Философия как рефлексивная форма культуры

Курсовая работа

Философия. Сколько раз ее представителей называли бездельниками, а философию ненужным и пустым занятием, счесть невозможно. Мне самому лично приходилось слышать: «философия — занятие для тех, кто ничего не хочет делать», то есть, попросту говоря, для лентяев. Очень часто в разговоре мы можем услышать фразу, выражающее пренебрежительное отношение к философии: «хватит философствовать, говори по делу».

Но люди, отзывающиеся подобным образом о философии, некомпетентны в ее проблемном поле и общественной значимости, и не понимают того, что такое философия и что значит «философствовать». К сожалению, таких людей среди нас преобладающее большинство. Лишь немногие осознают значимость философии, еще меньшее число людей пытаются использовать философию для устроения своей жизни, формирования отношения к миру, к природе, к окружающим людям.

Так, недавно, на жизненном пути мне встретился человек, который по роду своей деятельности, казалось бы, должен быть совершенно далеким от философии и всего, что с нею связано. Но меня поразила его тяга к знаниям, к философским концепциям, и его настойчивое стремление искать в огромном океане философских учений и идей рецепты счастливой и грамотной жизни, а также ответы на глобальные вопросы, волнующие мыслящую часть человечества на всем протяжении его существования. Беседы с этим человеком, настроенным на философию и развивающим в себе философское мышление, натолкнули меня на мысль о том, что должное восприятие философии во многом зависит от настроя самого человека. Можно сколько угодно объяснять человеку, что такое бытие, но если он не захочет, он этого не поймет, с другой стороны, при желании, практически каждый может самостоятельно развивать философское мышление, ведь философия — это сокровищница, в которой хранится мудрость, накопленная веками.

О значимости философии говорит один тот факт, что многие из наук, которые изучаются каждым школьником: алгебра, геометрия, физика, биология, зародились именно в недрах философии и изначально были неразрывно связаны с ней. Так, первые математики, среди которых Фалес, Пифагор, Аристотель, были и выдающимися философами.

К слову говоря, математики — это не только представители математической науки, так в древности называли членов пифагорейского союза (религиозного общества, основанного Пифагором), которые владели полным объемом знаний, составляющих тайну для обывателей.

Философия выражает опыт осмысления человеком мира и его места в нем. Философы издавна ищут ответы на трудноразрешимые вопросы, которые то и дело встают перед лицом человечества: в чем смысл жизни, каковы границы познания, как устроен мир, есть ли иные миры, крое нашего, что такое справедливость, как правильно жить, чтобы быть счастливым, и множество других. Ясно, что философия как профессия ныне себя изжила, сейчас все философы являются одновременно преподавателями. Но, несмотря на это, философию нельзя называть занятием для бездельников: философия позволяет каждому сформировать целостное видение мира и жизни, а также приблизиться к четкому пониманию своего места в мироздании. Можно всю жизнь прожить без этого, но, как совершенно точно отметили философы-экзистенциалисты, перед лицом смерти, эти вопросы возникнут с особой остротой, и если на них не было найдено ответ, уход из жизни будет омрачен душевными переживаниями.

8 стр., 3573 слов

Социальные и биологические факторы продолжительности жизни. Современные ...

... социологии, социальной психологии, философии, статистики, индустрии, экономики, социальной и индивидуальной гигиены. Социальная геронтология тесно связана с вопросами общей культуры, являясь ... Геронтологическое исследования показывают, что долгожителям свойственны размеренный, упорядоченный образ жизни, отсутствия вредных привычек (злоупотребление алкоголем, курение, нерациональное питание, семейное ...

Многие люди именно в старости начинают задумываться о «вечном», вот почему в церквях так много людей старого возраста, многие из которых пытаются в религиозной вере найти решение важнейшего противоречия существования человека, или как его называл известный психолог и философ ХХ века Э. Фромм, экзистенциальной дихотомии, — противоречия между жизнью и смертью [5].

1. Возникновение философии

Философия (от греч. phileo — любить и sofia — мудрость) — форма духовной деятельности человека, направленная на выработку мировоззрения, т.е. системы взглядов на мир и роль человека в нём.

Если другие науки изучают вполне определённые сферы бытия, то предмет философии практически безграничен. Философию называют матерью наук, т. к. она вырабатывает общие принципы, подходы, методы других наук. Решает она и другие задачи.

В наше время наибольшее развитие имеют точные и прикладные науки, технологии. Они делятся на огромное количество видов. Поэтому люди разделены на множество профессий и специальностей. Часто, стремясь лучше освоить свою специальность, они недополучают знаний о других сферах жизни. Это ограничивает их возможности.

Философия как особая форма самосознания культуры складывается примерно в VII-VI веках до нашей эры, хотя процесс ее формирования шел значительно дольше (примерно до 2 века до нашей эры).

И данный отрезок мировой истории получил название «осевого времени». Данный термин ввел в широкий научный оборот немецкий философ и ученый-психиатр Карл Ясперс [6].

Время возникновения философии названо осевым, поскольку происходит данный процесс не в одной точке земного шара, а в трех отдельно взятых странах древнего мира: в Древней Греции на Западе, и в Древнем Китае и в Древней Индии на Востоке.

Хотя, в целом, философия в каждой из названных стран формируется независимо от других, что подтверждается различиями между учениями греческих, индийских и китайских философов, в ряде основных философских идей можно проследить определенное сходство. Так, например, греческий «логос» как единый мировой закон, упорядочивающий мироздание, напоминает китайское «дао». Идея переселения душ, являющаяся одной из ключевых в индийской философии и называемая реинкарнацией, была характерна и для ряда древнегреческих философов (Пифагор, Платон), обозначаемая словом «метемпсихоз».

6 стр., 2509 слов

Философия человека и общества

... философии воззрения о человеке оказываются довольно бедными, малодейственными. Такова реальность. Отметим также, что нами не закончено рассмотрение природы человека, оно будет продолжено в последующих главах. Что такое общество? Индивид и общество. ...

С одной стороны, такие совпадения можно объяснить единством мышления всего человечества, основные моменты которого не изменяются под воздействием особенностей места проживания, климатических условий, специфики культуры, то есть всего того, что определяет этническое своеобразие. Ведь и греки, и китайцы, и индийцы, пытались обосновать собственное существование, найти мировоззренческие опоры с целью формирования чувства стабильности и укорененности в мире. Только пути поиска и его результаты были различны, так как на них накладывали отпечаток этнические различия.

Если грекам была большая опора на разум, то для индийцев была характерна тяга к сверхприродному, опора на интуицию, мистицизм, веру, медитацию, установление связи с иными мирами, то есть. Другими словами, европейская философия по преимуществу формировалась как рационалистическая, а восточная философия — как иррационалистическая. Хотя между западом и востоком поддерживались определенные связи, что выражалось, например в том, что известные греческие философы обучались в странах Востока. Так к восточной мудрости «прикоснулись» Пифагор, Гераклит, Платон и ряд других философов и ученых Древней Греции.

Итак, мы ответили на вопросы, где и когда возникает философия. Теперь рассмотрим основные предпосылки ее возникновения, которым мы отнесем особенности духовной жизни в названных странах, условия политической жизни и особенности экономического развития. Для этого обратимся к мнению отечественного специалиста в области истории философии А.Н. Чанышева [4, с. 79].

Говоря о духовных предпосылках возникновения философии, необходимо определиться, что служило ядром мировоззрения Древних греков до формирования философии. Таким ядром служил миф, другими словами мифология являлась исторически первым типом мировоззрения, для которого были характерны образность, антропоморфизм, художественность выражения и эстетизм, целостность и нерасчлененность, персонификация природных сил и различных аспектов мироздания. Мифы, это не просто интересные повествования о богах и героях, мифы служили нашим предкам формой осмысления мироздания и фундаментом картины мира.

Специфика мифологического сознания состоит в его целостности, синкретичности, образности и порой эмоциональности. Оно не предполагает аналитического мышления, о чем свидетельствует происхождение слова «миф». Так, древние греки (прародители европейской философии и науки) отличали слово как миф, характеризующейся синкретичностью и иррациональностью от слова как логоса, основанного на аналитическом мышлении. По утверждению отечественного исследователя А.А. Тахо-Годи, понятие «миф» «выражает обобщенно-смысловую наполненность слова в его целостности» [3, с. 8]. Таким образом, этимология термина «миф» свидетельствует о его понимании как особой синкретичной формы мировосприятия, основанной скорее на чувственности и сверхчувственности, чем на разуме. Миф предполагает веру в реальность существования его героев и описываемых в нем событий.

Мифы были органично вкраплены в обыденное мышление наших предков, персонифицированные природные силы были неотъемлемой частью повседневности древних славян, греков, индусов, кельтов и других народов. Так, совершение обрядовых магических действий, направленных на повышение плодородия земли, являлось для славян обычной рутинной практикой, типизированной формой деятельности, общепринятой в славянском социуме и передаваемой от поколения к поколению в виде традиции.

5 стр., 2091 слов

Проблема человека в философии Древнего Востока и Древней Греции. ...

... человека в философии Древнего Востока и Древней Греции. Цель определяет три главные задачи, исследованные в реферате: рассмотреть мировоззрение Древней Греции и Древнего Востока; охарактеризовать портрет человека в философии Древней Греции и Древнего Востока; выявить сходства и различия в характеристике человека Древней Греции и Древнего Востока. ... - очаг). С возникновением нового классового общества ...

Мифология играла роль механизма поддержания символического универсума, посредством которого в сознании древних славян, греков, индусов и остальных народов происходила легитимация (оправдание) существующего миропорядка и сложившегося в повседневной жизни положения дел. Так, неизбежность судьбы для любого человека, независимо от его физических и духовных качеств, а также социального положения, была легитимирована греками в мифическом понятии рока, довлеющего даже над богами и героями. Благодаря мифу наши предки идентифицировали себя, то есть определяли свое место как в физическом пространстве, так и в историческом времени.

Чанышев указывает на три основных варианта решения проблемы возникновения философии. К ним относятся мифогенная концепция, гносеогенная концепция и мифо-гносеогенная концепция. Представители мифогенной концепции (Гегель, Лосев, Томсон) считают, что философия представляет собой высшую стадию развития мифического мировоззрения, когда на смену мифическим персонализированным образом приходят понятия, отличающиеся с одной стороны универсальностью (всеобщностью), а с другой стороны, абстрактностью (несводимостью понятий к конкретным чувственным образам).

Если следовать логике мифогенной концепции, то образ Зевса как главы Олимпа и властителя судеб был заменен понятием логоса как единого универсального мирового закона, персонализированным образам, воплощающим в себе различные стороны мироздания, пришло на смену понятие бытия как центральной философской категории. Сторонники гносеогенной концепции (Богданов, Спенсер) считают, что философия сформировалась, благодаря накопления и обобщению разнообразных и основанных на опыте знаний о мире. Чанышев А.Н. придерживается гносеогенно-мифогенной концепции генезиса философии, считая что она возникла из мифологии, накопленных преднаучных знаний о мире и «ходячей нравственности».

Итак, основным духовным источником возникновения философии явилась совокупность развитой мифологии и начатков научных знаний (математики, астрономии, физики).

Чтобы уяснить экономические, политические и социальные предпосылки возникновения философии, необходимо обратиться к истории Древней Греции того периода.

. Демократия

. Снижение роли аристократии в политической жизни

. Развитие культуры

. Накопление уровня благ, достаточного для того, чтобы отдельные представители занялись интеллектуальным трудом, не направленным на производство материальных благ.

. Расширение кругозора за счет путешествий, основания колоний и общения с другими народами.

4 стр., 1578 слов

Философия жизни: А.Шопенгауэр и Ф.Ницше

... философии жизни считаются А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Философия жизни - подчеркнуто антирациональное направление в философии, в центре внимания которого находится инстинктивно узнаваемая целостная реальность, не тождественна ни духу, ни материи, которая была названа «жизнью». ...

Среди первых философов необходимо отметить Фалеса Милетского, который был не только выдающимся мыслителем, но и математиком. Каждому школьнику известна его знаменитая теорема: «Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне». По свидетельству Прокла (V в. н.э.), Фалес выполнял задачи на построение с помощью циркуля и линейки, доказал равенство вертикальных углов и углов при основании равнобедренного треугольника.

Фалес известен тем, что предсказал солнечное затмение, которое (по современным вычислениям), произошло 28 мая 585 до н. э. <#»justify»>По поводу научных достижений Фалеса существует мнение, что он не являлся в этой сфере первооткрывателем, а обучившись в Азии, привнес эти знания в Европу. Однако, это не умаляет его значимости для европейской науки и философии.

Итак, философия возникает в VII-VI веках до нашей эры сразу в трех точках земного шара: Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае. Этот процесс в Европе знаменует собой формирование мировоззрения, основанного на понятийном мышлении и стремлении постичь мир с помощью разума. Однако, рационалистическая традиция, берущая начало у греческих мудрецов, спустя множество столетий, в XIX веке, была подвергнута критике, и в противовес ей возникла и начала «набирать обороты» иррационалистическая философия, в рамках которой первичная роль в познании отводится не разуму, а интуиции, озарению, медитации и иным формам внеразумного постижения действительности.

философский мировоззрение духовный

2. Философия как рефлексивная форма культуры

Итак, философия как особая форма самосознания культуры возникает в тот момент, когда независимо друг от друга в трех странах Древнего мира появляются особые люди, стремящиеся выразить в отвлеченных (абстрактных) понятиях сущность мироздания и объяснить место и назначение человека в мире. В Древней Греции это были Фалес Милетский и его ученики, Пифагор, Демокрит, Парменид и другие, в Древнем Китае — Лао Цзы, Конфуций, в Древней Индии — Будда. Суждения, выдвигаемые первыми философами, были основаны не на вере в высшие божественные силы, не на догматическом поклонении перед авторитетом предков, а на абстрактном мышлении, основными формами которого являются понятия, суждения и умозаключения. Так, логос (разум) приходит на смену мифу (чувственно-эмоциональному образному представлению о действительности).

Пример: наивное, но по тем временам рациональное объяснение землетрясения Фалесом как последствия шторма в мировом океане, на котором покоится земной диск.

Стоит отметить, что наряду с мифом, до философии возникла еще одна форма мировоззрения, существующая и по сей день и играющая в жизни большинства обществ весьма значительную роль, — религия.

На первый взгляд, у религии и мифа много общего, так как они основаны на вере в сверхъестественные силы, но специфика религии состоит в том, что она, в отличие от мифа основана на развитом культе то есть системе ритуальных обрядовых действий, имеющих целью коммуникацию с объектом почитания — божественными силами. Мифология есть форма объяснения окружающей действительности с привлечением веры в сверхъестественное, религия же есть практическая форма коммуникации со сверхъестественными силами, управляющими мирозданием и определяющими судьбу человека.

5 стр., 2018 слов

Анри Бергсон- философия жизни

... жизни, культуре, мировоззрению человека, «вечным вопросам» о смысле жизни, о природе всего сущего. Анри Бергсон – представитель философии жизни – был наиболее известным и влиятельным из всех французских философов ... влиятельное учение, получившее название «Философия жизни». Основы этой философии были заложены Ф.Ницше и В.Дильтеем в Германии и А.Бергсоном во Франции. «Философия жизни» отличается ...

Так, в религии древних греков, у которых мифология достигла особого развития и разнообразия содержания, мифы отнюдь не составляли сути религии. Вера в них не была обязательной и многие образованные люди смеялись над мифами, при этом не навлекая на себя упреков в безбожии до тех пор, пока они с почтением относились к богам — покровителям города и выполняли предписанные религиозные обряды.

Итак, философия, в отличие и от мифа, в качестве источника познания рассматривала не веру, а разум. Философия содержит целую систему предельно общих (универсальных) понятий, называемых категориями. Другими словами, категориальная система — это язык философии, и без знания их невозможно освоить даже удовлетворительно философское наследие, аккумулируемое на протяжении многих столетий. Универсальность языка философии означает то, что каждая ее категория носит всеохватывающий характер. Например, категория бытия охватывает все сущее, все мироздание, взятое в его целостности. Но универсальность влечет за собой еще одну характерную черту, являющуюся тем камнем преткновения, на котором спотыкается большинство студентов при ее изучении. Эта черта — отвлеченность (абстрактность).

Философия, в отличие от частных наук, носит умозрительный, отвлеченный от конкретного чувственно-образного содержания характер. Так, не может быть найдено конкретное содержание бытия и нельзя указать пальцем на бытие, взять его в руки, рассмотреть его, препарировать, изучить в лабораторных условиях. Говоря научным языком, у философских категорий нет эмпирического, то есть опытного, содержания.

Философы стремятся проникнуть в самую глубинную суть вещей, но рассматривают вещи не сами по себе а их общие абстрактные образы, то есть как категории.

Говоря о специфике философского подхода к рассмотрению мира (то есть ее метода), мы выходим на проблему определения предметного поля философии. Для этого в качестве примера сопоставим предмет философии с предметом психологии. Говоря упрощенно, психология направлена на изучение внутреннего мира человека (психики) и проявлений особенностей этого внутреннего мира в поведении, то есть в отношении к миру, к людям, к себе. Философы тоже во все времена занимались рассмотрением человека, но в отличие от психологов, которых интересует психический мир конкретного индивида, личности, взятой здесь и сейчас, например Иванова Ивана Ивановича 20 лет, студента N-городского государственного университета, то философов интересует человек не как конкретная личность, а как универсальное понятие, в котором аккумулированы универсальные черты, присущие всем представителям человеческого рода, когда либо жившим на Земле, живущим ныне и тем, кому предстоит жить.

Если психологи занимаются эмпирическим изучением психической жизни индивидов и разрешением индивидуальных и групповых проблем, то философы ищут решение проблем, носящих общечеловеческий характер, имеющих отношение ко всем людям: что есть человек и каковы его сущностные свойства, отличающие его от других, в чем смысл жизни, как нужно относиться к смерти, что такое счастье и как его достичь и тому подобные.

5 стр., 2382 слов

Методологическая функция философии в научном познании

... философских построений. 2.3 Функции философии в научном познании Как подведение итога всему сказанному выше, в этом параграфе будут рассмотрены функции философии в научном познании. 1. Философия разрабатывает определённые «модели» ... и научной жизнью; существует все растущий диапазон её понимания. 2. Можно быть хорошим философом без всякой ученой подготовки. Наряду с этим философии можно и ...

При этом, необходимо отметить, что психология, как и многие науки «вышли» из философии, то есть психология началась с умозрительных рассуждений о человеке и его душе, среди которых наиболее значимыми являются идеи древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля.

Теперь сопоставим философию с физикой как древнейшей наукой о природе, также зародившейся в лоне философии и в своем зачаточном состоянии находящейся с философией в единой целостности. Само слово физика, имеющее греческое происхождение, переводится на русский язык как «природа».

И физиков и философов интересует материальный мир. Но философия изучает материю как одну из возможных субстанций, то есть оснований мироздания. Философ не изучает конкретное вещество в лаборатории, его интересует материя как универсальная категория, как некое первовещество, из которого состоят материальные предметы окружающего мира.

Физика — это не просто наука о природе или материи, ее можно определить как науку о наиболее простых и вместе с тем наиболее общих формах движения материи и их взаимных превращениях. Основным методом физики является опыт, то есть эмпирическое изучение, философия же изучает материю умозрительно или, как говорят сами философы, спекулятивно. Итак, можно сказать, что предмет философии, то есть та сфера, осмыслением которой занимаются философы, — это мир в его целостности и место человека в этом мире. Основными специфическими чертами философии являются ее универсализм, абстрактность и умозрительность.

Для более полного раскрытия характера философии обратимся к мнению по данному вопросу выдающегося отечественного мыслителя ХХ века, прозванного «грузинским Сократом» (Сократ — выдающийся древнегреческий философ, олицетворение настоящего философа не только по роду деятельности, но и по образу мысли и жизни), Мераба Константиновича Мамардашвили (годы жизни 1930-1990).

Итак, Мамардашивили указывает, что философия — это:

. «Автономная теоретическая мысль», лишенная ритуальной или священной окраски.

. С философией всегда связано имя, то есть конкретный творец философской мысли, а значит, она «индивидуальна и датируема».

. Философия порождает традицию, например, с именем Платона, учившего мудрости в созданной им школе Академии, связаны платонизм и неоплатонизм как философские традиции. Аристотель, обучавший желающих прикоснуться к знаниям, в собственной школе под названием Лицей, породил такое направление как аристотелизм (другое название перипатетизм, происходящее от греческого слова «перипатетикос» — прогуливаться: Аристотель обучал своих учеников, прогуливаясь под портиками Лицея).

. Философия — это «определенный тип размышления, определенный тип текста, передаваемого другим, комментируемого другими и составляющего их занятие и призвание».

5 стр., 2253 слов

«Идеи к философии истории человечества» И. Г. Гердера в истории ...

... высокую оценку Я. А. Коменскому. Философия истории Гердера основана на идее, что человечество в своем развитии закономерно приходит ... жизни, а другие при этом проявили изобретательность, вызвано в значительной мере климатическими условиями. Там, где природа позволяет человеку ... природе. Однако Гердер, исходя из своих позиций, делает в большей степени материалистические выводы, чем, например, Вольтер: ...

И действительно, занятия философией немыслимы без изучения и осмысления произведений философов, попытка философской интерпретации той или иной проблемы немыслима без обращения к мнениям авторитетных философов, уже однажды высказанных. Но простого воспроизведения мнений здесь недостаточно: осмысление идей, содержащихся в текстах, означает их критическую переработку, сопоставление, поиск сильных и слабых сторон, формирование собственной позиции по изучаемому вопросу.

. Философия проблематична, то есть философия начинается с обнаружения проблемы, носящей универсальный общечеловеческий характер. Так, например, мир интересует философов не данный в готовом виде, упорядоченный и стабильный, а как хаотичный, требующей упорядочения, нахождения неких первооснов, фундамента, дающего человеку чувство стабильности и уверенности [2, c, 13-19].

Чтобы лучше понять суть философии, попробуйте задаться вопросом о смысле собственного существования, и подумайте, как эта проблема решалась на протяжении истории человечества. Постарайтесь перейти от мыслей о собственном существовании к размышлениям о том, что такое человек, как, когда и главное, зачем, он появился в мире.

Философия — ядро мировоззрения. Мировоззрение — это система обобщённых чувствований, интуитивных представлений, теоретических взглядов на мир и место в нём человека. Это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих жизненные позиции личности.

Основной вопрос философии, определяющий мировоззрение человека — это вопрос об отношении духа и материи: «Что первично — дух или материя?»

Попытки ответить на него предпринимаются с момента появления человечества. Первобытные люди воспринимали явления природы как чудеса, происходящие по воле нематериальных существ: духов, богов, демонов. Благодаря этому возникли религия и философский идеализм.

С точки зрения идеализма дух первичен, он породил материю и определяет развитие Вселенной, а человек обладает бессмертной душой. Материализм основывается на утверждении, что материя первична, а дух, мышление — лишь её свойства. Оба эти направления характеризуются как монизм (от греч. monos — один) — учение, гласящее, что в основе бытия лежит лишь одна субстанция (сущность) — или материя, или дух. Существует также дуализм (от лат. duo — два) утверждающий идею о равном значении материи и духа.

Решение основного философского вопроса отражается на решении вопроса о смысле жизни. Для идеалистов он состоит в подготовке к предстоящей после телесной смерти жизни души в идеальном мире или в другом теле. Эта подготовка предусматривает соблюдение определённых духовно-нравственных норм и самоограничение в материальных удовольствиях, отвлекающих от духовного развития. Для материалистов смысл жизни заключается в достижении счастья в земной жизни.

Но одни стремятся лишь к обогащению себя и своих близких, нередко — преступными средствами, поскольку в божий суд не верят, а земного не боятся. Другие, иногда в ущерб личной выгоде, работают и борются в интересах своего народа или всего человечества.

9 стр., 4340 слов

Философия, круг ее проблем и роль в обществе

... облик проблемы в современных условиях; - прагматически осмыслить будущее. Философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях. Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения "мир - человек". ...

С основным вопросом философии связан и другой важнейший философский вопрос — о тождестве мышления и бытия: Может ли человеческое сознание верно отразить бытиё? Положительный ответ на этот вопрос характеризуется как гносеологический оптимизм. Отрицательный — как агностицизм (от греч. а — частица не и gnosis — знание).

Сомнение в возможностях человеческого познания — скептицизм (от греч. skeptikos — рассматривающий, критикующий).

В зависимости от того, какие способности человека считаются основой познания, в философии выделяются:

.Иррационализм (от лат. irrationalis — неразумный) — учение, признающее основой бытия неразумное начало (энергию, любовь, волю), а основой познания — внерациональные аспекты духовной жизни человека (чувства, интуицию, озарение).

Двумя основными противоположными друг другу теоретическими методами познания являются:

Метафизика (от греч. meta — после и fisica — физика) первоначально — учение о нематериальных началах бытия. В более широком смысле — способ мышления, при котором явления рассматриваются как обособленные, неизменные, статичные.

Диалектика (от греч. dialog — беседа) — учение, рассматривающее явление с различных точек зрения, в его развитии и взаимосвязи с другими явлениями.

Основа диалектики — закон единства и борьбы противоположностей. Согласно ему, движение, развитие любого явления происходит благодаря постоянной борьбе в нём противоположных начал. Компоненты диалектического мышления на языке логики называются: утверждение — тезис, отрицание — антитезис, вывод — синтез.

В наше время наибольшее развитие имеют точные и прикладные науки, технологии. Они делятся на огромное количество видов. Поэтому люди разделены на множество профессий и специальностей. Часто, стремясь лучше освоить свою специальность, они недополучают знаний о других сферах жизни. Это ограничивает их возможности. Такая неравномерность в развитии людей ведёт к духовным, психологическим, социальным проблемам не только отдельных личностей, но и общества. Духовный кризис наблюдается не только в России с её экономическими проблемами, но и во многих экономически развитых странах. Известный психолог В. Франкл проводил исследования среди американских студентов. Оказалось, что среди причин смертности у них на первом месте — ДТП, а на втором — самоубийства. Большинство из них совершаются вполне обеспеченными материально и благополучными студентами.

Философия, наряду с другими формами духовной жизни — религией, искусством, литературой — помогает людям построить свои мировоззрение и жизнь гармонично, найти ответы на вопросы: «Почему мир таков, какой он есть?», «В чём смысл жизни?», «Как обрести счастье?», «В чём заключается истина, добро, красота?», «Как познать истину?», «Как отличить истину от заблуждения?», «Каковы причины великих перемен в судьбах человечества?», «Как устроить достойную жизнь для всех людей?».

3. Структура и функции философии

Традиционно в философии как совокупности мировоззренческих представлений выделяются следующие структурные разделы:

. Онтология — учение о бытии.

. Гносеология — учение о познании.

. Социальная философия — философия общества.

. Философская антропология — философия человека.

. Натурфилософия — философия природы.

. Этика — философия морали.

. Философия культуры.

. Эстетика — философия прекрасного.

. Логика — философское учение о законах правильного мышления.

При этом, философия несмотря на ее кажущуюся абстрактность содержит и множество идей, имеющих не просто теоретическую, но и практическую значимость. И именно практическая философия в наше время прагматизма приобретает наибольшую значимость. К практической философии можно отнести социальную философию и этику.

Так, социальная философия является тем уровнем знаний, на котором формулируются наиболее общие принципы и законы жизни и развития общества, то есть нас с вами, всех людей, объединенных сознательным взаимодействием. Эти знания представляют собой ориентиры общественного развития, позволяют объяснить процессы, происходящие в современном обществе, лучше понимать события, происходящие с нами и влияющие на нашу жизнь.

Этика позволяет сформировать нормы грамотного поведения человека в обществе, сориентироваться во всем многообразии возможных линий поведения и выстраивания отношений с окружающими. И как бы банально не звучали основные этические постулаты (например, относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе), от их соблюдения зависит благополучие не только отдельного человека, но и всего общества в целом.

Кроме этого, все больший приобретает так называемая прикладная этика, имеющая больше практический, чем теоретический характер и представляющая ответ философов и ученых на актуальные проблемы нашего времени: экологические проблемы, этические проблемы медицины, жизни и смерти. Такие проблемы, как эвтаназия, клонирование, хоспис, экологическая ответственность ныне активно обсуждаются не только в научной, но и в философской среде, именно на уровне прикладной этики.

Указанные проблемы носят поистине всеобщий характер, так как напрямую связаны с жизнью и смертью, а значит, касаются каждого из нас.

Значимость философии проявляется в ее функциях.

. Гносеологическая (познавательная).

В философии вырабатываются пути и методы постижений действительности, познания человеком мира и своего места в нем, философия решает проблему установления границ познания и возможностей чувств и разума человека. Так, например, такие общелогические методы, как дедукция и индукция, повсеместно используемые представителями различных наук, получили разработку в трудах известных философов Нового Времени Фрэнсиса Бэкона (индукция) и Рене Декарта (дедукция).

Проблема умственного постижения бесконечности Вселенной получила разрешение в трудах выдающегося философа Иммануила Канта, который высказал и обосновал мысль о том, что разум человека, сталкиваясь с проблемами, не поддающимися опытному изучению, рано или поздно заходит в тупик. Подобные тупики разума Кант назвал антиномиями. Кроме того, он высказал мысль, что пространство, как и время не существуют объективно, то есть независимо от сознания человека, а содержатся в нашем мышлении как априорные (изначальные, доопытные) формы восприятия, в которые мы облекаем постигаемый с помощью органов чувств мир.

. Методологическая.

Философия выступает общетеоретическим уровнем для многих наук, на котором формулируются наиболее общие научные законы и принципы. Например, социальная философия как раздел философских (а значит универсальных, абстрактных и умозрительных) знаний об общественной жизни выступает общетеоретическим уровнем для такой науки, как социология. Данная общественная наука и возникла в лоне социальной философии в XIX веке, благодаря французскому мыслителю Огюсту Конту, который предложил изучать общество не только умозрительно, в недрах философии, а опытным путем, аналогично тому, как различные природные феномены изучаются естественными науками с помощью методов опыта, наблюдения и эксперимента. Социальная философия определяет мышление социологов, или, говоря научным языком, их методологическую ориентацию. Так, социолог с марксистской ориентацией при изучении массовых беспорядков будет искать причины экономического характера, обращая внимание на производственные отношения между наемными рабочими и представителями бизнес-сектора: низкий уровень жизни, неудовлетворительные условия труда, разрыв в доходах между богатыми и бедными и т.д. Социолог с феноменологической ориентацией при изучении этих же массовых беспорядков обратит внимание, в первую очередь, на то, как представители различных социальных групп воспринимают эти беспорядки и возможные причины, их вызвавшие.

. Гуманистическая.

Философия позволяет человеку жить осмысленно, ориентироваться в всем многообразии жизни, как природной, так и общественной, позволяет найти себя, что особенно важно в кризисные моменты жизни. Так, в рамках экзистенциализма (философии существования от «existence» — «существование») была обоснована мысль о том, что в пограничной ситуации (умирание, смерть близкого человека, одиночество, вина) человек сталкивается с настойчивой необходимостью осмысления жизни и выработки грамотного отношения к смерти.

Важность смысла жизни для человека подтвердил не только своими суждениями, но собственной судьбой австрийский психолог и философ Виктор Франкл. На его судьбу выпали годы заключения в фашистских концентрационных лагерях, и выжить ему помогло именно осмысленно существование, четкая жизненная цель — оказание помощи другим заключенным и продолжение научной деятельности. Ученый заметил, что в концлагерях чаще выживали те, кто был сильнее не только физически, но и духовно, те, кого не удавалось «сломить» и кто сохранял человеческий облик и жизненные цели. Те же, кто терял цель жизни или ее не имел вовсе, погибали. Результатом осмысления опыта нахождения в концлагере с позиций психиатрии и психологии стала работа Франкла «Сказать жизни «Да» Психолог в концлагере», которую он завершил в 1945 году.

Уже после войны Франкл, оказывая психологическую помощь при помощи разработанного им метода логотерапии — помощи консультанта по обретению пациентом смысла жизни, признавал, что даже материальное благополучие, успех у противоположного пола, престижная профессия не гарантируют счастья и духовной гармонии. Внешне успешные люди приходили к нему и жаловались на пустоту жизни, депрессию, мысли о суициде. Все это свидетельствует о том, что материальное благополучие — это не единственная составляющая счастья человека. Чтобы жизнь была счастливой, она должна быть осмысленной. В этом и помогает людям философия.

. Социально-критическая.

Философы во все времена при осмыслении процессов, происходящих в обществе, выявляли недостатки в общественной жизни, общественном устройстве, общественном развитии и предлагали оптимальные пути развития общества. Поэтому, мыслителей уважали и их боялись. Свидетельством тому судьба древнегреческого мыслителя Сократа, который в возрасте 70 лет был приговорен в 399 году до н.э. к смерти за то, что обучал молодежь самостоятельному критическому мышлению. Еще один пример — Джордано Бруно, который в возрасте 52 лет был сожжен на костре в 1600 году. В советское время, инакомыслящие философы порой не выдерживали идеологического давления, политической «травли» и сводили с собой счеты. Такая участь постигла выдающегося отечественного мыслителя и педагога, обучавшего слепоглухих детей, Эвальда Ильенкова, который, не выдержав критики в официальных научных и партийных кругах, покончил жизнь самоубийством в 1979 году в возрасте 55 лет.

. Прогностическая.

С данной функцией связана такая область знаний, как футурология. Философы, основываясь на результатах рефлексии прошлого и настоящего, прогнозируют возможные пути развития цивилизации и ограждают человечества от различного рода ошибочных действий, создающих угрозу выживанию населения земного шара.

. Социокультурная рефлексия.

Философия, выступая самосознанием эпохи, является духовным отражением культуры человечества, в ней как в зеркале отражаются и преломляются все достижения человечества и все его трудности и катастрофы.

Так, например, начиная с рубежа 19-20 веков в западной философии наблюдался кризис рационализма и рост иррационалистической философии. В то время для системы философского знания стало характерным заметное влияние таких философских концепций, как философия жизни (Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей, Анри Бергсон), экзистенциальная философия (Серен Кьеркегор, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хадейггер, Габриэль Марсель), психоанализ (Зигмунд Фрейд, Герберт Маркузе, Эрих Фромм).

Философия как важнейший фрагмент культуры, прошла длительную эволюцию, в процессе которой возникали все новые и новые ее направления и школы. Традиционно выделяются следующие исторические типы философии:

. Философия Древнего Востока (Древний Китай и Древняя Индия).

. Античная философия (Древняя Греция и Древний Рим).

. Средневековая философия.

. Философия Ренессанса.

. Философия Нового времени.

. Философия Новейшего времени (современная философия).

При этом, в каждую историческую эпоху философия отражала ее специфические черты, особенности мировоззрения и мышления людей т ого времени. Каждый указанный тип философии является «духовным слепком», снятым с соответствующей эпохи. Так, если для Нового времени была характерна оптимистическая вера в величие людского разума и науки, то для современности характерно осознание противоречивости человеческой природы и понимание того факта, что разрыв науки и технического развития с нравственностью несет угрозу жизни всего человечества.

Важно отметить тот факт, что процессу развития философии присущ диалектический характер: появление новых идей и концепций не означает полного отвержения прежних, скорее новое в философии возникает как результат критического переосмысления и обновления имеющихся в философском наследии идей и концепций, из которых заимствуется самое ценное. Например: психолог и философ ХХ века Эрих Фромм в своем учении синтезировал ключевые идеи из трех философских учений, казалось бы совсем не связанных: марксизма, фрейдизма и экзистенциализма.

Философия как особая интеллектуальная деятельность присутствует в современной культуре не только в традиционной печатной форме (книги), которая, к сожалению, отходит на задний план перед аудиовизуальными формами (телевидение и интернет).

Не умаляя значимости чтения для личностного развития и интеллектуального обогащения и тем более для изучения философии, можно назвать ряд фильмов, которые можно назвать философскими, то есть авторы которых поднимают в них жизненные проблемы философского плана и наталкивают зрителей на философские размышления. Большинство фильмов с подобным содержанием относятся к арт-хаусу, то есть к немассовому кино, не для многих, трудному для понимания, созданному не для развлечения широких масс, а с целью привлечения внимания к тем или иным проблемам, стимулирования зрителей к размышлениям о тех или иных проблемах, с которыми сталкиваются человек и общество. Хотя есть фильмы с философским подтекстом и среди так называемого массового кинематографа, легкого для восприятия: «Куда приводят мечты» (1998 г.), «Матрица» (1999 г.) «Заплати вперед» (2000 г.), «Трасса 60» (2002 г.) и другие. Среди «артхаусного», трудного для восприятия, кино с философским содержанием я бы выделил филь Дэвида Линча «Человек-слон» (1980 г.) фильм Даррена Аронофски «Пи» (1998 г.), фильм Дэвида Финчера «Бойцовский клуб» (1999 г.) и другие.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить тот факт, что философия в нынешнее время отражает особенности данной эпохи, которую можно назвать постсовременностью.

Постсовременность характеризуется деинституализацией, то есть нарушением сложившейся на протяжении веков упорядоченности социального мира, разрушении традиционных форм совместной жизнедеятельности людей. Подобные явления можно расценивать как симптом неоархаизации, то есть возврата к древним формам общественной жизни и общественного поведения.

Так, например, государственное право как важнейший общественный институт, обеспечивающий стабильность функционирования общества, в России 90-х годов существовало лишь номинально, фактически же роль основного регулятора общественной жизни выступало «тюремное» или «криминальное» право, то есть система норм поведения, составляющая неписаный кодекс для представителей криминальной контркультуры. Подобные нормы мало чем отличаются от правил поведения в животном мире, где выживает сильнейший, а слабый гибнет.

В условиях аномии и духовного кризиса российский социум в последнее десятилетие ХХ века во многом стал напоминать первобытное сообщество, в основе которого была дикость.

Начало XXI века в российском социуме было ознаменовано упорядочиванием общественных отношений и переходом от неоархаики к «Новому средневековью».

Философия сама по себе не пользуется должным уважением, вследствие чего большинство обывателей предпочитают рациональным формам познания повседневности эмоционально-образные.

Переходом от мифа к логосу в 6 веке до нашей эры не завершилось духовное развитие человечества: прошло 2500 лет, и логос, породивший технику и в том числе аудиовизуальную технику и тем самым массовое сознание и массовую культуру, соединился причудливым образом в современном обыденном сознании со своей противоположностью — мифом.

Современная мифология как особый пласт обыденного мышления в многом отличается от тех мифов, которые составляли первичную форму мировоззрения и служили способом объяснения строения мироздания, содержав ответы на наиболее глобальные вопросы, от решения которых зависело душевное благополучие наших предков.

Первое и самое важное отличие современной мифологии от мифов древности состоит в том, что если в древней мифологии постулируется естественная, исконная и неразрывная связь человека с природой и космосом, означающая ответственность человека по отношению к миру, то современный миф погружает человека в искусственную среду, которую современные философы называют виртуальной, и «задает» ему виртуальные, неестественные, чуждые его исконной сущности идеалы, ценности, схемы повседневного поведения.

Второе отличие состоит в том, что если древние мифы передавались от поколения к поколению устно и известны даже сейчас как часть культурного наследия человечества и важнейший пласт духовной жизни, то современные мифы носят порой спорадический и кратковременный характер, не имеют никакой культурной ценности и транслируются по сетевому принципу с помощью радио, телевидения и интернета [1, c. 10-11].

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/filosofskaya-refleksiya-buduschego/

1. Антипов М.А. Эволюция мышления: диалектика мифа и логоса // Социосфера. № 3. 2012. С. 9-13.

. Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: «Лабиринт», 1996. С. 13-19.

. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология — М.: Искусство, 1989. — 304 с.

4. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира — М.: Высшая школа, 1999. 703 с.

5. Фромм Э. Человек для себя — М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006 г. — 314 с.

. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Республика, 1994 г. — 527 с.