В настоящее период времени меры социальной поддержки со стороны государства в отношении ветеранов труда и некоторых других социально слабозащищенных категорий населения является актуальной проблемой, требующей серьезного исследования. Люди пожилого возраста, то есть ветераны труда и войны, являются самой уязвимой социальной группой населения. Посвятив свою жизнь служению обществу и государству, они вправе надеяться на то, что социум вернет им долг, обеспечит достойную старость. Но именно ветеранов, которые внесли неоценимый вклад в формирование экономического и военно-промышленного могущества России, которые отстояли в Великой Отечественной войне ее свободу, целостность и независимость, в наибольшей степени затронули в 1990-2000-е гг. переходные рыночные процессы, заставили в преклонном во зрасте испытать неуверенность в будущем. Данные категории граждан требуют особой социальной поддержки государства. В этой связи в системе социального обеспечения обострился ряд противоречий:
- между потребностью в предоставлении мер социальной поддержки со стороны государства отдельным категориям граждан и фактической невозможностью реализовать это ввиду отмены ряда льгот;
- между насущной потребностью ряда категорий граждан в мерах социальной поддержки и фактическим отсутствием необходимых для реализации этих мер средств.
Анализ нормативно-правовых актов и специальной литературы показывает, что меры социальной поддержки, исходящие от государства, в отношении ветеранов и некоторых других категорий граждан (например, тружеников тыла) исследованы достаточно широко, при этом, главным образом, затрагиваются вопросы их финансирования мер, в то время как вопрос социального обеспечения данных граждан остается за пределами глубинного рассмотрения.
Целью исследования является изучение и характеристика мер социальной государственной поддержки ветеранов и выявление проблем их реализации.
Объект исследования представлен организацией реализации мер социальной поддержки со стороны государства.
Предметом исследования являются эти самые меры государственной поддержки ветеранам в социальной сфере.
Достижение обозначенной выше цели представляется возможным посредством решения ряда научно-практических задач:
1. Изучение правового регулирования мер социальной поддержки государства.
Комплексная социальная поддержка молодой семьи
... в семье. Именно в это время молодая семья нуждается в определённой поддержке «извне» и, тем самым, становится объектом социальной ... жизнь В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Потребовалось немало усилий ... исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готов 6 ности молодых ...
2. Выявление круга лиц, которые имеют право на применение к ним мер социальной государственной поддержки.
3. Характеристика мер социальной государственной поддержки в отношении ветеранов.
4. Выявление и анализ проблем, существующих в данной сфере.
В основу методологии исследования положен комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, систематизация, обобщение и др.
Работа структурно состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка. Структура работы обусловлена ее содержанием и поставленными задачами.
Фрагмент работы для ознакомления
Проведение государственной политики в отношении ветеранов реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.Расходы на реализацию прав и льгот, которые установлены для ветеранов труда, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации:В частности, за счет средств федерального бюджета возмещению подлежат расходы на:
- оплату проезда на воздушном, железнодорожном, водном либо междугородном автомобильном транспорте межкраевых, межобластных, межреспубликанских маршрутов;
- получение разовых льготных кредитов от кредитных организаций на строительство (приобретение) жилых домов, квартир, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию фермерского либо подсобного хозяйства;
- оплату установки телефона и абонентскую плату за пользование им;
- обеспечение протезно-ортопедическими изделиями.За счет средств бюджетов субъектов Федерации возмещаются расходы на:
- оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда;
- оплату проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских);
- изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства;
- обеспечение лекарствами;Любые дополнительные средства с целью финансирования предусмотренных законом мер государственной социальной защиты ветеранов можно получить из любых не запрещенных законом источников.Глава 2.
Проблемы реализации мер социальной поддержки ветеранов§ 1. Проблемы определения правового статуса ветеранаВетеранами (лат. veteranus, от vetus – старый) являются граждане России, а также любые иностранные граждане и апатриды, которые постоянно проживают на территории России и имеют заслуги перед государством в трудовой или военной деятельности.Термин «ветеран» буквально означает:1) в Древнем Риме – солдат, который отслужил срок в армии. Ветераны получали землю (в Италии и провинциях Рима) либо денежное вознаграждение, а также право римского гражданства и освобождались от повинностей;2) опытный, старый воин; в прошлом участник войны;3) человек, который долго проработал в какой-нибудь сфере.Анализ ФЗ «О ветеранах» показывает, что юридический статус ветерана в России не только отграничивается от статусов граждан других категорий (например, военнослужащих, депутатов, работников правоохранительных органов, государственных гражданских служащих и др.), но имеет деление внутри на юридические статусы ветеранов разных групп и категорий (ветераны ВОВ, ветераны военной службы, ветераны боевых действий, ветераны труда, ветераны государственной службы,).
Меры социальной поддержки ветеранов и проблемы их реализации
... самые значимые структурные элементы государственной социальной поддержки ветеранов, базируется на концепцииих социальной поддержки и типологиидоступных для этого государственных ресурсов. Типология ресурсов, которые используются в сфере социальной поддержки ветеранов, дает возможность упорядочить ...
Условия внутреннего деления юридического статуса ветеранов на основе того, в какой области государственно-значимой деятельности (трудовая деятельность, участие в войнах и боевых действиях, безупречная военная служба) они обрели заслуги перед государством, могут дополняться еще и критерием правосубъектности – юридическими нормами, которыми определен круг лиц, пользующихся данным статусом.Особый юридический статус ветерана состоит в нормативно закрепленном статусе личности, на базе которого у ветерана как личности и субъекта права возникают такие особые права, свободы и обязанности с законными интересами, которые детализируют и восполняют либо, напротив, ограничивают общий ее правовой статус.Следует заметить, что конкретное лицо может быть одновременно носителем разных особых статусов в зависимости от общественных позиций, которые лицо занимает в социуме. Гражданин, который проходит военную службу и ранее выполнял задачи в рамках вооруженного конфликта в Чечне и имеет к тому же выслугу лет 20 лет и более, является одновременно носителем сразу нескольких особых статусов: военнослужащего, ветерана боевых действий, ветерана военной службы.Специальный юридический статус ветеранов, которые имеют заслуги по защите Отечества, проистекает главным образом из юридического статуса военнослужащего. По мнению известного военного ученого-правоведа Н.В. Артамонова, который длительное время изучал вопросы статуса военнослужащего, особенность юридического положения военнослужащих в существенной мере определяется существованием института льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых в связи с исполнением воинской обязанности. «Таким образом, с одной стороны, военнослужащий обладает правами и несет обязанности гражданина, в силу чего является субъектом общего законодательства, а с другой – одновременно представляет собой субъект специального, военного законодательства».Говоря о юридическом статусе ветерана в России, следует иметь в виду или общенормативную связь между субъектами права, которая определяется родовыми признаками (граждане РФ, военнослужащие и т.д.), или правовое положение определенных лиц, но в этом случае – независимо от сущности их взаимоотношений с иными субъектами права, которые складываются по поводу конкретных юридических фактов. Актуальность ввиду вышесказанного обретают следующие вопросы: о вычленении из общего юридического статуса гражданина РФ особого юридического статуса ветерана; вопрос о соотношении данного статуса с общим статусом, присущим военнослужащим; вопрос об условиях примерного отграничения области действия рассматриваемого статуса; вопрос о специфике действия ряда прав и свобод, которые характерны правовому статусу ветеранов, вызванных особенностями их участия в защите страны и военной службой, а также вопрос об установлении в их отношении в связи с этим вспомогательных мер социальной помощи, вопрос о необходимости упорядочения национального законодательства о юридическом положении ветеранов.Чтобы дать верное определение понятию «правовой статус ветерана», следует учитывать некоторые обстоятельства:
Прогнозирование и планирование развития социальной сферы РФ (на ...
... области прогнозирования и планирования социальной сферы: Конституция РФ, ФЗ №115 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», А. Н. Ананьев «Некоторые ... в данной дипломной работе является общество и его развитие, предметом исследования - процесс прогнозирования и планирования в государстве. В ходе написания дипломной работы были сформированы ...
- исходить из фактических отношений, в которые вступает гражданин при исполнении воинского долга либо во время вооруженной защиты Отечества;
- определить, какими именно нормативно-правовыми актами регулируются указанные правоотношения;
— уяснить, какие именно гарантии обеспечивают эффективность общественной защиты и социального обеспечения ветеранов.Гарантии представляют собой систему социально-экономических, нравственных, политических, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих личности равные возможности для осуществления своих прав, свобод и интересов.Внутри общего статуса ветеранов можно выделить следующие части: общую (относящуюся к правовому статусу гражданина вообще), специальную (совокупность общих признаков отнесения граждан к ветеранам), особенную (комплекс специфических черт, характеризующих правовое положение соответствующих категорий ветеранов) и единичную, включающую в себя особенности правового положения конкретного ветерана. В зависимости от уровня обобщения (все ветераны, отдельная их категория, конкретный ветеран) можно говорить соответственно о различных сочетаниях общей, специальной, особенной и единичной составных частей правового статуса ветеранов. Так, имея в виду статус всех ветеранов, можно выделить в нем общую и специальную части. И, наконец, правовое положение конкретного ветерана содержит общую, специальную, особенную и единичную составные части.С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что на появление в правовом статусе ветеранов, являющемся родовым понятием, правового статуса ветеранов различных категорий оказала влияние, прежде всего, специфика правового положения граждан, имеющих заслуги перед государством в различных сферах общественно-полезной деятельности.Таким образом, структурно-правовой статус ветерана в Российской Федерации состоит из четырех составных частей:
- общая часть, относящаяся к правовому статусу гражданина Российской Федерации;
- специальная часть, представляющая собой совокупность общих для всех категорий ветеранов прав, гарантий и мер социальной поддержки;
- особенная часть, характеризующая правовое положение ветеранов определенной категории;
— единичная часть, включающая в себя особенности правового положения конкретного ветерана.Права и свободы ветерана как индивида — это его социальные возможности, детерминированные экономическими и культурными условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством (главным образом — в Федеральном законе «О ветеранах»).
В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для конкретного ветерана на определенном историческом этапе развития общества. Установленные в законодательстве о социальной поддержке ветеранов юридические возможности выступают в качестве гарантий реализации статуса ветеранов. Эти гарантии являются необходимым условием осуществления прав ветеранов, т.е. создания реального механизма перевода правовых норм (социальных стандартов) в реальные блага и услуги, предоставленные государством.Следует отметить, что рядом авторов высказывается сомнение в целесообразности выделения ветеранов в качестве особого объекта государственной социальной политики, как носителей специального статуса. Так, С.В. Калашников отмечает, что, объявляя ветеранов нуждающимися в получении социальных благ из государственного бюджета, законодатель руководствуется, как правило, не социально-экономическими, а политическими целями. Эта категория граждан, по мнению указанного автора, является рецидивом советского общества и не может быть объективно отнесена к объекту социальной поддержки.Мы категорически не согласны с подобными утверждениями, поскольку речь идет о значительном числе граждан, являющихся ветеранами, внесшими вклад в оборонное и экономическое могущество нашего государства. И эта деятельность должна быть достойно вознаграждена установлением мер государственной поддержки. Частичное возмещение затраченных ими физических и интеллектуальных сил, здоровья является сегодня лишь возвратом внутреннего государственного долга.Обобщая сказанное, можно сформулировать следующее определение: статус ветерана — это совокупность дополнительных прав, гарантий социальной защиты и мер социальной поддержки, установленных государством отдельным категориям граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в целях обеспечения им достойного уровня жизни, активной деятельности, почета и уважения в обществе.Конституция РФ не раскрывает содержание понятия «достойная жизнь». Позиция Европейского комитета по социальным правам, анализирующего периодические доклады государств, присоединившихся к Европейской социальной хартии, по данной проблеме состоит в следующем: концепция достойного уровня жизни является весьма относительной, поскольку он изменяется в разных государствах. В пределах же одной страны он не должен меняться, а государство должно предпринимать меры по ликвидации дисбаланса на своей территории.
Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации
... государственной службы сложилась в начале 90-х годов ХХ века. Понятие «государственная служба» в юридической литературе толкуется по-разному: как социально-правовой институт; систему органов государства; вид деятельности человека. В качестве правового института государственная служба представляет ...
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/meryi-sotsialnoy-podderjki/
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 3237. 25.12.1993.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 // БВС РФ. № 12. 1994.
3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 // Ведомости РФ. 1993. № 33. ст. 1318.
4. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 18.10.2007) // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168. 2000. № 2. Ст. 161. 2004. № 35. Ст. 3607. Российская газета. № 1-3. 05.01.2000.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» //Российская газета. № 234. 02.12.1995.
6. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с посл. изм.) // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.
7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 09.04.2007) // СЗ РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4831. Российская газета. № 247. 20.12.2001. (Изм., внесенные ФЗ от 09.04.2007 № 43-ФЗ, вступили в силу с 01.01.2008 г).
Конституционные основания ограничения прав и свобод
... 18); равенство всех перед законом и судом. Также было установлено, что Российская Федерация не должна принимать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Они могут быть ограничены федеральным законом только в той ...
8. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.
9. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с посл. изм.) // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4920.
10. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. № 104. 31.05.2003.
Специальная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/meryi-sotsialnoy-podderjki/
1. Беребина О.П. Уровень пенсионного обеспечения: современное состояние и перспективы. — М., 1999.
2. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. – М.: Проспект, 2002.
3. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: КноРус, 2005.
4. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. — М., 1997.
5. Иванов Ю. Как становятся ветеранами труда // Парламентская газета. № 167. 06.10.2006.
6. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. 2007. № 2. С. 44-49.
7. Корякин В.М. Теоретико-правовые основы статуса ветерана в Российской Федерации // За права военнослужащих. 2007. С. 8-14.
8. Лепихов М.И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения. — М., 2005.
9. Льготы. Систематизированный перечень: Условия и порядок предоставления. Категории граждан. Нормативные акты. // Авторы-сост. Е.Е. Иванова, М.В. Кузнецов, С.Г.Ляпунов и др. – М.: Право и Закон, 2001.
10. Мидонова Е.А. Формы защиты интересов в праве социального обеспечения // Трудовое право. 2007. № 8. С. 45-55.
11. Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О ветеранах» (постатейный).
– М.: Юстицинформ, 2007.
12. Потапова Н.С. Право социального обеспечения: Практикум. – Владивосток: ВГУЭС, 2006.
13. Путило Н.В. К вопросу о природе социальных услуг // Журнал российского права. 2006. № 4. С. 90-95.
14. Социальное правовое государство: вопросы теории и практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 21 июня 2003 г. / Сост. Н.С. Нижник, Н.А. Чекунов; под ред. Д.И. Луковской. — СПб., 2012.
15. Справочник председателя профкома. «Как стать ветераном труда? Все решают регионы». – М.: Профиздат, 2007. № 24. С. 38, 51-70.
16. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. – Ростов-н/Д: Феникс, 2003.
17. Шайхутдинова Г. Европейская социальная хартия: Правовой комментарий. — Казань, 2003.