Формирование основ экономической культуры у младших школьников

Актуальность: в большей части школ формирование экономической культуры младших школьников происходит стихийно. Несмотря на большое количество пособий по экономике для детей данной возрастной группы выпускаемое в последнее время и складывающуюся практику преподавания по ним экономики в начальной школе, на государственном уровне экономической подготовке младших школьников уделяется незначительное внимание. Отсутствие стандарта содержания образовательной области «Экономика» для начальной школы порождает на местах лавину авторских программ, многие из которых не отвечают дидактическим требованиям, порою мало связанны с учебным предметом «Экономика». Во-вторых, используются традиционные подходы, методы и способы обучения и воспитания без учета специфики самого предмета «Экономика». В-третьих, отсутствует единая апробированная программа курса «Экономика» для младших школьников.Понятие «культура» в философском энциклопедическом словаре трактуется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самому себе.

С точки зрения культурологии образования, культура представляет собой сумму духовных достижений человечества, результат и процесс творчества, творческое самовыражение людей, память человечества, совокупность знаковых систем, совокупность материальных и духовных ценностей, внутренние достижения личности, приобщающие ее к сумме достижений общества. Анализ философской, социологической и педагогической литературы по проблеме формирования экономической культуры показал различие подходов к определению сущности понятия «экономическая культура» относительно ее признаков, отражающих разные направления развития теоретических исследований в области общей культуры. В русле такого подхода Сысоева А.А. рассматривает экономическую культуру как «совокупность интеллектуального, практического и эмоционально-ценностного компонентов, позволяющих личности самореализоваться в экономической деятельности и поведении, адаптироваться и интегрироваться в существующие и прогнозируемые социально-экономические условия с учетом морально-нравственных установок общества». Л.Н. Пономарев подчеркивает, что экономическая культура является важнейшим средством саморазвития, поскольку человек, обладающий сформированной экономической культурой, не только создает, обогащает и потребляет ценности культуры, но и в процессе своего развития поднимается на более высокую, ступень свободы [1, 87].Исходя из этого, экономическое образование и воспитание должны быть, направлены помимо ознакомления детей с экономическими понятиями и категориями на систематизацию, углубление и осмысление собственного жизненного опыта, приобретаемого ими в повседневной жизни, формирование экономической культуры, адекватной по своему уровню психологическим возможностям младшего школьника. Ко времени поступления в школу ребенок, по данным исследователей, имеет в активном словаре свыше 25 экономических понятий, которые связаны с трудом и его процессами. Именно в этот период ребенок принимает на будущее определенную психологическую ориентацию («лидерство (организация)», «стяжательство», «ответственность», «индивидуализм», «альтруизм» и т.д.) В зависимости от того, какую этическую направленность будет иметь избранный ребенком психологический образ, позднее будет определяться и тип его экономического поведения. Современные психологи и педагоги единодушно пришли к выводу, что поскольку интерес и склонность к экономическим знаниям и навыкам во многом зависит от возраста детей (в 13-14 лет происходит спад интереса к систематическому труду, тогда как в 7-9 лет ребенок преисполнен трудового энтузиазма), целесообразно активнее включать младших школьников в трудовые отношения, сознательно отмечая их экономический аспект. Доверительность и открытость детей к воздействию педагогов и родителей создают благоприятные возможности для формирования в сознании детей социально ценностных представлений о такой важнейшей стороне жизни общества, как экономическая, для формирования у ребенка на всю жизнь позитивной этической основы для развития правильной модели экономического поведения.В частности, профессором Б.А.Райзбергом разработана концепция экономического образования школьников, которая реализуется в серии учебных пособий, комплексе практических заданий, практикумов, деловых экономических игр, связанных с учебной программой курсов «Введение в экономику» и «Основы предпринимательства». Надо отметить, что с самого начала разработки современных отечественных программ по экономике для школьников авторы предполагали начинать экономическую подготовку уже в начальных классах. Для реализации программы созданы учебно-методические пособия: «Экономический словарь», «Книга для учителя начальной школы», рабочие тетради

24 стр., 11587 слов

» Формирование педагогической культуры родителей младших школьников»

... недостаточная выявленность эффективных психолого-педагогических условий формирования педагогической культуры родителей младших школьников. В связи с этим можно выделить противоречие между необходимостью повышения педагогической культуры родителей младших школьников для успешности в обучении и развитии учащихся и несовершенством ...

Актуальность: в большей части школ формирование экономической культуры младших школьников происходит стихийно. Несмотря на большое количество пособий по экономике для детей данной возрастной группы выпускаемое в последнее время и складывающуюся практику преподавания по ним экономики в начальной школе, на государственном уровне экономической подготовке младших школьников уделяется незначительное внимание. Отсутствие стандарта содержания образовательной области «Экономика» для начальной школы порождает на местах лавину авторских программ, многие из которых не отвечают дидактическим требованиям, порою мало связанны с учебным предметом «Экономика».

3 стр., 1466 слов

Воспитания культуры поведения и речи младших школьников

... обосновать и экспериментально проверить педагогические условия воспитания культуры поведения и речи младших школьников во внеурочной деятельности. Объект: исследования – внеурочная деятельность младших школьников. Предмет: исследования –культура поведения и речи учащихся начальных классов во внеурочной деятельности. ...

По мнению И.А. Сасовой, автора многих работ по теории и практике экономического воспитания, учащимся начальных классов доступно усвоение примерно пятидесяти наиболее распространенных экономических понятий. Исследования таких ученых как Л.В. Занков, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин подтверждают то, что осознание отвлеченных понятий (именно к таким понятиям относится значительная часть экономических понятий) возможно в младшем школьном возрасте.

Повседневная действительность показывает, что изучение экономики в начальных классах становится реалией современной школы. Однако, несмотря на то, что идей, методических наработок появляется много, продуктивность работы по экономическому образованию и воспитанию невысока.

На наш взгляд, основная причина низкой эффективности экономического образования и воспитания младших школьников как основы формирования их экономической культуры состоит в том, что в этой работе нет системы. Во-первых, учителя начальных классов не имеют специальной научно-методической подготовки в области экономики. Во-вторых, используются традиционные подходы, методы и способы обучения и воспитания без учета специфики самого предмета «Экономика». В-третьих, отсутствует единая апробированная программа курса «Экономика» для младших школьников. В-четвертых, огромное множество имеющейся учебно-методической литературы по экономике еще раз доказывает известную истину, что большое количество не всегда адекватно высокому качеству.

Мы считаем, что в настоящее время крайне мало качественной учебно-методической литературы, в которой подача экономического материала по уровню трудности, усвоения и методическим параметрам соответствует психологическим особенностям младшего школьного возраста, а по содержанию отвечает современным требованиям и положениям экономической науки.

Таким образом, в новых условиях социально-экономического развития России вопросы формирования экономической культуры подрастающего поколения становятся важной стратегической проблемой образовательной системы.

Значимость этой проблемы и ее актуальность определили выбор темы исследования: «Формирование основ экономической культуры младших школьников».

Цель исследования: обоснование оптимального содержания, форм, методов и средств образовательного процесса, направленного на формирование основ экономической культуры младших школьников.

Объект исследования: экономическое обучение и воспитание младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования основ экономической культуры младших школьников на уроке экономики.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование основ экономической культуры младших школьников в учебном процессе будет наиболее эффективно, если:

  • оно включает в себя формирование системы экономических знаний, умений и навыков элементарной практической деятельности, воспитание экономически значимых качеств личности, таких как бережливость, инициативность, организованность, трудолюбие, ответственность;
  • содержание обучения младших школьников основам экономики ориентированно на современный уровень развития экономической науки и учитывает психологические особенности детей данной возрастной группы;
  • используются методы обучения, повышающие учебно-познавательную активность учащихся (дидактические игры, практикумы, решение проблемных экономических ситуаций и др.);

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

30 стр., 14659 слов

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

... комплекса мероприятий по формированию профилактику конфликтов среди младших школьников. 7. Провести анализ исследования. Методы исследования: 1) Теоретический – анализ литературы по теме исследования; 2) Эмпирический – констатирующий ... устойчивый и продолжительный интерес психологов к конфликтам, но и разнообразие практических и теоретических работ на эту тему. В психоанализе З. Фрейд первым ...

  • охарактеризовать историю развития и современное состояние проблемы исследования;
  • выявить и теоретически обосновать сущность и структуру формирования основ экономической культуры младших школьников в учебном процессе;
  • определить содержание образования по курсу «Основы экономики» для учащихся начальных классов;
  • выявить наиболее эффективные методы и формы работы по усвоению содержания разработанного учебного курса и формированию основ экономической культуры младших школьников.

Теоретико-методологической основой исследования являются: диалектический подход к исследованию, как метод научного познания общественных явлений, основные положения философских исследований в области экономического образования и воспитания Л.Н.Пономарева, В.Д.Попова, А.К.Уледова, В.П.Фофанова, Чичканова В.П.; концепции Ю.Б. Бабанского, В.В.Краевского , B.C. Леднева, М.Н. Скаткина о содержании общего среднего образования; концепция непрерывного экономического образования В.А.Полякова, И.А.

Практическая значимость: Материалы и результаты исследования могут найти применение при разработке программ экономического образования для младших школьников, в подготовке учителей начальных классов к экономическому воспитанию детей и в последующих исследованиях по рассматриваемой проблеме.