Константин Михайлович Тахтарев (1871-1925) автор целого ряда социологических работ. Посетив с образовательной целью заграницу, он стал слушать лекции по социальным наукам в Брюссельском университете и близко познакомился с П.Л. Лавровым, Г.В. Плехановым, Г. Де Греефом и особенно Е.В. Де Роберти и М.М. Ковалевским. Благодаря содействию последних он решает сделать предметом своей научной работы социологию.
В то время, когда родился Тахтарев, русская социология только что сделала свои самые первые шаги. А когда в начале XX в. он сам приступил к социологическим занятиям, она уже имела немало теоретических и методологических достижений. За первую четверть века он написал ряд трудов, органически вливаясь в общий процесс развития и функционирования русской социологии.
После революции Тахтарев, который в молодости был близок с некоторыми социал-демократами, лояльно относился к Советской власти. Будучи увлечен духом перемен, он всячески стремился упрочить академическое положение социологии, доказывая, что ее центральное место среди других общественных наук, ее роль для самой практической общественной жизни и сознательного участия в ней граждан совершенно знаменательны.
Социологические курсы в Петроградском университете и новые работы Тахтарева наглядно демонстрируют, что его взгляды не сложились еще окончательно. Все с большим вниманием он начинает относиться к марксизму, принимая деятельное участие в организационной и исследовательской жизни научного общества марксистов. Считая, что материалистическое понимание истории является самой научной социологической концепцией, он понимал ее односторонне. Трудно сказать, конечно, как далеко бы он зашел в своей теоретической эволюции, если бы не преждевременная смерть его в 1925 г. от тифа.
1. Биография и жизнь К.М. Тахтарева
Родился К. М. Тахтарев в интеллигентной семье, его отец был профессором практической механики в Артиллерийской академии и дружил с другим ее профессором — П. Лавровым. Еще в гимназии юный Тахтарев вступил в кружок, созданный соучеником С. И. Ментальниковым (будущим крупным ученым, профессором Института Пастера) с целью изучения позитивной философии О. Конта. В 1890 г. он становится студентом естественного отделения Санкт-Петербургского университета, в котором уже сам организовал небольшой кружок по изучению философии и социологии Г. Спенсера. В 1892 г. перевелся в Медицинскую академию, среди студентов которой царил культ К. Михайловского, часто посещавшего студенческие вечеринки и встречи.
Роль философии в научном познании
... содержаний, структур и т.д. Две модели решения вопроса о методологической роли философии в научном познании Во-первых, умозрительный-философский подход (натурфилософия, историософия и т. ... и завершение объективности, из которой он вырастает. Вывод В реферате описана роль философии в научном познании. Функции философии в научном познании проявляются в том, что она выступает и как мировоззрение, ...
После участия весной и летом 1893 г. в качестве добровольца санитарного отряда по борьбе с холерой в Саратовской губернии Тахтарев решил переориентировать свой кружок на занятия «научным социализмом». Отсюда интерес к рабочему движению и практическое участие в ряде рабочих кружков, где он знакомится с В. А. Шелгуновым, И. В. Бабушкиным и позднее с В. И. Лениным. В летние каникулы 1894 г. он едет за границу для знакомства с социал-демократическим движением на Западе и русской революционной эмиграцией. По рекомендательному письму своего отца, Тахтарев встречается с П. Лавровым, лидером народнической эмиграции и через него с рядом ее деятелей — Л. Шишко и другими.
В мае 1896 г. Тахтарев был арестован и просидел в тюрьме 3 месяца, но был освобожден отцом, взявшим его на поруки. В феврале 1897 г. под угрозой второго ареста срочно уехал в Женеву, где встречается и знакомится с Г. В. Плехановым, а через некоторое время в Бельгии с М. М. Ковалевским и Де Роберти.
Беседы с тремя выдающимися русскими социологами — Лавровым, Ковалевским и Де Роберти окончательно определили его жизненный выбор. Тахтарев решает посвятить свои умственные силы не политической, а научной деятельности, и именно -социологии. Другим побудительным толчком этому послужили неоднократные беседы с вождями русской социал-демократии. Тахтарев был неприятно поражен резкостью и предвзятостью суждений Плеханова о Лаврове, Ленина о Струве, хотя он и не считал последних своими духовными «учителями». Но особенно его покоробила личная борьба за власть в революционном движении, выдаваемая за высокую идейную борьбу.
По совету Ковалевского и Де Роберти, которые преподавали в Брюссельском Новом университете и были дружны с тамошним заведующим кафедрой социологии Г. Де Греефом, Тахтарев поступает слушателем в этот университет. Далее, он перерывами то работает над богатейшим в мире собранием этнографических монографий в библиотеке Британского музея и в Лондонском Антропологическом обществе, читает современную социологическую литературу, то учится в течение двух семестров в Русской школе общественных наук в П
Использованная литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/k-m-tahtarev-kak-sotsiolog/
1. Тахтарев К.М. Наука об общественной жизни,
2. Кареев Н. Социология г. Тахтарева. Русское богатство, 1917, 4-5.
3. Тахтарев К.М. Очерки по истории первобытной культуры;
4. Тахтарев К.М. Социология как наука. П., 1915;
5. Тахтарев К.М. Общество и его механизмы. П., 1922.
6. Тахтарев К.М. От представительства к народовластию. К изучению новейших стремлений политического развития современного общества. СПб., 1907.
7. Кукушкина Е. И. Социологическое образование в России XIX века-начала XX веков. М.,1994;
8. Голосенко И. А. Преподавание социологии: историческая справка и вариант курса // Социологические исследования.1992. N 8;
Интегральная социология Питирима Сорокина
... году Сорокин создает первый в России социологический факультет в Петроградском университете. 3. Основные труды: (Русские:) "Преступление и кара, подвиг и награда"; "Система социологии"; "Общедоступный учебник социологии"; (США:) "Социология ... политических событий в стране. 1918г. - самый бурный год в жизни П. Сорокина. После ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской ...
9. Социологическое образование в России: проблемы и перспективы / Под ред. А. О. Бороноева. СПб., 1993.
10. Кареев Н. И. Введение в изучение социологии. СПб., 1914;
11. Кареев Н. И. Основы русской социологии. СПб., 1996.
12.. Хвостов В. М. Социология. Введение, ч 1: Исторический очерк учений об обществе. Пг., 1917.
13. Тахтарев К. М. Социология, ее краткая история, значение, основные задачи, система и методы. Пг., 1918.
14. Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. Ч. 1. Пг., 1920.
15. Лыпин А.Н. Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов: Историч. очерки. 3-е изд., доп. прил., прим. и указ. личных имен. СПб.: Колос, 1906.
16. Семевский В.И. Сен-симонисты и фурьеристы в России в царствование императора Николая I // Книга для чтения по истории нового времени: В 5 т. М.: И.Д.Сытин и «Сотрудник школ», 1914. Т.IV. Ч.II.
17. Согомонов А.Ю. Судьба и пророчества Питирима Сорокина // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С.524.
18.. Сорокин П.А. Докладная записка о необходимости организации летних курсов для преподавателей социологии / Примеч. А.Н.Медушевского // Социол. исслед. 1991. 10. С.125133.
19. Сорокин П.А. Состояние русской социологии за 19181922 гг. // Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994. С.414418.
20. Тахтарев К.М. Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности: Опыт изучения общественной жизни и построения социологии. Пг.: Издательский Кооперативный Союз «Кооперация», 1919.
Год:
2012.
Кол-во страниц:
25