Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме

Курсовая работа

Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение. Возрастает число и разнообразие детей с отклонениями в развитии, в том числе с парциальной и комплексной недостаточностью. Это вызывает необходимость изучения детей не только до, но и в процессе их обучения и воспитания, определение микропрограмм коррекционного воздействия для каждого отдельного случая.

Последнее время стало все больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Появилось достаточно много литературы, в том числе и рекомендательной по вопросам умственной отсталости, нарушениям обучения и воспитания, отклонениям в поведении и общении. Но, все-таки, еще многие вопросы остаются не до конца изучены. Так, я бы хотела остановиться на проблеме раннего детского аутизма (РДА), при которой нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминирующее место в формировании его аномального развития в то время, как при других дефектах психического развития нарушения общения имеют вторичный характер и значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства: умственной отсталости, невротических расстройств, дефектов речи и слуха и других нарушениях. Коррекция раннего детского аутизма носит особый, достаточно сложный характер.

РДА входит в структуру шизофренического дефекта психики и занимает особое место, т.к. отличается от всех аномалий развития наибольшей сложностью и дисгармоничностью, как клинической картины, так и психологической структуры нарушений.

Термин аутизм (от греч. autos– сам) ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.

РДА или синдром Каннера – это аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира.

Под названием “синдром РДА” впервые описан Л. Каннером в 1943 году. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году С.С. Мнухиным.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... изучение влияния воздействия технологии на организационное проектирование (Вудворд, Томсон). размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития ... изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и ...

С синдромом раннего детского аутизма связано особое нарушение психического развития детей, которое ставит в тупик их близких. Эта проблема очень плохо изучена и очень многие вопросы в ней остаются открытыми, что затрудняет процессы обучения , воспитания и коррекции таких детей . Множество вопросов возникает в семьях, где появляется такой ребенок. Как с ним обращаться? Как его следует воспитывать? Каким образом, и в какой школе его следует обучать?

Эти и подобные вопросы встают перед семьями примерно двадцати из каждых 10 тысяч детей. Именно такова частота проявления детского аутизма и сходных с ним нарушений психического развития – случаев, требующих единого образовательного подхода в обучении и воспитании. Эти цифры характерны и для Казахстана, что делают проблему поиска психолого-педагогической работы с аутичными детьми актуальной.

Цель курсовой работы – изучить психолого-педагогические особенности обучения аутичных детей.

Объект курсовой работы – особенности аутичных детей.

Предмет курсовой работы – коррекционно-педагогические принципы работы с аутиынми детьми.

Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:

1) изучить психологические особенности аутичных детей;

2) выявить педагогические принципы работы с аутичными детьми;

3) провести опытно-экспериментальную работу по обучению аутичных детей.

Выдержка из работы., Глава 2 Опытно-экспериментальная работа с аутичными

детьми 6-7 летнего возраста

Работа проводилась в Центре «Самал». В опытно-экспериментальной работе для отработки методик коррекционного обучения участвовали двое аутичных детей 6-7 лет.

2.1Общая характеристика детей с РДА

С января 2002 года в центре наблюдаются 5 детей в возрасте от 3 до 17 лет, страдающих РДА. Спектр выраженности проявлений аутизма у них различен: от глубокой умственной отсталости до способности учиться в общеобразовательной школе, от неуклюжести до невероятной моторной ловкости, от мутичности до развернутой фразовой речи.

В настоящее время общепризнанно, что это нарушение развития не психогенно, а обусловлено особой биологической дефицитарностью ребенка. При проведении коррекционной работы мы исходим из предпосылки того, что потребность в общении у детей, страдающих РДА, исходно не нарушена, они не отказываются сознательно, а, скорее, не могут взаимодействовать с людьми.

Лена страдает ранним детским аутизмом. Речь отсутствует, инструкции не выполняет. Преобладает отрицательный фон настроения. При невыполнении ее желаний начинает кричать. Симбиотическая связь с мамой. Навыки самообслуживания отсутствуют. Ложкой не пользуется, из чашки пьет. В игрушки не играет, обнюхивает предметы, скрипит зубами. При дискомфорте наблюдается самоагрессия: стучит головой об стену, кусает кулаки или бьет ими по голове.

В сентябре 2007 года были начаты регулярные занятия в группе 3 раза в неделю по 1,5-2 часа.

11 стр., 5489 слов

Психологические особенности развития детей с ранним детским аутизмом

... сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в отношениях с миром. Родители обычно указывают на задержку психического развития таких детей, ... образом, различают четыре группы детей с РДА, которые представляют собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми. При успешной коррекционной работе ребенок поднимается по этим своего ...

Формирование бытовых навыков у пациентов с тяжелыми последствиями РДА требует очень целенаправленной и интенсивной терапии, ведущей, однако, часто лишь к появлению жестких стереотипов бытового поведения. Но даже эти стереотипы могут дать некоторую независимость взрослому аутисту в повседневных ситуациях его домашней жизни.

Основные принципы и методики этой работы применимы и по отношению к маленьким аутичным детям.

Олег, 7 лет, страдает тяжелой формой РДА. Поведение отличается крайней дезорганизованностью, хаотичностью, отсутствием произвольной, спонтанной деятельности, практической невозможностью произвольного сосредоточения. Экспрессивная речь ….

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/korrektsionno-pedagogicheskaya-pomosch-pri-autizme/

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.– М., 2001.

2. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. М., 2002

3. Веденина М.Ю., Окунева О.Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. М.. 2003

4. Выготский Л.С.Собр.соч.:в 6 т. Т.5.-М.,1983

5. Дети с задержкой психического развития./ Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.

6. Дети с отклонениями развития/сост. Н.Д.Шматко.-М.,1997

7. Детский аутизм Хрестоматия. Учебное пособие. Сост. Шипицына Л.М., Изд. 2-е,перераб., доп.- СПб

8. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М., 1993.

9. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения.-М.,1988

10. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. – М., 1995.

11. Захаров А.И.Неврозы у детей и подростков.-Л.,1988.

12. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1993.

13. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.-М.,1984

14. Коган В.Е. Аутизм у детей. М., 2000

15. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М., 2001

16. Лебединский В.В.,Никольская О.С.,Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 2001

17. Либлинг М.М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом. М., 2002

18. Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка. // Проблемы младенчества: нейропсихолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалы научно-практической конференции. – М., 1999.

19. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики. // Дефектология. – 1996. № 1.

20. Никольская О.С. Особенности психического развития и психологическая коррекция детей, страдающих ранним детским аутизмом. М., 2003

21. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей. М., 2003

22. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия. /Сост. Л.М. Шипицина. – СПб., 1997.

7 стр., 3448 слов

Методы организации гуманной социальной среды, благоприятствующей ...

... механизмов, оптимизация естественного и истинного компенсаторного потенциала непроизвольнойсаморегуляции ребёнка. ... прикладными методологическими подходами обучения детей с особыми образовательными потребностями. 1. Аспекты обучения детей с особыми образовательными потребностями Детей ... стимуляции речевого развития и некоторые виды психотерапии. Особая организация обучения Детям ... факторов. Их коррекция и ...

23. Профессиональная ориентация инвалидов: учебно-метод. пособие. – М., 1997.

24. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у аутичных детей дошкольного возраста. – М., 1980.

25. Специальная педагогика / под. ред Назаровой Н. М. – М., 2000.

26. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н.Новгород, 1994.

27. Уорд А.Д. Новый взгляд. Задержка в психическом развитии: правовое регулирование. – Тарту, 1995.

28. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития.Сост.В.Астапов.-М.,1995