Экологическое воспитание младших школьников

Курсовая работа

Человек — часть природы: он не может существовать вне природы, не может нарушать её законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полной гармонии с природой, человек сможет сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

В условиях научно-технического прогресса проблема экологии возрастает с каждым днём. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.

Экологические вопросы должны прослеживаться на уроках и на факультативных занятиях, причём регулярно. Однако в настоящее время качество и результативность школы в области экологического образования нельзя считать удовлетворительной. Начальная школа, которая является одним из важных институтов формирования личности ребёнка, даёт лишь общие, первичные знания о природе и её охране. Дальнейшее отношение ребёнка к природе будет складываться в первую очередь из того, как он осознаёт ценность природы и насколько глубоко будет развито его нравственное отношение к природным объектам.

Цель исследования: Изучить экологическое воспитание младших школьников.

Объект исследования: методы экологического воспитания младших школьников. Предмет исследования: экологическое воспитание младших школьников.

Были поставлены следующие задачи:

  • Изучить сущность, содержание и задачи экологического воспитания.

.Рассмотреть внеклассную работу, как способ формирования экологической культуры младших школьников.

.Изучить формирование экологического воспитания у младших школьников на уроках дисциплины «Окружающий мир».

.Рассмотреть уровень сформированности нравственно-экологических качеств младших школьников в учебной деятельности.

.Выявить методы и приёмы формирования экологического опыта у младших школьников.

7 стр., 3015 слов

Причины дезадаптации младших школьников, методы и методики исследования ...

... и развивающую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности. Программа работы по профилактике и психокоррекции дезадаптации у первоклассников., В программу работы по ... развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников, коммуникативных навыков. Ритуалы приветствия Разминка является средством воздействия на ...

.Изучить результаты опытно-экспериментальной работы.

Решение вышеперечисленных задач потребовало применения различных методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, опытно-экспериментальная работа.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников

.1 Сущность понятия «экологическое воспитание» младших школьников

Как показывает опыт предыдущего столетия, при стремительном развитии научного и технического оснащения не менее быстро разрушается и природа планеты. Невольно возникает подозрение тесной взаимообусловленности этих процессов. Свою среду обитания человечество уничтожает, а комфортные условия, создаваемые для жителей, не могут спасти их от вымирания вместе с разрушенными ландшафтами. Самосовершенствование в интеллигентной сфере также не продлит существование людей на планете.

Стратегия и тактика жизни современного цивилизованного человека, в отличие от других животных, направлены отнюдь не на выживание в изменяющейся среде. Подавляющее большинство приспособлений современника нацелены на преодоление социальных коллизий и на изобретение средств поддержания постоянной и оптимальной среды своего обитания.

В природе же адаптации — это компромиссы между старыми хорошими приспособлениями и новыми окружающими условиями, в которых приспособления стали хуже работать. Поэтому и нужно адаптировать свою цивилизацию и свою культуру к природным условиям. Первый шаг на новом пути — отказ от активных преобразований и улучшений природы земли. На огромных пространствах усилия преобразователей уже привели к тому, что само существование человека стало затруднительным.

Решение такой глобальной задачи осложнено потому, что для реализации задуманного необходимо изменить мировоззрение если не всего человечества, то его существенной части. То есть целенаправленно воспитывать новые поколения, в сознании которых будет превалировать не преобразовательная доминанта в поведении, а адаптационная. Они должны утвердиться в мысли, что человек не хозяин земли, а один из ее обитателей. Поэтому он, чтобы выжить, обязан уважать права всех сосуществующих рядом с ним живых организмов.

Казалось бы, всем известен простой способ выхода из создавшегося тупика — непрерывное экологическое образование. Оно способно постепенно изменить мировоззрение человечества. Для этого необходимо целенаправленно воспитывать новые поколения. Однако такое образование практически не укоренилось ни в одной стране. Население планеты не препятствует экологическому просвещению своих детей. Более того, в развитых странах уже четверть века оно ведется, стимулирует его разворачивающееся международное экологическое движение. Во многих странах экология вводится в систему школьного обучения как отдельный предмет. В России многие десятки лет существуют специализированные научно — исследовательские институты экологии. Так что многие законы и правила науки давно сформулированы, отработаны специфические методы исследований.

3 стр., 1052 слов

Реферат экологическое воспитание в гпд

... ребёнка самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе), готовность ребенка оказать помощь нуждающимся в ней. Для развития экологической культуры детей младшего школьного возраста ...

Существование человека и общества предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры. До недавних пор ее формирование велось в основном стихийно, методом проб и ошибок, «на глазок», закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через систему обычаев и традиций, нередко в сиюминутных и поверхностных оценках и решениях, в соответствии с уровнем общественного развития и понимания людьми возможных экологических опасностей, их желанием и волевым настроением на преодоление экологических проблем.

Сегодня такой путь исчерпал себя полностью, требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры, что невозможно без должной постановки всего образовательного процесса, возрастания в нем роли экологического образования.

«Экологическая культура» есть одно из проявлений общей культуры (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание).

Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий среды. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В начальной школе закладываются основы экологической культуры.

Экологическая культура определяет особые качества личности, компонентами которой являются:

·интерес к природе и проблемам ее охраны;

·знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;

·нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

·экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;

·мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

На современном этапе развития человечества обращение к наукам природы связано с углубляющимся экологическим кризисом и поисками выхода из него, необходимостью экологического образования, начиная с самого раннего возраста.

В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.

Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.

13 стр., 6137 слов

Экологическое воспитание школьников в процессе обучения биологии

... способов формирования экологической культуры как компонент экологического воспитания в процессе обучения биологии у школьников в процессе обучения биологии.; экологический воспитание игра Глава 1. Теоретические основы исследования экологического воспитания в процессе образования биологии 1.1 Экологическое воспитание в системе ...

Ученые Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко выделяют разные компоненты этого качества.

Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного — это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;

культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;

культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.

Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:

·интерес к природе;

·знания о природе и ее охране;

·эстетические и нравственные чувства к природе;

·позитивная деятельность в природе;

Очевидно, что наиболее надежным гарантом устойчивого развития общества и сохранения здоровья среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения страны. Важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать комплексное экологическое воспитание, предусматривающее постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая ВУЗами. Формирование экологической культуры детей должно стать важнейшей педагогической задачей. В становлении экологической культуры исключительно важная роль принадлежит годам детства — сравнительно короткому по времени отрезку времени, который мудрецы называли половиной жизни.

С позиции современных исследований начальная школа — важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире.

Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. А такую возможность представляют буквально все учебные предметы. Дети, только пришедшие в школу, уже знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги.

20 стр., 9956 слов

Духовная культура человека и общества

... людей. Негативное влияние связано с тем, что массовая культура в целом обедняет культуру страны, народа, снижая общую планку духовной жизни общества; она рассчитана на ... смысле противопоставляется природе. Природа — то, что существует независимо от человека, естественное. Культура — то, чтосоздано человеком. Примеры культуры в этом смысле: античная культура, римская культура, современная культура; — ...

Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают название растений и животных (медведь, ворона, воробей, береза, желудь).

Учащиеся рассказывают все, что они знают о том или другом представителе природы, устанавливают природные связи между объектами, обозначенными этими словами.

Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и произведения писателей — натуралистов, включенные в учебники. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Можно рассказать детям об увлечениях природой В. Бианки, о роли природы в творчестве А.С. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина. Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру.

Тесная связь на уроках музыки, произведений изобразительного искусства создает эмоциональный настрой, помогающий полнее и ярче воспринимать окружающий мир.

Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и трудового обучения. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать ее. При этом не просто изображать лес или речку, а показывать их своеобразие, характер. На уроках трудового обучения и дома дети изготавливают кормушки, накапливают корм. В течение зимы дети поочередно ведут наблюдение за «птичьей столовой».

Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры нам предоставляют уроки природоведения и ознакомления с окружающим миром. Большой и разнообразный материал дают экскурсии. Уже в 1 классе на первой учебной неделе дети знакомятся с тем, что находится около школы, учатся наблюдать за природой.

Необходимо, чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета — наш дом и о нем надо заботиться.

Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.

На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость.

Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития. Она способствует закреплению знаний, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний, пробуждает интерес к познанию нового.

В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей — активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры.

12 стр., 5768 слов

Экологическое воспитание младших школьников (2)

... экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания младших школьников. ...

Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и школе. Педагогам и родителям следует, предстоит заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.

Учащиеся младшего школьного возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках окружающего мира.

Интерес — мощный стимул активности учащихся. Воспитание интересов — необходимое условие развития активности и направленности личности, поэтому направленность интереса, его содержание, широта или узость служат показателем активности ребенка. Именно в интересе проявляется отношение человека к предметному миру, в том числе и к миру природы. Интерес, с одной стороны, является стимулом формирования бережного отношения к природе, с другой — его результатом, знаменующим собой относительную завершенность определенного этапа экологического воспитания. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от развития уже имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них — к интересу на более высокой его ступени.

Экологическое воспитание является составной частью экологического образования. Экологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности. Экологическое образование должно решать следующие задачи:

·формирование целостного представления о природном, социальном окружении как среде жизни, труда, отдыха человека;

·развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса.

·воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Ядро содержания экологического образования включает в себя 4 взаимосвязанных компонента:

.Познавательный — это понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии.

.Ценностный — осознание детьми значения природы как универсальной ценности.

.Нормативный — этот компонент обозначает овладение нормами поведения в окружающей природной среде.

9 стр., 4485 слов

Формирование гуманистических отношений в коллективе у младших школьников

... отношения к самому себе, окружающему миру, другим людям. [18,6] Гуманистические идеи, связанные с пониманием человека как части природы и самоценности его личности, составили основу ведущей ... формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними делают группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. ...

.Деятельностный — овладение видами и способами общественно — полезной практической деятельности школьника, направленной на формирование умений экологического характера.

Все 4 компонента составляют ядро содержания экологического образования, используются при отборе экологических знаний и умений в начальных классах с соответствующей их интерпретацией на младший школьный возраст.

Таким образом, под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально — природной среде.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания.

Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома — планеты Земля — вот главное в жизни.

экологический воспитание школьник

1.2 Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников

Экологическое образование обладает такими особенностями, как актуализация идеи К. Маркса о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы: сбережение генофонда биосферы, сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.

Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной работы.

Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов.

Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим.

Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.

3 стр., 1249 слов

Биосоциальная природа человека

... значимость. Цель работы - рассмотрение специфики биосоциальной природы человека. Задачи работы: 1. Рассмотреть актуальные вопросы исследования природы человека, 2. Проанализировать роль и особенность ... д. Социальная природа человека находится в центре исследования социологии, психологии, философии. Актуальность исследования проблемы соотношения биологического и социального начала в человеке, а также ...

Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.

Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течении длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследование природной среды и ее охраны привлекательными и интересными.

Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.

Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой.

В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы.

.3 Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира

Как известно, воспитание в широком смысле слова — это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же — это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

13 стр., 6328 слов

» Организация самостоятельной работы младших школьников на уроке»

... используя только слова. Объект исследования – младшие школьники. рганизации самостоятельной работы младших школьников на уроке. рганизации самостоятельной работы младших школьников на уроке. Задачи работы: изучить с ущность самостоятельной деятельности (работы) учащихся; выявить ф ормы организации самостоятельной ...

На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.

Исходя из этого, мы ставим вопрос: в чем сущность экологического просвещения в начальных классах и какие понятия доступны для восприятия младших школьников?

В исследованиях психологов и педагогов (например, В.В. Давыдова) выявлено, что уже у старших дошкольников могут быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями в природе. Эти представления успешно развиваются у учеников в курсе «Ознакомление с окружающим миром»(1 класс, I-IV).

Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получать в курсе «Окружающий мир».

Какие же экологические связи устанавливаются на уроках данного курса?

Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.

Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

В курсе природоведения можно выделить три уровня изучения природы.

Первый уровень: объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания нас связях между ними. Это важный уровень, без которого изучение последующих уровней будет затруднено, но им нельзя ограничиваться.

Второй уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания.

Третий уровень: рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят. Какие природные изменения нас интересуют в природе, прежде всего, во-первых: сезонные — в их основе лежит действие природных факторов; во-вторых: изменения, вызванные деятельностью человека. Эти процессы возникают в природе благодаря факторам, которые передаются по цепочке существующих связей. Третий уровень изучения природы помогает учащимся на основе экологических знаний объяснить явления природы, а в некоторых случаях и предсказать их. Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трех уровнях.

Рассмотрим некоторые связи, изучаемые на уроках природоведения. Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания. Например, известно, как ярко проявляются способности живых организмов к жизни в воде. У организмов, обитающих в наземно-воздушной среде, прослеживается очень интересная форма связи с неживой природой: движение воздуха — ветер служит средством распространения плодов и семян целого ряда растений, а сами эти плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные признаки.

Между неживой и живой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха.

Почва образована взаимосвязью неживой и живой природы с живыми организмами. Она занимает как бы промежуточное положение между неживой и живой природой, служит связующим звеном между ними. Многие полезные ископаемые, которые относятся к неживой природе (известняк, торф, каменный уголь и другие) образовались из остатков живых организмов.

Экологические связи внутри живой природы тоже очень разнообразны. Связи между различными растениями наиболее заметно проявляются в косвенном влиянии одних растений на другие.

Например, деревья, изменяя освещенность, влажность, температуру воздуха под пологом леса, создают определенные условия, благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные для других. Так называемые сорняки в поле или огороде, поглощают значительную часть влаги, питательных веществ из почвы, затеняя культурные растения, влияя на их рост и развитие, угнетая их.

Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь); создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом); дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо).

С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).

Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи. Это отражено в понятиях «насекомоядные животные», «хищные животные». Интересны связи между животными одного вида, например, распределение гнездовой или охотничьей территории, забота — взрослых животных о потомстве.

Существуют своеобразные связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений органические питательные вещества, растения от грибов — воду, с растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими.

Перечисленные виды связей между неживой и живой природой, между компонентами живой природы проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, благодаря чему последние становятся не просто набором разных растений и животных, а природным сообществом.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее.

Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое).

Воздействие человека на природу может быть прямым — сбор дикорастущих растений на букеты, истребление животных на охоте; и косвенным — нарушение местообитания живых организмов, то есть нарушение того состояния неживой или живой природы, которое для данных организмов необходимо: загрязнение воды в реке приводит к гибели рыбы, вырубка старых дуплистых деревьев ведет к уменьшению численности птиц, живущих в дуплах и так далее.

Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.

Получая определенную систему знаний на уроках «Естествознание» и «Природоведение», ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе.

Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.

Первое важнейшее условие — экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу.

Второе непременное условие — надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Из всего сказанного раннее следует, что воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Проблема экологического воспитания младших школьников является актуальной, и ей оказывают достаточное внимание в научной и методической литературе. В современной школе производится поиск путей по формированию экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время. Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

Глава 2. Система работы по экологическому воспитанию младших школьников

.1 Диагностика сформированности нравственно-экологических качеств младших школьников в учебной деятельности

На диагностическом этапе была проведена анкета с целью проверки первоначальных умений, навыков вести себя в природе.

Был взят 1 класс из 25 человек.

Далее приводятся ответы учащихся:

Таблица 1

ВопросыОтветы учеников1.Любишь ли ты отдыхать на природе? — Да (25 человек).2.Что ты больше всего любишь делать на природе?- Любоваться природой, гулять (6 человек).

— Загорать, купаться (6 человек).

— Играть в подвижные игры (6 человек).

— Собирать грибы, ягоды (3 человека).

— Рвать цветы (5 человека)3.Ты помогал животным или растениям?- Нет (9 человек).

— Подобрал бездомную кошку (1 человек).

— Лечил собаку (4 человека).

— Подкармливал птиц зимой(6 человек).4. Принимал ли ты участие в охране природы? — Нет(5 человек).

— Делал с родителями скворечник (9 человек).

— Помогал на даче (7 человек).

— Принимал участие в озеленении школьного двора (9 человек).

5.Любишь ли ты читать книги о природе? Какие?- Не люблю читать книги о природе (7 человек).

— В. Бианки, Е. Чарушина, А.А. Плешаков (18 человек).

Проанализировав результаты анкеты учеников рассматриваемого класса, можно сделать следующий вывод: результаты в основном говорят о том, что большинство детей стараются соблюдать правила охраны природы, у них ярко выражена потребность в заботе о тех или иных представителях растительного и животного мира. Несмотря на это, нужно отметить то, что некоторые из учеников невежественно относятся к природе, о чём свидетельствует ответ на вопрос №2, где 5 человек ответили, что любят рвать цветы.

Для младшего школьного возраста доступны понятия хороших и плохих поступков. Под хорошим поведением они подразумевают прилежное отношение к учебе, полезный труд, соблюдение элементарного порядка, проявление вежливости, дружбу со сверстниками, честность и правдивость. Чем раньше для себя ребенок начнет усваивать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности и отвечали нормам общечеловеческой морали, тем легче они будут восприниматься им как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, станут не просто ориентирами поведения в данной конкретной ситуации, а именно нормами, по которым ребенок живет, даже не рассматривая в некоторых ситуациях других вариантов поведения.

Из проведённой работы с учениками следует вывод, что представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе не совсем совершенны, не достаточно глубоки и имеются далеко не у всех учащихся.

.2 Методы и приемы формирования экологического опыта у младших школьников

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).

Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.

Реализация задач экологического состояния требует пересмотра форм и методов обучения. Большинство учителей, работающих в начальных классах, отдаёт предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой:

·стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;

·развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение — традиционные методы;

·формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания — проблемный подход к процессу обучения;

·вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы, восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).

Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

В экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки- праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.).

Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. Охрана природы — долг каждого — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.

Ключ к успеху уроков-праздников — в преодолении формализма и штампа в их проведении. Необходимо смелее импровизировать, вводить в программы тематических уроков-праздников театрализованные кукольные представления, шествия шутливо-карнавального типа, устраивать выставки, аукционы, ярмарки, поддерживать импровизированное самодеятельное творчество учащихся. К этим урокам можно подготовить спецвыпуски стенгазет, конкурсы рисунков, презентаций, плакатов, фотографий, сочинений-миниатюр о полюбившемся уголке природы.

Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, турнир знатоков природы может включать несколько этапов:

.Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн).

.Конкурс рисунков Природоохранительные знаки (командам предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе).

.Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос второй, вторая — третьей и т.д.).

.Конкурс устных рассказов на тему Красная книга природы (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги).

Для конкурса можно предложить и такие темы: Самый красивый уголок нашего края, Удивительное растение (животное), Очевидное — невероятное и т.п.

.Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2-3 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса),

.Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира).

Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности младших школьников являются игры-экскурсии. Н.С. Жесткова говорит о том, что учитель должен тщательно готовиться к экскурсии и приводит подробный план подготовки:

.Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.

.Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.

.Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.

.Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

.Продумать методику проведения экскурсионного занятия.

.Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.

.Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.

.Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.

Учителя предлагают давать детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе, используя для этого стихи И. Бунина, Ф. Тютчева, С. Есенина. На экскурсии использовать загадки С. Маршака, Е. Серовой, Р. Федькина. Перед экскурсией давать детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. необходимо уделять большое внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях. Для этого служат дидактические игры, такие как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было. Н.Г. Томилина (кандидат биологических наук) из Москвы считает, что успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.

Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.

В данной работе по формированию нравственно-экологического опыта у младших школьников использовался нетрадиционный урок, посвященный отдельной теме «Охрана природы», а также проведена экскурсия.

.3 Результаты опытно-экспериментальной работы

На этом этапе была проведена очередная анкета с учениками того же класса, однако предварительно был организован для учащихся открытый урок на тему: «Охрана природы».

Таблица 2

ВопросыОтветы учеников- Нужно ли защищать природу? Да (25 человек).- Хорошо ли охотиться на диких животных? Нет (25 человек).- Нравится ли тебе читать книги о природе, животных?Да (22 чел.) Нет (3 чел.) — Нравится ли тебе профессия лесника? Да (5 чел.) Нет (20 чел.) — Нравятся ли тебе экологические игры?Да (25 чел.)

В классе дети воспринимали материал с интересом без признаков утомленности. Активно участвовали в процессе обучения. Специально подготовленный материал для открытого урока воспринимался учащимися достаточно легко. На беседах по теме урока практически все ребята показали достаточно глубокие знания о природе. Урока показался детям необычным. Они выразили заинтересованность в проведении таких занятий и в дальнейшем.

По результатам анкеты видно, что в классе знания усвоились хорошо.

По итогам работы были разработаны следующие рекомендации по успешному экологическому воспитанию младших школьников:

В целях формирования экологической культуры учащихся необходим комплекс мер:

.Продолжить работу по совершенствованию содержания учебных программ с учетом нравственно-экологических вопросов в соответствии с содержанием образования.

.Расширять и углублять все виды внеурочной деятельности нравственно-экологического воспитания — познавательную, трудовую, опытническую, краеведческую. Внедрять в учебный процесс различные спецкурсы и факультативы нравственно-экологического аспекта.

.Систематически изучать, обобщать и распространять передовой опыт учителей по нравственно-экологическому воспитанию, необходимо вести спецкурсы экологического направления.

.Активизировать участие младших школьников в разнообразной опытно-исследовательской, природоохранной деятельности, организовывать различные экологические клубы, кружки и т.д.

Выводы по II главе:

.Систематическая работа с использованием различных форм работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.

.Внеклассная работа формирует практические умения по оказанию помощи природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.

.Нетрадиционные формы проведения урока особенно важны для формирования экологического сознания у школьников.

Заключение

В результате нашей опытно-экспериментальной работы были сделаны следующие выводы.

Экологическое воспитание школьников — приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры.

Теоретические основы нравственно-экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.

Для систематизации работы необходима программа нравственно-экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

При проведении нестандартных уроков у школьников не только повысится уровень нравственно-экологических знаний, но и в значительной степени измениться мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.

Целенаправленная систематическая работа по нравственно-экологическому воспитанию, способствует значительному повышению нравственно-экологической культуры школьников.

Экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для учащихся своей свободной формой, а классная — несёт больше информации. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, уроки должны быть разнообразными, интересными, увлекательными.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov/

1.Афанасьева Е.Д. Экология не знает границ // Юный натуралист. — М.: Просвещение,1990. — С.30-32.

.Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. — М.:Мир,1993. — С. 16-17.

.Бабанова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании // Экологическое образование. — М.: Мир, 2001. — С. 20-26.

.Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. — М.:Мир,1994. — С.32-33.

.Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы. — Владимир.: Глобус, 1999. — С.77-83.

.Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. — М.: Мир, 1996. — С. 57-59.

.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. — М.: Просвещение, 1997. — №4. — С.20-24.

.Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся — М.: Просвещение, 1995. — 192с.

.Горохова Е.Р. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся// Начальная школа. — М.: Просвещение, 2006. — С.47- 49

.Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в смешанный лес // Начальная школа. — М.: Мир, 1992. — С.36-40.

.Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников // Советская педагогика. — М.:Просвещение, 1989. — С.28-32.

.Жестнова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. — М.: Москва,1989. — С.10-11.

.Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. — М.: Москва,1998. — С. 125-127.

.Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. — М.: Педагогика, 1987. — С.16-22.

.Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы — М.: Педагогика, 1985. — 184с.

.Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении — М.: Педагогика, 1986. — С.20-28.

.Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. — М.: Педагогика, 1995. — С.10-12.

.Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. — М.:Мир, 1989. — 24с.

.Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе. — М.: Мир, 1988. — С.3-10.

.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. — М.: Просвещение, 2004. — С. 12-15.

.Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. — М.: Просвещение, — С. 75-76.

.Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. — М.: Дрофа, 1993. — С.19-21.

.Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников.- Екатеринбург.: Наука,1993. — 148с.

.Нинадрова Н.Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. — М.: Москва , 1998. — С. 105-106.

.Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. — М.: Педагогика, 1988. — 128с.

.Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. — М.:Москва, 1998. — С. 26-28.

.Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. — М.:Прсвещение,1987. — С.29-32.

.Попова Н.Н. Лаборатория жизни. — М.: Прсвещение, 1998. — С. 46-50.

.Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии — М.: Топикал, 1994. — С.132-184.