Учебные экскурсии, их виды и методы проведения

Курсовая работа
  • Какой был парк поздней осенью (вспомнить)?
  • Какие изменения произошли в природе с приходом поздней осени?
  • Назвать деревья, которые сбрасывают листья на зиму, а которые – нет.
  • До экскурсии даются задания.

    • Понаблюдать за птицами

    Проведение экскурсии в январе в том же парке, что и поздней осенью.

    Наблюдения за неживой природой.

    Славный снег! Какая роскошь!

    Всё, что осень обожгла,

    Обломила, сокрушила, ткань густая облегла.

    Эти светлые покровы шиты в мерку, в самый раз,

    И чаруют белизною к серой мгле привыкший глаз.

    Не спокойный резкий ветер — он закройщик и портной —

    Срезал всё, что было лишним, свеял и с земли долой.

    (К.К.Случевский)

    По приходу в парк, детям предлагаются вопросы и задания.

    • Посмотрите, остановитесь, послушайте тишину, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.
    • Что вы слышите?
    • Какое ощущение от зимнего парка?
    • Какие стихи и загадки вам приходят на память?

    (Например:

    Чернокрылый, красногрудый

    Он у нас найдёт приют.

    Не боится он простуды,

    С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

    Большая белая скала

    Всю зиму крепла и росла,

    Но от весеннего тепла

    Скала осела, потекла… (Сугроб)

    Как по небу, с севера,

    Плыла лебедь серая,

    Плыла лебедь сытая,

    Вниз кидала, сыпала

    На поля, озёрышки

    Белый пух да пёрышки. (Снежная туча)).

    • Какие пословицы, поговорки вы знаете?

    (Например:

    В зимний холод всякий молод.

    Два друга – мороз да вьюга.

    Солнце на лето, зима на мороз.

    Сова кричит на холод.

    Курица на одной ноге стоит – к стуже.

    Новый год — к весне поворот).

    Понаблюдайте за небом, как оно изменилось по сравнению с осенью?

    • Какое солнце? Чем покрыта земля зимой?
    • Что падает с неба?
    • Какая температура воздуха? Выше или ниже нуля?

    Поймайте на рукавичку снежинку и рассмотрите ее, а теперь на ладонь.

    Что произошло со снежинкой? Попробуйте зарисовать снежинку. (Зарисовывают в блокноте).

    Разделитесь на группы ( образовывается три группы).

    Вы будете выполнять следующее задание и результаты записывать в блокноты.

    1 группа — Линейкой измеряет толщину снега на открытом пространстве и у дерева.

    9 стр., 4020 слов

    Поздняя осень (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 класс)

    ... лес, просто так побродить по опавшей листве. Я ощущаю шорох листвы под ногами. Чувствую её аромат. И, оставив все дела, я отправляюсь в осеннюю сказку! Сочинение на тему «Поздняя осень» ... свинцовое небо и ловить лицом дождь. Можно сидеть в парке на скамеечке, отдаваясь прохладному ветерку. Осень – прекрасна. Сочинение про «Осень» 7-8 класс Еще очень тепло, но уже грустно от запаха ...

    2 группа – Рассмотрите сугробы, где их намело и почему?

    3 группа — Градусником измеряет температуру воздуха и температуру снега.

    Итоги по наблюдениям за неживой природой.

    Руководители групп докладывают о выполненной работе.

    • Где толщина снежного покрова больше? (Около деревьев).

      Почему? (Толщина снежного покрова зависит от преград)

    • Где в наших местах намело сугробы? Почему?
    • Какова Температура воздуха, температура снега?

    Наблюдения за живой природой.

    Посмотрите на деревья.

     Какие они? (без листьев).Почему?

     Какие с листьями? (хвоинками).

     Найдите ель и сосну (хвойные).

     Найдите отличие сосны и ели.

     Посмотрите следы на снегу.

     Есть ли они? Чьи? Как догадались?

     Каких зимующих птиц знаете?

     Что должен человек сделать для них?

    Собираем природный материал.

    1 группа – Собирает шишки, рассматривает.

    2 группа – Собирает на снегу опавшие ветки, которые сбило ветром.

    3группа – Разделите ветки хвойных и лиственных деревьев, дайте им название.

    Руководители групп докладывают о выполненной работе, в которой выясняется изменения в живой природе с приходом зимы.

    • Чем ель отличается от сосны? (Листьями, хвоей, шишками, корой, стволом).

    • Опишите внешний вид птиц, их жизнь в зимнем лесу, как мы должны о них заботится?

    После проведения работ детям предлагается поиграть в следующую игру: «Угадай, с какого дерева этот листок». Игра проводится после того, как учащиеся уже будут хорошо знакомы с листьями разных деревьев.

    Содержание игры: Учитель держит в руках несколько листков разных деревьев, показывает один из них и предлагает детям подбежать к тому дереву, которое имеет такие листья. Дети подбегают к соответствующим деревьям. Потом учитель раздает каждому ученику по одному листку и говорит: «Когда я скажу раз, два, три- беги, каждый из вас должен подбежать к тому дереву, с которого держит листок в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы?». Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Учитель проверяет, правильно ли дети выполняют условия игры. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.

    Подведение итогов экскурсии.

    После отдыха предлагается обобщающая беседа, в ходе которой выясняются изменения в неживой и живой природе с приходом зимы.

    • Что мы сегодня наблюдали?
    • Что нового узнали?
    • Где были на экскурсии?
    • Какие изменения в природе заметили?

    Вывод: жизнь в природе зимой продолжается.

    Домашнее задание: (в классе выборочно).

    • Оказывается, и у природы есть свои сказочные картины, и увидеть их можно на оконном стекле. Зарисовать узор на оконном стекле.
    • Описать внешний вид птиц, которых видели в парке.
    • Можно составить рассказ об экскурсии по плану.

    1. Тема экскурсии.

    2. Отличие осенней экскурсии и зимней.

    3. Причины изменений.

    • Изготовить кормушки с родителями.

    2

    92 стр., 45904 слов

    Значение экскурсии воспитания дошкольников

    ... в природе и распространяющихся на объекты природы ближайшего к ребенку окружения. Система экологиче­ского воспитания дошкольников должно ... определены следующие задачи: Изучить теоретические основы использования экскурсии как средства формирования основ экологической культуры ... Поддъяков и др.). Особое значение для нашего исследования имеют концепции воспитания экологической культуры, в которых ...

    Заключение

    Итак, воспитание экологически грамотного человека не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников. Как бы ни был увлекателен и интересен рассказ учителя, мир во всем его многообразии открывается перед глазами школьника лишь тогда, когда он ощутит его в зримых наглядных проявлениях.

    В настоящее время учитель располагает многообразными педагогическими средствами, которые помогают осуществлять связь школы с жизнью. В системе учебно-воспитательного процесса школы одно из ведущих мест в экологическом образовании занимает краеведческая работа. Одной из доступных форм работы с младшими школьниками по краеведению являются экскурсии в природу. Они помогают научить детей не только смотреть, но и видеть, приучают их изучать окружающую местность, находить новое и интересное в своем окружении. В соответствии с учебными программами учащиеся начальных классов знакомятся с объектами природы в пределах своего района, села, города.

    Экскурсия — форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой естествознания и природоведения, она становится обязательной формой обучения. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Тематика экскурсий определяется образовательной программой.

    Педагогический экскурсионный процесс основан на дидактических принципах, которые определяют содержание, организацию и методику обучения экскурсантов. К числу этих принципов относят: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность.

    Эффективность экскурсии как педагогического процесса зависит от уровня активности обеих сторон.

    Педагогические принципы обучения и воспитания представляют собой фундамент экскурсий. Наличие основных элементов педагогики в ходе проведения экскурсий позволяет определить ее как педагогический процесс.

    2

    Список использованной литературы

    [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/ekskursiya-kak-pedagogicheskiy-protsess/

    1. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.

    2. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. – М., 1996

    3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М., 2001.

    4. Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. — М., 1984.

    5. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.

    6. Квасцова Л.С., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического образования школьников. //Биология в школе, 1998, №3.

    14 стр., 6935 слов

    Формирование духовно-нравственных ценностей в начальной школе ...

    ... устойчивых духовно-нравственных ценностей школьника. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно – нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же ... проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы связана со следующими факторами: наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не ...

    7. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа, 1998, №6.

    8. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 1998, №5.

    9. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. //Начальная школа, 1998, №6.

    10. Плешаков А.А. Природоведение в третьем классе: Методические рекомендации к учебнику. — М.: Просвещение, 1993.

    11. Программно-методические материалы. //Начальная школа. — М.: Дрофа, 1999.

    12. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе. //Начальная школа, 1998, №6.

    2