В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС развития дошкольного образования за рубежом">дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 29.12.2012г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ».
Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.
Развитие человеческого общества предполагает преемственность социального опыта от поколения к поколению. Передача социального опыта может происходить разными способами. Однако практика показывает, что наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.
Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Наиболее существенными из них являются задачи умственного, эмоционального, нравственного, физического развития, а также задачи индивидуально-личностного развития и культурологического воспитания (усвоение воспитанниками высших ценностей мировой художественной культуры).
Активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности – генеральную цель целостного педагогического процесса.
Дошкольное образование в италии
... и развитие ребенка, а так же его подготовка к поступлению в начальную школу. Практически все они находятся в частной собственности. Оплата за детский сад достаточно высокая. Дошкольное образование в Италии является ...
Понятие педагогического процесса
Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на расширение образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Педагог – субъект, организующий и направляющий этот процесс. Воспитанник – субъект, чья деятельность является необходимым условием усвоения им опыта, накопленного человечеством, во всем его многообразии. Педагоги и воспитанники как субъекты деятельности являются главными компонентами педагогического процесса. К компонентам педагогического процесса относятся также его цели, результаты, содержание, организация.
Подлинно гуманистическое отношение к воспитанию предполагает активность ребенка как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Это необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот – всегда уникальный и самостоятельный – путь морально-нравственного и социального развития.
Воспитание не есть приспособление воспитанников к наличным формам социального бытия, не подгонка под некий стандарт. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии превращается в действительность. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие – формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.
«Воспитывать – значит, направлять развитие
Как указывал Л. С. Выготский, «воспитатель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым воспитанником».
Опыт, осваиваемый воспитанниками в деятельности, составляет содержание педагогического процесса. Освоение опыта наиболее успешно происходит при использовании специально подобранных для этого педагогических способов взаимодействия и средств в специально организованных условиях. Таким образом, сущность педагогического процесса состоит во взаимодействии педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных способов и средств.
Взаимодействие участников педагогического процесса – педагогов и воспитанников – специально организуется и направляется педагогами для реализации поставленной цели, поэтому цель педагогического процесса выступает его системообразующим фактором.
Цель педагогического процесса детализируется в педагогических задачах. Педагогическая задача формулируется в результате осмысления конкретной педагогической ситуации, соотнесенной целью и условиями ее реализации. Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса. Решение каждой педагогической задачи означает шаг на пути к поставленной цели. Динамика педагогического процесса, прослеживается в переходе от решения одной педагогической задачи к другой.
Содержание интеллектуального развития детей дошкольного возраста ...
... - раскрыть содержание интеллектуального развития детей дошкольного возраста в современных образовательных программах ДОУ. Задачи курсовой работы: рассмотреть интеллектуальное развитие детей разных возрастных групп; охарактеризовать работу ДОУ в условиях вариативности образования; раскрыть особенности интеллектуального развития дошкольников в основных ...
Движущие силы педагогического процесса основываются на его противоречиях. Педагогический процесс, в силу своей сложности, очень противоречив. Его движение от задачи к задаче происходит в результате разрешения его противоречий. Противоречия педагогического процесса подразделяются на объективные (существующие независимо от субъектов педагогического процесса) и субъективные (являющиеся следствием действий субъектов, например, ошибочно принятых педагогических решений).
Движение педагогического процесса обеспечивается посредством научно обоснованного разрешения объективных противоречий, а также своевременного осознания и устранения противоречий субъективных.
Наиболее общим объективным противоречием является противоречие между возможностями воспитуемых и требованиями, которые к ним предъявляют общество, детский сад, воспитатели, затем школа и учителя. Это противоречие обусловлено невозможностью выполнять предъявляемые требования раньше, чем для этого созреют объективные условия: у ребенка сформируются необходимые качества, свойства личности, расширятся знания, разовьются способности.
Целостность педагогического процесса
Историческое развитие педагогической профессии привело к разграничению, а иногда — к противопоставлению основных педагогических процессов: обучения и воспитания. Однако представления о том, что «учитель учит, а воспитатель воспитывает» ошибочны. В педагогическом процессе происходит формирование и развитие личности, которая является целостным образованием. Целостность личности воспитанника объективно требует целостности процессов, влияющих на неё.
Начиная с середины XIX в. прогрессивные педагоги все чаще отмечают единство обучения и воспитания. Так, И.Ф. Гербарт, писал: «обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цель, лишенная средств». Важный вклад в исследование педагогического процесса внёс П.Ф. Каптерев, по замыслу которого общеобразовательный курс школы должен обеспечивать правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего
Развитие теории целостного педагогического процесса в постсоветский период связано преимущественно с научной школой В.А. Сластенина.
Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство и гармоничное взаимодействие всех его компонентов.
Целостность является синтетической характеристикой педагогического процесса. Так, целостность проявляется в неразрывности воспитания и обучения. Однако целостность нельзя свести к единству процессов воспитания и обучения или к единству процессов умственного, нравственного, трудового, физического и других видов воспитания. В действительности целостность многопланова и многоаспектна, она проявляется как в содержании, так и в и организации педагогического процесса.
Образование как педагогический процесс
... воспитанники, содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они достаточны и необходимы для возникновения любой педагогической системы. Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание, от ...
В содержательном плане целостность педагогического процесса реализуется посредством отражения в цели и содержании образования взаимосвязи четырех элементов:
- умений и навыков, представляющих собой опыт применения знаний в действиях по готовым алгоритмам;
- опыта творческой деятельности — опыта действий в новых ситуациях, когда алгоритм заранее не известен;
- опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.
Во взаимосвязи этих элементов реализуется единство основных функций педагогического процесса: образовательной, развивающей и воспитательной. Основные функции, в свою очередь, трансформируются в единство образовательных, развивающих и воспитательных задач, комплексное решение которых обеспечивает достижение цели педагогического процесса: формирования гармонично развитой личности, полезной и успешной в обществе (рис. 1).
Рис. 1. Содержательная целостность педагогического процесса
Для решения любой из задач требуется освоение воспитанником знаний, опыта действий по алгоритмам (умений и навыков) и творчества, а также опыта отношений к окружающему миру.
Приведём пример. Освоение воспитанником некоторых культурных норм и правил поведения относится к задачам воспитания. Для этого воспитанник должен освоить:
- знания о сущности данных культурных норм и способах их реализации в своей деятельности и поведении;
- опыт следования данным нормам в повседневной жизни (навыки, привычки, соответствующие культурным нормам);
- опыт соблюдения культурных норм в новых для воспитанника условиях (для этого ему потребуется творчески интерпретировать усвоенные правила культурного поведения);
- опыт уважительного отношения к окружающим людям, заложенного в осваиваемых нормах и правилах поведения.
При неполном освоении этих компонентов освоение культурной нормы будет поверхностным, а её реализация — носить ситуативный характер (например, воспитанник ведёт себя культурно лишь тогда, когда за ним наблюдает педагог).
В организации педагогического процесса свойство целостности приобретается им при обеспечении единства процессов четырёх основных видов (рис. 2.):