Экологическое образование дошкольников

Контрольная работа

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

  1. Дайте определение понятиям «элементарная поисковая деятельность», «цикл наблюдений».

Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.

Циклы наблюдений – это организационно-методическая форма педагогического процесса, включающая ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада, которая охватывает разные стороны жизни и поведения объектов наблюдения.

  1. Решите тест.

1).

Программы, которые включают одно или несколько направлений развития ребенка называются парциальными.

2).

Занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдения за объектами природы, на которых педагог дополняет знания детей относятся к углубленно-познавательному типу.

3).

Концепция — это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение.

4).

В процессе ознакомления детей с природой наибольший интерес дети проявляют к животным.

5).

Последовательное описание всех частей занятия, диалогов с игрушками, вопросов к детям и заданий для них и т.д. – это ход занятия.

  1. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста
  2. Сколько разделов в Концепции и как они называются? Какие ведущие идеи они в себе несут?

С.Н. Николаева в концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста выделила 4 раздела.

В первом разделе «Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников» автор определил цель и задачи экологического воспитания дошкольников, содержание экологических знаний детей.

Во втором разделе «Отношение» — Конечный результат экологического воспитания» автор рассматривает этапы экологического воспитания дошкольников. Первый этап — это передача экологических знаний, второй — выработка правильного отношения к окружающему миру.

8 стр., 3509 слов

Дидактическая игра, как средство экологического воспитания ребенка-дошкольника

... Ю.М. Тараскина и др. Таким образом, использование современных информационных технологий дошкольниками является эффективным средством воспитания и развития у них творческих способностей, формирования их личности, обогащения ... которые с той или иной степенью детализации творит сам ребенок. Все шире компьютер используются на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях. По мнению педагогов и ...

В третьем разделе «Воспитатели ребенка — носители экологической культуры» С.Н. Николаева пишет, главной фигурой в процессе экологического воспитания является воспитатель, поэтому к личности педагога предъявляются определенные требования: понимание экологических проблем, профессионализм и педагогическое мастерство, общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания.

В четвертом разделе «Организация и управление в сфере экологического воспитания дошкольников» автор отмечает, что процесс управления осуществляется на четырех уровнях — федеральном, областном, городском и на уровне ДОУ.

  1. Что составляет сущность экологического воспитания детей? В чем заключается его содержание?

Сущность экологического воспитания заключается в поэтапном формировании экологической культуры детей. Содержание экологического воспитания заключается в передаче экологических знаний и их трансформации в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом.

Содержание экологических знаний включает:

  • связь организмов со средой обитания, приспособленность к ней;
  • многообразие живых организмов, сообщества живых организмов;
  • человек как живое существо, среда его обитания;
  • использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды;
  • охрана и восстановление природных богатств.
  1. Каковы цель и задачи экологического воспитания?

Цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры детей, позволяющей успешно присваивать практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой.

Под формированием начал экологической культуры С.Н. Николаева понимает процесс становления осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности.

Задачи экологического воспитания:

  • создать в педагогическом коллективе атмосферу значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
  • создать в ДОУ условия, обеспечивающие педагогический процесс экологического воспитания;
  • создать условия для повышения квалификации педагогов;
  • совершенствовать методы и формы экологической пропаганды среди родителей;
  • осуществлять систематическую работу с детьми в рамках той или другой технологии по экологическому воспитанию;

— осуществлять мониторинг уровня экологической культуры детей дошкольного возраста.

  1. Что важнее: усвоение экологических знаний или выработка отношения к природе? Могут ли категории «знания» и «отношение» обойтись друг без друга?

Формирование экологических знаний — это лишь начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Конечный результат — это отношение. Но при этом без экологических знаний невозможно сформировать правильное отношение к объектам природы. Без отношения экологические знания являются только «багажом», который не применяется на практике.

6 стр., 2611 слов

Воспитание у детей любви к родной природе

... тесно связано становление в дошкольных учреждениях нашей страны такого традиционного направления работы, как ознакомление с окружающим миром, природой. Это направление создает хорошую базу для перехода к экологическому воспитанию детей и должно быть тесно ...

  1. Что входит в понятие «показатели экологической воспитанности детей»?

Экологическая воспитанность включает:

  • отношение к миру природы,
  • отношение к миру,
  • отношение к себе.

Экологическая воспитанность реализуется через следующие аспекты:

  • познавательный (ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе);
  • эстетический (внешние, сенсорные качества явлений, оценочные суждения;
  • гуманистический (сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи).

  1. Почему воспитатель должен стать носителем экологической культуры? Что составляет ее содержание?

Воспитатель — главная фигура педагогического процесса в целом и экологического воспитания в частности. Успешность его деятельности определяют следующие качества:

1) понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее;

2) профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании;

3) общая ориентация и практика новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно-ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.

  1. Какие методы являются значимыми в экологическом воспитании детей? Чем они отличаются от традиционных методов дошкольной педагогики?

В экологическом воспитании С.Н. Николаева выделила следующие методы: совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ, наблюдение, моделирование, восприятие произведений искусства, словесные методы. Данные методы отличаются тем, что они направлены на формирование экологических знаний и их трансформацию в отношение. Автор описывает особенности каждого метода. Особое внимание уделяется наблюдению и моделированию (работа с календарем).

  1. Какое значение для экологического воспитания детей имеет система управления? Каковы организация и управление этим процессом в ДОУ?

Для экологического воспитания детей важное значение имеет реализация функций каждого структурного уровня системы управления.

На федеральном уровне разрабатываются программы, методические материалы, практические материалы.

На республиканско-областном уровне осуществляется повышение уровня экологической культуры различных специалистов дошкольного воспитания, методическая поддержка инициативы по внедрению существующих и созданию новых программ экологического воспитания, открытие экспериментальных площадок.

На районно-городском уровне осуществляется координация усилий отдельных учреждений и создание комплектов непрерывного экологического образования (общеобразовательные школы, станции юных натуралистов, дома творчества).

Другой важной задачей районно-городского отдела образования является подготовка дошкольных учреждений к аттестации.

На уровне дошкольного учреждения осуществляется:

1) организация зеленой зоны, экологически правильное содержание растений и животных в помещении и на территории; создание эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;

2) накапливание и систематизация учебно-наглядного, методического материала и оборудования;

3) проведение непрерывно действующего семинара-практикума для педагогического персонала учреждения;

4) пропаганда экологических знаний среди родителей, индивидуальная работа с семьей;

5) установление связей с учреждениями (школой, обществом охраны природы) для взаимодействия по экологическому образованию.

В ДОУ процесс управления экологическим образованием осуществляет заведующая ДОУ, которая ставит задачи, координирует связь с внешними учреждениями, создает атмосферу всеобщей заинтересованности в работе.

Непосредственно процесс экологического воспитания осуществляют воспитатели групп и (или) эколог. Корректируя работу учреждения с экологических позиций, эколог не подменяет воспитателя, который остается главной фигурой в экологическом воспитании детей, носителем и проводником экологической культуры.

Методическую поддержку педагогов осуществляет методист. Его функция — систематическое проведение семинара-практикума, участие в котором позволит воспитателям овладеть методикой экологического воспитания и совершенствоваться в реализации технологии.

В работе экологического воспитания участвуют и другие специалисты. Медсестра следит за поддержанием гигиенических нормативов среды проживания дошкольников. Вместе с воспитателем и физкультурным работником формируют у ребят первоначальные навыки здорового образа жизни.

Задачей психолога является создание благоприятной атмосферы, проведение в жизнь личностно-ориентированного стиля взаимодействия взрослых с детьми и их родителями. Вместе с методистом психолог руководит регулярно проводимой диагностикой уровня экологической воспитанности детей, анализ которой позволяет скорректировать работу всего учреждения.

Музыкальный руководитель вместе с руководителем изодеятельности и воспитателями разрабатывает мероприятия, обеспечивающие реализацию экологического направления.

  1. «Современные программы экологического образования дошкольников» и составьте таблицу «Сравнительный анализ программ экологического образования».

Сравнительный анализ программ экологического образования

Показатели

«Мы» Кондратьева Н.Н. и др.

«От рождения до школы» раздел «Экологическое воспитание» под ред. Вераксы Н.Е. и др.

Цели и задачи

Цель программы: формировать экологическую воспитанность дошкольников.

Задачи:

  • развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
  • помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

Задачи:

— максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция;

— творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

— единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

— соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности

Возраст детей

дошкольный

От рождения до 7 лет

Структура

В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированных деятельностей, опыт гуманного отношения к природе.

Экологическое воспитание в структуре программы выделено в разделе «Направление «Познавательно-речевое развитие», образовательная область «Познание», подраздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» — Ознакомление с природой.

Программа начинается с раздела:

Организация жизни и воспитания детей ( общие принципы построения режима дня, создание предметно-развивающей образовательной среды).

Содержание

Ядром содержания программы являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях». Главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. Основу экологической культуры личности, по мнению автора, составляет идея единства и взаимосвязи живого и неживого. В программе также раскрыта идея единства человека и природы.

Содержание программы не разделено по возрастам. Это позволяет педагогу использовать ее в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей: особенности их познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего.

Программа содержит разделы:

  • Содержательная часть по возрастным группам.
  • Итоговые результаты освоения Программы.
  • Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
  • Работа с родителями.
  • Коррекционная работа( отражена проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве).

  • Рекомендации по составлению перечня пособий.

Содержательная часть Программы изложена по возрастным группам:

  • Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года);
  • Вторая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет);
  • Первая младшая группа (от 2 до 3 лет);
  • Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет);
  • Средняя группа (от 4 до 5 лет);
  • Старшая группа (от 5 до 6 лет);

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Методы и приемы

В программе представлены следующие виды познавательной деятельности: наблюдение, экологическое моделирование, поисковая деятельность, труд в природе. Играя с растениями и животными, дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие. Программа предусматривает также художественно-творческую деятельность, слушание, чтение и рассматривание с детьми книг с рисунками о природе.

Организованная образовательная деятельность: игры дидактические, просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач; чтение и обсуждение произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

  • беседы социально-нравственного содержания, наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке;
  • сезонные наблюдения;

проектная деятельность, познавательно- исследовательская деятельность, экспериментирование