Информация в современном мире является одним из ключевых факторов, от которого зависит в определяющей степени эффективность деятельности и перспективы социума. Свое влияние современные средства массовой информации и коммуникации осуществляют через воздействие на разум и чувства человека, на сознание и подсознание каждого индивида посредством самых различных средств.
В данной работе рассматриваются современные системы массовых коммуникаций, связанных с мультимедиа, интернет-технологий, виртуальных технологий и других технологий, которые носят конструктивный и деструктивный характер в международных отношениях.
В современном мире информация становится одним из ключевых факторов, от которого в определяющей степени зависит эффективность деятельности и перспективы любого общества.
На сегодняшний день возрастает роль информации в ходе генезиса общества, что является одним из качественных условий формирующегося и развивающегося информационного общества.
Актуальность данной работы состоит в том, что сегодня глобализация информационных процессов становится определяющим фактором в организации жизни информационного общества, а доверие содержанию этих процессов сегодня выражается в постоянном росте социальных сетей.
Объектом исследования является массовая коммуникация как социальный институт в современном мире.
Предметом исследования являются психологические факторы формирующие рост популярности социальных сетей.
Цель работы – исследование способов и форм влияния современных средств массовой коммуникации на психологию поведения современного человека.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность социальных сетей.
2. Определить характер аудитории информационного общества.
3. Выявить особенности организации поведения личности в условиях информационного общества.
4. Сформулировать причины эмоциональной привязанности к социальным сетям.
Научная новизна исследования состоит в выявлении развития влияния социальных сетей на поведение человека в современном информационном обществе.
В данной работе использованы такие методы анализа, как системный анализ, структурно-функциональный тип анализа, сопоставительный и комплексный подходы к материалу.
Теоретическая значимость. Представленный в работе материал может послужить отправной точкой для более голубого исследования проблемы влияния интернета в современном социуме.
Общество как субъект социальной жизни
... целом. В данной работе выявлены признаки общества как субъекта социальной жизни и рассмотрены основные сферы социальной жизнедеятельности общества. 1.Общество как субъект социальной жизни Само общество может быть рассмотрена как определенная система взаимодействующих подсистем и элементов. Первым необходимым ...
Практическая ценность исследования видится в том, что его материалы и выводы можно использовать в изучении курсов современной методики преподавания основ продвижения в социальных сетях.
По композиционной структуре данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении определена актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования. В первой главе рассматривается роль социальных сетей в современном социуме. Во второй главе рассматривается психологическое влияние социальных сетей на поведение аудитории. В заключении представлены краткие итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база исследования.
Сегодня существует достаточно проработанная методологическая база применения эффективных технологий PR-методов и приемов рекламного воздействия на сознание и поведение потребителя, на основании которой осуществляется дифференциация в подходах к выбору каналов размещения рекламы и придания ей определенной формы. Маркетинг все больше становится цифровым процессом, а маркетологам все больше приходится становиться технологами.
Интегрированные маркетинговые коммуникации — броское имя для маркетинговых мероприятий и кампаний, отличающихся частью или всеми из следующих характеристик: в основе лежат веб- или мобильные приложения; предлагается ощущение «целостной среды» и «погружения» в противовес простым впечатлениям; создается диалог и «разговор» между компанией и клиентом; результаты поддаютсяизмеримой оценке; возможность быстрой коренной перестройки или изменений — быстро и на лету. Каждая из них предполагает активное использование мобильных и веб-технологий. Это также означает преобразование бизнес-задач в реальность, создаваемую технологиями [22, с.32].
Потенциальные потребители «потребляют» эти функции посредством устройства, на котором работает то или иное программное обеспечение. Это может бить обычный компьютер или ноутбук, мобильный телефон, плейер, планшетный компьютер или телевизор. Эти функции должны рендериться, поддерживаться, изменяться и стабилизироваться. Они также должны предоставляться быстро и по запросу через отдел по связям с общественностью [22, с.9].
Построение коммуникации между компанией и ее потребителями является приоритетной составляющей в стратегии продвижения бренда, товара или услуг.
Этот факт обусловлен тем, что в первую очередь важен не сам товар или услуга, а его интеграция в систему потребления, в которой коммуникация выстроена с целью — вызвать лояльность у потребителя к бренду.
В связи с тем, что в большинстве случаев рынок товаров и услуг является высоко конкурентным, достижение положительного отклика от покупателя требует грамотно выстроенной коммуникационной стратегии. Такой подход обеспечивает стимулирование продаж и поддержание целостности бренда на рынке.
В этой связи сегодня специалистам необходимо применять целый ряд технологий для формирования доверия у потенциального клиента. Использование концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций предполагает выполнение вышеупомянутых задач за счет своей гибкости и возможности своевременно подстраиваться под определенные ситуации за счет широкого комплекса инструментов воздействия на потребителя и их комбинирования.
Воздействие массовой коммуникации на групповое и индивидуальное сознание
... убеждение во всесильности влияния массовой коммуникации на сознание человека. Предполагалось, что воздействие сообщений средств массовой информации ... исследования все больше становилась система социальных связей, в которых протекает и на которые влияет процесс массовой коммуникации. Массовая коммуникация влияет на распространение стандартов восприятия реальности, культурных норм, эталонов поведения. ...
Интегрированные маркетинговые коммуникации – это принцип взаимодействия нескольких различных коммуникационных технологий, целью которого является увеличение эффективности воздействия за счет их оптимального сочетания.
В данном случае используемые маркетинговые коммуникации взаимодействуют в рамках одной медиа-стратегии, содержат один и тот же месседж и раскрывают его содержание с разных сторон. В рамках данного исследования, обобщение двух вышеупомянутых определений позволяет вывести новое: Интегрированные маркетинговые коммуникации – это комплексное использование всех аспектов маркетинговых коммуникаций и ресурсове целевой аудитории положительной информации о бренде, продукте или услуге.
Отличительной чертой интегрированных маркетинговых коммуникаций является ее гибкость и способность адаптации к современным трендам. В пример можно привести радикальные изменения в информационной среде за последние два десятилетия. Развитие информационных технологий, появление интернета, создание мобильных устройств открыли множества новых каналов коммуникаций, а, следовательно, новые площадки воздействия на потребителя.
Эффективное побуждение к действию важнейшая любого составляющая рекламного текста. Поэтому побуждение к действию – это также и побуждение к изменению отношения.
Изменение такого отношения со временем должно обязательно привести к покупке (См. Рис. 1).
Рисунок 1. Побуждение к действию через формирование доверия
Если раньше в комплексе маркетинговых коммуникаций были только классические инструменты воздействия на целевую аудиторию (PR, ATL, BTL), то на сегодняшний день можно увидеть, на сколько этот список расширился, а так же подстроил старые методы под новые информационные площадки в сети интернет.
Глава 2. Психологическое влияние социальных сетей на поведение аудитории
2.1 Особенности организации поведения личности в условиях информационного общества
Функционирование человека рассматривается сегодня как продукт взаимодействия поведения, личностных факторов и влияния окружения. Факторы предрасположенности, в совокупности с факторами, определяющими поведение, во многом влияют на человеческое восприятие действительности.
На практике подобное положение может быть описано следующим образом: человек может посмотреть какую-либо информацию о вреде для здоровья, которое приносит курение, прислушаться к советам, данным интернетом, но не обратить никакого внимания на них, не перенести их в жизнь, а имея для себя определенную целеустановку, можно претворить эти методы в жизнь, отказавшись от вредной привычки.
К примеру, если человек получает информацию о каком-либо туристическом месте, попадая под влияние обстановки, он решает приобрести билеты именно в рекламируемом агентстве [5, с.57].
В данном случае его поведение будет обуславливаться системой поощрения и в значительной мере повлияет на его действия. Интернет в этом ключе будет играть положительную роль – оно сообщает человеку о наиболее благоприятных для отдыха местах. В то же время это поведение существенно изменяет его окружение – он перемещается в пространстве, взаимодействует с другими людьми. Иными словами, все его действия обусловлены теми действиями, на которые его побудило интернет.
В описанном случае преобладающей была переменная внешнего окружения, которая в значительной мере повлияла на цель и определила дальнейшие действия [5, с.74].
Интернет. Сервисы Интернет
... на сайты изображения, файлы, содержащие текстовую информацию, видеофрагменты, звуковые файлы и т.д. Социальные геосервисы - сервисы сети Интернет, которые позволяют находить, отмечать, комментировать, снабжать ... Интернет обязан Министерству обороны США и его секретному исследованию, проводимому в 1969 году с целью тестирования методов, позволяющих компьютерным сетям выжить во время военных действий ...
Таким образом, социально-когнитивная теория описывает модель взаимной причинности, в которой познавательные, аффективные и другие личностные факторы и события окружения работают как взаимозависимые детерминанты [5, с.50].
В основе любой теории социального научения лежит идея о том, что любой из этапов научения должен постоянно подкрепляться. Люди научаются не только тогда, когда они получают знания, но и тогда, когда смотрят телевизор или слышат о поведении других людей.
В центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствии внешнего подкрепления. Многие моменты в поведении человека обуславливаются наблюдением за действиями других людей – человек воспринимает их, а затем повторяет в действительности.
Любая положительная реакция человека на показанное по интернету есть ни что иное, как освобождение импульсов, ранее бывших у человека, и выполнение действий, пробужденных образами, проявляющимися в ресурсовах или рекламе. Таким образом, следует говорить не о научении каким-либо нормам поведения, а, наоборот, актуализации уже ранее имевшегося под воздействием внешних факторов.
Просмотрев какую-либо информацию, человек активизирует свои действия, однако подкрепление не играет доминирующей роли в выполнении каких-либо действий. Скорее оно служит средством для сохранения и последующего воспроизведения реакций [5, с.81].
В нашем случае это может быть просмотр информации, формирующей определенные нормы поведения. Безусловно, о подобных типах пользователь слышал неоднократно, однако воспроизведение их на телевидении способствует их укреплению и последующему воспроизведению. В то же время, интернет способно формировать и негативные тенденции поведения и стиля, о чем речь пойдет дальше.
А. Бандура выделяет следующие модели поведения наблюдателя [5, с.76]:
1) модель порождает новые реакции (в нашем ключе модель, изображенная на экране, дает стимул к поведению, либо приобретению товара)
2) действия возникают после наблюдения последствий для модели (его вознаграждения или наказания).
Как следствие, просмотрев последствия, в большинстве своем сдерживающие, наблюдатель делает для себя выводы о неуместности поведения в его жизни.
3) Наблюдение поведения другого (модели) может облегчить реализацию реакций, ранее приобретенных наблюдателем. В этом случае уже полученные ранее реакции под воздействием импульсов извне приобретают новое наполнение – человек начинает совершать те же действия, что и модель.
Научение через наблюдение – одно из важнейших положений теории А. Бандуры. По его мнению «теория должна объяснить не только, как приобретаются образцы реакций, но и как регулируется и поддерживается их выражение» [5, с.112]. Именно через подражание или отвергание моделей, человек строит свое собственное поведение.
На основании приведенной теории интернет можно назвать хорошим советчиком, который формирует положительные модели поведения не на собственном примере, а при помощи искусственно сформированных моделей. Однако же, во многом оно определяет и наше поведения, манипулируя сознанием и порождая, в том числе и негативные тенденции общества. По сценам насилия, а также по стремлению внести диссонанс в общество, интернет может быть сравнимо разве что с интернетом, данные которого не могут быть полностью отслежены из-за объемов и широты распространения.
Профилактика девиантного поведения среди подростков
... процесс социализации молодежи, а также ее роль в профилактике девиантного поведения учащихся ... лет. Девиантное поведение признается не всеми подростками, способность противостоять негативным воздействиям ... поведения. Задачи исследования: Определить сущность понятий «норма» и «девиантное поведение» Рассмотреть сущность понятий «норма» и «девиантное поведение»; Описать формы девиантного поведения ...
Наибольшую критику получают программы, которые пропагандируют секс и насилие. Исследователи все больше обращают внимание на то, что ребенок, прежде чем он станет взрослым, по телевиденью увидит все разнообразие изнанки жизни [3, с.57].
В этом случае интернет выступает плохим советчиком и во многих случаях ребенка следует от подобных тенденций ограждать. Дискурс катастрофы, сложившийся на телевидении, начиная от телевизионных новостей и заканчивая специализированными программами, способствует развитию депрессивных настроений в обществе, порождает неуверенность в завтрашнем дне и отчасти инициирует явление, называемое массовым психозом [10, с.54].
Информации, в которых содержатся сцены насилия и секса порождают многочисленные споры, сутью которых становится моделирование неадекватного социального поведения. Наиболее яростные критики телевизионного вещания говорили о том, что интернет формирует у телезрителя чувство агрессии, которое воспринимается ими как нормальное поведение в социуме, а затем инициируется на поведение в реальности. К примеру, американский ученый Джордж Гербнер и его коллеги из Университета штата Пенсильвания в течение четверти века следили за развлекательными ресурсовами, шедшими прайм-тайм в субботу утром.
В ходе исследования на протяжении четырех лет ими были просмотрены более 10000 телевизионных ресурсов. Результаты исследования были ошеломляющими – в шести ресурсовах из десяти фигурировали сцены насилия или даже сцены убийства человека.
При этом были выведены следующие показатели – в 73% сценах насилия агрессор оставался безнаказанным, в 58% – не было продемонстрировано, что жертва страдает от боли, что, как следствие, могло повлиять негативно на дальнейшее поведение просматривающих такие информации, так как все просмотренное переносилось на реальную жизнь. Подобное касается и детских ресурсов, в которых только в 5% случаев речь шла о долгосрочных негативных последствиях сцен насилия, а в остальных случаях подобная тенденция наблюдалась как некое развлечение [7, с.11].
Подобное явление наблюдается не только в США, но и в России, информации которой в большинстве случаев являются калькой с западных аналогов. Сегодня российскому телезрителю достаточно легко смеяться над сценами насилия, ударами, принесением боли другому человеку. Стандартными явлениями стали идеи шовинизма, благодаря средствам массовой информации прививаемые обществу.
Однако влияние показанного на телевидении насилия достаточно сложно доказать, также как и сложно объяснить взаимосвязь повышения преступности и телевизионных ресурсов, транслируемых регулярно. Однако в большинстве случаев некоторая взаимосвязь между стилями поведения наблюдается.
Это связано, прежде всего, с тем, что персонажи, пропагандируемые на телевидении, чаще всего находят подражателей. Об этом говорили сами преступники, отмечая, что интернет во многом не только сформировало их взгляды, но и стало руководством к действию – в нем подробно показывалось, как необходимо совершить то или иное преступление.
Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях
... Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях. При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку ...
На это указывают и эксперименты упомянутого Бандуры, участники которых воспроизводили действия, показанные на экране. Рассмотренные ранее принципы научения исследователь попытался рассмотреть в модели агрессивного поведения.
Теория фрустрации-агрессии была оценена Бандурой как недостаточная для объяснения агрессивного поведения. Обширные преставления о совместимости процессов фрустрации и агрессии могут быть отнесены, по мнению ученого, скорее, к понятию простоты, нежели к легкому объяснению явления [5, с.125].
Бандура предлагает другой подход, содержащий «более оптимистический взгляд на способность человека уменьшить уровень человеческой деструктивности». Он вычленяет проблему приобретения (через научение) «поведения с деструктивным потенциалом», с одной стороны, и с другой — проблему факторов, «определяющих, будет ли личность реализовывать то, чему она научена».
Фрустрация – один из факторов, влияющих на агрессию. Но тем не менее не самый важный фактор. «Фрустрация наиболее вероятно должна провоцировать агрессию в людях, которые научены отвечать на отвратительное обхождение (aversive treatment) агрессивными установками и действиями…» [5, с.127] — замечает Бандура.
Агрессия в большей степени объяснима на основании награждающих ее последствий, нежели на основании фрустрационных процессов. В действительности, если мы обратимся к дискурсу катастрофы на телевидении, то можем увидеть, что в большинстве своем агрессия ассоциируется с силой.
Герои достигают своих целей при помощи насилия, формируя неправильный стереотип поведения еще с детства. Создается некий конформистский вакуум, на основании которого человек начинает мыслить себя в центре вселенной вседозволенности. Насилие и сила становятся стереотипами поведения в достижении главной цели жизни – денег.
2.2 Причины эмоциональной привязанности к социальным сетям
Сегодня довольно трудно найти человека, который бы не имел свою страничку в той или иной социальной сети. Они стали своеобразным электронным эквивалентом реальной жизни, местом, где общаются, находят новые знакомства.
Поскольку в Интернете партнеры по коммуникации не видят друг друга и не встречались в реальности, исчезает целый ряд социальных барьеров общения, обусловленных внешнем обликом, полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью. Отсюда возможность привлекать определённую аудиторию по своему выбору.
В настоящее время коммерческому интернету достаточно сложно оспорить тот факт, что оно нацелено на манипулирование сознанием человека. Любая коммерческая информация, или рекламный видеоролик настроен на то, чтобы принести своему владельцу значительную сумму денег. И такие действия, как правило, оправдываются. К примеру, компания Coca Cola потратила 2 миллиона долларов для создания рекламы, а в этом же году доход от сбыта напитка составил 22 миллиона долларов.
Восприятие в социальных сетях достаточно легко объяснить. Ведь любой человек, вспоминая о виденной им картине, которая произвела на него впечатление, может рассказать о сильных эмоциях, будь то горе или радость, в случае же с телевизионными ресурсами дело обстоит намного сложнее – на экране мы видим, как герои телеэкрана совершают определенные действия, которые сопровождаются музыкой и текстом. Интернет становится своеобразным законодателем жизни человека – оно советует, как нам одеваться, показывая моду с крупнейших парижских подиумов, а также информации с различными стилистами (о них речь пойдет далее), которые не всегда сами представляют себе, как та или иная одежда будет смотреться на человеке в условиях повседневности, в результате чего некоторые ток-шоу порождают для нас образ человека, одетого нелепо, зато по последним тенденциям моды. Интернет создает для пользователей эталоны красивой жизни, создавая так называемый эффект гламура, который граничит с дешевизной внешне, однако стоит огромных денег. Каждому человеку с детства уже знакомы стандарты телевизионных или поп-див, одетых в меха, платье-мини, чья блистательная внешность или фигура становятся эталоном, на который начинают равняться все подростки без исключения. К сожалению, диктуя условия внешнего вида, интернет не задумывается о том, какой непоправимый вред оно наносит, преподнося эталоны красоты, для большинства населения просто недостижимые по причинам другой конституции или внешних данных [19, с.33].
Интернет и психология
... структура на основе уже имеющихся. Чем отличается этот проект от уже существующих психологических ресурсов Интернета? На мой взгляд, его достоинство и в некотором роде уникальность состоит в ... Сейчас в научном сообществе сложилась интересная, но не очень удобная ситуация: круг людей, занимающихся научными разработками, становится замкнутым и самодостаточным. Созидательная энергия перенаправляется на ...
Косвенно интернет, давая советы по внешнему виду, способствует появлению у общества многочисленных комплексов и неврозов, приводящих человека к тому, что он становится не в состоянии принимать себя таким, какой он есть, а потому обращается на прием к косметическому хирургу, и, зачастую, приносит себе этим непоправимый вред.Кроме того, если говорить о технологии внедрения гламура в современное общество, то приходится говорить о том, что он совершенно не применим к повседневности. Специфика его заключается в том, что эта роскошь, праздничность, хоть и становится потребностью большего числа населения, на деле представляет собой что-то недостижимое, своеобразную выдумку стилистов, на которую начинают равняться мечтающие о блеске женщины. Наконец, интернет является советчиком в том, как надо правильно ухаживать за своим здоровьем, как правильно ухаживать за детьми и делать ремонт в своей квартире. Многочисленные информации о здоровье раскрывают перед читателем суть выписанных для него медикаментов, которые могут не только способствовать, но и повредить здоровью, как правильно заниматься профилактикой большинства заболеваний, как защититься от эпидемий, которым подвержены города. Подобные советы во многом положительно влияют на наше общество, развивая потребителя, однако же, расставляя акценты на негативных тенденциях тех или иных препаратов, они могут привести к тому, что потребитель откажется лечиться, чем еще больше навредит себе.
То же касается и воспитания детей. Когда речь идет о воспитании, во все времена следовало учитывать специфику отдельно взятой личности. В данных ресурсовах, хоть и даются положительные советы, к примеру, как способствовать выходу малыша из кризиса года или четырех лет, то есть дается информация, помогающая родителям, в то же время стандартизирует всех детей, выводя обще для всех правило, которое может привести к негативным последствиям. Иными словами происходит тройное воздействие на психику. И в тот момент, когда в магазине мы сталкиваемся с подобной продукцией, или же, к примеру, когда мы затеваем ремонт, перед нашим сознанием всплывет именно эта картинка, которая послужит рекомендацией в выборе товара, причем товар этот не всегда может быть действительно лучшим.
Теории индустриального и постиндустриального общества
... основе концепции П. о. лежит разделение всего обществ. развития на три этапа: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. В доиндустриальном об-ве определяющим являлась ... по крайней мере, в экономических гигантах, начинает контролироваться исполнительными директорами. Здесь теории И. о. смыкаются с технократическими концепциями А. Берла и др. В число сторонников теорий И. ...
Заключение
Интернет — мир, создающий впечатление, что социальные агенты, обладающие всеми видимыми признаками значимости, свободы, независимости, иногда даже невероятной ауры (достаточно обратиться к газетам о телевидении), на деле являются марионетками необходимости, которую нужно описать, структуры, которую необходимо выявить и выставить на всеобщее обозрение.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/na-temu-sotsialnyie-seti-i-ih-vliyanie-na-cheloveka/
1. Аврамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. Парадоксы развития, поиски, перспективы / Д. С. Аврамов. — М., 2002. – 280 с.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 180 с.
3. Астахов П. А. Справочник журналиста и руководителя РЕСУРСЫ / П. А. Астахов. — М., 2008. – 280 с.
4. Астахов П. А. Справочник журналиста и руководителя РЕСУРСЫ / П. А. Астахов. — М., 2008. Васильева Т. В. Курс радиотелевизионной журналистики : учебное пособие / Т. В. Васильева, В. Г. Осинский, Г. Н. Петров. – СПб., 2004. – 280 с.
5. Бандура А. Теория социального научения./А. Бандура — СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
6. Борисова Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. — 2011. — Вып. 1(103).
— C. 131-136.
7. Васильева Т. В. Курс радиотелевизионной журналистики : учебное пособие / Т. В. Васильева, В. Г. Осинский, Г. Н. Петров. – СПб., 2004. – 220 с.
8. Ворошилов В. В. Право и этика в журналистике : курс лекций. СПб., 2004. – 220 с.
9. Ворошилов В. В. Теория и практика массовой коммуникации : учебник / В. В. Ворошилов. — СПб., 2006. – 180 с.
10. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе: учебное пособие / А. А. Грабельников. — 6-е изд., испр. и доп. — М., 2007. – 220 с.
11. Дж. Сивулка. Мыло, секс и сигареты/ Сивулка Дж. – М., 2002.- 220 с.
12. Т. 5 : Личность и группа в условиях социальных изменений. — 2009. – 320 с.
13. Журналистское образование в условиях конвергенции РЕСУРСЫ: монография / Л.П. Шестеркина и др.; под ред. Л.П. Шестеркиной. – Челябинск: Издательство РЕКПОЛ, 2012. – 180 с.
14. Зиновьева Е.С. Международное управление Интернетом. Конфликты и сотрудничество. – М.: МГИМО-Университет, 2011. – 170 с.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. — СПб. : Питер, 2000. – 180 с.
16. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием/ С. Г. Кара-Мурза. – М., 2007. – 180 с.Арнольд П. Луцкер. Авторское право в цифровых технологиях и РЕСУРСЫ / П. Арнольд. — М., 2005.
17. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2010. – 220 с.
18. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000.
19. Кастельс Мануэль. Галактика Интернет : [размышления об Интернете, бизнесе и о-ве]. — Екатеринбург : У-Фактория, 2004 : Изд-во гуманитар. ун-та. — 327 с.
Экономические категории, законы, функции, значение экономической ...
... др.2. Общие экономические законы - действуют при наличии общих социально-экономических условий (товарно-денежные отношения): Законы стоимости; Законы спроса и предложения; Законы денежного обращения и. др. Изучением закономерностей развития экономики занимается экономическая теория. Экономическая теория – наука ...
20. Кастельс М. Новые индивидуальные масс-медиа // Свободная мысль — XXI. — 2006. — N 5. — С. 62-67.
21. Назарчук, А.В. Теория коммуникации в современной философии. — М. : Прогресс-Традиция, 2009. — 320 с.
22. Киселев А. Г. Теория и практика массовой коммуникации : подготова и создание медиатекста : учебник / А. Г. Киселев. — Спб.: Питер, 2011. – 280 с.
23. Колесов В.И. Формирование гражданской ответственности учащихся старших классов в условиях современного 2011. — 152 с.
24. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. — С.П.: «Питер», 2003