Организационные методы управления в социальной работе

Актуальность. Социальная защита населения является актуальной в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.

Основой деятельности организаций социальной работы в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.

Социальная работа осуществляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасности. Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.

Любой коллектив (а общество — наиболее всеобъемлющий коллектив в государственных границах) имеет общие интересы и, следовательно, общие цели (например, поддержание определенного порядка, недопущение анархии и распада общества).

В связи с этим в обществе появляются «общие дела», их необходимо решать, управлять событиями (теми, которыми можно управлять).

Для регулирования жизни в различных обществах-коллективах создаются особые органы (в племени — советы вождей, старейшины, в государственно-организованном обществе — парламенты, правительства и т.д.).

Объект — профессионально-служебная деятельность социальных работников.

Предмет – современная структура управления в социальной деятельности.

Целью исследования является изучение методов управления социальной работой.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • Изучить современные подходы к проблеме социальных методов управления;
  • Проанализировать современное состояние социальных методов управления;
  • Рассмотреть черты социальных методов управления.

Методы исследования: теоретический анализ предметного содержания литературы по указанной теме.

30 стр., 14667 слов

Управление социальной защитой населения центрального округа г. Братска

... социальной защиты населения; 2) анализ ресурсного потенциала системы социальной защиты населения; 3) анализ целей и проблем системы социальной защиты населения; 4) анализ кибернетической структуры системы социальной защиты населения. Третий раздел Пояснительной записки СВКР – «Синтез управления реализацией системы социальной защиты населения ...

Структура данной работы. Во введении мною были определены актуальность данной курсовой работы, объект, предмет, цель исследования, задачи и методы исследования. В первой главе мною была поставлена проблема выявления методов управления и задач социальной работы. Параграф первый данной главы посвящен методам социального управления, второй – понятию управления, его принципам, задачам и системе управления и его задачам Во второй главе мною была поставлена проблема выявления сущности задач и методов управления. Параграф первый данной главы раскрывает сущность методов управления, второй – основные задачи управления. Список используемых источников состоит из списка литературы и списка электронных ресурсов.

Глава I. Методы управления, задачи социальной работой.

1.1. Методы социального управления.

Реализация законов и принципов управления происходит благодаря применению различных методов управления. Метод управления представляет собой воздействие различных приёмов и способов на управляемый объект для эффективного достижения поставленных целей. Обычно в практике управления применяют совокупность методов, дополняющих друг друга.

Классификация методов управления

По содержанию, назначению и возможностям методы управления классифицируются на группы:

  • Административные.
  • Организационные (если объединяют эти две группы в одну, то тогда их называют организационно-административными или организационно-распорядительными).

  • Экономические.
  • Социальные.
  • Социально-психологические.
  • Психологические.

Выделяют следующие методы управления:

По содержанию, назначению и возможностям методы управления классифицируются на группы:

  • Административные.
  • Организационные (если объединяют эти две группы в одну, то тогда их называют организационно-административными или организационно-распорядительными).

  • Экономические.
  • Социальные.
  • Социально-психологические.
  • Психологические.

Применительно к классификации существуют следующие подходы:

1 подход состоит в делении методов управления на отдельные группы с целью более глубокого познания их содержания, «инвентаризации» и в конечном итоге создания арсенала.

2 подход называется аспектным. Его представители считают (и не без оснований), что любой метод имеет разные грани — организационную, административную, социальную, экономическую и психологическую. Важно сочетание этих граней, их соотношение для усиления или ослабления какой-то из них в соответствии с конкретными условиями, целями, задачами.

3 подход — эмпирический. Его сторонники считают бессмысленной любую классификацию методов управления, так как она не нужна на практике. В конкретной ситуации руководитель решает проблему, какой метод использовать, а не ищет ответ на вопрос: «К какой группе этот метод принадлежит?»

В процессе управления социальной работой используются разнообразные методы — организационно- административные, экономические, социально-психологические, психологические. Рассмотрим организационные методы, в которые входят и административные.

4 стр., 1753 слов

Авторитет, лидерство и власть в управлении организацией (2)

... решению существующих проблем и совершенствованию деятельности организации. В заключении обобщены исследования и результаты курсовой работы и сформулированы основные выводы. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОРИТЕТА, власти и лидерства в управлении организацией 1.1 Понятие авторитета, власти и лидерства В ...

Ключевым словом в данной группе методов выступает «организация», которое имеет три значения.

Первое значение отражает различные государственные, негосударственные, общественные, коммерческие, некоммерческие, международные, производственные, непроизводственные и другие образования, учреждения, предприятия или организации. Организация, с одной стороны, проявляется в определенных организационных формах (министерство, департамент, комитет, управление, служба, отдел и др.), а с другой — в характере специализированной деятельности (профсоюзная, финансовая, строительная, торговая, международная Организации и т.д.).

Организация проявляется как в выборе той или иной организационной формы, так и в обосновании организационной структуры, которая должна соответствовать данной организационной форме, характеру данной организации. Организационная форма и организационная структура являются «зримыми предметами организации», имеющей определенную степень стабильности, статичности. Поэтому рассматриваемое значение понятия «организация» называется предметным или Статичным и обусловливает предметное значение целого ряда организационных методов, с помощью которых создаются или расформировываются определенная организация и соответствующая организационная

Второе значение используется в смысле совокупности действий, позволяющих что-либо сделать, решить, упорядочить, систематизировать, подготовить, объединить, разъединить и т.п. для достижения целей, выполнения задач. Оно отражает одну из главных функций управления руководителя, администратора и потому называется функциональным. Можно встретить и другое определение этого значения — динамическое. В нем подчеркивается подвижность организационных действий род влиянием условий, обстановки, ситуации, целей, задач. Третье значение понятия «организация» отражает уровень (качество) взаимосвязи, взаимодействия, упорядоченности элементов и частей системы, который должен быть достигнут или уже достигнут. Иначе говоря, в этом смысле «организация» — это, с одной стороны, желательное состояние элемента, части или системы в целом, а с другой — результат их упорядочения. Именно такой смысл часто придается понятиям «организация управления», «организация финансов», «организация социальной работы», «организация труда персонала», «организация документов», «организация совещания» и т.д.

Любой элемент, подсистема и система немыслимы без организации. Она выступает как свойство, атрибут элементов, частей, систем, их функционирования, развития, совершенствования. Поэтому данное значение понятия «организация» называется атрибутивным.

Социальные и социально — психологические.

Они применяются с целью повышения социальной активности людей. Социальные методы включают в себя:

  • методы социального нормирования, позволяющие упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путём введения различных норм (правила внутреннего распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия);
  • социально-политические методы, включающие социальное образование и привлекающие работников к активной деятельности в социальном управлении;
  • методы социального регулирования служат для упорядочения социальных отношений. Для этого выявляют, с целью регулирования, интересы и цели различных коллективов, групп и индивидов (договора, взаимные обязательства, системы отбора, распределение и удовлетворение социальных потребностей);
  • методы морального стимулирования. Их используют для выделения и поощрения коллективов, групп, отдельных работников, которые достигли определённых успехов в профессиональной деятельности.
  • социально-психологические методы. Их используют для обеспечения социальных потребностей человека, для повышения трудовой активности личности. Для этого используют различные способы мотивации: внушение, побуждение, подражание и т. д.
  • психологические методы. Они направлены на регулирование отношений между людьми, что достигается определённым подбором и расстановкой кадров. Сюда включаются методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения.

Экономические методы.

2 стр., 972 слов

Особенности организации и управления педагогическим процессом

... содержанием, методами, средствами и видами деятельности. По признаку связи педагогов и воспитанников организационные формы обучения и воспитания подразделяются на массовые, групповые и индивидуальные. 2. Формы организации педагогического процесса Организованный педагогический процесс ...

Они связаны с достижением экономических целей управления с использованием экономических законов и категорий рыночной экономики. Сюда можно отнести методы экономического стимулирования.

3. Организационно- административные методы. Основу этих методов составляет власть, дисциплина, ответственность. Данный метод имеет виды: указания, правила, рекомендации, контроль. Главной задачей этих методов является координация действий объектов управления.

4. Методы самоуправления. Самоуправление даёт возможность человеку из объекта управления превратиться в субъект управления. Самоуправление повышает эффективность всего управленческого процесса, так как основывается на заинтересованности рабочих и подключению их творческой деятельности. Сюда включается методика комплексной мотивации людей. В неё входит несколько приёмов:

  • мотивация работников. За достигнутые цели здесь выплачиваются премии, вручаются награды, происходит переподготовка.
  • мотивирование работы. Сюда входит улучшение рабочих мест и расширение сферы деятельности работников.
  • мотивирование организационной деятельности. Здесь применяется расширение полномочий сотрудников.

В социальной системе управления выделяют также научные методы управления. К данным методам относят: моделирование, прогнозирование, программирование, эксперимент, экспертные оценки, информационные технологии.

В целом же для эффективного социального управления используют совокупность тех или иных методов.

Социальные методы предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Они базируются преимущественно на неформальных факторах, интересах личности и коллектива в процессе управления. Описание целесообразно начать с их перечисления и составления некоторых схем, облегчающих понимание сущности и задач конкретных методов.

Одна из общепринятых классификаций:

  • моральное поощрение;
  • социальное планирование (установление и развитие социальных норм поведения);
  • убеждение;
  • внушение;
  • личный пример;
  • регулирование межличностных и межгрупповых отношений;
  • создание и поддержание морального климата в коллективе.

Кроме того, существуют ещё несколько методов, служащих для выявления факторов, влияющих на эффективность производства и качества труда:

18 стр., 8590 слов

Выпускная работа КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО УСПЕШНОЙ ...

... их речевой деятельности. Ведь современный педагог должен считать речевую культуру (наряду ... правилами речевого этикета. Понятие речевой этикет преподавателя и просто речевой ... педагога дошкольного образовательного учреждения. 1. Речевой этикет Профессиональная речь является речевым имиджем любого специалиста (не только филолога, но и физика, редактора, журналиста, продюсера, менеджера по управлению ...