Бедность и социальная защита населения в современной России

Высокий уровень бедности и экономического неравенства относятся к числу узловых проблем российского общества, поэтому в качестве темы данной курсовой работы я выбрала следующую: «Бедность и социальная защита населения в современной России». Любые социально-экономические инициативы государства – идет ли речь о мерах борьбы с бедностью, о реформировании системы льгот, законах об ипотеке и изменении критериев бесплатного предоставления жилья – должны опираться на адекватное представление о существующем в обществе уровне бедности и его дифференциации.

Бедность представляет собой комплексное социальное явление, имеющее экономические, культурные и психологические корни. Ее особенности связаны также с историческими условиями развития той или иной страны.

В России быстрый рост уровня бедности был обусловлен сокращением занятости и появлением безработицы и резким снижением трудовых доходов на начальном этапе кардинальных социально-экономических реформ конца ХХ века в условиях неэффективной системы социальной защиты населения. Ситуация осложняется тем, что в последние годы уровень бедности сохраняется высоким, а для некоторых слоев населения проблема жизнеобеспечения даже обострилась. Бедность особенно характерна для занятых в бюджетном секторе экономики, в сельской местности и в малых городах, для больших семей и семей с неполным составом. Высокая абсолютная бедность в нашей стране сочетается с высоким экономическим неравенством в распределении денежных доходов и имущества между бедными и богатыми, а, следовательно, и с высокой относительной бедностью. Бедность, как крайнее проявление различий в уровне жизни и величине доходов населения, присуща любому обществу независимо от особенностей социального и политического

Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным. Приведем цифры официальной статистики: по данным Росстата на 2011 около 13% граждан проживает за чертой бедности. Все это и обусловило выбор темы работы и ее актуальность.

44 стр., 21913 слов

Качество жизни населения

... комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе. Целью курсовой работы является исследование «качества жизни населения». Предмет исследования: понятие, факторы и показатели «качества жизни населения». Объект исследования: ...

В данной курсовой работе, предметом которой являются причины бедности и пути её преодоления, а объектом – феномен бедности в современном российском обществе, я сочла необходимым остановиться на изучении характерных черт и особенностей наличия этого феномена в нашей стране.

Целью моей работы является исследование бедности в современной России и изучение социальной защиты населения в её условиях.

Для того, чтобы достичь поставленную цель, необходимо выполнить следующие задачи:

  • раскрыть причины бедности в России;
  • рассмотреть малообеспеченность и бедность населения как угрозу экономической безопасности страны;
  • отследить динамику статистических данных, характеризующих уровень бедности в России;
  • рассмотреть основные способы борьбы с бедностью;
  • выявить пути совершенствования государственной поддержки малообеспеченного населения.

В пределах курсовой работы невозможно рассмотреть все критерии, касающиеся данной темы, но обозначение основных проблем поможет понять всю сложность ситуации, сложившейся с бедностью в России.

  1. Бедность в современной России как основная социальная проблема
    1. Причины бедности в России

К бедным в России официально относятся все, кто имеют доходы ниже “черты бедности”, т.е. ниже прожиточного минимума, соответствующего стоимости минимальной “потребительской корзины”. К началу ХХI в. за чертой бедности, по официальной статистике, проживало примерно 38 млн. людей в России. Около 10% населения не имеет необходимых средств для потребления в достаточном количестве даже самых дешевых продуктов питания.

Нужно сказать, что бедность — это социальное явление, которое существовало и существует в любом государственно организованном обществе. При этом в зависимости от целевых установок государства и стадий его развития защита населения от бедности сводится либо только к мерам благотворительного характера, либо к мерам социальной помощи, закрепленным в законе, либо к их сочетанию.

Проблема обновления систем доходов населения и социальной защиты — одна из ключевых в повестке дня социальной политики большинства стран, включая Россию. Необходимость преобразований связана как с общемировыми тенденциями в сфере труда и ухудшающейся демографической ситуацией, так и с последствиями перемен, вызванных изменением общественного

Среди важнейших причин ”новой волны” бедности, которая ”накрыла” своим валом большую часть россиян в 90-е годы — глобализация мировых рынков товаров, финансов и труда. Крайне низкая адаптивность национальной экономики к этим процессам, неконкурентоспособность целых отраслей и производств, невысокая производительность труда и отсталая его организация, превалирование низкооплачиваемых рабочих мест и дефицит специалистов требуемой квалификации привели к последствиям, сходным с теми, которые описывал А.Смит, сравнивая развитие экономик Англии и Индии в первой половине ХVIII в.

Поддерживать достигнутый в советские времена достаточно приемлемый уровень жизни населения российскому государству оказалось не под силу. Многие трудозатратные отрасли — легкая и особенно текстильная промышленность, сельское хозяйство, производство товаров массового потребления (телевизоры, радиоприемники, часы, автомобили и др.) — проиграли в соревновании с зарубежными производителями и практически прекратили свое существование.

2 стр., 966 слов

Проблема бедности в России

... является социальное положение населения, живущих за чертой бедности., Целью курсовой работы является изучение проблемы бедности в Российской Федерации., Исходя из цели определены следующие задачи: выявить причины бедности рассмотреть основные показатели оценки бедности. изучить современное ...

В сущности, российская экономика переживает деиндустриализацию, что выражается в существенном снижении за последние 20 лет объемов промышленной продукции, включая выпускаемую машиностроением, сокращении численности занятых на производстве, росте безработицы, распространении ”серых” форм найма, разобщении российского социума, снижении ”органической солидарности” его слоев и т.д.

Данная тенденция, очевидно, будет усугубляться в силу устойчивого устаревания основных фондов, из которых примерно половина (тех, что имелись в 90-х годах) уже ликвидирована, а возраст оставшегося оборудования составляет 25-27 лет: через пять- максимум десять лет этот промышленный потенциал (весьма устаревший даже по сегодняшним меркам) станет просто непригодным к использованию. Ситуация достаточно драматичная. По мнению отечественных ученых, нынешняя экономическая система страны не только не стимулирует, а, напротив, подавляет интерес хозяйствующих субъектов к инновациям и обновлению основных фондов.

Еще одной причиной расширения бедности в Россию, является качественное изменения ”матрицы” трудовых отношений. Вместо стандартизации и унификации, характерных для индустриального этапа, в условиях формирования постиндустриальной экономики происходит дестандартизация труда — развиваются его гибкие формы и небольшие предприятия, быстро меняющие технологии, возрастает роль науки и значимость креативности в профессиональных навыках персонала. Поэтому на смену еще недавно повсеместно применявшегося бессрочного трудового договора для работников наемного труда приходит непостоянный найм, то есть неполная и временная занятость, заемный труд, субсидируемый трудовой договор, при котором часть затрат на оплату труда несет государство. В этой связи прежние механизмы регулирования заработной платы и социальной защиты требуют обновления.

Четвертая причина бедности (причем бедности занятых трудовой деятельностью) — курс государства на дерегулирование заработной платы (соотношение заработной платы между крайними децилями составляет 1 к 24), существенное уменьшение ее доли в ВВП — с 38% в 1990 г. до 24% в 2008 г.

По расчетам А.Шевякова, в региональном разрезе доходы 10% наиболее обеспеченных граждан росли в последние годы (2005-2008 гг.) быстрее, чем ВРП на душу населения, а доходы 10% наименее обеспеченных — в 20 раз медленнее. То есть при приросте ВРП на душу населения в 100 руб. среднедушевой доход 10% наиболее состоятельных увеличивался на 200 руб., а среднедушевой доход 10% самых малоимущих — только на 5 руб., или в 40 раз меньше.

Как отмечают в этой связи эксперты МБТ, при оценке перераспределения доходов населения, помимо чистой заработной платы (после налоговых изъятий) и социального страхования, следует учитывать расходы населения по оплате медицинских услуг. С учетом анализа влияния этих факторов совокупный чистый доход и трансферты в пользу наемных работников в странах ЕС и США примерно равны.

В целом необходимо констатировать, что сложившаяся в стране модель бедности — прежде всего результат низкого уровня доходов от занятости. Факторы, связанные с крайне неудовлетворительной ситуацией на рынке труда, низким качеством рабочих мест, являются доминирующими среди причин дифференциации семей по статусу бедности. В этой связи российскую бедность можно определить в терминах ”экономической”, или ”рыночной” бедности, которая обусловлена положением конкретных категорий экономически активного населения на рынке труда.

38 стр., 18882 слов

Основные направления государственной социальной политики в РФ

... Объектом дипломной работы является социальная политика. Предмет дипломного исследования. Предметом в работе выступают основные направления социальной политики России. Цель. Целью дипломной работы является раскрыть показать основные направления функционирования социальной политики в Российской Федерации. Задачи дипломного ...

Поддерживаемая государством модель ”экономики дешевого работника” блокирует создание условий, необходимых для формирования институтов достойных доходов и полноценного социального страхования, которые являются истинными предпосылками реформ экономических. То, что размер пенсии снизился по сравнению с советским периодом более чем вдвое и составляет только 25% заработной платы, по существу, свидетельствует о девальвации социального контракта поколений.

Приходится констатировать, что система социального обеспечения в стране в целом осталась в рамках социалистических принципов перераспределения ресурсов и дотаций со стороны государства, которая может функционировать только в благоприятных финансовых и экономических условиях. При малейших экономических сбоях она обречена.

Важнейшими инструментами реализации стратегии социальной защиты населения выступают институты обязательного социального страхования (пенсионного, медицинского, в связи с безработицей и ряда других), позволяющие смягчать последствия структурных реформ, проводить переобучение и трудоустройство.

Вместо формирования подлинно рыночных институтов социального страхования, создания механизмов гармонизации заработной платы и всей системы страхования в 2000 г. финансовый блок правительства вместе с законодателями демонтировал зарождавшуюся систему обязательного социального страхования путем замены страховых взносов на ЕСН; было ликвидировано страхование по безработице, упразднен Фонд занятости. В условиях нынешнего кризиса эти институты могли бы демпфировать осложнения, связанные с растущей безработицей и социальным обеспечением пенсионеров. Заметим: специалисты прогнозируют, что частота финансовых кризисов в ХХI в. увеличится по сравнению с ХХ в. и составит один кризис в 10 лет.

Пятой причиной бедности выступает хроническое бюджетное недофинансирование социальной сферы. В России в 2005 г. государственные расходы на образование составляли 3,7% ВВП, столько же — на здравоохранение, что значительно меньше, чем в западноевропейских странах. Так, в Великобритании в 2003 г. на образование государство тратило 5,4% ВВП, на здравоохранение — 6,9% ВВП; в Германии — соответственно 4,7% и 8,6%, во Франции — 5,9% и 7,7%. Общая доля указанных расходов была выше, чем в России: в Великобритании — в 1,6 раза, в Германии и Франции — в 1,8 раза. Приведенные цифры выглядят еще более впечатляющими, если учитывать абсолютные размеры душевого потребления данных услуг, поскольку в указанных странах размеры подушевого ВВП существенно выше, чем в России.