Особенности творческих способностей и воображения младших школьников

Курсовая работа

Актуальность данной курсовой работы состоит том, что исследования по проблеме изучения особенностей развития творческих способностей, в частности, воображения, у детей младшего школьного возраста заключается в том, что в современных социокультурных условиях, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретают особую значимость.

Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете — наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Это творческий подход к делу, который является одним из условий развития активной жизненной позиции человека.

Предпосылки для дальнейшего творческого развития и саморазвития личности закладываются еще в детстве. В связи с этим повышенные требования предъявляются к начальным этапам формирования личности ребенка, в частности в начальной школе, что во многом определяет его дальнейшее развитие.

Проблемы творчества широко изучены в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ищут интегральный показатель, характеризующий творческую личность. Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие.

Объект исследования — воображение и творческие способности личности.

Предмет исследования — особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Цель исследования — выявить особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Гипотеза:

Задачи:

Провести аналитический обзор литературы по теме исследования,

Раскрыть понятие воображения и творческих способностей,

Изучить на основе психолого-педагогической литературы основные закономерности в развитии воображения и творческих способностей младших школьников,

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятель­ность становится ведущей. Это необычайно сложная дея­тельность, ... образований и произвольного поведения. § 3. Развитие психических функций Доминирующей функцией в младшем школьном возра­сте становится мышление. Благодаря этому интенсивно раз­виваются, перестраиваются сами ...

Провести экспериментальное исследование особенностей развития воображения и творческих способностей младших школьников,

Провести анализ полученных результатов диагностики, сделать выводы.

Методы исследования:, База исследования.

Глава 1. Воображение и творческие способности личности

1.1 Понятие воображения

Экспериментальное изучение воображения стало темой интереса для западных психологов с 1950-х годов. Функция воображения — конструирование и создание образов — признана важнейшей способностью человека. Её роль в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения. В 50-е годы Дж. Гилфордом и его последователями была разработана теория творческого (креативного) интеллекта.

Определение воображения и выявление специфики его развития — одна из самых сложных проблем психологии. Согласно данным А.Я. Дудецкого (1974), существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным. Так, А.В. Брушлинский (1969) справедливо отмечает трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он полагает, что «Традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне — во всяком случае, в современной науке». [2, с.64]

С.Л. Рубинштейн отмечал: «Воображение — это особая форма психики, которая может существовать только в человеке. это постоянно связано со способностью человека изменять мир, преобразовывать реальность и создавать новые вещи». [4, с.90]

Обладая богатым воображением, человек может жить в разное время, чего не может себе позволить ни одно другое живое существо в мире. Прошлое закреплено в образах памяти, а будущее представлено в снах и фантазиях. С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение — это отход от прошлого опыта, это преобразование данных и создание на их основе новых изображений». [5, с.90]

Л.С. Выготский считает, что «воображение не повторяет ранее накопленные впечатления, а строит какие-то новые серии из впечатлений, накопленных ранее. Следовательно, возвращение в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, чтобы в результате появился ранее несуществующий новый образ, составляет основу деятельности, которую мы называем воображением». [6, с.67]

Воображение — это особая форма психики человека, которая выделяется из других психических процессов и в то же время занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, являясь в то же время самым «психическим» из всех процессов и состояний ментальный. [10, с.85]

В учебнике «Общая психология» А.Г. Маклаков дает следующее определение воображению: «Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальность, и создания на их основе новых представлений. [5, с.284]

11 стр., 5055 слов

Исследование творческого воображения детей младшего школьного возраста

... исследования воображения 1.1 Понятие воображения Эмпирическое изучение воображения стало предметом интереса западных психологов, начиная с 50-х годов. Функция воображения - построение и создание образов - была признана важнейшей человеческой способностью. ... была разработана теория творческого (креативного) интеллекта. Определение воображения и выявление специфики его развития - одна из ...

В учебнике «Общая психология» В.М. Козубовского содержится следующее определение. Воображение — психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни. Продуктом воображения могут быть:

  • [8, с. 197] образ конечного результата реальной предметной деятельности;
  • картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности;
  • образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.

Воображение входит в познавательную деятельность предмета, у которого обязательно есть свой предмет. А.Н. Леонтьев писал, что «Предмет деятельности выступает двояко: первично — в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично — как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может». [7, с.84].

Выделение в предмете его определенных, нужных для решения задачи свойств определяет такую характеристику образа как его пристрастность, т.е. зависимость восприятия, представлений, мышления, от того, что человеку нужно — от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. «Очень важно при этом подчеркнуть, что такая «пристрастность» сама объективно детерминирована и выражается не в адекватности образа (хотя и может в ней выражаться), но что она позволяет активно проникать в реальность». [11, с.37]

Совмещение в представлении объективного содержания изображений двух предметов связано, как правило, с изменением форм представления действительности. Воображение, исходя из свойств реальности, знает их, выявляет их существенные характеристики через их перенос на другие объекты, которые фиксируют работу продуктивного воображения. Это выражается в метафоричности, символичности, характеризующих воображение.

По мнению Э.В. Ильенков: «Суть воображения заключается в умении« схватывать »целое перед частью, в умении на основе отдельной подсказки, стремлении построить целостный образ». [12, с.78] «Отличительной особенностью воображения является своеобразный отлёт от действительности, когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий». [12, с.89]

Воображение — необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда и обеспечении создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация также характеризуется неопределенностью. В зависимости от различных обстоятельств, характеризующих проблемную ситуацию, одну и ту же задачу можно решить как с помощью воображения, так и с помощью мысли.

Из этого можно сделать вывод, что воображение работает на той стадии познания, когда неопределенность ситуации очень высока. Фантазия позволяет «прыгнуть» на какие-то стадии мысли и все же представить себе конечный результат.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счёте, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Анализируя механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его суть — это процесс трансформации идей, создания новых образов на основе существующих. Воображение, фантазия — это отражение действительности в новых, неожиданных, необычных сочетаниях и связях.

9 стр., 4011 слов

По физической культуре «Влияние высшей нервной деятельности ...

... другой деятельности. Под способностями понимают сочетание врожденных функциональных факторов - психических и физиологических (двигательных) функций - с индивидуально-типологическими особенностями нервной системы. Но для того, чтобы особенности проявились у человека, нужно ...

Следовательно, воображение в психологии считается одной из форм рефлексивной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы носят рефлексивный характер, необходимо, прежде всего, определить своеобразие и качественную специфику, присущую воображению.

Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; оба эти процесса участвуют в любой творческой деятельности, творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже имеющимися в фантазийном процессе знаниями предполагает их обязательное включение в системы новых отношений, в результате чего могут возникнуть новые знания. Отсюда видно: «… круг замыкается… Познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) затем проверяется и уточняется мышлением» — пишет А.Д. Дудецкий. [14, с.78]

Согласно Л.Д. Столяренко можно выделить несколько типов воображения, основные из которых — пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия в сновидениях).

Активное воображение включает артистическое, творческое, критическое, развлекательное и предвосхищающее. [13; с.146]

Воображение может быть четырех основных видов: [7, с.82]

Активное воображение характеризуется тем, что, используя его, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает в себе соответствующие образы.

Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, независимо от воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непроизвольное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в состоянии полусонливости и сонливости. При сознательном пассивном воображении человек произвольно формирует ускользающие от реальности образы, сны.

Созданный личностью нереальный мир — это попытка заменить несбывшиеся надежды, компенсировать тяжелые потери и ослабить душевные травмы. Такое воображение свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.

Также существует различие между репродуктивным или репродуктивным и преобразующим или продуктивным воображением.

В репродуктивном воображении задача состоит в том, чтобы воспроизвести реальность такой, какая она есть, и хотя есть также элемент фантазии, это воображение больше похоже на восприятие или память, чем на творчество. Таким образом, с репродуктивным воображением его можно соотнести с направлением в искусстве, называемым натурализмом, а также отчасти реализмом.

3 стр., 1175 слов

Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека

... работ. 2 Общие понятия 1 услуга: Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности ... литературы [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/servisnaya-deyatelnost-kak-forma-udovletvoreniya-potrebnostey-cheloveka/ 1. Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко, СГУ сервиса – ...

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем реальность сознательно конструируется человеком, а не просто копируется или механически воссоздается, хотя при этом все же творчески трансформируется в образ.

Воображение имеет субъективную сторону, связанную с индивидуально-личностными характеристиками человека (в частности, с его доминирующим полушарием головного мозга, типом нервной системы, особенностями мышления и др.).

В этом плане люди различаются по:

  • яркости образов (от явлений четкого «видения» образов до бедности представлений);
  • по глубине переработки образов реальности в воображении (от полной неузнаваемости воображаемого образа до примитивных отличий от реального оригинала);
  • по типу доминирующего канала воображения (например, по преобладанию слуховых или зрительных образов воображения).

[5, с.216]

1.2 Понятие творческих способностей

Творчество — высшая ментальная функция, отражающая реальность. Однако с помощью этих навыков происходит умственное отстранение от воспринимаемого. С помощью творческих способностей формируется образ объекта, которого никогда не существовало или не существует на данный момент. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии навыков планирования и их реализации в умении сочетать свои знания и идеи, в искренней передаче своих чувств.

В настоящее время существует много подходов к определению творчества, а также смежных с данным определением понятий: креативность, нестандартное мышление, продуктивное мышление, творческий акт, творческая деятельность, творческие способности и другие (В.М. Бехтерев, Н.А. Ветлугина, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, А. Ребера и др.).

Во многих научных трудах широко представлены психологические аспекты творчества, в котором участвуют мышление (Д.Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Л.В. Занков, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн) и творческое воображение как результат мыслительной деятельности, обеспечивающий новое образование (образ), реализуемый в разных видах деятельности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.Я. Дудецкий, А.Н. Леонтьев, Н.В. Рождественская, Ф.И. Фрадкина, Д.Б. Эльконин, Р. Арнхейм, К. Коффка, М. Верггеймер).

«Способность» — одно из наиболее общих психологических понятий. В русской психологии многие авторы дали ему подробные определения.

В частности, С.Л. Рубинштейн понимал под способностями «… сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, исвойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [14, с.134]. Подобные утверждения по содержанию могут быть получены от других авторов.

Способности — понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.

Б.М. Теплов предложил три эмпирических по сути признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами [10, с.79]:

2 стр., 884 слов

Развитие творческих способностей детей с нарушениями речи в процессе ...

... эмоционального восприятия ребенка (пониманием выразительных средств), тем выше форма проявления творческого воображения, которое, в свою очередь, поможет ему выразить себя в творческой деятельности. Моя задача, ... музыкальной деятельности. Это активизирует детей, вовлекает в творческий процесс даже робких и неуверенных в себе, формирует коммуникативные навыки общения, а мне дает возможность направлять ...

1) способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

  • только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
  • способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

Естественно, успешность выполнения деятельности определяют и мотивация, и личностные особенности, что и побудило К.К. Способность Платонова приписывать способности тем или иным образом какие-либо свойства психики определяет успех в конкретной деятельности. Однако Б.М. Теплов идет дальше и указывает на то, что, помимо успеха в деятельности, способность детерминирует скорость и легкость овладения деятельностью, и это изменяет положение с определением: скорость обучения может зависеть от мотивации, но чувство легкости при обучении (иначе — «субъективная цена», переживание трудности), скорее, обратно пропорционально мотивационному напряжению.

Таким образом, чем больше у человека развивается умение, тем успешнее он выполняет деятельность, тем быстрее он ее осваивает, и процесс освоения этой деятельности и сама деятельность субъективно легче для него, чем обучение или работа в той области, в которой он находится не имеет вместимости. Возникает проблема: что же это за психическая сущность — способности? Одного указания на поведенческие и субъективные ее проявления (а определение Б.М. Теплова, по сути, поведенческое) недостаточно.

В самом общем виде творчество определяется следующим образом. В.Н. Дружинин определяет творческие способности как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [12, с.95].

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о составляющих творчества человека до сих пор остается открытым, хотя на данный момент существует несколько гипотез по этой проблеме. Многие психологи связывают способность к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [10, с.436].

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Эти люди склонны формировать новые комбинации элементов, которые большинству людей известны и которые используются только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей, в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность: способность генерировать новые нестандартные идеи, это может проявляться в ответах, решениях, не совпадающих с общепринятыми.

26 стр., 12661 слов

Особенности развития личности педагога дополнительного образования

... 1.1 Основные функции и особенности работы педагога дополнительного образования Для того чтобы понять мотивацию педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, необходимо выяснить функции и особенности системы дополнительного образования детей, а затем особенности деятельности данной категории педагогов. Профессиональные ...

4. Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Далее обратимся к обзору разновидностей творческих способностей.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

Способность сокращать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя символы, которые становятся все более емкими с точки зрения информации.

Умение применять навыки, полученные при решении одной задачи, для решения другой.

Умение воспринимать реальность как единое целое, не разделяя ее на части.

Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

Гибкость мышления.

Возможность выбрать один из вариантов решения проблемы перед ее тестированием.

Способность включать новую воспринимаемую информацию в существующие системы знаний.

Способность видеть вещи такими, какие они есть, отличать наблюдаемое от того, что вводится интерпретацией.

Лёгкость генерирования идей.

Творческое воображение.

Возможность уточнения деталей, улучшения оригинального дизайна.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории [3, с.79].

1. Воображаемый реализм — это образное понимание существенной и общей тенденции развития или паттерна целостного объекта до того, как человек получит четкое представление о нем и сможет вписать его в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

Надситуационно-преобразующий характер творческих решений и способность при решении проблемы не только выбирать между навязываемыми извне альтернативами, но и автономно создавать альтернативу.

Экспериментирование — это способность сознательно и намеренно создавать условия, в которых предметы наиболее ярко раскрывают свою скрытую сущность в обычных ситуациях, а также способность отслеживать и анализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях.

1.3 Методы исследования воображения и творческих способностей

Для более точного определения уровня развития творческих способностей учащихся необходимо анализировать и оценивать каждую самостоятельно выполненную творческую деятельность.

С.Ю. Лазарева рекомендует педагогическую оценку результатов творческой деятельности учащихся осуществлять с помощью шкалы «Фантазия», разработанной Г.С. Альтшуллером для оценки наличия фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения (шкала адаптирована к младшему школьному вопросу М.С. Гафитулиным,

Т.А. Сидорчук) [8, с.129].

Шкала «Фантазия» включает пять показателей: новизну (оценивается по 4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явление), незначительное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления)); убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью) [8, с.129].

17 стр., 8247 слов

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

... развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте ... преломляется вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего [21]. Затем идет процесс работы с этим материалом: ... обращать внимание на нужные события, через образы у него есть возможность управлять восприятием, воспоминаниями, ...

Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогических условий, способствующих развитию творчества в ребенке.

Так, С.А. Гречко рекомендует следующие методики исследования воображения и творческих способностей [6, с.90]:

1. Методика «Вербальная фантазия» (речевое воображение).

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

  • скорость процессов воображения;
  • необычность, оригинальность образов воображения;
  • богатство фантазии;
  • глубина и проработанность (детализированность) образов;
  • впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов.0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует.1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо.2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение минуты ребенок не придумал сюжет рассказа, экспериментатор сам предлагает ему сюжет и за скорость воображения начисляется 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов фантазии оценивается следующим образом.

Если ребенок просто рассказывает то, что он когда-то слышал от кого-то или где-то видел, он получает на этом основании 0 баллов. Если ребенок рассказывает известное, но при этом вносит в него что-то новое, оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. В случае, если ребенок придумал что-то, чего он раньше где-то не мог видеть или слышать, оригинальность его воображения получает оценку 2 балла. Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Если общее число названного превышает десять, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

3 стр., 1128 слов

Воображение и его роль в деятельности человека

... управлением деятельностью человека, с регулированием процесса удовлетворения потребностей, с различными видами творческой деятельности. Воображение необходимо в любой деятельности человека: учение, труд, творчество, игра могут протекать успешно только при наличии воображения. Так, ребенок, играя в железную ...

Глубина и проработанность образов определяются по тому, на сколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект рассказа изображен весьма схематично.

балл — если при описании центрального объекта его детализация умеренная.

балла — если главный образ его рассказа расписан достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателя.

О баллов — образы малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего.

балл — образы рассказа вызывают некоторый интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает.

балла — ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное — 0.

Глава 2. Особенности творческих способностей и воображения младших школьников

2.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка — поступлением в школу.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно — вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте. Новая социальная ситуация развития вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация обучения в школе ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка [Давыдов 13., 1973].

До школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация условии жизни ребенка. Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и др., ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.

Согласно теории Л.С. Выготского, школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень — уже не дошкольник и еще не школьник [Выготский Л.С., 1998; с.5].

В последнее время появился ряд исследовании, посвященных этому возрасту. Результаты исследовании схематически можно выразить так: ребенка 7-ми лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности — недостач очная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т.е. поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника еще недостаточно дифференцированное целое. Самой существенной чертой кризиса семи лет принято называть начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.

Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. Это не значит, что кризис семи лет приводит от непосредственного, наивного, недифференцированного переживания к крайнему полюсу, но, действительно, в каждом переживании, в каждом его проявлении возникает некоторый интеллектуальный момент.

В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживании, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок 3 лет открывает свое отношение с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.

Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Как на шахматной доске, когда с каждым ходом возникают совершенно новые связи между фигурками, так и здесь возникают совсем новые связи между переживаниями, когда они приобретают известный смысл. Следовательно, весь характер переживаний ребенка к 7 годам перестраивается, как перестраивается шахматная доска, когда ребенок научился играть в шахматы.

К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют, ненормальный ребенок пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь — он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей малоценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.

Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет. Следовательно, к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.

Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривлянье) преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты — побольше или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь [Давыдов В., 1973].

Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Поступление в школу вносит серьезные изменения в жизнь ребенка. Начинается новый период с новыми обязанностями, с систематической деятельностью учения. Изменилась жизненная позиция ребенка, которая вносит перемены в характер его отношений с окружающими. Новые обстоятельства жизни маленького школьника делаются основой для таких переживаний, которых у него раньше не было.

Самооценка, высокая или низкая, порождает определенное эмоциональное самочувствие, вызывает уверенность в себе или неверие в свои силы, чувство тревожности, переживание превосходства над другими, состояние грусти, иногда зависти. Самооценка бывает не только высокой или низкой, но и адекватной (отвечающей истинному положению дел) или неадекватной. В ходе решения жизненных задач (учебных, бытовых, игровых), под влиянием достижений и неудач в выполняемой деятельности у школьника может возникнуть неадекватная самооценка — повышенная или пониженная. Она вызывает не только определенную эмоциональную реакцию, но часто и длительное отрицательно окрашенное эмоциональное самочувствие [9, с.85].

Общаясь, ребенок одновременно отражает в сознании качества и свойства партнера по общению, а также познает себя. Однако сейчас в педагогической и социальной психологии не разработаны методологические основы процесса формирования младших школьников как субъектов общения. К этому возрасту структурируется базовый блок психологических проблем личности и происходит смена механизма развития субъекта общения с подражательного на рефлексивный [Лиознова Е.В., 2002].

Важной предпосылкой развития младшего школьника как субъекта общения является появление у него наряду с деловым общением новой внеситуативно-личностной формы общения. По исследованиям М.И. Лисиной эта форма начинает развиваться с 6-летнего возраста. Предмет подобного общения — человек [Лисина М.И., 1978]. Ребенок расспрашивает взрослого о его чувствах и эмоциональных состояниях, а также пытается рассказать ему о своих отношениях со сверстниками, требуя от взрослого эмоционального отклика, сопереживания своим межличностным проблемам.

2.2 Воображение и творческие способности младших школьников

Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Вместе с тем можно наблюдать, как в воображении играющего ребенка чемодан, например, превращается в поезд, безмолвная, равнодушная ко всему происходящему кукла в плачущего, обиженного кем-то человечка, подушечка — в ласкового друга. В период формирования речи ребенок еще более активно использует в своих играх воображение, ибо его жизненные наблюдения резко расширяются. Однако все это происходит как бы само собой, непреднамеренно.

От 3 до 5 лет «подрастают» произвольные формы воображения. Образы воображения могут появляться либо как реакция на внешний стимул (например, по просьбе окружающих), либо инициироваться самим ребенком, при этом воображаемые ситуации носят зачастую целенаправленный характер, с конечной целью и заранее продуманным сценарием.

Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. [11, с.85]

Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в процессе творчества. В этой сфере человеческой деятельности воображение о значимости ставится наравне с мышлением. Важно, что для развития воображения необходимо создавать человеку условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность.

Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения. [14, с.84]

Вообще, каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом. Такие фантазии (они встречаются и у подростков) нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными проявлениями фантазии у детей, которые они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Если нет (а чаще всего бывает именно так), то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, ане с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально. Взрослым этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью.

В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения.

У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом).

[6, с.94]

Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения — это переход ко все более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Если ребенок 3-4 лет удовлетворяется для изображения самолета двумя палочками, положенными крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом («чтоб крылья были и пропеллер»).

Школьник в 11-12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более полного сходства с настоящим самолетом («чтоб совсем как настоящий был и летал бы»).

Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у детей образов к действительности. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации.

Наблюдения показывают, что хорошо известные события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события жизни. Реализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. У младшего дошкольника в игре все может быть всем. У старших дошкольников уже происходит отбор материала для игры по принципам внешнего сходства.

Младший школьник также производит строгий отбор материала, пригодного для игры. Отбор этот производится по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним настоящие действия.

Обязательным и главным действующим лицом игры у школьников 1-2 классов является кукла. С ней можно производить любые необходимые «настоящие» действия. Ее можно кормить, одевать, ей можно выражать свои чувства. Еще лучше для этой цели использовать живого котенка, так как его можно уже совсем по-настоящему кормить, укладывать спать и пр.

Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуации, образам придают игре и самим образам воображаемые черты, все более и более приближающие их к реальной действительности.

А.Г. Рузская отмечает, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей степени и для школьников (случаи детской лжи и пр).

«Фантазирование такого рода играет ещё значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но тем не менее оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает «условность» своего фантазирования, его несоответствие действительности». [5, с.90]

В сознании младшего школьника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается. Однако реализм детского воображения, в частности воображения младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально иной.

Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.

Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивного, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. Тема игры — воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры — есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни.

Однако с возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представлений.

Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребенок дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, «культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится.

В.С. Мухина отмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. [11, с.103]

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции [13, с.70].

Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры — плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое

воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развитие. Она должна способствовать лучшему по знанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир [15, с.89].

Таким образом, нельзя не согласиться с выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.

Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей творческих способностей и воображения младших школьников

3.1 Организация, методы и методики исследования

Цель экспериментального исследования — практическим путем выявить особенности развития воображения и творческих способностей младших школьников по сравнению с детьми более младшей возрастной группы, а именно — по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста.

В исследовании приняли участие младшие школьники — учащиеся 3-го класса средней общеобразовательной школы №15 г. Новосибирска, расположенной в Ленинском районе по адресу ул. Немировича-Данченко, 0/2. Дети младшего школьного возраста в количестве 15-ти чел. составили экспериментальную группу.

Контрольную группу составила выборка детей старшего дошкольного возраста из 15-ти чел. — воспитанники ДОУ №136 г. Новосибирска, расположенного в Ленинском районе по адресу ул. Титова, 24.

В исследовании были задействованы следующие методы: беседа, наблюдение и анализ продуктов творческой деятельности детей.

В исследовании были задействованы следующие методики.

Методика №1.

Ребенку на отдельных бланках показывают изображения простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) и предлагают на сновании каждой из предложенных фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как, внутри контура фигуры, так и за ее пределами в любом удобном для ребенка повороте листа изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, а не техническая отделка рисунков.

Время работы не ограничивается, так как в противном случае у ребенка появляется тревожность, неуверенность, а это противоречит характеру творческого процесса, элементарное проявление которого должно быть смоделировано в ходе эксперимента.

Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс), позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к пробелам, недостаткам, отсутствующим элементам, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации. В данном случае фигуры для срисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания, поскольку на основе каждой из тест-фигур выполняется большое число рисунков. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формулирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что и проявляется в создании разнообразных рисунков.

Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств — видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Возможность осуществления такой реконструктивной функции воображения заложена в самой специфике этого психического процесса. В первой главе мы уже указывали, что в основе механизмов воображения всегда лежат процессы диссоциации и ассоциаций, анализа и синтеза имеющихся представлений. Ребенок, достраивая фигуры до предметных изображений, осуществляет операцию синтеза. Однако это возможно лишь через предварительный анализ данной фигуры, вычленение ее из ряда объектов, выделение ее свойств, изучение ее функциональных особенностей и т.д. От уровня сформированности операций анализа и синтеза во многом зависит продуктивность деятельности воображения.

Изобразительная деятельность характерна для детей данного возрастного периода. Кроме того, как отмечают многие психологи, она позволяет, как бы вывести процессы воображения из внутреннего плана во внешний, что создает своего рода наглядные опоры при недостаточном уровне сформированности внутренних механизмов комбинаторики процессов воображения у детей. И, наконец, использование изобразительной деятельности позволяет получить обширный практический материал (детские рисунки) для разностороннего объективного анализа.

Одной из характеристик творческого воображения является гибкость использования идей, в результате все детские работы можно разделить на творческие и нетворческие.

К нетворческим относятся:

Типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот’ же элемент изображения (круг — колесо машины, самоката, велосипеда, мотоцикла).

Рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращались в часы).

Такого рода композиции расцениваются как персеверативные (повторяющиеся), из их общего числа при дальнейшем анализе учитывается только одна композиция (как идея).

К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения. Большинство психологов выделяют как одну из наиболее существенных сторон воображения, оригинальность, созданных им образов, в связи с чем в качестве одного из показателей при анализе выполненных композиций может выступать степень их оригинальности. Параметры оригинальности (индивидуальности) и неоригинальности (типичности) достаточно часто используются в психологии для оценки продуктов деятельности воображения. Наличие у ребенка большого количества оригинальных изображений свидетельствует о силе, пластичности его фантазии и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению большого числа стереотипных композиций.

Всю совокупность детских рисунков можно распределить по 6 качественным уровням, описание которых приводится в Приложении.

Методика №2. Пиктограмма («Нарисуй слово»).

Методика предназначена для изучения процессов воображения. Выявляет уровень развития и содержание образов воображения, а также процессы символизации, способность к перекодированию стимула.

Материал: несколько листов, бумаги, цветные карандаши.

Инструкция: «Нарисуйте картинку к каждому слову, которое написано на обороте листа. Нарисуйте так, как вы понимаете и представляете это слово и так, чтобы все поняли, что вы нарисовали именно это слово. Используйте различные цвета».

Стимульный материал (слова): счастье, горе, доброта, болезнь, обман, богатство, разлука, дружба, страх, любовь, красота.

Время тестирования не ограничивается.

Интерпретация приводится в Приложении.

3.2 Анализ и обсуждение результатов исследования, Методика №1.

Данные диагностики младших школьников по 1-й методике приведены в таблице №1 Приложения (в), данные диагностики старших дошкольников, составивших контрольную группу, по 1-й методике приведены в таблице №2 Приложения (г).

Далее проведем сравнительный анализ результатов диагностики по 1 — й методике. Сопоставим процентное распределение детей двух групп по уровням развития воображения по результатам 1-й методики:

Процентное распределение детей экспериментальной и контрольной группы по уровням развития воображения по результатам 1-й методики

Таблица 1

Показатели Уровни развития воображения
1 2 3 4 5 6
Контрольная группа (старшие дошкольники)
Кол-во чел. 3 чел. 7 чел. 5 чел. 0 чел. 0 чел. 0 чел.
% 20% 46,7% 33,3% 0% 0% 0%
Экспериментальная группа (младшие школьники)
Кол-во чел. 0 0 6 5 4 0
% 0 0 40% 33,3% 26,7% 0

По данным таблицы 1 построен график, наглядно отражающий разницу в уровне развития воображения и творческих способностей детей двух групп:

Рисунок 1.

Распределение детей двух групп по уровням развития воображения и творческих способностей по результатам методики №1

 анализ и обсуждение результатов исследования 1

Итак, по данной методике старшие дошкольники продемонстрировали невысокий уровень развития воображения. К высоким 4-му, 5-му, 6-му уровням не был отнесен ни один ребенок из контрольной выборки.

Большая часть испытуемых контрольной группы (46,7%) была отнесена ко 2-му уровню развития воображения.

В качестве наглядного примера приведем работы старших дошкольников, отнесенные к низкому, 2-му уровню:

Рисунок 2.

 анализ и обсуждение результатов исследования 2

2-й

Уровень характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.

Треть детей контрольной группы (33,3%) была отнесена к третьему уровню развития воображения, для которого характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей», т.е. предметной оформленности окружающей среды, наблюдается изменение масштабов

изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения, но в то же время, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.

И, наконец, 20% детей старшего дошкольного возраста были отнесены к самому низкому уровню развития воображения.

В качестве наглядного примера приведем работы старших дошкольников, отнесенные к самому низкому, 1-му уровню:

Рисунок 3

 анализ и обсуждение результатов исследования 3

Данным работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей, эти дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.

Далее обратимся к результатам по экспериментальной группе — по группе младших школьников. При диагностике младших школьников получены совсем другие результаты. Так, к низким 1 — му и 2-му уровням не был отнесен ни один младший школьник. К 3-му уровню отнесены 6 чел. или 40%.5 детей младшего школьного возраста, или 33,3% отнесены к 4-му уровню развития творческого воображения.

В качестве наглядного примера приведем работы младших школьников, отнесенные к 4-му уровню:

Рисунок 4

 анализ и обсуждение результатов исследования 4

В работах этих детей отмечается широко развернутая предметная среда, дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.

Наконец, к 5-му уровню развития творческого воображения отнесены 4 ребенка младшего школьного возраста (26,7%).

В качестве наглядного примера приведем работы младших школьников, отнесенные к высокому 5-му уровню:

Рисунок 5

 анализ и обсуждение результатов исследования 5

Для работ этих детей уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.

Методика №2. Пиктограмма («Нарисуй слово»).

Данные диагностики младших школьников по 2-й методике приведены в таблице №3 Приложения (Д), данные диагностики старших дошкольников, составивших контрольную группу, по 2-й методике приведены в таблице №4 Приложения (Е).

Распределение детей двух групп по характеру мыслительной деятельности, свидетельствующей об уровне развития воображения, зафиксировано в таблице 2:

Таблица 2

Показатели

Тип «мыслителя»

Креативы «художественного» типа

конкретно-действ. практич.

мышление

А З С М К
Контрольная группа (старшие дошкольники)
Кол-во чел. 2 чел. 4 чел. 2 чел. 3 чел. 4 чел.
% 13,3% 26,7% 13,3% 20% 26,7%
Экспериментальная группа (младшие школьники)
Кол-во чел. 2 чел. 2 чел. 4 чел. 5 чел. 2 чел.
% 13,3% 13,3% 26,7% 33,3% 13,3%

Процентное распределение детей экспериментальной и контрольной группы по уровням развития воображения по результатам 2-й методики по данным таблицы 2 построен график, наглядно отражающий разницу уровне развития воображения и творческих способностей детей двух групп:

Рисунок 6.

Распределение детей двух групп по уровням развития воображения и творческих способностей по результатам 2-й методики

Методика пиктограмма нарисуй слово  1

По результатам проведения 2-й методики с детьми контрольной группы (старшие дошкольники) к творческим работам можно отнести только работы, выполненные 5-ю детьми, это так называемые креативы «художественного» типа (условные обозначения в таблице — «С» и «М»).

6 детей контрольной группы отнесены к типу «мыслителя», для них характерно преобладание обобщения, синтеза в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления (условные обозначения в таблице — «А» и «3»).

4 детей контрольной группы отнесены к типу конкретно-действенного практического мышления (условные обозначения в таблице — «К»).

По результатам проведения 2-й методики с детьми экспериментальной группы (младшие школьники) к творческим работам можно отнести уже работы 9-ти детей. Это существенно больше по сравнению с контрольной выборкой старших дошкольников.

Так, 4 младших школьника по результатам 2-й методики отнесены к креативам «художественного» типа («С»): изображения, выполненные данными детьми, классифицированы как сюжетные (С) (изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности).

5 младших школьника по результатам 2-й методики отнесены к креативам «художественного» типа («М»): изображения, выполненные данными детьми, классифицированы как метафорические (М) (изображения в виде метафор, художественного вымысла).

4 младших школьника отнесены к типу «мыслителя», для них характерно преобладание обобщения, синтеза в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления (условные обозначения в таблице — «А» и «3»).

2 младших школьника отнесены к типу конкретно-действенного практического мышления (условные обозначения в таблице — «К»).

Выводы по результатам исследования.

Итак, особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста (8-9-ми лет) по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста заключаются в следующем:

  • дети младшего школьного возраста достигают 4-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляется широко развернутая предметная среда, дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету;
  • дети младшего школьного возраста достигают 5-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции, а возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов;
  • у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного сюжетного типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности;
  • у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного метафорического типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляются изображения в виде метафор, художественного вымысла.

Заключение

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.

Развитие воображения идет по пиниям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Творческие способности определяются как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода

Раскрыты особенности творческих способностей и воображения младших школьников. Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения. У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения.

Проведено исследование воображения как творческого процесса. Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Творческие способности определяются как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода

Раскрыты особенности творческих способностей и воображения младших школьников. Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее

благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения. У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом).

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

По результатам проведенного экспериментального исследования были сделаны слушающие выводы об особенностях развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста (8-9-ми лет) по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста. Во-первых, дети младшего школьного возраста достигают 4-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляется широко развернутая предметная среда, дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету. Во-вторых, дети младшего школьного возраста достигают 5-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции, а возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов. В-третьих, у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного сюжетного типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности. В-четвертых, у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного метафорического типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляются изображения в виде метафор, художественного вымысла.