Как известно, экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого — тотальная экологическая безответственность. В связи с обострением экологического кризиса, в котором имеют место существенные противоречия во взаимоотношениях общества и природы, стала ощущаться проблема необходимости воспитания экологически грамотного, здорового поколения. Экологическое образование, как одно из приоритетных направлений педагогической теории и практики, стало актуальным во всём мире. Современная экология, на наш взгляд, больше чем любая другая область знаний отражает реальное состояние окружающей среды. Угроза экологического кризиса в последние десятилетия связана не только с ростом технической мощи общества, но и является следствием нарушения человеком основных законов саморазвития природных процессов. Антропогенное воздействие выражается в человеческом эгоцентризме, неумении мыслить глобально при локальных действиях.
Проблема взаимоотношения человека и природы всегда была предметом глубокого философского интереса. К ней часто обращались крупнейшие мыслители прошлого, последователи различных философских направлений и школ. В истории философских и педагогических идей, системах образования и воспитания неоднократно предпринимались попытки построить содержание образования с позиции космоземного единства. Идеи сопричастности человека всеобщему порядку космоса проходят через всю историю философской мысли. Уже в древности они получили классическую форму выражения — в трактовке соотношения человека и природы как микрокосмоса и макрокосмоса. В космологической культуре на первый план выдвигалось тождество человека и природы, установление органической связи духовного мира человека и космоса в целом. Космологическая культура античности рассматривала мир как Космос, как законченное и прекрасное целое, имеющее определенные границы, элементы мира, как естественные организмы, образующие космическую гармонию. У древнегреческих философов понятием Космоса охватывалась вся доступная человеческому разуму природа. При этом космос противопоставлялся хаосу и трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Впервые сочетание «микрокосмос» («человек — это малый мир») встречается у древнегреческого философа Демокрита [Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. — М.: Пед. об-во России, 1998. — С. 336]. Идеалом, достойным мудреца, считалась жизнь в согласии с космосом, природой. Таким образом, античное сознание устраняло противопоставление человека и природы. Чем естественнее жизнь человека, тем ближе она к природе; само тело человека принадлежит природе (эпикурейцы).
Труд детей в природе как средство экологического воспитания
... значение труда в природе Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ... в природной среде. 6. Закладывать основы экологической культуры личности. 7. Способствовать осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой. 8. Обобщать и систематизировать знания детей ...
Естественно то, что разумно, ибо разумна сама природа с её космической необходимостью; разумом человек связан с природой (стоики).
Хотя в философских представлениях древнего греко-римского мира господствовала нравственная концепция природы, в рамках которой человек понимался и как часть природы, и как привилегированное, выделенное из нее существо, тем не менее, эта концепция не спасла человечество от экологических проблем. Нравственное отношение человека к природе было ограничено средствами его труда. Сущность средневекового способа отношения к миру определялась божественной моделью мира, которая поддерживалась всеми имеющимися в распоряжении церкви (и подчиненного ей государства) средствами. Эта модель и определяла особенности средневековой эпохи.
В качестве основных черт этой модели можно выделить следующие: специфическое средневековое понимание Вселенной, где высшая сила выступает главным мировым творческим разумом — вмешательство человека в божественное дело было недопустимо.
Культура Возрождения возвращается к истокам античности и раннему христианству. Мир объясняется из него самого, без Бога и сверхъестественных сил. Центральным событием новой модели мира становится человек. Это означало фактический переход из бытия культуры в состояние цивилизации. Эпоха Возрождения, освобождая человека от религиозных догм, способствовала утверждению примата человека над природой, который послужил идеологической основой усилившегося давления на природу и дошел до наших дней. Возрождение выдвигает положение доступности человеческому познанию всех явлений и закономерностей окружающего мира. Формируется позиция антропоцентризма, в соответствии с которой человек рассматривается как центр познания и деятельности. Человек предстает центром мироздания. Природа отходит на задний план, становится фоном.
В Новое время Ф. Бэконом выдвигается девиз «знание — сила». Р. Декартом утверждается абсолютная ценность человеческого разума, провозглашается призыв стать хозяевами и властителями природы путем познания и овладения ее силами и действиями. Французское Просвещение в лице Ж.-Ж. Руссо (1762 г.) устанавливает два уровня взаимодействия человека и природы. На уровне отдельного индивида человек гармонично связан с природой. Ж.-Ж. Руссо противопоставлял культуре цивилизацию, которая выступала как утверждение принципиально иной модели мира — модели, в которой главным событием выступает человек. Стремление к цивилизованным ценностям, по мнению Руссо, губит человека, разрушая его естественность. Поэтому задачу культуры и образования он видел в возвращении человека и общества в природное бытие, «назад к природе». Уроки с детьми в природе он называл «уроками космографии». Цивилизация же, по мнению Руссо, противоречит сущности природы и человека, ибо она «искусственно» порождается историей человека [Антология педагогической мысли России второй половины XVIII века. — М., 1990. — С. 198].
Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо
... 3.12 Воспитание целомудрия 3.13 Руссо о религиозном воспитании. Когда оно возможно? Взгляды Руссо на религию 3.14 Воспитание женщины, по Руссо 3.15 Значение Руссо в истории педагогики 3.16 Вопросы 1. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие ...
Уже в те времена было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о неотделимости их друг от друга. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы помимо Ж.-Ж. Руссо подчеркивали и такие великие педагоги как Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.).
Впервые швейцарский педагог-демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущение его облагораживающего влияния на человека. Ж.-Ж.Руссо в книге «Эмиль, или О воспитании» предлагал воспитывать детей вдали от испорченной цивилизации на «лоне природы». Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому был уверен, что не надо портить ее цивилизацией.
Г. Песталоцци в работе «Лингард и Гертруда» считал главной целью воспитания разностороннее и гармоничное развитие природных сил ребенка. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания — согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, он считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил [Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: в 2-х т. — М., Педагогика, 1981.- С. 107].
В истории педагогики многие исследователи также придавали огромное значение принципу природосообразности, где природа выступала ведущим фактором образования и воспитания. Еще в XVII веке Я.А. Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Эпиграфом к этой книге послужил девиз: «Пусть течет все свободно, без применения насилия». Принцип природосообразности воспитания, по мнению Я.А. Коменского, предполагает необходимость изучения законов природы в социокультурной среде ребенка [Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — М., Педагогика, 1982. — Т. 1. — С. 268].
Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек — это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — М., Педагогика, 1982. — Т. 1. — С. 328]. Я.А. Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте. Воск легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое. Я.А. Коменский говорил о том, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как «природа не делает скачков, а идет вперед постепенно». В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как «всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным». Иными словами мы можем сказать, что Коменский вывел дидактические принципы, обосновывая их примерами природы Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — М., Педагогика, 1982. — Т. 1. — С. 56].Здесь, например, им обосновываются принципы постепенности и обучение от общего к частному. Как видим, Я.А. Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Вопросы воспитания и обучения Я.А. Коменский рассматривал как единый педагогический процесс формирования личности.
Современные технологии трудового воспитания и обучения детей ...
... всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада. Отличительная особенность труда детей является его близость к игре. труд школьник ребенок 1. Современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста В современной педагогике ...
Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формального изучения и бездушного отношения к природе выступали русские просветители: В.Г. Белинский (1842 г.), А.И. Герцен (1844 г.), Н.А. Добролюбов (1858 г.), Д.И. Писарев (1861 г.), Н.Г. Чернышевский (1863 г.) [Антология педагогической мысли России второй половины 19-начала 20 вв. — М. , 1990. — С. 78]. Они ратовали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе. Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: «странно, что воспитательное влияние природы так мало оценено в педагогике». В книгах Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. Идеи Ушинского о воспитании средствами природы в дальнейшем разрабатывались многими педагогами-натуралистами [Антология педагогической мысли России второй половины 19-начала 20 вв. — М. , 1990. — С. 364]. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту нужно прививать ему это качество с раннего детства.
Дальнейшие исследования это проблемы, предпринятые философами и педагогами, позволили выделить новый аспект воспитания — экологический. Экология — наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания — научить ребенка развивать свои знания законов живой природы; понимать сущность взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формировать умения управлять физическим и психическим состоянием.
Постепенно определяются следующие образовательные и воспитательные задачи:
- углубить и расширить экологические знания;
- привить экологические навыки и умения — поведенческие, познавательные, преобразовательные,
- развить познавательную, творческую, общественную активность в ходе экологической деятельности,
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
Новый взгляд на личность и ее взаимоотношение с миром природы разработан в учениях представителей русской философии «космизма» B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и др. Человек рассматривался ими не только как микрокосм мироздания. Взаимоотношения человека и природы, возникающие в результате целенаправленного воспитания личности, воспринимались как основа сохранения космического единства и гармонии. B.C. Соловьев человека считал частью природы, причем лучшей ее частью. Спасая природу от омертвления, человек спасает себя от нравственного распада, от смерти. Без нравственного отношения к природе не может быть гуманного отношения к человечеству. Н.Ф. Федоров важнейшим условием спасения Вселенной от техногенной катастрофы видел в спасении человека, поскольку считал человеческий род «той же природой, только пришедшей в сознание».
Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников
... задачи экологического образования дошкольников. Проанализировать занятия как основную форму организации экологического воспитания в ДОУ. Изучить опыт взаимодействия ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников. Объект исследования, Предмет исследования Гипотеза - в основу дипломной работы положено ...
Н.Ф. Федоров пытался объединить судьбы человека и вселенского бытия, синтезировать антропологизм и космизм. К.Э. Циолковский утверждал, что космос всегда живой, и каждый человек неразрывно связан с процессами, происходящими во Вселенной. Космическая этика, по его мнению, предполагает полное отсутствие страданий, поэтому истинную мораль можно извлечь только из естественных начал Вселенной. В размышлениях представителей философии русского космизма можно увидеть в общих чертах прообраз идей В.И. Вернадского о жизни как космическом феномене, взаимодействии между природой и человеком, о ноосфере как всепланетарном царстве человеческого разума. Учение В.И. Вернадского проникнуто верой в человеческий разум, убежденностью, что человечество может разрешить экологические проблемы и достичь безопасного существования, ведущего к процветанию. Эта вера имеет целью не притупить чувство тревоги, но напротив, призвать к ответственности, к мобилизации воли каждой личности для необходимых совместных действий по сотворению безопасной, разумной и гармоничной среды обитания. Во многом созвучными «космической философии» и чрезвычайно актуальными с позиции современных проблем экологической безопасности представляются взгляды Л.Н.
Толстого. Он также приходит к мысли о том, что человек включен в окружающий мир, неразрывно связан с ним, а мысль и деятельность людей имеют космическое значение. От того, какой выбор сделан отдельным человеком, зависит не только его собственное счастье, но и судьба всего народа, всего человечества. Актуальным для осмысления проблемы формирования у школьников качеств экологически безопасной личности является восприятие природы как источника саморазвития личности. Такой взгляд на природу и ее место в педагогическом процессе характерен для целого ряда педагогических концепций А.П. Щапова, В.П. Вахтерова, В.П. Острогорского, Д.И. Менделеева и др. Они подчеркивали исключительное значение природы в деле развития ребенка. Вместе с потерей связи с природой прерывается и умственная связь с ней, что создает серьезные барьеры для гармоничного развития [Зятева Л.А. Философско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания//Педагогика, 2002. — № 7. — С. 32-40].
В XX веке было выдвинуто немало теорий, объясняющих причины экологического кризиса и предлагающих различные варианты выхода из него (экосоциализм, экоанархизм, глубинная экология, «зеленый капитализм», устойчивое развитие, экологическая модернизация).
По курсу Философия. : «Экологические проблемы с точки зрения философов»
... соотносится экологическая проблема, ставшая одной из наиболее актуальных и требующих неотложных естественнонаучных, технико-экономических и социально-политических решений, с вечно философской проблемой взаимоотношений ... этих тенденций стало возникновение экологии - учения о взаимоотношении организмов с окружающей средой на различных уровнях организации живого. 3. Предмет экологии ЭКОЛОГИЯ - одна из ...
В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы А.А. Захлебного [Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. — М., 1984], И.Д. Зверева [Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии: Сборник научных трудов. – Волгоград, 1996. — С. 109], И.Т. Суравегиной [Суравегина И.Т. Почему необходима экологизация образовательной школы//Экологическое образование, 2000. — № 1. — С. 12-16] и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования.
Идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания младших школьников. При формировании экологической культуры ведущее место должны занимать глобальные тенденции развития социоприродной и культурной среды.
Согласно учению о социокультурной динамике (Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Г. Спенсер, О. Шпенглер и др.) в воспитании важно учитывать процесс вхождения в социальную среду [Подласый И.П. Педагогика. — М: Просвещение, 1996. — С. 432].
Развитие жизнедеятельности общества связано со сменой приоритетов интеллектуальной, материальной деятельности людей и их духовного начала, отражающего отношение к идеалам и ценностям — истине, добру, красоте.
Основополагающая идея экологического воспитания в контексте социокультурной эволюции заключается в том, чтобы новые экологические ценности стали личностно значимыми на всех возрастных этапах и уровнях развития. Особенностью овладения ценностями экологической культуры, как любой другой, является то, что каждый человек входит в культуру, присваивая ее материальные и духовные ценности и воплощения в окружающем его культурно-историческом пространстве, усваивая социальные установки, нормативы и обязанности (В. С. Мухина, 1997) [Мухина В.С. Возрастная психология. — М.: «Академия», 1997. — С. 236].
Культурологи утверждают, что характер взаимодействия человека с окружающей его природной и социальной средой всегда отражает тот тип культуры, носителем которого он является. Правота данного утверждения подтверждается точкой зрения большинства специалистов в области экологии, которые сегодня сходятся во мнении, что судьба мира, в конечном счете, зависит от человека, его личностных качеств, ценностных ориентаций, отношения к природе и способов поведения в ней [Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. — М.: Пед. об-во России, 1998. — С. 336].
Рассматривая экологическую культуру как результат воспитания, нельзя сводить ее к чисто внешним воздействиям. Человека, наделенного экологической культурой, отличает умение достигать гармонии не только с внешним, но и со своим внутренним миром — отсюда сущность экологического воспитания видится в развитии личности как субъекта культуры (интеллектуальной, чувственной, этической), во взаимоотношениях с природой, другими людьми путем рефлексии своего внутреннего мира. С этих позиций смысловое значение экологии понимается как синтез знаний (естественных, технических, гуманитарных) и опыта взаимодействия с окружающей средой — природной и социальной.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
... создание механизмов международной ответственности в области охраны окружающей среды, экологическое налогообложение, выработку совместных стратегий и концепций, регламентацию использования отдельных видов природных ресурсов и т.д. Рассмотрим основные формы международного сотрудничества. 1) парламентское сотрудничество, ориентированное на ...
Не случайно поэтому общепризнанным стало утверждение, что основным механизмом формирования экологической культуры признана стать целенаправленная система всеобщего и непрерывного экологического воспитания и образования, опирающаяся на принципы системности, преемственности, целостности, комплексности, междисциплинарности и учитывающая специфику региональных и местных проблем окружающей природной среды [Глазачев С.Н., Когай Е.А. Экологическая культура и образование. — М.: Горизонт, 1999. — С. 34-48].
Изучая теоретические основы формирования экологического мировоззрения у студентов технического вуза, мы посчитали целесообразным проанализировать этапы становления и концептуальные основы развития системы экологического образования и воспитания в мире и нашей стране.
Впервые проблема экологического образования и воспитания была выдвинута в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды. Стокгольмская конференция по охране окружающей среды (1972) приняла рекомендацию о создании международной программы по образованию в области окружающей среды. К началу 1975 г Программа была разработана ЮНЕСКО совместно с комиссией ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
Важным событием в данной области явилась конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992).
В документах конференции было однозначно признано, что главную роль в достижении целей устойчивого развития призвано сыграть образование и воспитание в области окружающей среды. Было принято решение содействовать просвещению, информированию населения и подготовке кадров, чтобы превратить концепцию устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок человечества [Концепция общего среднего экологического образования//Газета «Зеленый мир», 1994. — № 13].
Программа политики и образования в области окружающей среды, выработанная в начале 90-х годов Международным сообществом и дополненная в последующие годы, реализуется в странах мира с различной степенью активности. В ряде из них, например, в США, еще с 90-х г. действует «Национальный Закон США об образовании в области окружающей среды».
В рамках реализации Указа Президента РФ от 4.02.94 г. «О государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» в постановлении Правительства РФ (№155) подчеркивается необходимость экологического воспитания и образования на всех уровнях.
В Национальный план действий по охране окружающей природной среды в качестве обязательной составляющей концепции совершенствования экологической политики РФ и приоритетных направлениях решения экологических проблем были включены разделы, касающиеся экологического образования и просвещения населения
В нашей стране аналогичные законы приняты более чем в 15 регионах. Правительством РФ уже принят ряд правовых актов, которые дают Министерству образования РФ основания для активных действий по развертыванию системы непрерывного общего экологического образования и воспитания.
Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
... - экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если будут: определены задачи и содержание экологической культуры детей; создана экологическая среда в дошкольном образовательном учреждении; использованы современные технологии экологического воспитания детей старшего дошкольного ...
В новом Законе РФ «Об охране окружающей среде» среди основных принципов охраны окружающей среды выделяются вопросы «…организация и развитие системы экологического образования и воспитания и формирование экологической культуры » [Закон об охране окружающей природной среды. — М.: 2002].
По определению В.А. Сластенина (1996), экологическое образование (образование в области окружающей среды) в настоящее время — это не часть образования, а новый смысл и цель современного образования [Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. М.: Школа — Пресс, 1998. 512 с.]. Подобной точки зрения придерживается А.Н. Захлебный (2000).
По определению Б.Т. Лихачёва «Экологическое образование — есть обучающе-воспитательная система, обеспечивающая усвоение учащимися совокупности специальных знаний, умений, навыков, чувств и переживаний, формирующих их экологическое сознание и мышление, развивающих эмоциональную сферу, нравственно-эстетическое и правовое отношение к окружающей среде, экологическую ответственность, чувство экологической опасности и безопасности, укрепляющих волевое природосообразное и природоохранительное поведение, деятельность, образ жизни» [Лихачев Б.Т. Философия воспитания. — М.: Прометей, 1995].
Ведущие ученые нашей страны — И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Салеева-Симонова и др., дали следующее определение понятию «экологическое образование». По их мнению: «Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью» [Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии: Сборник научных трудов. – Волгоград, 1996].
Экологическая культура, с точки зрения Б.Т. Лихачева, включает в себя развитое экологическое сознание и мышление, опыт экологического взаимодействия в окружающей среде природоохранной деятельности; нравственно-эстетическое правовое отношение, развитую экологическую ответственность и целесообразное поведение.
По мнению Н.С. Дежниковой, в отличие от экологического образования, главная задача которого строится в том, чтобы дать учащимся определенный объем знаний, вооружить их соответствующими умениями и навыками, необходимыми для жизни и труда, экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимодействия с окружающей природной средой [Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики//Педагогика, 2002. — № 10. — С. 51-55].
По мнению Н.И. Вавилова, экологическая культура определяет новую парадигму существования человечества: «Экологическая культура — это способ согласованного социоприродного развития общества, при котором обеспечивается сохранение и, по видимому, улучшение окружающей природной среды». В.И. Вернадский приходит к выводу о том, что человечеству, как части живого вещества, придется взять на себя ответственность за будущее развитие биосферы и общества. Ключевым положением концепции ноосферы В.И. Вернадского является утверждение о единстве природы и гармонии в отношениях между людьми и природой [Вернадский В.И. Учение о биосфере. — М.: Наука. 1998].
Экологизация общественного сознания
... сохранить природу ради нее самой. Экологическое сознание, то есть отношение человека к природе, формируется в процессе экологического воспитания и образования. В 2005 году ЮНЕСКО провозгласило ... международные общественные организации. Таким образом, образование для устойчивого развития призвано обеспечить возможность участия каждого человека в повышении качества своей жизни и заботе об окружающей ...
Одним из социокультурных регулятивов изменения отношений между обществом и природой является экологическое мировоззрение.
Экологическое мировоззрение — это новый смысл и цель современного образовательного процесса, результатом которого выступает экологическая культура с её ценностным отношением к миру живой природы и всему окружающему. Оно — часть общественного и индивидуального сознания с присущими ему эмпирическим и теоретическим уровнями; а структурными элементами экологического сознания являются знания, убеждения и навыки в области взаимодействия человека с природой [Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии // Сборник научных трудов. – Волгоград, 1996. — С. 77].
С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин так раскрывают эту дефиницию: «Экологическое сознание — это совокупность представлений (индивидуальных, групповых) о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, и существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней».
Экологическое сознание — обязательный элемент экологической культуры. Оно вырастает на базе логической переработки знаний, но представляет качественно новую ступень, т.к. происходит превращение знаний в убеждения. Именно убеждения обусловливают ценностные ориентации и установки людей, их сознательное, ответственное отношение к природе. Высокое экологическое сознание, в свою очередь, стимулирует познавательную активность личности, побуждает к овладению новыми экологическими знаниями и их использованию в целях улучшения окружающей природы. Вновь подтверждаются тенденции взаимовлияния рассматриваемых элементов экологической культуры (экологической образованности, экологической сознательности и экологической деятельности), но связь далеко не всегда является однозначной. В частности, повышение уровня экологической образованности не ведет автоматически к высокому экологическому сознанию, поскольку позитивный настрой от приобретенных знаний может нивелироваться такими негативными качествами личности, как пассивность, равнодушие, слабоволие, безответственность. Поэтому судить об уровне экологического сознания человека можно, выяснив степень развития таких черт, как чувство ответственности за сохранение природы, озабоченность состоянием окружающей среды, нравственное отношение к природному миру, любовь к природе и др.
Что понимают под экологическим мировоззрением? В педагогической и экологической литературе встречаются разнообразные интерпретации этого понятия, имеющие при этом много общего.
Экологическое мировоззрение — это знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности. Оно формируется в интеграции трех направлений: экологического сознания, нравственно-эстетического и деятельностно-практического отношения [Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии // Сборник научных трудов. – Волгоград, 1996. — С. 78]. Триединство этой категории отражено в следующем определении. Экологическое мировоззрение — это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования. Экологическое мировоззрение рассматривают и как многомерный целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, как субъектный, системный, многомерный опыт личности, обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем [Мамедов Н.М., Глазачев С.Н. Экологическое образование как условие устойчивого развития // Экологическое образование: концепции и технологии: Сборник научных трудов. – Волгоград, 1996. — С. 16-26].
Другие исследователи считают, что экологическое мировоззрение — это сложное личностное образование, включающее в себя ответственность за состояние окружающей среды, наличие экологических взглядов и убеждений, опыт деятельности по изучению и охране природной среды, систему научных понятий по проблемам экологии [Моисеев Н.Н. Экология и образование. — М.: «ЮНИСАМ», 1996, с. 21].
На основании вышесказанного можно заметить, что экологическое мировоззрение является интегральной категорией, вбирающей в себя множество компонентов.
В структуре экологического мировоззрения выделяют четыре (когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный), а иногда и семь взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов. С учетом возрастных особенностей на каждом этапе развития личности доминирующим выступает один из них [cхема 1].
Схема 1. Структура экологического мировоззрения личности студента
Важным компонентом экологического мировоззрения является личностно-ценностное отношение к природе, помогающее осознать себя частью природы и свою ответственность за последствия общения с ней. Так называемая экологическая ответственность предполагает высокий уровень экологического сознания. Ведь формирование экологической культуры личности это не только вооружение ее природоохранительными знаниями и навыками, но и создание особого внутреннего мира. В основе ответственности лежит нравственное отношение людей к миру природы, а фундаментом ее формирования являются экологические знания.
Именно новое экологическое сознание, так называемое экоцентрическое, изменяет поведение людей по отношению к природе. Целью экологического образования и воспитания является формирование личности, имеющей высокий уровень экологической культуры, значит, обладающей новым экологическим сознанием, экологическим мировоззрением, которое позволяет взаимодействовать с миром природы на основе понимания его законов, сотрудничать с природой, а не управлять ею. Предпосылки для формирования нового экологического сознания были заложены в трудах представителей русского космизма — В.С. Соловьева, Н.И. Бердяева, П.А. Флоренского. Личность, имеющая такой тип экологического сознания, называется «экологичной». Соответственно, она и является моделью личности с наиболее высоким уровнем экологической культуры. По мнению Э.С. Маркаряна, в процессе человеческой деятельности выработался универсальный механизм приспособления человека к окружающей среде — культура, которая является «универсальной технологией» человеческой деятельности, позволяющей упорядочивать и обеспечивать активность людей в их взаимодействии со средой. Однако антропоцентрическая парадигма мышления, сущностная особенность которой — восприятие человека как высшей ценности, а природы — как его собственности, глубоко проникла в современное общественное сознание.
Гуманизация и гуманитаризация образования, понимаемые как формирование у обучающихся особой формы отношения человека к окружающему миру и себе, своей деятельности в нем предполагает проявление гуманного отношения к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание. Существует точка зрения, в соответствии с которой образование рассматривается как неизбежная предпосылка, способствующая постоянному развитию способности людей объясняться по вопросам улучшения состояния окружающей среды, следовательно, повышению экологической культуры. Наоборот, экологическая культура обеспечивает повышение качества профессионального образования т.к. является элементом общечеловеческой культуры.
В контексте нашего исследования интерес представляет интенсивный поиск в области глобальной этики, не прерываемый в последнее десятилетие. В частности, Ханс Кюнг в «Декларации прав глобальной этики», говорит о глубинной системе ценностей. Он также указывает на то, что этических положений недостаточно и их реализация возможна только через преобразование сознания. Осознанием необходимости согласия по поводу всеобщего этического минимума, когда глобально объединенное человечество любой своей составляющей частью способно вызвать экономическую, экологическую или ядерную катастрофу, проникнута «Универсальная декларация глобальной этики» Леонардо Суидлера. Автор декларации также приходит к выводу о необходимости фундаментального изменения сознания. Признавая, что экологическая проблема коренится в человеке, исследователи расходятся во мнении о том, какой резонанс — положительный или отрицательный — она будет иметь для человечества. К примеру, резким противопоставлением мнению большинства философов являются работы А.Н. Павленко. Отмечая, что экологический кризис, как и любой другой, заставляет человечество высвобождать колоссальную внутреннюю энергию и тем самым развиваться, он находит его необходимым и чрезвычайно полезным. С работами А.Н. Павленко перекликаются в некоторой своей части работы А.С. Арсеньева, который в модели антропогенеза витки развития человечества связывает с изменениями психики. Поэтому экологическая проблема становится в его трудах феноменом очередного этапа развития сознания человечества или самосознания цивилизации. В этом контексте спор философов представляется для нашего исследования весьма актуальным, так как позволяет еще раз убедиться в необходимости трансформации общественного сознания, дает возможность увидеть мировоззрение как движущую силу эволюции общества, а также надеяться на то, как пишет А.Н. Павленко, что ответ «на очередной вызов окружающего мира, на кризис предыдущих с ним отношений…» будет всегда носить «непредсказуемо творческий характер» [Педагогика / Под ред. ПИ. Пидкасистого. — М.: Росс. Пед. агенство, 1996. — С. 68].
Мировоззрение общества исторически изменчиво. Из множества факторов, закономерно определяющих его немаловажное значение имеет материальное производство. Потому естественно, что человек, производящий материальные блага, является одним из первых в цепочке тех, кто определяет допустимые параметры технического воздействия на естественную среду и обеспечивает (что на наш взгляд наиболее важно) их соблюдение. В современном глобальном социальном контексте не только бизнес, в частности, в сфере промышленности, но и сфера знания, представленная университетами, существуют как открытые неравновесные системы. Теряются традиции Российского национального академического образования. Между тем, «среди современных мыслителей немало считающих, что России предстоит играть особую роль при переходе к новому этапу эволюции человечества, в частности, на пути преодоления экологического кризиса. Причем эти надежды связывают с особенностями характера души русского человека, как наиболее способного к духовному обновлению, обладающего наибольшей эволюционной способностью в этом плане» [Бабанский Ю.К. Педагогика. — М.: Просвещение, 1988. — С. 31].
Именно формирование экологически ориентированных мировоззрения и сознания признаётся большинством ученых в качестве главного пути выхода из кризиса. И огромная роль в этом процессе отводится этике как необходимому компоненту мировоззрения. Экологическая ориентация мировоззрения и сознания предполагает такую же ориентацию этики. Уже в начале нашего века А. Швейцер сформулировал основные положения новой этической теории, названной им «этикой благоговения перед жизнью».
Вопросы, затронутые Швейцером в его работах, имеют огромное значение для становления экологически ориентированного сознания и мировоззрения. Этика, по Швейцеру, есть «поведение человека в соответствии с идеей благоговения перед жизнью» [Швейцер А. Культура и этика — М, 1973. — С. 305]. В основе разработанной им этической концепции лежит этика самосовершенствования и этика самоотречения в новом понимании. В традиционном европейском понимании самоотречения он усматривал серьёзный недостаток: оно понимается слишком узко, только как самоотречение ради людей и человеческого общества. Швейцер распространяет его и на мир природы. Такая этика самоотречения, сливаясь с универсальной этикой самосовершенствования, образует этику благоговения перед жизнью. Её основной принцип — самоотречение перед жизнью ради благоговения перед ней.
Швейцер рассматривает человека в качестве части природы, не упрощая проблемы сознательного отношения к ней. Основное противоречие между человеком и природой, в его понимании, — раздвоение воли к жизни. Суть этого раздвоения в том, что человек для того, чтобы жить, вынужден причинять ущерб природе. Человек не должен совершать ни одного действия, могущего нанести ущерб окружающей жизни, если оно не диктуется настоятельной необходимостью. Он обязан осознавать все негативные последствия своих действий. Таким образом, любая деятельность человека в его отношениях с окружающей средой приобретает глубокое этическое содержание.
Идея о том, что человек несет ответственность перед жизнью как субъект этики прослеживается в работах таких авторов современных концепций экологического мировоззрения, как М. Лапка [Лапка М. Саморефлексия места и назначения человека в биосфере — объективное условие выживания цивилизации /История взаимодействия общества и природы: факты и концепции: Тезисы (конф., Москва, декабрь 1990 г) \ АН СССР. Комиссия АН СССР по проблемам экологии. Ин-т естествознания и техники и др. — М.; часть 1. — С. 23-24] и Х. Ролстон [Ролстон Х. Существует ли экологическая этика? //По сб. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Составители Л. И.Василенко и В.Е.Ермолаева; вводн. ст. Ю. А. Шрейдера. — М., 1990. — С. 258-288] и т.д.
По их мнению, именно этика является основой для формирования норм поведения человека, регулирующих его отношения с окружающим миром, она может стать решающим фактором сознательного самоограничения.
Таким образом, современное биосферное сознание и мировоззрение могут и должны стать основой для сознательного регулирования взаимодействия человека с окружающей природой. Их необходимым компонентом является экологически ориентированная этика.
Учитывая научно-философские воззрения ученых, мы подошли к выводу, что основная цель экологического образования — формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле.
На основании вышесказанного, мы предлагаем собственную формулировку многомерного понятия экологического мировоззрения. Экологическое мировоззрение отражает процесс и результат формирования экологического сознания личности и предполагает неразрывное единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к ней и соответствующих умений, навыков, потребностей взаимодействия с ней, основанного на гармонизации взаимосвязей в системе «природа-человек».
Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания. Экологическое образование имеет межпредметный характер. В рамках какого-нибудь одного предмета экологическое образование и воспитание не могут быть осуществлены в полной мере. Содержание экологического образования комплексно. Оно включает идеологические, научные, нравственно-эстетические, правовые, личностно-мировоззренческие и практические аспекты. Цель экологического образования заключается еще и в формировании ответственного отношения к природе, которое должно стать важнейшим элементом в системе социальных отношений будущего образования.
Таким образом, экологическая культура отражает целостное понимание мира. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Современное понимание формировании личности человека, его многогранных отношений с окружающим миром чрезвычайно важно как для развития новых отношений с природным и социальным окружением, так и для осознания им своего места в общей научной картине мира.
Как видим, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII-XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина «экологическое воспитание».
Актуальность разработки проблем формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения подтверждается большим интересом и активностью ученых в разработке его теоретико-методологических основ.
То, что экологическая проблема считается одной из глобальных проблем человечества, ясно показывает важность непрерывного экологического воспитания на всех ступенях обучения от дошкольных учреждений до высших учебных заведений.