уникальные игры и упражнения для дошкольников, в их основе лежит развитие воображения в двигательной активности, в рисовании, в творческой работе над сказкой, а именно — составление историй от какого-либо стимула и различные методы работы над сказкой.

14 стр., 6968 слов

Развитие памяти детей дошкольного возраста

... развития и формирования памяти в дошкольном возрасте; изучить методики диагностики памяти детей дошкольного возраста; охарактеризовать методы и приемы развития памяти детей дошкольного возраста; подобрать игры, упражнения по развитию памяти детей ... методы и приемы развития памяти в работе с детьми дошкольного возраста, то это обусловит наиболее эффективное развитие процессов запоминания, сохранения ...

развитие творческий воображение сказка