Актуальность. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой личности. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы система воспитания воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, она должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника [15].
Задачей всех компонентов учебно-воспитательного
К сожалению, в настоящее время для решения задач эстетического воспитания организуются мероприятия в основном в учебное время школьников, а свободное время предоставляется им для самостоятельного выбора занятий. И, как известно, нередко школьники проводят внеучебное время нерационально, «без пользы дела» [1].
Отсюда следует, что необходимо проведение специальной работы, направленной на решение проблемы с организацией школьников во внеучебное время.
Таким образом, целенаправленный, организованный и контролируемый процесс формирования эстетического отношения к
Цель исследования: изучение форм, методов и средств формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности.
Эстетическое воспитание. . Эстетическое воспитание учащихся в ...
... эстетического воспитания; изучить формы и методы формирования эстетической культуры учащихся; провести диагностику уровня развития эстетического воспитания у младших школьников; разработать рекомендации к применению живописи с целью эстетического воспитания младшего школьника. Теоретическая значимость В ходе работы ...
Объект исследования: формирования эстетической культуры школьников.
Предмет исследования: формы, средства и методы формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования эстетической культуры школьников;
- изучить особенности формирования эстетической культуры в школьном возрасте;
- исследовать формы внеучебной деятельности, направленные на формирование эстетической культуры школьников;
- охарактеризовать средства и методы формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности.
Исследованию данной проблемы посвящены работы Неменского Б.М., Ушинского К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Ильенкова Э.В., Лихачева Д.Б. и др.
В нашей работе был использован метод исследования – анализ научно-методической литературы.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования эстетической культуры школьников
1.1. Сущность формирования эстетической культуры
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с эстетическими явлениями: в учебе, в труде, в общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми, главное уметь видеть эту красоту.
Педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать, и оценивать красоту в окружающей действительности — в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства [22].
Так же эстетическое воспитание определяется как система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве [14].
Д.С. Лихачев дает следующее определение – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [11].
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве [3].
По СМГ. Роль физической культуры в духовном воспитании личности
... деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры. [2] Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносит свой вклад в формирование всесторонне развитой личности. Нравственное воспитание. ...
В процессе эстетического воспитания формируется эстетическая культура школьника. Эстетическая культура – это способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить, человечески ценностно выразить полноту, глубину и многообразие этих отношений [1].
Формирование эстетической культуры не должно ограничиваться только областью искусства, а охватывать своим влиянием все стороны жизнедеятельности школьника, тем самым совершенствуя его нравственность и интеллект. Любой вид деятельности может вызывать различные чувства и по — разному воздействовать на эмоциональную сферу личности, что в значительной степени объясняется подготовленностью личности к восприятию и сопереживанию.
Поэтому эстетическое воспитание включает в себя решение таких задач: воспитание эстетических чувств, восприятия и на их основе формирование эстетических понятий, суждений, оценок. Решение первой задачи связано с тем, чтобы помочь школьнику увидеть прекрасное в искусстве, во взаимоотношениях среди людей, в природе, в трудовой деятельности, пробудить у него соответствующие чувства.
Другая сторона данной задачи заключается в том, чтобы суметь дать оценку увиденному и прочувствованному, касается ли это искусства или деятельности человека. А для этого нужны знания и искусствоведческие, и нравственно – этические [19].
Однако развитием эмоциональных чувств и нравственно — эстетическими знаниями еще не определяется сущность человека. Она проявляется в эстетике отношений между людьми, таких как чувство такта, внимательность, умение создать хорошее настроение, поступиться личным. Все это характеризует не только нравственную воспитанность, но и эстетику культурной личности. Культура личности формируется под влиянием социально – экономических условий жизни общества, всей системы воспитания. Включая школу, внешкольные учреждения, семью, различные информационные источники [19].
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
- эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
- художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
- эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
- воспитание творческих потребностей и способностей [2].
Таким образом, изучив и проанализировав названные понятия о формировании эстетической культуры различных авторов, можно сделать вывод, что во всех определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в жизни, правильно понимать и оценивать его.
1.2. Цели и задачи формирования эстетической культуры
При формировании эстетической культуры ставятся такие цели [4], как формирование способности активного эстетического
Воспитание и формирование личности
... выделяет в личности социальнотипическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в ... формирования личности индивиду нужно пройти определенный путь развития и указывает 2 группы условий для этого развития: биологические, генетические задатки, предпосылки и наличие социальной среды, мира человеческой культуры, ...
Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность.
Задачи приобщения:
- Формирование эстетических знаний. Разносторонность и богатство знаний — основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, богатого опыта, который учащийся перенимает через произведения искусства, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность [3].
- Воспитание эстетической культуры;
- Овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
- Формирование эстетического отношения к действительности;
- Развитие эстетических чувств;
- Приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
- Развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. Человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни [3].
- Формирование эстетического идеала;
- Формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п.
Эстетическое воспитание в современной школе еще не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Современная концепция общего среднего образования и федеральная программа развития школы предполагают новые пути улучшения качества эстетического воспитания. Стройное здание эстетического воспитания, которое предстоит построить в школе, должно опираться на фундамент искусства. Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и красоты, душевности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы [10].
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности, формирование эстетической культуры вносит вклад и в их всестороннее развитие, способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей (лепка, рисование, танец, конструирование и др.), проводимые во внеучебной деятельности, способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта
... «окультуривание» (прежде всего становление телосложения; воспитание двигательных способностей, необходимых для социальной практики) есть объект, предмет и результат, отражающий освоенность ценностей эстетической и физической культуры. Кроме того, само тело представителя ...
Решая поставленные задачи эстетического воспитания, необходимо придерживаться
1. Связь воспитания с жизнью. Методологически этот принцип опирается на положение о единстве теории с практикой и требует в связи с формируемыми эстетическими убеждениями такой организации деятельности школьников, в которой не только реализовались бы усвоенные знания о мире, но и содержался эстетический элемент.
2. Единство воспитания, обучения и развития. Данный принцип реализуется в воспитывающем характере обучения, в единстве учебной и внеучебной деятельности воспитываемых.
3. Комплексный подход ко всему делу
На практике данный принцип предполагает единство целей, содержания и методов эстетического воспитания, единство всех этапов воспитательного процесса и всех его сторон.
4. Сочетание педагогического руководства с инициативой, самодеятельностью и самостоятельностью. Процесс эстетического воспитания — педагогически руководимый и управляемый процесс. Однако он предполагает большую активность школьников, которая возрастает, если создаются ситуации, побуждающие к самостоятельности, социально полезному самоутверждению.